Педагогический инновационный опыт
статья по музыке по теме
Современное общество ставит перед школой задачу развития личностно значимых качеств подрастающего поколения, а не только передачу знаний. Знания выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные технологии.
В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Использование ИКТ на уроках музыки
- позволяет сделать деятельность учителя и учащегося более эффективной;
- повысить качество обучения предмету;
- отразить существенные стороны музыкальных фактов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности;
- самое главное, значительно повысить уровень обученности, так как ученики проявляют больший интерес к урокам музыки с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогический инновационный опыт | 16.44 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
1.Актуальность и перспективность опыта.
Многочисленные социологические исследования наглядно демонстрируют, что приобщение современного школьника к вопросам музыкального искусства на рубеже XXI века происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля. Меняется восприятие ребенка, он живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры. Учитель должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке. И одной из таких методик сегодня является интеграция медиаобразования в систему работы учителя-предметника. Научить ребенка, с самого раннего возраста попадающего в "электронную среду", ориентироваться в ней, приобретать навыки "чтения", переработки и анализа информации, получаемой из разных источников, критически осмыслять ее и есть одна из важнейших задач современной школы.
Необходимо изменить роль ученика в уроке: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения.
Учебным планом предусмотрены лишь по одному уроку музыки в неделю, что недостаточно для формирования разносторонне развитой гармоничной личности. В связи с этим возникает проблема: «Увеличение интенсивности урока, его насыщенности». Одним из способов решения этой задачи могут стать современные информационные технологии.
Поиск путей разрешения обозначенного выше привел к определению гипотезы: если использовать информационно-коммуникационные технологии на уроке как средство создания ситуации занимательности, то будет повышаться интерес к учебной деятельности и качество образования.
Для современного человека характерно стремление к визуальному восприятию информации. Опыт работы в школе показывает, учащиеся лучше воспринимают зрительный ряд, чем текстовый. Применение в процессе обучения информационно коммуникационных технологий, способствует частичному решению данной проблемы. Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным. Применение компьютера на уроках музыки может быть самым разнообразным, преследовать разные цели (ознакомление с наиболее интересными фактами биографии композиторов, совершение заочных экскурсий по местам, связанным с жизнью и деятельностью русских и зарубежных композиторов и художников, видеопросмотр фрагментов кинофильмов, мультипликационных фильмов, спектаклей, балетов по произведениям того или иного композитора, прослушивание мастеров музыки, их исполнения в соответствии с целью и объектом исследования определены следующие задачи:
1 обобщить собственный опыт применения информационно-коммуникационных технологий на уроке музыки;
2 разработать методические материалы по использованию информационно-коммуникационных технологий.
3. Использование современных образовательных и информационных технологий для освоения содержания образования и общего развития детей, а так же пробудить интерес детей к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала.
4. Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться и т. п.
5. Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
6. Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения.
7. Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность.
2. Концептуальность педагогического опыта
Для достижения высокого современного качества образования в процессе развития личности выдвигаю принцип сотрудничества ученика и учителя. Принцип сотрудничества -это целое направление в педагогической теории и практике, которое указывает на новую позицию учителя и ученика, имеет присущие приёмы педагогического процесса и своеобразные черты взаимодействия преподавателя и школьника. Педагогика сотрудничества наиболее полно отвечает запросам людей нашего времени в связи с увеличением значимости человеческого фактора.
Новизна опыта заключается в комбинации элементов известных методик, а так же применение специальных средств (приёмов, форм работы) с целью активизации познавательной мыслительной деятельности учащихся, формирования положительной мотивации, достижения эффективных результатов на уроках музыки.
Своеобразие предлагаемого опыта заключаются в том, что применение современных образовательных технологий позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря образовательным технологиям, в том числе информационно-коммуникационным, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших учеников.
Таким образом, можно сделать вывод, что через организацию работы с учеником реализуется концептуальная идея сотрудничества в опыте современного образовательного учреждения. Учебно-воспитательный процесс я осваиваю на принципах концептуальных идей педагогики сотрудничества и представляя развивающуюся, динамично функционирующую, целостную педагогическую систему, изучаю и обобщаю опыт использования принципов и концептуальных идей педагогики сотрудничества на практике.
Начиная с первых уроков нужно стремиться развивать в каждом ученике собственное восприятие мира. Создание проблемных ситуаций, фантастических предположений, и как результат, их решения – позволяют детям почувствовать радость открытия. И не важно, что открытие было уже сделано давным-давно. Когда у ребенка возникает чувство « я – сам», то можно уже считать, что процесс осознания себя как «человека разумного» произошел.
Информационные технологии в совокупности с правильно подобранными другими технологиями и методиками обучения создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации, индивидуализации обучения и воспитания
А это значит, что внедрение компьютерных технологий в школе на уроке просто необходимо для создания познавательной среды, актуализации учебной деятельности, повышения интереса учащихся к приобретению новых знаний, внесения элемента новизны. Использование информационных технологий создаёт принципиально новые возможности для усвоения учебного материала учениками. Это достигается за счёт увеличения доли информации, представляемой в визуальной и звуковой форме, скорости доставления информации. Легко реализуется принцип наглядности в обучении, увеличивается доступность объяснения, так как у учащихся работает образное воображение
Использование ИКТ на уроке позволяет в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:
- принцип равенства позиций;
- принцип доверительности;
- принцип обратной связи;
- принцип занятия исследовательской позиции.
Итак, новые информационные технологии – это процесс подготовки и передачи информации учащимся посредством компьютера с соответствующим техническим и программным обеспечением. Это позволяет решать новые, не решённые ранее задачи. Но нельзя забывать главного: никакая самая лучшая и современная машина не заменит «живого» общения учителя с учеником.
3.Наличие теоретической базы опыта
Каждый из нас воспринимает и переживает искусство по-своему. Я вижу своё предназначение в том, чтобы средствами музыки формировать культурного человека. Работая в сельской школе, для меня остаются актуальными вопросы: как сделать, чтобы искусство не было отчуждено от ребенка, а стало частью его души, чтобы на моих уроках преобладали не словесно-информативные, а активно-творческие и проблемные методы? Как сделать уроки искусства интересными? Осуществлён анализ проблем взаимодействия преподавателя с учащимися в учебно-воспитательном процессе, исследованы пути формирования личности учащихся, психологического обеспечения педагогического сотрудничества.
Для полной плодотворной индивидуальной работы с учащимися ведётся разработка дидактического материала для индивидуальной работы и уроков контроля знаний учащихся по предмету « Музыка».
На уроках музыки и во внеклассной работе часто использую информационно-коммуникационные технологии. Применение компьютера активизирует деятельность учащихся, сосредотачивает их внимание, развивает интерес к предмету.
Самый доступный способ применения информационных технологий на уроке музыки – это использование мультимедийной техники. Одним из инструментов внедрения информационных технологий является компьютерная программа PowerPoint, которую очень эффективно и творчески можно использовать в преподавании музыки. В данной программе составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при проведении уроков музыки.
Я, как учитель музыки, как просто педагог стремлюсь к тому, чтобы ученик был увлечён учёбой, чтобы учение помогало их самоутверждению и нравственному становлению. Своей главной задачей считаю создать для каждого ребёнка условия интересной, содержательной, успешной работы, творческой обстановки, вызвать у детей желание размышлять, вступать в диалог, сотрудничать с учителем и друг с другом.
Комплексный подход к современному учебному процессу означает, что эстетическое воспитание, воспитание искусством должен осуществляться путём взаимодействия .
4.Ведущая педагогическая идея
Я думаю, что информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным равноправным его членом. Именно применение информативно-коммуникативных технологий на уроках музыки позволяют реализовать идею развивающего обучения. С внедрением ИКТ повысился темп урока, да и сам урок стал более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы по формированию эстетического вкуса учащихся. Работа с мультимедийными программами развивает конструктивное, творческое мышление, коммуникативные способности у учащихся. Способствует формированию умений и навыков исследовательской деятельности, осмысленного владения информацией и ее последующей обработкой. Практика показала что, использование мультимедийных технологий повышает качество и эффективность обучения, развивает учебную деятельность. Мультимедиа презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действия пользователя) – наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов.
Использование мультимедиа презентаций целесообразно на любом этапе изучения новой темы и на любом этапе урока, как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана.
Используя возможности программы PowerPoint, мной были разработаны презентации некоторых тем уроков. Они помогают мне разнообразить уроки. Так, уроки-презентации широко использую:
- во время знакомства с творчеством того или иного композитора
- при изучении особенностей и разнообразия тембров музыкальных инструментов.
- Знакомство со стилями и жанрами музыки.
- Изучение народного творчества и тд.
. Полученный в результате объем знаний не всегда предполагает анализ, дедукцию. Но в то же время, обогащая опыт, расширяя кругозор, сподвигает на изучение, узнавание, познание; формирует своеобразный взгляд на те или иные процессы. Ведь, как известно, никакой учебно – воспитательный процесс не мыслим без формирования определенного объема знаний. Музыкально - компьютерные программы - одна из самых развитых областей информатики. И уже имеется многолетний опыт соединения потребности детей, подростков и молодежи с уже имеющимися техническими, методологическими и ,методическими возможностями
. Оптимальность и эффективность средств.
Ключевые вопросы оптимизации изложенные Бабанским Ю.К., актуальны и в современной школе. В настоящее время они приобретают особую значимость.
Оптимальный – это не наилучший вообще, то есть не идеальный, процесс обучения. Оптимум – это не простая середина между максимумом и минимумом. Оптимальный – это наилучший для имеющихся сегодня условий, для реальных возможностей учеников и учителя в данный момент, с точки зрения определённых критериев. Причём такие критерии в каждом случае определяются конкретно, и с расчётом возможностей учеников и учителей они постепенно усложняются.
Оптимизация обучения предполагает обязательное изучение реальных учебных возможностей школьников.
Критерии оптимизации:
1.Достижение каждым учеником реально возможного для него в данный период уровня успеваемости, воспитанности.
2.Соблюдение учениками и учителями установленных для них норм времени на урочную и домашнюю работу.
На современном этапе процесс обучения оптимизируют по его результатам и затратам времени. Оптимизация указывает учителю кратчайшие, менее трудоёмкие пути достижения более высоких учебно-воспитательных результатов. Оптимизация предполагает, что учитель при подготовке к каждому уроку будет опираться на закономерности и принципы обучения и творчески выбирать наилучший вариант изучения новой темы, не допуская шаблона при построении уроков, находя самое лучшее сочетание приёмов, методов для данной ситуации.
ИКТ, будучи cоставной частью технических средств обучения, с точки зрения методики обучения являются эффективным средством оптимизaции учебного процесса. Можно отметить положительные аспекты их использования:
повышение наглядности обучения;
обеспечение индивидуального подхода в обучении;
активизация процесса овладения знаниями, умениями и навыками;
повышение роли самостоятельной работы учащихся в ходе обучения.
Однако необходимо отметить, что для получения подобных положительных результатов необходимо соблюдение ряда методических условий по их применению. Данные условия представлены в основном:
- логикой построения урока;
- методами изложения материала;
- конкретными методическими приемами предъявления информации;
- системностью использования ИКТ;
- наличием и умением отбирать необходимые электронные издания (интерактивные пособия), исходя из целей и задач обучения.
- результативность опыта
Проводя целенаправленную работу по внедрению информационно-коммуникационных технологий, я добилась стабильности результатов. В течение ряда лет наблюдается 100% успеваемость и высокое качество знаний.
В результате использования на уроках музыки ИКТ повышается учебная мотивация, формируется эмоционально положительное отношение к предмету, внимание учеников остается устойчивым на протяжении всего урока.
5.Качественный уровень результативности реализации профессионального опыта
Мониторинг качества обученности учащихся за 2010-2013учебный год
2010-2011 | 2011-2012 | 2012-2013 | |
Качество знаний | 100% | 100% | 100% |
Успеваемость | 100% | 100% | 100% |
Средний балл | 4,8 | 4,7 | 4,8 |
, |
Обобщая выше сказанное, мы можем говорить об информационно – коммуникационных технологиях , как о чрезвычайно мощном и полезном инструменте в педагогической деятельности. Информационно – коммуникационные технологии- это электронное музыкальное творчество, реальная потребность подрастающего поколения в самовыражении, а увлечение этим творчеством можно сравнить с популярностью фортепьянной музыки в салонах 19 века. Директор журнала Е. Орлова «Музыка и электроника» пишет: «Невероятно, но, кажется, сейчас именно дети в музыке выбирают ее будущее. И выбирают они тем, чем могут – своей увлеченностью, которая не может быть неискренней.
Заключение
Современное общество ставит перед школой задачу развития личностно значимых качеств подрастающего поколения, а не только передачу знаний. Знания выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные технологии
В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Использование ИКТ на уроках музыки
- позволяет сделать деятельность учителя и учащегося более эффективной;
- повысить качество обучения предмету;
- отразить существенные стороны музыкальных фактов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности;
- самое главное, значительно повысить уровень обученности, так как ученики проявляют больший интерес к урокам музыки с использованием информационно-коммуникационных технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный опыт работы
Использование космических технологий на уроках информатики «Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века...
Опыт внедрения внеаудиторной рейтинговой оценки знаний как педагогическая инновационная технология
Рейтинговая система оценивания обучающихся....
Клуб "Педагогическая кухня". Опыт работы общественного педагогического сообщества
Информационная карта участников диссеминации инновационного опыта лучших учителей Московской области....
обобщение собственного педагогического опыта 4.6.Работа над собственным педагогическим опытом Опыт работы по теме «Формирование речевой культуры школьников» Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык тоже инструмент, и надобно учиться л
обобщение собственного педагогического опыта Работа над собственным педагогическим опытом Опыт работы по теме «Формирование речевой культуры школьников»...
Выступление на XVI педагогической конференции работников муниципальных образовательных организаций г. Канска в группы восточных районов Красноярского края «Инновационный опыт-основа системных изменений».
Тема выступления: «Развитие чувства ритма дошкольников на музыкальных занятиях посредством технологии К. Орфа»....
Практико-ориентированный педагогический проект "Опыт работы в использовании современных педагогических технологий"
Практико-ориентированный педагогический проект "Опыт работы в использовании современных педагогических технологий"...