Педагогический инновационный опыт
статья по музыке по теме

Бубнова Светлана Евгеньевна

Современное общество ставит перед школой задачу развития личностно значимых качеств подрастающего поколения, а не только передачу знаний. Знания выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные технологии.

В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Использование ИКТ на уроках музыки

- позволяет сделать деятельность учителя и учащегося более эффективной;

- повысить качество обучения предмету;

- отразить существенные стороны музыкальных фактов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности;

- самое главное, значительно повысить уровень обученности, так как ученики проявляют больший интерес к урокам музыки с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

1.Актуальность и перспективность опыта.

 Многочисленные социологические исследования наглядно демонстрируют, что приобщение современного школьника к вопросам музыкального искусства на рубеже XXI века происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля. Меняется восприятие ребенка, он живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры. Учитель должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке. И одной из таких методик сегодня является интеграция медиаобразования в систему работы учителя-предметника. Научить ребенка, с самого раннего возраста попадающего в "электронную среду", ориентироваться в ней, приобретать навыки "чтения", переработки и анализа информации, получаемой из разных источников, критически осмыслять ее и есть одна из важнейших задач современной школы.

        Необходимо изменить роль ученика в уроке: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения.

Учебным планом предусмотрены лишь по одному  уроку  музыки    в неделю, что недостаточно для формирования разносторонне развитой гармоничной личности. В связи с этим возникает проблема: «Увеличение интенсивности урока, его насыщенности». Одним из способов решения этой задачи могут стать современные информационные технологии.

Поиск   путей разрешения обозначенного выше   привел  к определению гипотезы: если использовать информационно-коммуникационные технологии  на уроке как средство создания ситуации занимательности, то будет повышаться интерес к учебной деятельности  и качество образования. 

Для современного человека характерно стремление к визуальному восприятию информации. Опыт работы в школе показывает, учащиеся лучше воспринимают зрительный ряд, чем текстовый. Применение в процессе обучения информационно коммуникационных технологий, способствует частичному решению данной проблемы. Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают  сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным. Применение компьютера на уроках музыки   может быть самым разнообразным, преследовать разные цели (ознакомление с наиболее интересными фактами биографии композиторов, совершение заочных экскурсий по местам, связанным с жизнью и деятельностью русских и зарубежных композиторов и художников, видеопросмотр фрагментов кинофильмов, мультипликационных фильмов, спектаклей, балетов по произведениям того или иного композитора, прослушивание мастеров музыки, их исполнения  в соответствии с целью и  объектом исследования определены следующие задачи:

1 обобщить собственный опыт  применения информационно-коммуникационных технологий на уроке музыки;

         2 разработать методические материалы по использованию информационно-коммуникационных технологий.

3. Использование современных образовательных и информационных технологий для освоения содержания образования и общего развития детей, а так же пробудить интерес детей к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала.                    

 4. Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться и т. п.

 5. Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.                        

  6. Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения.                                                            

   7. Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность.

 

2. Концептуальность педагогического опыта

        Для достижения высокого современного качества образования в процессе развития личности выдвигаю принцип сотрудничества ученика и учителя. Принцип сотрудничества -это целое  направление в педагогической теории и практике, которое указывает на новую позицию учителя и ученика, имеет присущие приёмы педагогического процесса и своеобразные черты взаимодействия преподавателя и школьника. Педагогика сотрудничества наиболее полно отвечает запросам людей нашего времени в связи с увеличением значимости человеческого фактора.

         Новизна опыта заключается в комбинации элементов известных методик, а так же применение специальных средств (приёмов, форм работы) с целью активизации познавательной мыслительной деятельности учащихся, формирования положительной мотивации, достижения эффективных результатов на уроках музыки.

        Своеобразие  предлагаемого опыта  заключаются в том, что применение современных образовательных технологий позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Практическая значимость  данной проблемы заключается в том, что использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря образовательным технологиям, в том числе информационно-коммуникационным, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших учеников.

        Таким образом, можно сделать вывод, что через организацию работы с учеником реализуется концептуальная идея сотрудничества в опыте современного образовательного учреждения. Учебно-воспитательный процесс я осваиваю на принципах концептуальных идей педагогики сотрудничества и представляя развивающуюся, динамично функционирующую, целостную педагогическую систему, изучаю и обобщаю опыт использования принципов и концептуальных идей педагогики сотрудничества на практике.

        Начиная с первых уроков нужно стремиться развивать в каждом ученике собственное восприятие мира. Создание проблемных ситуаций, фантастических предположений, и как результат, их решения – позволяют детям почувствовать радость открытия. И не важно, что открытие было уже сделано давным-давно. Когда у ребенка возникает чувство « я – сам», то можно уже считать, что процесс осознания себя как «человека разумного» произошел.

         Информационные технологии в совокупности с правильно подобранными другими технологиями и методиками  обучения создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации, индивидуализации обучения и воспитания

 А это значит, что внедрение компьютерных технологий в школе на уроке просто необходимо для создания познавательной среды, актуализации учебной деятельности, повышения интереса учащихся к приобретению новых знаний, внесения элемента новизны. Использование информационных технологий создаёт принципиально новые возможности для усвоения учебного материала учениками. Это достигается за счёт увеличения доли информации, представляемой в визуальной и звуковой форме, скорости доставления информации. Легко реализуется принцип наглядности в обучении, увеличивается доступность объяснения, так как у учащихся работает образное воображение

         Использование ИКТ на уроке позволяет в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

 - принцип равенства позиций;

 - принцип доверительности;

 - принцип обратной связи;

 - принцип занятия исследовательской позиции.

      Итак, новые информационные технологии – это процесс подготовки и передачи информации учащимся посредством компьютера с соответствующим техническим и программным обеспечением. Это позволяет решать новые, не решённые ранее задачи. Но нельзя забывать главного: никакая самая лучшая и современная машина не заменит «живого» общения учителя с учеником.

3.Наличие теоретической базы опыта

        Каждый из нас воспринимает и переживает искусство  по-своему.  Я вижу своё предназначение в том, чтобы средствами музыки   формировать культурного человека.  Работая в сельской школе, для меня остаются актуальными вопросы: как сделать, чтобы искусство не было отчуждено от ребенка, а стало частью его души, чтобы на  моих уроках  преобладали не словесно-информативные, а активно-творческие и проблемные методы? Как сделать уроки искусства интересными? Осуществлён анализ проблем взаимодействия преподавателя с учащимися в учебно-воспитательном процессе, исследованы пути формирования личности учащихся, психологического обеспечения педагогического сотрудничества.

        Для полной плодотворной индивидуальной работы с учащимися ведётся разработка дидактического материала для индивидуальной работы и уроков контроля знаний учащихся по предмету « Музыка».

        На уроках музыки и во внеклассной работе часто использую информационно-коммуникационные технологии. Применение компьютера активизирует деятельность учащихся, сосредотачивает их внимание, развивает интерес к предмету.

        Самый доступный способ применения информационных технологий на уроке музыки – это использование мультимедийной техники. Одним из инструментов внедрения информационных технологий является компьютерная программа PowerPoint, которую очень эффективно и творчески можно использовать в преподавании музыки. В данной программе составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при проведении уроков музыки.

        Я, как учитель музыки, как просто педагог стремлюсь к тому, чтобы ученик был увлечён учёбой, чтобы учение помогало их самоутверждению и нравственному становлению. Своей главной задачей считаю создать для каждого ребёнка условия интересной, содержательной, успешной работы, творческой обстановки, вызвать у детей желание размышлять, вступать в диалог, сотрудничать  с учителем и друг с другом.

    Комплексный подход к современному учебному процессу означает, что эстетическое воспитание, воспитание искусством должен осуществляться путём  взаимодействия .

4.Ведущая педагогическая идея

         Я  думаю,  что информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным равноправным его членом. Именно применение информативно-коммуникативных технологий  на уроках музыки позволяют  реализовать идею развивающего обучения.  С внедрением ИКТ повысился темп урока, да и сам урок стал более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы по формированию эстетического вкуса учащихся. Работа с мультимедийными программами развивает конструктивное, творческое мышление, коммуникативные способности у учащихся. Способствует формированию умений и навыков исследовательской деятельности, осмысленного владения информацией и ее последующей обработкой. Практика показала что, использование мультимедийных технологий повышает качество и эффективность обучения, развивает учебную деятельность. Мультимедиа презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действия пользователя) – наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов.

        Использование мультимедиа презентаций целесообразно на любом этапе изучения новой темы и на любом этапе урока, как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана.

        Используя возможности программы PowerPoint, мной были разработаны презентации некоторых тем уроков. Они помогают мне разнообразить уроки. Так, уроки-презентации широко использую:

  • во время знакомства с творчеством того или иного композитора
  • при изучении особенностей и разнообразия тембров музыкальных инструментов.
  • Знакомство со стилями и жанрами музыки.
  • Изучение народного творчества и тд.

. Полученный в результате объем знаний не всегда предполагает анализ, дедукцию. Но в то же время, обогащая опыт, расширяя кругозор, сподвигает на изучение, узнавание, познание; формирует своеобразный взгляд на те или иные процессы. Ведь, как известно, никакой учебно – воспитательный процесс не мыслим без формирования определенного объема знаний. Музыкально -  компьютерные   программы - одна из самых развитых областей информатики. И уже имеется многолетний опыт соединения потребности   детей, подростков и молодежи с уже имеющимися техническими, методологическими и ,методическими возможностями

. Оптимальность и эффективность средств.

Ключевые вопросы оптимизации изложенные Бабанским Ю.К., актуальны и в современной школе. В настоящее время они приобретают особую значимость.

Оптимальный – это не наилучший вообще, то есть не идеальный, процесс обучения. Оптимум – это не простая середина между максимумом и  минимумом. Оптимальный – это наилучший  для  имеющихся сегодня условий, для реальных возможностей учеников и учителя в данный момент, с точки зрения определённых критериев. Причём такие критерии в каждом случае определяются конкретно, и с расчётом возможностей учеников и учителей они постепенно усложняются.

Оптимизация обучения предполагает обязательное изучение реальных учебных возможностей школьников.

Критерии   оптимизации:

1.Достижение каждым учеником реально возможного для него в данный период уровня успеваемости, воспитанности.

2.Соблюдение учениками и учителями установленных для них норм времени на урочную и домашнюю работу.

На современном этапе процесс обучения оптимизируют по его результатам и затратам времени. Оптимизация указывает учителю кратчайшие, менее трудоёмкие пути достижения более высоких учебно-воспитательных  результатов. Оптимизация предполагает, что учитель при подготовке к каждому уроку будет опираться на закономерности и принципы обучения и творчески выбирать наилучший  вариант изучения новой темы, не допуская шаблона при построении уроков,  находя самое лучшее сочетание приёмов, методов для данной ситуации.

        ИКТ, будучи cоставной частью технических средств обучения, с точки зрения методики обучения являются эффективным средством оптимизaции учебного процесса. Можно отметить положительные аспекты их использования:

повышение наглядности обучения;

обеспечение индивидуального подхода в обучении;

активизация процесса овладения знаниями, умениями и навыками;

повышение роли самостоятельной работы учащихся в ходе обучения.

        Однако необходимо отметить, что для получения подобных положительных результатов необходимо соблюдение ряда методических условий по их применению. Данные условия представлены в основном:

- логикой построения урока;

- методами изложения материала;

- конкретными методическими приемами предъявления информации;

- системностью использования ИКТ;

- наличием и умением отбирать необходимые электронные издания (интерактивные пособия), исходя из целей и задач обучения.

- результативность опыта

        Проводя целенаправленную работу по внедрению информационно-коммуникационных технологий, я добилась стабильности результатов. В течение  ряда лет наблюдается  100% успеваемость и высокое качество знаний.  

В  результате использования на уроках музыки ИКТ повышается учебная мотивация, формируется эмоционально положительное отношение к предмету, внимание учеников остается устойчивым на протяжении всего урока.

                                                         
5
.Качественный уровень результативности реализации профессионального опыта

Мониторинг  качества обученности учащихся за 2010-2013учебный год

2010-2011

2011-2012

2012-2013

Качество знаний

100%

100%

100%

Успеваемость

100%

100%

100%

Средний балл

4,8

4,7

4,8

,

        Обобщая выше сказанное, мы можем говорить об информационно – коммуникационных технологиях , как о чрезвычайно мощном и полезном инструменте в педагогической деятельности. Информационно – коммуникационные технологии- это электронное музыкальное творчество, реальная потребность подрастающего поколения в самовыражении, а увлечение этим творчеством можно сравнить с популярностью фортепьянной музыки в салонах 19 века. Директор журнала Е. Орлова «Музыка и электроника» пишет: «Невероятно, но, кажется, сейчас именно дети в музыке выбирают ее будущее. И выбирают они тем, чем могут – своей увлеченностью, которая не может быть неискренней.

Заключение

        Современное общество ставит перед школой задачу развития личностно значимых качеств подрастающего поколения, а не только передачу знаний. Знания выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные технологии

В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Использование ИКТ на уроках музыки

-   позволяет сделать деятельность учителя и учащегося более эффективной;

-    повысить качество обучения предмету;

- отразить существенные стороны музыкальных фактов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности;

-  самое главное,  значительно повысить уровень обученности, так как  ученики проявляют больший интерес к урокам музыки с использованием информационно-коммуникационных технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный опыт работы

Использование космических технологий на уроках информатики «Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века...

Клуб "Педагогическая кухня". Опыт работы общественного педагогического сообщества

Информационная карта участников диссеминации инновационного опыта лучших учителей Московской области....

Практико-ориентированный педагогический проект "Опыт работы в использовании современных педагогических технологий"

Практико-ориентированный педагогический проект "Опыт работы в использовании современных педагогических технологий"...