ФГОС начальная школа
рабочая программа по музыке на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Краснодарский край, Кавказский район, п.Мирской
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №15
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №__
от ______20__ года
Председатель педсовета
_____________ ______
Подпись, печать ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
_______________________________________________
тематическая
_______________________________________________
студия
________________________________________________
ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ СТУДИЯ
_________________________________________________________
4 года
________________________________________________________
7-11 лет
______________________________________
Самусенко Л.Ю.
Структура рабочей программы
1. Пояснительная записка.
Работа вокально-хоровой студии в общеобразовательной школе занимает важнейшее место в системе воспитания и образования. Пение развивает художественный вкус учащихся, расширяет и обогащает их музыкальный кругозор. Вокал служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности обучающихся, помогает формированию интонационных возможностей, необходимых для овладения исполнительскими навыками. Во время обучения дети знакомятся не только с лучшими образцами народного музыкального творчества, но и с лучшими образцами современной музыкальной культуры, духовной музыки. Учатся исполнять и анализировать музыку.
Цель занятий по вокалу заключается в развитии личностного творческого потенциала школьника, постижение сущности музыкальной интонации, ее драматургии через различные формы вокального музицирования.
Намеченным целям обусловлены задачи занятий по вокалу:
- развитие способности эстетического сопереживания действительности, миром человеческих эмоции, чувств, жизненных реалий;
-осуществление художественного познания мира через собственную созидательную деятельность;
- развитие музыкальных способностей учащихся, певческого голоса: формирование красивого естественного звучания, расширение диапазона;
-развитие эмоциональной сферы, воспитание их музыкального, эстетического вкуса, интереса и любви к музыке ,желание исполнять ее;
-всестороннее развитие музыкального слуха - мелодического, гармонического, ритмического, динамического, темпового;
- формирование музыкальной культуры, художественного вкуса;
- прививать вокально-хоровые навыки как основу для достижения выразительного, грамотного, художественного исполнения;
- формирование умений и способов деятельности для самостоятельного общения с музыкой;
- приобщение ребят к современной музыке, формирование основ современного музыкального мышления;
- стремление к практическому использованию репертуара, знаний и умений в деятельности классного коллектива, в быту, на досуге;
- обучение детей пользоваться различными техническими средствами.
Задача руководителя - привить детям любовь к пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематическом музицировании, учитывая, что пение - наиболее доступный вид деятельности. Пение по памяти способствует развитию музыкальной памяти.
В коллективе должна быть создана атмосфера творчества, взаимопомощи, ответственности каждого за результат общего дела, Это способствует формированию личности, помогает поверить в собственные силы, воспитывает чувство товарищества. При организации занятий необходимо руководствоваться не столько вокальными возможностями учащихся, сколько их возрастом.
Огромное влияние на развитие музыкальности учащихся оказывает работа над художественным образом исполняемого произведения, выявлением его идейно-эмоционального смысла. Особое значение приобретает работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, умение почувствовать и выделить кульминационные моменты произведения. Используются такие приемы, как сочетание запевов солистами, динамического развития, варьирование элементов аранжировки.
Отбирая репертуар, помним о необходимости расширения музыкально-художественного кругозора, не забываем, что пение - мощное средство патриотического, идейного, нравственного воспитания учащихся.
С постепенным накоплением опыта исполнения, овладения вокально-хоровыми навыками, репертуар усложняется.
На протяжении всех лет обучения необходимо следить за формированием и развитием важнейших вокальных навыков: дыханием, звуковедением. дикцией, ансамблем, строем и и др., постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей.
Данная программа рассчитана на четыре года обучения. Предусматривается работа с детьми от 7 до 11 лет. В состав группы входит до 15 человек.
Весь образовательный цикл предусматривает следующие формы работы: занятия, на которых присутствуют все участники вокально-хоровой группы. На занятиях учащиеся знакомятся с физиологическими особенностями голосового аппарата, осваивают приемы голосоведения. Акцент делается на работе по достижению всех уровней ансамблевого звучания.
Различные формы работы дают возможность педагогу более полно раскрыть индивидуальные особенности каждого участника группы, развивать обучаемого, предлагает решение следующих задач:
- постановка дыхания;
- работа над расширением певческого диапазона;
- развитие музыкального слуха и ритма.
Для обеспечения выполнения данной программы необходимо материально-техническая база:
- специально оборудованный кабинет;
- фортепиано;
- библиотечка вокалиста;
- использование музыкальных инструментов;
- наличие музыкально-воспроизводящей аппаратуры;
- наличие микрофонов;
- фонотека (компакт-диски ) с различными вокальными произведениями;
- фонотека с качественными (что немаловажно) записями фонограмм;
- по возможности – караоке.
2. Тематический план программы
1 год обучения (33 часа)
№ | ТЕМА | Общ. кол-во ч. | теория | практика |
1 | Вводное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Знакомство с голосовым аппаратом | 4 | 1 | 3 |
4 | Диапазон, регистр, понятие тесситуры | 3 | 1 | 2 |
5 | Знакомство с различной манерой пения | 10 | 5 | 5 |
6 | Использование элементов ритмики, сценической культуры | 5 | 2 | 3 |
7 | Фонопедический метод развития голоса по системе В.Емельянова | 9 | 3 | 6 |
Итого: | 33 | 13 | 20 |
2 год обучения (34 часа)
№ | ТЕМА | Общ. кол-во ч. | теория | практика |
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2 | Фонопедический метод развития голоса по системе В.Емельянова | 17 | 6 | 11 |
3 | Выработка чистого унисона | 15 | 5 | 10 |
Итого: | 34 | 12 | 22 |
3 год обучения
№ | ТЕМА | Общ.кол-во | теория | практика |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция | 5 | 2 | 3 |
3 | Использование певческих навыков | 5 | 2 | 3 |
4 | Ансамбль голосов, как элемент вокальной звучности | 1 | 1 | - |
5 | Разновидности ансамблевого звучания. Унисон. Динамика. Тембр. Ритм. | 4 | 1 | 3 |
6 | Народную песню не поют, а играют | 6 | 2 | 4 |
7 | Выразительные средства исполнения | 7 | 2 | 5 |
8 | Использование элементов ритмики, сценической культуры | 5 | 2 | 3 |
Итого: | 34 | 13 | 21 |
4 год обучения
№ | ТЕМА | Общ.кол-во ч. | теория | практика |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Мелодия, мелодизм | 3 | 1 | 2 |
3 | Элементы сольфеджио: ноты, название ступеней, поступенное движение, куплетная форма, фраза, период, тон, полутон, трезвучие, мажор, минор, интервалы(их названия ), динамические оттенки | 6 | 2 | 4 |
4 | Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. | 4 | 2 | 2 |
5 | Овладение собственной манерой вокального исполнения. | 5 | 1 | 4 |
6 | Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция | 6 | 1 | 5 |
7 | Дикция и артикуляция | 4 | 1 | 3 |
8 | Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве | 5 | 1 | 4 |
Итого: | 34 | 10 | 24 |
3. Содержание программы
1 год обучения
1. Вводное занятие. История вокального кружка. Цели и задачи курса обучения. Формы работы. Техника безопасности.
Практика: проверка музыкальных способностей. Пение знакомых песен.
2. Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего
. Певческие голоса и их характеристики. Певческие голоса у девочек и у мальчиков- их характеристики. Стадия развития детских голосов. Деление мужских и женских певческих голосов.
Практика: прослушивание записей ведущих мастеров вокального жанра, определение певческих голосов. Игра «Волшебные ноты».
3. Знакомство с голосовым аппаратом Артикуляционный аппарат. Строение голосового аппарата. Дыхательный аппарат - виды дыхания. Понятие артикуляции. Роль певческого дыхания в звукообразовании.
Практика: пение специальных упражнений на разные виды дыхания,
4. Диапазон, регистр, понятие тесситуры. Понятие диапазона, понятие регистров и их возможности. Понятие тесситуры и ее зависимости от репертуара.
Практика: пение специальных упражнений на развитие диапазона, на сглаживание регистров при пении. Исполнение песен, анализ произведений.
5. Знакомство с различной манерой пения
Практика: специальные упражнения на раскрепощение голосового и дыхательного аппаратов. Пение песен под аккомпанемент.
6. Использование элементов ритмики, сценической культуры
Практика: упражнения на развитие дикции, ритмическая работа (прохлопывание, запись ритмического рисунка, ритмические карточки), работа над чистотой интонирования исполняемых произведений.
7. Фонопедический метод развития голоса по системе В.Емельянова - 1 комплекс, 1 уровень.
Практика: специальные упражнения на развития голоса. Артикуляционная гимнастика, интонационные - фонетические упражнения.
2 год обучения
1. Вводное занятие. Цели и задачи курса обучения. Формы работы. Техника безопасности.
2. Фонопедический метод развития голоса по системе В.Емельянова - 1 комплекс 2 уровень
Практика: специальные упражнения для развития голоса. Артикуляционная гимнастика. Интонационно - фонетические упражнения.
3. Выработка чистого унисона.
Практика: упражнения на развитие голоса, внутреннего слуха, звукоизвлечения, приемы голосоведения.
Практика: специальные упражнения на выработку разных звуковых «атак»
Выразительные средства исполнения. Развитие навыка уверенного пения, Работа над репертуаром для исполнения ансамблем. Раскрытие содержания текста и музыки, особенностей художественно- сценического образа, Разбор интерпретации исполнения песни. Разучивание материала с сопровождением и без него. Доведение исполнения произведения до концертного варианта.
3 год обучения
1. Вводное занятие. Знакомство с программой обучения, со структурой занятий. Обмен информацией и впечатлениями о летнем отдыхе. Инструктаж по технике безопасности и правилам противопожарной защиты.
2. Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Выстраивание, соединение и сглаживание регистров.
Практика: Упражнения на сглаживание регистров.
Практика: скороговорки и упражнения, направленные на отработку певческой дикции.
3. Использование певческих навыков. Правильная позиция артикуляционного аппарата при пении. Особенности произношения согласных при исполнении произведений.
Практика: отработка упражнений, направленных на поддержание правильной позиции.
4. Ансамбль голосов, как элемент вокальной звучности. Художественное единство текста и музыки, согласованность, взаимодействие всех средств музыкальной выразительности.
Практика: работа над конкретным произведением. Работа с солистами и отдельными партиями.
5. Разновидности ансамблевого звучания. Унисон. Динамика. Тембр. Ритм.
Необходимые условия для достижения ансамблевого звучания.
Практика: Исполнение вокальных номеров, анализ. Работа над конкретным произведением, направленная на достижение всех уровней ансамбля.
6Народную песню не поют, а играют. Анализ произведения, его характера и особенностей исполнения. Практика: работа над художественным образом, упражнения на разные виды дыхания, открытость звука, присущего народному исполнению произведений.
- Выразительные средства исполнения. Закрепление сознательного отношения к своему пению и пению товарищей, выполнение правил пения, охраны голоса. Работа над чистотой интонирования унисонов и многоголосья. Формирование певческой культуры. Разучивание музыкального материала с сопровождением и без него. Работа с солистами и ансамблем. Совершенствование исполнительского мастерства.
Практика: работа с исполняемыми произведениями.
8. Использование элементов ритмики, сценической культуры
Анализ построения музыкального произведения, его формы, смыслового замысла текста и музыкальной фразы. Выработка эмоционального исполнения песни. Разбор интерпретации исполнения песни .
Практика: разучивание хореографических элементов для более выразительного представления исполняемых произведений.
4 год обучения.
1. Вводное занятие. Цели и задачи, содержание и виды деятельности на учебный год. Инструктаж по технике безопасности и противопожарной защиты. Просмотр фото- и видео материалов творческого объединения. Тестирование. Тренинг. Развивающие упражнения. Обмен информацией и впечатлениями о летнем отдыхе.
Практика: специальные упражнения на развитие голоса. Артикуляционная гимнастика, Интонационно-фонетические упражнения.
2..Мелодия, мелодизм. Тесситурные условия в мелодии произведения.
Практика: работа с произведениями с разными тесситурными условиями. Тембр - как индивидуальный окрас мелодического звучания произведения. Понятие тембра. Зависимость произведения от тембрального окраса. Индивидуальная работа с вокалистами. Темп как развитие произведения. Понятие темпа. Зависимость характера произведения от темпа.
Специальные упражнения в разных темпах. Работа над произведением в разных темпах.
Исполнения произведений с разной тесситурой, в разных темпах.
3. Элементы сольфеджио: ноты, название ступеней, поступенное движение, куплетная форма, фраза, период, тон, полутон, трезвучие, мажор, минор, интервалы ( их названия ), динамические оттенки. Знакомство с понятиями. Анализ произведений . Написание нот и построений трезвучий. Понятие разрешения и обращения, практическое их применение. Лад, интервал, динамические оттенки. Пение гамм, разрешение ступеней, ступеневых цепочек, трезвучий мажора и минора, их обращений.
4. Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения.
Практика: работа над исполняемыми произведениями с учетом разбора по фразам, оборотам, мелодической линии, кульминации произведения, динамических оттенков.
5. Овладение собственной манерой вокального исполнения.
Практика: работа над звуковедением начинается с распевания, при которых проводится техническая обработка голоса, навыков дыхания, артикуляции, дикции, округление отдельных гласных, организация интонирования первого звука, нефорсированный звук.
6. Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция
Практика: систематические занятия целого ряда специальных упражнений способствуют постепенному углублению вдоха и выдоха, ощущение зевка, положение нёба, расслабление мышц шеи, нижней челюсти.
- Дикция и артикуляция. Совершенствование навыков правильного певческого ясного произношения слов, хорошо открывать рот, активизация речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, вокальных упражнений, формирующих навык твердой и легкой атаки. Сонорные и несонорные согласные звуки. Формирование у учащихся четкой взаимосвязи между дикцией и ритмом.
8. Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве
Закрепление сознательного отношения к своему пению и пению товарищей, выполнение правил пения, охраны голоса. Работа над чистотой интонирования унисонов и многоголосья. Формирование певческой культуры. Разучивание музыкального материала с сопровождением и без него. Работа с солистами и ансамблем. Совершенствование исполнительского мастерства. Доведение произведения до высокого художественного уровня. Исполнительская трактовка произведения.
4. Предполагаемые результаты реализации программы
1-2 год обучения.
Занимаясь в вокальном кружке, обучающийся должен уметь:
- определять основные жанры песенного искусства;
- знать физиологические особенности голосового аппарата;
- использовать правильную позицию голосового аппарата при пении;
- исполнять выразительно, интонационно чисто несложную в мелодическом отношении песню а капелла;
- уметь брать дыхание в характере произведения.
3 год обучения.
- использовать правильную певческую установку;
- работать над чистотой интонации и выразительностью звука;
- чувствовать движение мелодии и кульминацию в исполняемом произведении;
- развивать и укреплять певческое дыхание;
- иметь элементарные представления о работе резонаторов, выработать ощущения округленности, близости звука, его высокой вокальной позиции.
4 год обучения.
- выдерживать цезуру в музыке;
- определять ритм и метр в мелодическом движении произведения;
- соблюдать динамические оттенки;
- владеть певческим дыханием, фразировкой;
- в исполнении раскрыть содержание, выразительность и эмоциональность.
5. Формы контроля
1 год обучения
№ | ТЕМА | контроль | |
текущий | итоговый | ||
1 | Вводное занятие | анкетирование | тестирование |
2 | Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего | наблюдение, слушание | игра «Волшебные ноты» |
3 | Знакомство с голосовым аппаратом | наблюдение | игра « Кто как поет?» |
4 | Диапазон, регистр, понятие тесситуры | анализ исполнения | конкурс «Песни наших бабушек» |
5 | Знакомство с различной манерой пения | анализ исполнения | пение попевок с сопровождением и без него. |
6 | Использование элементов ритмики, сценической культуры | конкурс «Кто больше знает скороговорок?» | конкурс «Ритмическое лото» |
7 | Фонопедический метод развития голоса по системе В.Емельянова | наблюдение | игра «Музыкальная сказка» |
Итоговое занятие. | тестирование | отчетный концерт |
2 год обучения
№ | ТЕМА | контроль | |
текущий | итоговый | ||
1 | Вводное занятие | анкетирование | тестирование |
2 | Фонопедический метод развития голоса по системе В.Емельянова | наблюдение | игра «Музыкальная сказка» |
3 | Выработка чистого унисона. | наблюдение | концерты |
Итоговое занятие. | тестирование | отчетный концерт |
3 год обучения
№ | тема | контроль | |
текущий итоговый | |||
1 | Вводное занятие | анкетирование | опрос по технике безопасности |
2 | Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция | анализ исполнения | конкурс на лучшее исполнение эстрадной песни |
3 | Использование певческих навыков | наблюдение и анализ исполняемых произведений | концертная программа |
4 | Ансамбль голосов, как элемент вокальной звучности. | анализ вокального исполнения | конкурс на лучшее исполнение детской песни |
5 | Разновидности ансамблевого звучания. Унисон. Динамика. Тембр. Ритм. | анализ прослушиваемых и исполняемых произведений | игра «Музыкальные перевертыши» |
6 | Народную песню не поют, а играют | слушание и анализ народных песен | исполнение знакомых народных песен |
7 | Выразительные средства исполнения | наблюдение, анализ исполняемых произведений | концертные программы |
8 | Использование элементов ритмики, сценической культуры | наблюдение и анализ интерпретация исполняемых произведений | конкурс солистов |
Итоговое занятие | тестирование | отчетный концерт |
4 год обучения
№ | ТЕМА | контроль | |
текущий | итоговый | ||
1 | Вводное занятие | анкетирование | опрос по технике безопасности |
2 | Мелодия, мелодизм | викторина «Музыкальная мозаика» | конкурс «Моя мелодия» |
3 | Элементы сольфеджио | проверочные задания | игра «Юный композитор» |
4 | Художественно- выразительные средства вокального исполнения | анализ исполнения | концертная программа |
5 | Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. | наблюдение | конкурс солистов |
6 | Овладение собственной манерой вокального исполнения. | наблюдение, анализ исполнения | игра «Времена года» на развитие импровизации |
7 | Опорное дыхание и артикуляция | игра «Эхо - ракоход» | конкурс на лучшее исполнение эстрадной песни |
8 | Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве | наблюдение, анализ исполняемых произведений | концертные программы |
Итоговое занятие | тестирование | отчетный концерт |
6. Методические рекомендации
Особенности работы с вокальной группой обусловлены возрастными особенностями, их восприятия воспроизведении музыки. Знание этих возможностей - одно из важных условий правильной организации работы в коллективе. Оно помогает руководителю выбрать нужный материал, вызвать и сохранить интерес, желание детей заниматься вокалом. Сохранить интерес на протяжении всего урока и решить задачи их музыкального развития поможет использование и умелое чередование различных форм работы при пении произведений, это сольфеджирование, пение в сопровождении фортепиано и без него, использование караоке. Одной из важнейших задач обучения является пение без сопровождения. При этом обостряются слуховые ощущения, быстрее достигается ровность вокального звучания, чистого унисона, точность воспроизведения ритмического рисунка и динамических оттенков. Исполняя песню в сопровождении, дети учатся петь в ансамбле с инструментом, слушать вступление, замечать в сопровождении изобразительные моменты.
На индивидуальных занятиях большое внимание надо уделять правильной работе голосового аппарата соблюдению певческой установки, прямому положению корпуса. Основным способом звукообразования для детей следует считать мягкую атаку.
Работа над дикцией дает правильное произношение слов и развитие речевого аппарата. Текст песни или упражнения должны быть понятны, поэтому слова нужно произносить активно и четко.
Важно уделять внимание работе над качеством звучания - развитию звонкости, полетности, ровности звуковедения. Пение должно быть активным, но не форсированным. Для этого нужно чаще обращаться к музыкальному образу исполняемого произведения или упражнения.
Большое оживление и удовольствие у ребят вызывает введение в урок музыкальной игры и движения под музыку. Они помогают наладить двигательную координацию, позволяют обратить внимание на форму произведения, строение его частей, на использование композитором различных средств музыкальной выразительности.
Термин «фонопедический» имеет цель подчеркнуть общеоздоровительную и профилактическую функцию метода. Система В.Емельянова выстроена от простого к сложному. При практическом применении каждый преподаватель может построить занятия по своему усмотрению. Упражнения в первом комплексе расположены в последовательности постепенного усложнения как самих двигательных, слуховых и звуковых заданий, так и нормы их изложения и выполнения. Развитие певческого голосообразования при помощи первого комплекса упражнений предполагает следующие результаты: звук приобретает ярко выраженную певческую окраску, большую динамику, больший диапазон.
Большое значение имеет развитие разных сторон музыкального слуха. Выразительное исполнение песен предполагает развитие и динамического слуха, т.к. крикливое пение не только делает произведение неинтересным, но и наносит вред голосам детей: возникает стойкое несмыкание связок, сип. Воспитание ритмического слуха начинают с простого прохлопывания ритма или проигрывания. Постепенно переходят к сложным ритмическим фигурам. Может быть предложена не сложная ритмическая импровизация: педагог прохлопывает, пропевает, проигрывает на инструменте ритмическую фигуру и просит учащихся в ответ воспроизвести ее измененный вариант. Такие упражнения проводятся при пении на одной ноте на слоги, прохлопываются, проигрываются на детских музыкальных инструментах.
7. Описание материально-технического обеспечения программы
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1 | Асафьев Б.О. «О хорошем искусстве» Л., 1980 | 1 |
2 | Апраксина О. «Методика музыкального воспитания в школе» М.,1983 | 1 |
3 | Добровольская Н., Орлова Н. «Что надо знать учителю о детском голосе» М.,1972 | 1 |
4 | Емельянов В.В.. «Фонопедический метод развития голоса, уровни обучения, последовательность ведения упражнений» Краснодар, 2000. | 1 |
5 | Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренинг»,изд «Лань»С-Петербург, 1997 г | 1 |
6 | «Практическое руководство по вокальной работе» М., 1982 | 1 |
7 | Д.Б.Кабалевский «Воспитание ума и сердца» М.,1984 | 1 |
8 | Д.Б.Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?» М.,1977 | 1 |
9 | Д.Б.Кабалевский «Прекрасное пробуждает доброе» М.,1976 | 1 |
10 | Ерёменко С.И. «Распевание в детском хоре» Краснодар., 2003 | 1 |
11 | Школяр, Красильникова, Критская, Усачева, Медушевский, Школяр. «Теория и методика музыкального образования детей» М., 1998 | 1 |
12 | Ф.Такун, А.Шершунов «Розовый слон» М.,2002 | 1 |
13 | Н.В.Кеворков «Популярные песни кубанских композиторов» Кр-р.,2000 15.Н.Мануйлова «Музыкальный календарь» Ейск. 2005 | 1 |
14 | Элементарное музыкальное воспитание по системе К.Орфа. М.,1978 | 1 |
2. Печатные пособия | ||
1 | «Вопросы вокальной подготовки» Вып. 1-6 М., 1962-1982 | 1 |
2 | А.Кленов «Там, где музыка живет» М.,1986 | 1 |
3 | Молодежная эстрада» журналы | 1 |
4 | «Молодежный меридиан» журналы | 1 |
5 | «Энциклопедия юного музыканта» М.,1986 | 1 |
6 | «100 композиторов» М.,1997 | 1 |
3. Технические средства обучения | ||
1 | Фортепиано; | 1 |
2 | Караоке. | 1 |
3 | Компьютер | 1 |
4 | Интерактивная доска | 1 |
5 | Музыкальные инструменты | не ограничено |
6 | Наличие музыкально-воспроизводящей аппаратуры | 2 |
7 | Наличие микрофонов | 10 |
4. Экранно-звуковые пособия | ||
1 | Библиотечка вокалиста | 1 |
2 | Фонотека (компакт-диски ) с различными вокальными произведениями | 1 |
3 | Фонотека с качественными (что немаловажно) записями фонограмм | 1 |
5. Игры и игрушки | ||
1 | Музыкальные игры | не ограничено |
2 | Костюмы, маски | не ограничено |
3 | Детские музыкальные инструменты | не ограничено |
6. Оборудование кабинета | ||
1 | Наличие музыкально-воспроизводящей аппаратуры | 2 |
2 | Компьютер | 1 |
3 | Интерактивная доска | 1 |
4 | Музыкальные инструменты | не ограничено |
5 | Наличие микрофонов | 10 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку для начальной школы и тематическое планирование для 2 класса в рамках образовательной системы "Школа 2100" с учётом ФГОС
Рабочая программа разработана на весь курс обучения английскому языку в начальной школе в рамках образовательной системы "Школа 2100" по учебнику М.З.Биболетовой "Enjoy English" , содержит все необход...
Требования ФГОС: начальная школа Личностные и метапредметные результаты
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования...
ФГОС начальная школа
Материал содержит ФГОС начальная школа....
ПРИЕМЫ РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Ванькова Альбина Альбертовна учитель начальных классов, руководитель ШМО
Важное звено в обучении правописанию – самостоятельная работа учащегося над своими ошибками. “ Общий принцип исправления ошибок, – говорит Н.С. Рождественский, – сводится к тому, чтобы не парализовать...
Рабочая программа "Умелые ручки" (ФГОС начальная школа)
Курс кружка “Умелые ручки” носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются ...
Рабочая программа по физической культуре по ФГОС начальная школа.
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартам общего образования по физической культуре и на основе программы общеобразова...
Программа психолого-педагогического сопровождения ФГОС начальной школы
Программа психолого-педагогического сопровождения ФГОС начальной школы...