"народное хоровое творчество"
рабочая программа по музыке по теме
программа для занятий в ДМШ и ДШИ по 7-летнему курсу обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_khor_1-7_spets.doc | 134 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Данная программа разработана на основе национальной народной песенной традиции, и опыта работы преподавателей, имеет художественно эстетическую направленность и предназначена для учреждений дополнительного образования детей.
Ансамблевое пение – активная форма музыкальной деятельности, в которую включены все важнейшие психофизиологические системы человека, что определяет огромные возможности этого вида искусства в процессе духовного формирования личности.
Предмет направлен на обучение и овладение исполнительскими навыками.
Предмет направлен на обучение и овладение основными исполнительскими навыками, тесно связан с другими предметами – сольфеджио, музыкальной литературой.
При организации учебного процесса в школе (составлении расписания и пр.) целесообразно руководствоваться интересами и возможностями коллективных форм занятий, координируя их с хоровыми групповыми и хоровыми индивидуальными (хоровой вокал). Такой организационный принцип будет способствовать успешной работе хорового класса как исполнительского коллектива.
Существует несколько программ Министерства культуры, изданных в разные годы, на которые опираются и используют в своей работе преподаватели ДМШ и ДШИ.
Новизна данной программы заключается в том, что уделяется особое внимание развитию певческих навыков, применяя в работе элементы методик, разработанных педагогами-хормейстерами известных детских хоровых коллективов.
Появилась необходимость обобщить опыт предыдущих программ и ввести новый музыкальный материал, новые яркие произведения современных авторов.
Актуальность
Данная программа разработана на основе национальной народной песенной традиции, и опыта работы преподавателей, имеет художественно эстетическую направленность и предназначена для учреждений дополнительного образования детей.
Ансамблевое пение – активная форма музыкальной деятельности, в которую включены все важнейшие психофизиологические системы человека, что определяет огромные возможности этого вида искусства в процессе духовного формирования личности.
Предмет направлен на обучение и овладение исполнительскими навыками.
- выявление художественно одаренных детей и молодежи, обеспечение соответствующих условий для их образования и их творческого развития;
- подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере культуры и искусства;
- эстетическое воспитание подрастающего поколения
Педагогическая целесообразность:
- выявление и развитие творческих задатков учащихся посредством коллективного музицирования;
- воспитание и развитие навыков коллективного творчества;
- широкое эстетическое воспитание детей через музыкальное образование;
- подготовка наиболее одаренных учащихся для дальнейшего обучения.
Цель программы – обучение детей коллективному музицированию, воспитание интереса к народному вокальному творчеству.
Задачи:
- развитие вокально-хоровых и ансамблевых навыков;
- формирование музыкального мышления;
- ознакомление и освоение репертуара, включающего в себя разно жанровые произведения и произведения разных областей России;
- воспитание организационных качеств личности детей, собранности, ответственности и коммуникабельности.
Возрастные особенности.
Возраст учащихся от 6.5 лет. В хоровой класс набираются дети с различными музыкальными данными. Основным критерием отбора является психологическая готовность ребенка заниматься музыкой.
Отличительные особенности программы
Представленная программа создана на основе существующего опыта педагогической деятельности. В основе программы лежат принципы доступности и последовательности в обучении, дифференцированного подхода к каждому обучающемуся с учетом музыкально-исполнительских возможностей, возрастных особенностей учащегося, индивидуального темпа развития ребенка.
Сроки реализации программы.
Данная образовательная программа рассчитана на семилетний срок обучения для учащихся вокально-хорового отделения по предмету народный вокал, ансамбль.
Формы и режим занятий.
Форма занятий – групповая.
Режим
1-2 классы 2 раз в неделю по 40 минут.
3-4 классы 3 раза в неделю по 40 минут.
5-7 классы 4 раза в неделю по 40 минут.
Основные методы работы:
- наглядно-слуховой;
- наглядно-зрительный;
- словесный метод (рассказ о композиторе, о художественном образе, анализ хорового произведения);
Репертуар является одним из средств обучения, направленным на решение технических, художественно-творческих задач, освоения стилей и жанров. Важнейшими принципами в формировании репертуара учащихся является:
- доступность художественного материала по музыкальным и техническим задачам;
- разнообразие репертуара по содержанию, формам, стилям и видам хоровых фактур.
Формы и методы контроля:
- концертные и конкурсные выступления;
- прослушивание концертной программы в середине и в конце учебного года.
Ожидаемые результаты:
К окончанию школы у учащихся должны быть сформированы следующие знания, умения и навыки:
- развитое мелодическое, гармоническое, полифоническое, метроритмическое мышление;
- сформированные и развитые навыки коллективного музицирования;
- образное мышление, творческое воображение и умение передать характерные особенности музыкального материала;
- тембровое и стилевое разнообразие;
- развитый музыкально-эстетический вкус;
- знание репертуара различных областей России, его особенностей.
Учебно-тематические планы.
Содержание программы.
Первый класс.
№ | Виды учебной деятельности | Теоретические занятия | Практические занятия |
1. | Вокально-теоретическая подготовка | 4 часа | 20 часов |
2. | Работа над вокальными навыками | 4 часа | 20 часов |
3. | Учебно-художественная работа | 4 часа | 12 часов |
Итого: 64 ч. | 12 ч. | 52 ч. |
1. Вокально-теоретическая подготовка - расширять певческий диапазон с учетом индивидуальных возможностей. Обязательным условием этого этапа является развитие речи. Помимо артикуляционной гимнастики, это «дикционное» распевание – отработка артикуляции гласных и согласных на одном звуке, на двух-трех звуковых попевках.
Необходимо учить брать цепное дыхание. Добиваться четкости в произношении слов во время пения. Отчетливо произносить согласные в конце слов, приучать к правильному произношению речевых особенностей той или иной области.
2. Работа над хоровыми навыками - упражнять в точном интонировании скачков на терцию, кварту верх и вниз, в умении удерживать интонацию на одном звуке.
Закреплять умение точно воспроизводить ритмический рисунок песни.
3. Учебно-художественная работа - большое внимание должно уделяться развитию эмоциональной отзывчивости на песни разного характера, что непосредственно влияет на формирование навыка образного исполнения произведения. Правильно воспринимать и воспроизводить манеру исполнения того или иного музыкального материала.
4. требования к репертуару – в репертуаре нужно использовать песни, наиболее простые по музыкальному содержанию и легко воспринимающиеся детьми младшего возраста. Это игровые песни, песни – заклички, прибаутки, потешки, дразнилки.
Годовые требования: за учебный год в классе должно быть пройдено 15-20 произведений с сопровождением, соответствующих возможностям детского младшего возраста и начальному периоду обучения.
По окончанию первого года обучения учащиеся должны обладать следующими навыками и умениями:
1.Петь естественным голосом, без напряжения, протяжно;
2.Правильно передавать мелодию в пределах ре-до2;
3.Внятно произносить слова, замыкать согласные в конце слов;
4.Брать дыхание между короткими музыкальными фразами не поднимая плечи;
5.Слышать вступление, вовремя начинать и заканчивать фразы;
6.Петь выразительно, передавая характер песни.
Критерии оценок:
1.чистое интонирование;
2.ритмичность;
3.Артикуляция (дикция);
4.Эмоциональность.
Примерный репертуар.
- р.н.п. «Жил у бабушки коток»
- игровая песня «Чижичок»
- календарная песня «Масленка»
- пласовая песня «Чеботуха»
- игровая «Ручеек»
- плясловая «Тетерка»
- игровая «Пойду я на рынок»
- дразнилка «Медвежонок»
- Потешка «Сорока – ворона»
- Потешка «Ехала деревня»
- Дразнилка «сорока – дуда»
- р.н.п. «Дуня – тонкопряха»
- игровая «Как у Васьки»
- закличка «Солнышко, солнышко»
- Закличка «Весна, красна»
- Потешка «Сидел ворон»
Второй класс.
№ | Виды учебной деятельности | Теоретические занятия | Практические занятия |
1. | Вокально-теоретическая подготовка | 4 часа | 20 часов |
2. | Работа над хоровыми навыками | 4 часа | 20 часов |
3. | Учебно-художественная работа | 4 часа | 12 часов |
Итого: 64 ч. | 12 ч. | 52 ч. |
Содержание программы.
1. Вокально-теоретическая подготовка - продолжать расширять певческий диапазон с учетом индивидуальных возможностей. Певческое развитие детей происходит на более сложном музыкальном и текстовом материале. Добиваться слитного, единого звучания в одноголосном пении. Прививать навык плавного ведения звука.
Следить за тем, чтобы вдох был бесшумным, без поднятия плеч. Обращать внимание на то, чтобы певческое дыхание регулировалось фразировкой в соответствии со смыслом, идущим от содержания песни. Продолжать добиваться четкой и ясной дикции. Учить детей отчетливо произносить согласные и чисто пропевать гласные звуки, что требует от артикуляционного аппарата постоянных упражнений, ведь большинство детей говорят недостаточно ясно и активно, зажимая нижнюю челюсть.
2. Работа над хоровыми навыками - упражнять в точном интонировании скачков на кварту верх и вниз, квинту и сексту вверх, в умении удерживать интонацию на одном звуке. В работе над чистотой интонации использовать прием – пение без инструментального сопровождения, вначале с поддержкой голоса взрослого, затем без поддержки. Упражнять в пропевании более сложного ритмического рисунка.
3. Учебно-художественная работа - уделять большое внимание развитию эмоциональной отзывчивости на песни разного характера. Учить детей во время пения отчетливо произносить каждое слово, делать смысловые ударения. Помочь раскрыть содержание песни каждому ребенку, научить его радоваться, получать эстетическое наслаждение от своего пения, а также радовать и других своим исполнением.
4. требования к репертуару – в репертуаре нужно использовать песни, простые по музыкальному содержанию и легко воспринимающиеся детьми младшего возраста. Это игровые песни, песни – заклички, прибаутки, потешки, дразнилки. Для навыков плавного звуковедения хорошо подойдут многие обрядовые и колыбельные песни. Необходимо вводить песни народного календаря, знакомя при этом детей с особенностями народных праздников.
Годовые требования: за учебный год в хоровом классе должно быть пройдено 15-20 произведений с сопровождением, соответствующих возрастным особенностям и начальному периоду обучения.
В конце второго года обучения учащиеся должны уметь чисто проинтонировать знакомую песню в сопровождении музыкального инструмента (а самые способные – и без сопровождения), что в дальнейшем способствует развитию устойчивой интонации.
Критерии оценок:
1.чистое интонирование;
2.ритмичность;
3.Артикуляция (дикция);
4. умение петь в ансамбле;
5.Эмоциональность.
Примерный репертуар.
- Игровая «Петушок»
- Потешка «Из-за леса, из-за гор»
- Закличка «Солнышко»
- Колыбельная «Котенька, коток»
- игровая «Я во лесе был»
- потешка «Лисичка – сестричка»
- игровая «А мы просо сеяли»
- игровая «Плетень»
- игровая «Селезень»
- Потешка «Трень, брень»
- Потешка «Тень, тень, потетень»
- Колядка «Как летела пава»
- Колядка «Баусень»
- Закличка «жаворонок – дуда»
Третий класс.
№ | Виды учебной деятельности | Теоретические занятия | Практические занятия |
1. | Вокально-теоретическая подготовка | 6 часов | 34 часов |
2. | Работа над хоровыми навыками | 5 часов | 34 часов |
3. | Учебно-художественная работа | 5 часов | 12 часов |
Итого: 96 ч. | 16 ч. | 80 ч. |
Содержание программы.
В третьем классе певческое развитие детей происходит на более сложном музыкальном и текстовом материале. Появляются произведения, в которых фортепианное сопровождение не поддерживает вокальную партию, а иногда и вовсе отсутствует, то есть дети начинают петь a capella.
1. Вокально-теоретическая подготовка - большое внимание приобретает распевание. Цель вокальных упражнений – «разогрев» голосового аппарата, отработка отдельных певческих навыков. Они содействуют укреплению голосового аппарата, развивают его гибкость и выносливость, способствуют воспитанию певческих навыков.
Именно в этот период фиксируется внимание детей на певческом дыхании. Навыки «бесшумно брать дыхание», «при вдохе не поднимать плечи» - уже отрабатывались в предыдущей ступени, но пение «на опоре» и «цепное дыхание» прививаются именно здесь.
Необходимым условием выразительности исполнения является разборчивое произношение слов текста, четкая дикция. При неразборчивом произнесении слова не может сформироваться правильный и красивый певческий звук. Произношение воспитывается постепенно, путем тренировки и укрепления артикуляционного аппарата, других органов, участвующих в пении.
На первом этапе развития брались игровые песни, исполняя которые детям приходилось двигаться. Навыки одновременного пения и движения необходимо развивать и дальше. Включаем песни и упражнения с ходьбой, это помогает рационально использовать дыхание. При этом необходимо следить за правильным звуковедением, что бы не зажать голосовой аппарат.
2. Работа над вокальными навыками - Прежде всего, нужно добиваться чистого звучания голоса в пении. В работе обратить особое на ритм, темп, динамику, тембр.
3. Учебно-художественная работа вырабатывается чувство ритма- развивать выразительное и осмысленное исполнение текста.
Годовые требования: за учебный год в классе должно быть пройдено 6-8 произведений с сопровождением и a capella. соответствующих возможностям данного возраста.
По окончанию третьего года обучения учащиеся должны обладать следующими навыками и умениями:
1.петь «на опоре», уметь пользоваться «цепным дыханием»;
2.разборчиво произносить слова текста;
3.удерживать строй, чисто интонировать;
4.максимально использовать в пении мягкую атаку;
5. во время пения отчетливо произносить каждое слово, делать смысловые ударения.
Критерии оценок:
1.чистота интонирования;
2.ритмичность;
3.Артикуляция (дикция);
4.Эмоциональность;
5. Динамичность;
6. Умение работать в ансамбле.
Примерный репертуар.
- Егорьевская «Вокруг поля мы ходили»
- Троицкая «Ты не радуйся»
- жнивная «На дворе ж не рано»
- хороводная «Земляничка – ягодка»
- хороводная «Утушка луговая»
- игровая «Посеяли девки лен»
- шуточная «жил я у пана»
- Шуточная «Блины»
- плясовая «Шла утица»
Четвертый класс.
№ | Виды учебной деятельности | Теоретические занятия | Практические занятия |
1. | Вокально-теоретическая подготовка | 6 часов | 34 часов |
2. | Работа над хоровыми навыками | 5 часов | 34 часов |
3. | Учебно-художественная работа | 5 часов | 12 часов |
Итого: 96 ч. | 16 ч. | 80 ч. |
Содержание программы.
1. Вокально-теоретическая подготовка - работать над укреплением голосового аппарата, развивать его гибкость и выносливость, расширять диапазон, выравнивать регистры.
Продолжать фиксировать внимание детей на певческом дыхании. Отрабатывать навык пения «на опоре» и «цепном дыхании». Развивать умение находить определенную эмоциональную окраску голоса.
Укреплять подвижность артикуляционного аппарата, а также других органов, участвующих в пении. Использовать твердую атаку как прием активизации произношения или как средство выразительности.
2. Работа над вокальными навыками - формировать единую манеру исполнения, произношения, нюансировки. Вырабатывать осознанное звучание голоса, в зависимости от исполнительских задач. Чисто интонировать. Формировать «ладовое чувство», способность слышать тяготения между музыкальными звуками. Учить варьировать мелодию.
3. Учебно-художественная работа - продолжать акцентировать внимание на выразительное и осмысленное исполнение текста.
Годовые требования: за учебный год в классе должно быть пройдено 6-8 произведений с сопровождением и a capella. соответствующих возможностям данного периода.
По окончанию четвертого года обучения учащиеся должны обладать следующими навыками и умениями:
1.пение на ровном, наполненном дыхании;
2.более гибко владеть «цепным дыханием»;
3.правильно произносить гласные и согласные звуки;
4.точно интонировать в мелодическом и гармоническом строе;
5.выразительно и осмысленно исполнять произведения.
6. понимать разницу стилевых особенностей музыкального материала.
Критерии оценок:
1.чистое интонирование;
2.ритмичность;
3.Артикуляция (дикция);
4.Эмоциональность;
5. динамичность;
6. Умение петь в ансамбле, слушать друг друга.
Примерный репертуар.
- плясовая «да во горнице»
- Плясовая «Уж Вы, девки молодки»
- страдания «Подруженька»
- Частушка «Дедуровские припевки»
- небылица «Здорово, у ворот Егорова»
- Плясовая «Тимоня»
- хороводная «Утка луговая»
- весенняя закличка «Подай, Божа, ключик»
- масленичная «мы думали масленке семь недель»
- масленичная «А мы масленку дожидали»
Пятый класс.
№ | Виды учебной деятельности | Теоретические занятия | Практические занятия |
1. | Вокально-теоретическая подготовка | 6 часов | 40 часов |
2. | Работа над хоровыми навыками | 6 часов | 40 часов |
3. | Учебно-художественная работа | 6 часов | 30 часов |
Итого: 128ч. | 18 ч. | 110 ч. |
Содержание программы.
1. Вокально-теоретическая подготовка - укреплять голосовой аппарат, развивать его гибкость и выносливость. Продолжать расширять диапазон, выравнивать регистры. Активно использовать пение с разными штрихами.
Продолжать отрабатывать навык пения мягкой и твердой атакой звука. Развивать умение петь разнообразными нюансами. Продолжать знакомить учащихся с записями профессиональных исполнителей, воспитывать эстетический вкус и умение слушать и воспринимать музыку.
2. Работа над вокальными навыками - Особое внимание теперь нужно уделять импровизации. Она не должна быть чрезмерной, все отклонения от заданной партии должны только украшать, но не портить общее звучание.
Продолжать развивать умение находить определенную эмоциональную окраску голоса, формировать «ладовое чувство».
3. Учебно-художественная работа - воспитывать выразительное и осмысленного исполнения текста.
Осваивать различные художественно – исполнительские приемы.
Годовые требования: за учебный год в классе должно быть пройдено 6-8 2-хголосных произведений с сопровождением и a capella. соответствующих возможностям данного возраста.
По окончанию пятого года обучения учащиеся должны обладать следующими навыками и умениями:
1.пользоваться различными штрихами (легато, стаккато) и динамикой;
2.активно использовать навык пения «на опоре»;
3.петь в единой манере, используя различные виды атак звука;
4. выразительно и осмысленно исполнять произведения.
Критерии оценок:
1.чистое интонирование;
2.Ритмичность;
3.Артикуляция (дикция);
4.Эмоциональность;
5. Динамичность.
Примерный репертуар.
- Календарная «и дорогая то наша масленица»
- календарная «Ой, каледа»
- проголосная «Там за речкою»
- лирическая «Ой да ты, калинушка»
- хороводная «Я по бережку»
- хороводная «Ой, на горе»
- закличка «я не спала, не дремала»
- игровая «Посеяли девки лен»
- шуточная «Железяка»
- Шуточная «Васенька мой»
Шестой класс.
№ | Виды учебной деятельности | Теоретические занятия | Практические занятия |
1. | Вокально-теоретическая подготовка | 6 часов | 40 часов |
2. | Работа над хоровыми навыками | 6 часов | 40 часов |
3. | Учебно-художественная работа | 6 часов | 30 часов |
Итого: 128ч. | 18 ч. | 110 ч. |
Содержание программы.
В старших классах следует закреплять полученные ранее навыки и умения во всех видах учебной деятельности на более сложном репертуаре.
1. Вокально-теоретическая подготовка - акцентировать внимание на певческом звуке. Расширять вокальные возможности детского голосового аппарата увеличивая диапазон голосов, продолжительности певческого выдоха, усилением насыщенности звучания, выявлением тембровой индивидуальности.
Петь на ровном, наполненном дыхании. Развивать звуковой контроль, звуковое разнообразие. Формировать ясное слуховое и мышечное представление о способах звукоизвлечения, стремление контролировать полученный звуковой результат. Расширять рамки вокально-технических возможностей голоса (распевы слогов на восьмых и шестнадцатых длительностях).
2. Работа над вокальными навыками - воспитывать слуховой контроль в строе, развивая ладовый, гармонический, ритмический и динамический слух.
3. Учебно-художественная работа - развивать фантазию и образность исполнения. Учить сценической выдержке.
Годовые требования: за учебный год в классе должно быть пройдено 8-10 произведений с сопровождением и a capella. соответствующих возможностям данного этапа обучения.
По окончанию шестого года обучения учащиеся должны обладать следующими навыками и умениями:
1.использовать единую манеру пения;
2.применять различные тембры звучания;
3.владеть различными штрихами;
4.технично исполнять более мелкие длительности;
5.выразительно и осмысленно исполнять произведения.
Критерии оценок:
1. ритмичность
2.чистое интонирование;
3.Артикуляция (дикция);
4.Эмоциональность;
5. Динамичность;
6. Манера исполнения;
Примерный репертуар.
- Плясовая «Мы с подруженькой»
- частушка «Семеновна»
- частушка «Шире, улица, раздайся»
- шуточная «Железяка»
- хороводная «Я по травкам шла»
- проголосная «Там за речкой, за рекой»
- хороводная «Посеяли девки лен»
- колядка «Баусень»
- колядка «Как летела пава»
- Плясовая «Дунюшка»
Седьмой класс.
№ | Виды учебной деятельности | Теоретические занятия | Практические занятия |
1. | Вокально-теоретическая подготовка | 6 часов | 40 часов |
2. | Работа над хоровыми навыками | 6 часов | 40 часов |
3. | Учебно-художественная работа | 6 часов | 30 часов |
Итого: 128ч. | 18 ч. | 110 ч. |
Содержание программы.
1. Вокально-теоретическая подготовка - акцентировать внимание на «взрослом», «округлом» певческом звуке. Расширять вокальные возможности детского голосового аппарата увеличивая диапазон голосов, продолжительности певческого выдоха, усилением насыщенности звучания, выявлением тембровой индивидуальности.
Петь на ровном, наполненном дыхании. Продолжить работу по воспитанию звукового контроля, умения анализировать и чувствовать фразировку и интонацию. Формировать ясное слуховое и мышечное представление о способах звукоизвлечения, стремление контролировать полученный звуковой результат. Продолжать расширять рамки вокально-технических возможностей голоса (распевы слогов на восьмых и шестнадцатых длительностях). Знакомить учащихся с записями профессиональных исполнителей.
2. Работа над вокальными навыками - продолжить работу по воспитанию слухового контроля в строе. Развивать ладовый, гармонический, ритмический и динамический слух.
3. Учебно-художественная работа - развивать фантазию и образность исполнения. Учить сценической выдержке.
Годовые требования: за учебный год в классе должно быть пройдено 8-10 произведений с сопровождением и a capella. соответствующих возможностям детского старшего возраста.
По окончанию седьмого года обучения учащиеся должны обладать следующими навыками и умениями:
- развитым мелодическим, гармоническим, полифоническим, метроритмическим мышлением;
- сформированными и развитыми вокальными навыками;
- образным мышлением, творческим воображением и умением воплотить художественный замысел произведений;
- культурой звука;
- тембровым и стилевым разнообразием;
- развитым музыкально-эстетическим вкусом и эстетическим отношением к музыкальному искусству.
Критерии оценок:
1. чистое интонирование
2.Ритмичность;
3.Артикуляция (дикция);
4.Эмоциональность;
5. Динамичность;
6. Манера исполнения;
Примерный репертуар.
- лирическая «Ветры, ветерочки»
- лирическая «Из ворот девки на улицу»
- плясовая «пора гостям со двора»
- плясовая «Маня»
- Лирическая «Птичка-невеличка»
- проголосная «как за речкою»
- плясовая «Гуляй, Настя»
- Плясовая «девка по саду ходила»
- календарная «Я не спала, не дремала»
- игровая «А кто у нас холост»
- игровая «как у нашей, у Дуняши»
Методическое обеспечение программы.
класс и оборудование:
-баян;
-шумовые музыкальные инструменты народной традиции;
-наглядные пособия;
-нотно-методические пособия;
-аудиокассеты, компакт-диски, видеокассеты;
-проигрыватель аудиокассет и компакт-дисков.
Список используемой литературы.
- Будем песни петь. (Сост. Сорокин П) – М:ВМО, 1998.
- Веселая беседушка. Репертуарный сборник. (Сост. Матушкин О)- Тула: Тульский полиграфист, 2007.
- Как пошли наши подружки. (Сост. Браз С. – М.): ВМО, 1997.
- Науменко Г. Жаворонушки. Вып. 2. – М: Советский композитор 1981.
- Родные просторы. Русские народные песни для детского хора. (Сост. Куприянова Л.) – М.: Советский композитор, 1979.
- поет детский хор «Лыбедь». Вып. 1-2. – Владимир, 2002.
- Скоморошины. 9СОСТ.Зырянов И.) – Перм:Пермское книжное издательство, 1983.
- Научно – популярный журнал «Народное творчество»№1, 2, 3, 7.2003.
- В хоровоже были мы. (Сост. Дубовик С.) – Екатеринбург, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для урока музыки в 5 классе по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"
Презентация составлена по теме " Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме" по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко для 5 класса....
Конспект урока (для презентации) по музыке для 5 класса по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"
Конспект урока разработан специально для презентации по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме" с контрольными вопросами по теме....
Самоанализ урока музыки для 5 класса по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"
Самоанализ составлен для урока по музыке для 5 класса по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"...
Список музыкального материала для презентации по музыки 5 класс по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"
Список музыкальных композиций разбитый по номерам слайдов, необходим для полного представления презентации по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"....
Урок по музыке 5 класс «Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме»
Раскрытие понятия жанра хоровой музыки.Усвоение особенностей жанров народно-хоровой, хоровой храмовой и светской музыки.Знакомство с музыкальными образцами этих жанров....
Презентация для урока музыки в 5 классе по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"
презентация составленна по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме" по программе Алеева,Науменка в 5 классе....