Образовательная программа предпрофессиональной подготовки детей по специальности "Духовые инструменты (труба)"
рабочая программа по музыке по теме
Образовательная программа предпрофессиональной подготовки детей по специальности «Духовые инструменты (труба)». Сроки реализации – 8 лет.
1. Пояснительная записка.
2. Контроль успеваемости
3. Годовые требования по классам
4. Педагогического репертуар, рекомендуемые учебные пособия и сборники.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Утверждено заседанием
педагогического совета от 01.09.2012 года
Директор МБОУ ДОД «Пироговская СДШИ»
_____________________Нечипоренко Г.Е.
Образовательная программа
предпрофессиональной подготовки детей по специальности
«Духовые инструменты (труба)»
Сроки реализации – 8 лет
Составитель: преподаватель Кулиев А.Ю.
2012г.
Программа составлена на основе методического пособия «Сборник примерных программ для детских музыкальных школ и детских школ искусств», М., Классика-XXI, 2003 г.
Пояснительная записка.
В детских музыкальных школах и школах искусств наметилась тенденция увеличения численности детей, желающих заниматься на духовых инструментах. Духовые инструменты в связи с их популярностью становятся значимыми инструментами в деле приобщения детей к музыкальному искусству, решения актуальной для общества задачи общего музыкального образования.
Занятия на духовых инструментах в детских музыкальных школах и инструментальных отделениях школ искусств проводятся в объёме, определённом действующими учебными планами 8-ми летнего обучения. Обычно обучение начинается с 6-10 лет.
Начальную подготовку учащиеся дошкольного и младшего школьного возраста могут получить, обучаясь на блокфлейте или специальных детских музыкальных инструментах. Одним из необходимых условий успешного обучения являются правильная постановка губного аппарата и исполнительского дыхания.
За время обучения педагог должен научить ученика самостоятельно разучивать, грамотно, выразительно исполнять на инструменте произведения из репертуара детской музыкальной школы и подготовить его к поступлению в средние профессиональные учебные заведения. На занятиях по музыкальному инструменту ученик должен овладеть также навыками чтения с листа несложных произведений, ансамблевых и оркестровых партий, игры в различных ансамблях.
Основной формой учебной и воспитательной работы ученика в инструментальном классе является урок, проводимый как индивидуальное занятие педагога с учеником.
Однако в первые годы обучения (подготовительная группа, первый, второй класс), наряду с традиционной формой проведения урока, возможны также мелкогрупповые занятия, при которых время урока целиком (или какая-либо его часть) используется для работы с двумя-тремя учениками одновременно. Это дает педагогу возможность работать эффективнее и больше внимания уделять развитию навыков чтения нот с листа, транспонирования, подбора по слуху, ансамблевой игры, а также расширению музыкального кругозора учащихся.
Постоянное внимание следует уделять также точной интонации – важнейшему средству музыкальной выразительности. Для выработки точной интонации необходимо постоянно развивать музыкальный слух ученика, а также чувство самоконтроля.
Ученика следует также познакомить с историей инструмента, его строением, правилами ухода за ним.
Большое значения для музыкального развития учащихся имеет работа с концертмейстером. Исполнение учеником произведений в сопровождении аккомпанемента обогащает музыкальные представления учащихся, помогает лучше понять и усвоить содержание произведения. Исполнение с аккомпанементом укрепляет и совершенствует интонацию и ритмическую организацию, заставляет добиваться согласованного ансамблевого звучания.
В программе по классу духовых инструментов предусматриваются также требования к исполнению ансамблей. Навыки ансамблевого исполнения необходимо прививать ученику с первых лет обучения, подготавливая его тем самым к занятиям в оркестровом классе.
Общее количество музыкальных произведений, рекомендуемых для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром должен добиваться различной степени завершенности исполнения: одни произведения подготавливаются для публичного исполнения, другие для показа в условиях класса, третьи с целью ознакомления. Все это обязательно фиксируется в индивидуальном плане ученика. Программа предлагает различные по уровню трудности примерные перечни музыкальных произведений для исполнения на академических концертах в течение учебного года, а также экзаменах. Это поможет педагогу осуществить дифференцированный подход к обучению учащихся, отличающихся по уровню общей подготовки, музыкальным способностям и другим индивидуальным данным.
Контроль успеваемости
Успеваемость учащихся в игре на инструменте учитывается на экзаменах, академических концертах, контрольных уроках, а так же открытых концертах, конкурсах. Выпускные экзамены для учеников пятилетнего срока обучения проводятся в выпускном – пятом классе. На выпускные экзамены выносятся три произведения различных жанров и форм. В течение года учащиеся выпускного класса выступают на прослушиваниях с исполнением произведений выпускной программы, без оценки исполнения. В остальных классах учащиеся выступают на академических концертах, для показа на которых в течение учебного года подготавливается 3 – 4 произведения, различных по жанру и по форме.
Проверка технической подготовки учащихся, знание музыкальной терминологии, принципов звукоизвлечения, а так же умение музыкально грамотно рассказать об исполняемом произведении и чтение нот с листа, осуществляется педагогом во время классных занятий на протяжении всего периода обучения и на техническом зачёте в течение учебного года в присутствии двух-трёх педагогов отдела.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается оценка годовой работы ученика, выведенная на основе результатов его продвижения, оценка ученика за выступление на академическом концерте или экзамене, результаты технических зачётов, а так же другие выступления ученика в течение года.
ПРОГРАММА ПО КЛАССУ ТРУБЫ
Годовые требовании
Первый класс
Учащийся должен ознакомиться с инструментом, его историей, устройством, правилами ухода за ним.
Работа над положением корпуса, головы, рук, постановкой губного аппарата, первоначальным звукоизвлечением, постановкой исполнительского дыхания. Извлечение натуральных звуков: "до", "соль" первой октавы, "до" второй октавы. Ознакомление с понятием атака звука.
Работа над штрихами деташе, легато. Овладение звуками диатонического звукоряда от "соль" малой октавы до "ре", "ми" второй октавы. Понятие о твердой и мягкой атаке звука.
Практическое овладение навыками исполнения интервалов: секунда, терция, кварта, квинта.
В течение учебного года проработать с учеником гаммы До, Си бемоль, Ре мажор и ля минор в одну октаву, целыми и половинными длительностями в медленном темпе, тонические трезвучия в прямом движении; 18-24 этюдов и упражнений; 8-10 разнохарактерных пьес.
***
Бетховен Л. Торжественная песня
Украинская народная песня "Журавель"
***
Бах И. С. Пьеса
Газизов Р. Веселый пешеход
Второй класс
Совершенствование исполнительского аппарата учащегося: укрепление и развитие губного аппарата, дыхания, подвижности языка и пальцев. Расширение диапазона извлекаемых звуков: вниз до "соль" малой октавы, вверх до "фа", "соль" второй октавы.
Совершенствование качества звучания инструмента и исполнения штрихами деташе, легато, знакомство со штрихом стаккато.
Развитие навыков исполнения интервалов: секста, септима, октава. Привитие элементарных навыков чтения с листа и игры в ансамбле духовых инструментов.
В течение учебного года необходимо проработать с учеником: мажорные и минорные гаммы до двух знаков включительно, половинными и четвертными длительностями в медленном темпе; тонические трезвучия в прямом движении; 11-18 этюдов и упражнений; 8-10 разнохарактерных пьес (в том числе ансамбли).
***
Бетховен Л. Сурок
Чешская народная песня "Богатый жених"
***
Чайковский П. Старинная французская песенка
Щелоков В. Шутка
Третий класс
Дальнейшее совершенствование исполнительского аппарата и
навыков координации работы языка, губ, пальцев, развитие
дыхания.
Расширение диапазона извлекаемых звуков: вниз до "фа-диез" ("соль-бемоль") малой октавы, вверх до "соль", "соль-диез" второй октавы. Совершенствование навыков исполнения штрихами: деташе, легато, стаккато. Знакомство со штрихами нон легато и маркато. Работа над улучшением качества звука.
Развитие навыков исполнения интервалов в пределах октавы в медленном и умеренном темпах.
Изучение партий корнетов, труб по программе оркестрового класса. Совершенствование навыков чтения нот с листа.
В течение учебного года необходимо проработать с учеником: гаммы мажорные и минорные до четырех знаков включительно, в одну-две октавы, четвертными длительностями в медленном и умеренном темпах, штрихами деташе и легато; тонические трезвучия в прямом движении с обращениями в медленном темпе; 14-16 этюдов на различные виды техники; 8-10 разнохарактерных пьес (в том числе ансамбли).
***
Баласанян С. Этюд № 111
Глинка М. Жаворонок
Прокофьев С. Марш
***
Липкин Л. Этюд № 175
Чайковский П. Шарманщик поет
Косенко В. Скерцино
Четвертый класс
Дальнейшая работа по совершенствованию исполнительского аппарата учащегося: развитие техники губного аппарата и навыков координации работы губ, языка, пальцев. Развитие дыхания.
Расширение диапазона извлекаемых звуков: вверх до "ля", "си" второй октавы. Дальнейшая работа над улучшением качества звука.
Развитие навыков исполнения интервалов: нона, децима, ундецима в медленном темпе. Знакомство со вспомогательной аппликатурой, хроматической гаммой.
Совершенствование навыков чтения нот с листа, изучение партий корнетов и труб по программе оркестрового класса.
В течение учебного года необходимо проработать с учеником: гаммы мажорные и минорные до пяти знаков включительно, тонические трезвучия в прямом движении и их обращения четвертными и восьмыми длительностями в умеренном темпе; 14-16 этюдов на различные виды техники; 8-10 разнохарактерных пьес одно-, двух-, трехчастной формы (в том числе произведение крупной формы, а также ансамбли).
***
Моцарт В. Сонатина
Раков Н. Вокализ № 2
***
Глинка М. Северная звезда
Щелоков В. Концерт (детский)
Пятый класс
Дальнейшее совершенствование исполнительского аппарата учащегося. Работа над улучшением качества звучания инструмента. гамму; 10-12 этюдов на различные виды техники; 8-10 разнохарактерных пьес (в том числе 1, 2 произведения крупной формы, а также ансамбли).
Экзаменационные требования
На экзамене учащийся должен исполнить гаммы мажорные и минорные со всеми изученными техническими формулами (по выбору комиссии)[1], один этюд, три пьесы различного характера или одну пьесу и одно произведение крупной формы (концерт, соната).
***
Баласанян С. Этюд № 12 (25 легких этюдов)
Щелоков В. Концерт № 3
Кюи Ц. Восточная мелодия
***
Вурм В. Этюд
Асафьев Б. Скерцо
Чайковский П. Ариозо воина
Шуберт Ф. Баркарола
Рекомендуемые учебные пособия и сборники педагогического репертуара
Арбан Ж. Школа игры на трубе. М., 1954; М., 1964; М., 1970
Баласанян С. Школа игры на трубе. М., 1972
Баласанян С. Школа игры на трубе. М., 1982
Кобец И. Начальная школа игры на трубе. - Киев, 1970
Липкин Л. Начальные уроки игры на трубе.-М., 1959
Лютак Л. Школа игры на трубе. Варшава, 1966
Митронов А. Школа для трубы. М.-Л., 1956
Митронов А. Школа игры на трубе. М. - Л., 1965
Прокофьев С. Практическое пособие игры на трубе.-Л., 1968
Табаков М. Первоначальная прогрессивная школа для трубы. Ч. I -М., 1948
Табаков М. Первоначальная прогрессивная школа для трубы. Ч. II -М., 1948
Табаков М Первоначальная прогрессивная школа для трубы. Ч. III -М., 1948 Табаков М. Школа обучения игре на трубе. Ч. 4- М., 1953
Усов Ю. Школа игры на трубе.-М., 1985
Чумов Л. Школа начального обучения игре на трубе.- М., 1979
Хрестоматии для трубы
Волоцкой П. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. Ч. 1: 1-Ш классы ДМШ - М., 1963 .
Волоцкой П. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. Ч. И: 4-5 классы ДМШ.-М., 1966
Усов Ю. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. I-II классы ДМШ. - М., 1973; 1980
Усов Ю. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. 3-4 классы ДМШ.-М., 1979
Усов Ю. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. Старшие классы ДМШ. - М., 1981
Усов Ю. Хрестоматия педагогического репертуара для трубы. I-III классы ДМШ. М., 1983
Сборники этюдов и упражнений для трубы
Баласанян С. Избранные этюды для трубы.- М., 1966
Баласанян С. Этюды для трубы. Тетр. I. М., 1951
Баласанян С. Этюды для трубы. Тетр. И. М., 1952
Баласанян С. Этюды для трубы. Тетр. III. М., 1953
Баласанян С. 25 легких этюдов. - М., 1954
Бердыев Н. Этюды для трубы. - М., 1964
Бердыев Н. Легкие этюды для трубы.-Киев, 1968
Бердыев Н. Легкие этюды для трубы. Тетр. 1.-Киев, 1969
Бердыев Н. 30 этюдов для трубы. Киев, 1976
Брандт В. 34 этюда для трубы.-М., 1960
Буткевич Ю. Избранные этюды для трубы. Тетр. I. Варшава, 1972
Буткевич Ю. Избранные этюды для трубы. Тетр. II. Варшава, 1972
Вурм В. Избранные этюды (62) для трубы.-М., 1948
Вурм В. Избранные этюды для трубы. - М., 1984
Вурм В. 45 легких этюдов для трубы. М., 1969
Еремин С. Избранные этюды для трубы. Тетр. I. - М., 1960
Еремин С. Избранные этюды для трубы. Тетр. II. - М., 1963
Кобец И. Тематические этюды для трубы. Киев, 1969
Чумов Л. Этюды для начинающих трубачей. М., 1969
Чумов Л. Легкие этюды и упражнения для трубы. М., 1973
Чумов Л. Легкие этюды для трубы -М., 1980
Сборники пьес для трубы
Альбом ученика-трубача. 1-Й классы. Сборник. / Сост. О. Белофастов, Киев, 1972.
Зарубежные классики. Сборник легких пьес. М., 1959
Избранные 12 пьес Э. Грига. Сборник.-М.-Л., 1950
Легкие пьесы для трубы. Сборник С. Болотина. - Л., 1964
Легкие пьесы для трубы С. Болотина. Сборник. - Л., 1968
Легкие пьесы для трубы. 1-Ш классы. Сборник. Сост. Ю. Усов. - М., 1970
Легкие пьесы композиторов социалистических стран. Сборник. / Сост. Л. Чумов. М., 1974
Лубочек. Сборник пьес. / Сост. Л. .Шлег.-М., 1979
Музыка для трубы. Сборник пьес.-Будапешт, 1971
Переложения и обработки для трубы и фортепиано. Сборник. / Сост. С. Болотин - М.-Л., 1952
Произведения советских композиторов для трубы. Сборник. / Сост. Л. Чумов.-М., 1974
Пьесы для трубы. Сборник / Ред. С. Еремина-М., 1963
Пьесы для трубы советских композиторов. Сборник. М., 1971
Пьесы композиторов социалистических стран. Сборник. / Сост. Л. Чумов. М., 1975
Пьесы русских композиторов. Сборник. / (Сост. В. Новиков - М., 1983
Пьесы русских композиторов. Сборник. / (Сост. С. Еремин -М., 1974
Пьесы Р. Шумана (из "Альбома для юношества"). Сборник. -М., 1965
Пьесы советских композиторов. Сборник. / Сост. Л. Чумов. -М., 1978
Пьесы советских композиторов для трубы. Сборник. / Сост. Л.Чумов. - М., 1980
Русские классики. Сборник легких пьес. / Сост. П. Волоцкой, Л.Липкин. - М., 1960
Сборник педагогического репертуара ДМШ / Сост. С. Еремин. - М., 1954
Сборник пьес для трубы. / Сост. М. Табаков, Г. Орвид - М., 1954
Сборник пьес для трубы / Сост. К. Озол. Рига, 1962
Сборник пьес для трубы. № 1. - Прага, 1969
Сборник пьес для трубы. № 2. - Прага - Братислава, 1969
Сборник пьес для трубы. / Сост. Г. Крумифер. - Лейпциг, 1969
Сборник пьес для трубы венгерских композиторов. - Будапешт, 1971
Сборник пьес произведений русских композиторов / Ред. Г. Ор-вида. М., 1947
Сборник пьес советских композиторов для трубы. М., 1966
Сборник танцев и мелодий для трубы. / Сост. И. Калиновский. - Варшава, 1964
Старинные концерты для трубы. Сборник. / Сост. Т Докшицер. -М., 1976
Советские композиторы. Сборник легких пьес для трубы. / Сост. П.Волоцкой, Л. Липкин. - М., 1961
Старинные сонаты для трубы. Сборник / Сост. А. Селянин. - М., 1977
"Три пьесы" В. Щелокова. Сборник. М.-Л., 1951
Учебный репертуар ДМШ. I класс. Сборник пьес. -Киев, 1978
Учебный репертуар ДМШ. II класс. Сборник пьес. -Киев, 1979
Учебный репертуар ДМШ. III класс. Сборник пьес. -Киев, 1980
Учебный репертуар ДМШ. IV класс. Сборник пьес. -Киев, 1981
Четыре пьесы для трубы. Сборник. - М., 1955
Четыре пьесы для трубы. Сборник. / Сост. С. Еремин. - М., 1954
5 пьес И. Дворжачека. Сборник. - Прага, 1971
Пьесы для трубы (отдельные издания)
Абсиль Ж. Сюита. - М., 1977
Александров Ан. Ария из "Классической сюиты". - М.-Л., 1951
Алябьев А. 2 пьесы для трубы. - М., 1954
Крейн М. Романс. - М., 1962
Полонский А. Романс. -М., 1962
Раков Н. Мелодия.-М., 1956
Раков Н. Сюита. - М., 1958 .
Фибих 3. Поэма для трубы. -М., 1954
Чишко О. Ребячьи забавы - Л., 1972
Щелоков В. Пионерская сюита. -М., 1958
Щелоков В.Концерт (детский). -М., 1968
[1] Исполнение гамм на экзамене обязательно только для учащихся, готовящихся к поступлению в средние специальные учебные заведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация предпрофессиональной подготовки через образовательную программу дополнительного образования детей в объединении «Секреты красоты»
Нестабильность и неопределенность сегодняшней жизни, неясность перспектив, материальные трудности ведут к тому, что многие молодые люди с тревогой смотрят в будущее, не могут определиться в будущей пр...
Реализация предпрофессиональной подготовки через образовательную программу дополнительного образования детей в объединении «Секреты красоты»
Нестабильность и неопределенность сегодняшней жизни, неясность перспектив, материальные трудности ведут к тому, что многие молодые люди с тревогой смотрят в будущее, не могут определиться в будущей пр...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Цифровые музыкальные инструменты: синтезатор» (ГБОУ ДЮЦ "Восток")
Программа для обучения учащихся 7-18 лет по предмету синтезатор....
Образовательная программа дополнительного образования детей «Цифровые музыкальные инструменты: синтезатор» (ГБОУ ДЮЦ "Орлёнок")
Программа для учащихся 7-18 лет по предмету синтезатор....
Использование ИКТ при реализации образовательной программы предпрофессиональной подготовки
Использование ИКТ при реализации программы "Основы метода "слепой" печати с элементами делопроизводства"...
Сборник методических материалов "Твоё профессиональное Я" или эффективная практика предпрофессиональной подготовки детей с девиантным поведением в Крэш-школе.
Сборник методических материалов "Твоё профессиональное Я" или эффективная практика предпрофессиональной подготовки детей с девиантным поведением в Крэш-школе. В сборнике размещены прог...
Пояснительная записка к образовательной программе предпрофессионального обучения в классе скрипки ДШИ (материал для родительского собрания).
Учебный предмет «Специальность (скрипка)» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на скрипке, получение ими художественного образования, а также на эстетическое восп...