рабочая программа по музыке 9 класс
рабочая программа по музыке (9 класс) по теме

Воронина Ольга Михайловна

Примерная программа по музыке составлена  на основе программы «Музыка» под общей редакцией В. В. Алеева, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак (1 - 4 классы; 5 – 8 классы), рекомендованной Министерством образования и науки РФ, Москва «Дрофа», 2009г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_9_klass.doc146.5 КБ
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_9_klass.doc101.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование

9 класс

Тема года: «Традиция и современность в музыке» (продолжение).

п\п

№ в теме

Дата

Тема

Основное содержание

урока

Планируемые

результаты

Используемые ресурсы

Основ-ные виды учебной деятельности

Объекты и

формы текуще-го контро-ля

план

факт

9

 АБ

9

ВГ

9

АБ

9

ВГ

Мир человеческих чувств (3 часа).

  1.

 

 

 

   1

   

   

   

Трагедия  любви в музыке.

«Мелодией одной звучат печаль и радость...» Трагическая предопределенность судеб людей, преступающих освященные традицией законы. Торжество бессмертной любви. Литературные сюжеты, не теряющие своей актуальности.

Определить отношение традиции к вечным темам; с чем связаны различия в характере музыки разных композиторов, обращённой к одинаковым или схожим сюжетам.

Оценивание музыкальных произведений с позиции красоты и правды.

Восприятие и оценивание музыкальных произведений с точки зрения единства содержания и формы.

 Выявление круга музыкальных образов в музыкальном произведении.

Рассуждение о яркости и контрастности образов в музыке.

Восприятие особенности интонационного и драматургического

развития в произведениях сложных

форм.

Исследование многообразия форм

построения музыкальных произведений (сонатная форма).

Понимание характерных особенностей музыкального языка.

Определение по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, фактуре, динамике) музыки отдельных выдающихся композиторов

(П. Чайковского)

Понимание роли искусства в становлении духовного мира человека, культурно-историческом развитии современного социума;

общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т. д.)

Формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира;

обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества.

П. Чайковский.

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»;

Р.Вагнер. Вступление

к опере «Тристан и Изольда» (слушание);

Ю.Визбор.    

«Ты у меня одна» (пение). Фортепиано, музыкальный центр.

 

Наблюдение, анализ

Устный опрос

2.

 

 

 

 

2

   

   

   

   

Подвиг во имя свободы.

Подвиг во имя свободы в увертюре JI. Бетховена «Эгмонт». Неоднозначность структуры, неоднородность красок, яркие музыкальные контрасты. Две резко контрастные темы увертюры.

 Знакомство с увертюрой «Эгмонт» Л. Бетховена. Определить сложное образное и многогранное содержание.

Восприятие и оценивание музыкальных произведений с точки зрения единства содержания и формы.

Выявление круга музыкальных образов в музыкальном произведении.

Анализ и сравнение  приемов развития музыкальных образов в произведениях одинаковых жанров и форм.

Восприятие особенности интонационного и драматургического развития в произведениях сложных

форм. Исследование многообразия форм

построения музыкальных произведений (сонатная форма). Определение по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, ритму, динамике) музыки отдельных выдающихся композиторов (Л. Бетховена)

развитие устойчивой потребности в общении с миром искусства в собственной внеурочной и внешкольной деятельности;

соответствующий возрасту уровень духовной культуры;

творческий подход к решению различных учебных и реальных жизненных проблем

Обогащенное представление о художественных ценностях произведений разных видов искусства;

инициативность и самостоятельность в решении разноуровневых учебно-творческих задач

Л. Бетховен.

Увертюра «Эгмонт» (слушание);

«Ты у меня одна» (пение). Фортепиано, музыкальный центр.

Наблюдение, анализ

Устный опрос

3.

 

 

 

3

Мотивы пути и дороги в русском искусстве.

Беседа «Судьба человека». Определить образы, которые чаще всего встречаются в русском искусстве и что в них выражено. Охарактеризовать произведение Г. Свиридова «Метель».

Выявление и установка ассоциативных связей между образами художественных произведений и образами природы.

Восприятие и выявление внешних и внутренних связей между музыкой, литературой и изобразительным искусством.

 Исследование значения литературы

и изобразительного искусства для

воплощения музыкальных образов.

Определение по характерным признакам (интонации, мелодии, ладогармоническим особенностям) музыки отдельных выдающихся композиторов (Г.Свиридова).

Самостоятельный подбор музыкальных, литературных, живописных произведения к изучаемой теме.

Использование образовательных ресурсов сети Интернет для поиска художественных произведений

общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т. д.);

развитие устойчивой потребности в общении с миром искусства в собственной внеурочной и внешкольной деятельности;

самостоятельность при организации содержательного культурного досуга;

соответствующий возрасту уровень духовной культуры;

наличие предпочтений, художественно-эстетического вкуса, эмпатии, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к искусству; умение рассуждать, выдвигать предположения, обосновывать собственную точку зрения о художественных явлениях социума

Г. Свиридов.

«Тройка» (из оркестровой сюиты «Метель») (слушание);

«Ты у меня одна» (пение). Фортепиано, музыкальный центр.

Наблюдение, оценка

Устный опрос, взаимо-опрос, хоровое пение

В поисках истины и красоты (4 часов)

4.

 

 

1

   

   

 

 

Мир духовной музыки.

Беседа «Духовная музыка» (что она предполагает, на чем основана, роль церковных песнопений, какими качествами отличается церковная музыка, роль православной веры в России.

Понимание значения духовной музыки в сохранении и развитии общей культуры народа.

Эмоциональное восприятие духовной музыки русских композиторов. Оценивание музыкальных произведений с позиции красоты и правды.

Осознание интонационно-образных, жанровых и стилевых основ русской духовной музыки. Осуществление поиска музыкально-образовательной информации в сети Интернет;

творческий подход к решению различных учебных и реальных жизненных проблем;

расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуально-творческое развитие

соответствующий возрасту уровень восприятия искусства;

навыки проектирования индивидуальной и коллективной художественно-творческой деятельности;

контроль собственных учебных действий и самостоятельность в постановке творческих задач

М. И. Глинка. «Херу-вимская песнь»;

А. Никольский. «Отче наш» (слушание);

Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина

«Колокола» (пение). Фортепиано, музыкальный центр.

Анализ, оценка

Устный опрос, синквейн

5.

 

   

 

2

       

   

   

   

Колокольный звон на Руси.

Определить роль колокольного звона на Руси (когда звучат колокола; как композиторы использовали колокола в своих произведениях).

Выявление возможности эмоционального воздействия колокольного звона.

Понимание характерных особенностей музыкального языка.

Нахождение ассоциативных связей между художественными образами музыки и изобразительного искусства. Самостоятельный подбор сходных поэтических произведений к изучаемой музыке;

творческий подход к решению различных учебных и реальных жизненных проблем;

расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуально-творческое развитие

наличие предпочтений, художественно-эстетического вкуса, эмпатии, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к искусству;

умение рассуждать, выдвигать предположения, обосновывать собственную точку зрения о художественных явлениях социума

М. П. Мусоргский. «Рассвет на Москве – реке» (вступление к опере «Хованщина);

С.Рахманинов. «Колокола.»№1. (слушание);

«Колокола» (пение). Фортепиано, музыкальный центр.

Наблюдение, анализ

Устный опрос, взаимоопрос,  хоровое пение

6.

 

 

 

 

 

3

   

   

   

   

Рождественская звезда.

Знакомство с православным праздником – Рождеством (когда и как праздновался, что означает, какую роль играет в жизни людей). Рождественский кант. Колядки. Православная авторская песня

Оценивание произведений искусства с позиции красоты и правды.

Восприятие и оценивание музыкальных произведений с точки зрения единства содержания и формы.

Эмоциональное восприятие художественных образов различных

видов искусства. Рассуждение о своеобразии отечественной духовной музыки прошлого усвоение культурных традиций, нравственных эталонов и норм социального поведения;

эстетическое отношение к окружающему миру (преобразование действительности, привнесение красоты в человеческие отношения и др.).

соответствующий возрасту уровень восприятия искусства;

навыки проектирования индивидуальной и коллективной художественно-творческой деятельности

А. Лядов.

«Рождество Твое, Христе Боже наш» (слушание);

«Колокола» (пение). Фортепиано, музыкальный центр.

 

Наблюдение, анализ, оценка

Устный опрос,

синквейн, хоровое пение

7.

 

 

4

   

   

«Светлый праздник». Православная музыка сегодня

Знакомство с праздником «Пасха» (как люди готовятся к этому празднику, как проходит Пасхальная служба). Определить особенность духовной музыки; что побуждало композиторов обращаться к старым молитвенным напевам; почему именно в музыке происходит сегодня воз-рождение традиций православия.

Понимание значения духовной музыки в сохранении и развитии общей культуры  народа.

Рассуждение о своеобразии отечественной православной музыкальной культуры прошлого и настоящего  Самостоятельный подбор произведений искусства к изучаемой теме с точки зрения содержательного сходства.

Использование ресурсов сети Интернет для поиска художественных произведений.

Творческая интерпретация содержания изучаемой темы в изобразительной деятельности; самостоятельность при организации содержательного

культурного досуга; соответствующий возрасту уровень духовной культуры;

творческий подход к решению различных учебных и реальных жизненных проблем

контроль собственных учебных действий и самостоятельность в постановке творческих задач; участие в учебном сотрудничестве и творческой деятельности на основе уважения к художественным интересам сверстников

Н. Римский-Корсаков.

Увертюра «Светлый праздник»;

Р. Щедрин.

«Запечатленный ангел» №1 (слушание). Фортепиано, музыкальный центр.

Наблюдение, анализ, оценка

Устный опрос, рисунок, хоровое пение

О современности в музыке (12 часов)

8.

1

   

Как мы понимаем современность.

Презентация «Как мы понимаем современность».

Дать определение понятию «современность». Определить есть ли современности свое собственное «лицо», свой неповторимый  характер. Современность в жизни и в музыке. Современность- звено в цепи традиции. Технический культ в искусстве.

Анализ стилевого многообразия музыки XX века.

Восприятие и оценивание музыкальных произведений с точки зрения единства содержания и средств выражения.

Восприятие и анализ

особенности языка в музыке XX века Самостоятельный подбор сходных музыкальных, литературных

и живописных произведений к изучаемой теме.

 Использование образовательных ресурсов сети Интернет для поиска художественных произведений;

расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуально-творческое развитие;

усвоение культурных традиций, нравственных эталонов и норм социального поведения

инициативность и самостоятельность в решении разноуровневых учебно-творческих задач; наличие предпочтений, художественно-эстетического

вкуса, эмпатии, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к искусству.

А. Онеггер. «Пасифик 231» (слушание);

М. Дунаевский, стихи Ю. Ряшинцева «Песня о дружбе». Презентация

  •  www.art.1001.chudo.ru

 Фортепиано, музыкальный центр.

Наблюдение, анализ, оценка

Устный опрос,

синквейн,  хоровое пение

9.

2

Вечные сюжеты.

Охарактеризовать музыку нашего времени. Определить что нового появилось в ней по сравнению а прошлыми веками и что осталось неизменным.

Анализ стилевого многообразия музыки XX века.

 Понимание характерных особенностей музыкального языка.

Восприятие и сравнение музыкального языка в произведениях разного смыслового содержания.

Самостоятельный подбор историко-литературных произведений

к изучаемой теме.

 Использование образовательных ресурсов сети Интернет для поиска художественных источников.

Определение по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, ритму) музыки отдельных выдающихся композиторов (А. Хачатуряна).

Понимание роли искусства в становлении духовного мира человека, культурно-историческом развитии современного социума;  самостоятельность при организации содержательного культурного досуга;

соответствующий возрасту уровень духовной культуры;

творческий подход к решению различных учебных и реальных жизненных проблем

умение рассуждать, выдвигать предположения, обосновывать собственную точку зрения о художественных явлениях социума;

соответствующий возрасту уровень восприятия искусства;

навыки проектирования индивидуальной и коллективной художественно-творческой деятельности

А. Хачатурян.

«Смерть гладиатора»; «Адажио Спартака и Фригии» (из балета «Спартак») (слушание);

«Песня о дружбе» (пение). Фортепиано, муз. центр.

Наблюдение, анализ

Устный опрос, взаимоопрос,  хоровое пение

10.

 

 

 

   3

 

Философские образы 20 века.

Познакомить учащихся с творчеством О. Мессиана (какие образы воплощены в его музыке).

Образный мир в симфонии «Турангалила» для форте -  пиано и волн Мартено... Как теоретик музыки, Мессиан опирался главным образом на свое творчество, но также и на творчество других композиторов.

Анализ стилевого многообразия музыки XX века.

Выявление круга музыкальных образов в различных музыкальных произведениях (частях музыкального произведения).

 Наблюдение за сопоставлением

контрастных музыкальных образов.

Понимание характерных особенностей музыкального языка.

Восприятие и сравнение музыкального языка в произведениях разного смыслового содержания.

 Нахождение ассоциативных связей между художественными образами музыки и живописи; расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуально-творческое развитие;

усвоение культурных традиций, нравственных эталонов и норм социального поведения; наличие предпочтений, художественно-эстетического вкуса, эмпатии, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к искусству;

навыки проектирования индивидуальной и коллективной художественно-творческой деятельности

О. Мессиан.

«Ликование звезд». 5 часть;

«Сад сна любви». 4часть (из «Турангалилы-симфонии») (слушание);

« Песня о дружбе» (пение). Фортепиано, музыкальный центр.

Наблюдение, анализ, оценка

Тест,

музыкаль-ная викторина

11.

12.

 

4

5

   

   

   

   

Новые области в музыке 20 века (джазовая и эстрадная музыка, бардовская песня).

Презентация «Новые области в музыке 20 века».

Джаз: история возникновения, музыкальные особенности, популярные исполнители. Рок-музыка: история возникновения, музыкальные особенности, популярные исполнители.  Дать определение джазовой и эстрадной музыке. Познакомить учащихся с композиторами и исполнителями данных направлений.

Ориентирование в джазовой музыке, знание ее отдельных выдающихся композиторов и исполнителей.

Высказывание собственного мнения о художественной ценности джазовой музыки.

Самостоятельное  исследование вопросов, связанных с историей, исполнением джазовой музыки.

Использование образовательных ресурсов сети Интернет для поиска информации к изучаемой теме; творческий подход к решению различных учебных и реальных жизненных проблем; расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуально-творческое развитие;

усвоение культурных традиций, нравственных эталонов и норм социального поведения;

обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества;

обогащенное представление о художественных ценностях произведений разных видов искусства

Дж. Гершвин.

«Рапсодия в стиле блюз»;

Дж. Леннон, П. Маккартни «Вчера»

Д. Герман.«Привет, Долли»;

Б. Андерсон. «Слава победителю» (слушание);

Дж. Леннон, П. Маккартни  

«Вчера» (пение).

  • Презентация www.art.1001.chudo.ru
  • www.ru.wikipedia.org
  • www.erudition.ru
  • www.leoton.com.ua/ru/-greece/culturel/
  • www.geige 2007.narod.ru

 Фортепиано, музыкальный центр.

Наблюдение, анализ, оценка,

Устный опрос, взаимоопрос,  хоровое пение

13.

 

6

   

Лирические страницы советской музыки

Познакомить учащихся с музыкальными произведениями лирического характера (какие мысли, чувства, настроения она передает). Продолжение старых традиций, утверждение их непреходящей ценности в XX веке. Эмоционально- образный анализ романса С. Слонимского.

Анализ стилевого многообразия музыки XX века.

Оценивание музыкальных произведений с позиции правды и красоты.

Восприятие и оценивание музыкальных произведений с точки зрения единства содержания и формы.

Выявление и сравнение круга музыкальных образов в различных музыкальных произведениях;

понимание роли искусства в становлении духовного мира человека, культурно-историческом развитии современного социума;

общее представление об этической составляю-щей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т. д.);

инициативность и самостоятельность в решении разноуровневых учебно-творческих задач; наличие предпочтений, художественно-эстетического

вкуса, эмпатии, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к искусству

А. Эшпай.

Симфония № 2. 2часть;

С. Слонимский, стихи А. Ахматовой

«Я недаром печальной слыву» (слушание);

А. Лепин, стихи В. Коростылева

«Песенка о хорошем настроении» (пение). Фортепиано, музык. центр.

Наблюдение, анализ

Устный опрос.

14.

 

 

   7

   

   

Диалог времен в музыке  А. Шнитке.

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Альфреда Шнитке, с понятием «полистилистика». Определить почему композиторы наших дней по-прежнему относятся к «старой» музыке, созданной великими мастерами прошлого.

Анализ стилевого многообразия музыки XX века.

Высказывание собственного мнения

о художественных достоинствах отдельных музыкальных стилей.

Ориентирование в основных жанрах западно-европейских и отечественных композиторов

Самостоятельное  исследование художественных явлений и фактов

 в музыке XX века.

Использование образовательных

ресурсов сети Интернет для поиска

художественных произведений

развитие устойчивой потребности в общении с миром искусства в собственной внеурочной и внешкольной деятельности;

самостоятельность при организации содержательного культурного досуга;

умение рассуждать, выдвигать предположения, обосновывать собственную точку зрения о художественных явлениях социума;

соответствующий возрасту уровень восприятия искусства;

навыки проектирования индивидуальной и коллективной художественно-творческой деятельности

А. Шнитке.

«Прелюдия. Токката» (из «Концерто гроссо» №1) (слушание);

«Песенка о хорошем настроении» (пение). Фортепиано, музыкальный

Наблюдение, анализ, оценка

Устный опрос, рисунок, хоровое пение

15.

 

8

       

   

   

   

   

«Любовь никогда не перестанет».

Любовь в высшем ее понимании. Музыка воспевает любовь и одухотворяется ею. Интонационный и образный анализ хора «Любовь святая».

Определить почему для русской музыки особенно важно возвращение образа святой Руси; понятие слов «Любовь никогда не перестанет»; как их истинность подтверждается в музыке 20 века.

Анализ стилевого многообразия музыки XX века.

Рассуждение о своеобразии духовной и светской музыкальной культуры прошлого и настоящего.

 Определение по характерным признакам (интонации, мелодии, ладогармоническим особенностям) музыки отдельных выдающихся композиторов (Г. Свиридова);

развитие устойчивой потребности в общении с миром искусства в собственной внеурочной и внешкольной деятельности;

самостоятельность при организации содержательного культурного досуга

инициативность и самостоятельность в решении разно-уровневых учебно-творческих задач; наличие предпочтений, художественно-эстетического вкуса, эмпатии, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к искусству

Г. Свиридов.

«Любовь святая» (из цикла «Три хора из музыки к трагедии А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович»; (слушание);

«Песенка о хорошем настроении»

( пение). Фортепиано, музыкальный центр.

Наблюдение, анализ, оценка

Устный опрос, взаимо-опрос, музыкальная викторина

16.

9

   

   

Музыка всегда остается.

Определить чему учит нас музыка, что она перед нами раскрывает, какую музыку следует считать «бессмертной».

Осознание значения музыкального искусства в жизни современного

человека.

Рассуждение о специфике воплощения духовного опыта человечества

в музыкальном искусстве.

Расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуально-творческое развитие;

усвоение культурных традиций, нравственных эталонов и норм социального поведения;

эстетическое отношение к окружающему миру (преобразование действительности, привнесение красоты в человеческие

отношения и др.).

Сотрудничать со сверстниками

в процессе обсуждения проблемных

вопросов (отстаивать собственную точку зрения, учитывать мнения товарищей);

умение рассуждать, выдвигать предположения, обосновывать собственную точку зрения о художественных явлениях социума

Слушание музыки: произведения по выбору учащихся.

А. Флярковский, стихи А. Дидурова.

«Прощальный вальс» (пение). Фортепиано, музыкальный центр.

Наблюдение, анализ, оценка

Тест, хоровое пение

17.

10

Почему меняет-

ся музыка

Эволюционные процессы в музыке как следствие эволюции в окружающем мире. Образы ушедшего прошлого в произведениях ис-

кусства (на примере стихотворения

Д. Самойлова  «Двор моего детства» и во-

кальной пьесы Г. Свиридова «По-осеннему

кычет сова...»).

Проявление личностного отношения, эмоциональной отзывчивости

к произведениям искусства при их

восприятии.

Восприятие и выявление внутренних связей между образами музыки, литературы и изобразительного искусства.

Выявление возможности эмоционального воздействия музыки на человека;

самостоятельность при организации содержательного культурного досуга;

соответствующий возрасту уровень духовной культуры;

творческий подход к решению различных учебных и реальных жизненных проблем

Обогащенное представление о художественных ценностях произведений разных видов искусства;

инициативность и самостоятельность в решении разно-уровневых учебно-творческих задач.

П о э з и я

Д. Самойлов. «Двор моего детства».

М у з ы к а

Г. Свиридов. «По-осеннему кычет сова...»

(из поэмы для баритона и фортепиано)

«Отчалившая Русь» на стихи С. Есенина

(слушание).

Ж и в о п и с ь

Е. Куманьков. У Сивцева Вражка;

Петровские ворота; Последние дни. Гнездни-

ковский переулок;

В. Семенов. Шарманщик

Наблюдение, анализ, хоровое пение

Устный опрос, тест, музыкальная викторина

18.

11.

О неизменном

в музыке

Воплощение красоты и гармонии в музыке

ХХ века (на примере I части концерта

для кларнета и камерного оркестра

Б. Чайковского).

Преходящее и неизменное в искусстве

(на примере стихотворения Р. Гамзатова

«Вернулся я...»).

Исследование разнообразия и специфики современной музыки.

Оценивание музыкальных произведений с позиции красоты и правды.

Понимание стилевых черт русской

классической музыкальной школы

усвоение культурных традиций, нравственных эталонов и норм социального поведения; эстетическое отношение к окружающеему миру (преобразование действительности, привнесение красоты в человеческие

отношения и др.).

наличие предпочтений, художественно-эстетического вкуса, эмпатии, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к искусству;

умение рассуждать, выдвигать предположения, обосновывать собственную точку зрения о художественных явлениях социума

М у з ы к а

Б. Чайковский. Концерт для кларнета

и камерного оркестра. I часть (слушание).

П о э з и я

Р. Гамзатов. Вернулся я...

Наблюдение, анализ

Устный опрос, взаимо-опрос.

19.

12.

Музыка —

целый мир

Роль музыки в духовной жизни человека.

«Оркестр мира» как выражение межнаци-

онального единства музыкальной культуры

Осознание значения искусства

в жизни современного человека.

Рассуждение о специфике воплощения духовного опыта человечества в искусстве.

Ориентирование в специфике выразительных средств в области музыкального искусства.

Владение отдельными специальными терминами из области музыкального искусства в рамках изучаемого

курса.

Различие видов оркестра и групп музыкальных инструментов.

Освоение отдельных образцов, характерных черт западноевропейской музыки разных эпох.

Понимание характерных черт венской классической школы, композиторов-романтиков.

развитие устойчивой потребности в общении с миром искусства в собственной внеурочной и внешкольной деятельности;

самостоятельность при организации содержательного культурного досуга;

соответствующий возрасту уровень духовной культуры;

творческий подход к решению различных учебных и реальных жизненных проблем;

расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуально-творческое развитие

соответствующий возрасту уровень восприятия искусства;

навыки проектирования индивидуальной и коллективной художественно-творческой деятельности;

контроль собственных учебных действий и самостоятельность в постановке творческих задач

Р. Вагнер. Увертюра к опере «Нюрнбергские

Мейстерзин-геры» (слушание)

Наблюдение, анализ, оценка

Устный опрос, хоровое пение.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №38

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР _____________/И.В. Алеева/

           (подпись, ФИО)

УТВЕРЖДАЮ

Директор ________ /Л.М. Самигуллина/

Приказ   №____от  «___»____2013г.

                                                                                                                 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по _______музыке_________

для _9 А Б В Г класса

 на   2013 – 2014 учебный год

Учитель  

____Воронина Ольга Михайловна___

Рассмотрено на заседании ППЛ

эстетического воспитания

Протокол от   29.08.2013   №  1

руководитель ППЛ _________/С. Н. Демидова/

                                                      (подпись, ФИО)

                                                   

Пояснительная записка.

             Рабочая программа по музыке для обучающихся 9 А Б В Г классов составлена                                   в соответствии с нормативными документами:

1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (Приказ Минобр. России № 1019 от 5 марта 2004г.).

        2. Примерная программа по музыке составлена  на основе программы «Музыка» под общей редакцией В. В. Алеева, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак (1 - 4 классы; 5 – 8 классы), рекомендованной Министерством образования и науки РФ, Москва «Дрофа», 2009г.

                Курс музыки в основной школ, при сохранении подхода к музыке, как части общей духовной культуры школьника, нацелен на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального воспитания, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности – литературой, изобразительным искусством, историей. Мировой художественной культурой, русским языком, природоведением.

                Также отличительные особенности программы отразились:

  • во взгляде на музыку не только с точки зрения ее эстетической ценности, но и с позиции ее универсального значения в мире, когда музыка раскрывается во всем богатстве своих граней, врастающих в различные сферы бытия – природу, обычаи, верования, человеческие отношения, фантазии, чувства;
  • в системном погружении в проблематику музыкального содержания;
  • в рассмотрении музыкального искусства с точки зрения стилевого подхода, применяемого с учетом научных достижений в области эстетики, литературоведения, музыкознания;
  • в обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.

        

                Цель предмета «Музыка» в основной школе заключается в духовно – нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

                        Задачи музыкального образования направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:

  • научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
  • содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
  • всемерно способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
  • способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
  • научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности (литературой и изобразительным искусством) на основе вновь приобретенных знаний;
  • сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве).

     Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение предмета музыки  в 9 классе в объёме 19 часов во II  полугодии, из расчета 1 час в неделю.

Тематический план курса

основные разделы

количество часов

количество

Контрольных работ

Лабораторных работ

 Уроков внеклассного чтения

уроков развития речи

Практических работ

1

Мир человеческих чувств  

3

2

В поисках истины и красоты

4

3

О современности в музыке

12

1 полугодие

-

2 полугодие

19

Итого:

19

Требования к результатам обучения

     Личностными результатами изучения музыки являются:

  • формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира;
  • обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества;
  • обогащенное представление о художественных ценностях произведений разных видов искусства; инициативность и самостоятельность в решении разноуровневых учебно-творческих задач;
  • наличие предпочтений, художественно-эстетического вкуса, эмпатии, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к искусству;
  • умение рассуждать, выдвигать предположения, обосновывать собственную точку зрения о художественных явлениях социума;
  • соответствующий возрасту уровень восприятия искусства;
  • навыки проектирования индивидуальной и коллективной художественно-творческой деятельности;
  • контроль собственных учебных действий и самостоятельность в постановке творческих задач;
  • участие в учебном сотрудничестве и творческой деятельности на основе уважения к художественным интересам сверстников.

Метапредметными  результатами изучения музыки являются:

  • понимание роли искусства в становлении духовного мира человека, культурно-историческом развитии современного социума;
  • общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т. д.);
  • развитие устойчивой потребности в общении с миром искусства в собственной внеурочной и внешкольной деятельности;
  • самостоятельность при организации содержательного культурного досуга;
  • соответствующий возрасту уровень духовной культуры;
  • творческий подход к решению различных учебных и реальных жизненных проблем;
  • расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуально-творческое развитие;
  • усвоение культурных традиций, нравственных эталонов и норм социального поведения;
  • эстетическое отношение к окружающему миру (преобразование действительности, привнесение красоты в человеческие отношения и др.).

Предметными результатами изучения музыки являются:

  • постижение духовного наследия человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства;
  • понимание художественных явлений действительности в их многообразии;
  • общее представление о природе искусств и специфике выразительных средств отдельных его видов;
  • освоение знаний о выдающихся явлениях и произведениях отечественного и зарубежного искусства;
  • овладение умениями и навыками для эмоционального воплощения художественно-творческих идей в разных видах искусства;
  • эмоциональное восприятие существующих традиционных и современных видов искусства в их взаимопроникновении;
  • осознанное применение специальной терминологии для обоснования собственной точки зрения в отношении проблем искусства;
  • опыт художественно-творческой деятельности в разных видах искусства;
  • участие в разработке и реализации художественно - творческих проектов.

ученик научится

ученик получит возможность научиться

  • осмысливать важнейшие категории в музыкальном искусстве – традиции и современность, понимать их неразрывную связь;
  • проявлять концептуально-содержательные особенности сонатной формы;
  • уважать культуру другого народа, осваивать духовно-нравственный потенциал, накопленный в музыкальных произведениях;
  • проявлять эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в музыкальных произведениях;
  • представлять место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества;
  • представлять систему общечеловеческих ценностей;
  • формулировать замысел, планировать возможные действия в проектных и учебно-исследовательских видах деятельности.
  • извлекать информацию из различных источников, уметь вести самостоятельный поиск нужной информации (обращение к музыкальным словарям, справочникам, Интернету).

  • использовать методы социально-эстетической коммуникации, осваивать диалоговые формы общения с произведениями музыкального искусства;
  • реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на музыкальном художественно-образном материале;
  • классифицировать изученные объекты и явления музыкальной культуры;
  • структурировать и систематизировать изученный материал и информацию, полученную из других источников на основе эстетического восприятия музыки;
  • применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале.

.

Способы оценки планируемых результатов образовательного процесса

Результаты образовательного процесса

Формы  контроля

Метапредметные

оценочные листы, творческие задания

Предметные  

самостоятельные, тестирование

Личностные

Наблюдение, исследования

Перечень

учебно-методического и программного обеспечения

образовательного процесса 

Программа к завершённой предметной линии и системе учебников

Программа «Музыка».     В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Волгоград 2009г.

Учебник, учебное пособие

--------------

Рабочая тетрадь для обучающихся

--------------

Электронное приложение к УМК

1.Мультимедийное пособие для учителей музыки образовательных школ по программе Е. Д. Критской (1 – 7 класс) и по программе Т. И. Науменко, В. В. Алеева (8 класс);

2. DVD – диск «СОНАТА не только классика»;

3. DVD – диск  «Энциклопедия классической музыки»;

4. Учебно – методический комплекс «Музыка 1 – 8 класс».

Дидактический материал

Раздаточный материал по всем темам курса

Материалы для контроля (тесты и т.п.)

Тесты, самостоятельные работы, кроссворды, электронные образовательные ресурсы - (в тестовой форме)

Методическое пособие с поурочными разработками

Музыка. 8 класс: поурочные планы по учебнику Т. И. Науменко, В. В. Алеева / авт.-сост. О. П. Власенко. - Волгоград : Учитель, 2009.

Список используемой литературы

  1. «Методика музыкального воспитания  в школе». О. А. Апраксина. Издательство «Просвещение», 1999.
  2. «Методика музыкального воспитания в школе».      Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко. Издательский центр «Академия», 2000.
  3. «Спутник учителя музыки». Т.В.Челышева. Издательство      «Просвещение», 1993.
  4. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы: методическое пособие JI. В. Золина. -М. : Глобус, 2008г.
  5. Современный урок музыки Т. А. Затямина. - М. : Глобус, 2008.
  6. Музыкальная литература В. Н. Владимиров, А. И. Лагутин. - М. : Музыка, 1984.
  7. Энциклопедия для юных музыкантов И. Ю. Куберский, Е. В. Минина. - СПб. : ТОО «Диамант» : ООО «Золотой век», 1996.
  8. Большой энциклопедический словарь гл. ред. Г. В. Келдыш. - М. : НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
  9. Э. И. Музыка от А до Я Э. И. Финкелыптейн. - СПб. : Композитор, 1997.

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

  1. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://ru. wikipedia.org/wiki
  2. Классическая музыка [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://classic.chubrik.ru
  3. Музыкальный энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// www.music-dic.ru
  4. Музыкальный словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://dic.academic.ru/con- tents.nsf/dic music
  5. Сайты:

http: //festival.1september.ru/

http: //nsportal.ru/        

http: //planeta.tspu.ru/

 

        Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся  9-х классов и специфики данных классных коллективов.

        Уровень познавательной активности у обучающихся в 9 А Б В Г  классах высокий, имеют хорошие учебные возможности.

       Большее количество обучающихся – это дети с высоким уровнем способностей и высокой мотивацией учения, которые в состоянии освоить программу по предмету на высоком уровне. Они отличаются высокой организованностью, дисциплинированностью, ответственным отношением к выполнению учебных и творческих заданий.

       Чтобы включить всех детей в работу на уроке, будут использованы разнообразные нетрадиционные формы организации их деятельности, информационные технологии, технология критического мышления.

        С учётом этого в содержание уроков включён материал повышенного уровня сложности, задания творческого характера. В организации работы с группой обучающихся с низкими учебными возможностями будет включена работа по образцу, алгоритму, с раздаточным материалом.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П

Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы  «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...

Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...