Как это было. Как совпало - беда, война и юность
методическая разработка по музыке на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
«КАК ЭТО БЫЛО! КАК СОВПАЛО –
ВОЙНА, БЕДА, МЕЧТА И ЮНОСТЬ!»
МОУ СОШ №7
2011 год
1-й ведущий
Остановись, время! Замри!
Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на тех, кто в камне с высоты своих памятников смотрит на нас, кто отдал за нас свои жизни!
2-й ведущий
Двадцати семи миллионам павших, не вернувшимся с кровавых полей войны посвящается!
1-й ведущий
Славным ветеранам Великой Отечественной, выстоявшим, победившим, подарившим миру жизнь и счастье, посвящается!
2-й ведущий
Поколению, вступившему в жизнь, посвящается!
На фоне «Реквиема».
1-й ведущий
В черном пласту петергофской земли
Матросскую флягу как-то нашли.
Была в ней записка в несколько строк:
«Бились… Погибли…» А поперек –
Слова, что огнем обжигают сейчас:
«Живые, пойте о нас!»
Я этих слов позабыть не могу,
Всегда мы у них в неоплатном долгу.
Живые, пойте о нас!
Это не просьба. Это – приказ!
Музыка заканчивается на высоком звучании.
2-й ведущий
Память! За собою позови
В те далекие промчавшиеся дни.
Ты солдат ушедших оживи,
А живущим молодость верни.
Память… Память!
Ты же можешь, ты должна
На мгновенье эти стрелки повернуть.
Мы хотим не просто вспомнить имена –
Мы хотим вам всем в глаза взглянуть!
Исполняется вальс.
Чтец-1
Уходили мальчики – на плечах шинели.
Уходили мальчики – храбро песни пели.
Отступали мальчики пыльными степями.
Умирали мальчики – где, не знали сами.
Повидали мальчики – храбрые солдаты –
Волгу в сорок первом, Шпрее – в сорок пятом.
Показали мальчики за четыре года,
Что такое мальчики нашего народа.
«Землянка» 1-й куплет
1-й ведущий
В железной печурке огни догорают,
Подернуты пеплом седым.
Окончился ужин. Бойцы отдыхают.
Густеет махорочный дым.
Бойцы потихоньку ведут разговоры.
«Землянка» 2-й куплет
2-й ведущий
На улице полночь, свеча догорает,
Высокие звезды видны.
Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,
В пылающий адрес войны.
«Землянка» последний куплет
Чтец-2
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди.
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не жалей добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И сними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: «Повезло».
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой.
Просто ты умела жать,
Как никто другой.
Танец
1-й ведущий
Война… Мы не хотим ее!
2-й ведущий
Мы против смерти, против материнских слез…
1-й ведущий
Но тяжелый сапог завоевателя топчет нашу священную землю.
2-й ведущий
Сотни городов превращены в руины, тысячи сел сожжены дотла, миллионы людей преданы смерти.
1-й ведущий
Сколько недосказанных слов, сколько непрожитых лет оборвано пулей!
Чтец-3
Стихотворение «Варварство» (М.Джалиль)
2-й ученик
Сотни тысяч заживо сожженных
К нам взывают сквозь года.
Загляните же в глаза тех обреченных,
Что ушли из жизни навсегда.
1-й ученик
Как же перед ними оправдаться?
Как же объяснить, что вновь
Дети перестали улыбаться
И невинных снова льется кровь?
2-й ученик
Неужели память коротка так наша
И уже забыли все о том,
Как же крик предсмертный страшен
Дитя терзаемого палачом?
Чтец 2
Светлы и лучезарны детства дни,
Когда освещены лучами солнца мирного они.
Но если же грозой военной небосвод объят
И дети от разрывов бомб не спят,
То детство превращается в страданье,
В какое-то чудовищное испытанье,
Грехов несовершенных в искупленье,
И разве же не преступленье
Детей мгновений радостных лишать,
До времени взрослеть их заставлять!
Одно желание жило в их сердцах,
Не покидавшее несчастных даже в снах, -
Желанье – голод утолить,
Хотя бы корочку сухую откусить
И с наслаждением ее жевать…
Кому пришлось такое испытать,
Тот продолжает и доныне
К хлебу относиться, как к святыне.
Сценка
(Брат и сестра в ожидании матери. Сестра, кутаясь в старую шаль, играет в куклы, брат ремонтирует табурет.)
Сестра
Как холодно! И мама не идет.
Быть может, хлебушка она нам принесет.
Ну хоть бы крошечку где отыскать,
Голодной страшно мне идти в кровать.
Брат
А разве я есть не хочу? Хочу!
Но все равно молчу.
Ведь там, где папа наш сейчас,
Потяжелее, чем у нас.
Не разрываются снаряды здесь,
И дом у на с тобою есть.
А главное – фашисты далеко.
Да и кому сейчас в стране легко!
Сестра
А помнишь блинчики с вареньем,
Чай с маминым печеньем,
Которое по праздникам пекла она.
Сейчас я съела б все одна!
Брат
Опять ты о еде заговорила!
Уж лучше б душу не травила!
Чем чаще вспоминаешь ты о ней,
Тем голод чувствуешь сильней.
И мне воспоминанья эти не нужны.
Сестра
А вот и мамины шаги слышны!
Брат
Не вздумай хныкать перед ней.
Дай отдохнуть сначала ей.
«Аве, Мария»
Чтец-4
Мой сын погиб. Он был хорошим сыном,
Красивым, добрым, умным, смельчаком.
Сейчас метель гуляет по лощинам,
Вдоль выбоин, где он упал ничком.
Метель метет и в рог охрипший дует.
И в дымоходах воет и вопит
В развалинах.
А мне она диктует
Счета смертей, счета людских обид.
Прощай, мое солнце! Прощай, моя совесть!
Прощай, моя молодость, милый сыночек!
Пусть этим прощаньем окончится повесть
О самой глухой из глухих одиночек:
Ты в ней остаешься. Один. Отрешенный
От света и воздуха. В муке последней
Никем не рассказанный. Невоскрешенный.
На веки веков восемнадцатилетний.
Слышишь, слышишь, слышишь канонаду?
Это наши к западу пошли.
Значит, наступленье. Значит, надо
Подыматься, встать с сырой земли.
Чтец-5
Не зови меня, отец, не трогай,
Не зови меня, - о, не зови!
Мы идем нехоженой дорогой,
Мы летим в пожарах и крови.
Мы летим и бьем крылами тучи,
Боевые павшие друзья.
Так сплотился наш отряд летучий,
Что назад вернуться нам нельзя.
Прощай! Поезда не приходят оттуда.
Прощай! Самолеты туда не летают.
Прощай! Никакого не сбудется чуда:
Оно только снится нам. Снится и тает.
Чтец-6
Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат.
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как Мавзолей земля –
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой…
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в Мавзолей…
На фоне песни «Алеша»
1-й ведущий
Гремят над землею раскаты,
Идет за раскатом раскат.
2-й ведущий
Лежат под землею солдаты,
И нет безымянных солдат.
Громко звучит песня «Алеша»
1-й ведущий
У гитары большие заслуги.
По сигналу гитары поющей
2-й ведущий
Мчалась юность в таежные вьюги,
Поезда уходили в грядущее…
Под гитару исполняется песня В.Высоцкого «Он не вернулся из боя…»
1-й ведущий
Землю жгли смертельные метели.
Небеса и те не знали сна…
2-й ведущий
В серые солдатские шинели
Наряжала девушек война.
Чтец-7
Стихотворение Ю.Друниной «Зинка».
1-й ведущий
Если бы удалось найти весы, чтобы на одну чашу можно было положить военный подвиг наших солдат, а на другой – трудовой подвиг наших женщин, то чаши этих весов стояли бы вровень, как стояли, не дрогнув, под военной грозой в одном строю с мужьями и сыновьями героические наши женщины.
2-й ведущий
Они посылали сынов во всепожирающий огонь войны, они ждали их домой, они плакали над похоронками, денно и нощно, от мала до велика стояли у станков на военных заводах, пахали землю.
Танцевальная композиция «В тылу».
Чтец-8
Ой, зачем ты солнце красное,
Все уходишь – не прощаешься?
Ой, зачем с войны безрадостной,
Сын, не возвращаешься?
Из беды тебя я выручу,
Прилечу орлицей быстрою,
Отзовись, моя кровиночка,
Маленький, единственный!
Не могу найти дороженьку,
Чтоб заплакать над могилою.
Не хочу я ничегошеньки –
Только сына милого…
Если выплаканы глазоньки,
Сердцем плачут матери…
Белый свет не мил,
Изболелась я,
Возвратись, моя надежда!
Где же ты?
Песня «Алексей, Алешенька, сынок…»
2-й ведущий
Пуля, жизнь скосившая сыновью,
Жгучей болью захлестнула мать.
Некого с надеждой и любовью
Ей теперь под кров свой ожидать.
2-й ведущий
От глухих рыданий обессилела,
Задремала. И приснилось ей,
Будто бы она – сама Россия,
Мать ста миллионов сыновей.
2-й ведущий
Будто в поле, вихрем опаленном,
Где последний догорает бой,
Кличет, называя поименно,
Сыновей, что не придут домой.
1-й ведущий
Беззаветно храбрых и красивых,
Жизнь отдавших, чтоб жила она…
Никогда их не забыть России,
Как морей не вычерпать до дна.
На экране – Вечный огонь. Рядом – старая мать.
- Сыночек! Не ты ли похоронен здесь? А может, ты – сын другой матери? Может, она уже не в силах прийти, чтобы положить цветы на твою могилу? Ты зови меня матерью… Я вспоминаю то утро, когда мы стояли у начала дороги. Я глядела в твое родное лицо и никак не могла привыкнуть к зеленой гимнастерке, пилотке, тяжелым ботинкам и к этой улыбке на вдруг повзрослевшем лице. Сколько же лет прошло! Сколько весен отшумело, сынок, а я все помню. Ты прижался к моей щеке и сказал тихо-тихо:
- Не думай плохо, мамочка, я вернусь! Я обязательно вернусь… Ты наделила меня такой любовью к земле, к людям, такой памятью, что никакая пуля не посмеет пробить мое сердце!
Исполняется песня «Вдовы России».
У Вечного огня молодожены.
1-й ведущий
Молодожены идут к Вечному огню, и люди расступаются, давая им дорогу. На нем – торжественно-черный костюм, на ней – белая развевающаяся фата.
2-й ведущий
Свою дорогу в совместную жизнь они начинают здесь – клятвой, немой благодарностью к тем, кто защитил их радость, их любовь, их счастье.
1-й ведущий
Они шли к своему ровеснику – солдату, перед памятью которого нельзя соврать, слукавить.
2-й ведущий
Они несли ему чистоту и верность своих юных сердец, свое будущее, будущее своих детей!
1-й ведущий
И не потому ли старый солдат смахнул со щеки слезу и стал навытяжку, как в карауле?
2-й ведущий
И не потому ли благодарно склонила голову старая мать?
1-й ведущий
Ведь это сама жизнь, само бессмертие явилось к могиле неизвестного солдата!
2-й ведущий
Вновь скупая слеза сторожит тишину.
Вы о жизни мечтали, уходя на войну.
1-й ведущий
Сколько юных парней не вернулось назад,
Не дожив, не допев, под гранитом лежат.
2-й ведущий
Глядя в Вечный Огонь – тихой скорби сиянье –
Ты послушай святую минуту молчанья.
Стук метронома. Минута молчания.
1-й ведущий
Отгремела война, свой кровавый собрав урожай.
Сколько лет пронеслось, сколько новых забот пережито!
2-й ведущий
Время мчится вперед, время к новым спешит рубежам.
Но никто не забыт! И навеки ничто не забыто!
1-й ведущий
Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
2-й ведущий
Пусть всех имен не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они?..
1-й ведущий
Чем им обязан – знаю я.
И пусть не только стих,
Достойна будет жизнь моя
Солдатской смерти их!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальное мероприятие "Война, беда, любовь и юность"
Литературно-музыкальное мероприятие "Война, беда, любовь и юность". Лебедева Кумача «Священная война», А.Т.Твардовский "Василий Теркин", К.Симонов "Жди меня", "Ты помнишь Алеша дороги Смоленщины", Мус...
Литературная гостиная № 2 "Как это было! Как совпало - война, беда, мечта и юность!"
Работа «Литературной гостиной» – это способ реализации творческого потенциала, увлекательная форма погружения в художественный мир произведения, прозаического или поэтического, стимул для более глубок...
Внеклассное мероприятие по истории: "Как это было! Как совпало..."
Внеклассное мероприятиепо истории....
Сценарий классного часа, посвященного 70-летию Победы над фашистcкой Германией "Как это было! Как совпало - война, беда, мечта и юность!"
Сценарий классного часа, посвященного 70-летию Победы над фашистcкой Германией "Как это было! Как совпало - война, беда, мечта и юность!"...
"Их юность совпала с войной"
В преддверии празднования Дня Победы для ребят 7 класса УСКОШ-и 8 вида было проведено мероприятие «Их юность совпала с войной». Гостем мероприятия была приглашена Тиховодова Мария Васильевна, которая ...
Литературно-музыкальная гостиная "Как это было, как совпало"
Это мероприятие было посвящено 70-летию со Дня Победы....
Урок Победы "Как это было! Как совпало - война, беда, мечта и юность!"
Цель: привлечение внимания школьников к историческим событиям, к истории своей семьи. ...