Стандарт профессии
материал по музыке по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
СТАНДАРТ ПРОФЕССИИ «УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»
( БАЗОВЫЙ КОМПОНЕНТ)
Пояснительная записка
Данный стандарт описывает общепрофессиональные компетентности выпускника с учетом требований краевой системы образования. Стандарт профессии «учитель начальной и основной школы» является документом, определяющим составляющие общепрофессиональной компетентности специалиста, позволяющие ему выполнять функциональные обязанности на базовом уровне. В данный стандарт не включены требования к учителю как к предметнику, обучающему детей на определенной ступени образования. Стандарт учитывает требования государственного образовательного стандарта профессионального педагогического образования (повышенного уровня), и других государственных документов, регулирующих процесс обучения учащихся, а так же документов, регламентирующих деятельность учебных заведений и учителя.
Настоящий стандарт разработан профессиональным сообществом. Стандарт является документом, на основании которого присваивается квалификация «Учитель» выпускникам педагогических колледжей. Он может быть использован в качестве инструмента стандартизации требований к студентам на преддипломной практике, в процессе оценивания их профессиональных умений. Для мониторинга профессиональной деятельности и оценки уровня компетентности молодого специалиста к стандарту разработаны критерии оценивания уровней А, Б, В.
Стандарт разработан на основе требований Федерального компонента государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования с учетом типовых должностных обязанностей специалистов.
Документ содержит:
- Стандарт профессии «Учитель начальной и основной школы»
- Критерии оценивания профессиональной компетенции.
Общепрофессиональная компетентность (базовый уровень)
1. Профессиональные ценности и практика
Те, кто имеют квалификацию «учитель», принимают и выполняют профессиональные нормы и:
- ожидают достижение высоких результатов от своих учеников, уважают их общественные, культурные, религиозные и этнические взгляды; повышают их образовательный уровень.
- относятся к ученикам с уважением и вниманием, заботятся об их развитии.
- сами демонстрируют образцы поведения, отношения и ценностей, которые ожидают от своих учеников (в том числе речевую, нравственно-эстетическую и экологическую культуру).
- эффективно взаимодействуют с родителями и другими лицами, занимающимися воспитанием детей, признают их роль, права и обязанности в обучении и воспитании детей.
- вносят вклад в жизнь школы.
- понимают и ценят вклад и поддержку других людей, занятых обучением и воспитанием.
- способны улучшать свое собственное преподавание, критически относясь к нему и заимствуя опыт других, стремятся к повышению собственного профессионального уровня через самообразование и систему повышения квалификации.
- руководствоваться положениями, раскрывающими основные обязанности учителя.
- проявлять инициативу и самостоятельность в решении вопросов местного сообщества (общественной значимости)
2. Знание государственных документов, регламентирующих деятельность учителя.
Имеющие квалификацию «учитель» должны владеть преподаваемым предметом на уровне соответствующему стандарту профессиональной образовательной программы. Знает требования Государственного образовательного стандарта и разработанного на его основе краевого образовательного стандарта Красноярского края.
А) Ступень начального общего образования.
Они знают и понимают основные задачи, цели и принципы обучения, изложенные в Государственном Стандарте для начального этапа обучения.
Они знают, понимают и владеют содержанием программ по основным предметам, определенным Министерством образования и науки, а также различные методики преподавания в начальной школе. Они также обладают достаточными знаниями в области преподавания следующих предметов:--------------------(региональный компонент?). Помимо этого они должны быть способны к обучению детей тех возрастных групп, работать с которыми они обучались.
Б) Ступень основного общего образования.
Для тех, получил квалификацию, необходимую для преподавания одного или нескольких основных предметов обязательны Федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования, знания основных методов преподавания и концепции предпрофильной подготовки учащихся.
В) Ступень среднего (полного) общего образования (10-11 класс)
Учителя должны быть осведомлены о требованиях Федерального компонента государственных образовательных стандартов среднего ( полного ) общего образования, концепцией профильной школы. Они должны быть знакомы с основными умениями, одобренными…()
2.2. хорошо знакомы с требованиями Программ и стандарта для предыдущей и последующей ступеней обучения.
2.3. Понимать свои обязанности в соответствии с типом и (уставом школы)
3. Учебно-воспитательный процесс.
- Планирование.
Квалифицированный учитель должен обладать следующими умениями.
- Ставить учебно-воспитательные цели, основанные на знаниях нормативных требований, предъявляемых к ученикам с учетом их потребностей и возможностей в соответствии с уровнем их развития.
- Прогнозировать ожидаемые результаты и определять способы их оценивания. Поддерживать изменяющиеся познавательные потребности учеников так, чтобы мальчики и девочки из разных этнических групп смогли достичь хороших результатов.
- Отбирать и подготавливать учебные материалы, планировать их эффективное использование, учитывая интересы и кругозор учеников.
- Где это возможно, планировать работу со взрослыми, которые вносят свой вклад в обучение и воспитание детей.
- Могут обеспечить такое домашнее задание, которое укрепляет и расширяет работу, сделанную в классе и воодушевляет учеников работать самостоятельно.
- Планировать внеклассную и внеурочную работу с детьми с учетом их интересов и потребностей.
- Вести учебно-программную документацию в соответствии с нормативными документами.
3.2 Оценивание процесса обучения и воспитания
Квалифицированный учитель должен демонстрировать следующие умения:
- Эффективно использовать разнообразные методы текущего и итогового контроля для оценивания прогресса учащихся и достижения запланированных учебных целей, использовать полученную информацию для усовершенствования планирования и преподавания.
- Давать предметный и конструктивный отзыв для оказания поддержки учащимся во время процесса обучения и воспитания.
- Формировать у учащихся необходимые и достаточные навыки самооценивания и самокоррекции.
3.2.4.Быть способным оценивать прогресс учащихся, используя критерии и требования единого государственного экзамена для среднего (полного) общего образования или требованиях Федерального компонента государственных образовательных стандартов для других ступеней обучения.
3.2.5.Идентифицировать и поддерживать более способных учащихся и тех, кто показывают уровень ниже ожидаемого в данном возрасте; тех, которые имеют проблемы поведения, а также эмоциональные и социальные трудности.
3.2.6.Пользоваться советом преподавателя, имеющего опыт в данной сфере или опытного специалиста (психолога, социального педагога).
- Систематически фиксировать учебный прогресс учащихся и их достижения. Использовать данные, чтобы помочь учащимся отметить собственный прогресс и для планирования дальнейших уроков.
- Быть способным использовать зафиксированные ранее результаты, как базис отчета о развитии навыков и умений учащихся в устной и письменной формах, кратко, информативно и точно для родителей, опекунов, других заинтересованных лиц и самих учащихся.
- С помощью опытного коллеги определять уровни навыков и умений учащихся, изучающих русский язык как второй язык, для того, чтобы активизировать их мыслительные способности и обеспечить языковую поддержку.
3.3 Организация работы класса
Квалифицированные учителя, должны демонстрировать все нижеследующие умения:
- Создавать благоприятную учебную атмосферу, где ценится многообразие форм, ученики чувствуют себя спокойно и уверенно.
- Формировать и развивать ключевые компетенции, общеучебные и предметные умения и навыки.
- Чётко структурировать уроки и последовательность процесса работы, мотивируя учеников, делая цель обучения понятной ученикам, используя интерактивные методы обучения и совместную работу в группах, организуя активное и самостоятельное обучение, побуждая учеников думать, планировать и управлять собственным процессом учения.
- Видоизменять педагогический процесс в соответствии с потребностями учеников, включая детей с особыми образовательными потребностями (тех, кому необходимо специализированное обучение) и девиантным поведением.
- Принимать к сведению разнообразные интересы, опыт и достижения учеников из разных культурных и этнических групп.
- Способствовать профессиональной ориентации учащихся.
- Эффективно использовать средства обучения и воспитания в том числе информационные технологии.
- Предъявлять требования к поведению учащихся и устанавливать рамки классной дисциплины с целью повышения способности к самоконтролю и ответственности.
- Своевременно выявлять и эффективно реагировать на конфликтные ситуации в классе.
- Организовывать воспитательную и внеклассную работу по предмету.
- Обеспечивать соблюдение требований охраны труда в учебном и воспитательном процессе.
4. Работа в школе как организации
- Принимать участие в работе различных групп учителей (методических и творческих объединений);
- Принимать ответственность за выполнение задач, лежащих в области функционала;
- Принимать участие в генерировании и обосновании идей, способствующих развитию организации;
- Сотрудничать с психологом, социальным педагогом, педагогом - организатором и другими коллегами;
- Уметь собирать и анализировать информацию в соответствии с поставленной целью;
- Обращаться к коллегам, эффективно взаимодействовать с учителем-наставником;
- использовать компьютерные технологии в процессе повышения профессиональной компетентности.
* Опытным коллегой в данном стандарте называется ментор (учитель-наставник), специально подготовленный для помощи молодому специалисту в период его профессионального становления и умеющий грамотно оценивать уровень развития профессиональной компетенции и планировать процесс ее развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности нового стандарта образования Видеолекция для педагогических работников Руководитель проекта по разработке ФГОС общего образования Александр Кондаков рассказывает о Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) обще
http://youtu.be/_AEGqR4PLxo...
Сравнительный анализ государственного стандарта второго поколения для начальной школы со стандартами основной школы по русскому языку
Важной частью основной общеобразовательной программы является Базисный учебный (или образовательный) план. Главное отличие нового плана – появление в нем в качестве обязательного компонента внеу...
БЕСЕДА: Все профессии важны, все профессии нужны. Цели: расширять знания и представления детей о различных профессиях, их пользе; смотивировать к выбору будущей профессии; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; показать важность тр
Труд даёт человеку всё необходимое для жизни. Трудом создаются книги, произведения искусства, архитектуры. В процессе труда люди общаются, становятся более образованными. В результате труда созд...
Сравнительный анализ ФГОС по татарской литературе (стандарт первого поколения) и примерной программы (стандарт второго поколения)
Сравнительный анализ ФГОС по татарской литературе (стандарт первого поколения) и примерной программы (стандарт второго поколения)...
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – Стандарт)
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – Стандарт)...
Федеральный государственный образовательный стандарт СПО по профессии 15.01.32 Оператор станков с программным управлением, 2016 г
ФГОС отражает требования к результатам обучения...