Рекомендации коллегам
статья по музыке (5 класс) на тему
Рекомендации по формированию эстетической культуры школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_po_formirovaniyu_esteticheskoy_kultury_shkolnikov.docx | 19.82 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Рекомендации по формированию эстетической культуры школьников.
Эстетическое воспитание в школе прослеживается на всех уроках, но наиболее благодатны для этого уроки эстетического цикла: изобразительного искусства, литературы, мировой художественной культуры, музыки.
Эстетика – это наука, которая изучает прекрасное в природе, обществе, в материальном и духовном мире, закономерности развития и функционирования эстетического сознания и общие принципы творчества по законам красоты, в том числе законы развития и функционирования в обществе искусства как специфической формы отражения действительности.
Эстетическое воспитание во многом как бы программирует эмоционально-оценочное отношение человека к действительности, привлекая для своих целей искусство, т.е. ту область, в которой эстетическое начало жизни конденсируется с максимальной силой…
Искусство через организацию эстетических воздействий способствует формированию убеждений и сознательных действий человека, формированию гармонически развитой личности, сочетающей физическое совершенство с нравственной чистотой и духовным богатством.
Эстетическая культура – это не только способность воспринимать и ценить красоту в жизни и искусстве, но и активно, творчески претворять эту красоту в жизнь, творчески относиться к жизни во всех областях человеческой деятельности. Эстетическая культура человека – это часть его общего духовно-практического богатства.
Эстетические чувства, переживания, оценки возникают у человека в процессе всей его жизнедеятельности: в процессе работы, учебы, во время выполнения общественных обязанностей, на отдыхе, во время занятий спортом, при восприятии произведений искусства, в процессе участия в художественной самодеятельности. В процессе эстетического воспитания у человека формируется стремление к созданию красивых вещей, к свершению возвышенных дел и героических поступков.
Задача эстетического воспитания заключается не только в выработке эстетической культуры у человека, то есть выработке эстетических вкусов, понятий, представлений, переживаний. Задача состоит в том, чтобы человек боролся за красоту, творческое ее утверждение в труде, общественных отношениях в быту и искусстве и т.д.
Одним из важнейших средств эстетического воспитания является искусство, все его виды, жанры, формы. Искусство обращается к уму, воле и чувствам каждого отдельно взятого человека. Оно действует на человека путем создания определенных образов, характеристик, путем изображения конфликтов.
Музыкально-эстетическое воспитание обучающихся на уроках музыки происходит через вовлечение их в процесс собственного художественного созидания, направленного на познание и освоение окружающего мира.
ОТКРЫТЫЙ УРОК
в 7 классе
тема полугодия: Музыкальная драматургия
тема урока: «Патетическая соната» Л. Бетховена
учитель: Габдракипова
Элеонора Ивановна
Цель урока |
|
Задача урока |
|
Тип урока | Углубление и расширение темы |
Оборудование урока | а) фонохрестоматия б) портрет Л. Бетховена в) карточки цветные |
Литература | а) программа Д.Б. Кабалевского (4-7 класс) б) музыка в 4-7 классах в) И.Прохорова. Музыкальная литература зарубежных стран |
Ход урока |
- Организация урока. Звучит музыка (Л.Бетховен 5 симфония (3 часть)) при входе учащихся в класс. Задачи: повторение пройденного материала, знакомство с новым произведением, определение драматургии произведения. При входе в класс звучало произведение. Определите композитора, название. (Л.Бетховен 5 симфония 3 часть)
- Домашнее задание. Подготовить биографию Л.Бетховена.
- Людвиг ван Бетховен. Его портрет. Более двухсот лет прошло с тех пор, как родился великий немецкий композитор Людвиг ван Бетховен. (показать портрет) Могучий расцвет бетховенского таланта совпал с началом Х1Х столетия. Он родился в небольшом немецком городе Бонне. Мальчик рос в музыкальной семье. Его дед играл на скрипке и пел в хоре придворной капеллы князя. Здесь же служил отец Людвига в качестве певца-тенора. Музыкальные способности мальчика проявились рано. Музыке обучал его отец, который был неопытным педагогом. Он заставлял по 7-8 часов твердить упражнения. В 8 лет Людвиг Бетховен дал первый концерт. В 22 года он переехал в Вену и жил там до конца своих дней.
Сначала Бетховен завоевал Вену как пианист, а затем как композитор. Трагедией жизни Бетховена была его глухота. Тяжелая болезнь заставила его сторониться и друзей, сделала замкнутым. Первые признаки болезни композитор почувствовал в 26 лет. Долгое и упорное лечение не помогало, глухота становилась все сильнее. Бетховеном овладело отчаяние, он готов был расстаться с жизнью. Но любовь к музыке, мысль, что он может принести людям радость, спасли его от трагической смерти. «Я схвачу судьбу за глотку и не позволю, чтобы она меня сокрушила».
- Вопросы по произведению:
а) послушайте музыкальное произведение и подумайте, в какой период жизни мог написать это произведение Бетховен? (в переломный момент, в момент начала болезни)
б) почему вы так решили? Как вам рассказала об этом музыка?
в) как звучало вступление?
г) главная мелодия
д) ____
е) как они развивались?
ж) как звучит конец произведения?
з) в какой форме написано произведение? Для какого инструмента?
- Выложите графически …
- «Большая патетическая соната». Сам композитор назвал эту сонату «Большая патетическая соната». «Патетическая» от греческого слова «пафос», что означает «с приподнятым, возвышенным настроением». Соната была встречена современниками как необычное, смелое произведение.
- Слушание, разбор произведения.
- Каково вступление? (начало необычно). Музыке в быстром темпе предшествует медленное вступление. Мрачно и торжественно звучат тяжелые аккорды. В ответ – нежная певучая мелодия с оттенком мольбы (слушание) .
- Какие это темы контрастирующие или дополняющие друг друга?
- Главная тема. Что собой представляет? (слушание, разбор). Главная партия напоминает бурно вздымающиеся волны.
- Что собой представляет побочная партия? (слушание, разбор) (мелодичная, певучая)
- Как звучит разработка? Разработка невелика, но очень напряженна. «Борьба» разгорается между двумя резко контрастными темами: порывистой главной партией и лирической темой вступления.
- Реприза. Она повторяет темп экспозиции.
- Что звучит в окончании?
- Какие темы звучат? (тема вступления)
- Что с ней произошло? Она потеряла свой грозный вид. Какой вопрос – тревожный?
- Неужели не будет ответа? Ответ есть. Музыка не умоляющая, а энергичная, волевая. Главная тема звучит более стремительно. Воля, энергия, мужество победили. Мужество и жизнь победили в Бетховене.
- А у вас, ребята, на сегодняшний день жизнь – это школа.
- Распевание. Работа над голосами. Исполнение в два голоса. Звучит фрагмент. Определите произведение. (сл. К.Ибряева, муз. Г.Струве «Школьный корабль») В жизни бывают и радостные и горестные минуты, но в любой ситуации нужно уметь противостоять ударам судьбы.
- Завершение урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации коллегам по подготовке и работе с учащимися над исследовательскими проектами
Из опыта исследовательской работы с учениками выполнена учителем биологии МКОУ СОШ №251 с углубленным изучением отдельных предметов ЗАТО город Фокино Приморского края Щеколдиной Маргаритой...
"Методические рекомендации коллегам по подготовке и проведению практической части исследовательской работы с детьми "
Работа "Методические рекомендации коллегам по подготовке и проведению практической части исследовательской работы с детьми "выполнена в форме презентации для проведения педагогическиго сове...
Рекомендации к анализу урока физической культуры коллегой-предметником.
Все учителя и преподаватели, работающие в учебных заведениях, особенно в школах посещают уроки своих коллег с целью обмена опытом, знакомства со стилем работы с учащимися другим учителем, с целью полу...
Выписка из решения коллегии Протокола № 3 коллегии 2021 ШНРО и ШФНСУ
Выписка из решения коллегии Протокола № 3 коллегии 2021 ШНРО и ШФНСУ...
Выписка из решения коллегии Протокола № 2 коллегии 2022 Анализ работы ДДТ
Выписка из решения коллегии Протокола № 2 коллегии 2022 Анализ работы ДДТ...
Выписка из решения коллегии Протокола № 2 коллегии 2022 ШИБЦ
Выписка из решения коллегии Протокола № 2 коллегии 2022 ШИБЦ...
Выписка из решения коллегии Протокола № 2 коллегии 2022 ТР СШ1 СШ2
Выписка из решения коллегии Протокола № 2 коллегии 2022 ТР СШ1 СШ2...