Наглядно-дидактические пособия
учебно-методический материал по музыке ( класс) по теме

Сидорова Татьяна Александровна

            Музыкальная грамота - это тот мостик по которому дети смогут прийти к настоящей музыке. И в этом помогут пособия "Музыкальная линейка", "Музыкальный календарь", "Планеты-тональности". Описание рекомендаций по использованию предложенных пособий приводится в работе "Авторские пособия для изучения музыкальной грамоты с детьми школьного возраста".  Пособие "Таблица интервалов" составлено на основе "Таблицы химических элементов" Д. И. Менделеева.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Авторские пособия для изучения музыкальной грамоты с детьми школьного возраста

          Авторские пособия для изучения музыкальной грамоты были разработаны для учащихся общеобразовательной школы, но могут применяться и в музыкальной школе, и др. по мере необходимости, в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей. Среди этих авторских пособий предлагаются следующие: «Музыкальная линейка», «Музыкальный календарь», «Планеты-тональности».

          Первое из перечисленных пособий – «Музыкальная линейка» помогает при отстраивании мажорных и минорных тональностей, и трёх главных трезвучий: тоники, субдоминанты, доминанты. Пособие состоит из двух подвижных линеек и одной неподвижной, расположенных друг над другом. Одна – нижняя линейка, из нот на нотном стане, в скрипичном ключе, неподвижна. Цвет ноты нижней линейки соответствует цвету клавиши, извлекающей эту ноту, на линейке, имитирующей клавиатуру фортепиано. Сочетание этих двух линеек удобно для записи нот клавиатуры и наоборот, для нахождения ноты на клавиатуре. Под нижней линейкой, с нотным станом в скрипичном ключе, можно расположить, дополнительно, также неподвижную линейку с нотами в басовом ключе. Снизу от линейки с клавиатурой расположена линейка со ступенями, изображениями тонов мажорной и минорной гаммы и обозначением на ступенях трёх главных трезвучий. Красные кружочки между ступенями – это изображение тонов в построении мажорной гаммы. Синие кружочки – это изображение тонов в построении минорной гаммы. Отсутствие красных и синих кружочков между ступенями – это полутон. Чтобы отстроить гамму от определённой ноты, нужно подвинуть линейку со ступенями к линейке с клавиатурой, сочетая 1-ю ступень с клавишей, от которой отстраивается тональность, и отстроить тональность, и главные трезвучия.

          Следующее пособие – «Музыкальный календарь». Это пособие универсально. Оно может служить как обыкновенный календарь и как музыкальное пособие для отстраивания мажорных и минорных тональностей. Это пособие изображено в виде циферблата часов и двух стрелок, большой и маленькой. 12 часов соответствуют 12-ти месяцам года, 12-ти полутонам гаммы. 7 лепестков цветика-семицветика соответствуют 7-ми дням недели, 7-ми ступеням гаммы, 7-ми нотам. Передвижной жучок на маленькой стрелке двигается соответственно числу месяца вверх и вниз. Большая стрелка указывает месяц года. Большие лепестки обозначают 7 ступеней гаммы. Первая ступень – это красный лепесток, первый цвет в радуге. На этом лепестке обозначено первое число месяца. Маленькие лепестки обозначают 7 нот. Чтобы отстроить мажорную тональность от нужной ноты, надо маленький лепесток с этой нотой соединить с большим красным первым лепестком. Большие лепестки, расположенные далеко друг от друга, обозначают тон, а расположенные близко – полутон. Чтобы отстроить минорную гамму, нужно маленький лепесток с первой  нотой тональности расположить соответственно большому шестому синему лепестку.  

          Третье пособие – «Планеты-тональности». Это пособие поможет при ознакомлении со знаками тональности. На нём расположены только мажорные тональности, минорные могут быть отстроены самостоятельно. Это пособие помещено на карту строения солнечной системы. Номер орбиты равен количеству знаков тональности, равен количеству тонов от тональности диезной до тональности бемольной, с одинаковым количеством знаков каждой тональности, равным номеру орбиты. Тональность до мажор соответствует солнцу на карте. Эта тональность не имеет орбиты, поэтому количество её знаков равно 0, не имеет второй тональности с таким же количеством знаков, так как не имеет знаков вообще. Планеты – это тональности с бемольными знаками. Их спутники – это тональности с диезными знаками. Почему тональности с бемолями – это планеты, а тональности с диезами их спутники? Бемоль – это знак понижения, а диез – знак повышения. То, что легче, располагается выше, а то, что тяжелее – ниже, как ветви на дереве; маленькие, лёгкие ветви вверху, а низкие, тяжёлые внизу. Планета конечно же тяжелее её спутника, поэтому планеты – это тональности с бемолями, а спутники – тональности с диезами. Количество тонов между тональностями с одинаковым количеством знаков равно № орбиты, количеству знаков каждой тональности в том случае, если на клавиатуре первая ступень диезной тональности расположена выше, а первая ступень бемольной тональности ниже. Расстояние в таком случае измеряется в тонах от планеты до спутника.

          Перечисленные пособия помогут осуществить нетрадиционный подход при изучении музыкальной грамоты с детьми школьного возраста.



Предварительный просмотр:

Периодическая таблица интервалов

(на основе таблицы Д. И. Менделеева)

              Группы

Периоды

1

до

2

ре

3

ми

4

фа

5

соль

6

ля

7

си

8

до

1

до

1

прима

2

секунда

3

терция

4

кварта

5

квинта

6

секста

7

септима

8

прима

2

ре

9

септима

10

прима

11

секунда

12

терция

13

кварта

14

квинта

15

секста

16

септима

3

ми

17

секста

18

септима

19

прима

20

секунда

21

терция

22

кварта

23

квинта

24

секста

4

фа

25

квинта

26

секста

27

септима

28

прима

29

секунда

30

терция

31

кварта

32

квинта

5

соль

33

кварта

34

квинта

35

секста

36

септима

37

прима

38

секунда

39

терция

40

кварта

6

ля

41

терция

42

кварта

43

квинта

44

секста

45

септима

46

прима

47

секунда

48

терция

7

си

49

секунда

50

терция

51

кварта

52

квинта

53

секста

54

септима

55

прима

56

секунда

                   Таблица имеет 8 групп, равных количеству нот в октаве и 7 периодов, равных количеству нот в музыке. Количество групп и периодов такое же, как в таблице Менделеева 83 года. Сейчас современная таблица Менделеева состоит из 18 групп, но многие педагоги придерживаются прежней таблицы. Я тоже взяла за основу прежнюю таблицу, хотя в моей работе пойдёт речь и о таблице с 18 группами.  Порядковые номера интервалов расположены по образцу таблицы Д. И. Менделеева. Чтобы легче было проследить закономерность расположения 7 интервалов, они обозначены цветом.  Первый интервал прима обозначен красным цветом и делит таблицу по диагонали на 2 части, так же как таблица Менделеева делится на металлы и неметаллы мысленной линией от бора до астата. В этой таблице диагональ примы делит интервалы на их обращения по диагонали слева направо и снизу вверх. Секунда обращается в септиму, кварта в квинту, терция в сексту. Пара интервалов обращений соответствует парам цветов. Фиолетовый – оранжевый, синий – жёлтый, зелёный – голубой. По этой таблице можно проводить закрепление темы «Обращение интервалов». Кроме обращений интервалов здесь есть ещё одна закономерность. Наиболее острым тяготением из всех интервалов обладает тритон. В гамме «до» мажор этот тритон – кварта «фа – си» и её обращение квинта «си – фа». Кварта разрешается в интервал сексту «ми – до», а квинта разрешается в терцию «до – ми». Об этом знают все музыканты. Но самое интересное, что это разрешение доказывает нам и таблица интервалов. Кварта находится под номером 31, а квинта под номером 52. Примы же двух звуков этих интервалов Фа и Си под номером 28 и 55. Все четыре номера – 28, 31, 52, 55 образуют квадрат, если считать до четырёх каждую клеточку.  Если мы из 52 вычтем 28, а из 55 вычтем 31, то получится 24. Вычитаем, двигаясь снизу вверх по таблице. 24 – это порядковый номер интервала «ми – до», куда разрешается кварта «фа – си» под номером 31. А если мы вычтем, двигаясь справа налево, из 31  28, а из 55  52, то получится 3.  3 – это порядковый номер интервала терции «до – ми», куда разрешается квинта «си – фа» под номером 52. Так что с помощью этой таблицы можно закреплять  не только обращения интервалов, но и разрешения тритонов.

                Звуки «до» и «фа» – это первые звуки интервалов первого тритона и разрешения обращённого тритона. Между этими двумя звуками и современной таблицей Менделеева в 18 рядов есть взаимосвязь. Если мы будем считать по белым клавишам от «до» до 18, то придём к ноте «фа». А если мы будем считать от «до» до 18 и чёрные, и белые клавиши, то снова окажемся на ноте «фа». Вот такая связь между старой и новой таблицей Менделеева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАГЛЯДНО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ "ЖИВОТНЫЕ".

МАТЕРИАЛ МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОДЛЬЗОВАН ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ "ЖИВОТНЫЕ" НА УРОКАХ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ....

Тема: "Комплекты пособия по теме: "Лоскутная мозаика". Теоретическое обоснование и практическое использование нестандартных пособий на уроках практического повторения."

Теоретическое обоснование и практическое использование нестандартных пособий на уроках практического применения....

Предметно-развивающая среда логопедического кабинета , игровой и наглядно-дидактический материал при обучении грамоте дошкольников

Предметно-развивающая среда логопедического кабинета , игровой и наглядно-дидактический материал при обучении грамоте дошкольников...

Наглядно-дидактический материал для занятий учителя-дефектолога

Наглядно-дидактический материал для занятий учителя-дефектолога...

Картотека игр по развитию речи воспитанников из старшей и подготовительной группы детского сада, с применением наглядно-дидактического пособия «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича

В картотеке представлены увлекательные игры, способствующие развитию речи воспитанников 5-7 лет. Все игры проводятся с применением наглядно-дидактического пособия "Фиолетовый лес" В.В. Воско...

Наглядно-дидактический комплект "Познаем и развиваемся со сказкой". Автор-составитель О.С. Пушкарева

 Наглядно-дидактический комплект с методическим сопровождением к нему предназначен для занятий со старшими дошкольниками. Материал, изложенный в нем позволяет приобщить дошкольников к худо...