Рабочая программа по музыке 6 класс
рабочая программа по музыке (6 класс) по теме

Данная учебная программа предназначается для учащихся 6-х классов общеобразовательной школы.

Программа создана на основе:

Авторской программы «Музыка 5-7 классы» Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской .Издательство «Просвещение», 2011,

 соответствует ФГОС НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6klass_fgos.docx59.94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная учебная программа предназначается для учащихся 6-х классов общеобразовательной школы.

Программа создана на основе:

Авторской программы «Музыка 5-7 классы» Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской .Издательство «Просвещение», 2011,

 соответствует ФГОС НОО. При составлении рабочей программы были учтены рекомендации инструктивно- методического письма «О преподавании учебного предмета «Музыка» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области» в 2013-2014 учебном году.

         Концепция программы : Программа направлена на развитие личностного отношения учащихся к музыкальному искусству и их эмоциональной отзывчивости, на последовательное расширение музыкально – слухового фонда знакомой музыки, на включение в репертуар музыки различных направлений, стилей и школ. В большой степени программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально- энергетического тонуса подростков, снятие нервно- психических перегрузок учащихся.

 Обоснованность программы заключается в создании педагогом индивидуальной модели образования на основе государственного образовательного стандарта.

        Учебный предмет «Музыка» относится к  образовательной области «Искусство».

        Целью уроков музыки в 6 классе является  развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры, а также установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой , изобразительным искусством, театром и кино.

Сроки реализации: 2013-2014 учебный год.

Логика структуры программы заключается в преемственности с курсом начальной школы и орниентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально- творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям. Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется целенаправленной организацией музыкальной учебной деятельности, форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно- педагогическом процессе.

Программа создаёт предпосылки для целенаправленной работы по художественно – эстетическому воспитанию школьников, подразумевая организацию широкой образовательной среды: выстраивание системы внеурочных и внешкольных мероприятий, интеграцию основного и дополнительного образования учащихся.

Предполагаемые результаты: обучение музыке в 6 классе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений и навыков.

В соответствии со стандартами второго поколения оцениванию подлежит опыт эмоционально- ценностного отношения школьников к искусству; знание музыки и знания о музыке; опыт музыкально- творческой деятельности, проявляющийся в процессе слушания музыки, пения, игры на элементарных детских инструментах,; способы учебно- познавательной, исследовательской деятельности; коммуникативные умения, способность к контролю и самоконтролю.Важным показателемуспешного достижения планируемых результатов является участие школьников в различных формах культурно – досуговой деятельности класса, школы, города.

          Основной инструментарий для оценивания результатов  соотносится с целями, задачами, содержанием и требованиями нового ФГОС  и определяет уровень усвоения предмета.(см. приложение)

                                

Общая характеристика учебного предмета.

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы  Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, «Музыка.5-7 классы» . – Москва: Просвещение, 2011..При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебник «Музыка» 6 класс Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. – 7-е изд.- М.:Просвещение,2011, рабочая тетрадь, нотная хрестоматия, фонохрестоматия.

Построение  данной программы опирается на следующие методические принципы: принцип увлечённости, принцип триединства деятельности композитора- исполнителя- слушателя, принцип тождества и контраста,сходства и различия, принцип интонационности, принцип диалога культур.

        Виды музыкальной деятельности на уроках  разнообразны и направлены на полноценное общение школьников с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения поп- культуры в средствах массовой информации. В сферу исполнительской деятельности входят: хоровое, ансамблевое, сольное пение; платическое интонирование; музыкально- ритмические движения; импровизации (вокальные, ритмические , инструментальные, пластические и др.); инсценирование песен, фольклорных образцов музыкального искусства; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

        Творческое начало проявляется и в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.

        Реализация программы предполагает использование методов художественной педагогики, разработанных Д.Б.Кабалевским, Э.Б.Абдуллиным, Л.В.Горюновой, Л.М.Предтеченской, Л.В.Школяр и др.Это: метод художественного и нравственно – эстетического познания музыки;  метод интонационно-стилевого постижения музыки;метод эмоциональной драматургии; метод концентричности изучения музыкального материала; метод забегания вперёд и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении); метод создания «композиций»;метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).

Место предмета в базисном учебном плане.  Учебный предмет «Музыка» относится к образовательной области «Искусство». Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» на этапе среднего общего образования в 6 классе отводится 35 часов в год (1 час в неделю). Количество часов в 1 полугодии – 16, во втором – 19.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  учебного предмета .

        

        Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
- целостный, социально- ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- уважительное отношение к другому мнению, истории и культуре других народов ; готовность вести диалог с другими людьми; этические чувства доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно – полезной, учебно- исследовательской, творческой и др. видах деятельности;

- участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учётом региональных и этнокультурных особенностей;

- признание ценности жизни вов сех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

        Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решеня учебных и познавательных задач;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, обощать, устанавливать анологии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; размышлять, рассуждать и делать выводы;

- смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и работать в группе;

- формирование компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

        Предметные результаты изучения музыки отражают:

- сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

- сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно- нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга;

- сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально- творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально- пластическое движение и др.);

- воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

- расширение музыкального и общего культурного  кругозора; воспитание музыкального вкуса, интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

- овладение основами музыкальной грамотности;

- приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально- учебной деятельности, включая информационно- коммуникационные технологии;

- сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально- творческих задач.

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

Знать/понимать:

* специфику средств художественной выразительности каждого из видов искусств;

* взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка разных видов искусств;

* роль музыки в изображении исторических событий, картин природы, разнообразных характеров, портретов людей и музыкантов;

* стилистические особенности музыкального языка Глинки М.И., Бородина А.П., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В., Моцарта В, Бетховена Л., Грига Э., Дебюсси К.;

* жанровые признаки духовной музыки (на примере духовной музыки Баха И.С. и Бортнянского Д.);

* знакомые жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;

                                                      Уметь:

* находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусств;

* выявлять сходства и различия между музыкой и другими видами искусства;

* находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;

* размышлять о знакомом произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения;

* передавать свои музыкальные впечатления в устной, письменной форме, в изобразительной деятельности;

* творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

* участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации и игре на простейших шумовых инструментах);

    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

* развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.    

        Требования к подготовке учащихся по предмету в полном объёме совпадают с требованиями ФГОС и авторской программой Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской.

        

Содержание тем учебного курса.

тема   I полугодия:  «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (16 часов)

Урок 1. Удивительный мир музыкальных образов.

Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке и инструментальной музыке.

Определение музыкального образа. Специфика вокальной и инструментальной музыки. Лирические образы русских романсов и песен. Многообразный мир эмоциональных чувств в лирическом романсе. Единство музыкальной и поэтической речи в романсе.

Урок 2.  Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс.

Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке. Развитие жанров светской музыки – романс.

Жанр песни-романса. Песня-диалог. Инструментальная обработка романса.

Урок 3.- Урок 4. Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея

Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы - М.И. Глинка. Исполнение музыки как искусство интерпретации.

Музыкальный портрет. Единство содержания и формы. Приемы развития музыкального образа. Особенности музыкальной формы. Сравнение исполнительских трактовок.

Урок 5. «Уноси мое сердце в звенящую даль…».

Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы – С.В.Рахманинов.

Лирические образы романсов С.В.Рахманинова. Мелодические особенности музыкального языка С.В.Рахманинова. Выразительность и изобразительность в музыке.

Урок 6. Музыкальный образ и мастерство исполнителя.

Выдающиеся российские исполнители: Ф.И.Шаляпин.

Творчество Ф.И.Шаляпина. Выразительные тембровые и регистровые возможности голоса Ф.И.Шаляпина. Артистизм и талант Ф.И. Шаляпина.

Урок 7. Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни). Народные истоки русской профессиональной музыки.

Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня-диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов (на примере одной из опер по выбору учителя).

Урок 8. Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.

Творчество выдающихся композиторов прошлого. Знакомство с творчеством выдающихся русских и зарубежных исполнителей.

Знакомство с вокальным искусством прекрасного пения бельканто. Музыкальные образы песен Ф.Шуберта. Развитие музыкального образа от интонации до сюжетной сцены.

Урок 9. Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь».

 Романтизм в западноевропейской музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов.

 Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие баллады. Артистизм и мастерство исполнителя.

Урок 10. Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.

Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья: знаменный распев как музыкально-звуковой символ Древней Руси.

 Особенности развития русского музыкального фольклора. Составление ритмической партитуры для инструментовки русской народной песни, инструментальное музицирование.

Урок 11. Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт.

Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт..

Характерные особенности духовной музыки. Основные жанры религиозно-духовной культуры – Всенощная и Литургия. Знаменный распев как основа русской духовной музыки. Жанр хорового концерта. Полифоническое изложение материала.

Урок 12. «Фрески Софии Киевской».

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.

Духовные сюжеты и образы в современной музыке. Особенности современной трактовки.

Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.

Урок 13. «Перезвоны» Молитва.

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.

 Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.

Урок  14.- Урок 15.

Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека).

Образы духовной музыки Западной Европы.Небесное и земное в музы-ке Баха. Полифония. Фуга. Хорал.

Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека).

Характерные особенности музыкального языка И.С.Баха. Выразительные возможности органа. Особенности развития музыки в полифонии. Полифонический 2-частный цикл: токката и фуга, прелюдия и фуга. Современная рок-обработка музыки И.С.Баха.

Урок 16. Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана».

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия (К.Орф), особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.

Образы скорби и печали в духовной музыке. Закрепление вокально-инструментальных жанров кантаты и реквиема. Полифонический и гомофонный тип изложения музыкального материала. Контраст музыкальных образов.

Тема  II  полугодия:

«Мир образов камерной и симфонической музыки» (19 часов)

Урок 17. Авторская музыка: прошлое и настоящее.

Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства :бардовская песня .

Жанры и особенности авторской песни. Исполнители авторской песни – барды. Выдающиеся отечественные исполнители авторской песни. История становления авторской песни. Жанр сатирической песни.

Урок 18. Джаз – искусство 20 века.    

Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: джаз -

спиричуэл, блюз.

Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Определение джаза. Истоки джаза (спиричуэл, блюз). Импровизационность джазовой музыки. Джазовые обработки.

Урок 19. Вечные темы искусства и жизни.

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд.

Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Характерные черты музыкального стиля Ф.Шопена. Закрепление жанра ноктюрна.

Урок 20. Образы камерной музыки. Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная.

Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития  в музыке. Разнообразие жанров камерной музыки. Особенности жанра инструментальной баллады.

Урок 21. Инструментальная баллада.     Ночной пейзаж.

Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная – инструментальная баллада.Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами.

Особенности жанра инструментальной баллады. Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в балладеРасширение представлений о жанре ноктюрна. Особенности претворения образа-пейзажа

Урок 22. Инструментальный концерт. «Итальянский концерт».

Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Новый круг образов, отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявления

Зарождение и развитие жанра инструментального концерта. Разновидности и структура концерта. Инструментальный концерт эпохи барокко. Программная музыка. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-пейзаж

 Урок 23. «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?» Картинная галерея. Стилевое многообразие музыки ХХ столетия.

Образ-пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке.  Контраст образных сфер. Моделирование ситуации восприятия не программного произведения. Выразительные возможности электромузыкального инструмента

 Урок 24. - Урок 25.  Образы симфонической музыки «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина.

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Творчество выдающихся композиторов прошлого и современности: Г.Свиридов.

Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке.

Урок 26.- Урок 27. Симфоническое развитие музкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален».  Связь времен.

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.

Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского.  Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний. Интерпретация и обработка классической музыки.

Урок 28. -  Урок 29.Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки: увертюра. Классицизм в западноевропейской музыке.

Жанр программной увертюры. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил.

Урок 30.- Урок 31.  Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

Богатство музыкальных образов  и особенности их драматургического развития (контраст, конфликт) в вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыке.

Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды.

Урок 32. - Урок 33. Мир музыкального театра. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства:  мюзикл, рок-опера.

 Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов

Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение  и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки.

Урок 34 Образы киномузыки. Проверочная работа. -  Урок 35. Образы киномузыки. Обобщающий урок.

Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Творчество отечественных композиторов-песенников - И.О. Дунаевский.

 Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение  и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки.

Слушание  музыкальных фрагментов. Игра  «Угадай мелодию». Тестирование по темам года.

           В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты.

Виды контроля: вводный, текущий, итоговый; фронтальный, комбинированный, устный.

Приёмы контроля: самостоятельная работа, работа по карточкам, тест, анализ и оценка творческих работ, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки- концерты.

        

В ходе реализации программы у учащихся формируются следующие универсальные умения и действия:

        Личностные: эстетически воспринимают  произведения искусства;

рефлексируют свои действия, стремятся к самоконтролю процесса выполнения задания; эмоционально- ценностно относятся к искусству; ориентированы на активное восприятие произведений искусства и красоты окружающего мира;проявляют интерес к предмету; сохраняют способность к художественной и творческой деятельности; оценивают произведения искусства и выражают собственное мнение о них на основе приобретённых знаний; имеют учебную мотивацию обогощать личный опыт восприятия произведений искусства; осознают свою этническую принадлежность и культурную идентичность как гражданина России; гордятся отечественными достижениями в муз. искусстве; сохраняют уверенность в своих силах, способность к творческой деятельности, требовательны к себе; рефлексируют свои действия.

        Регулятивные: адекватно воспринимать информацию учителя или товарищей, содержащую оценочный характер ответа ; адекватно использовать речь;

предвосхищать результат; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; осуществлять взаимоконтроль при выполнении карточек с заданиями; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу заданного вопроса; понимать в выполнении каких заданий приходится испытывать затруднения; анализировать свои действия, мысли, чувства; руководствоваться принципами, нормами и ценностями культуры, художественности, гуманистической воспитанности; выделять и опознавать то, что уже усвоено и что предстоит усвоить; оценивать результат своей деятельности.

        Познавательные: общеучебные:  осознанное и произвольное речевое высказывание об особенностях муз. произведения;  составление описания произведения искусства;  приведение поэтических, изобразительных примеров ;

понимание назначения условных обозначений и свободное ориентирование в низх; формулирование ответов на вопросы учителя ; выполнение работы согласно правилам работы и обращения с муз. инструментами ;эстетическое восприятие окружающего мира и произведения искусства; выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий, объяснение значения термина; размышление о воспроизведении определённого образа в различных видах искусства.

логические: осуществление поиска необходимой информации (из учебника, из личного опыта); осуществление качественной характеристики произведения (репродукции) ; осуществление замены терминов определениями; на основе синтеза признаков жанра определение признаков принадлежности произведения жанру; анализ и сравнение произведений искусства; выявление взаимосвязи музыки с изобр. искусством, литературой на произведениях композиторов, народных песнях; выявление специфики, средств выразительности в произведениях искусства; объединение произведений по видовым и жанровым признакам;

Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, согласовывать свои действия с партнёром;задавать вопросы, слушать собеседника, вести диалог; формулировать свои затруднения.;проявлять активность при решении познавательных задач; соблюдать правила общения, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; формировать собственное мнение; предлагать помощь; ставить вопросы по данной проблеме;  активно слушать учителя или одноклассников; уметь задавать вопросы, с помощью вопросов получать необходимые сведения от учителя; обосновывать и доказывать свою точку зрения; уметь вступать в коллективное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы; интересно рассказывать о своих впечатлениях, представлениях;находках, представлениях ; уметь договариваться., распределять работу, планировать общие способы работы; полно и точно выражать свои мысли о впечатлениях; взаимодействовать с учителем во время опроса; понимать на слух ответы одноклассников; вступать в коллективное учебное сотрудничество; совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их.

Календарно – тематическое планирование уроков музыки 6 классе

№ п/п

Тема урока

Дата проведения урока по плану

Дата проведения урока фактически

УУД Деятельность учащихся

Домашнее задание

1 полугодие Мир образов вокальной и инструментальной музыки.

1 четверть

1.

Удивительный мир музыкальных образов

выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий, объяснение значения термина;

Выявление взаимосвязи музыки с изобр. искусством, литературой , театром; совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их

2

Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Песня-романс. Мир чарующих звуков.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

эстетически воспринимать произведения искусства;

Выделять и опознавать то, что уже усвоено и что предстоит усвоить

3

Два музыкальных посвящения.

Выделять и опознавать то, что уже усвоено и что предстоит усвоить; формировать собственное мнение; Полно и точно выражать свои мысли о впечатлениях.

Ориентированы на активное восприятие произведений искусства и красоты окружающего мира;

4

Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея.

Проявляют интерес к предмету.

Вступать в коллективное учебное сотрудничество;

дополнять, уточнять высказанные мнения по существу заданного вопроса.

5

«Уноси моё сердце в звенящую даль…»

Вступать в коллективное учебное сотрудничество;

объединение произведений по видовым и жанровым признакам;

Выдвижение гипотез и их обоснование

6

Музыкальный образ и мастерство исполнителя.

Осуществлять поиск и выделение необходимой информации;

построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Выдвижение гипотез и их обоснование

7

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов.

Размышление о воспроизведении определённого образа в различных видах искусства;

Выдвижение гипотез и их обоснование;

Адекватно использовать речь;

8

Образы песен зарубежных композиторов.

Искусство прекрасного пения.

Предвосхищать результат;

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся , и того, что ещё неизвестно

Формировать собственное мнение.

9

Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь»

Уметь вступать в коллективное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы.

Эмоционально- ценностно относятся к искусству;

2 четверть

10

Образы русской народной и духовной музыки.

Народное искусство Древней Руси.

Эстетически воспринимают произведение искусства.

Использовать образную речь, показывая чуткгость к меткому слову в устном народном творчестве;

Интересно рассказывать о своих впечатлениях.

11

Образы русской народной духовной музыки.

Духовный концерт.

Обладают способностью к творческому развитию;

Использовать образную речь, показывая чуткгость к меткому слову в устном народном творчестве;

Рассуждать о содержании

12

«Фрески Софии Киевской»

Рассуждать о содержании.

Активно слушать учителя .

Адекватно использовать речь;

13

«Перезвоны». Молитва.

Адекватно использовать речь;

демонстрация подобранных материалов из художественной литературы,  по теме

14

Образы духовной музыки западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха.

Рассуждать о содержании.

Активно слушать учителя .

Адекватно использовать речь;

демонстрация подобранных материалов из художественной литературы,  по теме

15

Полифония. Фуга. Хорал.

Активно слушать учителя ;

размышление о воспроизведении определённого образа в различных видах искусства;

Полно и точно выражать свои мысли о впечатлениях;

16

Образы скорби и печали.

Фортуна правит миром. «Кармина Бурана

рассуждение о связи музыки и литературы;

Подведение под понятие, выведение следствий;

уметь строить понятное монологическое высказывание.

2 полугодие   Мир образов камерной и симфонической музыки.

3 четверть

17

Авторская песня: прошлое и настоящее.

Джаз -  искусство XX века.

размышление о воспроизведении определённого образа в различных видах искусства

18

Вечные темы искусства и жизни.

эстетическое восприятие окружающего мира и произведения искусства;

Выявление специфики, средств выразительности в произведениях искусства;

Формировать собственное мнение

19

Образы камерной музыки

Активно слушать учителя ;

размышление о воспроизведении определённого образа в различных видах искусства;

уметь строить понятное монологическое высказывание,

20

Инструментальная баллада. Ночной пейзаж.

Активно слушать учителя ;

Выявление специфики, средств выразительности в произведениях искусства;

Уметь задавать вопросы, с помощью вопросов получать необходимые сведения от учителя.

21

Инструментальный концерт. «Итальянский концерт»

уметь строить понятное монологическое высказывание

эстетическое восприятие окружающего мира и произведения искусства;

22

«Космический пейзаж». «Быть может вся природа – мозаика цветов?». Картинная галерея.

эстетическое восприятие окружающего мира и произведения искусства;

уметь строить понятное монологическое высказывание,

Формировать собственное мнение

23

Образы симфонической музыки.

«Метель» Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина. Вальс. Романс.

Выдвижение гипотез и их обоснование;

размышление о воспроизведении определённого образа в различных видах искусства;

Полно и точно выражать свои мысли о впечатлениях;

24

«Метель» Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина. Пастораль. Военный марш.

Извлечение необходимой информации из прослушанного текста

Выявление специфики, средств выразительности в произведениях искусства;

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу заданного вопроса

25

Симфоническое развитие музыкальных образов.

«В печали весел, а в веселье печален».

Активно слушать учителя ;

размышление о воспроизведении определённого образа в различных видах искусства;

Анализ и сравнение произведений искусства;

Осуществление анализа образа.

4 четверть

26

Связь времён.

Выдвижение гипотез и их обоснование;

выполнение работы согласно правилам работы и обращения с муз. инструментами;

эстетическое восприятие окружающего мира и произведения искусства

27

Программная увертюра.

Увертюра «Эгмонт»

Извлечение необходимой информации из прослушанного текста;

Анализ и сравнение произведений искусства;

Осуществление анализа образа.

28

Разделы сонатной формы. Контраст. Конфликт.

Подведение под понятие, выведение следствий;

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу заданного вопроса

29

Увертюра  - фантазия «Ромео и Джульетта».

Дуэт. Лирические образы.

Выдвижение гипотез и их обоснование;

осуществлять поиск и выделение необходимой информации;

выявление взаимосвязи музыки с изобр. искусством, литературой .

30

Сонатная форма. Контраст образов.

выполнение работы согласно правилам работы и обращения с муз. инструментами;

Формировать собственное мнение;

Уметь задавать вопросы, с помощью вопросов получать необходимые сведения от учителя;

31

Мир музыкального театра.

Образ – портрет. Массовые сцены.

умение структурировать знания

Выявление взаимосвязи музыки с изобр. искусством, литературой ;

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

32

Контраст тем. Форма. Сходство и различие.

Составление описания природы;

Осуществление качественной характеристики произведения ;

уметь строить понятное монологическое высказывание,

33

Музыкальный язык. Контраст образов. Ария

осуществлять поиск и выделение необходимой информации;

умение структурировать знания;

Уметь задавать вопросы, с помощью вопросов получать необходимые сведения от учителя;

34

. Образы кино музыки.

Вокальная музыка.

осуществлять поиск и выделение необходимой информации;

осуществление качественной характеристики произведения ;

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

35

Инструментальная музыка.

Подведение под понятие, выведение следствий;

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу заданного вопроса

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

Всего 35 уроков

Учебно- методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса.

Информационно - методическое обеспечение.

  1. Основная часть

Автор

Название

Издательство

Год издания

1

Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская

Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений «Музыка»

Москва «Просвещение»

2011

2.

Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская

Пособие для учителя «Уроки музыки» 5-6 класс

Москва «Просвещение»

2010

3.

Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская

Хрестоматия музыкального материала «Музыка» 6 класс

Москва «Просвещение

2010

4.

Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская

Фонохрестоматия «Музыка» 6 класс

Москва «Просвещение

2010

  1. Дополнительная литература

Автор

Название

Издательство

Год издания

1.

Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская

Творческая тетрадь «Музыка» 6 класс

Москва «Просвещение»

2010

MULTIMEDIA – поддержка предмета

1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)

2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий»

5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

6. Электронный  образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им.     А.И.Герцена.

7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»

10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.

4. Список научно-методической литературы.

- Белгородская энциклопедия. - Белгород, 2005.;

  • Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010 – 223 с. – (Стандарты второго поколения)

- Данилюк, А.Я.Концепция  духовно-нравственного  развития и  воспитания  личности гражданина   России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. -  М.: Просвещение, 2011.-23 с.

---Дмитриева А.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М., “Академия”, 1998 г.

-   Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины: учебное пособие. - Белгород, 2000.;

-     Кабалевский Д.Б   Как рассказывать детям о музыке? – М.: Просвещение, 1989.-  

-     Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. М., 1983 г.

-Критская Е.Д.    Музыка: Рабочая тетрадь для учащихся 6 класса начальной школы. - М.: Просвещение, 2008. - 32 с.: ил. - ISBN 978-5-09-016729-1.

-    Методический журнал «Музыка в школе».

  • Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. М.: Советский композитор, 1988
  • Музыка. 1-7 классы: Тематические беседы, театрализованные концерты, музыкальная игротека / Авт.-сост. Е.Н. Арсенина. - Волгоград: Учитель, 2009. - 206 с.: ил. - Библиогр.: с. 203. - ISBN 978-5-7057-1860-3.
  • Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 6 класс (Ноты): пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ сост. Г.П.сергеева, Е.Д.Критская.- М.: Просвещение 2010.
  • Музыка. Фонохрестоматия. 6 класс (Электронный ресурс)/ сост. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская,- М.: Просвещение, 2010.- 1 электрон.-опт.диск .
  • Организация предметно-развивающей среды: Из опыта работы / Авт.-сост. Л.Г. Киреева. - Волгоград: Учитель, 2009. - 144 с. - Библиогр.: с. 142. - ISBN 978-5-7057-1788-0.
  • Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей: Методическое пособие / Е.А. Ермолинская, Е.И. - Коротеева, Е.С. Медкова и др.; под ред. Е.П. Кабковой. - М.: Просвещение, 2009. - 174 с. - ISBN 978-5-09-017149-6.
  • Пиличаускас А. Познание музыки как воспитательная проблема. М., “Мирос”, 1992 г.
  • Романовский Н. Хоровой словарь   Ленинград: «Музыка», 1980

  -  Рукотворная краса земли Белгородской: учебное пособие. В 2-х ч. - Белгород, 2000.;

-- Сергеева Г.П. Музыка 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская.-М.: Просвещение, 2011.

_ Сергеева Г.П.Музыка 5 класс.Творческая тетрадь: пособие для учащихся общеобразоват. Учреждений/ Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская.- М.: Просвещение, 2010.

- Сергеева Г.П. Уроки музыки.5-6 классы: пособие для учителя/ Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская,- М.: Просвещение, 2010

  • Соколов А.С.    Мир музыки в зеркале времен. - М.: Просвещение, 2008. - 276 с. - ISBN 978-5-09-016148-0.
  • Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы: Методическое пособие с электронным приложением / Авт.-сост. Л.В. Золина. - М.: Глобус, 2008. - 176 с. - (Современная школа). - Библиогр.: с. 174.- ISBN 978-5-9928-0041-8.
  • Чернобай, Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной среде: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /Е.В.Чернобай.- М.: Просвещение, 2012. – 56 с. - (Работаем по новым стандартам)

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Музыка»

По окончании 5 класса обучающиеся научатся:

- наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражть своё отношение к искусству;

- понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;

- выражать эмоциональное содержание произведений в исполнении, участвовать в музицировании;

- высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения в музыке;

- понимть специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;

- осуществлять исследовательскую деятельность художественно- эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;

- разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры, владеть специальной терминологией, называть имена отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры, музеи, концертные залы);

- определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, разных эпох;

- применять информационно- коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П

Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы  «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...

Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...