Рабочая программа по Музыке 5 класс
рабочая программа по музыке (5 класс) по теме

Данная учебная программа предназначается для учащихся 5-х классов общеобразовательной школы.

Программа создана на основе:

Авторской программы «Музыка 5-7 классы» Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской .Издательство «Просвещение», 2011,

 соответствует ФГОС НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5klass_fgos.docx52.71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная учебная программа предназначается для учащихся 5-х классов общеобразовательной школы.

Программа создана на основе:

Авторской программы «Музыка 5-7 классы» Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской .Издательство «Просвещение», 2011,

 соответствует ФГОС НОО. При составлении рабочей программы были учтены рекомендации инструктивно- методического письма «О преподавании учебного предмета «Музыка» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области» в 2013-2014 учебном году.

         Концепция программы : Программа направлена на развитие личностного отношения учащихся к музыкальному искусству и их эмоциональной отзывчивости, на последовательное расширение музыкально – слухового фонда знакомой музыки, на включение в репертуар музыки различных направлений, стилей и школ. В большой степени программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально- энергетического тонуса подростков, снятие нервно- психических перегрузок учащихся.

 Обоснованность программы заключается в создании педагогом индивидуальной модели образования на основе государственного образовательного стандарта.

        Учебный предмет «Музыка» относится к  образовательной области «Искусство».

        Целью уроков музыки в 5 классе является  развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры, а также установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой , изобразительным искусством, театром и кино.

Сроки реализации: 2013-2014 учебный год.

Логика структуры программы заключается в преемственности с курсом начальной школы и орниентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально- творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям. Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется целенаправленной организацией музыкальной учебной деятельности, форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно- педагогическом процессе.

Программа создаёт предпосылки для целенаправленной работы по художественно – эстетическому воспитанию школьников, подразумевая организацию широкой образовательной среды: выстраивание системы внеурочных и внешкольных мероприятий, интеграцию основного и дополнительного образования учащихся.

Предполагаемые результаты: обучение музыке в 5 классе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений и навыков.

В соответствии со стандартами второго поколения оцениванию подлежит опыт эмоционально- ценностного отношения школьников к искусству; знание музыки и знания о музыке; опыт музыкально- творческой деятельности, проявляющийся в процессе слушания музыки, пения, игры на элементарных детских инструментах,; способы учебно- познавательной, исследовательской деятельности; коммуникативные умения, способность к контролю и самоконтролю.Важным показателемуспешного достижения планируемых результатов является участие школьников в различных формах культурно – досуговой деятельности класса, школы, города.

          Основной инструментарий для оценивания результатов  соотносится с целями, задачами, содержанием и требованиями нового ФГОС  и определяет уровень усвоения предмета.(см. приложение)

                                Общая характеристика учебного предмета.

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы  Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, «Музыка.5-7 классы» . – Москва: Просвещение, 2011..При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебник «Музыка» 5 класс Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. – 7-е изд.- М.:Просвещение,2011, рабочая тетрадь, нотная хрестоматия, фонохрестоматия.

Построение  данной программы опирается на следующие методические принципы: принцип увлечённости, принцип триединства деятельности композитора- исполнителя- слушателя, принцип тождества и контраста,сходства и различия, принцип интонационности, принцип диалога культур.

        Виды музыкальной деятельности на уроках  разнообразны и направлены на полноценное общение школьников с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения поп- культуры в средствах массовой информации. В сферу исполнительской деятельности входят: хоровое, ансамблевое, сольное пение; платическое интонирование; музыкально- ритмические движения; импровизации (вокальные, ритмические , инструментальные, пластические и др.); инсценирование песен, фольклорных образцов музыкального искусства; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

        Творческое начало проявляется и в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.

        Реализация программы предполагает использование методов художественной педагогики, разработанных Д.Б.Кабалевским, Э.Б.Абдуллиным, Л.В.Горюновой, Л.М.Предтеченской, Л.В.Школяр и др.Это: метод художественного и нравственно – эстетического познания музыки;  метод интонационно-стилевого постижения музыки;метод эмоциональной драматургии; метод концентричности изучения музыкального материала; метод забегания вперёд и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении); метод создания «композиций»;метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).

Место предмета в базисном учебном плане.  Учебный предмет «Музыка» относится к образовательной области «Искусство». Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» на этапе среднего общего образования в 5 классе отводится 35 часов в год (1 час в неделю). Количество часов в 1 полугодии – 16, во втором – 19.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  учебного предмета .

        

        Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
- целостный, социально- ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- уважительное отношение к другому мнению, истории и культуре других народов ; готовность вести диалог с другими людьми; этические чувства доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно – полезной, учебно- исследовательской, творческой и др. видах деятельности;

- участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учётом региональных и этнокультурных особенностей;

- признание ценности жизни вов сех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

        Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решеня учебных и познавательных задач;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, обощать, устанавливать анологии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; размышлять, рассуждать и делать выводы;

- смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и работать в группе;

- формирование компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

        Предметные результаты изучения музыки отражают:

- сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

- сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно- нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга;

- сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально- творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально- пластическое движение и др.);

- воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

- расширение музыкального и общего культурного  кругозора; воспитание музыкального вкуса, интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

- овладение основами музыкальной грамотности;

- приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально- учебной деятельности, включая информационно- коммуникационные технологии;

- сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально- творческих задач.

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

Знать/понимать:

* специфику средств художественной выразительности каждого из видов искусств;

* взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка разных видов искусств;

* роль музыки в изображении исторических событий, картин природы, разнообразных характеров, портретов людей и музыкантов;

* стилистические особенности музыкального языка Глинки М.И., Бородина А.П., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В., Моцарта В, Бетховена Л., Грига Э., Дебюсси К.;

* жанровые признаки духовной музыки (на примере духовной музыки Баха И.С. и Бортнянского Д.);

* знакомые жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;

                                                      Уметь:

* находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусств;

* выявлять сходства и различия между музыкой и другими видами искусства;

* находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;

* размышлять о знакомом произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения;

* передавать свои музыкальные впечатления в устной, письменной форме, в изобразительной деятельности;

* творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

* участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации и игре на простейших шумовых инструментах);

    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

* развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.    

        Требования к подготовке учащихся по предмету в полном объёме совпадают с требованиями ФГОС и авторской программой Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской.

        

Содержание тем учебного курса.

Содержание учебного курса раскрывается в учебных темах каждого полугодия.

     Тема первого полугодия: « Музыка и литература»(16часов)  Важной линией реализации темы «Музыка и литература» является выяснение общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы, взаимодействие музыки и литературы раскрывается преимущественно на образцах вокальной музыки (жанры – песня, опера, романс).

     Тема второго полугодия: «Музыка и изобразительное искусство» (19 часов) Реализация темы «Музыка и изобразительное искусство» строится на выявлении многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством, усвоение темы направлено на формирование следующих умений: представлять зрительный (живописный) образ музыки, способность интонационно представлять (слышать) художественные образы.  

       Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.

     Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках учебной программы и получает последовательное многоаспектное раскрытие  в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки учащихся 5 класса.

«Музыка и литература»:Связь музыки и литературы. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Песня- самый распространённый жанр музыкально- литературного творчества. Роль песни в жизни человека. Романс. Произведения программной инструментальной музыки, вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников. Вокальная и инструментальная музыка.Жанровое разнообразие: вокализ, песни без слов, вокальная и инструментальная баркарола.

Связи между композиторским и народным музыкальным искусством.Колокольный звон в музыке.Звучащие картины.Значимость музыки в творчестве писателей и поэтов; национальное своеобразие музыки в творчестве русского (Г.В.Свиридов) и западноевропейских (Ф.Шопен, В.А.Моцарт)композиторов.

История развития оперного искусства.Основные понятия жанра.Синтез искусств в опере.Опера Н.А.Римского- Корсакова «Садко».

История развития балетного искусства.основные понятия жанра. Балет П.И.Чайковского «Щелкунчик».Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, в кино, на телевидении.

Расширение представлений о мюзикле. История возникновения жанра.Его отличия от оперы. Наиболее известные мюзиклы.

«Музыка и изобразительное искусство»: Связь музыки и изобразительного искусства.Живописная музыка и музыкальная живопись.Общее в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства.Отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства.

Кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский»: сопоставление героических образов с образами живописи.Можем ли мы услышать живопись? Можем ли мы увидеть музыку?

В основе профессиональной музыки лежат народные истоки (на примерах музыки С.В.Рахманинова и В.Г.Кикты).Выразительные возможности скрипки, её создатели и исполнители.

Симфонический оркестр.Значение дирижёра в исполнении музыки оркестром.Группы инструментов оркестра.Известные дирижёры мира.

Жизнь и творчество Л.В.Бетховена.Образный строй Симфонии №5.Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства.

Творчество И.С.Баха.Освоение понятий- полифония, фуга.инструмент-орган.

Знакомство с творчеством литовского композитора и художника М.К.Чюрлёниса.Особенности импрессионизма как художественного стиля.

Образный мир произведений С.С.Прокофьева и М.П.Мусоргского. Своеобразие их творчества.

Обобщение представлений о взаимодействии музыки, литературы и изобразительного искусства. Их стилевое сходство и различие на примере творчества русских и зарубежных композиторов.

   В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты.

Виды контроля: вводный, текущий, итоговый; фронтальный, комбинированный, устный.

Приёмы контроля: самостоятельная работа, работа по карточкам, тест, анализ и оценка творческих работ, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки- концерты.

        

В ходе реализации программы у учащихся формируются следующие универсальные умения и действия:

        Личностные: эстетически воспринимают  произведения искусства;

рефлексируют свои действия, стремятся к самоконтролю процесса выполнения задания; эмоционально- ценностно относятся к искусству; ориентированы на активное восприятие произведений искусства и красоты окружающего мира;проявляют интерес к предмету; сохраняют способность к художественной и творческой деятельности; оценивают произведения искусства и выражают собственное мнение о них на основе приобретённых знаний; имеют учебную мотивацию обогощать личный опыт восприятия произведений искусства; осознают свою этническую принадлежность и культурную идентичность как гражданина России; гордятся отечественными достижениями в муз. искусстве; сохраняют уверенность в своих силах, способность к творческой деятельности, требовательны к себе; рефлексируют свои действия.

        Регулятивные: адекватно воспринимать информацию учителя или товарищей, содержащую оценочный характер ответа ; адекватно использовать речь;

предвосхищать результат; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; осуществлять взаимоконтроль при выполнении карточек с заданиями; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу заданного вопроса; понимать в выполнении каких заданий приходится испытывать затруднения; анализировать свои действия, мысли, чувства; руководствоваться принципами, нормами и ценностями культуры, художественности, гуманистической воспитанности; выделять и опознавать то, что уже усвоено и что предстоит усвоить; оценивать результат своей деятельности.

        Познавательные: общеучебные:  осознанное и произвольное речевое высказывание об особенностях муз. произведения;  составление описания произведения искусства;  приведение поэтических, изобразительных примеров ;

понимание назначения условных обозначений и свободное ориентирование в низх; формулирование ответов на вопросы учителя ; выполнение работы согласно правилам работы и обращения с муз. инструментами ;эстетическое восприятие окружающего мира и произведения искусства; выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий, объяснение значения термина; размышление о воспроизведении определённого образа в различных видах искусства.

логические: осуществление поиска необходимой информации (из учебника, из личного опыта); осуществление качественной характеристики произведения (репродукции) ; осуществление замены терминов определениями; на основе синтеза признаков жанра определение признаков принадлежности произведения жанру; анализ и сравнение произведений искусства; выявление взаимосвязи музыки с изобр. искусством, литературой на произведениях композиторов, народных песнях; выявление специфики, средств выразительности в произведениях искусства; объединение произведений по видовым и жанровым признакам;

Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, согласовывать свои действия с партнёром;задавать вопросы, слушать собеседника, вести диалог; формулировать свои затруднения.;проявлять активность при решении познавательных задач; соблюдать правила общения, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; формировать собственное мнение; предлагать помощь; ставить вопросы по данной проблеме;  активно слушать учителя или одноклассников; уметь задавать вопросы, с помощью вопросов получать необходимые сведения от учителя; обосновывать и доказывать свою точку зрения; уметь вступать в коллективное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы; интересно рассказывать о своих впечатлениях, представлениях;находках, представлениях ; уметь договариваться., распределять работу, планировать общие способы работы; полно и точно выражать свои мысли о впечатлениях; взаимодействовать с учителем во время опроса; понимать на слух ответы одноклассников; вступать в коллективное учебное сотрудничество; совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их.

Календарно – тематическое планирование уроков музыки 5 классе

№ п/п

Тема урока

Дата проведения урока по плану

Дата проведения урока фактически

УУД Деятельность учащихся

Домашнее задание

1

1 полугодие «Музыка и литература»

1 четверть

1.1

Что роднит музыку с литературой

выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий, объяснение значения термина;

Выявление взаимосвязи музыки с изобр. искусством, литературой , театром; совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их

1.2

Вокальная музыка.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

эстетически воспринимать произведения искусства;

Выделять и опознавать то, что уже усвоено и что предстоит усвоить

1.3

Вокальная музыка.

Выделять и опознавать то, что уже усвоено и что предстоит усвоить; формировать собственное мнение; Полно и точно выражать свои мысли о впечатлениях.

Ориентированы на активное восприятие произведений искусства и красоты окружающего мира;

1.4

Вокальная музыка.

Проявляют интерес к предмету.

Вступать в коллективное учебное сотрудничество;

дополнять, уточнять высказанные мнения по существу заданного вопроса.

1.5

Фольклор в музыке русских композиторов

Вступать в коллективное учебное сотрудничество;

объединение произведений по видовым и жанровым признакам;

Выдвижение гипотез и их обоснование

1.6

Фольклор в музыке русских композиторов

Осуществлять поиск и выделение необходимой информации;

построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Выдвижение гипотез и их обоснование

1.7

Жанры инструментальной и вокальной музыки

Размышление о воспроизведении определённого образа в различных видах искусства;

Выдвижение гипотез и их обоснование;

Адекватно использовать речь;

1.8

Вторая жизнь песни.Живительный родник творчества.

Предвосхищать результат;

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся , и того, что ещё неизвестно

Формировать собственное мнение.

1.9

«Всю жизнь мою несу родину в душе…». «».Перезвоны

Уметь вступать в коллективное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы.

Эмоционально- ценностно относятся к искусству;

2.

2 четверть

2.1

«Всю жизнь мою несу родину в душе…» «Скажи, откуда ты приходишь, красота?»

Эстетически воспринимают произведение искусства.

Использовать образную речь, показывая чуткгость к меткому слову в устном народном творчестве;

Интересно рассказывать о своих впечатлениях.

2.2

Писатели и поэты о музыке и музыкантах.»Гармонии задумчивый поэт»

Обладают способностью к творческому развитию;

Использовать образную речь, показывая чуткгость к меткому слову в устном народном творчестве;

Рассуждать о содержании

2.3

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь…»

Рассуждать о содержании.

Активно слушать учителя .

Адекватно использовать речь;

2.4

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера

Адекватно использовать речь;

демонстрация подобранных материалов из художественной литературы,  по теме

2.5

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет

Рассуждать о содержании.

Активно слушать учителя .

Адекватно использовать речь;

демонстрация подобранных материалов из художественной литературы,  по теме

2.6

Музыка в театре, кино, на телевидении

Активно слушать учителя ;

размышление о воспроизведении определённого образа в различных видах искусства;

Полно и точно выражать свои мысли о впечатлениях;

2.7

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл

рассуждение о связи музыки и литературы;

Подведение под понятие, выведение следствий;

уметь строить понятное монологическое высказывание.

2.8

Мир композитора. Обобщающий урок.

размышление о воспроизведении определённого образа в различных видах искусства

3

2 полугодие   Музыка и изобразительное искусство

3 четверть  

3.1

Что роднит музыку с изобразительным искусством

эстетическое восприятие окружающего мира и произведения искусства;

Выявление специфики, средств выразительности в произведениях искусства;

Формировать собственное мнение

3.2

«Небесное и земное» в звуках и красках

Активно слушать учителя ;

размышление о воспроизведении определённого образа в различных видах искусства;

уметь строить понятное монологическое высказывание,

3.3

«Звать через прошлое к настоящему». «Александр Невский»

Активно слушать учителя ;

Выявление специфики, средств выразительности в произведениях искусства;

Уметь задавать вопросы, с помощью вопросов получать необходимые сведения от учителя.

3.4

«Звать через прошлое к настоящему».

3.5

Музыкальная живопись и живописная музыка

эстетическое восприятие окружающего мира и произведения искусства;

уметь строить понятное монологическое высказывание,

Формировать собственное мнение

3.6

Музыкальная живопись и живописная музыка

Выдвижение гипотез и их обоснование;

размышление о воспроизведении определённого образа в различных видах искусства;

Полно и точно выражать свои мысли о впечатлениях;

3.7

Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве.

Извлечение необходимой информации из прослушанного текста

Выявление специфики, средств выразительности в произведениях искусства;

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу заданного вопроса

3.8

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

Активно слушать учителя ;

размышление о воспроизведении определённого образа в различных видах искусства;

Анализ и сравнение произведений искусства;

Осуществление анализа образа.

3.9

Волшебная палочка дирижёра

Выдвижение гипотез и их обоснование;

выполнение работы согласно правилам работы и обращения с муз. инструментами;

эстетическое восприятие окружающего мира и произведения искусства

3.10

Образы борьбы и победы в искусстве

Извлечение необходимой информации из прослушанного текста;

Анализ и сравнение произведений искусства;

Осуществление анализа образа.

3.11

Застывшая музыка

Подведение под понятие, выведение следствий;

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу заданного вопроса

4.

4 четверть  

4.1

Полифония в музыке и живописи

Выдвижение гипотез и их обоснование;

осуществлять поиск и выделение необходимой информации;

выявление взаимосвязи музыки с изобр. искусством, литературой .

4.2

Музыка на мольберте

выполнение работы согласно правилам работы и обращения с муз. инструментами;

Формировать собственное мнение;

Уметь задавать вопросы, с помощью вопросов получать необходимые сведения от учителя;

4.3

Импрессионизм в музыке и живописи

умение структурировать знания

Выявление взаимосвязи музыки с изобр. искусством, литературой ;

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

4.4

«О подвигах, о доблести, о славе…»

Составление описания природы;

Осуществление качественной характеристики произведения ;

уметь строить понятное монологическое высказывание,

4.5

«В каждой мимолётности вижу я миры…»

осуществлять поиск и выделение необходимой информации;

умение структурировать знания;

Уметь задавать вопросы, с помощью вопросов получать необходимые сведения от учителя;

4.6

Мир композитора. С веком наравне.

осуществлять поиск и выделение необходимой информации;

осуществление качественной характеристики произведения ;

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

4.7

Мир композитора

Подведение под понятие, выведение следствий;

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу заданного вопроса

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

Всего 35 уроков

Учебно- методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса.

                                                Литература:

   - Белгородская энциклопедия. - Белгород, 2005.;

  • Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010 – 223 с. – (Стандарты второго поколения)

- Данилюк, А.Я.Концепция  духовно-нравственного  развития и  воспитания  личности гражданина   России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. -  М.: Просвещение, 2011.-23 с.

---Дмитриева А.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М., “Академия”, 1998 г.

-   Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины: учебное пособие. - Белгород, 2000.;

-     Кабалевский Д.Б   Как рассказывать детям о музыке? – М.: Просвещение, 1989.-  

-     Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. М., 1983 г.

 -   Критская Е.Д.    Музыка: Рабочая тетрадь для учащихся 5 класса начальной школы. - М.: Просвещение, 2008. - 32 с.: ил. - ISBN 978-5-09-016729-1.

-    Методический журнал «Музыка в школе».

  • Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. М.: Советский композитор, 1988
  • Музыка. 1-7 классы: Тематические беседы, театрализованные концерты, музыкальная игротека / Авт.-сост. Е.Н. Арсенина. - Волгоград: Учитель, 2009. - 206 с.: ил. - Библиогр.: с. 203. - ISBN 978-5-7057-1860-3.
  • Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5 класс (Ноты): пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ сост. Г.П.сергеева, Е.Д.Критская.- М.: Просвещение 2010.
  • Музыка. Фонохрестоматия. 5 класс (Электронный ресурс)/ сост. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская,- М.: Просвещение, 2010.- 1 электрон.-опт.диск .
  • Организация предметно-развивающей среды: Из опыта работы / Авт.-сост. Л.Г. Киреева. - Волгоград: Учитель, 2009. - 144 с. - Библиогр.: с. 142. - ISBN 978-5-7057-1788-0.
  • Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей: Методическое пособие / Е.А. Ермолинская, Е.И. - Коротеева, Е.С. Медкова и др.; под ред. Е.П. Кабковой. - М.: Просвещение, 2009. - 174 с. - ISBN 978-5-09-017149-6.
  • Пиличаускас А. Познание музыки как воспитательная проблема. М., “Мирос”, 1992 г.
  • Романовский Н. Хоровой словарь   Ленинград: «Музыка», 1980

  -  Рукотворная краса земли Белгородской: учебное пособие. В 2-х ч. - Белгород, 2000.;

-- Сергеева Г.П. Музыка 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская.-М.: Просвещение, 2011.

_ Сергеева Г.П.Музыка 5 класс.Творческая тетрадь: пособие для учащихся общеобразоват. Учреждений/ Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская.- М.: Просвещение, 2010.

- Сергеева Г.П. Уроки музыки.5-6 классы: пособие для учителя/ Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская,- М.: Просвещение, 2010

  • Соколов А.С.    Мир музыки в зеркале времен. - М.: Просвещение, 2008. - 276 с. - ISBN 978-5-09-016148-0.
  • Типовая программа (УМК) «Музыка» (1 -4 класс) Е.Д..Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина М.: Просвещение 2011..
  • Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы: Методическое пособие с электронным приложением / Авт.-сост. Л.В. Золина. - М.: Глобус, 2008. - 176 с. - (Современная школа). - Библиогр.: с. 174.- ISBN 978-5-9928-0041-8.
  • Чернобай, Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной среде: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /Е.В.Чернобай.- М.: Просвещение, 2012. – 56 с. - (Работаем по новым стандартам)
  • «Шедевры русской живописи» под ред. Н.Астаховой, Белый город, 2006

Средства обучения.

  1. Печатные пособия:

- комплект портретов композиторов

                2.  Информационно – коммуникационные средства:

                -“Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия” на 10 CD

                -“Большая Советская Энциклопедия” на 3 CD

                -“Энциклопедия современной музыки” на 2 CD

Интернет ресурсы :

http://www.sovmusic.ru/; 

\www.classic-music.ru;

www.tchaikov.ru;  

 www.vkontakte.ru;

Википедия .Свободная энциклопедия.

                        Технические средства обучения:

компьютер, мультимедийный проектор, проекционный экран, музыкальный центр.

                        Учебно- практическое оборудование:

фортепиано, электрическое пианино «Кассио»

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Музыка»

По окончании 5 класса обучающиеся научатся:

- наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражть своё отношение к искусству;

- понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;

- выражать эмоциональное содержание произведений в исполнении, участвовать в музицировании;

- высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения в музыке;

- понимть специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;

- осуществлять исследовательскую деятельность художественно- эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;

- разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры, владеть специальной терминологией, называть имена отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры, музеи, концертные залы);

- определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, разных эпох;

- применять информационно- коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П

Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы  «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...

Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...