урок музыки в 4 классе "Россия - Родина моя"
план-конспект урока по музыке по теме
Материал направлен на
- Формирование у детей образа родной страны, как Родины, как многонационального государства, огромного по своей территории, богатого природными ресурсами, народными традициями, историей, великими людьми;
- Развитие у учащихся коммуникативных навыков, речи и сплочение детского коллектива;
- Воспитание в детях радости и гордости от того, что мы родились и живем в России; желания стать наследниками славных традиций русской истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rossiya-rodina_moya.doc | 66 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Болгарская средняя общеобразовательная школа №2» Спасского муниципального района Республики Татарстан
Урок музыки в 4 классе
Учитель музыки
высшей квалификационной категории
Пензина Маргарита Владимировна
г. Болгар
Тема: «Россия – Родина моя».
Цель урока:
Создание условий для формирования нравственных ценностей (любви к Родине, своему краю, своему народу, чувства личной ответственности за Отечество)
Задачи урока:
- Формирование у детей образа родной страны, как Родины, как многонационального государства, огромного по своей территории, богатого природными ресурсами, народными традициями, историей, великими людьми;
- Развитие у учащихся коммуникативных навыков, речи и сплочение детского коллектива;
- Воспитание в детях радости и гордости от того, что мы родились и живем в России; желания стать наследниками славных традиций русской истории.
Музыкальный материал
- П. И. Чайковский «Симфония №4»(финал), «Симфония №1» 1чсть (фрагмент) аудиозапись, «Грустная песенка»
- А. Александров, С. Михалков «Гимн России»
- Р. Яхин «Гимн Республики Татарстан»
- Д. Трубачёв «О Родине», «Будущий солдат»
- Р. Гуцалюк «Три цвета»
Основные термины и понятия
Россия, Отечество, Родина, патриот, столица, президент, государственные символы, культурные традиции.
Основные вопросы урока
- Что такое духовный мир человека?
- Что такое культурные традиции и для чего они существуют?
- Как исторически развивалась Россия, и какое место в этом процессе занимает твоё поколение?
- Чем богато наше Отечество?
Ход урока
I. Организационный момент.
Сегодня на уроке мы увидим, как велика и обширна наша Родина – Россия, услышим её звуки, почувствуем гордость за нашу великую державу (звучит музыка «Грустная песенка» Чайковского, учитель читает стихотворение)
Слышишь песенку ручья? Это – Родина твоя. Слышишь голос соловья? Это – Родина твоя. Видишь звездочки Кремля? Это – Родина твоя. Школа, где твои друзья - Это Родина твоя! Руки матери твоей, Звон дождей, Шум ветвей, А в лесу смородина – Это тоже Родина!
II. Актуализация знаний.
- Закройте глаза и прислушайтесь. Попытайтесь представить, что мы Родиной зовём? (Ответы учащихся)
Это лишь немного из того, что можно назвать большим и емким словом «Родина». Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это то место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями. Как называется то место, где вы родились и выросли? В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.
- А как называется наша Родина?
- Кто является главой нашего государства? (Ответы учащихся)
Наша Родина – Россия, очень велика. Так велика, что над ее просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске Камчатском наступает полночь.
- Ребята, а почему мы часто употребляем выражение «московское время»? И почему к Москве какое-то другое отношение? (Ответы учащихся)
- Верно, к Москве у нас трепетное отношение потому, что город-герой Москва – столица нашей необъятной Родины...
Люблю тебя, моя Россия, За ясный свет твоих очей, За ум, за подвиги святые, За голос звонкий, как ручей... Люблю твои луга и нивы, Прозрачный звон твоих равнин, К воде склонившиеся ивы, Верха пылающих рябин. Люблю тебя с твоей тайгою, С воспетым трижды камышом, С великой Волгою-рекою. С могучим быстрым Иртышом. Люблю, глубоко понимаю Степи задумчивую грусть. Люблю все то, что называю Одним широким словом «Русь»! (С. Васильев)
III. «Открытие» новых знаний.
Да, широка и велика наша Россия! Ее населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Россия – единое многонациональное государство. Много народов живет в нашей стране: русские, татары, мордва, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и другие народы – все они составляют единую дружную семью. Все они объединились в одно большое государство – Россию, или Российскую Федерацию. У всякой страны есть три обязательных символа. По ним можно узнать, о какой стране идет речь. Это – герб, флаг и гимн (на экране появляются изображения герба, флага и гимна). «Гимн» - в переводе с греческого языка означает хвалебная торжественная песня. Её исполняют в особых, наиболее торжественных случаях. Гимн это песня посвящённая Родине, это символ государства, такой же, как герб и флаг. Он прославляет могущество и величие нашей огромной страны. Каждая страна имеет свой государственный гимн. Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать текст гимна и авторов. Музыку сочинил композитор А. Александров, а слова С. Михалкова. Где и когда исполняется гимн? Гимн звучит во время вступления в должность президента РФ, при открытии и закрытии заседаний совета федерации, во время встреч и проводов глав государств, вовремя проведения спортивных состязаний и военных мероприятий. Часто мы слышим гимн на торжественных парадах. Отдавая дань уважения, люди встают во время звучания гимна.
Какие ценности России нашли своё отражение в гимне?
- любовь к Родине
- верность отчизне
- религиозность
- свобода
- дружба народов
- уважение к прошлому
- связь с предками
- патриотизм
- гордость
- природа
Существуют два понятия слово РОДИНА – малая и большая. Большая Родина – это страна или республика, где родился и вырос человек. А малая Родина - это место, где родился и живет человек.
Край, где вы родились, и живете называется…(Татарстан). Столица Татарстана – город Казань. У нашей республики тоже есть свои символы. Герб (картинка), флаг (картинка), гимн – вы его слышали на линейке. Вы знаете ребята, кто является авторами гимна Татарстана? Автор музыки Рустем Яхин, автор текста Рамазан Байтимеров.
А для нас, что является малой родиной? (Спасский район, г. Болгар.)
Оказывается и у нас в городе есть свои символы – Герб и флаг. Учащиеся рассматривают символы.
IV. Закрепление пройденного материала.
Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру. Сколько знаменитых людей взрастила наша страна! Это и А.С. Пушкин, П.И. Чайковский, Александр Васильевич Суворов и много-много других великих людей. Каждого из этих людей можно назвать патриотом своей Родины. Одни внесли огромный вклад в развитие науки и искусства, а другие достойно защищали нашу Родину. Какие качества присущи человеку-патриоту? (Ответы учащихся)
Во всем мире звучат бессмертные произведения П. И. Чайковского.
Слушание фрагментов «Симфонии №1», «Симфония №4»(финал) – аудиозапись; П. И. Чайковского.
Чайковский очень любил Россию, ее березы, луга, а народные песни и их мелодии использовал для создания своих настоящих шедевров музыкального искусства. «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей любящих ее, находящих в ней утешение и опору…» говорил он. – Я еще не встречал человека более меня влюбленного в матушку Русь!
V. Итог урока.
Помните, дети, что «Родина любимая, что мать родная! Её мы бережём, ею гордимся, ей мы посвящаем свой труд, свои достижения в науке, культуре и искусстве».
Каждый человек должен любить и охранять свою Родину, бережно относиться к ее культурным ценностям, гордится достижениями своего народа.
Бернард Шоу сказал: «Патриотизм – это убеждение что твоя страна лучше других, потому что именно в ней ты родился».
VI. Рефлексия. Оценивание.
Составим кластер « Патриотизм».
ПАТРИОТИЗМ
VII. Домашнее задание.
Творческие задания на выбор:
- Посоветуйся с родителями и назови несколько традиций, принятых в вашей семье.
- Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи?
- Расскажи о традициях, принятых в вашей семье
- Расскажи членам семьи об известных людях России.
- Подбери стихотворения, пословицы о Родине.
- Напиши сочинение на тему: «Россия – наша Родина».
- Проведи интервью с членами семьи по вопросам: Знаменитые люди России. Традиции, принятые в вашей семье. В чем заслуги ваших родных перед Родиной. Какие книги о Родине советуют прочитать ваши родные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок музыки в 5 классе по теме" Героическое прошлое нашей родины в произведениях музыки и изобразительного искусства"
объяснение темы ведётся на примере произведений С. С. Прокфьева Кантата "Александр Невский" и произведения живописи П. Корина Триптих "Александр Невский", фрагмент из кинофильма С. Эйзенштена "Алексан...
интегрированный урок музыка и изо :«Героическое прошлое нашей Родины в произведениях музыки и изобразительного искусства».
интегрированный урок музыка и изо :«Героическое прошлое нашей Родины в произведениях музыки и изобразительного искусства»....
Урок музыки Образ Родины в произведениях С. Рахманинова
Урок музыки для учащихся 7 классов...
Открытый урок музыки "Есть такая профессия, родину защищать"
Урок посвящен дню памяти воинов-интернационалистов, который отмечается в России 15 февраля. Урок построен по материалам Музея патриотической песни, расположенного в кабинете музыки. На уроке прозвучат...
Презентация и конспект урока "Музыка 1 класс" УМК "Начальная школа XXI век" по теме: "Родина музыки. Маршевый порядок"
Презентация, конспект урока "Родина музыки. Маршевый порядок" и музыкальный материал к учебнику "Музыка В.О. Усачевой, Л.В. Школяр"....
Мультимедийная презентация для урока музыки в 5 классе, по теме "Всю жизнь мою несу Родину в душе..."
Данная презентация предназаначена для урока музыки в 5 классе, по программе Сергеевой, Критской, по теме "Всю жизнь мою несу Родину в душе"...
Презентация к уроку музыки "Образ Родины в музыке". 8 класс.
Презентация к уроку музыки в 8 классе "Образ Родины в музыке", в соответствии с учебником "Музыка" В.В.Алеева, Т.И.Науменко, изд. "Дрофа"...