урок музыки в 4 классе "Россия - Родина моя"
план-конспект урока по музыке по теме

Пензина Маргарита Владимировна

Материал направлен на

  • Формирование у детей образа родной страны, как Родины, как многонационального государства, огромного по своей территории, богатого природными ресурсами, народными традициями, историей, великими людьми;
  • Развитие у учащихся коммуникативных навыков, речи и сплочение детского коллектива;
  • Воспитание в детях радости и гордости от того, что мы родились и живем в России; желания стать наследниками славных традиций русской истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_rossiya-rodina_moya.doc66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Болгарская средняя общеобразовательная школа №2»                           Спасского муниципального района Республики Татарстан

Урок музыки в 4 классе

                                                              Учитель музыки

                                                             высшей квалификационной категории

                                                             Пензина Маргарита Владимировна

г. Болгар

Тема: «Россия – Родина моя».

Цель урока:

Создание условий для формирования нравственных ценностей (любви к Родине, своему краю, своему народу, чувства личной ответственности за Отечество)

Задачи урока:

  • Формирование у детей образа родной страны, как Родины, как многонационального государства, огромного по своей территории, богатого природными ресурсами, народными традициями, историей, великими людьми;
  • Развитие у учащихся коммуникативных навыков, речи и сплочение детского коллектива;
  • Воспитание в детях радости и гордости от того, что мы родились и живем в России; желания стать наследниками славных традиций русской истории.

Музыкальный материал

  • П. И. Чайковский «Симфония №4»(финал), «Симфония №1» 1чсть           (фрагмент) аудиозапись, «Грустная песенка»
  • А. Александров, С. Михалков «Гимн России»
  • Р. Яхин «Гимн Республики Татарстан»
  • Д. Трубачёв «О Родине», «Будущий солдат»
  • Р. Гуцалюк «Три цвета»

Основные термины и понятия

Россия, Отечество, Родина, патриот, столица, президент, государственные символы, культурные традиции.

Основные вопросы урока

  • Что такое духовный мир человека?
  • Что такое культурные традиции и для чего они существуют?
  • Как исторически развивалась Россия, и какое место в этом процессе занимает твоё поколение?
  • Чем богато наше Отечество?

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы увидим, как велика и обширна наша Родина – Россия, услышим её звуки, почувствуем гордость за нашу великую державу (звучит музыка «Грустная песенка» Чайковского, учитель читает стихотворение)

Слышишь песенку ручья? Это – Родина твоя.                                                             Слышишь голос соловья? Это – Родина твоя.                                                                         Видишь звездочки Кремля? Это – Родина твоя.                                                                Школа, где твои друзья - Это Родина твоя!                                                                               Руки матери твоей, Звон дождей, Шум ветвей,                                                                                   А в лесу смородина – Это тоже Родина!

II. Актуализация знаний.

- Закройте глаза и прислушайтесь.  Попытайтесь представить, что мы Родиной зовём? (Ответы учащихся)

Это лишь немного из того, что можно назвать большим и емким словом «Родина». Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это то место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями. Как называется то место, где вы родились и выросли? В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.

- А как называется наша Родина?

- Кто является главой нашего государства? (Ответы учащихся)

Наша Родина – Россия,  очень велика. Так велика, что над ее просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске Камчатском наступает полночь.

- Ребята, а почему мы часто употребляем выражение «московское время»? И почему к Москве какое-то другое отношение? (Ответы учащихся)

- Верно, к Москве у нас трепетное отношение потому, что город-герой Москва – столица нашей необъятной Родины...

 Люблю тебя, моя Россия,                                                                                                            За ясный свет твоих очей,                                                                                                              За ум, за подвиги святые,                                                                                                                    За голос звонкий, как ручей...                                                                                                                             Люблю твои луга и нивы,                                                                                                                 Прозрачный звон твоих равнин,                                                                                                            К воде склонившиеся ивы,                                                                                                               Верха пылающих рябин.                                                                                                              Люблю тебя с твоей тайгою,                                                                                                                 С воспетым трижды камышом,                                                                                                              С великой Волгою-рекою.                                                                                                                     С могучим быстрым Иртышом.                                                                                                     Люблю, глубоко понимаю                                                                                                                     Степи задумчивую грусть.                                                                                                            Люблю все то, что называю                                                                                                         Одним широким словом «Русь»! (С. Васильев)

III. «Открытие» новых знаний.

Да, широка и велика наша Россия! Ее населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Россия – единое многонациональное государство. Много народов живет в нашей стране: русские, татары, мордва, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и другие народы – все они составляют единую дружную семью. Все они объединились в одно большое государство – Россию, или Российскую Федерацию. У всякой страны есть три обязательных символа. По ним можно узнать, о какой стране идет речь. Это – герб, флаг и гимн (на экране появляются изображения герба, флага и гимна). «Гимн»  - в переводе с греческого языка означает хвалебная торжественная песня. Её исполняют в особых, наиболее торжественных случаях. Гимн это песня посвящённая Родине, это символ государства, такой же, как герб и флаг. Он прославляет могущество и величие нашей огромной страны. Каждая страна имеет свой государственный гимн. Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать текст гимна и авторов.   Музыку сочинил композитор А. Александров, а слова С.  Михалкова. Где и когда исполняется гимн? Гимн звучит во время вступления в должность президента РФ, при открытии и закрытии заседаний совета федерации, во время встреч и проводов глав государств, вовремя проведения спортивных состязаний и военных мероприятий. Часто мы слышим гимн на торжественных парадах. Отдавая дань уважения, люди встают во время звучания гимна.

Какие ценности России нашли своё отражение в гимне?

  • любовь к Родине
  • верность отчизне
  • религиозность
  • свобода
  • дружба народов
  • уважение к прошлому
  • связь с предками
  • патриотизм
  • гордость
  • природа

Существуют два понятия  слово РОДИНА – малая и большая. Большая Родина – это страна или республика, где родился и вырос человек. А малая Родина - это место, где родился и живет человек.

Край, где вы родились, и живете называется…(Татарстан). Столица Татарстана – город Казань. У нашей республики тоже есть свои символы. Герб (картинка), флаг (картинка), гимн – вы его слышали на линейке. Вы знаете ребята, кто является авторами гимна Татарстана? Автор музыки Рустем Яхин, автор текста Рамазан Байтимеров.

А для нас, что является малой родиной? (Спасский район, г. Болгар.)

Оказывается и у нас в городе есть свои символы  – Герб и флаг. Учащиеся рассматривают символы.

IV. Закрепление пройденного материала.

Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру. Сколько знаменитых людей взрастила наша страна! Это и А.С. Пушкин, П.И. Чайковский, Александр Васильевич Суворов и много-много других великих людей. Каждого из этих людей можно назвать патриотом своей Родины. Одни внесли огромный вклад в развитие науки и искусства, а другие достойно защищали нашу Родину. Какие качества присущи человеку-патриоту? (Ответы учащихся)

 Во всем мире звучат бессмертные произведения П. И. Чайковского.

Слушание  фрагментов «Симфонии №1», «Симфония №4»(финал) – аудиозапись; П. И. Чайковского.

Чайковский очень любил Россию, ее березы, луга, а народные песни и их мелодии  использовал для создания своих настоящих шедевров музыкального искусства. «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей любящих ее, находящих в ней утешение и опору…» говорил он. – Я еще не встречал человека более меня влюбленного в матушку Русь!

V. Итог урока.

Помните, дети, что «Родина любимая, что мать родная! Её мы бережём, ею гордимся, ей мы посвящаем свой труд, свои достижения в науке, культуре и искусстве».

Каждый человек должен любить и охранять свою Родину, бережно относиться к ее культурным ценностям, гордится достижениями своего народа.

Бернард Шоу сказал:  «Патриотизм – это убеждение что твоя страна лучше других, потому что именно в ней ты родился».

VI. Рефлексия. Оценивание.

Составим кластер « Патриотизм».

ПАТРИОТИЗМ

VII. Домашнее задание.

Творческие задания на выбор:

  • Посоветуйся с родителями и назови несколько традиций, принятых в вашей семье.
  • Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи?
  • Расскажи о традициях, принятых в вашей семье
  • Расскажи членам семьи об известных людях России.
  • Подбери стихотворения, пословицы о Родине.
  • Напиши сочинение на тему: «Россия – наша Родина».
  • Проведи интервью с членами семьи по вопросам: Знаменитые люди России. Традиции, принятые в вашей семье. В чем заслуги ваших родных перед Родиной. Какие книги о Родине советуют прочитать ваши родные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок музыки в 5 классе по теме" Героическое прошлое нашей родины в произведениях музыки и изобразительного искусства"

объяснение темы ведётся на примере произведений С. С. Прокфьева Кантата "Александр Невский" и произведения живописи П. Корина Триптих "Александр Невский", фрагмент из кинофильма С. Эйзенштена "Алексан...

интегрированный урок музыка и изо :«Героическое прошлое нашей Родины в произведениях музыки и изобразительного искусства».

интегрированный урок музыка и изо :«Героическое прошлое нашей Родины в произведениях музыки и изобразительного искусства»....

Открытый урок музыки "Есть такая профессия, родину защищать"

Урок посвящен дню памяти воинов-интернационалистов, который отмечается в России 15 февраля. Урок построен по материалам Музея патриотической песни, расположенного в кабинете музыки. На уроке прозвучат...

Презентация и конспект урока "Музыка 1 класс" УМК "Начальная школа XXI век" по теме: "Родина музыки. Маршевый порядок"

Презентация, конспект урока "Родина музыки. Маршевый порядок" и музыкальный материал к учебнику "Музыка В.О. Усачевой, Л.В. Школяр"....

Мультимедийная презентация для урока музыки в 5 классе, по теме "Всю жизнь мою несу Родину в душе..."

Данная презентация предназаначена для урока музыки в 5 классе, по программе Сергеевой, Критской, по теме "Всю жизнь мою несу Родину в душе"...

Презентация к уроку музыки "Образ Родины в музыке". 8 класс.

Презентация к уроку музыки в 8 классе "Образ Родины в музыке", в соответствии с учебником "Музыка" В.В.Алеева, Т.И.Науменко, изд. "Дрофа"...