Погружение детей начальной школы в мир музыкального фольклора
статья по музыке по теме
Огромные потенциальные возможности музыкального развития младших школьников заложены в единстве учебной и внеклассной работы. В настоящей статье представлена технология, основанная по алгоритму «урок – внеклассная работа – урок», на примере освоения детьми музыкального фольклора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_vneklassnoy_raboty_na_osnove_urokov_muzyki.doc | 39.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Погружение детей начальной школы
в мир музыкального фольклора
учитель музыки и МХК
МОУ СОШ № 32 г. Рыбинск
Щербак Эллина Юрьевна
Огромные потенциальные возможности музыкального развития младших школьников заложены в единстве учебной и внеклассной работы. Рассмотрим технологию, основанную по алгоритму «урок – внеклассная работа – урок», на примере освоения детьми музыкального фольклора.
В современной программе «Музыка» для начальной школы (Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина) музыкальный фольклор представлен как синкретический вид искусства в разделах «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» и «О России петь – что стремиться в храм». Жанры песенного и инструментального народного музыкального творчества, праздники русского народа рассматриваются в широком жизненном контексте. Они тесно переплетается с жизнью, бытом, народными традициями. Главной целью, по мнению авторов программы, является не столько знание детей о музыке, сколько их погружение в саму музыку. В соответствии с этой целью определяются и образовательные задачи: расширение интонационно-образного багажа ребёнка, развитие его эмоционального отклика на музыку, формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству как части окружающей его жизни. Ожидаемым результатом является коллективное музицирование – пение, игра на музыкальных инструментах, пластическое интонирование детей на фольклорных праздниках, подготовленных ими под руководством взрослых.
Безусловно, в рамках одного учебного часа трудно организовать погружение детей в живой и увлекательный процесс общения с музыкальным фольклором. Уроки музыки, посвящённые традициям и праздникам русского народа, могут иметь логическое продолжение во внеурочной работе с младшими школьниками по следующей технологии:
Итак, праздник как бы вытекает из урока, из его задач, темы. Например, во втором классе самостоятельной линией в разделе «О России петь – что стремиться в храм» является знакомство с некоторыми из двунадесятых праздников Русской православной церкви. Начальные сведения о празднике Рождества Христова учащиеся получают ещё в первом классе. Во втором классе дети вспоминают историю этого праздника и разучивают на уроке славянские песнопения «Добрый тебе вечер» и «Рождественское чудо», колядки, под руководством учителя продумывают движения под музыку.
На основе изученного музыкального материала подготавливается фольклорный праздник «Рождество». Основой праздника является обычай колядования – дети разыгрывают обряд хождения по домам в Рождество и Новый год с поздравлениями. Игра – наиболее естественная деятельность ребёнка. Радость, которую она несёт, создаваемый ею психологический комфорт, свобода, раскрепощённость, фантазия, ярко в ней проявляющиеся, позволяют детям легко усваивать весьма сложные элементы музыкальной речи. Именно в музыкальной игре наиболее отчётливо проявляется принцип начального музыкального воспитания «Слушаю – двигаюсь – пою – понимаю». Во главу угла ставится не знание ритмических рисунков, а ощущение звуковой окраски, темпа, интонации, образа, формы. Такой праздник представляет собой музыкальный спектакль – единое драматургическое и музыкальное целое. Песни, танцы, загадки объединены общим занимательным сюжетом. Большая часть песен предназначена для исполнения без сопровождения.
Заниматься подготовкой к празднику невозможно без поддержки единомышленников, ведь провести интересный праздник один учитель не в состоянии. Классный руководитель помогает детям разучить игровые сценки, стихи и разговорные диалоги. Работа по декоративному оформлению зала ложится на плечи вожатой. Родители помогают создать костюмы персонажей, приносят старинные предметы крестьянского быта для имитации среды бытования.
В фольклорных праздниках на протяжении всей начальной школы постепенно развиваются исполнительская деятельность учащихся, навыки коллективного музицирования – пения, игры на музыкальных инструментах, движения под музыку и использование элементов танцев, «разыгрывание» песен. Необходимо фиксировать результаты детей с помощью фото и видео съемки. Данный материал может и должен стать основой заключительной темы музыкального фольклора «Народные праздники» в четвертом классе. Дети на уроке музыки возвращаются к уже знакомым музыкальным сочинениям, что служит необходимым стимулом для повторного «вживания» ребенка в их содержание, закрепляет уже полученные знания, исполнительские навыки и умения.
Таким образом, уроки музыки являются основой и ориентиром для организации музыкального развития детей во внеурочное время. Однако данная связь является обратной, так как внеклассные фольклорные праздники порождают новые мысли и чувства, позволяют устанавливать дальнейшие прочные связи для погружения в мир музыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование установок здорового образа жизни у детей начальной школы
Совершенствование процесса здоровьесбережения в начальной школе через развитие познавательного и деятельностного компонентов физической культуры личности учащегося....
проект "Формирование культуры здоровья у детей начальной школы"
Презентация к проекту "Формирование культуры здоровья у учащихся начальной школы"...
Методическая разработка по теме: «Обучение плаванию детей начальной школы» (1-4 классы)
Эти методические разработки, адресованны специалистам по плаванию, работающим в общеобразовательных начальных школах и больших бассейнах. Методика, представленная в пособии, успешно апробирована в теч...
Выставки творческих работ дошкольников и детей начальной школы посвященных осени.
Фото творческих работ детей,посвященных осени. Рисование ангела с детьми начальной школы....
Внеклассное мероприятие для детей начальной школы " Вежливость и Доброта!"
Внеклассное мероприятие для детей начальной школы , направленное на повторение правил этикета и применения их в различных ситуациях....
Внеклассное мероприятие для детей начальной школы " Вежливость и Доброта!"
Внеклассное мероприятие для детей начальной школы , направленное на повторение правил этикета и применения их в различных ситуациях....
"Развитие музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора"
Актуальность опыта обусловлена концепцией модернизации российского образования, которая раскрывает необходимость формирования самостоятельной творческой личности ребёнка. А...