Сценарии праздников
проект (музыка) по теме
Сценарии праздников и посиделок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Девичник | 33.5 КБ |
Капустные вечеринки | 39 КБ |
Масленица у ворот | 48 КБ |
Посиделки | 41.5 КБ |
Русский дом (пояснительная записка) | 60.28 КБ |
Русский дом (тематическое планирование) | 116 КБ |
Святки | 45.5 КБ |
От дебюта к бенефису (сценарий) | 33.83 КБ |
Троица. Праздник русской березки | 32 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Д Е В И Ч Н И К
( Сценарий для детей среднего и старшего
школьного возраста).
Песня « Как на речке, речке…»
В избу, где живёт невеста, входит жених с дружками.
Жених: Здравствуй, княгинюшка Марья Ивановна!
Здравствуйте, девушки!
Здравствуйте красавицы!
Девушки: Здравствуй, князь честной, сокол молодой,
Парень холостой , не женатый!
Песня « Березничек вильеватый».
Жених: Девушки-беляночки, подружки моей друженьки!
Порастроньтесь-ко манёхонько, пораскиньтесь-ко белёхонько,
Дайте место мне почтенное со княгиней нашей
Марьей Ивановной!
Девушки: Молодой молодец, удалой храбрец,
Сумел ты девицу украсть, сумей и почтенное место занять.
Мы – подружки дружные, мест зря не отдаём,
За них прянички берём.
Мы и славленья поём, кто не только княжну взял,
А и нам гостинцев дал.
За почтенные места выкуп, князь удалой,
Тогда пустим со княжной!
Жених: А вот и гостинцы для вас, угощайтесь сей же час.
А в куле гостинцы разные:
Орешки гречески, мармелады чешески,
Помада и духи – всё, что надо для снохи.
Девушки: Придётся вам места отдать и застольную песню исполнять.
Песня « Да у нас ныне белый день».
Жених: Спасибо, девушки за песню. Но хотел спросить я:
Не кручинили вы княгинюшки моей Марьи Ивановны?
Девушки: Мы княгинюшки не кручинили, а песни пели, игры играли,
Рушники ткали, платья шили,
Все иголочки переломали, князя вспоминало, платы ждали.
А ты, князь честной, махни рукой, разорись казной,
Нас, девушек, награди, за иголочки заплати.
Жених: Где же ваше шитьё и ломанные иголочки?
Девушки: Глянь-ко, князь честной, какой сундучок большой.
А он набит казной, но не золотом, не серебром,
Не скаченным частым жемчугом,
А одёженькой свежохонькой.
Ты разглядывай да выспрашивай: какая девка платье шила?
Какая кофточку кроила? Какая кружево пришила?
Какая глазки истомила? Много ль ниток изошло на всё это
Богатство?
Жених: Вот вам за ломанные иголочки.( угощает девушек)
Девушки: Князь удалой, сокол молодой!
Сколь одёженьки нашили, сколь иголочек переломали,
Сколь ниток изорвали.
За иголочки ты дал, а про нитки не спознал.
Что их надо оплатить, чтоб княгинюшку получить.
Князь честной, сударь удалой, одёжку глядите,
Нас, девушек, наградите, за ниточки заплатите.
Жених даёт деньги.
Маловато будет.
Одари нас умненький, одари пригоженький!
Не рублём, не полтиною, а золотою гривною.
Будешь дарить – дари поскорей.
Не станешь дарить, мы станем корить, в глаза говорить.
Песня «А жених-то у нас».
Жених: Не надо корить, лучше буду дарить.
Девушки: Благодарствуем, сударь, что работу оценил
И нас девушек наградил.
Больше не будем корить, будем только хвалить.
Песня « А кто у нас моден?»
Девушки: Устали мы петь и плясать,
Не пора ли нам поиграть?
Песня « Ходит царь».
Девушки: Вот и выбрал наш князь себе княгинюшку,
А выбрал он нашу Марьюшку.
Песня «Виноград расцветает».
Жених: Примите же от меня низкий поклон
За ваше , девушки, стараньице!
И нам пора на покой, завтра день лихой.
Девушки: Князь честной, сокол удалой, Мы тебя завтра поджидаем,
Праздник без тебя не начинаем.
Пора нам уже и красу рядить.
Нашу княгинюшку Марьюшку
В дальний путь проводить.
Песня « Земляниченька».
Сценарий составили: учитель музыки Фирсова О.В.,
учитель литературы Королёва С.Е.
МБОУ «СОШ №13» г. Владимира
Предварительный просмотр:
КАПУСТНЫЕ ВЕЧЕРИНКИ
( Сценарий для младшего и среднего
школьного возраста).
Вот и наступила поздняя осень. Собрали последний урожай с полей, срубили и капусту. И начинаются на Руси весёлые капустники, т.е. вечеринки в честь капусты. Нарядно одетые деву3шки обходили с песнями все дома своей деревни и помогали хозяйкам рубить капусту. Вслед за девушками появлялись и добрые молодцы с гостинцами для хозяев и помощниц. Хозяйка пекла пироги с капустой и угощала ими всех присутствующих. Я и вас всех приглашаю на капустную вечеринку.
Девушки: - Скок на крылечко.
- Бряк во колечко.
- Дома ли хозяйка? Можно ли зайти?
Хозяйка: - Дома, дома. Прошу в избу, красному гостю – красное место.
Проходите, не стесняйтесь, поудобней располагайтесь.
Здравствуйте. Гость на гость – хозяйке радость.
Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?
Гости: - Всем!
Хозяйка: - Гости-то пришли, а у меня ещё ничего не готово и угостить вас,
девчата, нечем.
Девчата: - А мы и пришли помочь капусту рубить, да и пироги печь.
Хозяйка: -Ой, спасибо, а то мне одной не управится. Пироги-то у меня уже в
печи, а вот капуста вся на столе. На всех то у меня ножей и тяпок не
хватит, давайте по очереди, а чтобы не обидно было считалки
вспомним.
- Заяц белый, куда бегал? – В лес дубовый.
Что там делал? – Лыко драл
Куда клал? - Под колоду.
Кто брал? - Родион, выйди вон!
- Ехала телега, сломалось колесо. Сколько гвоздей на починку
пошло? Десять.
Хозяйка: - Давайте сначала приготовим морковь.
1 задание: Кто быстрее почистит морковь?
2 задание: Кто быстрее натрёт морковь на тёрке?
3 задание Кто быстрее нарежет капусту?
(на каждое задание детей выбирают с помощью считалок.)
Хозяйка: - А кто мне напомнит, сколько соли надо положить? (1 кг соли на
100 кг капусты.)
Стук в дверь.
Хозяйка: - Кто-то ещё к нам в гости пожаловал. Пойду, посмотрю.
Мальчики: - Здравствуйте. Можно ли войти?
Хозяйка: -Ой, да это же наши добры молодцы пожаловали. Проходите, не
стесняйтесь. Девчата, я скажу вам по секрету, что пока мы с вами
здесь трудились, они за нами в окошко подглядывали. Молодцы
думали, что мы всё сделали, и заявились. Да не тут-то было.
Мы сейчас проверим, умеют ли они капусту шинковать?
4 задание: (среди мальчиков) - Нарезать капусту.
Девушки: - Утомились мы, за работой совсем приморились, а не пора ли нам
Песни спеть?
- Давайте про « Заиньку».
- Катя, запевай.
Песня « Где ты, заинька, был побывал?»
Стук в дверь. Входит огородник или чучело.
Огородник: -Здравствуйте, люди добрые. Я пришёл к вам издалека.
Угадайте, где я живу?
Дом со всех сторон открыт,
Голубою крышей крыт.
Заходи в мой вкусный дом,
Чудеса увидишь в нём.
Что это за дом?
- Правильно, огород. В моём доме, каких только подарков нет.
И сложил я их в корзинку. Что в ней лежит, вы узнаете коль
загадки отгадаете.
- Сидит барыня на грядке, вся в заплатках, кто не взглянет - всяк заплачет. ( Лук)
- Маленький, горький, луку брат. (Чеснок)
- Красная мышка с белым хвостом в норке сидела под зелёным листиком. (редиска)
4. Росли на грядке зелёные ветки, а в них – красные детки.
(помидоры)
5.Лежат на грядке телятки гладки,
Лежат рядами – зелёные сами. (Огурец)
6. Под землёй птица гнездо свила и яиц нанесла. (Картошка)
7. Кругла- а не месяц, желта – а не масло, с хвостиком –а не мышь. (Репа)
8. Сидит Ермошка на одной ножке, на нём сто одёжек и все без застёжек. ( Капуста)
9. Золотое решето чёрных домиков полно.
Сколько чёрненьких домов – столько беленьких жильцов.
( подсолнух)
Дети: - Чучело, а мы песню про твой огород знаем. Ребята, давайте споём.
Песня « Я на камушке сижу».
Хозяйка: - Спасибо, Чучело, но притомились наши гости. Давай-ка их в хоровод
пригласим.
Песни: « Вейся, капуста», «Заинька».
Хозяйка: - А сейчас я посмотрю, как вы знаете пословицы и поговорки.
Я раздам вам листочки, на которых только часть пословицы.
Вам надо найти себе пару.
- Куй железо – пока горячо.
- Не зная броду – не лезь в воду.
- Деревья смотри в плодах, а людей – в делах.
- Не за своё дело не берись, а за своим – не ленись.
- Маленькое дело – лучше большого безделья.
- Двое пашут, а семеро руками машут.
- Семь раз отмерь – один раз отрежь.
Хозяйка: -Молодцы, хорошо знаете пословицы. А частушками и песнями
вы меня не позабавите?
Дети исполняют частушки и песни по желанию.
Хозяйка: - А вот и пироги поспели, вкусные да пышные. Все рассаживаемся за
стол и попробуем моих пирожков.
- Спасибо вам, ребятушки, за помощь.
Дети: - А вам, хозяюшка, за угощение спасибо. Очень вкусные пирожки.
До свидания.
Сценарий составили: учитель музыки Фирсова О.В.,
учитель литературы Королёва С.Е.
МБОУ «СОШ №13» г. Владимира
Предварительный просмотр:
МАСЛЕНИЦА У ВОРОТ.
Сценарий для учащихся 1-7 классов.
1.Скоморохи:
- Здравствуйте, друзья, разлюбезные,
Ребятушки расчудесные,
- Весёлые и забавные,
Мальчики и девочки славные.
- Собирайся, народ, Масленица у ворот:
Игры, потешки, блины и насмешки.
- На Руси в старину зиму провожали и весну встречали.
Сохранился этот обычай у народа аж до 2005 года.
- А скажите-ка, ребятки, как называется этот праздник? (Масленица)
2. Хоровод «Как у наших у ворот» (фольклорный ансамбль).
Скоморохи:
- Подходи сюда народ, и давай знакомиться
Пусть на долгие года этот день запомнится.
- Димы, Оли и Алёши дружно хлопайте в ладоши.
- Вызывает интерес: Вадик, Юра, Коля здесь?
Если здесь, то не тяните и ногами топочите.
- Ну-ка, вместе дружно Саши и Серёжи и Наташи,
Люды, Ирочки и Вити нам руками помашите.
- Всех друзей нам не объять, всех имён нам не назвать.
Остальных мы просим вместе прыгнуть высоко на месте.
- Молодцы! Ну, вот и познакомились.
3. Песня «А мы Масленицу дожидали».
4. Выезд Масленицы (на санках вывозят чучело масленицы).
- Здравствуй, гостья наша Масленица!
- Дуня белая, Дуня румяная!
- Коса длинная, триаршинная.
- Лента алая, двуполтинная.
- Платок беленький, новомодненький.
- Брови чёрные, наведённые.
- С давних пор Масленица - самый весёлый, предвесенний праздник на Руси. И справляют её целую неделю.
- В понедельник тебя встречаем.
- Во вторник «заигрыши» начинаем.
- В среду – блинами угощаем.
- В четверг - веселимся и гуляем.
- В пятницу и в субботу – в гости ходим с охотой.
- А в прощёное воскресенье - друг у друга просим прощенье.
5. Скоморохи:
- Есть у нас игра для вас. Я начну стихи сейчас.
Я начну, вы продолжайте, хором дружно отвечайте.
- Что бывало здесь зимой и что ждёт теперь весной?
Слушайте, не перебивайте, громко, дружно отвечайте.
Загадки.
- Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь,
Станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь (снег)
- Наступили холода, обернулась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Зимой).
- На ветвях - плотные комочки.
В них дремлют клейкие листочки (почки)
6. Широкая масленица, мы тобою хвалимся
На горах катаемся, блинами объедаемся.
Песня «Как вставала я ранёшенько».
Как для вас мои друзья наварил, напекла.
92 блина, 2 корыта киселя,
50 пирогов не найти едоков.
Хозяйку потешьте и блинков моих поешьте.
Скоморох:
Выходи кто смелый, кто больше съест блинов?
У кого громче свист, тот и получит приз.
Игра «Забава с блинами»
Задание: кто быстрее съест блины без помощи рук. 5 участников.
7. Песня «Блины».
Скоморохи:
-А кто ответит, почему блины являются символом Масленицы?
- Масленица, Масленица, блинами попеканщица,
Пришла раненько, встретим хорошенько,
Сыром, маслом и блином и румяным пирогом.
- Я буду петь, а вы, ребята, не зевайте
И за мною повторяйте.
8. Песня – игра «Масленица».
1.Масленица, масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!
Припев:
Похлопаем в ладошки,
Танцуют наши ножки,
Головой кивнули,
Глазом подмигнули,
Дружно покружились
И остановились.
2. Масленица, Масленица,
Приходи раненько,
Встретим хорошенько,
Сыром, маслом и блином
И румяным пирогом.
9. А смотри, что я могу.
Лишь команду назову,
Все должны вы закрывать,
То, что буду называть.
Игра: ухо, горло, нос, глаза,
Щёки, лоб и борода.
У вас есть борода? Вот удивили, господа.
Бороду ещё не отрастили, подбородок вы закрыли.
10. А пословицы про масленицу или блины вы знаете?
Я начну вы - продолжайте, хором дружно отвечайте.
- Не житьё, а … масленица.
- Блины брюхо не… портят.
- Без блинов не… масленица, без пирогов не… именины.
- Где блины - тут и… мы.
- Не всё коту… масленица, будет и великий… пост.
11. Скоморохи:
- Ну, хватит вам сидеть, пора и силой померяться.
- Продолжаем гуляние, начинаем соревнование.
Соревнование по перетягиванию каната.
12. Песня «Вот уж зимушка проходит.»
- День у нас какой сегодня?
- значит маслена неделя продолжается
- и до самого воскресенья можно есть блины, ходить в гости.
- веселиться, петь, играть, никогда не унывать.
- Вот настал момент прощанья, будет кратка наша речь.
Говорим вам:
«До свиданья, до счастливых новых встреч»! (хором)
Сценарий составили: учитель музыки Фирсова О.В.,
учитель литературы Королёва С.Е.
МБОУ «СОШ №13» г. Владимира
Предварительный просмотр:
ПОСИДЕЛКИ
Сценарий для среднего и старшего
школьного возраста.
Девушки: - Здравствуй, хозяюшка.
Хозяйка: - Здравствуйте, девицы. Здравствуйте, красавицы.
Зачем пожаловали?
Что ж вам дома в такой мороз не сидится?
Что ж вам на палатях не спится?
Девушки: - Некогда, хозяюшка, нам отдыхать,
надо многому научиться, многое узнать.
- Скоро время придёт, замуж нас отдадут,
А там уж и крестины тут как тут.
- Посоветовались мы вместе и решили,
Что Вы у нас на деревне самая домовитая, самая мастеровитая.
Просим мы Вас всему нас научить: и вязать, и вышивать, и шить.
Хозяйка: - Проходите, не стесняйтесь, поудобней располагайтесь.
Так какому вас учить ремеслу: вышивке, кружевоплетению,
шитью или сразу всему, что сама делать могу?
Девушки: - Всему!
Хозяйка: - А коль пришли учиться, так слушайте, смотрите и запоминайте,
да за мной повторяйте.
Для крестьянской невесты слава хорошей рукодельницы
была всё равно, что второе приданое, да и городской барышни не
помеха. Значит, сумеет и себя нарядить, и дом, и деток.
Взялась русская женщина за иголку и легла на крестьянский стол
расшитая скатерть. И в избе стало светлее. Стало нарядным
полотенце, а ведь без него не обходилось ни одно крупное
событие: и свадьба, и рождение, и похороны. Хлеб – соль тоже на
расшитом полотенце подносили.
Девушки: - Хозяюшка, А что ты нам сегодня делать дашь?
Хозяйка: - Посмотрите на эти работы и выберите что делать охота.
Красным молодушкам дам вышивать белый ленок да плести
игольный кружок.
Девушки: - Девчата, а давайте споём? Запевай, Татьяна, нашу любимую песню.
Песня « Пряха» или « Прялица».
На фоне мелодии хозяюшка:
-Сидят девицы, вышивают, себя песней забавляют,
Каждая мастерица – трудится, не ленится.
Девушки: - Не хочешь ли , хозяюшка, наши загадки про твою избу послушать?
Хозяйка: - Ну что ж загадывайте, авось отгадаю.
Девушки: 1. Стоит копна, вся в дырках, на конце – гора, а из горы дым идёт?
Хозяйка: - Вот вам моя отгадка: Стоит бычище- проклёвано бочище.
Отгадала? Это изба.
Девушка: 2. Дарья да Марья друг на друга глядятся?
Хозяйка: Ой, да это же те два братца, которые глядятся, а вместе не сойдутся. Так ли?
Девушки: - Да. Это пол и потолок.
3. Набита пухом, лежит под ухом.
Хозяйка: - Дайте-ка подумать. Ах, вот же она, два брюшка, четыре ушка. Это же подушка.
Девушки: - Развеселили Вы нас, а можно мы для Вас песню споём?
Хозяйка: - Пойте, я буду очень рада.
Песня « Уж мы сеяли, сеяли ленок».
Хозяйка: - Молодцы, девицы, и загадку загадать, и спеть вы мастерицы.
Повезёт молодцу, кто с такой пойдёт к венцу.
Девушки: - Устали мы трудиться, не пора ли нам своей работой похвалиться?
- Вот чепчик и лоскутное покрывало, чтобы зимой лето напоминало.
- А вот красивые распашонки и вышитые пелёнки.
- А у меня ватное одеяло, чтобы в стужу согревало.
- А у нас матрасик и подушка, чтобы мягко было и бочку, и ушку.
- У меня кружевной уголок, чтоб комарик не сел на носок.
Хозяйка: -Для желанного малыша всякая нарядная вещь хороша. И я думаю, всем нам пора научиться пеленать малыша.
Девушки пеленают куклу.
Девушки: - Устали мы слушать и запоминать. Не пора ли нам песни спеть да поиграть.
Хозяйка: - Наталья, если будешь лениться, то станешь как Дуня - тонкопряха.
Девушка: - А кто это такая?
Хозяйка: - Девчата, а давайте споём ей эту песню про Дуню.
Песня «Дуня – тонкопряха».
Хозяйка: - Молодцы, девчата. Не зря ведь говорится: «весело поётся – весело
прядётся». Приданое – дело необходимое, но младенца надо потешать и песней на ночь утешать. А знаете ли вы пестушки и потешки?
Девчата: - Знаем!
Хозяйка: - Кто хочет играть становитесь в круг. Я даю вам бубен со словами « Ты катись, весёлый бубен, быстро-быстро по рукам.
У кого весёлый бубен – тот пестушку скажет нам».
Пестушки: 1. Ребёночка ставят на ножки, держат под бока, подкидывают и приговаривают: «Ай, дыбок, дыбок, дыбок,
Скоро Машеньки годок»
2. Ребёнка сажают на колени, приговаривая:
« Поехали, поехали, с орехами, с орехами,
Поскакали, поскакали с калачами, с калачами,
По кочкам, по кочкам, в ямку – бух!»
3.Ладушки, ладушки, где были? – У бабушки.
Что ели? – Кашку. В чём пили? – В чашке.
Кашка сладенька, бабушка добренька.
Попили, поели, ещё захотели.
Шиш полетели, на головку сели.
Сели – посидели. И прочь улетели.
4. Делая массаж каждого пальчика, приговаривают:
« Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья.
- А я другую знаю: - Мальчик – пальчик, где ты был?
- С этим братцем - в лес ходил,
- С этим братцем – щи варил,
- С этим братцем – кашу ел,
- С этим братцем – песни пел.
Хозяйка: - Девчата, а не пора ли нам спеть да хороводы водить?
Песни «Как во поле калина», « Заплетися плетень».
Хозяйка: - Вижу - песен много знаете и хороводы хорошо водите. А поёте ли вы колыбельные песни?
Колыбельные песни: 1.Ой, Машенька, не реви, куплю тебе сухари.
Ой, ты Машенька, не плачь, я куплю тебе калач.
2.Баю – баю, баюшок, кладу Машу на пушок,
На пуховую кровать, будет Маша крепко спать.
3.Ай, люли, люли, люли, прилетели журавли.
Они сели на ворота, а ворота скрип да скрип.
Не будите нашу Машу. У нас Маша спит да спит.
Хозяйка: - Вот теперь спокойна я, вижу не теряли время зря.
Всему что можно – научились, и работами своими отличились.
Девушки: - И Вам спасибо, хозяюшка, за всё. До свидания.
Сценарий составили: учитель музыки Фирсова О.В.,
учитель литературы Королёва С.Е.
МБОУ «СОШ №13» г. Владимира
Методические рекомендации:
Праздник «Посиделки» проводится в форме театрализованного праздника на сцене. Это итоговое занятие по теме 2 года обучения «Круг жизни». Для проведения праздника оформляется сцена в стиле русской избы. Девочки заранее готовят приданное для малыша: шьют и пелёнки, распашонки, чепчик, лоскутное одеяло, подушку и расшивают их. Все участники разучивают колыбельные, пестушки, готовят загадки. Разучиваются русские народные песни. Роль хозяйки играет девушка из старших классов.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г. Владимира «Средняя общеобразовательная школа № 13»
Королева С. Е., Фирсова О.В.
РУССКИЙ ДОМ
программа
интегрированного специального курса
г. Владимир - 2009
Авторы:
Королева Светлана Евгеньевна, учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории
Фирсова Ольга Венедиктовна, учитель музыки 1 квалификационной категории
Научный редактор:
Куликов А.С., кандидат педагогических наук, доцент кафедры образовательных технологий ВИПКРО
Настоящее программа является оригинальным решением важной научной проблемы педагогики и психологии – проблемы использования потенциала отечественной культурно-педагогической традиции в организации системы внеклассной работы и дополнительного образования по формированию духовно-нравственной сферы личности школьника, определяющей ее становление в условиях современной светской общеобразовательной школы на основе этических ценностей Русского Православия.
Программа адресована всем тем, кто занимается духовно-нравственным строительством и возрождением личности человека.
Пояснительная записка
Обновление содержания системы современного духовно-нравственного воспитания на основе традиционных для русской культуры этических ценностей Русского Православия является насущной потребностью государственного образовательного учреждения.
Повышенный интерес к этическим ценностям Русского Православия позволяет создать условия для углубленного изучения отечественной культуры, воссоздающей картину целостного мира.
Обогащение учеников разносторонними и глубокими знаниями о своем народе, его прошлом, культуре особенно важно в наше время, когда утрачены многие этические ценности. И если это не сделаем мы, то кто же?
Интегрированный спецкурс «Русский дом» - один из возможных вариантов изучения отечественной культуры.
Основная цель программы заключается в переосмысление роли русской культуры в формировании национального самосознания, определяющего духовно-нравственное воспитание школьников через возрождение традиций и обрядов русского народа.
Основными задачами программы являются:
- ознакомление учащихся с семейно-бытовыми обрядами,
- формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, потребности изучать историю и культуру своего края,
- духовно-нравственное совершенствование личности ребенка,
- формирование его причастности к богатейшему наследию русской культуры и чувства ответственности за его сохранность,
- развитие творческих способностей учащихся;
- обогащение учащихся знаниями о русских народных промыслах,
- расширение знаний о разновидностях русского фольклора,
- обучение учащихся практическим приемам и навыкам работы с различными материалами по мотивам русского декоративно–прикладного искусства.
Интегрированный специальный курс «Русский дом» рассчитан на 4 года обучения (5-8 классы) и ведется по 2 часа в неделю за счет часов дополнительного образования.
Главная особенность реализации данной программы заключается в том, что над решением заявленных в ней задач работает не один учитель, а творческий коллектив учителей-предметников: русского языка и литературы, музыки, изобразительного искусства, трудового обучения.
Содержание программы:
1 год обучения. Календарь.
Данная программа построена по принципу повторения и расширения объема знаний. Учащиеся расширяют свои знания о календаре, полученные в начальной школе. Знания о годовом цикле праздников подводят детей к пониманию бесконечности жизни природы, осознанию мысли о том, что человек должен успеть в «свой круг жизни» оставить на земле лучшую память о себе.
2 год обучения. Родильные обряды. Материнская школа. Детство
Этот год обучения предполагает знакомство с обрядами народа при рождении ребенка, изучение детского фольклора. Практические занятия предусматривают изготовление игрушек из соломы, теста, тряпичной куклы, пошив детского приданного, знакомство с лоскутной техникой изготовления швейных изделий. Эта программа готовит учащихся (особенно девочек) к семейной жизни.
3 год обучения. Игрушка. Рекрутские и похоронные обряды.
В течение первого полугодия дети знакомятся с традиционными народными промыслами, занимающимися изготовлением игрушек. Сами выполняют и расписывают игрушки. Это способствует развитию творческих способностей ребят.
Во втором полугодии учащиеся знакомятся с рекрутскими и похоронными обрядами.
4 год обучения. Свадебные обряды.
Этот год обучения предполагает знакомство учащихся со свадебными обрядами – самыми значительными во всей народной обрядности.
Такой подход к культурному наследию русского народа позволит им осознать свою причастность к тысячелетней богатейшей истории нашей Родины, поможет впитать в себя высокие этические и эстетические нормы, лежащие в основе народной культуры, научить любить и ценить духовное богатство, ум и мудрость народную, его талант.
Через призму отечественной истории жизни и быта наших предков ребята смогут познать себя, осмыслить нашу современную действительность, сформировать в себе высокоразвитый вкус, потребность художественных впечатлений, пробудить в себе свободное и счастливое чувство восхищения перед явлениями прекрасного.
Знакомство с русскими национальными промыслами привьёт детям интерес к труду, к творчеству, к внутренней и внешней культуре.
Организация и участие в проведении народных праздников, знакомство с народным календарём, с музыкально-литературным фольклором, народной одеждой, обрядовой едой составит у ребят целостное представление о русской культуре. Её традиции, богатство, красота и сила духа русского человека наполнят их гордостью за великую страну Россию, научат использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни, что послужит неразрывности и преемственности традиций нашего народа, основанных на глубокой духовной связи прошлого и настоящего.
В результате учащийся должен:
1. иметь знания об отражении синкретичного (первобытного) сознания человека в русском фольклоре, об отражении христианских истоков мировосприятия русской литературой и искусством и уметь видеть самобытность русской литературы и искусства;
2. иметь эстетически развитый вкус и уметь самовыражаться, оценивая явления литературы и искусства через критическое к ним отношение посредством анализа и синтеза.
3. иметь представление о русской культуре как части вселенской христианской традиции и уметь преумножать ее материальные и духовные ценности.
Предварительный просмотр:
1-ый год обучения
Интегрированный курс «Русский дом»
Авторы программы:
▪ Королева С.Е. – учитель литературы
▪ Фирсова О.В. – учитель музыки
КАЛЕНДАРЬ
Кол-во часов | Литература | Музыка | Изобразительное искусство | Трудовое обучение |
1 | Общие сведения о календаре. Календарь – способ счисления дней в году. Тесная связь трудовой деятельности народа с природой | Старинные обряды и праздники. Музыкальный фольклор. | Оформление обложки календаря-раскладушки. | Конструирование из бумаги календаря-раскладушки. |
1 | Праздники языческие и христианские. | Хороводные песни. | Эскизы на тему: «Символика праздников». | Вышивка на тему: «Символика праздников». |
1 | Летние обряды. Три спаса. | «Горох» (исполнение) «Тяни холсты» (разучивание). | Оформление листа календаря. | Рецепты блюд из яблок. |
1 | Осенины. Жниво. «Бабье лето» | «Тяни холсты» (исполнение). «Как в болоте» (разучивание). «Нива, нива, подай мою силу» (разучивание). | Оформление листа календаря. | Коллаж из осенних листьев, веток на холсте. |
1 | Рождество Пресвятой Богородицы. Воздвижение. День заклинания плодородия и земледелия. Разговор рябины от болезней и глаза навесь год. | «Уж ты сад» (разучивание). «Тонкая рябина» (разучивание). «Как в болоте» (исполнение). «Пора, пора домой идти» (исполнение). | Аппликация по мотивам библейских сюжетов. | Оформление зимнего букета с использованием веток рябины. |
1 | Покров. Начало посиделок. | «Прялица» (разучивание). «Тонкая рябина» (разучивание). «Вейся, капустка» (исполнение). | Коллаж по мотивам библейских сюжетов. | Коллаж из цветной бумаги, кусочков ткани, пластилина. |
1 | Введение в храм Пресвятой Богородицы. | «Ой, ты зимушка» (разучивание). «Летел кочеток» (исполнение). «Сею, вею» (разучивание). «Ох, овсень» (исполнение). | ||
1 | Обереги дома, матери, себя. Праздник Николы зимнего. | «Ой, ты зимушка» (исполнение). «Летел кочеток» (исполнение). «Сею, вею» (исполнение). | Эскизы оберегов. | Изготовление оберегов из кожи, ниток, бусин. |
1 | Святки. Рождество Христово. | Разучивание и исполнение колядок. | Роспись на ткани. | |
1 | Страшные вечера. Гадание. Крещение Господне. | Подблюдные песни: «Золото хоронили» (исполнение) «Сидит волчище» (разучивание). | Беседа по работам художника А.Иванова. | |
1 | Встреча зимы и весны. Сретенье Господне – Встретение. | «Ой, зимушка-сударушка» (исполнение). «Как на тоненький ледок» (разучивание). | Эскизы по мотивам праздника Сретенье Господне. | Вышивка по мотивам праздника Сретенье господне. |
1 | Проводы зимы. Масленица. | «Пришла масляна неделя» (разучивание). «Блины» (исполнение). «как встала я ранёшенько» (исполнение). | Рисование куклы-чучела. | Обрядовая еда. |
1 | Великий пост - очищение души и тела. | Рецепты и приготовление постных блюд. | ||
1 | Три встречи весны. Алексей – с гор потоки. Праздник отпущения птиц на волю. | Веснянки. Заклички. Жавороночки. | Эскизы птиц из теста. | Жавороночки из теста – символ прилетающих птиц. |
1 | Пасха. Красная горка. Крашение яиц. Выпечка куличей. Игры, развлечения. | Пасхальные звоны: Астафьев «Христос Воскрес». «Колокольцы-бубенцы». | Раскрашивание пасхальных яиц. | Ритуальная еда. |
1 | Егорьев день. Великомученик Григорий Победоносец. | Пастушьи сигналы и наигрыши: «Окликания Егория» (слушание). «Горох» (исполнение). «Тяни холсты» (исполнение). «Коровушка» (разучивание). | Оформление календаря-раскралушки | Оформление выставки работ |
1 | Летние обряды и праздники. | Обряд завивания березки | ||
1 | Экскурсия в детский музейный центр. Посещение экспозиции «Русский дом». |
2-ый год обучения
Интегрированный курс «Русский дом»
Авторы программы:
▪ Королева С.Е. – учитель литературы
▪ Фирсова О.В. – учитель музыки
РОДИТЕЛЬСКИЕ ОБРЯДЫ.
МАТЕРИНСКАЯ ШКОЛА.
Кол-во часов | Литература | Музыка | Изобразительное искусство | Трудовое обучение |
1 | Древнее происхождение. Обрядовые действия, которые производились в первые дни и месяцы новорожденного. | «Величальная матери» «Величальная девочке» «Величальная мальчику» | Рисование эскиза лоскутного одеяла | Раскрой и сборка верха лоскутного одеяла в натуральную величину. Пошив одеяла. |
1 | Заговоры. Художественное своеобразие. | «Водичка, водичка» «С утицы водица» «Чешу, чешу волосыньки» и т.д. | Составление эскиза лоскутного одеяла из кусочков ткани. | |
1 | День крещения – день духовного рождения человека. | Величальные матери, девочке, мальчику. «Приговор младенцу» Заговоры. | Рисование эскиза уголка для новорожденного. | |
1 | Крестинные обычаи. «Бабина каша». Символический смысл. Заклинания. | Разучивание колыбельных песен: «А, баю, баю, баю» «Люли-люли» «Уж ты, котичка, коток». «Ляг, дитя мое, усни». | Рисование эскиза распашонки, чепчика для новорожденного. | |
1 | Выбор имени. Именины. | Колыбельные песни. «Каравай» | Рисование эскиза детской кроватки (люльки). | Раскрой и пошив распашонки, чепчика для новорожденного. Украшение изделий вышивкой. |
1 | Колыбельные песни. Сочинение колыбельных песен. | Исполнение колыбельных песен, сочиненных учащимися. | Склеивание из бумаги люльки. | |
1 | Пестушки. | Разучивание и исполнение пестушек: «Тушки-тутушки» «Ладушки» «Сорока» «Петушок» | Роспись люльки, изготовленной из бумаги. | |
1 | Прибаутки. | Разучивание прибауток: «Ходит зайка по саду». «Тень-тень, потетень». «Уж как шла лиса по тропинке». | Монтирование коллективного панно «Приданое для новорожденного». | Изготовление уголка из ткани и украшение его игольным кружевом. |
1 | Небылицы. | «Фома и Ерема (разучивание и инсценирование) | Монтирование коллективного панно «Колыбельная» | |
2 | Подготовка к празднику «Без чего человеку не прожить». | |||
1 | Праздник «Без чего человеку не прожить». | Использование музыкального материала. | Оформление декораций. |
ДЕТСТВО
Кол-во часов | Литература | Музыка | Изобразительное искусство | Трудовое обучение |
2 | Детство неразрывно связано с игрушкой. Роль игрушки в жизни ребенка. Кукла – прообраз человека | Образ куклы в музыкальном фольклоре. | Эскиз тряпичной куклы. | Изготовление тряпичной куклы «скатка». |
1 | Символика и значение игрушки в обрядах и в быту | Образ птицы в народном творчестве. | Роспись игрушки из теста | Изготовление игрушки из теста |
2 | Роль куколки-помощницы в сказках («Василиса Прекрасная», «Аннушка») | Связь музыкального фольклора с устным народным творчеством | Эскизы игрушек из соломы | Изготовление игрушек из соломы |
1 | Экскурсия «Сказка в лаковой миниатюре». |
3-ый год обучения
Интегрированный курс «Русский дом»
Авторы программы:
▪ Королева С.Е. – учитель литературы
▪ Фирсова О.В. – учитель музыки
ИГРУШКА
Кол-во часов | Литература | Музыка | Изобразительное искусство | Трудовое обучение |
1 | Игрушка. История. Традиция. Школы. | Плясовые песни: «Возле речки, возле мосту» «Где был, Иванушка?» | Знакомство с элементами росписи | Лепка дымковской игрушки. |
1 | Дымковская глиняная игрушка. История промысла. | Роспись вылепленной игрушки. | ||
1 | Русская матрешка | Русские народные танцы: «Коробейники» «Приглашение» | Эскиз русской матрешки. | Изготовление блюдца из папье-маше. |
1 | «Синяя птица» Гжели. | Роспись блюдца. | ||
1 | Хохлома. История промысла | Игровые хороводные и плясовые песни | Составление хохломского узора. | Составление панно «Хохломская посуда». |
1 | Городецкая игрушка. Символика образов на примере Городецкой росписи. | Русский народный оркестр: «Светит месяц» «Коробейники» | Знакомство с Городецкой росписью. | Роспись на деревянной доске |
1 | Богородская деревянная игрушка. | Частушки о народных промыслах | Эскиз богородской игрушки | |
2 | Подготовка к празднику «В гостях у мастеров народных промыслов». | Повторение музыкального материала к празднику. | Монтирование коллективного панно «Игрушка». | |
1 | Проведение праздника «В гостях у мастеров народных промыслов». |
РЕКРУТСКИЕ ОБРЯДЫ
Кол-во часов | Литература | Музыка | Изобразительное искусство | Трудовое обучение |
2 | Историческая справка о рекрутской службе в России после петровского времени, о военных поселениях, о сроке службы, о правилах набора в рекруты. | «Солдатушки, бравы ребятушки» (разучивание). «На заре-то было, братцы на зорюшке» (слушание). | Рисование на тему: «Костюм солдата 1812 года». | Вышивка носового платка с инициалами. |
1 | Причитания – основной жанр рекрутских обрядов. Назначение, содержание, отличие от похоронных причитаний. | «Плач по сыну» (слушание). «Ой, да ты голубочек ты сизенький» (слушание). «Солдатушки» (исполнение). «Из-за леса, из-за гор» (разучивание). | Рисование кисета в цвете | Раскрой кисета. |
1 | Знакомство с солдатскими песнями и их особенностями. | «Солдатушки». «Из-за леса» «Девица, девица, любушка краса» (шуточная солдатская песня). | Монтирование панно «Солдаты на привале». | Пошив и украшение кисета. |
ПОХОРОННЫЕ ОБРЯДЫ
Кол-во часов | Литература | Музыка | Изобразительное искусство | Трудовое обучение |
2 | Похоронные обряды. Большое количество в ритуале магических обрядовых действий, связанных с представлениями о загробной жизни. | «Ой, ты родимая матушка» (разучивание) «Вдовий плач» (разучивание). | Эскизы образов для умершего. | Раскрой и пошив наволочки и полотенца. |
1 | Оплакивание умерших. Плачи и причитания. Их особенности. | «Укатилось красное солнышко» (слушание). «Вдовий плач» | Рисование фигуры человека в траурном платье. | Поминальная еда. |
1 | Поминовение усопших. Поминальные плачи. | «Отлетела моя матушка» (слушание). «Вдовий плач» | Монтирование панно «Плачи и причитания в доме усопшего» | |
1 | Экскурсия в музей |
4-ый год обучения
Интегрированный курс «Русский дом»
Авторы программы:
▪ Королева С.Е. – учитель литературы
▪ Фирсова О.В. – учитель музыки
СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ
Кол-во часов | Литература | Музыка | Изобразительное искусство | Трудовое обучение |
1 | Свадебные обряды – самые значительные во всей народной обрядности. Досвадебный период. Сватовство. | Разучивание: «У нас ныне вечерок». «Как на речке, речке». «Ходит царь». | Рисование на тему: «Сватовство невесты». | Русский костюм, его составные части. |
1 | Досвадебный период. Смотрины. Рукобитье. | «Кто у нас хороший?». «Ходит царь». «Как на речке». | Рисование эскиза костюма жениха | Конструирование основы рубашки. |
1 | Поэзия досвадебного периода, ее особенности. | «Как на речке». «Кто у нас хороший?». | ||
2 | Великая неделя. Её назначение, основные события. Поэзия. | «Куковала кукушечка». «Кто у нас хороший?». «У нас ныне вечерок» (исполнение). | Рисование фигуры жениха в свадебном костюме | Раскрой основы рубашки |
2 | Плачи и причитания невесты. Содержание, композиционаая форма, художественное своеобразие, система образова, особенности исполнения. | Плач невесты: «Подойди-ка, ты матушка» (разучивание) «Земляниченька» | Выполнение эскизов на тему: «Приданное невесты», | Пошив рубашки |
2 | Канун свадьбы – девичник. Инсценирование девичника. | Разучивание и исполнение песен: «Земляниченька». «Виноград расцветает». «Как на речке, речке». «Да у нас ныне белый день». | Рисование эскиза костюма невесты. | Элементы вышивки рубашки |
2 | Утро свадебного дня. Приготовление невесты и жениха к венцу. Основные моменты донного ритуала, их корни и обрядовое значение. Поэзия. | «Вечер мою косыньку». «Плач невесты». «Да у нас ныне белый день». «Виноград расцветает». | Рисование плакательной рубахи. | Подбор и перевод рисунка на крой. |
2 | Обряды дня свадьбы. «Свадебный поезд». Приезд жениха, стол в доме невесты. Венчание (после принятия христианстава). | Околичные величания: «Береза, береза». «Корилка и хвалебная жениху». «Корилка невесте». «Земляниченька». «У голубя золотая голова» (слушание). | Рисование и монтирование панно «Приготовление невесты к венцу». | Вышивка рукавов рубашки. |
1 | Свадебный пир- это сложное, состоящее из нескольких частей драматическое действо. «Действующие лица», их назначение. | Величальные застольные песни жениху: «Вы послушайте, стары старики». Величальные застольные песни невесте: «Ой куры, куры». «Виноград расцветает». «Земляниченька». | Выполнение коллективного панно «Свадьба». | Изготовление девичьей повязки. |
1 | Свадебные песни. Содержание, поэтика, назначение. | |||
1 | Знакомство с послесвадебными обрядами. Их магическое происхождение. Превращение обрядов в ХIХ – ХХ веках в игровые действия. | «Свадебная игра» (исполняет ансамбль «Русь») – слушание. | Вышивка девичьей повязки. | |
1 | Творческая работа. | Повторение и обобщение изученного. | Выставка работ. | Выставка костюмов. |
1 | Экскурсия в музей. |
Предварительный просмотр:
С В Я Т К И.
Сценарий для учащихся
начальных и средних классов.
СКОМОРОХИ: 1.Хозяин-хозяюшка, барин-батюшка,
Добрые молодцы, красные девицы,
Молодушки, мужички, старушки, старички –
Здравствуйте!
2.Здравствуйте и почтенные господа! Вот мы и пришли сюда!
Извините нас в том, что мы в платье худом
3. Эх, да и я скоморох, жил да был побывал,
На босу ногу топор обувал!
Кушаком дрова рубил,
Кашей палец занозил.
4. Подходите, подходите и друзей своих поближе зовите!
Мы- развесёлые потешники, скоморохи и насмешники.
5.Ой, сколько пришло, сколько привалило!
6. Глядите, не моргайте, рты не раззевайте, ворон не считайте!
Все: Занавес мы открываем, праздник развесёлый начинаем!
7. Все на святки, все на святки, приходите-ка, ребятки!
И овсень, и коляда будут вместе с нами? Да!
8. Это что такое святки? Вы не слышали , ребятки?
Что ж придётся рассказать и, конечно, показать.
Группа ребят собралась на улице, на лавочке.
- Что-то скучно сегодня.
- Да.
- А какая сейчас неделя-то идёт?
- Святочная.
- Тогда хорошо бы друзей позвать да нарядиться.
- Ребята, а пошли с нами колядовать.
- Пошли.
- А кто механошей будет?
- Давайте посчитаемся: На златом крыльце сидели:
Царь, царевич, король, королевич,
Мимо шел сапожник с ношей_
Ты же будешь механошей.
- На тебе мешок.
- А куда пойдём – то?
- Да пошли к тётушке Марье.
- Пошли.
№1. АВСЕНЬ, АВСЕНЬ, МЫ ГУЛЯЛИ ПО ВСЕМ,
ПО ЗАУЛОЧКАМ, ПО ПРОУЛОЧКАМ.
КОМУ ПЕСНИ ПОЁМ – ТОМУ СБУДЕТСЯ,
КОМУ СБУДЕТСЯ – НЕ МИНУЕТСЯ.
ВЫХОДИ, ХОЗЯИН! ВЫХОДИ, ХОЗЯЙКА!
ПРИНИМАЙ ГОСТЕЙ СО ВСЕХ ВОЛОСТЕЙ!
- Дома ли хозяин?
- Дома ли хозяйка?
ХОЗЯЙКА: -Дед, слышь поют, никак к нам гости идут.
ХОЗЯИН: - Пойдём, посмотрим. Кто там?
КОЛЯДОВЩИКИ: Это мы – колядовщики.
Пришла Коляда, отворяй ворота!
ХОЗЯЙКА: - Здравствуйте, гости дорогие.
КОЛЯДОВЩИКИ: - Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой.
- Позвольте, хозяева, во горенку войти?
- Во горенку войти да на серёдочку встать?
- На серёдочку встать да поздравление спеть?
ХОЗ. - Ну что ж заходите, гости дорогие, спойте, порадуйте нас с дедом.
№2. Коляда, молода, накануне Рождества,
Мы нашли Коляду во Петровом двору.
Мы малы-веселы колядовщички,
Мы пришли прославлять, хозяев величать.
Как на улице мороз, подмораживает нос,
Не велит долго стоять, велит скоро подавать,
Или маслице, творог, или тёпленький пирог,
Или денежку с орлом, или рубль серебром.
ХОЗ: - Рада бы вас угостить да нечем. Вчера всё съедено да выпито.
КОЛ.: - Ой, жадная хозяйка. Давайте споём ей корилку.
№3 КОЛЯДУШКА – КОЛЯДА, ТЫ ПОДАЙ ПИРОГА.
НЕ ПОДАШЬ ПИРОГА – МЫ КОРОВУ ЗА РОГА.
А НЕ ДАШЬ НАМ КАШКИ – РАЗБРОСАЕМ ЧАШКИ.
КТО НЕ БУДЕТ ДАРИТЬ – ТОГО БУДЕМ КОРИТЬ,
А КТО БУДЕТ ДАРИТЬ – ТОГО БУДЕМ ХВАЛИТЬ.
ХОЗ.: - Ой, да пошутила я. А где же ваш механоша?
Вот вам, гости дорогие, пряники да леденцы,
Тёпленький пирог да маслице- творог.
ХОЗ.: - Денежку копьём да рубль серебром.
КОЛ.: - Спасибо, хозяева, за угощение.
- Будьте здоровы!
- Счастливы будьте!
- Живите без бед, много лет!
- Ребята, ай да к дяде Семёну!
- Ай да!
КОЛЯДА №1 АВСЕНЬ.
- Дядя Семён, можно авсень прокликать?
СЕМЁН: - Я вам такой дам авсень. Ступайте от моего двора, не то метлой вас подженю.
КОЛ.: - На двор тебе чертей.
- На огород тебе червей.
- У скупого мужика родись рожь хороша: колоском пуста, а соломкой - густа.
СЕМЁН: - Я знать никого не знаю и с вами знаться не желаю.
Расходитесь по домам, я вам ничего не дам.
№4. 1.Как у нашего Семёна нет ни сена, ни соломы.
Припев: Ой, калина моя, ой, малина моя.
2. У него жена -неряха, да неряха – растеряха.
3. Растворила ничего да, становила на чело да.
4. Становила на чело, да две недели процвело да.
5. На четвёртую неделю стало пениться,
А на пятую неделю стала хлебушка валять.
6. Как у нашего Семёна даже хлеба нету дома.
СЕМЁН: - Прочь от моего двора.
КОЛ.: - Ребята, пошли к следующему дому.
- Пошли.
КОЛЯДА № 1 АВСЕНЬ.
КОЛ.: - Дома ли, хозяин?
- Дома ли богатый?
ХОЗ.: Дома, дома, давно вас жду поджидаю, праздник без вас не начинаю.
КОЛ.: - Можно ли, хозяева, во горенку войти да поздравление спеть.
ХОЗ.: - Спойте, гости дорогие.
№5. 1. УЖ ТЫ, КУРКА, НЕ ПОЙ, КОНОПАТКА НЕ ПОЙ.
ПРИПЕВ: Ой. Авсень, ой, таусень!
- ОЙ, ТЫ ПОЙ , ПЕТУШОК, ЗОЛОТОЙ ГРЕБЕШОК.
- ПОДАВАЙ ГОЛОСОК НА ЕГОРОВ ДВОРОК.
- У ЕГОРОВА ЖЕНА – В ШЕЛКИ, БАРХАТ СРЯЖЕНА.
- А ЕГОР-ТО САМ МНОГО ДЕНЕГ КИНЕТ НАМ.
КОЛ.: - Чем ты нас, хозяйка, одаришь?
- Денег мешок или каши горшок?
- Кусок пирога иль кувшин молока?
- Копеечки на конфеточки или гривеннички на прянички?
ХОЗ.: - Ах, вы хитрые ребятки, отгадайте-ка загадки:
- Старик у ворот всё тепло уволок (мороз)
- Пришла девушка Беляна, побелила все поляны ( снег).
- Всю зиму пролежит, весной в речку убежит (снег).
- Шуба нова, а на подоле дыра (прорубь).
- Летит, а не птица, воет, а не зверь (ветер)
- Гуляет в поле да не конь, летает на воле, а не птица (метель).
ХОЗ.: - А теперь отгадайте название вещей, без которых зимой не обойтись:
1. Весь шерстяной, а кожи нет (валенок).
2. Пять чуланов – одна дверь. (перчатки).
- Зимой протянулся, а летом свернулся (шарф).
- Четверо вместе, а один на месте (варежки).
ХОЗ.: - Ну, догадливы, ребятки, отгадали все загадки.
Шум под окнами: - Хозяин с хозяйкой, слезайте с печки, зажигайте свечки,
- Открывайте сундучок, вынимайте пятачок,
- Мы ждать не можем, мы озябли.
ХОЗ.: - Ой , ещё гости. Пойду, открою! Проходите в избу!
КОЛ.: - Мы не сами идём, мы козу ведём.
- Где коза ходит – там жито родит.
- Где коза рогом - там жито стогом.
- Где коза хвостом - там жито кустом.
- Где коза ногою – там жито копною.
- А, ну-ка, коза, потешь честной народ, попляши гостям на удивленье.
( Коза прыгает и падает)
ХОЗ. – Ой, а коза-то ваша упала.
КОЛ. – А чтобы коза наша встала надо три куска сала, решето овса, поверх колбаса.
ХОЗ. – Будет вам и угощенье. Где ваш механоша?
КОЛ. – Хозяйка, можно мы у вас поиграем?
ХОЗ. – С удовольствием.
Игры: 1. «Шла коза по лесу».
«Золотые ворота».
«Ходит царь».
- Собери пословицу.
- Конкурс частушек.
КОЛ. – Спасибо, хозяюшка, за приятный вечер.
Методические рекомендации:
В театрализованном празднике могут участвовать одна фольклорная группа или распределить сценарий на несколько эпизодов и дать разучить разным группам, а потом все представить на сцене в единой постановке. Заранее готовятся народные костюмы, разучиваются песни, игры, выбираются скоморохи. В постановке необходимо использовать простейшие русские народные инструменты. Песни можно выбирать любые, так как колядок очень много самых разных.
Подготовили:
С.Е. Королёва – учитель русского языка и
литературы школы №13.
О.В. Фирсова – учитель музыки
школы №13.
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ
«От дебюта к бенефису»
(для молодых специалистов).
Составила:
учитель музыки Фирсова О.В.
Перед началом праздника звучит музыка,
на экране – кадры из жизни школы.
Ведущий 1. Добрый день, дорогие друзья! Мы приветствуем Вас в средней школе №13 на итоговой встрече с молодыми специалистами «От дебюта к бенефису».
Ведущий 1. Мы приветствуем сегодня
Молодых своих друзей.
Тех, кто полон сил и знаний,
Свежих мыслей и идей.
Ведущий 2. Все вы лучшую избрали
Среди множества дорог,
Если вскоре вас на школьный
Привела она порог.
Ведущий 1. Свои первые уроки
Вы успешно провели -
И чему-то научили,
И увлечь детей смогли.
Ведущий 2. Вы теперь достойны чести
Называться "педагог".
Вот и первый ощутимый
Всем стараниям итог.
Ведущий 1. Слово для приветствия молодых педагогов предоставляется директору школы ___________________________
Ведущий 1. Учитель! Нестареющее слово!
Свежо всегда и будет вечно ново!
Ведущий 2. Пока Земля кружится во Вселенной
Профессия учителя нетленна!
На сцене выпускница школы с песней «Посвящение учителю».
слова и музыка А. Паутова
Я помню, как вошли Вы в класс
И растворились в море детских глаз.
И вдруг стал праздником урок,
И мы не слышали звонок:
Вы учили читать, учили писать,
Петь и танцевать.
Учитель, я Вам песню пою.
Учитель, я Вас благодарю
За то, что Вы мне в жизнь дорогу открыли,
Что вместе со мной смеялись, грустили.
Мне не забыть свет ваших глаз,
Случалось, порой огорчали мы вас.
Учитель, Ваш голос был нежен и строг.
Спасибо Вам, учитель, за урок.
И вновь сентябрь, в который раз
Зовёт меня в просторный светлый класс.
Жду встречи с Вами, педагог,
И будет праздником урок.
За радость мечты, за мир красоты
Примите в дар цветы.
Ведущий 1. Педагог, чтоб в глаза тебе время глядело,
Встань под солнцем с открытым лицом.
Ведущий 2. За какое б ни взялся ты дело,
Не поденщиком будь, а творцом.
Ведущий 1. В школах города Владимира работает 79 молодых специалистов, из них со стажем до 1 года – 33 человека. В дошкольных образовательных учреждениях воспитывают маленьких детей 73 молодых педагога, из них – 52 человека имеют стаж до одного года.
Ведущий 2. О работе молодых специалистов нашей школы предлагаем посмотреть видеоролик.
Ведущий 1. Внимание на экран.
Видеоролик о работе молодых специалистов нашей школы,
Ведущий 1. Учить трудиться, думать смело,
Шагать. Дороги хороши…
Нет в мире радостнее дела,
Чем воспитание души!
Ведущий 2. Нет в мире должностей прекрасней,
Труда отважней и милей…
Сияет синь. Сегодня праздник
Воспитателей, учителей!
Ведущий 1. На сцене вокальная группа учителей с песней, которая посвящается молодым педагогам.
- Нелегко было всё рассчитывать,
Но в одном твёрдо вы сошлись.
Не профессия быть учителей-
Быть учителем – это жизнь.
Коль дорога тобой намечена
Не ищи обходных путей.
Знай, что люди тебе доверчиво
Дали в руки своих детей.
- Ты для них будешь самым правильным
И другим ты не должен быть.
И не только пустячным правилам
Надо в жизни ребят учить.
Начерти им дорогу звёздную,
научи их ходить по ней.
Если люди для счастья созданы
Детям счастье нужно вдвойне.
- Позабудь о пустячной зависти
Не дивись на чужой оклад.
Твои беды и твои радости
Это судьбы твоих ребят.
Станет трудно порой мучительно
Ты на всё должен дать
И нельзя быть плохим учителем
Можно быть им, а можно нет.
Стихи в исполнении учеников 1 классов
Мы пока еще ребята, Научились мы считать, Может знаний маловато, Но ведь можно помечтать!
Я врачом, наверно, буду, Стану я лечить людей! Буду ездить я повсюду И спасать больных детей!
Скоро буду я военный, Или просто летчик- ас! Как герой обыкновенный Защищать я буду вас!
Балериной и певицей Я всегда мечтала стать! Чтоб красиво нарядиться, Спеть для Вас и станцевать!
Я художником известным Стану обязательно. Рисовать мне интересно, Очень увлекательно!
Я - учительницей школьной, Детям знанья подарю! Дети будут мной довольны, Я вам точно говорю!
Ну, а я вернусь сюда! Ласковым, внимательным И отзывчивым всегда Стану воспитателем! 3.Долгих лет и успехов в работе - |
Звучит песня «Учительская улыбка» в исполнении школьного хора
1.От улыбки краше ваша жизнь
Пусть на нервах ваша школьная работа.
Если вдруг назрел конфликт- сдержись,
Улыбнитесь, когда вам кричать охота.
ПРИПЕВ: И тогда наверняка, вы в глазах ученика
Уважение прочтёте без ошибки.
С голубого ручейка начинается река,
Воспитанье начинается с улыбки.
2. Для порядка каждый очень строго,
Только в строгости рискуешь задохнуться.
Улыбнись, ведь это не порок,
Если очень захотелось улыбнуться.
3. Никогда, нигде не забывай,
Что улыбка украшает наше детство.
И её почаще применяй -
Это главное космическое средство.
Ведущий 1. Часто педагога сравнивают с актером, и в этом есть свой резон.
Ведущий 2. Сходство между педагогом и актером заключается в том, что и тот и другой выходят на аудиторию, на публику и устанавливают незримый контакт с залом.
Ведущий 1. Будьте всегда актёрами, молодые педагоги!
Ведущий 2. На сцене театральная студия:
1. Ежегодно педагогические коллективы принимают в свою семью молодых педагогов. Вот и в этом году пришли молодые специалисты и уверенно идут по трудной педагогической тропе.
2. Они ещё многого не знают. Но опыт приходит с годами. Не огорчайтесь, если будут неудачи: радостные и приятные минуты ждут впереди.
3. А чтобы не навлечь на себя гнев администрации, нужно всего-навсего помнить 10 заповедей педагога.
Выходят чтецы и произносят заповеди педагога:
- Чтец 1. Слушайте директора, он лучше вас знает, сколько и кому поставить двоек.
- Чтец 2. Прежде чем поставить двойку, подумайте, кто её будет исправлять.
- Чтец 3. Обращайтесь чаще с просьбами и вопросами к тем, кто может заняться на уроке другим делом.
- Чтец 4. Еще Н.В. Гоголь спрашивал: "Эх, птица-тройка, кто тебя выдумал?" Теперь мы знаем, что тройку выдумали для достижения 100% успеваемости.
- Чтец 5. Всеми силами избегайте уныния и раздражения, иначе будете иметь дело с унылыми и раздражительными детьми.
- Чтец 6. Удивляйте своих детей, пусть они ждут от Вас чего-то необычного
- Чтец 7. Чтите завуча: иначе он вам сделает столько "окон", что света не увидишь.
- Чтец 8. Не забывайте, что, кроме Дней здоровья, Дней безопасности, есть ещё и День учителя и День воспитателя.
- Чтец 9. Поменьше расстраивайтесь, побольше перестраивайтесь.
- Чтец 10. Эта заповедь больше относится к тем, кто уже в возрасте. Не завидуйте молодым педагогам: им ещё так далеко до пенсии.
Ведущий 1. Мы рады видеть в нашем зале тех, для кого слова «Школа», «Наставник» наполнены особым смыслом, особым содержанием.
Ведущий 2.. Для кого понятия «Первое сентября», «Первый учитель»…
Ведущий 1. «День знаний», «День учителя», «Первый звонок»,
Ведущий 2. … не что-то давнее, далёкое, минувшее, а сама жизнь.
Ведущий 1. . Потому что не стареет душа педагога.
Ведущий 2. Потому что отведена ему такая роль: отдавать своё сердце, получая взамен любовь, надежду и веру.
Ведущий 1. Дорогие учителя! Мы вам желаем вечной весны, вечной молодости, вечного горения и в подарок предлагаем посмотреть танец Вальс.
На сцене танцевальный дуэт учащихся школы_______________-
Ведущий 1. Учитель- это тонкая работа.
Он скульптор, он художник, он творец.
Не должен ошибаться не на йоту,
Ведь человек- труда его венец!
Ведущий 2. За 4 года на муниципальном уровне победителями и лауреатами
конкурса «Лучший учитель» в рамках нацпроекта «Образование»
стали 83 педагога.
Ведущий 1. Педагог, посмотри в глаза учеников,
Ты в них найдешь открытые ответы.
Они заменят лучше всяких слов
Любой методики формальные советы.
Ведущий 1. Да, школа для каждого из нас остается светлым, радостным островком детства. Взрослому никогда уже на этот островок не вернуться.
Ведущий 2. Только педагоги на этом острове имеют постоянную прописку. Ведь школа для них - родной дом.
Ведущий 1. Здесь все перемешалось: детство и зрелось.
Ведущий 2. Юность и романтика
Ведущий 1.. Наука и искусство.
Ведущий 2. Мечты и реальная жизнь.
Ведущий 1. В этом доме радость и слезы, встречи и расставания.
Ведущий 2. Наша школа всегда жила и будет жить интересной жизнью, и ждать возвращения своих выпускников.
Песню «Дом родной» исполняет выпускница школы
- Нас разделяют снова города,
А я всегда хочу в тот дом вернуться
Но расстояние - эта не беда.
Мы выросли, но стоит оглянуться.
Я непременно вновь к тебе вернусь,
Услышу ранним утром детский голос,
И в этот миг от счастья вдруг проснусь,
Ну, здравствуй школа, вот опять я дома.
ПРИПЕВ : Школа- дом знакомый с детства
Есть у каждого из нас.
Школа – дом, где любят сердцем,
Потому что верят в нас.
Школа – дом в краю чудесном
Был и есть в моей судьбе.
Он такой знакомый с детства.
Все пути ведут к тебе
- Учителям сегодня нелегко
И пусть звучат, не утихая, речи.
Пусть светятся глаза учеников,
Когда учитель зажигает свечи.
Я знаю, что мы встретимся опять
Я вновь пройдусь по классам мне знакомым
Как много есть о чем мне рассказать
Учителям любимой своей школы.
Ведущий 1. Дорогие педагоги,
Пусть будет так, чтоб в жизни Вашей светлой, доброй
Всегда Вас окружали дети, как цветы,
Ведущий 2. Чтоб школа всем была надежной пристанью –
Счастливой, светлой, полной доброты!
Ведущий 1. На сцене вокальная группа с «Песней о доброте».
Ведущий 2. Хотим сказать вам, дорогие,
Сейчас вы стоите в начале пути.
Такие красивые и молодые,
Дай Бог его твёрдо и мудро пройти.
Ведущий 1. Не всё будет гладко на этой дороге,
Не падайте духом, идите вперёд!
Кто сердцем открыт, не живёт без тревоги,
К успеху надежда и вера ведёт.
Ведущий 2. Желаем успехов, здоровья, удачи,
В семье - пониманья, любимыми быть.
Желаем решать вам любые задачи,
С коллегами верно и крепко дружить.
Ведущий 1. Ещё мы хотим вам сказать, дорогие,
Лишь только тогда станет счастьем ваш труд,
Когда вы добьётесь признанья, и дети
Любимым учителем вас назовут.
Ведущий 1. На сцене с песней «Замыкая круг» педагог-организатор школы
Ведущий 2. Наша встреча заканчивается, но продолжается наше профессиональное общение.
Ведущий 1. С новыми открытиями, успехами, радостью удач, достижений и побед вас, молодые педагоги.
Ведущий 2. Всего Вам доброго!
Предварительный просмотр:
Праздник русской берёзки.
Троица.
Сценарий для учащихся 1-6 классов
Марьюшка: И не в некотором царстве это было, и не в некотором государстве, а в нашем было
Царстве-государстве. Жила-была Берёзонька. Спала она крепким сном всю зимушку.
А весна-красна пришла, солнышком пригрела, тёплым ветром обвеяла и
Проснулась наша красавица. Проснулась, оглянулась, листочками
обернулась, серёжками украсилась и к празднику приготовилась.
1девочка: Марьюшка, а что это за праздник?
Марьюшка: Это Святая Троица—праздник русской берёзки.
Вставайте, девицы, в круг, песню споём, хоровод, заведём, кудрявую берёзоньку
нарядим.
1девочка: Пойдёмте,девочки, во лужочки, будем там гулять и венки завивать. Мы завьём вено-
чек на целый годочек.
Песня «ТЫ НЕ РАДУЙСЯ, ДУБНИК-ЯСЕННИК.»
Дети: -Здравствуй, Берёзонька.
-Мы к тебе пришли.
-Ну что , подружки, давайте покумимся! Будем верными, будем делиться друг с
другом тайнами и секретами.
Песня «НУ-КА, КУМА».
Марьюшка
: Ну-ка, все сюда к берёзке, к нашей раскрасавице.
А скажите-ка , девчата, вам чем берёзка нравится?
Дети: -Берёзка раскудрявая, зелёные косицы!
-И сарафанчик белый, словно у девицы!
-А серёжки загляденье-просто всем на удивленье!
-Нет стройней берёзки, краше, а давайте все попляшем!
Песня «ВО ПОЛЕ БЕРЁЗА СТОЯЛА»
Берёзка: Спасибо , девчата, хорошо поёте и хороводы водите.
Марьюшка: Берёзка, посмотри, к тебе ещё девчата идут да и песню поют.
Песня «РАСПУСТИЛА КОСЫНЬКИ»
Берёзка: Уж вы милые девушки мои, уж вы верные подруженьки!
Ой спасибо за наряды подаренные,за песни нежные, запляски удалые.
Как услышала я песни звонкие да и пришла к вам на праздник.
Ожила я , веселиться хочу, песни петь и хороводы водить.
Марьюшка: Ой, что там за шум? (входят парни)
Добры молодцы, в каком вы городе живёте?
1мальчик: -В городе Владимире.
-Что,скажите, нам споёте?
Мы парни разудалые, статные да бравые,
Все-то чернобровые, до чего бедовые!
Мы вам песню споём, как мы весело живём!
Песни «ВЫХОДИЛИ РЕБЯТУШКИ»
Марьюшка: Давайте, дети , поиграем. Я игру такую знаю:
Кому стукну по ладошке- нужно выйти, поплясать,
Бубен мой вам нужно взять.
Победитель будет тот, кто первым бубен заберёт!
Берёзка: Спасибо, добрые молодцы, ну и весёлый вы народ.
Но посмотрите, к нам девицы идут, свою песню нам поют.
Песня «КАК ПОШЛИ НАШИ ПОДРУЖКИ»
Берёзка: Очень мне понравилась ваша песня. А теперь давайте играть.
Марьюшка: Слушайте, запоминайте да за мной повторяйте.
Игры «У ДЕДУШКИ У ТРИФОНА»
«КТО ЛЕТАЕТ?»
«РУЧЕЁК»
«СИДИ, ЯША»
Дети: --Ой, да у дороженьки , прямо на виду у всех
Выросла берёзонька , радует нас всех.
--И гуляют девицы под берёзкой красною,
с ними рядом молодцы, ой . да распрекрасные.
--Ещё раз на берёзоньку все мы полюбуемся,
На красу весеннюю все мы подивуемся.
--Будут у берёзоньки вечером свидания,
А пока берёзке скажем : « До свидания»!
Песня «КАК У НАШИХ У ВОРОТ».
Сценарий составила учитель музыки Фирсова О.В.
МБОУ «СОШ №13» г. Владимира
Методические рекомендации:
Для проведения праздника ребята разучивают песни и хороводы, народные игры. Если в празднике участвуют ребята из нескольких классов, то можно с каждым классом заранее разучить 1-2 песни. Во время исполнения плясовых песен использовать народные инструменты: ложки, трещётки, бубны. Участниками праздника могут быть ребята с 1 по 6 класс. Для проведения необходимо оформить зал в летнем народном стиле или проводить на улице. Заранее продумать костюм Берёзки. Роль Марьюшки желательно поручить девочке 12 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника-концерта" Новогодний праздник"
Цель: поздравить ребят с успешным завершением первого полугодия; организовать праздник-концерт для класса и их родителей...
Сценарий праздника "С праздником, любимые!"
Сценарий общешкольного праздника 8 марта....
Сценарий праздника "Праздник цветов"
Традиционно в октибре в школе проходит праздник цветов. К празднику мы организуем выставку цветочных компазиций,проводим конкурс детских рисунков.Зал оформляется цветочными гирляндами.При проведении п...
Сценарий праздника: «Женский день – праздник прекрасный!»
В Международный женский день 8 марта только для женщин прозвучат ласковые, теплые слова, в магазинах с полок исчезнет даже то, на что раньше никто не обращал внимания. А сколько будет подарено цветов!...
Сценарий праздника русского языка «СЛОВО О СЛОВАХ» (сценарий праздника русского языка, проведенного в рамках декады «Филология»)
Сценарий праздника русского языка «СЛОВО О СЛОВАХ»(сценарий праздника русского языка, проведенного в рамках декады «Филология»)Щербак Е.В., МКОУ СОШ № 42013-2014 уч.год...