Программа 9 класс
учебно-методический материал (музыка, 9 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_muzyka_9_klass.doc | 134 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
У Т В Е Р Ж Д А Ю
Директор Ульяновского гвардейского
суворовского военного училища
В. Шкирков
"_____" ____________ 2011 г.
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
по музыке
Ульяновского гвардейского суворовского военного училища
для 9 класса на 35 часов
на 2012- 2013 учебный год
Обсуждено на заседании отдельной
дисциплины «МХК, искусства и
технологии»
Протокол № ______ от _________
Председатель ____Е. Хайрутдинов
Утверждено педагогическим советом
Протокол № ______ от___________
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка………………………………………………….3
- Структура тематического планирования……………………………….5
- Содержание………………………………………………………….…...7
- Учебно-методическая литература для обучающегося и
преподавателя …..………………………………………….…………….9
- Перечень WEB – сайтов для дополнительного образования по предмету………………………………….…………………………........10
- Перечень тем проектов, рефератов, исследовательских работ
по предмету……………………………………………………………….11
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа по «Музыке» разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании» статья 322, Федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования МО РФ, Концепции модернизацией российского образования на период до 2010 года, Федеральным базисным учебным планом и учебными планами.
Программа по «Музыке» 9 класс рассчитана на 35 учебных часов
(из расчета 1 час в неделю), составлена на основе авторской программы преподавателей ПМК музыки, пения и танцев УГСВУ, обсуждена и утверждена на заседании ПМК музыки, пения и танцев протоколом № 10 от 24.08.2010 г., утверждена методическим кабинетом Ульяновского ИПК и ПРО, имеет рецензию методиста кафедры культурологи ОГБО ДПО УИПКПРО Е. Зайцевой от 25.02.2011 г.
Главная цель курса 9 класса – способствовать духовному становлению суворовца как личности в будущем, культурно-образованного офицера – защитника Родины, своего Отечества.
Данная программа направлена на установление внутренних связей между литературой, историей, живописью и музыкой. Все разделы программы по содержанию даны так, что изучение их опирается на знания и умения, полученные суворовцами на уроках истории, литературы, живописи раннее.
Кроме теоретических знаний в области музыки необходимо осуществлять на уроках певческую исполнительскую деятельность: практический урок, урок-концерт. Это вносит в учебный процесс живой интерес, способствует ощущению действенной силы музыки, формированию духовного мира личности суворовцев.
Требования к уровню знания, подготовленности суворовцев
9 класса по предмету «Музыка»
В результате изучения музыки на базовом уровне суворовец должен
знать/понимать
- основные виды и жанры музыкального искусства;
- шедевры зарубежной и русской музыкальной культуры;
- особенности музыкальных стилей и музыкальных направлений;
- проблемы правильного восприятия классической музыки.
уметь
- определять и сравнивать музыкальные стили и музыкальные направления;
- оценивать и объяснять классификацию жанровой музыки;
- применять на практике знания о жанрах и особенностях современной музыки;
- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
- выбора путей своего культурного развития;
- организации личного и коллективного досуга;
- самостоятельного музыкального творчества.
СТРУКТУРА ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
9 класс
№№ п/п | Название темы | Кол-во часов |
1 | 2 | 3 |
Русская классическая музыка | ||
1. | Введение. Народное музыкальное творчество (песни – календарные, трудовые, свадебные, хороводные, лирические, солдатские, рекрутские, танцы, инструментальная музыка). | 2 |
2. | Музыкальное искусство России XVIII – первой половины XIX века. Хоровой концерт Бортнянского, Березовского, Архангельского. Расцвет русского романса в творчестве Алябьева, Гурилева, Варламова. | 2 |
3. | М.И.Глинка – основоположник русской классической музыки. «Иван Сусанин». Вокально-инструментальная музыка. «Камаринская»,«Вальс-фантазия»,романсы. | 2 |
4. | А.С.Даргомыжский. «Русалка», вокальное творчество. | 1 |
5. | Русская музыка 2-й половины XIX века. Новая русская музыкальная школа "Могучая кучка". | 1 |
6. | Музыкальное наследие М.А. Балакирева, Ц.И.Кюи. | 1 |
7. | Творчество М. Мусоргского (опера "Борис Годунов", цикл "Картинки с выставки", романсы, песни). | 2 |
8. | Творчество А.Бородина (опера "Князь Игорь", "Богатырская симфония", романсы, песни). | 1 |
9. | Творчество Н.Римского-Корсакова (опера "Снегурочка", "Шахерезада") | 1 |
10. | Контрольный урок (опрос, викторина, исполнение романсов, песен). | 1 |
11. | Романтизм в творчестве русских композиторов XIX – первой половины ХХ века. Особенности русского романтизма. | 1 |
12. | П.Чайковский – выдающийся русский классик. «Евгений Онегин», «Пиковая дама». Цикл «Времена года». Симфоническое и фортепианное наследие Чайковского. Концерт №1. Балет «Лебединое озеро» | 4 |
13. | Музыкальное наследие «Серебряного века»: С.Рахманинов. И.Стравинский, А. Скрябин. | 2 |
14. | Контрольный урок. | 1 |
Советское музыкальное искусство | ||
15. | Советское музыкальное искусство. | 1 |
16. | С.Прокофьев – классик ХХ в. | 1 |
17. | Д.Шостакович. Симфонизм – главный метод мышления композитора. | 1 |
18. | Песни военных лет. | 2 |
19. | Творчество А.Хачатуряна. Балеты "Спартак", "Гаянэ". | 1 |
20. | Творчество Г.Свиридова (оратории, кантаты, «Метель»). | 1 |
21. | Русский джаз. Творчество Л.Утесова. | 1 |
22. | Эстрадная музыка ХХ века. | 1 |
23. | Авторская песня: В.Высоцкий, Б.Окуджава. | 2 |
24. | Исполнительская деятельность - суворовские песни. | 1 |
25. | Контрольный урок | 1 |
Итого: 35
СОДЕРЖАНИЕ
9 класс
Русская классическая музыка
Тема 1: Введение. Народное музыкальное творчество. Песни: трудовые, календарные, лирические, хороводные, плачи, рекрутские, свадебные. Народные танцы: камаринская, гопак; инструментальные народные наигрыши и русские народные инструменты: гусли, гудок, свирель, дудочка, ложки (2 часа).
Тема 2: Музыкальное искусство России XVIII века. Хоровое пение. Русский хоровой концерт. Высокие традиции народной хоровой музыки и новые черты в ее развитии. Новые жанры праздничной музыки – кантаты, гимны, канты. Творчество Д. Бортнянского и А. Березовского. Расцвет русского романса. Романс и его назначение. Вершины русского романса в творчестве Алябьева «Соловей», Варламова «Колокольчик», Гурилева «Грусть девушки», «Белеет парус одинокий», Булахова «Нищая» (2 часа).
Тема 3: Основоположник русской классической музыки М.И. Глинка. Оперное наследие: героико-патриотическая тема в опере «Иван Сусанин» и хор «Славься»; лирико-драматическая трактовка оперы «Руслан и Людмила»; симфоническая сюита «Камаринская»; А. Пушкин и М. Глинка. Романс «Я помню чудное мгновенье» (2 часа).
Тема 4: А.С. Даргомыжский. Социально-обличительная тема в романсах «Титулярный советник», «Блоха», «Мельник»; опера» Русалка» (1 час).
Тема 5: «Могучая кучка». Новая русская музыкальная школа. В. Стасов и «балакиревский» кружок (1 час).
Тема 6: Музыкальное наследие М.Балакирева и Ц. Кюи. М.А. Балакирев – русский композитор, пианист, дирижер, музыкальный деятель. Симфонические поэмы «Русь», «Король Лир» (по выбору); оперное и романсовое творчество Цезаря Ивановича Кюи: «25 стихотворений А.С. Пушкина», «21 стихотворение Н Некрасова» (1 час).
Тема 7: М.П. Мусоргский. История России «смутного» времени и оперное наследие: «Борис Годунов», «Хованщина». Цикл «Картинки с выставки»; песни, романсы (2 часа).
Тема 8: А.П. Бородин. Памятник русской литературы X11 века «Слово о полку Игореве» и опера «Князи Игорь». Богатырская тема в творчестве Бородина и его «Богатырская симфония» (1 час).
Тема 9: Н.А. Римский-Корсаков. Сказочно-эпическая тема в творчестве композитора. Оперное наследие «Снегурочка», Садко», «Сказка о царе Салтане»; симфоническая сюита «Шахерезада» (1 час).
Тема 10: Контрольный урок. Опрос теоретического материала по изученным темам, слушание музыки. Исполнение хоровых фрагментов (1 час).
Тема 11: Романтизм в творчестве русских композиторов. Романтизм – идейное и художественное направление в музыке. Особенности русского романтизма (1 час).
Тема 12: Гений П.И. Чайковский. Оперное наследие «Евгений Онегин», «Пиковая дама»; цикл «Времена года», симфоническое и фортепианное творчество композитора «Детский альбом», концерт для фортепиано с оркестром №1, симфония №5, 6; балетное творчество «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица», кантата «Москва» (4 часа)
Тема 13: Музыкальное наследие «серебряного» века русской культуры. Фортепиано творчество С. Рахманинова, прелюдия до диез минор, концерт для фортепиано с оркестром №2; И. Стравинский «Петрушка», «Весна Священная», Идея синтеза музыки и света А. Скрябина. Поэма «Прометей» (поэма огня) (2 часа).
Тема 14: Контрольный урок. Повторение, закрепление знаний. Слушание музыки. Опрос, музыкальная викторина (1 час).
Советское музыкальное искусство
Тема 15: Советское музыкальное искусство. Особенности музыкального искусства советского времени (1 часа).
Тема 16: С. Прокофьев. Музыкальное наследие классика XX века: опера «Война и мир», кантата «Александр Невский» (1 час).
Тема 17: Д.Д. Шостакович. Особенности музыкального симфонизма Д. Шостаковича. Симфония №7 «Ленинградская», №№13, 14, фортепианное и песенное творчество композитора (1 час).
Тема 18: Песни военных лет. Песни, которые молчат, становятся оружием: «Священная война», «В землянке», «Огонек», «Катюша», «Темная ночь», «Смуглянка». Фронтовой фольклор (2 часа).
Тема 19: Творчество А. И. Хачатуряна. Балетная музыка XX века. «Спартак», «Гаянэ» (1 час).
Тема 20: Г. Свиридов. Инструментальное творчество композитора «Метель»; «Время вперед»; вокально-хоровое наследие композитора (1 час).
Тема 21: Русский джаз. Традиции и новаторство Л Утесова. «Веселые ребята». Русский джаз и его особенности (1 час).
Тема 22: Эстрадная музыка XX века. Популярные ВИА: «Верасы», «Сябры», «Веселые ребята», «Поющие гитары»; эстрадные исполнители советской песни (1 час).
Тема 23: Авторская песня. История зарождения жанра. Характерные черты исполнения «бардовской» музыки. Исполнитель - композитор, поэт В. Высоцкий, Б. Окуджава. Авторская песня О. Митяева, М. Ножкина, Ю.Визбора и др. (2 часа).
Тема 24: Исполнительская деятельность. Дыхание, дикция, фразировка, орфоэпия в хоровом исполнительском искусстве. Современные суворовские песни. (1час).
Тема 25: Контрольный урок. Закрепление, коррекция знаний. Слушание музыки. Вокально-исполнительская деятельность (1 час).
Учебно-методическая литература для обучающегося
- Г.Боффи. Большая энциклопедия музыки. М., «Астрель», 2008 г.
- Энциклопедический музыкальный словарь/ авт.-сост. Б.С. Штейнпресс, И.М. Ямпольский – М., Советская энциклопедия, 1966
Учебно-методическая литература для преподавателя
- Закон РФ «Об образовании» статья 322.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования МО РФ
- Федеральный базисный учебный план
- О.П. Власенко. Поурочные разработки по музыке. Волгоград, «Учитель», 2008 г.
Список литературы для обучающегося:
- Г. Боффи. Большая энциклопедия музыки. М., «Астрель», 2008 г.
- В. Конен. История зарубежной музыки. М., 2004 г.
Список литературы для преподавателя:
- Учебник «Музыка» для 8 класса Т.И. Науменко, В.В. Алеев, М., Дрофа, 2003 г.
- Учебное пособие для преподавателя «Музыка» 5-8 классы по учебникам Т.И. Науменко, В.В. Алеева, автор-составитель В.М. Симигулина «Учитель», г. Волгоград, 2006 г.
- В. Галацкая. Музыкальная культура зарубежных стран. В – V, М., Музыка, 2008 г.
- Журнал «Искусство и образование», 2012 г.
Перечень WEB – сайтов для дополнительного образования по предмету
- Музыкальная энциклопедия. Not-only-3d.ru/music.html
- Музыкальная энциклопедия и словарь www.musik-dik.ru
- Культурно-образовательный портал для музыкантов www.retroportal.ru
- Музыкальный справочник mus-info/ru
Перечень тем проектов, рефератов, исследовательских работ по предмету
- «Страдиварии – скрипичных дел мастер»
- «Джазовый альбом Каунта Бетси»
- «Музыкальный мир импрессионизма»
- «Рок – музыка. Классика и современность»
- «Ансамбль песни и пляски им. А.Александрова. Прошлое и настоящее»
ПЕРЧЕНЬ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
- А.Алябьев, А.Варламов, А.Гурилев. Русские романсы на стихи русских поэтов.
- А.Архангельский. Хоровой концерт.
- А.Бородин. Опера «Князь Игорь», Симфония №2 «Богатырская».
- Д.Бортнянский. Хоровой концерт, инструментальная музыка.
- Высоцкий. Избранное.
- А.Глазунов. Балет «Раймонда».
- М.Глинка. Оперы «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», «Вальс-фантазия», романсы.
- А.Даргомыжский. Романсы.
- М.Мусоргский. Оперы «Борис Годунов», «Хованщина», «Картинки с выставки», романсы.
- Б.Окуджава. Песни.
- С.Рахманинов. Фортепианные концерты №1, 2, Рапсодия на тему Паганини, романсы, фортепианные прелюдии, «Всенощное бдение», опера «Алеко».
- Н.Римский-Корсаков. Оперы «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Дубинушка», сюита «Шехеразада», романсы Дж.Россини. Оперы «Севильский цирюльник», «Вильгельм Телль».
- А.Скрябин. Этюд №12, «Поэма экстаза», фортепианные пьесы.
- И.Стравинский. Балеты «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная».
- П.Чайковский. Оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик», Симфонии №4, 5, 6, цикл «Времена года», романсы, Концерт №1 для фортепиано с оркестром.
- Джазовая музыка: Л. Армстронг, Э.Фицджеральд, А. Цфасман, Л.Утёсов и др.
- Песни народов мира (по выбору).
- Песни советских и современных композиторов: Я. Дубравин, М.Таривердиев, А. Пахмутова, М. Минков, В. Шаинский, В. Баснер, М.Дунаевский, И.Дунаевский и др.
- Современные суворовские песни: В. Дроздов, Ю. Формин.
- И Груббер. Всеобщая история музыки – Гос. изд. М., 1996 г.
- Т. Попова. Русская музыкальная литература М., Музыка, 1997 г.
- В Галацкая. Музыкальная культура. В –V, М., Музыка, 2008 г.
- Г.Боффи. Большая энциклопедия музыки: М.,АСТ, 2006 г.
- Ю.Вайнкоп, И.Гусин. Краткий биографический словарь композиторов, «Музыка»,2006 г.
- В.Панкратова, Л.Полякова. Оперные либретто, М., Музыка, 1981 г.
- Журнал «Искусство и образование»
Преподаватель Т.Нечипоренко
Руководитель отдельной дисциплины
( МХК, искусства и технологии) В. Егоров
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какой великий русский композитор был известным учёным-химиком?
2. Какой великий русский писатель был хорошим пианистом, написавшим несколько фортепианных пьес?
3. Какие композиторы входили в балакиревский кружок, названный критиком В. Стасовым «Могучей кучкой»?
4. Какие мужские роли и в каких операх исполняют женщины?
5. Какие инструменты составляют деревянную духовую группу симфонического оркестра?
6. Какой великий композитор написал много музыкальных произведений и после потери слуха?
7. В каком балете П.И.Чайковского использована его же «Неаполитанская песенка» из детского альбома?
8. Что такое тембр голоса или музыкального инструмента?
9. Какие музыкальные инструменты входят в медную группу симфонического оркестра?
10. Какой русский композитор написал много опер на сказочные сюжеты?
11. Что такое увертюра?
12. Что такое вариация и вариации?
13. Вспомни имена выдающихся русских музыкантов – родных братьев, которые явились основателями Московской и Петербургской консерваторий?
14. Какие программные произведения вам известны?
15. Помогает ли «программность» лучше понять музыкальное произведение или, наоборот, она усложняет его восприятие?
16. Какие темы, по-вашему, не могут быть отражены в музыке?
17. Как средства музыкальной выразительности передают образное содержание музыки?
18. Для чего в музыкальных произведениях используются жанры народной музыки? Назовите такие произведения.
19. Из каких музыкальных средств складывается форма произведения?
20. Почему музыкальные произведения, написанные в одной форме, часто совсем не похожи друг на друга?
21. Назовите известные театры оперы и балета России.
Руководитель отдельной дисциплины
«Искусство, МХК и технологии» ________________ В. Егоров
Преподаватель _______________ Т. Нечипоренко
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Класс гитары"
Программа модифицированная, художественно-эстетическая, ориентированая на овладение музыкальным инструментом, развитие музыкального слуха. Программа рассчитана на 2 года обу...
Воспитательная программа класса"Мы вместе"
Воспитательная программа - это программа развития класса, теоретическая разработка, основанная на накопленном опыт и осуществлённая на практике.Данная работа отражат системно - деятельностный подход в...
Воспитательная программа класса "Союз ума и добра"
Программа представляет собой удачный синтез принципов коллективной творческой деятельности и является эффективным средством гармоничного развития личности и ученического коллектива....
Воспитательная программа класса "Я - среди людй"
Программа деятельности классного руководителя "Я - среди людей" на районный конкурс "Самый классный "классный"....
Проект воспитательной программы класса "Быть человеком"
Проект включает в себя разработку воспитательной программы на три года с 7 по 9 класс....
Воспитательна программа класса "Содружество"
Система работы с классным коллективом в среднем звене школы...
Воспитательная программа класса
Воспитательная программа класса...