Консультация для воспитателей на тему "Музыкотерапия"
консультация по музыке по теме
Музыкотерапия - психотерапевтический метод основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_muzykoy.doc | 63.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Воспитание музыкой Музыкотерапия 15.03.2011 Подготовила: музыкальный руководитель Салимзянова Софья Петровна |
Воспитание музыкой
Развитие эмоциональной сферы ребёнка уделяется не достаточное внимание.
Сегодня отмечается резкий рост числа детей с различными формами нарушениями поведения. Дети много времени проводят у телевизора, компьютера, и мало общаются со сверстниками и взрослыми, а ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу.
Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. В детских садах всё больше детей с выраженной гиперактивностью, психосоматическими заболеваниями. Любое неадекватное поведение: лень, негативизм, агрессия, замкнутость – защита от нелюбви. Ребёнок способен успешно развиваться, сохранять здоровье только в условиях психологического комфорта, эмоционального благополучия.
Работая в детском саду, можно наблюдать, что многие дошкольники не могут самостоятельно справиться с нервно-психологическими нагрузками, которые они испытывают в детском саду и дома. Именно это приводит многих детей к различным отклонениям в поведении. И педагоги должны всеми возможными средствами решать эти проблемы. Одним из таких средств является музыкотерапия. Я пока не буду углубляться, что же такое музыкотерапия, ну кто скажет музыка для чего она?
Да мы слушаем ее, когда нам грустно и хочется отвлечься… Она рядом и в радостные моменты жизни – подхватывает наше настроение, несет его ввысь и звучит тысячью аккордов из наушников, колонок автомобилей и музыкальных центров. Музыка всех жанров и направлений, написанная и сыгранная на любой вкус – для чего она? Большинство людей, не задумываясь, скажут, что для удовольствия. На самом деле, музыкой можно даже лечить! И вот сейчас я хочу рассказать об этом необычном способе терапии.
Специалисты музыкотерапии врачуют своих пациентов нотами, определенными композициями и вибрациями, возникающими при звучании различных инструментов. Этот тип лечения способен решить ряд психологических проблем и помочь при заболеваниях внутренних органов и систем организма.
В музыкотерапии мелочей не бывает: важны не только звуки, но и длительность, и способ их воздействия на человека. Минимальное количество “процедур” – 10, в отдельных случаях может потребоваться вдвое больше. Как правило, каждый сеанс музыкотерапии длится 30-45 минут.
Большинство людей и сами пользуются музыкотерапией, подсознательно выбирая нужную им музыку, напевая определенные мелодии или мурлыча про себя вдруг прицепившийся мотивчик. Чтобы звуки вокруг радовали и помогали, можно научиться грамотно их подбирать. Сейчас я расскажу, каким действием на человека обладают определенные ноты.
1. Нота «До» применяется в музыкотерапии для воздействия на:
- костную систему (при болезнях ног, неподвижности суставов и проблемах с лодыжками);
- мышцы нижней части спины, седалищный нерв;
- простату;
- кишечник (при запорах или диарее).
Специалисты музыкотерапии считают, что нота «До» отвечает за обоняние, помогает справиться с меланхолией и страхами. Лечебно-профилактическое прослушивание ноты «До» поднимает уровеньгемоглобина в крови, помогает наладить кровообращение.
2. Нота «Ре» применяется в музыкотерапии для воздействия на репродуктивные органы;
- почки и мочевой пузырь;
- лимфатическую систему;
- желчный пузырь (при наличии в нем камней).
В музыкотерапии нота «Ре» используется для улучшения обмена веществ, уменьшения жировых отложений, выведения шлаков. Музыкотерапевты с помощью ноты «Ре» помогают пациентам с астмой, бронхитом, подагрой. Установлено, что прослушивание ноты «Ре» повышает физическую и умственную активность, помогает сбросить вес и справиться с апатией. Кроме того, нота «Ре» отвечает за вкусовые ощущения.
3. Нота «Ми» применяется в музыкотерапии для воздействия на:
- мышечную систему;
- кишечник (активизирует его);
- печень, почки и селезенку (улучшает деятельность и оздоравливает);
- нервную систему (снимает головные боли, успокаивает).
Специалисты музыкотерапии используют ноту «Ми» для улучшения зрения пациентов и стимулирования их интеллектуальной деятельности. Нота «Ми» помогает справится со скукой.
4. Нота «Фа» применяется в музыкотерапии для воздействия на:
- сердце и легкие;
- эндокринную систему;
- иммунную систему;
- органы пищеварения;
- нервную систему (помогает при бессоннице и раздражительности).
С помощью ноты «Фа» в музыкотерапии решаются такие проблемы, как: истощение организма, высокое артериальное давление, аллергические заболевания, ОРВИ, колиты и язвы. Установлено, что нота «Фа» отвечает за осязание.
5. Нота «Соль» применяется в музыкотерапии для воздействия на:
- горло и шею (при ларингите, тонзиллите);
- слуховой аппарат;
- нервную систему (успокаивает).
Специалисты музыкотерапии используют ноту «Соль» для решения проблем с органами слуха, улучшения обмена веществ, повышение внимательности человека, снижения температуры тела. Нота «Соль» помогает наладить состояние кожи головы.
6. Нота «Ля» применяется в музыкотерапии для воздействия на:
- нервную систему (при конвульсиях, навязчивых идеях и т.д.);
- мышечную систему.
В музыкотерапии применение ноты «Ля» помогает справиться с нарушением координации движений, отеками, обильными кровотечениями. Нота «Ля» помогает снизить болевые ощущения, развить интуицию.
7. Нота «Си» применяется в музыкотерапии для воздействия на:- селезенку;
- нервную систему (при невралгии, стрессах или сильных душевных травмах и переживаниях).
Специалисты музыкотерапии используют ноту Ля для регулирования баланса микроэлементов в организме, избавления пациентов от судорог. Нота Ля оказывает благоприятное, стабилизирующее воздействие на нервную систему и многие процессы в организме, поэтому она идеально подходит для медитативных занятий и избавления от стрессов.
Все, конечно, решается индивидуально, но общие рекомендации по выбору произведений для самостоятельной музыкотерапии все же есть:- раздражительным людям показаны произведения Чайковского и Пахмутовой;
- для восстановления душевного равновесия подойдут Бетховен (2-ой концерт для фортепиано), Дебюсси (“Лунный свет”), Рахманинов (симфонию №2);
- при депрессиях лучше всего слушать Свиридова и Шостаковича;
- при бессоннице хорошо помогает Григ;
- универсальный антидепрессант и хороший помощник эпилептикам – музыка Моцарта. Неуравновешенным, склонным к депрессии людям не рекомендуются тяжелый рок и трэш. Наиболее благотворно влияющей на человека музыкой признаны произведения классиков (особенно Моцарта, Вивальди) и народная музыка. Хороший релакс-эффект оказывают звуки природы (шум моря или дождя, шелест листвы), успокаивают и лирические композиции.
Правильно подобрав музыку, можно достичь полной гармонии души и тела, стать человеком уравновешенным и крепким. Поэтому стоит слушать, петь, играть, находить новые мелодии и не переставать радоваться миру звуков вокруг!
Основными и главными задачами, определяющими музыкотерапию, являются формирование и развитие творческих способностей, расширение и развитие эмоциональной сферы, обучение средствами музыки ауторелаксации, развитие нравственно-коммуникативных качеств.
Организация занятий музыкотерапией требует от педагога и музыкального руководителя специального психологического образования, знания основ общей и клинической психологии, наличие музыкального педагогического образования.
Занятия по музыкотерапии строятся по определённой схеме:
- Разминка – двигательные и ритмические упражнения.
- Основная часть – восприятие музыки.
- Музыкальная релаксация – аутотренинг.
На занятиях мы используем различные виды музыкальной деятельности детей: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игра на ДМИ и элементы театрализации. В процессе музыкального творчества, импровизации на заданные темы ребёнок познаёт себя, свои способности и возможности, у него формируются навыки невербального, чувственного контакта с окружающим миром. И именно это делает его более здоровым и счастливым.
Двигательные и ритмические упражнения.
Танец, мимика, жест, как и музыка, являются древнейшими способами выражения чувств и переживаний. Помимо того, что они снимают нервно-психическое напряжение, помогают ребёнку быстро и легко установить дружеские связи с другими детьми, они также имеют определённый психотерапевтический эффект.
Например, я вам сейчас предлагаю встать, и подвигаться:
1)Крадущая кошка – двигаться как кошечки. Движения по кругу, шагая на «раз» каждого такта. Движения плавные, тяжесть корпуса переносится постепенно с одной ноги на другую. (Дж.Пуччини, вальс Мюзетты из оперы «Богема».
2) «Порхающая бабочка» - «А. Дворжак «Юмореска». Изображаем бабочку.
3) «Любование цветком» - Шопен «Вальс» №7. Дети передают по кругу на каждый такт вальса цветок, любуясь им.
Главная особенность музыкально-ритмических – это акцентирование внимания не столько на внешней стороне обучения ритмическим движениям, сколько на анализе внутренних процессов: сенсорных, мыслительных, эмоциональных; на развитии и тренировке психических процессов, развитии восприятия, внимания, мышления, умении выражать мышления, умении выражать мышления, умении выражать различные эмоции в мимике и пантомимике.
Восприятие музыки:
Чтобы музыка подействовала на ребёнка, его необходимо специально настроить и подготовить. Этот настрой заключается, что надо сесть в удобной позе, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки. Восприятие музыки заключается в обучении распознавать эмоции. Любая музыка – это всегда, чувства, переживания.
«В церкви» П.И. Чайковский
Дыхательные упражнения:
Любое переживание, будь то радость, гнев, сопровождается напряжением какой-либо группы мышц, и при помощи дыхательных упражнений можно ослабить эту мышечную напряженность.
Дыхательные упражнения помогают снять психоэмоциональное напряжение, быстро и легко улучшить межличностные отношения детей в группе.
Например:
1. «Аромат роз» - расслабляет дыхание.
Представить перед собой большой и красивый букет роз и вдыхать воображаемый аромат цветов.
2. «Засыпающий цветок» - успокаивающее дыхание в пропорции 1+3.
На одну четверть – вдох, на три четверти выдох. Мысленно представляем себя цветком, закрывающим на ночь свои лепестки в бутон.
3. «Парад войск» - инсценировка с целью эмоциональной разрядки и активизации тонуса в крике. Дети выстраиваются в шеренгу, представляя себя в роли солдат на параде. Учатся отвечать на приветствие сильным троекратным: «ура!».
И на такой оптимистичной ноте я хочу закончить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания"
Консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей "Роль воспитателя на музыкальном занятии и при проведении праздника"
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ.
Для успешного усвоения детьми речи требуется постоянная и целенаправленная работа воспитателей, которая ведется не только на занятиях, но и в повседневной жизни....
Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста»
Данная консультация дает представление о роли воспитателя в процессе музыкального воспитания дошкольников....
Консультация для воспитателей на тему "Речевой этикет воспитателя"
В консультации отражены основные проблемы в речи воспитателя, и пути их исправления....
Консультация для воспитателей на тему "Речевой этикет воспитателя"
В консультации представлены основные ошибки в речи воспитателя. А так же приемы исправления разговорной речи...