Джаз - дитя двух культур
материал по музыке (8 класс) по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки в 8 классе
ТЕМА: ДЖАЗ – дитя двух культур
Цель урока:
- Дать представление об истоках джаза, особенностях джазовой музыки
Задачи:
1. Дать определения стилей джазовой музыки, научить учащихся различать их. Научить анализировать прослушанную музыку.
2. Расширять музыкальный кругозор учащихся. Развивать вокально-хоровые навыки.
3. Воспитывать отношение толерантности к музыке других народов.
Музыкальный материал: «Молитва» («негритянский спиричуэлс» в исполнении Махелии Джексон, «Блюз Западной окраины» в исполнении Луи Амстронга, «Регтайм» -музыка С. Джоплина.
Оборудование:
1. Мультимедийный проектор
2. Презентация ppt.
3. Музыкальный центр.
4. Синтезатор.
Структура урока.
1. Организационный момент.
2. Прослушивание джазовых произведений
3. Рассказ учителя о джазовой музыке.
* Что такое джаз. Презентация «Джаз»
* Особенности джазовой музыки.
* Истоки джаза
* Проникновение негритянской музыки на американский континент.
* Прослушивание «Молитвы» спиричуэлс.
* Слушание « Блюз Западной окраины».
* Появление Регтайма.
* Слушание «Регтайм кленового листа»
* Разучивание « Школьный блюз» сл. и муз. Жанны Колмагоровой.
4. Рефлексия
5. Итог урока:
* Перечислите истоки джаза (тест).
* В чём особенности джазовой музыки
* Давайте с вами подумаем, почему же джаз – дитя двух культур?
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
* Приветствие.
2. Прослушивание джазовых произведений.
Учитель: Ребята, вы прослушали музыкальный фрагмент. Что особенного вы услышали в этой музыке? Какое бы вы дали ей название? Дети: Это джаз.
Учитель: Конечно джаз. И сегодня мы поближе познакомимся с этим стилем музыки и и узнаем как развивался джаз.
(Слайд №1)
Что такое ДЖАЗ? Джаз (с английского): Энергичный, грубый, беспорядочный возник в результате сплава традиций европейской и афроамериканской музыки. Джаз – это первоначальная музыка американских негров, но она развивалась в соединении нескольких различных видов музыки из многих частей мира. Одним из жанров музыки, внёсшей вклад в развитие джаза был блюз. Джазовая музыка на треть имеет форму блюза. Блюзовыми являются более половины популярных произведений рок-н-рола. Даже часть американской музыки в стиле кантри и вестерн написана в блюзовой форме. Позднее появилась музыка в стиле свинг. В 40-х и 50-х годах явилось то, что называется современным джазом.
Этот современный джаз более сложный, чем ранние стили джаза. Другим крупным шагом в развитии джаза было «новое направление» шестидесятых. Это свободная форма джаза. Таким образом вы можете видеть, что джаз – это стиль музыки, который постоянно изменяется, но сохраняет свои основные качества.
- Луи Армстронг, один из самых популярных музыкантов столетия, говорил: «Если вы, слушая эту музыку, не притоптываете ногой, вам никогда не понять, что такое джаз»
- ДЖАЗ – многолик. Обаяние джаза, его ценности непреходящи. История джаза - часть истории XX века. Широко известная легенда гласит, что джаз родился в Новом Орлеане, откуда на старых колёсных пароходах добрался до Миссисипи, до Мемфиса, до Чикаго и других городов Америки.
- (Слайд №2)
Особенности джазовой музыки заключаются в сплаве элементов двух музыкальных культур в мелодии и гармонии можно узнать влияние «белой» (европейской) культуры, а вот сложная ритмическая структура, неустойчивая высота звука, грубоватый «нечистый» тембр звучания, манера полного безразличного погружения в музыку – это влияние африканской культуры. (Слайд №3)
Истоки ДЖАЗА
- - СПИРИЧУЭЛСЫ– песни североамериканских негров религиозного содержания, госпелы (уорк-сонги – трудовые песни)
( Слайд №4)
- - БЛЮЗЫ (от сочетания двух слов: «блу», «девл» – меланхолия, хандра) – народная песня американских негров с грустным , печальным оттенком.
- Блюзы пелись обычно в сопровождении банджо или гитары
( Слайд №5)
- РЕГТАЙМЫ (рваный ритм) – танцевальная музыка особого склада – это попытка негретянских музыкантов использовать перекрёстные ритмы африканской музыки при исполнении полек, кадрилей и других танцев
.( Слайд №6)
Как же получилось, что негретянская музыка становится интересной и популярной в стране, где процветала расовая нетерпимость?
Люди, хотевшие изменить свою жизнь освоить новые земли, отправлись в Америку. Она сулила им свободу. На кораблях, державших курс в Новый Свет, плыли люди разных национальностей, звучала разная речь, а вместе с ней слышались и старинная шотландская баллада, и английские гимны, библейские псалмы, итальянские мадригалы, испанские романсы, французские менуэты. А в Америке запели о том же, что в Европе, возносили молитвы Господу, пели о любви, звучали колыбельные, погребальные, плясовые песни. А в трюмах этих кораблей был «живой груз» - негры-невольники, вывезенные из родных мест для работы на плантациях белых людей.
- О своей невероятно тяжёлой жизни рабы негры рассказывали в свих песнях-молитвах – спиричуэлсах, обращаясь к Богу. Раб обращался к небу, подняв голову, полный чувства собственного достоинства.
- (Слайд №7)
- (Звучит молитва спиричуэлс)
- О чём она?
- Каков характер у музыки?
- (Слайд №8)
Слушание: «Блюз Западной окраины» в исполнении оркестра под управлением Л. Армстронга.
- «Блюз наполняет меня с головы до ног, я печален сегодня, я полон мрачных предчувствий, когда я еду на западную окраину, где меня ждёт так много страданий…» – об этом поёт
- Л . Армстронг. Какие инструменты участвовали в импровизации мелодии? (труба, тромбон, фортепиа-но, голос, ударные и т. д.) Сообщение ученика:
Луи Армстронг
- Краткая биография: Луи Даниел Армстронг, афроамериканский джазовый трубач и певец, киноактер. Родился в Новом Орлеане, Луизиана, США. Организатор джаз-ансамблей (в т. ч. секстета «Все звезды»). Автор песен. Создал исполнительский стиль, отличающийся импровизационной свободой трактовки популярных мелодий, основанной на традициях джаза и блюза.
- Появлению регтайма предшествовала популярность танец «кейк-уок» и «ту-степ».
- «Кейк-уок» - танец пирожных. В нём негры породировали своих господ, подражая их манерам, походке. Походка танцоров была подпрыгивающей, были и внезапные остановки, была нужна соответствующая музыка.
- Так появился регтайм. Сообщение ученика:
- Скотт Джоплин – первый король регтайма
- Скотт Джоплин (1868–1917) — американский композитор и пианист африканского происхождения. Будучи одновременно «бродячим пианистом», Джоплин успел в ранние годы получить образование в духе европейского профессионализма. Он достиг известности из-за своих уникальных составов рэгтайма, и был дублирован "Король Рэгтайма." Во время его краткой карьеры Джоплин написал 44 оригинальных части рэгтайма, один балет рэгтайма, и две оперы. Одна из его первых частей, "Тряпки Листа Клена", стал первый и самый влиятельный хит рэгтайма, и был признан как типичная тряпка.Он родился в музыкальную Афро-американскую семью чернорабочих в восточном Техасе, и развил свое музыкальное знание с помощью местных учителей. В течение конца 1880-ых он путешествовал вокруг американского Юга как странствующий музыкант, и пошел в Чикаго для Ярмарки В мире 1893, который играл главную роль в создании рэгтайма национальное повальное увлечение к 1897.
(Слайд №9)
Основа джаза – импровизация.
- Джазмен немыслим без умения импровизировать. Каждый исполнитель, каждый инструмент самостоятельны, свободны, не стеснены написанной партией. Ещё одна черта – ритм-группа, где центральной фигурой является барабанщик.
Ритм джаза – полиритмия, синкопы, свинг.
- В джазе граунд-бип (сопровождение) не связан с мелодией и выдерживается самостоятельной группой инструментов (ударные, контрабас, гитара).
- В раннем джазе характерны инструменты – корнет, флейта – пикколо, один или два медных духовых типа валторны и ритм группа (барабан, контрабас, туба)
- (Слайд №10)
Джазовые инструменты
Инструменты современных джазистов (труба, тромбон, кларнет, рояль, контрабас, саксофон, вибрафон, гитара )
Направления джаза
- - ранний джаз (хот-джаз)
- - холодный джаз (кул-джаз)
- - свит-джаз (сладкий джаз)
- - би-боп (нервный, взвинченный джаз)
- - симфоджаз
(Слайд №11)
Известные джазисты
- Дюк Эллинктонг (фортепиано)
- Луи Армстронг (корнет, труба)
- Бенни Гудман (кларнет)
- Элла Фицджеральд (певица)
Сообщение ученика:
- Дюк Эллингтон
- Полное имя: Эллингтон Эдвард Кеннеди (Ellington Edward Kennedy ("Дюк" от англ. Duke - герцог) Родился: 29 апреля 1899, Вашингтон, округ Колумбия, США Умер: 24 мая 1974, Нью-Йорк, США. Жанр: Джаз Стиль: Традиционный джаз, Свинг, Биг Бэнд. Инструменты: Фортепиано. Фирмы звукозаписи: Columbia (49), RCA (44), Classics (35), EPM Musique (14), Atlantic (14), Columbia [French] (13), MJCD (12). Вклад Эллингтона в джазовую и в целом американскую музыку просто огромен: он руководил оркестром, и его оркестр в течение 1926-74 гг. всегда находился среди пятерки лучших, неважно, был ли это 1929 или 1969 год. Как композитор, Эллингтон стоит на одном уровне с Джорджем Гершвином и Ирвингом Берлином. Он записал буквально тысячи песен (точное количество которых неизвестно), сотни из которых стали джазовыми стандартами. Как аранжировщик, Эллингтон особенно отличался творческим подходом, он всегда писал для индивидуальных музыкантов оркестра, а не для анонимного исполнителя, никогда не позволял себе исполнять свои пьесы так же, как они звучали прежде, он постоянно работал над аранжировками; скажем, "Mood Indigo" звучит в 1933 иначе, чем в 1953 или 1973. Как пианист, Дюк Эллингтон был первоначально превосходным исполнителем страйда, получившим заслуженное признание со стороны таких корифеев этого стиля, как Джеймс П. Джонсон (James P. Johnson) и Фэтс Уоллер (Fats Waller). В отличие от фактически всех его современников, Дюк был способен модернизировать свой стиль, сохраняя с годами подход страйдового пианиста, но смещаясь к более сложным аккордам и гармониям.
Сообщение ученика:
Бенни Гудмен (1909-1986гг.)
- Кларнетист, руководитель биг-бенда, один из выдающихся музыкантов джаза, признаный "королем свинга" родился 30 мая 1909 года в Чикаго в семье эмигрантов из России. Мастерство Гудмена-кларнетиста убеждало публику в том, что джаз - музыка, заслуживающая не меньшего уважения, чем классическая. По свидетельству Бада Фримена, Бенни уже в 10 лет был зрелым профессионалом и талантливым импровизатором. В 16 лет Гудмен стал главным солистом в бенде Бена Поллака. С этим оркестром в 1926 году он записал первое соло в пьесе "He's The Last Word". Работая с Поллаком до 1929 года, Гудмен приобрел огромный опыт исполнителя. В 1929-1930 годах играл с Рэдом Николсом, в 1931 - с Джо Венути и Эдди Ленгом. В 1933 году аккомпанировал Билли Холидей.
Сообщение ученика:
Элла Фицджеральд (1917-1996гг.)
- Воспитывалась матерью-одиночкой в штате Нью-Йорк. В семнадцать лет Элла Фицджеральд дебютировала на сцене нью-йоркского театра Аполло. До 1942 года выступала главным образом в составе бигбэндов (в том числе Каунта Бэйси). К концу 1950-х записала практически все песни классического американского репертуара — несколько альбомов были специально посвящены шлягерам братьев Гершвинов (Айра заявил, что собственно она открыла ему истинную глубину его песен), Дюка Эллингтона (который лично аккомпанировал ей) и Ирвинга Берлина. Тогда же вышли два альбома, записанные вместе с Луи Армстронгом: «Ella and Louis» и «Ella and Louis Again». Особенно известен их дуэт на «Summertime» Гершвина. «Первая леди джаза» продолжала выступать до конца 1980-х, хотя выбор песен зачастую оставлял желать лучшего. В 1993 г. из-за последствий диабета у Эллы Фицджералд были ампутированы обе ноги ниже колен, она практически ослепла. Когда она умерла три года спустя, президент Билл Клинтон выступил со специальным заявлением: «Уход человека такого таланта, изящества и класса — огромная утрата для мира джаза и всей страны».
(Слайд №12)
Джаз в нашей стране.
- История джаза в нашей стране связана с именем Леонида Утёсова .
- В 1927 году был создан в Москве джаз-оркестр Александра Цфасмана.
- Современные джазовые коллективы – «Ленинградский Диксиленд», «Каданс» Германа Лукьянова.
Леонид Осипович Утёсов
- Эстрадный певец, актер театра и кино Утесов Леонид Осипович (настоящее имя Лазарь Иосифович Вайсбейн) родился 9 марта 1895 года в Одессе.
- В 1928 году после поездки в Париж, где впервые услышал профессиональный джаз, собрал музыкантов и стал готовить джазовую программу. 8 марта 1929 года на сцене Малого оперного театра (г.Ленинград) дебютировал театрализованный джаз Леонида Утесова с программой «Теа-джаз». Это был совершенно новый для эстрады того периода жанр. Утесов совмещал дирижирование с конферансом, танцами, пением, игрой на скрипке, чтением стихов. Разыгрывались разнообразные сценки между музыкантами и дирижером.
(Слайд №13).
Джаз-оркестр Александра Цфасмана
- В 1932 году Александр Осипович Цфасман организовал ансамбль «Весёлые ребята», известный как «джаз-оркестр Александра Цфасмана». Ансамбль выступал в ресторане «Савой», гастролировал по стране, в 1936 году принял участие в московских «Вечерах джаза».
- Одновременно Александр Цфасман выступает в 1930-е годы и как пианист с сольными программами. Пианистический талант Цфасмана вызывал восхищение таких выдающихся музыкантов как А.Гольденвейзер, К.Игумнов, Г.Нейгауз, Д.Шостакович.
(Слайд №14).
«Ленинградский Диксиленд»
«Каданс» Коллектив Германа Лукьянова С появлением джаза связано возникновение такого понятия, как массовая культура. Джаз дал начало ритм-энд-блюзу, рок-н-ролу, открывшим дорогу многим певцам, в том числе и Элвису Пресли. «Рок», «фанк», «соул», эстрадная музыка, музыка кино и телевидения, симфоническая и камерная музыка (современная) тоже заимствовала многие элементы джаза.
ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА
Учитель: Я предлагаю вам разучить песню Ж. Колмаго-
ровой «Школьный блюз». (текст раздаётся ученикам).
(слушание песни в записи)
--разучивание по фразам (под синтезатор) –первый куплет со словами; --пение под синтезатор; --пение под фонограмму;
ОБОБЩЕНИЕ ТЕМЫ.
Учитель: На каждом уроке мы должны узнавать что-то новое. А вы узнали новое? Давайте проверим. Я раздаю для вас тесты с вопросами. Вы должны поставить галочку напротив правильного ответа. Потом я соберу тесты и поставлю вам оценки. 1. Давайте с вами подумаем, почему же джаз- дитя двух культур? (Главным составляющим джаза явились ритмы африки и европейская гармония).
2. В чём особенности джазовой музыки?
3.Назовите истоки джаза.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Подготовить сообщение о джазовом музыканте. До свидания. Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Пропаганда русского театрального искусства за рубежом. Взаимопроникновение двух культур - русской и французской на примере русских сезонов Сергея Павловича Дягилева. Наследие русских сезонов"
Статья учителя русского языка и литературы в альманах "Мнемозина". Выпуск был посвящен году Франции в России и России во Франции. Автор рассуждает о взаимном влиянии двух культур. Своей рабой он пытае...
Диалог двух культур.
В Год Культуры 2014 отмечаем … Юбилеи 2 гениев. 200- летие гения Русской культуры Михаила Юрьевича Лермонтова и 155- летие гения Осетинской культуры Коста Левановича Хетагурова. « Октябрьские зв...
Презентация "Джаз-дитя двух культур"
В этой презентации идет представление jm истоках джаза,особенностях джазовой музыки....
Элективный курс по английскому языку "Диалог двух культур"
Данный курс предназначен для учащихся 8-9 классов общеобразовательных школ. Требуемый уровень владения английским языком – А2 - В1 по общеевропейской системе уровней владения неродными языками....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса по английскому языку «Диалог двух культур» для 11 класса
Рабочая программа факультатива для 11 класса...
Тема урока: «Friedrich Schiller - Диалог двух культур»
1. Введение 2. Организационный момент. Постановка целей и задач. ...
Программа элективного курса по английскому языку «Диалог двух культур» (10-11 класс)
Согласно новым государственным стандартам во 2-11 классам цели обучения английскому языку на старшем этапе общего направления включают: дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции ...