«Фольклор (устное народное творчество)»
план-конспект занятия по музыке ( класс) по теме

Караваева Елена Геннадьевна

Тип занятия: занятие – практикум.

Цель занятия: способствовать возможности прикосновения к устному народному творчеству  каждого ребёнка.
Задачи:  1) познакомить учащихся с различными жанрами устного народного творчества;
2) создать условия для познавательной деятельности детей, развития комму-
никативных навыков в атмосфере сотрудничества и сотворчества;
3) активизировать интерес учащихся к фольклору при помощи стихов, зага -
док, пословиц и поговорок, игр и песен (на практике).
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklorustnoe_nar._tvorchestvo.docx33.71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Фольклор (устное народное творчество)».

Дата проведения: 5.06.13.

Тип занятия: занятие – практикум.

Цель занятия: способствовать возможности прикосновения к устному народному творчеству  каждого ребёнка.

Задачи:       1) познакомить учащихся с различными жанрами устного народного творчес-

                тва;

                2) создать условия для познавательной деятельности детей, развития комму-

                никативных навыков в атмосфере сотрудничества и сотворчества;

                3) активизировать интерес учащихся к фольклору при помощи стихов, зага -

                док, пословиц и поговорок, игр и песен (на практике).

Методы и приёмы работы:     - информационная беседа;

                                         - активизация познавательной деятельности

                                            (слушаю – анализирую – исполняю);

                                         - частично – поисковый;

                                         - игровой практикум.

Методическое обеспечение:   - карточки с индивидуальными заданиями;

                                         - карточки с заданиями для команд.

Оборудование:  - камертон.

Музыкальный материал:         - « Барашеньки – крутороженьки» - рнп;

                                        - «Купим мы, бабушка, себе курочку» - рнп.

Литература:            - Аникин В.П. Русский фольклор. - М.: Высшая школа, 1987;

- Всегда всем весело. Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1958;

- Загадки и отгадки. Сост. Л. Осипов, Волгоград, творчес – кое предприятие  «Влада», 1994;

- Круглый год. Народный календарь./Сост. М.Ф.Андреева: СПб.: «Агропромиздат», ТОО «Диамант», 1997;

 - Липатникова т. Праздник начинается. «Академия разви –

тия», - Ярославль, 2006;

 - Литература и фантазия. Сост. Л.Е. Стрельцова. М.: «Про –

свещение», 1992;

 - Рябцева И. Приходите к нам на праздник. «Академия развития», - Ярославль, 1999.

                                                                

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

  1. Вступление.

Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

Давно я Вас жду – поджидаю! Праздник не начинаю!

Веселья Вам да радости!

Для каждого найдётся и местечко, и словечко!

Припасла я Вам забавушек на всякий вкус:

Кому – правда, кому – сказка, кому – песенка!

Речь сегодня на занятии пойдёт о кладези народной мудрости – фольклоре.

Народное творчество – зеркало жизни народа, отражало дух, атмосферу, запечатлевало те или иные события народной жизни.

В устном народном творчестве это проявлялось ярче и глубже, чем где бы то ни было.

        В.: Без чего на Руси не мыслилось ни одно празднество?

                                        (Без песни).

        В.: А какие песни чаще всего разыгрывались?

                                        (Игровые).

        Давайте поиграем в песне!

  • «Купим мы, бабушка, себе курочку» - русская народная песня.

(Приложение №1).

Фольклор вбирает в себя разные виды искусств: музыку, языческие и христианские обряды, традиции; поэтому он представляет собой синтетическое явление.  Мы поговорим сегодня о необрядовом фольклоре, в который входят устные произведения, исполнение которых не связано ни с каким обрядом. К необрядовому фольклору  относят  легенды, былины, сказки, предания, духовные стихи, лирические песни, пословицы и поговорки,  частушки.  Сюда же входит  детский фольклор (загадки, дразнилки, потешки).

  1. Основная часть.

                А ещё есть и такие игры:

  • Всех перелётных птиц черней, чистит пашню от червей,

Взад – вперёд по пашне вскачь, а зовётся птица… (грач).

  • Кто на свете ходит в каменной рубахе?

В каменной рубахе ходят…  (черепахи).

  • Нам в хозяйстве помогает и охотно заселяет

Деревянный свой дворец тёмно-бронзовый…  (скворец).

  • Вместо носа – пятачок, вместо хвостика – крючок.

Голос мой визглив и звонок, я – весёлый…  (поросёнок).

  • Я весь день ловлю жучков, уплетаю червячков.

В тёплый край я не летаю, здесь, под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей! Я бывалый…  (воробей).

        В.: Что мы сейчас делали?

                (Разгадывали загадки).

Загадка имеет древнее происхождение. «Гадать» означает думать, размышлять. В загадке даётся описание какого – либо явления, для узнавания которого требуется размышление. Загадки имеют иносказательный характер. Любая загадка состоит из двух частей: собственно загадки и отгадки (они связаны между собой). В загадке мысли выражаются не открыто и прямо, а переносно – метафорически. Характерными особенностями загадки является сказовый стих. Часто загадки бывают рифмованы – как вы это сейчас и заметили.

В сказках царевны выходят замуж за тех, кто сумеет отгадать загадки. Запрещалось загадывать загадки не вовремя – летом и днём. Это вызывало напасти. Согласно легендам и преданиям, человек, не отгадавший загадки,  мог поплатиться жизнью. В славянских поверьях русалки губят людей, не отгадавших их загадок.

А теперь мы разделимся на команды (по классам) и посоревнуемся.

 

  • Выбор заданий: «»Природа и её явления», «Мир животных», «Растения», «Человек», «Жилище человека и его быт», «На досуге».

(Приложение №2).

На разгадывание загадок Вам даётся 5 минут.

  • Определение команды – победителя.

А ну-ка, ребятишки, девчонки и мальчишки, слушайте, что будет дальше!

  • Мокрая погода размокропогодилась.
  • Ткёт ткач ткани на платок Тане.
  • Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.
  • Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
  • Мышонку шепчет мышь: «Ты всё шуршишь, не спишь!»

Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише!»

В: Ребята, что я произношу?

 (Скороговорки).

  Скороговоркой называется труднопроизносимое сочетание слов, в котором повторяются в различном порядке одни и те же звуки или целые группы звуков (слоги).

Произносить скороговорки не только весело, но и интересно.

Вначале скороговорку нужно произносить медленно и отчётливо, особенно те места, на которых язык «спотыкается». Потом она произносится быстрее и, наконец, очень быстро несколько раз подряд.

А сейчас мы поиграем в игру  «Соревнования телефонистов».

Рассаживаемся тремя командами в ряд. Первому в ряду (в каждой команде)  я сообщаю скороговорку. По сигналу первые в ряду начинают передавать её на ухо вторым, вторые – третьим и так до последних. Последние, получив «телефонограмму», должны встать и громко и внятно произнести скороговорку. Выигрывает та команда, которая быстрее передаст скороговорку по цепи и представитель которой точнее и  лучше произнесёт её вслух. Начали!

         (Кот ловил мышей и крыс, кролик лист капустный грыз.)

А  теперь каждая команда получит ребус – скороговорку. Кто отгадает его быстрее всех – тот и выиграл.

На дворе трава, на траве – дрова»).

  • Определение команды – победителя.

Следующая страница народной мудрости – пословицы и поговорки.

        Пословица – самый малый жанр народного устного творчества, одно законченное предложение (бывает рифмованной). Это способствовало более быстрому их запоминанию, во времена, когда не существовало письменности. Пословица - маленькое мудрое изречение - говорит о самом существенном в человеческой жизни. Они веками учили и воспитывали целые поколения. Им свойственна краткость и простота. В пословицах ясно виден вывод из жизненных наблюдений, исторического опыта народа: «Мир да лад – большой вклад», «Что посеешь, то и пожнёшь», «Дружба и братство дороже богатства». Пословицы бытуют в живой разговорной речи. Самым значительным из всех сборников пословиц признан сборник В.И. Даля «Пословицы русского народа». Туда вошло свыше 30 000 пословиц, поговорок и других «малых» жанров русского фольклора. Особенностью пословиц является совмещение в них общего и конкретного.

        В пословице выражается не мнение отдельных лиц, а массовая народная оценка тому или иному явлению, народный ум. Пословица всегда поучительна, в ней всегда есть вывод, который полезно помнить каждому: «Пословица недаром молвится», «Глупая речь не пословица».

        И снова поиграем! Я даю каждой команде по 4 парных слова, по которым нужно отгадать пословицу.

  • Дело – безделье.
  • Дружба – служба.
  • Журавль – синица.
  • Руки – скуки.
  • Труд – лень.
  • Дело – потеха.
  • Шило – мешок.
  • Свет – тьма.
  • Язык – дело.
  • Лес – дрова.
  • Коса – камень.
  • Волки – овцы.

  • Определение команды – победителя.

В.: Последняя пословица о чём была?

                (О волке и овцах).

В.: А какую игровую песню на подобную тему мы знаем?

                («Барашеньки – крутороженьки»).

  • «Барашеньки – крутороженьки» - исполнение песни.

 Поговорки – ещё более кратки, чем пословицы. Исполняются не специально, а употребляются в живой разговорной речи, кстати, от случая к случаю. Если роль пословицы выражается в том, что она в речи делает определённые выводы и обобщения, то назначение поговорок в том, чтобы украсить эту речь, сделать её образной.

        Посредством поговорок создаются либо конкретные, яркие портреты людей («Свинья под дубом» - неблагодарный, «Не из храброго десятка» - трус), либо обстоятельства («Когда рак на горе свистнет», «После дождичка в четверг»). Поговорки нередко входят в сказки.

        Продолжите за мной:

  • Что упало - …
  • То ли дождик, то ли снег, …
  • Ни к селу, …
  • Доносчику первый…
  • Мал золотник, да…
  • Друзья познаются …
  • Худой мир лучше доброй…
  • Жизнь дана на добрые…
  • Смелость города…
  • Ум хорошо, а два…

Вот, ребята, сколько поговорок мы с вами вспомнили!

  1. Заключительная часть.

Итак, ребята, сегодня мы в очередной раз встретились с народным творчеством, неиссякаемым источником красоты, сокровищем устной художественной прикладной культуры.

В.: Кто ответит, что такое фольклор?

                        (Народная мудрость).

В.: Каких страниц фольклора мы не коснулись?

                        (Сказок и частушек).

А о них – в следующий раз!

        

 

                                         

                

                Приложение №1.

                        «Купим мы, бабушка, себе курочку»  (русская народная песня).

  1. Купим мы, бабушка, себе курочку. / 2 р.

Курочка по зёрнышку кудах – тах – тах.

  1. Купим мы, бабушка, себе уточку. / 2 р.

Уточка та – та, та – та,

Курочка по зёрнышку кудах – тах – тах.

  1. Купим мы, бабушка, себе индюшонка. / 2 р.

Индюшонок фоты – фоты,

Уточка та – та, та – та,

Курочка по зёрнышку кудах – тах – тах.

  1. Купим мы, бабушка, себе поросёнка. / 2 р.

Поросёнок хрюки – хрюки,

Индюшонок фоты – фоты,

Уточка та – та, та – та,

Курочка по зёрнышку кудах – тах – тах.

  1. Купим мы, бабушка, себе коровёнку. / 2 р.

Коровёнка муки – муки,

Поросёнок хрюки – хрюки,

Индюшонок фоты – фоты,

Уточка та – та, та – та,

Курочка по зёрнышку кудах – тах – тах.

  1. Купим мы, бабушка, себе собачонку. / 2 р.

Собачонка лавки – лавки,

Коровёнка муки – муки,

Поросёнок хрюки – хрюки,

Индюшонок фоты – фоты,

Уточка та – та, та – та,

Курочка по зёрнышку кудах – тах – тах.

  1. Купим мы, бабушка, себе кисоньку. / 2 р.

Кисонька те мяу – мяу,

Собачонка лавки – лавки,

Коровёнка муки – муки,

Поросёнок хрюки – хрюки,

Индюшонок фоты – фоты,

Уточка та – та, та – та,

Курочка по зёрнышку кудах – тах – тах.

  1. Купим мы, бабушка, себе телевизор. / 2 р.

Телевизор факты – факты,

Дикторша ля – ля, ля – ля.

Собачонка лавки – лавки,

Коровёнка муки – муки,

Кисонька те мяу – мяу,

Поросёнок хрюки – хрюки,

Индюшонок фоты – фоты,

Уточка та – та, та – та,

Курочка по зёрнышку кудах – тах – тах.

                «Барашеньки – крутороженьки» (русская народная песня).

Барашеньки – крутороженьки,

По горам ходят,

По лесам бродят,

В скрипочку играют,

Ваню потешают!

        

Приложение №2.

                                        Загадки.

Природа и её явления.

  1. Меня частенько просят, ждут,

А только появлюсь – и прятаться начнут. (Дождь).

  1. Красное коромысло над рекой повисло. (Радуга).
  2. Не вода и не суша, на лодке не уплывёшь, и ногами не пройдёшь. (Болото).
  3. По серебряной дороге мы отправились в поход.

Остановимся на отдых, а она себе идёт. (Река).

  1. В горах блуждаю за тобой, откликнусь я на зов любой.

Меня слыхали, но зато не видал меня никто. (Эхо).

Мир животных.

  1. Боится зверь ветвей моих, гнёзд не построят птицы в них…

В ветвях краса и мощь моя. Скажите быстро: кто же я?        (Олень).

  1. На сене лежит, сама не ест и другим не даёт. (Собака).
  2. Не ёлка, а колка, не кот, а мыши боятся. (Ёж).
  3. Летом гуляет, а зимой отдыхает. (Медведь).
  4. Кто в лесу без топоров строит избу без углов? (Муравей).

Растения.

  1.  Бьют меня палками, трут меня камнями, жгут меня огнём, режут меня ножом.

А зато меня так губят, что все меня любят. (Хлеб).

  1. Золотое решето чёрных домиков полно.

Сколько чёрненьких домков, столько беленьких жильцов. (Подсолнух).

  1. На поле родился, на заводе варился, на столе растворился. (Сахар).
  2. Шапка набекрень, спрятался за пень.

Кто проходит близко, кланяется низко. (Гриб).

  1. Одно бросил – целую горсть взял. (Зерно).

        Человек.

  1. Кто ходит утром на четырёх ногах, днём на двух, а вечером на трёх? (Человек).
  2. Если б не было его, не сказал бы ничего.         (Язык).
  3. Ношу их много лет, а счёту им не знаю. (Волосы).
  4. Живёт мой братец за горой, не может встретиться со мной. (Глаза).
  5. Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут. (Ноги).

                        

Жилище человека и его быт.

  1. Всегда видятся, а вместе не сходятся. (Пол и потолок).
  2. Высокая и строгая, ходит, пол не трогая,

Кто ни выйдет, ни зайдёт, ручку ей всегда пожмёт. (Дверь).

  1. Хвост во дворе, нос в конуре.

Кто хвост повернёт, тот и в дом войдёт. (Ключ в замке).

  1. Под одной крышей четыре братца живут. (Стол).
  2. Пять пальцев, ни костей, ни мяса, ни ногтей. (Перчатки).

На досуге.

  1. Говорит она беззвучно, а понятно и нескучно.

Ты беседуй чаще с ней – будешь вчетверо умней. (Книга).

  1. В школьной сумке я лежу, как ты учишься, скажу. (Дневник).
  2. На квадратиках доски короли свели полки.

Нет для боя у полков ни патронов, ни штыков. (Шахматы).

  1. Чёрный Ивашка, деревянная рубашка:

Где пройдёт, там след останется. (Карандаш).

  1. Чёрные, кривые, от рожденья все немые.

Станут в ряд – сейчас заговорят. (Буквы).

                

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устное народное творчество. Понятие о фольклоре.

   Конспект представляет собой разработку урока для учащихся 5 класса по теме «Фольклор» и предполагает формирование у детей представления об устном народном творчестве, основных его ...

Устное народное творчество (поэтический фольклор)

В данной работе выявлены истоки возникновения колыбельной песни как части устного народного творчества, раскрыта связь колыбельной песни с познанием окружающего мира....

Конспект урока на тему «Устное народное творчество. Фольклор».

Цели: актуализировать знания учащихся по теме «Устное народное творчество»; углубить знания детей о русском фольклоре; сопоставить с марийским фольклором; привить интерес к произведениям устного народ...

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора

Данная презентация поможет в изучении материала по теме: "Устное народное творчество"...

Устное народное творчество. Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора

Устное народное творчество.Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора...

Фольклор – коллективное устное народное творчество. 5 класс.

Цель: Повторить изученное о фольклоре, развить представление о фольклоре: преображение действительности в духе народных идеалов, вариативная природа фольклора, сочетание коллективного и индивидуальног...