«Фольклор (устное народное творчество)»
план-конспект занятия по музыке ( класс) по теме
Тип занятия: занятие – практикум.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklorustnoe_nar._tvorchestvo.docx | 33.71 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема занятия: «Фольклор (устное народное творчество)».
Дата проведения: 5.06.13.
Тип занятия: занятие – практикум.
Цель занятия: способствовать возможности прикосновения к устному народному творчеству каждого ребёнка.
Задачи: 1) познакомить учащихся с различными жанрами устного народного творчес-
тва;
2) создать условия для познавательной деятельности детей, развития комму-
никативных навыков в атмосфере сотрудничества и сотворчества;
3) активизировать интерес учащихся к фольклору при помощи стихов, зага -
док, пословиц и поговорок, игр и песен (на практике).
Методы и приёмы работы: - информационная беседа;
- активизация познавательной деятельности
(слушаю – анализирую – исполняю);
- частично – поисковый;
- игровой практикум.
Методическое обеспечение: - карточки с индивидуальными заданиями;
- карточки с заданиями для команд.
Оборудование: - камертон.
Музыкальный материал: - « Барашеньки – крутороженьки» - рнп;
- «Купим мы, бабушка, себе курочку» - рнп.
Литература: - Аникин В.П. Русский фольклор. - М.: Высшая школа, 1987;
- Всегда всем весело. Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1958;
- Загадки и отгадки. Сост. Л. Осипов, Волгоград, творчес – кое предприятие «Влада», 1994;
- Круглый год. Народный календарь./Сост. М.Ф.Андреева: СПб.: «Агропромиздат», ТОО «Диамант», 1997;
- Липатникова т. Праздник начинается. «Академия разви –
тия», - Ярославль, 2006;
- Литература и фантазия. Сост. Л.Е. Стрельцова. М.: «Про –
свещение», 1992;
- Рябцева И. Приходите к нам на праздник. «Академия развития», - Ярославль, 1999.
Ход занятия.
- Организационный момент.
- Вступление.
Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!
Давно я Вас жду – поджидаю! Праздник не начинаю!
Веселья Вам да радости!
Для каждого найдётся и местечко, и словечко!
Припасла я Вам забавушек на всякий вкус:
Кому – правда, кому – сказка, кому – песенка!
Речь сегодня на занятии пойдёт о кладези народной мудрости – фольклоре.
Народное творчество – зеркало жизни народа, отражало дух, атмосферу, запечатлевало те или иные события народной жизни.
В устном народном творчестве это проявлялось ярче и глубже, чем где бы то ни было.
В.: Без чего на Руси не мыслилось ни одно празднество?
(Без песни).
В.: А какие песни чаще всего разыгрывались?
(Игровые).
Давайте поиграем в песне!
- «Купим мы, бабушка, себе курочку» - русская народная песня.
(Приложение №1).
Фольклор вбирает в себя разные виды искусств: музыку, языческие и христианские обряды, традиции; поэтому он представляет собой синтетическое явление. Мы поговорим сегодня о необрядовом фольклоре, в который входят устные произведения, исполнение которых не связано ни с каким обрядом. К необрядовому фольклору относят легенды, былины, сказки, предания, духовные стихи, лирические песни, пословицы и поговорки, частушки. Сюда же входит детский фольклор (загадки, дразнилки, потешки).
- Основная часть.
А ещё есть и такие игры:
- Всех перелётных птиц черней, чистит пашню от червей,
Взад – вперёд по пашне вскачь, а зовётся птица… (грач).
- Кто на свете ходит в каменной рубахе?
В каменной рубахе ходят… (черепахи).
- Нам в хозяйстве помогает и охотно заселяет
Деревянный свой дворец тёмно-бронзовый… (скворец).
- Вместо носа – пятачок, вместо хвостика – крючок.
Голос мой визглив и звонок, я – весёлый… (поросёнок).
- Я весь день ловлю жучков, уплетаю червячков.
В тёплый край я не летаю, здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей! Я бывалый… (воробей).
В.: Что мы сейчас делали?
(Разгадывали загадки).
Загадка имеет древнее происхождение. «Гадать» означает думать, размышлять. В загадке даётся описание какого – либо явления, для узнавания которого требуется размышление. Загадки имеют иносказательный характер. Любая загадка состоит из двух частей: собственно загадки и отгадки (они связаны между собой). В загадке мысли выражаются не открыто и прямо, а переносно – метафорически. Характерными особенностями загадки является сказовый стих. Часто загадки бывают рифмованы – как вы это сейчас и заметили.
В сказках царевны выходят замуж за тех, кто сумеет отгадать загадки. Запрещалось загадывать загадки не вовремя – летом и днём. Это вызывало напасти. Согласно легендам и преданиям, человек, не отгадавший загадки, мог поплатиться жизнью. В славянских поверьях русалки губят людей, не отгадавших их загадок.
А теперь мы разделимся на команды (по классам) и посоревнуемся.
- Выбор заданий: «»Природа и её явления», «Мир животных», «Растения», «Человек», «Жилище человека и его быт», «На досуге».
(Приложение №2).
На разгадывание загадок Вам даётся 5 минут.
- Определение команды – победителя.
А ну-ка, ребятишки, девчонки и мальчишки, слушайте, что будет дальше!
- Мокрая погода размокропогодилась.
- Ткёт ткач ткани на платок Тане.
- Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.
- Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
- Мышонку шепчет мышь: «Ты всё шуршишь, не спишь!»
Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише!»
В: Ребята, что я произношу?
(Скороговорки).
Скороговоркой называется труднопроизносимое сочетание слов, в котором повторяются в различном порядке одни и те же звуки или целые группы звуков (слоги).
Произносить скороговорки не только весело, но и интересно.
Вначале скороговорку нужно произносить медленно и отчётливо, особенно те места, на которых язык «спотыкается». Потом она произносится быстрее и, наконец, очень быстро несколько раз подряд.
А сейчас мы поиграем в игру «Соревнования телефонистов».
Рассаживаемся тремя командами в ряд. Первому в ряду (в каждой команде) я сообщаю скороговорку. По сигналу первые в ряду начинают передавать её на ухо вторым, вторые – третьим и так до последних. Последние, получив «телефонограмму», должны встать и громко и внятно произнести скороговорку. Выигрывает та команда, которая быстрее передаст скороговорку по цепи и представитель которой точнее и лучше произнесёт её вслух. Начали!
(Кот ловил мышей и крыс, кролик лист капустный грыз.)
А теперь каждая команда получит ребус – скороговорку. Кто отгадает его быстрее всех – тот и выиграл.
(«На дворе трава, на траве – дрова»).
- Определение команды – победителя.
Следующая страница народной мудрости – пословицы и поговорки.
Пословица – самый малый жанр народного устного творчества, одно законченное предложение (бывает рифмованной). Это способствовало более быстрому их запоминанию, во времена, когда не существовало письменности. Пословица - маленькое мудрое изречение - говорит о самом существенном в человеческой жизни. Они веками учили и воспитывали целые поколения. Им свойственна краткость и простота. В пословицах ясно виден вывод из жизненных наблюдений, исторического опыта народа: «Мир да лад – большой вклад», «Что посеешь, то и пожнёшь», «Дружба и братство дороже богатства». Пословицы бытуют в живой разговорной речи. Самым значительным из всех сборников пословиц признан сборник В.И. Даля «Пословицы русского народа». Туда вошло свыше 30 000 пословиц, поговорок и других «малых» жанров русского фольклора. Особенностью пословиц является совмещение в них общего и конкретного.
В пословице выражается не мнение отдельных лиц, а массовая народная оценка тому или иному явлению, народный ум. Пословица всегда поучительна, в ней всегда есть вывод, который полезно помнить каждому: «Пословица недаром молвится», «Глупая речь не пословица».
И снова поиграем! Я даю каждой команде по 4 парных слова, по которым нужно отгадать пословицу.
- Дело – безделье.
- Дружба – служба.
- Журавль – синица.
- Руки – скуки.
- Труд – лень.
- Дело – потеха.
- Шило – мешок.
- Свет – тьма.
- Язык – дело.
- Лес – дрова.
- Коса – камень.
- Волки – овцы.
- Определение команды – победителя.
В.: Последняя пословица о чём была?
(О волке и овцах).
В.: А какую игровую песню на подобную тему мы знаем?
(«Барашеньки – крутороженьки»).
- «Барашеньки – крутороженьки» - исполнение песни.
Поговорки – ещё более кратки, чем пословицы. Исполняются не специально, а употребляются в живой разговорной речи, кстати, от случая к случаю. Если роль пословицы выражается в том, что она в речи делает определённые выводы и обобщения, то назначение поговорок в том, чтобы украсить эту речь, сделать её образной.
Посредством поговорок создаются либо конкретные, яркие портреты людей («Свинья под дубом» - неблагодарный, «Не из храброго десятка» - трус), либо обстоятельства («Когда рак на горе свистнет», «После дождичка в четверг»). Поговорки нередко входят в сказки.
Продолжите за мной:
- Что упало - …
- То ли дождик, то ли снег, …
- Ни к селу, …
- Доносчику первый…
- Мал золотник, да…
- Друзья познаются …
- Худой мир лучше доброй…
- Жизнь дана на добрые…
- Смелость города…
- Ум хорошо, а два…
Вот, ребята, сколько поговорок мы с вами вспомнили!
- Заключительная часть.
Итак, ребята, сегодня мы в очередной раз встретились с народным творчеством, неиссякаемым источником красоты, сокровищем устной художественной прикладной культуры.
В.: Кто ответит, что такое фольклор?
(Народная мудрость).
В.: Каких страниц фольклора мы не коснулись?
(Сказок и частушек).
А о них – в следующий раз!
Приложение №1.
«Купим мы, бабушка, себе курочку» (русская народная песня).
- Купим мы, бабушка, себе курочку. / 2 р.
Курочка по зёрнышку кудах – тах – тах.
- Купим мы, бабушка, себе уточку. / 2 р.
Уточка та – та, та – та,
Курочка по зёрнышку кудах – тах – тах.
- Купим мы, бабушка, себе индюшонка. / 2 р.
Индюшонок фоты – фоты,
Уточка та – та, та – та,
Курочка по зёрнышку кудах – тах – тах.
- Купим мы, бабушка, себе поросёнка. / 2 р.
Поросёнок хрюки – хрюки,
Индюшонок фоты – фоты,
Уточка та – та, та – та,
Курочка по зёрнышку кудах – тах – тах.
- Купим мы, бабушка, себе коровёнку. / 2 р.
Коровёнка муки – муки,
Поросёнок хрюки – хрюки,
Индюшонок фоты – фоты,
Уточка та – та, та – та,
Курочка по зёрнышку кудах – тах – тах.
- Купим мы, бабушка, себе собачонку. / 2 р.
Собачонка лавки – лавки,
Коровёнка муки – муки,
Поросёнок хрюки – хрюки,
Индюшонок фоты – фоты,
Уточка та – та, та – та,
Курочка по зёрнышку кудах – тах – тах.
- Купим мы, бабушка, себе кисоньку. / 2 р.
Кисонька те мяу – мяу,
Собачонка лавки – лавки,
Коровёнка муки – муки,
Поросёнок хрюки – хрюки,
Индюшонок фоты – фоты,
Уточка та – та, та – та,
Курочка по зёрнышку кудах – тах – тах.
- Купим мы, бабушка, себе телевизор. / 2 р.
Телевизор факты – факты,
Дикторша ля – ля, ля – ля.
Собачонка лавки – лавки,
Коровёнка муки – муки,
Кисонька те мяу – мяу,
Поросёнок хрюки – хрюки,
Индюшонок фоты – фоты,
Уточка та – та, та – та,
Курочка по зёрнышку кудах – тах – тах.
«Барашеньки – крутороженьки» (русская народная песня).
Барашеньки – крутороженьки,
По горам ходят,
По лесам бродят,
В скрипочку играют,
Ваню потешают!
Приложение №2.
Загадки.
Природа и её явления.
- Меня частенько просят, ждут,
А только появлюсь – и прятаться начнут. (Дождь).
- Красное коромысло над рекой повисло. (Радуга).
- Не вода и не суша, на лодке не уплывёшь, и ногами не пройдёшь. (Болото).
- По серебряной дороге мы отправились в поход.
Остановимся на отдых, а она себе идёт. (Река).
- В горах блуждаю за тобой, откликнусь я на зов любой.
Меня слыхали, но зато не видал меня никто. (Эхо).
Мир животных.
- Боится зверь ветвей моих, гнёзд не построят птицы в них…
В ветвях краса и мощь моя. Скажите быстро: кто же я? (Олень).
- На сене лежит, сама не ест и другим не даёт. (Собака).
- Не ёлка, а колка, не кот, а мыши боятся. (Ёж).
- Летом гуляет, а зимой отдыхает. (Медведь).
- Кто в лесу без топоров строит избу без углов? (Муравей).
Растения.
- Бьют меня палками, трут меня камнями, жгут меня огнём, режут меня ножом.
А зато меня так губят, что все меня любят. (Хлеб).
- Золотое решето чёрных домиков полно.
Сколько чёрненьких домков, столько беленьких жильцов. (Подсолнух).
- На поле родился, на заводе варился, на столе растворился. (Сахар).
- Шапка набекрень, спрятался за пень.
Кто проходит близко, кланяется низко. (Гриб).
- Одно бросил – целую горсть взял. (Зерно).
Человек.
- Кто ходит утром на четырёх ногах, днём на двух, а вечером на трёх? (Человек).
- Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык).
- Ношу их много лет, а счёту им не знаю. (Волосы).
- Живёт мой братец за горой, не может встретиться со мной. (Глаза).
- Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут. (Ноги).
Жилище человека и его быт.
- Всегда видятся, а вместе не сходятся. (Пол и потолок).
- Высокая и строгая, ходит, пол не трогая,
Кто ни выйдет, ни зайдёт, ручку ей всегда пожмёт. (Дверь).
- Хвост во дворе, нос в конуре.
Кто хвост повернёт, тот и в дом войдёт. (Ключ в замке).
- Под одной крышей четыре братца живут. (Стол).
- Пять пальцев, ни костей, ни мяса, ни ногтей. (Перчатки).
На досуге.
- Говорит она беззвучно, а понятно и нескучно.
Ты беседуй чаще с ней – будешь вчетверо умней. (Книга).
- В школьной сумке я лежу, как ты учишься, скажу. (Дневник).
- На квадратиках доски короли свели полки.
Нет для боя у полков ни патронов, ни штыков. (Шахматы).
- Чёрный Ивашка, деревянная рубашка:
Где пройдёт, там след останется. (Карандаш).
- Чёрные, кривые, от рожденья все немые.
Станут в ряд – сейчас заговорят. (Буквы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Устное народное творчество. Понятие о фольклоре.
Конспект представляет собой разработку урока для учащихся 5 класса по теме «Фольклор» и предполагает формирование у детей представления об устном народном творчестве, основных его ...
Устное народное творчество (поэтический фольклор)
В данной работе выявлены истоки возникновения колыбельной песни как части устного народного творчества, раскрыта связь колыбельной песни с познанием окружающего мира....
Конспект урока на тему «Устное народное творчество. Фольклор».
Цели: актуализировать знания учащихся по теме «Устное народное творчество»; углубить знания детей о русском фольклоре; сопоставить с марийским фольклором; привить интерес к произведениям устного народ...
Устное народное творчество. Малые жанры фольклора
Данная презентация поможет в изучении материала по теме: "Устное народное творчество"...
Устное народное творчество. Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора
Устное народное творчество.Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора...
Фольклор – коллективное устное народное творчество. 5 класс.
Цель: Повторить изученное о фольклоре, развить представление о фольклоре: преображение действительности в духе народных идеалов, вариативная природа фольклора, сочетание коллективного и индивидуальног...