Методическое сообщение «Развитие музыкальных способностей и аналитического мышления в классе общего фортепиано».
методическая разработка по музыке по теме
Творческое начало, образное мышление, художественное восприятие – до сих пор эти уже примелькавшиеся слова остаются невыясненными до конца. Как же применить, развить это творческое начало в процессе обучения ребенка? Большое значение в системе массового музыкального воспитания придается развитию умения ребенка воспринимать музыку, разбираться в ней. И сразу большое значение развития творческого начала перерастает в не менее значимую проблему, встающую перед педагогом, - не только дать знания, но и развивать творчество ребенка. Понятно, что музыкальное воспитание – это действия, методы, способности педагога, направленные на развитие способности ребенка к эмоциональному отклику, художественному представлению и потребности слушать музыку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_soobshchenie_na_rayonnoy_konferentsii.docx | 23.17 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Развитие музыкальных способностей и аналитического мышления в классе общего фортепиано».
Наша фортепианная педагогика призвана развивать в детях любовь к музыкальному искусству, развивать художественный вкус, умение понимать и слушать музыку.
Творческое начало, образное мышление, художественное восприятие – до сих пор эти уже примелькавшиеся слова остаются невыясненными до конца. Как же применить, развить это творческое начало в процессе обучения ребенка?
Большое значение в системе массового музыкального воспитания придается развитию умения ребенка воспринимать музыку, разбираться в ней. И сразу большое значение развития творческого начала перерастает в не менее значимую проблему, встающую перед педагогом, - не только дать знания, но и развивать творчество ребенка. Понятно, что музыкальное воспитание – это действия, методы, способности педагога, направленные на развитие способности ребенка к эмоциональному отклику, художественному представлению и потребности слушать музыку.
Развитие творческих способностей необходимо рассматривать как процесс, состоящий из последовательных этапов, которые должны определяться с учетом психологического развития ребенка, с учетом возрастных особенностей мировосприятия. Каждый этап должен завершаться качественным сдвигом, переходом на новый уровень творческого мышления. Очень важно установить оптимальные сроки для каждого этапа. Начальный этап развития творческих способностей – это развитие музыкальной восприимчивости, проще говоря, развитие желания слушать музыку. Этот этап самый важный, и идеальным было бы вводить ребенка в мир музыки не ранней специализацией, а прежде знакомить его с тем, как играют на различных инструментах, как поют, как дирижируют. Музыкальные фильмы, спектакли, введение предмета «Слушание музыки» - все эти оживляющие учебу «подспорья» надо использовать.
Педагогический опыт состоит из поисков, находок во время общения с учеником на уроке. Цель общения – приобщение к музыкальному искусству. И очень ответственную роль играет первая встреча педагога с ребенком. Преподаватель должен быть дружелюбным, простым, открытым, не должно быть фальши и сюсюкания. Об ученике первое впечатление педагог получает по оценкам приемной комиссии. Очень часто хорошая оценка приемных испытаний не совпадает с дальнейшим продвижением ученика. Здесь играют роль и психологические и бытовые условия. Педагогу необходимо время, чтобы больше узнать об ученике, узнать степень его развития, его семейные условия. К сожалению, не редко профессиональный престиж педагога зависит от числа лауреатских наград, от побед на конкурсах и поступлений в профессиональные учебные заведения. На самом деле, критерием мастерства должен быть намного гуманнее – это процент оставшихся в его классе учеников по отношению к поступившим. Увлечь музыкой, удержать и развить интерес, побудить юного человека отдать предпочтение перед другими увлечениями (спортивные секции, кружки и т.д.). Но нередко на уроках происходит только передача и накопление знаний от педагога к ученику. Конечно, эти знания необходимы, но этого мало. Преподавать музыку – значит и воспитывать, выращивать личность, развивать его художественный вкус.
Когда ребенок разучивает маленькую пьесу, он спотыкается на каждом шагу. Преодолеть эти трудности, механически выучив текст, - это далеко не все, иначе, причем здесь образное мышление, воображение?
Выйти из-под власти нот – это значит сделать так, чтобы интервалы, аккорды, другие премудрости музыкальной науки не стали главным. Преодолеть ноты – значит сделать так, чтобы музыкальное произведение стало художественным явлением. Звуки из физических должны стать музыкальными, выражать красоту, а не только высоту и длительность. Когда ноты не становятся самоцелью, когда необходимо проникнуть в «подтекст», узнать, что там за нотами, тогда и включается воображение, переходящее в эмоциональное восприятие.
Важнейший показатель педагогического искусства в развитии творческого начала у ученика – это умение подобрать наилучший репертуар. Но репертуар воспитывает не сам по себе, а является лишь средством в руках педагога. От педагога зависит, в каком освещении предстанет перед учеником произведение, какими путями пойдет работа, чему научится ученик в результате этой работы.
Основным критерием при выборе музыкального материала для ученика должно быть эмоциональное содержание этого материала.
В программе ученика всегда должны быть одно-два произведения, соответствующих его склонностям и не требующих особых усилий, которые он может хорошо исполнить публично, проявив себя с лучшей стороны.
Приобщению детей к творчеству способствуют и учебные планы, по которым работают многие школы. Необходимо, чтобы выпускники могли не только грамотно исполнять музыкальные произведения, но и подбирать по слуху, импровизировать, аккомпанировать. Возможность овладеть простейшими творческими навыками музицирования появилась с включением в учебные планы предмета по выбору и музицировнаие. Такой план открывает большие возможности именно для массового обучения детей с более чем средними способностями.
Импровизация хороша тем, что ребенок активно применяет на практике теоретические знания, дает дополнительный импульс к занятиям на инструменте, помогает ощутить чувство свободы. Обучение вести необходимо с первого класса, учитывая то, что ученик овладевает пианистическими приемами на уроках по специальному предмету фортепиано. Программа по импровизации и строится в соответствии с основным курсом фортепиано, с учетом пианистических возможностей учащегося.
На самом раннем этапе легко приобретается навык чтению нот с листа. Педагог должен строить свои занятия, чтобы ученик приобретал навык свободной игры по нотам на инструменте. И чем больше свободы – тем больше творчества.
Развивать способность играть по слуху также необходимо начинать с младших классов. Материал для обучения – в основном любимые детьми песни из мультфильмов и кинофильмов. Это тоже дает хороший импульс для развития творческих способностей ребенка.
Уроки по аккомпанементу – одна из составляющих комплексного развития творческих способностей юного музыканта. Аккомпанемент позволяет приобрести новые исполнительские навыки, воспитать художественный вкус и чувство стиля, а главное – развить умение слушать и создавать единый художественный образ произведения вместе с иллюстратором.
Перечисленные и не только эти формы музицирования особенно востребованы в настоящее время.
Основными задачами в классе общего фортепиано являются развитие музыкальных способностей, приобретение основных навыков игры на фортепиано, умение исполнять произведения различных жанров и стилей, приобретение навыков чтения нот с листа, овладение основами аккомпанемента, навыков ансамблевой игры и необходимых навыков для самостоятельного музицирования.
Преподаватель, которому доверено музыкальное воспитание, и образование ребенка должен с самого начала интересно и увлекательно построить занятия. Нередко именно от первых месяцев занятий зависит, станет ли музыка и музыкальные занятия другом или же оставит равнодушным. Главный акцент в классе общего фортепиано ставится на исполнение популярной музыки, на творческом развитии учащегося с тем, чтобы в конечном итоге ученики приобрели навыки самостоятельного музицирования на фортепиано. Поэтому при выборе репертуара преподаватель должен учитывать то, что ученики проходят большой объем произведений различных стилей из классического репертуара по своей специальности. Подбирая пьесы для ученика, преподаватель просматривает огромное количество музыкального репертуара, останавливаясь только на том, что интересно и полезно для данного ребенка. Практика учит, что все, что вызывает скуку, быстро забывается. Таким образом, для лучшего запоминания произведения нужно постараться заинтересовать учащегося. При этом должна быть проявлена максимальная гибкость и проницательность, учитывая такой нюанс – то, что необходимо и нравится одному ученику, совершенно не интересно и бесполезно для другого.
Чем шире репертуарный кругозор учителя, чем сильнее его представление о сильных и слабых сторонах своего ученика, тем разумней и логичней будет репертуарный план, предложенный ребенку.
В первый период знакомства с фортепиано дети охотно и с интересом слушают различные пьесы в исполнении преподавателя, подпевая, а затем и напевая самостоятельно мелодии песен со словами. Дети легче запоминают, напевая мелодию или песню, охотней занимаются в первый период знакомства с инструментом. Затем ребенок должен научиться петь мелодию, играя ее одновременно на фортепиано. Разумеется, параллельно следует воспитывать навык чтения всех нотных знаков, а затем и самостоятельно работать с нотным текстом.
Требования красивого певучего звука, выразительной напевности мелодии, осмысленной фразировки составляет заботу педагога, начиная с самых первых ступеней музыкального воспитания ученика и в течение всего времени его обучения.
Игра на фортепиано требует правильной организации пианистического аппарата, правильной посадки, отсутствия лишних движений, сохранения стройного положения корпуса, взаимосвязи всех частей тела, отсутствие напряжения, особенно в области плечевого пояса.
Занятия музыкой, и в частности игра на фортепиано, всегда связаны с эмоциональными переживаниями. Урок, проводимый преподавателем, тоже должен быть эмоционально окрашен. Преподаватель достигает положительных результатов, если будет широко пользоваться такими эмоциональными средствами педагогического воздействия как напевание, дирижирование, живой показ на инструменте. Для технического роста учащихся большое значение имеет развитие привычки к точному соблюдению аппликатурных указаний. Сложность произведений не должна превышать возможностей ученика, при необходимости педагог вправе снизить репертуарные требования на класс или два ниже программных репертуарных требований. Исполнительские и технические навыки должны сочетаться с развитием навыка чтения с листа. Важно сочетать изучение небольшого количества относительно сложных произведений с прохождением большого количества относительно легких, доступных для быстрого разучивания произведений, закрепляющих полученные навыки и доставляющие удовольствие от музицирования. Некоторым учащимся, не имеющим хорошую музыкальную память, не обязательно запоминать наизусть все произведения, это позволит пройти по нотам большее количество полезных и интересных пьес, что гораздо важнее. В репертуар необходимо включать произведения исполнения в ансамбле, это позволяет маленьким музыкантам при пока ограниченных пианистических возможностях играть более интересные по звучанию пьесы. Желательно, чтобы ученик попробовал свои силы в качестве концертмейстера. Для этого лучше подобрать произведения для основного инструмента, на котором он учится по специальности. Произведения должны быть более легкими, а партию солиста может исполнять на фортепиано педагог.
Наряду с фортепианными произведениями из классического репертуара ученику необходимо исполнять различные переложения популярной музыки (русские народные пьесы, романсы), детские песни, эстрадные мелодии. Главное, чтобы текст был понятен ребенку, пианистически удобен и ориентирован на возможности учащегося.
На основе большого количества легких, понятных, интересных ребенку пьес, не обязательно пройденных с отделкой, расширяется музыкальный кругозор, закрепляются изученные технические приемы, приобретается навык чтения с листа.
Играя переложения песен (мелодии с аккомпанементом) ученик учится применять различные фактурные варианты аккомпанемента, что пригодится ему в дальнейшем при самостоятельном музицировании.
Желательно привлекать учеников к сценическим выступлениям, участию в музыкально-тематических вечерах, фестивалях, классных и школьных концертах, что можно засчитывать как зачет. Дети, участвуя в концертах, видят как приятно для слушателей, особенно для родителей, их умение играть на фортепиано, и сами получают удовольствие. Обучение становится интересным, осмысленным, ребенок учится делать то, что пригодится ему после окончания школы – читать с листа, уметь самостоятельно работать с текстом, самому изучать и исполнять новые произведения, играть популярные песни для семьи и друзей.
Эстетическое воспитание, развитие творческого начала у юного музыканта – работа достаточно сложная и многогранная. В ней должны участвовать не только школа, но и семья. Преподаватели знают как важно участие родителей в музыкальной судьбе ребенка. Как развить музыкальные задатки, как добиться, чтобы дети полюбили музыку? Ясно одно – музыкальное воспитание не будет успешным без участия семьи.
«Хорошие родители важнее хороших педагогов», - сказал Генрих Нейгауз. И это действительно так, потому что именно семья должна «заражать» любовью к музыке или хотя бы поддерживать к ней интерес.
И в заключении хотелось бы отметить способы решения задачи развития творческого начала у ребенка. Необходимо подчеркнуть, что делать это нужно не только во время учебного процесса, но и во внеурочное время, проводя определенную внеклассную работу: возможность публичных выступлений не менее 4-5 раз, классные часы, тематические вечера, конкурсы на самостоятельное исполнение пьес, по чтению нот с листа, принимать участие в районном конкурсе «Юный композитор», посещать концерты профессиональных музыкантов.
Используемая литература.
1. Вопросы музыкальной педагогики – сост. Натансон
2. Работа над художественным произведением и формирование музыкального мышления исполнителя – О. Шульмяков
3. Пути активизации музыкально-эстетического воспитания школьников – Берлянчик
4. Слушание музыки – Н. Царева
5. Импровизация – О.Геталова
6. Вопросы методики музыкального воспитания детей – изд. «Музыка»
7. Звуковой мир музыки – Назайкинский
8.Музыкальные способности – Д. Кикнарская
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Декламационный метод обучения как средство развития музыкальных способностей у младших школьников в классе фортепиано
Эта методическая разработка предназначена для развития музыкальных творческих способностей школьников на основе использования декламационного метода обучения. Полезна для преподавателей по классу форт...
Декламационный метод обучения как средство развития музыкальных способностей у младших школьников в классе фортепиано
Эта методическая разработка предназначена для развития музыкальных творческих способностей школьников на основе использования декламационного метода обучения. Полезна для преподавателей по классу форт...
Декламационный метод обучения как средство развития музыкальных способностей у младших школьников в классе фортепиано
Эта методическая разработка предназначена для развития музыкальных творческих способностей школьников на основе использования декламационного метода обучения. Полезна для преподавателей по классу форт...
Декламационный метод обучения как средство развития музыкальных способностей у младших школьников в классе фортепиано
Эта методическая разработка предназначена для развития музыкальных творческих способностей школьников на основе использования декламационного метода обучения. Полезна для преподавателей по классу форт...
Методическое сообщение : "Развитие музыкального слуха в процессе обучения игре на фортепиано"
Эта работа посвящена развитию слуха у учащихся в классе специального фортепиано....
Методическое сообщение "Развитие музыкальных способностей детей и подход педагога к одарённым учащимся"
В материале сделаны попытки найти ответы на вопросы: что такое способность?, что необходимо для развития способностей?, Как построить обучение с талантливыми детьми?...
Методическая разработка"Развитие музыкальных способностей учащихся музыкальных школ"
Методическая разработка "Развитие музыкальных способностей учащихся музыкальных школ" состоит из пояснительной записки, основной части работы где раскрываются содержания понятий "музыка...