Концепция
методическая разработка по музыке по теме
Важнейшей задачей современного школьного образования является формирование высокоразвитой личности, способной эффективно усваивать знания, принимать нестандартные решения и умеющей творчески мыслить. Перемены в жизни современной школы требуют от учителя музыки умения придать учебно-воспитательному процессу развивающий характер, активизировать мыслительную деятельность учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontseptsiya.doc | 60.5 КБ |
kontseptsiya.doc | 60.5 КБ |
Новогодний праздник для 5-7 классов | 42.5 КБ |
kultura_rossii_v_19_veke.doc | 64 КБ |
muzyka_rozhdaet_dvizhenie.doc | 50 КБ |
muzykalno-_poeticheskiy_chas.doc | 48 КБ |
otkudv_vzyalis_noty.doc | 46 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
КАК СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
УЧАЩИХСЯ
Важнейшей задачей современного школьного образования является формирование высокоразвитой личности, способной эффективно усваивать знания, принимать нестандартные решения и умеющей творчески мыслить. Перемены в жизни современной школы требуют от учителя музыки умения придать учебно-воспитательному процессу развивающий характер, активизировать мыслительную деятельность учащихся.
Цель музыкально-эстетического развития в общеобразовательной школе – сформировать художественную культуру учащихся в контексте различных видов творческого познания действительности и оптимизировать созидательные качества личности.
Одной из тенденций музыкального образования школьников является прогресс интеграции искусств. Каждый вид искусства обладает особыми возможностями проникновения в духовную жизнь человека. Освоение ребенком музыки в комплексе с другими видами искусства является необходимым условием для всестороннего и гармоничного развития его художественной культуры.
Считаю, что большое влияние на развитие творческих способностей ребенка оказывает музыка. Во вступительной статье к программе по музыке Д.Кабалевский писал: "Всемирно развивая различные формы приобщения школьников к музыке, всегда надо иметь в виду, что в основе любой из этих форм лежит эмоциональное, активное восприятие музыки. Восприятие музыки нельзя сводить к одному из "видов деятельности" учащихся, ... активное восприятие музыки - основа музыкального воспитания в целом, всех его звеньев". Таким образом, возникает двойная связь: восприятие музыки – все виды музыкальной деятельности; связь, которая и обусловливает неразрывность и единство всей музыкальной деятельности учащихся.
На мой взгляд, преподавание уроков музыки через межпредметные связи является важным из способов интеллектуального развития школьников.
В основе преподавания лежит соответствие содержания образования природы ребенка и его предрасположенности к творческим видам деятельности, что становится предпосылкой его интеллектуального развития творческого воображения.
Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки - одна из самых активных форм приобщения к ней, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли. Бессмысленно говорить о каком-либо воздействии музыки на духовный мир детей и подростков, если они не научились слышать музыку, как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, художественные идеи и образы.
Только самостоятельное творчество детей на уроке разбудит их дремлющие способности. Поэтому много внимания уделяю видам деятельности, развивающим именно творческую жилку в ребенке. На своих уроках стремлюсь наряду со слушанием музыки и вокально-хоровым исполнением уделять значительное место пластическому интонированию, импровизации.
Методика преподавания уроков музыки через межпредметные связи - это система методических приемов и практических заданий разного рода, основанных на том, что окружающая среда способна интегрировать в себе многообразие предметного мира, включающего художественные формы, ритмы, цветовые сочетания, звуки, запахи и др. Поэтому изучение искусства проходит через пространственную среду. При этом учитывается, что различные виды искусства зарождаются и существуют сразу в нескольких предметно-пространственных сферах:
- сфера исторической эпохи;
- пространство природы и сферы жизни;
- пространство и время творения музыкальных произведений;
- предметно-пространственные представления музыканта-автора;
- сфера общения музыканта и живущих рядом людей;
- художественное пространство, которое возникает вовремя творения музыки;
- пространственное окружение и среда, в которой музыкант творит;
- пространство звука, цвета, света, движения и т.д.
Исходя из опыта работы считаю, что методика преподавания уроков музыки через межпредметные дает возможность:
- включать разные типы художественного мышления;
- визуально наблюдать развитие дифференцированного зрения в процессе разных видов восприятия (зрительного, слухового, звукового, слова, движения, ощущения, осязания) и практической деятельности;
- осваивать историю культуры родного края, мирового художественного наследия;
- развивать фантазию и воображение, собственное творчество учащихся, самостоятельное порождение музыкального продукта в разных формах искусства.
Убежден, что взаимосвязь музыки и других видов искусств служит рациональная организация активной деятельности учащихся на уроке. Взаимосвязанное обучение возбуждает интерес к знанию. Глубокий интерес формируется под воздействием как содержания материала, так и приемов, которые заставляют учащихся думать, совершать поиск. Свойства музыкального искусства яснее предстанут перед школьниками в сопоставлении со спецификой изобразительного искусства, а разнообразный художественный контекст создаст условия, когда четче выявляется специфическая природа искусства как такового. Изучение таких понятий, как интонация, образ и образность, тема, идея, композиция, стиль, по моему мнению, сегодня необходимо осуществлять только при широком привлечении знаний, приобретенных на уроках музыки, в процессе индивидуального и коллективного, внеклассного и внешкольного общения с искусством.
Ставлю перед собой следующие задачи педагогической деятельности:
1. Внедрение на уроках музыки форм и методов работы с заданиями, способствующими интеллектуальному развитию учащихся.
2. Подбор тематического материала, разработка способов творческой работы, направленной на развитие интеллектуальных умений.
3. Вовлечение во внеклассную работу учащихся с целью развития их творческих способностей, выявление одаренных детей.
Наиболее результативными средствами достижения цели на моих уроках являются следующие формы и методы организации работы на уроке: тематические уроки; работа с иллюстрацией, литературным текстом; анализ музыкального произведения; индивидуальная и групповая работа; сравнение различных видов искусств.
При планировании уроков музыки всегда учитываю то, что музыкальный материал необходимо структурировать в определенной последовательности, в соответствии с системой усваиваемых знаний; музыкальные знания учащихся должны базироваться на отношении к музыке как особо организованной речи и в этом контексте должны осмысливаться учащимися средства музыкальной выразительности; практические умения и навыки формируются в процессе учебной деятельности учащихся, которая должна иметь эвристическую творческую направленность.
При этом важно избегать «перегруженности» урока теорией, т.к. основная цель введения нового материала - практическое овладение культурой прослушивания, приобретение навыков анализа средств музыкальной выразительности как пути к самостоятельному освоению школьниками лучших образцов современней классической музыки.
В контексте описываемой методики предлагаю пример знакомства учащихся с маршем.
В начале урока обращаю внимание учащихся на то, что музыка всех маршей (за исключением, конечно, кавалерийских) передает шаг идущего человека, его поступь, его движение: то чуть убыстренное - в спортивных маршах, то замедленное - в маршах торжественных и траурных, то спокойное - в обычном, походном марше (даже игрушечные марши изображают хоть и игрушечный шаг, но все-таки шаг одушевленной игрушки).
Марш, маршевая поступь появляются во всех музыкальных сочинениях, где есть человек, где о человеке рассказывается. Без маршей нет, практически, ни одной оперы, ни одного балета. Основываясь на интеллектуальном умении сравнивать и обобщать содержательный материал,
в ходе урока подвожу учащихся к выводу, что в опере марш чаше всего песенного характера, в балете - танцевального.
Самой важной и непростой задачей является сопоставление двух маршей в фортепианном звучании — «Марша Тореадора» из оперы «Кармен» Ж. Бизе и «Марша» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского.
Поскольку учащиеся уже знают, что песня ведет нас в оперу, а танец - в балет, предлагаю им внимательно вслушаться в эти два марша, чтобы почувствовать (именно почувствовать, а не умозрительно понять), какой марш из балета и какой из оперы. Для меня важно, чтобы они ощутили танцевальный характер одного и песенный характер другого и уяснили представление о песенном, танцевальном и маршевом характере музыки.
На последующих уроках эти два марша учащиеся прослушивают так, как они звучат в спектаклях (в исполнении симфонического оркестра, хора). Считаю важным, чтобы дети не только почувствовали, но и осознали различие между маршем песенного характера и маршем танцевального характера (обращаю внимание на певучесть мелодии одного марша, танцевальную легкость мелодии другого и т. д.).
Уверен, что чувственное восприятие и осознанное восприятие, отличаясь по механизмам, в совокупности позволяют глубже усваивать изучаемый материал, сохранять его в долговременной памяти.
Материалом для занятий по теме «Можем ли мы увидеть музыку» должна стать та музыка, которая в действительности объективно содержит в себе какие-либо достаточно конкретные зрительные образы. Примерами такой музыки могут служить хорошо известные сочинения «Попутная песня» М. Глинки, «Полюшко» Л. Книппера, а также самые маленькие песенки из уроков II класса, например, «Дон-дон». Надо, однако, учесть, что зрительные образы возникают в значительной мере благодаря тому, что они описаны в тексте песен или названы в их заглавиях. Это, можно сказать, наиболее простой путь от музыки к зрительным образам (тут часто возникает даже опасность того, что ученики не столько слушают музыку таких сочинений, сколько мысленно фантазируют по поводу их текста или названия).
Более сложная связь со зрительными образами устанавливается в программной (особенно изобразительного характера) музыке, которая направляет восприятие учащихся по совершенно точному пути. Однако учащимся V класса оказываются доступными даже непростые образы программной музыки.
Наконец, следующая ступень развития учащимися - способность «увидеть» музыку наступает тогда, когда музыка, не имеющая ни текста, ни программы, вызывает в их сознании ассоциации с определенными жизненными картинами, а так же с произведениями тех или иных художников. Так, многие лирические сочинения Чайковского и Рахманинова заставляют вспомнить красоту и неповторимость русской природы. В музыке Чайковского и Рахманинова дети выявляют отзвуки русской народной песни, которая неотделима от русской природы).
В который раз убеждаюсь в том, что, слушая, например, музыку Чайковского или Рахманинова, учащиеся вспоминают о пейзажах Левитана или Саврасова, но этого никогда не случается при прослушивании музыки Бетховена или Хачатуряна.
Тема связи музыки со зрительными образами решается мной значительно проще, если, например, показываю ученикам репродукции картин Мане «Флейтист», Караваджо «Лютнист», Грекова «Трубачи Первой Конной армии» и др. Глядя на эти картины, всматриваясь и «вслушиваясь» (!) в них, дети слышат своим внутренним слухом звучание инструментов и даже могут рассказать о характере исполняемой музыки.
Однако не только такие картины «звучат», вызывают в нашем сознании звучание той или иной музыки. Например, само название картины Левитана «Вечерний звон» говорит о том, что художник, создавая ее, рисовал не только то, что видел, но и то, что слышал. И ученики тоже, конечно, не воспринимают эту картину как «немую». Одни из них слышат колокольный звон; другие - народную песню «Вечерний звон», очень близкую по настроению к левитановской картине; третьи слышат, как над рекой плывет мелодия другой какой-то песни, которую тихо напевают гребцы на другой лодке. Все эти решения как будто и разные, но все они точно отражают действительное звучание картины Левитана.
А вот когда учащиеся всматриваются и «вслушиваются» в картину Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (тут, правда, будет не музыка, а смех), дети слышат ее как картину сокрушительно громкую! А всматриваясь в репинских «Бурлаков на Волге», ребята, вероятно, слышат «Эй, ухнем!» и ясно чувствуют тот замедленный темп и огромное внутреннее напряжение, с которым эта песня «звучит» в картине.
«Музыка пробуждает воображение, фантазию ребенка, обостряет восприятие окружающего мира, углубляет представление о предметах и явлениях, то есть активизирует творческие силы разума», - писал В.А.Сухомлинский. Убежден, что творчество на уроках музыки представляет собой познавательно-поисковую музыкальную практику, связанную с самостоятельными действиями, с умениями оперировать знаниями, навыками, применять их в ранее неизвестных условиях, в новых видах практики. Оно предполагает непременное условие – отказ от стереотипных представлений. Творчество учащихся тем и ценно, что они сами открывают что-то новое, ранее неизвестное им в мире музыки.
Большое внимание уделяю слову о музыке, т.к. значение словесного метода в музыкальном воспитании очень велико. Слово о музыке должно быть ярким, образным, но предельно точным, направленным на творческую фантазию ребенка.
Прослушана музыка, задан вопрос - и нет ответа. Я не тороплюсь с подсказкой. Опираясь на музыкальный и жизненный опыт детей, я вместе с ними ищу художественно-образные связи содержания данного произведения с живописью, литературой, природой, жизнью.
Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. “Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю. ”(Китайская народная мудрость). Чтобы сделать музыку достоянием своего личного опыта им необходимо петь, играть на инструментах, танцевать, самим придумывать и изменять. Поэтому считаю, что необходимо уделять большое внимание творческому развитию учащихся в различных видах музыкальной деятельности: при слушании музыки, пении, игре на детских музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях.
Практика показала, что совместное музицирование – игра в оркестре, в ансамбле, пение в хоре, музыкальные постановки – прекрасно решают многие психологические проблемы общения: застенчивый ребенок может, участвуя в таком музыкальном действе, почувствовать себя в центре жизни; а творческий ребенок – проявит свою фантазию на деле. В творческом коллективе дети учатся проявлять терпение, выдержку, взаимопонимание и уважение.
Рассматриваю задачу музыкального воспитания, как комплексное развитие нравственно-эстетических чувств ребенка, его воображения, творческих и специальных музыкальных способностей.
Творчество детей на уроке понимаю как умение и желание сделать что-то по-своему, индивидуально и оригинально. “Сыграй, спой, станцуй, как ты хочешь” - эти магические слова распахивают перед ребенком невидимые ворота в мир фантазии, находчивости, изобретательности, где он не скован почти никакими ограничениями.
Стремлюсь к тому, чтобы музыка, звучащая на уроках в V классе, была богата идейно-художественным содержанием и сложностью музыкальной формы, что способствует, на мой взгляд, развитию музыкальных знаний и навыков учащихся. Так постепенно, на протяжении всех занятий, в V классе расширяю художественный и жизненный кругозор ребят. Стремлюсь к тому, чтобы различные виды искусства воспринимаются ими как связанные общими корнями ветви единой художественной культуры, изучение которой предстоит им в старших классах. И музыка все больше и больше раскрывает перед ними свои художественные богатства и жизненную содержательность.
Используемая литература
- Вендрова Т.Е. Воспитание музыкой. М. «Просвещение».1991.
Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М. «Просвещение». 1984. - Т.Г.Браже. «Интеграция предметов в современной школе», «Литература в школе», № 5, 1998 г.
- Е.И.Кубанцева. «Музыка в системе искусств и культуре в целом». «Искусство и образование», № 1, 2008 г.
- Е.И.Кубанцева. «Философские основания музыкально-эстетического воспитания», «Искусство и образование», № 3, 2009 г.
- А.А.Мелик-Пашев. «Интеграция и самоопределение», «Перемены», № 1, 2009 г.
Предварительный просмотр:
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
КАК СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
УЧАЩИХСЯ
Важнейшей задачей современного школьного образования является формирование высокоразвитой личности, способной эффективно усваивать знания, принимать нестандартные решения и умеющей творчески мыслить. Перемены в жизни современной школы требуют от учителя музыки умения придать учебно-воспитательному процессу развивающий характер, активизировать мыслительную деятельность учащихся.
Цель музыкально-эстетического развития в общеобразовательной школе – сформировать художественную культуру учащихся в контексте различных видов творческого познания действительности и оптимизировать созидательные качества личности.
Одной из тенденций музыкального образования школьников является прогресс интеграции искусств. Каждый вид искусства обладает особыми возможностями проникновения в духовную жизнь человека. Освоение ребенком музыки в комплексе с другими видами искусства является необходимым условием для всестороннего и гармоничного развития его художественной культуры.
Считаю, что большое влияние на развитие творческих способностей ребенка оказывает музыка. Во вступительной статье к программе по музыке Д.Кабалевский писал: "Всемирно развивая различные формы приобщения школьников к музыке, всегда надо иметь в виду, что в основе любой из этих форм лежит эмоциональное, активное восприятие музыки. Восприятие музыки нельзя сводить к одному из "видов деятельности" учащихся, ... активное восприятие музыки - основа музыкального воспитания в целом, всех его звеньев". Таким образом, возникает двойная связь: восприятие музыки – все виды музыкальной деятельности; связь, которая и обусловливает неразрывность и единство всей музыкальной деятельности учащихся.
На мой взгляд, преподавание уроков музыки через межпредметные связи является важным из способов интеллектуального развития школьников.
В основе преподавания лежит соответствие содержания образования природы ребенка и его предрасположенности к творческим видам деятельности, что становится предпосылкой его интеллектуального развития творческого воображения.
Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки - одна из самых активных форм приобщения к ней, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли. Бессмысленно говорить о каком-либо воздействии музыки на духовный мир детей и подростков, если они не научились слышать музыку, как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, художественные идеи и образы.
Только самостоятельное творчество детей на уроке разбудит их дремлющие способности. Поэтому много внимания уделяю видам деятельности, развивающим именно творческую жилку в ребенке. На своих уроках стремлюсь наряду со слушанием музыки и вокально-хоровым исполнением уделять значительное место пластическому интонированию, импровизации.
Методика преподавания уроков музыки через межпредметные связи - это система методических приемов и практических заданий разного рода, основанных на том, что окружающая среда способна интегрировать в себе многообразие предметного мира, включающего художественные формы, ритмы, цветовые сочетания, звуки, запахи и др. Поэтому изучение искусства проходит через пространственную среду. При этом учитывается, что различные виды искусства зарождаются и существуют сразу в нескольких предметно-пространственных сферах:
- сфера исторической эпохи;
- пространство природы и сферы жизни;
- пространство и время творения музыкальных произведений;
- предметно-пространственные представления музыканта-автора;
- сфера общения музыканта и живущих рядом людей;
- художественное пространство, которое возникает вовремя творения музыки;
- пространственное окружение и среда, в которой музыкант творит;
- пространство звука, цвета, света, движения и т.д.
Исходя из опыта работы считаю, что методика преподавания уроков музыки через межпредметные дает возможность:
- включать разные типы художественного мышления;
- визуально наблюдать развитие дифференцированного зрения в процессе разных видов восприятия (зрительного, слухового, звукового, слова, движения, ощущения, осязания) и практической деятельности;
- осваивать историю культуры родного края, мирового художественного наследия;
- развивать фантазию и воображение, собственное творчество учащихся, самостоятельное порождение музыкального продукта в разных формах искусства.
Убежден, что взаимосвязь музыки и других видов искусств служит рациональная организация активной деятельности учащихся на уроке. Взаимосвязанное обучение возбуждает интерес к знанию. Глубокий интерес формируется под воздействием как содержания материала, так и приемов, которые заставляют учащихся думать, совершать поиск. Свойства музыкального искусства яснее предстанут перед школьниками в сопоставлении со спецификой изобразительного искусства, а разнообразный художественный контекст создаст условия, когда четче выявляется специфическая природа искусства как такового. Изучение таких понятий, как интонация, образ и образность, тема, идея, композиция, стиль, по моему мнению, сегодня необходимо осуществлять только при широком привлечении знаний, приобретенных на уроках музыки, в процессе индивидуального и коллективного, внеклассного и внешкольного общения с искусством.
Ставлю перед собой следующие задачи педагогической деятельности:
1. Внедрение на уроках музыки форм и методов работы с заданиями, способствующими интеллектуальному развитию учащихся.
2. Подбор тематического материала, разработка способов творческой работы, направленной на развитие интеллектуальных умений.
3. Вовлечение во внеклассную работу учащихся с целью развития их творческих способностей, выявление одаренных детей.
Наиболее результативными средствами достижения цели на моих уроках являются следующие формы и методы организации работы на уроке: тематические уроки; работа с иллюстрацией, литературным текстом; анализ музыкального произведения; индивидуальная и групповая работа; сравнение различных видов искусств.
При планировании уроков музыки всегда учитываю то, что музыкальный материал необходимо структурировать в определенной последовательности, в соответствии с системой усваиваемых знаний; музыкальные знания учащихся должны базироваться на отношении к музыке как особо организованной речи и в этом контексте должны осмысливаться учащимися средства музыкальной выразительности; практические умения и навыки формируются в процессе учебной деятельности учащихся, которая должна иметь эвристическую творческую направленность.
При этом важно избегать «перегруженности» урока теорией, т.к. основная цель введения нового материала - практическое овладение культурой прослушивания, приобретение навыков анализа средств музыкальной выразительности как пути к самостоятельному освоению школьниками лучших образцов современней классической музыки.
В контексте описываемой методики предлагаю пример знакомства учащихся с маршем.
В начале урока обращаю внимание учащихся на то, что музыка всех маршей (за исключением, конечно, кавалерийских) передает шаг идущего человека, его поступь, его движение: то чуть убыстренное - в спортивных маршах, то замедленное - в маршах торжественных и траурных, то спокойное - в обычном, походном марше (даже игрушечные марши изображают хоть и игрушечный шаг, но все-таки шаг одушевленной игрушки).
Марш, маршевая поступь появляются во всех музыкальных сочинениях, где есть человек, где о человеке рассказывается. Без маршей нет, практически, ни одной оперы, ни одного балета. Основываясь на интеллектуальном умении сравнивать и обобщать содержательный материал,
в ходе урока подвожу учащихся к выводу, что в опере марш чаше всего песенного характера, в балете - танцевального.
Самой важной и непростой задачей является сопоставление двух маршей в фортепианном звучании — «Марша Тореадора» из оперы «Кармен» Ж. Бизе и «Марша» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского.
Поскольку учащиеся уже знают, что песня ведет нас в оперу, а танец - в балет, предлагаю им внимательно вслушаться в эти два марша, чтобы почувствовать (именно почувствовать, а не умозрительно понять), какой марш из балета и какой из оперы. Для меня важно, чтобы они ощутили танцевальный характер одного и песенный характер другого и уяснили представление о песенном, танцевальном и маршевом характере музыки.
На последующих уроках эти два марша учащиеся прослушивают так, как они звучат в спектаклях (в исполнении симфонического оркестра, хора). Считаю важным, чтобы дети не только почувствовали, но и осознали различие между маршем песенного характера и маршем танцевального характера (обращаю внимание на певучесть мелодии одного марша, танцевальную легкость мелодии другого и т. д.).
Уверен, что чувственное восприятие и осознанное восприятие, отличаясь по механизмам, в совокупности позволяют глубже усваивать изучаемый материал, сохранять его в долговременной памяти.
Материалом для занятий по теме «Можем ли мы увидеть музыку» должна стать та музыка, которая в действительности объективно содержит в себе какие-либо достаточно конкретные зрительные образы. Примерами такой музыки могут служить хорошо известные сочинения «Попутная песня» М. Глинки, «Полюшко» Л. Книппера, а также самые маленькие песенки из уроков II класса, например, «Дон-дон». Надо, однако, учесть, что зрительные образы возникают в значительной мере благодаря тому, что они описаны в тексте песен или названы в их заглавиях. Это, можно сказать, наиболее простой путь от музыки к зрительным образам (тут часто возникает даже опасность того, что ученики не столько слушают музыку таких сочинений, сколько мысленно фантазируют по поводу их текста или названия).
Более сложная связь со зрительными образами устанавливается в программной (особенно изобразительного характера) музыке, которая направляет восприятие учащихся по совершенно точному пути. Однако учащимся V класса оказываются доступными даже непростые образы программной музыки.
Наконец, следующая ступень развития учащимися - способность «увидеть» музыку наступает тогда, когда музыка, не имеющая ни текста, ни программы, вызывает в их сознании ассоциации с определенными жизненными картинами, а так же с произведениями тех или иных художников. Так, многие лирические сочинения Чайковского и Рахманинова заставляют вспомнить красоту и неповторимость русской природы. В музыке Чайковского и Рахманинова дети выявляют отзвуки русской народной песни, которая неотделима от русской природы).
В который раз убеждаюсь в том, что, слушая, например, музыку Чайковского или Рахманинова, учащиеся вспоминают о пейзажах Левитана или Саврасова, но этого никогда не случается при прослушивании музыки Бетховена или Хачатуряна.
Тема связи музыки со зрительными образами решается мной значительно проще, если, например, показываю ученикам репродукции картин Мане «Флейтист», Караваджо «Лютнист», Грекова «Трубачи Первой Конной армии» и др. Глядя на эти картины, всматриваясь и «вслушиваясь» (!) в них, дети слышат своим внутренним слухом звучание инструментов и даже могут рассказать о характере исполняемой музыки.
Однако не только такие картины «звучат», вызывают в нашем сознании звучание той или иной музыки. Например, само название картины Левитана «Вечерний звон» говорит о том, что художник, создавая ее, рисовал не только то, что видел, но и то, что слышал. И ученики тоже, конечно, не воспринимают эту картину как «немую». Одни из них слышат колокольный звон; другие - народную песню «Вечерний звон», очень близкую по настроению к левитановской картине; третьи слышат, как над рекой плывет мелодия другой какой-то песни, которую тихо напевают гребцы на другой лодке. Все эти решения как будто и разные, но все они точно отражают действительное звучание картины Левитана.
А вот когда учащиеся всматриваются и «вслушиваются» в картину Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (тут, правда, будет не музыка, а смех), дети слышат ее как картину сокрушительно громкую! А всматриваясь в репинских «Бурлаков на Волге», ребята, вероятно, слышат «Эй, ухнем!» и ясно чувствуют тот замедленный темп и огромное внутреннее напряжение, с которым эта песня «звучит» в картине.
«Музыка пробуждает воображение, фантазию ребенка, обостряет восприятие окружающего мира, углубляет представление о предметах и явлениях, то есть активизирует творческие силы разума», - писал В.А.Сухомлинский. Убежден, что творчество на уроках музыки представляет собой познавательно-поисковую музыкальную практику, связанную с самостоятельными действиями, с умениями оперировать знаниями, навыками, применять их в ранее неизвестных условиях, в новых видах практики. Оно предполагает непременное условие – отказ от стереотипных представлений. Творчество учащихся тем и ценно, что они сами открывают что-то новое, ранее неизвестное им в мире музыки.
Большое внимание уделяю слову о музыке, т.к. значение словесного метода в музыкальном воспитании очень велико. Слово о музыке должно быть ярким, образным, но предельно точным, направленным на творческую фантазию ребенка.
Прослушана музыка, задан вопрос - и нет ответа. Я не тороплюсь с подсказкой. Опираясь на музыкальный и жизненный опыт детей, я вместе с ними ищу художественно-образные связи содержания данного произведения с живописью, литературой, природой, жизнью.
Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. “Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю. ”(Китайская народная мудрость). Чтобы сделать музыку достоянием своего личного опыта им необходимо петь, играть на инструментах, танцевать, самим придумывать и изменять. Поэтому считаю, что необходимо уделять большое внимание творческому развитию учащихся в различных видах музыкальной деятельности: при слушании музыки, пении, игре на детских музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях.
Практика показала, что совместное музицирование – игра в оркестре, в ансамбле, пение в хоре, музыкальные постановки – прекрасно решают многие психологические проблемы общения: застенчивый ребенок может, участвуя в таком музыкальном действе, почувствовать себя в центре жизни; а творческий ребенок – проявит свою фантазию на деле. В творческом коллективе дети учатся проявлять терпение, выдержку, взаимопонимание и уважение.
Рассматриваю задачу музыкального воспитания, как комплексное развитие нравственно-эстетических чувств ребенка, его воображения, творческих и специальных музыкальных способностей.
Творчество детей на уроке понимаю как умение и желание сделать что-то по-своему, индивидуально и оригинально. “Сыграй, спой, станцуй, как ты хочешь” - эти магические слова распахивают перед ребенком невидимые ворота в мир фантазии, находчивости, изобретательности, где он не скован почти никакими ограничениями.
Стремлюсь к тому, чтобы музыка, звучащая на уроках в V классе, была богата идейно-художественным содержанием и сложностью музыкальной формы, что способствует, на мой взгляд, развитию музыкальных знаний и навыков учащихся. Так постепенно, на протяжении всех занятий, в V классе расширяю художественный и жизненный кругозор ребят. Стремлюсь к тому, чтобы различные виды искусства воспринимаются ими как связанные общими корнями ветви единой художественной культуры, изучение которой предстоит им в старших классах. И музыка все больше и больше раскрывает перед ними свои художественные богатства и жизненную содержательность.
Используемая литература
- Вендрова Т.Е. Воспитание музыкой. М. «Просвещение».1991.
Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М. «Просвещение». 1984. - Т.Г.Браже. «Интеграция предметов в современной школе», «Литература в школе», № 5, 1998 г.
- Е.И.Кубанцева. «Музыка в системе искусств и культуре в целом». «Искусство и образование», № 1, 2008 г.
- Е.И.Кубанцева. «Философские основания музыкально-эстетического воспитания», «Искусство и образование», № 3, 2009 г.
- А.А.Мелик-Пашев. «Интеграция и самоопределение», «Перемены», № 1, 2009 г.
Предварительный просмотр:
«Новый год к нам мчится» звучит музыка
Выбегают скоморохи. В руках у них трещетки, балалайки. На фоне балаганного наигрыша они кувыркаются, приплясывать, делают колесо.
1 скоморох: Хороший день!
2 скоморох: Веселый день!
ВМЕСТЕ: Сегодня к нам пришел!
3скоморох: Сегодня здесь гостей не счесть,
Всем очень хорошо!
4скоморох: Как в морозный день гости съехались
5скоморох: В новогодний день, самый красочный.
1 ск :Сколько песен здесь!
2 ск.: Сколько смеха здесь!
3 ск.: Сколько радости самой праздничной!
4 ск.: Итак, друзья, у нас сегодня
ВМЕСТЕ: Веселый праздник новогодний!
(скоморохи убегают, кувыркаясь)
Мелодия «В лесу родилась ёлочка»
Ёлочка, слышите, подаёт сигнал
Открываем мы новогодний бал!
Нам пора идти в сказку новую,
В сказку новую небывалую!
Два СКОМОРОХА выносят ТРОН.
На троне сидит КОРОЛЬ.
Скоморохи усаживаются у его ног.
КОРОЛЬ: Я- король Сказочного Королевства. У меня сегодня во дворце праздник, и я совсем сбился с ног.
(обращается к залу) Вы понимаете, какое велико дело- праздник?! Да не какой-нибудь, а НОВЫЙ ГОД!!!!
Итак, внимание! Внимание!
Всех просим затаить дыхание.
На радость всем и удивленье
Мы начинаем преставленье!
Король: А может лучше не начинать?
Ведь праздник – это вещь не праздная!
У Короля заботы разные.
Такая служба несуразная,
Невероятная судьба!
Да может плюнуть на всё и уйти в монастырь? Пожить в своё удовольствие?
(Король встаёт с трона. Скоморохи уносят трон и сами уходят.
Король остаётся у ёлки один невесёлый и огорчённый)
Новый год- это время сказок и чудес, время волшебства.
Ёлка (голос):Послушайте, Ваше Величество! Сойдите же наконец с моей ветки! Вы отдавите её!
Король: Ёлка разговаривает?! А , это кто-то спрятался за ней! А ну-ка, выходи!
(ищет кого-то под ёлкой, но не находит)
Ёлка: Чем бегать вокруг да около, объявляйте, Ваше Величество, выход Деда Мороза и Снегурочки!
Король: (громко и важно) Их Праздничное Величество- Дед Мороз и Снегурочка!
Звучит ТОРЖЕСТВЕННАЯ М У З Ы К А
В ЗАЛ ВХОДЯТ ДЕД МОРОЗ И СНЕГУРОЧКА
Снегурочка: Давно обычай есть на свете
У ёлки Новый год встречать
И наш приход, друзья, поверьте,
Никто не может задержать!
Дед Мороз:
Нам дожидаться нечего
И впрямь начать пора!
Нас ждёт веселье с вечера
До самого утра!
Наденьте маски на ходу-
Бал-маскарад идёт!
Не каждый день, а раз в году
Приходит Новый год!!!
Снегурочка:
Мы так хотим, чтоб гости все
Плясали, песни пели!
Готовы веселиться мы
Хоть целую неделю!
И чтоб на празднике сегодня
Все гости не скучали!
А если всем понравится,
Мы всё начнём сначала!
Ёлка(голос):Прибыла группа артистов!
Король: Милости просим, гости дорогие!
Появляется НЕЧИСТЬ. Танцуют и поют…..
Снегурочка: Дедушка Мороз! Что-то здесь не так!
Ёлка(голос): Да это СЛУГИ Снежной Королевы!
Король: Как вы посмели на праздник явиться?
Баба-Яга:
Праздничек затеяли
Всем на удивленье?
Я пришла, что бы испортить
Ваше настроение!
Вы обидели меня!
Отомщу я вам сполна!!!
Ведущий:
Скажи нам в чём твоя обида?
На кого ты так сердита?
Наша в чём, скажи, вина?
Баба-Яга:
Вы обидели меня!
Обо мне совсем забыли
И к себе не пригласили!
Хоть бы кто одним цветочком
Телефонным хоть звоночком
Радость мне доставил-
Бабушку поздравил!
А я – тонкая фигура-
Музыку люблю, цветы…
А лицо моё-
Хоть на конкурс красоты!
Танцевать я обожаю:
Танго, твист, ламбаду, вальс.
Если есть партнёр достойный,
Станцевать могу для вас!
(Танцует)
Ведущий:
Эй, мальчишки, выходите!
И на танец пригласите!
Ей компанию составьте,
Настроение поправьте!
ПОД ВЕСЁЛУЮ М У З Ы К У МАЛЧИКИ ТАНЦУЮТ С БАБОЙ-ЯГОЙ
Б.-Я:
Уважили, спасибо! И с каким партнёром станцевала! Ишь какой соколик, так бы и съела!!!!
Ведущий: Баба-Яга, ты станцевал и угомонись! Смотри, какя у тебя скромная подружка!
Кикимора: А я ещё и умная!
(гордо рассказывает о себе)
Знания у меня глубоки:
Снегурочка- внучка Бабы- Яги,
Дед Мороз- злодей известный,
А Кощей- старик полезный.
Леший- троюродный дядя Гайдара
Приносит нам на Новый год подарок!
Ведущий:
Да, хороша, Баба-Яга, у тебя подружка! Нечего сказать!
Король: Ну ладно, оставайтесь на празднике! Только, чур не делать пакости!!!
Д.М.:
Много лет живу на свете
И все игры позабыл.
Вы зимой во что играете?
Кто мне может подсказать?
Нам во что сейчас играть?
Дети : В СНЕЖКИ! В СНЕЖКИ!
(ИГРА В СНЕЖКИ ПОД М У З Ы К У)
Снегурочка: Хорошо играете! Ловко в цель бросаете!
Д. М. :
Встречают песней Новый год!
Встречают пляской Новый год!
А кто стишок про Ёлку знает,
Надеюсь, нам его прочтёт?!
(ДОШКОЛЬНИКИ ЧИТАЮТ СТИХИ)
Снегурочка:
Становитесь-ка, ребята,
Все скорее в хоровод.
Песней, пляской и весельем
Встретим с вами Новый год!
ПЕСНЯ ВОКРУГ ЁЛКИ. ХОРОВОД.
Игра: «Кто самый внимательный?» (О.В. Колесник)
Дед Мороз: Варежка моя заколдованная: кто в руки кроме меня возьмёт, тот замёрзнуть может! Быстро под МУЗЫКУ будем передавать варежку. Как только музыка остановится, тот у кого варежка окажется в руках- замёрзнет. Заходи тогда в круг греться!
Итак, начали!
Выступление 3-го класса.
Дед Мороз: Есть среди вас(называет имена мальчиков- учеников 1,2,3,4 классов)?
Объявляю конкурс на лучший танец НА КОРТОЧКАХ!
Снегурочка: А есть среди вас(называет имена девочек)
Объявляю конкурс: «Кто быстрее съест конфету?»
КОНКУРС: «ПЕСНЯ-ТАНЕЦ»
Снегурочка: А теперь, встречайте! К нам праздник приехали Бурановские бабушки!
(ПЕСНЯ «ОЙ, СНЕГ, СНЕЖОК!»)
Выходит из-за Ёлки Трёхглавый Змей Горыныч.
(возмущённо)
1-ая голова:
Что я слышу? Шутки, песни!
Ой, да тут кругом народ!
Ух, набью я свой живот!
Скоро Новый год! Вот уж я отведу душеньку! Всех сожгу! Всех спалю! Всех сожру!
(все три головы мечтательно облизываются)
2-ая голова: Только, чур, депутатов не есть, а то опять отравимся!
Ведущий:
Нет-нет, постой, как это «сожру». Да кто же тебе позволит.
Змей Горыныч: А я и спрашивать не буду! Трепещите, жалкие людишки!!!
Скоморох: Понапрасну не хвались!
Лучше нас поберегись.
В звонкой пляске огневой,
Змей, сразимся мы с тобой!
Хоровод вокруг Ёлки.
Дед Мороз:
Я со Снегурочкой должен вас покинуть
Но праздник продолжается, друзья,
И помните, чтоб в трудностях не сгинуть
Вам силу духа потерять нельзя!
Снегурочка:
Играйте, пойте. Шумно веселитесь.
Ещё в разгаре Новогодний Бал.
На целый год задором зарядитесь,
Чтобы весь год был, вот такой запал!
Дед Мороз:
Расстаёмся мы, друзья!
Юный радостный народ,
Будем рады встрече с вами
Мы, ребята, через год!
Снегурочка:
Всем желаем мы здоровья,
Счастья, радости, добра!
Ну, а сказочным героям
В сказку всем давно пора.
ХОРОВОД « В ЛЕСУ РОДИЛАСЬ ЁЛОЧКА»
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок
(музыка, ИЗО, история)
ТЕМА УРОКА
"Культура России в 19 веке. Живопись, музыка."
(8 класс)
Чернов Герман Геральдович
Учитель музыки
МКОУ «Поселковая СОШ»
2011-2012
учебный год
Идея интегрированного урока – музыка, ИЗО, история - основана на комплексности подхода к обучению. Применение междисциплинарного метода направлено на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, а также с другими предметами художественной и познавательной деятельности. Междисциплинарное взаимодействие осуществляется «методом подхвата» (один за другим), что способствует более объёмному его восприятию и усвоению.
Тип урока
Урок-презентация нового материала с использованием ИКТ
Цели урока
сформировать у учащихся представление о российской культуре 19 века обратив внимание на ту атмосферу, в которой создавались выдающиеся произведения искусства
Задачи урока
- познакомить учащихся с творчеством композиторов и художником данного периода;
- подбирать материал по теме с использованием ИКТ,
- развивать навыки самостоятельной работы
- развивать воображение;
Необходимое оборудование и материалы
компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки.
ХОД УРОКА
1. Вступительная беседа
Тема нашего урока «Культура России 19 века». Культура многогранна. Что включает она в себя? (образование, наука, скульптура, живопись, музыка, архитектура, бут народа, литература….).
Мы сегодня будем говорить о живописи и музыке. Что такое культура? (ответы учащихся……).
Что мы уже знаем о культуре? (ответы учащихся…….).
Итак, культура – это совокупность духовных и материальных ценностей, выработанных определённой эпохой, определённым народом (Слайд 2).
Духовная культура представляет собой совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению (идеи, произведения литературы, живописи, музыки).
2. Изучение нового материала.
Условия формирования русской культуры.
- Какое направление было одним из ведущих в русской культуре первых десятилетий 19 века? (романтизм) (слайд 4).
- Что является отличительной чертой русского романтизма? (русский романтизм отличал повышенный интерес к национальной самобытности, традициям отечественной истории, утверждению сильной раскрепощённой личности) (слайд 4).
Одним из ярких представителей романтизма в живописи был Алексей Гаврилович Венецианов (слайд 5). Его картины стали настоящим открытием в русской живописи. Они были посвящены повседневному труду и быту крестьян. В работах 20 – х годов «На пашне. Весна» (слайд 6), «На жатве. Лето» (слайд 7) он изображал их жизнь в поэтических красках, тонко чувствуя и передавая красоту родной природы. (рассматриваем репродукции картин на экране) (слайд 6, 7).
- Какое ещё направление получает широкое развитие в 20 – 50 годы? (реализм) (слайд 8).
Реализм – направление в искусстве, ставящее своей целью наиболее полное отражение реальности в её наиболее типичных проявлениях (слайд 8). Стремление к реализму проявилось в работе Карла Павловича Брюллова (слайд 9) «Последний день Помпеи». Брюллов впервые в качестве героя представил народ, передав достоинство, героизм и величие простого человека в условиях природной катастрофы (анализ картины на экране) (слайд 10).
- Что же происходит в мире музыки в это время?
В 1815 году Катарино Кавос, итальянец по происхождению, много сделавший для развития русского искусства, пишет оперу «Иван Сусанин», (рассказывающую о подвиге крестьянина села Домнино, близ Костромы, Ивана Осиповича Сусанина, совершённый в начале 1613 года. Москва была тогда уже освобождена от польских интервентов, но отряды захватчиков ещё бродили по русской земле. Что бы помешать полному освобождению страны, один из таких отрядов хотел захватить в плен только что избранного русского царя Михаила Фёдоровича, жившего тогда неподалёку от Домнина. Но Сусанин, которого враги пытались сделать своим проводником, завёл захватчиков в глухой лес и погубил их, погибнув при этом сам.)
Эта ранняя опера страдала довольно примитивной драматургией, музыкальные эпизоды чередуются с разговорными диалогами, да и завершается опера благополучно – Иван Сусанин возвращается живым и здоровым домой. Такова была традиция – благодетель должна восторжествовать, несмотря на историческую правду.
- Кто далее развивает эту тему? (слайд 11)
В 1836 году в Петербурге состоялась премьера оперы Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин», рассказывающая о тех же событиях что и опера Кавоса, но Глинка создаёт первую в истории мировой музыки героическую народную музыкальную драму, где вся музыка проникнута народными песенными оборотами. До Глинки в русской музыке «простой люд» был показан только в повседневной жизни и не представлялся героями важных исторических событий. В этой роли выступали князья, полководцы, сказочные богатыри. В опере Глинки Иван Сусанин не бытовой персонаж, а великий герой, спасающий всю страну и народ выступает как активное действующее лицо (слайд 12, 13, 14 (смена слайдов по времени)).
- Послушайте, как мощно звучит хор «Славься», прославляющий землю русскую и народ, победивший своих врагов, вслушайтесь в слова этого хора «Славься, славься ты Русь моя! Славься родная моя земля! Да будет во веки веков сильна любимая наша родная страна» (муз. файл 1_Славься)
- Как общество отнеслось к появлению этой оперы?
Выдающийся музыкальный критик Одоевский писал «С оперой М. И. Глинки является то, что давно ищут и не находят в Европе – новая стихия в искусстве и начинается в его истории новый период – период русской музыки». Петербургские аристократы не скрывали своей враждебности к Глинке, который сделал героем монументальной исторической оперы простого крестьянина и написал музыку народного склада, они называли эту музыку «кучерской», на что Глинка отвечал «Это хорошо и даже верно, ибо кучера, по-моему, дельнее господ» (слайд 15).
- Как же сложилась судьба оперы?
По первоначальному замыслу Глинка назвал оперу «Иван Сусанин», но Николай Первый хотел чтобы народно-патриотическая опера воспринималась как прославление самодержавия, поэтому она была переименована в «Жизнь за царя» и царь милостиво похвалил композитора. В период советской власти опера шла под названием «Иван Сусанин». С изменением политической обстановки в стране сейчас она идёт в театрах России как «Жизнь за царя». Так политическая общественная жизнь оказывает влияние и на культурную жизнь.
Итак, в первые десятилетия 19 века русская культура прошла чрезвычайно важный этап в своём развитии. Если вначале при всём своеобразии она продолжала сохранять несколько подражательный характер по отношению к культуре Западной Европы, то постепенно в разных сферах культурной жизни России всё ярче проявляется интерес к своей стране с её реальными проблемами, к своему народу с его неповторимыми, только ему присущими чертами, всё более настойчивыми становятся попытки разобраться во всех сложностях своего исторического развития. Иными словами, русская культура переживает процесс становления национального самосознания.
- Какие события способствовали пробуждению национального самосознания? (слайд 16) (Отечественная война 1812 года, заставившая европейское образованное общество по новому взглянуть на народ, увидеть не тёмную массу, а героя способного пожертвовать всем ради спасения Родины, далее восстание декабристов, споры между западниками и славянофилами о судьбах России, о перспективах её развития).
Представители культуры, художники, композиторы чутко реагировали на эти споры, откликались на них своими произведениями. Одним из течений нового стиля стал критический реализм, выявивший неблагополучные стороны жизни и самим содержанием произведений как бы требовавший перемены к лучшему.
Одним из крупнейших художников этого направления являлся Василий Григорьевич Перов (слайд 17). Он сумел с обличительным пафосом показать многие неприглядные стороны современной жизни. В 1861 году Перов пишет картину «Сельский крестный ход на Пасхе» (слайд 18) (анализ картины на экране).
Особое впечатление производит картина, изображающая нелёгкую жизнь детей– «Тройка» (слайд 19) (анализ картины на экране).
Какие чувства вызывает картина? (сострадание, чувство жалости, желание чем-то помочь).
Нелёгкий, подневольный труд отражён и на картине Репина (слайд 20) «Бурлаки на Волге» (слайд 21) (анализ картины на экране)
И Перов, и Репин входили в содружество художников «Передвижники». Кто такие «Передвижники»? (ответы учащихся) (слайд 22, 23)
– Что же происходит в мире музыки?
В 1860 году в Петербурге создаётся содружество русских композиторов, получившее название Балакиревский кружок. В него вошли Милий Алексеевич Балакирев (глава кружка), Александр Бородин, Цезарь Кюи, Модест Мусоргский, Николай Римский-Корсаков (слайд 24).
- Посмотрите на портреты этих композиторов и посчитайте сколько было каждому в 1860 году: Балакиреву – 23, Бородину – 27, Кюи – 25, Мусоргскому – 21, Римскому-Корсакову – 16.
Это молодые люди. Балакирев учился в Казанском университете на математическом факультете. В 1855 году он встречается с Глинкой. Эта встреча изменила всю жизнь молодого человека. Он становится последователем и продолжателем дела Глинки. Бородин только что закончил Медико-хирургическую академию в Петербурге и не был ещё известным ученым.
Кюи специалист в области фортификации. Мусоргский учился в школе гвардейских прапорщиков, был произведён в офицеры. Римский-Корсаков молодой выпускник Петербургского морского корпуса. Как видите все члены «Могучей кучки» молодые люди, не профессиональные музыканты, получившие домашнее музыкальное образование, как было принято во всех дворянских семьях того времени. Что же их всех объединяло?
Прежде всего идея народности и правды искусства, приверженность к родной русской культуре, её истории, традиции, фольклору.
(слайд 25)
- Обращаясь к историческим событиям, как и Глинка, Бородин пишет оперу «Князь Игорь», которая рассказывает о неудачном походе князя Игоря против половцев.
- Послушайте фрагмент симфонии Бородина и посмотрите картины Васнецова. Можно ли сказать, что и музыка и живопись дополняют друг друга? (слайд 26, 27, 28) (муз. фрагмент 2_bogotirskay)
- Приверженность идеям Глинки можно встретить и в творчестве Мусоргского.
Знаменитая опера «Хованщина» переносит нас в 17 век, время правления Петра Первого о восстании в 1682 стрельцов и солдат Москвы. Послушайте вступление к этой опере. Какое впечатлении складывается у вас, слушая эту музыку и рассматривая картины (слайд 29 - 33 (смена слайдов по времени)) (муз. фрагмент 3_rassvet)
(Слайд 34)
- Римский-Корсаков обращается в своём творчестве к сказочной и былинной тематике. Это оперы «Садко», «Снегурочка». Как моряк Николай Андреевич великолепно рисовал звуковые картины моря.
- Послушайте и посмотрите как перекликаются картины Айвазовского и музыка Римского-Корсакого (слайд 35 – 40 (смена слайдов по времени)) (муз. фрагмент 4_ okean more sinee)
Высказывания детей.
- Так же можно сказать и о картинах Левитана и музыки Чайковского (Слайд 41)
Слушая музыку и рассматривая картины, скажите, какое появляется настроение?
(Слайд 42 – 49 (смена слайдов по времени)) (муз. фрагмент 5_ osennia pesnia)
- Обратите внимание на картину Сурикова «Взятие снежного городка». Во что одеты люди (полушубки, валенки) (Сдлайд 50)
- Сравните валенки на картине и валенки на нашей первокласснице (входит девочка в русском костюме и в валенках) (Слайд 50) (муз. фрагмент 6_ valenki)
- Это валенки 21 века. Именно в 19 веке изделии народных мастеров из предметов повседневного быта превращаются в произведения искусства. Эта традиция дошла и до наших дней, а народные песни приобретают новое звучание (звучит песня «Валенки»).
3. Итог.
Итак, мы с вами проследили этапы развития культуры России в 19 веке, связь времени и пришли к выводу, что с окончанием века не останавливается развитие культуры. Новый век вбирает в себя всё лучшее и развивает её дальше. И мы представители 20 и 21 века с удовольствием рассматривали картины и слушали музыку прошлого столетия.
Домашнее задание.
Написать сообщение и презентацию (в программе Power Point) на тему «Литературные произведения IX века?», использованием интернет-ресурсов
В помощь учителю
Список Интернет-ресурсов:
http://ricolor.org/history/cu/his_cult/19_v/
http://mikhalkevich.narod.ru/kyrs/Cvetovedenie/roman.htm
http://www.art-storona.ru/2006/4/article26.php
Репродукции картин:
http://www.bibliotekar.ru/Kartiny2/index.htm
http://smallbay.ru/ayvasovski.html
Библиографический список:
- Большая советская энциклопедия. 1969-1978 г.г.
- Валошин М. Лирики творчества. Л.,1988.
Ильина Т.В. История искусства. Русское и советское искусство. М.,1989. - Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. М.,1990.
- История России. Атласс школьника «История России с древнейших времён до начала 21 века». Издательство Дрофа Москва 2009 год.
- История России с древних времён до конца 19 века. Методическое пособие к учебнику Н. И. Павленко, И. Л. Андреева, Л. М. Ляшенко. Издательство Дрофа 10 класс.
- Келдыш Ю. История русской музыки. Часть вторая. М.- Л. Государственное музыкальное издательство. 1947. 390 стр.
- Крюков А.Н. "Могучая кучка". Л., Лениздат 1977г. 272 с., илл.
CD-диск:
8.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия «Знания обо всём».
9.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. «Уроки Отечественной истории Кирилла и Мефодия 19 – 20 веков».
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное
общеобразовательное учреждение
«Поселковая Средняя общеобразовательная школа»
Урок музыки на основе авторской концепции
«Межпредметные связи на уроках музыки как средство интеллектуального развития учащихся»
ТЕМА УРОКА
«Музыка рождает движение»
данный урок музыки разработан
на основе рабочей программы
Д. Кабалевского
5 класс
общеобразовательной школы
ЧЕРНОВ ГЕРМАН ГЕРАЛЬДОВИЧ
учитель музыки
МКОУ «Поселковая СОШ»
2013
Цели урока:
- выявить взаимодействие изобразительного искусства и музыки;
- научить находить общее и различное между музыкой и живописью.
Задачи урока.
Дидактические (образовательные):
- формирование системы знаний, нацеленных на осмысление средств музыкальной выразительности;
- формирование умений сравнивать образы музыкальных произведений с образами произведений изобразительного искусства;
- побудить детей к самостоятельному поиску звуковых образов.
Развивающие:
- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение;
- развивать чувственные ощущения от прослушанных музыкальных произведений и произведений изобразительного ряда;
- развивать наглядно-образное мышление;
- развивать познавательную активность в процессе сравнивания музыки и живописи.
Воспитательные:
- воспитывать в детях эстетический вкус, стремление к творчеству;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Оборудование урока:
- репродукции картин: М. Грекова «Тачанка», «Трубачи Первой конной»;
- интерактивная доска;
- гармоника – хромка;
- музыкальный синтезатор;
- музыкальные инструменты ударной группы: барабаны, тарелки, бубен, ложки, барабанные палочки и обечайки.
План - конспект
Ход урока
Учитель: Здравствуйте, рад вас видеть. Давайте познакомимся. Меня зовут Герман Геральдович. Я преподаю музыку в Поселковой школе. Эти 20 минут нам предстоит провести вместе. Я участвую в конкурсе Учитель года. Сегодня у меня ответственный этап и мне очень понадобится ваша помощь и поддержка, а я постараюсь, чтобы урок прошел интересно.
Слайд1
Тема нашего урока: «Музыка рождает движение»
На предыдущих уроках, вы убедились, что, не смотря на то, что средства воплощения у музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства разные, но
темы и образы, к которым обращаются композиторы и художники, остаются едиными.
Все художественные произведения рождаются из единого источника. Источник этот - сама жизнь. И этому есть вполне объяснимые причины. Каковы они?
Давным-давно, когда только появилась жизнь на земле, все искусства жили одной большой семьёй, так как служили для того, чтобы запечатлеть жизнь человека на земле. Шли годы, сохраняя большую дружбу между собой, каждое из искусств – музыка, живопись, литература пытались приобрести свои, отличные от других особенности. Эти особенности привносились людьми, которых позже стали называть - композиторы, художники, писатели.
Слайд 2
Предлагаю вам познакомиться с известным художником Митрофаном Борисовичем Грековым. Его называют основоположником советской батальной живописи, и не только потому, что по картинам Митрофана Грекова можно проследить историю гражданской войны и увидеть характерные черты революционной армии. В 1911 году, после окончания художественной академии, Митрофан Борисович Греков был призван на военную службу, а через год после отбытия воинской повинности оказался в действующей армии на германском фронте. В рисунках и акварелях художника того времени запечатлен нелегкий окопный и походный быт русских солдат.
А еще современники и родные вспоминают, как любил он кавалерийские марши, мог часами вслушиваться, как разучивают их молодые музыканты и как потом стройно звучат марши во время кавалерийских скачек. Однажды внимание художника привлек пулеметчик, скакавший впереди отряда, тогда, вероятно, в памяти
возникла тачанка.
Слайд 3
Замысел картины целиком захватил М.Грекова. Он поехал в летние лагеря кавалеристов, где принялся за изучение натуры, делал десятки набросков. Начальник курсов разрешил запрячь в старую тачанку четверку лучших коней. Она мчалась мимо художника, а он старался запомнить бешеный ход коней и запечатлеть его в своих этюдах.
В феврале 1925 г. картина «Тачанка. Пулеметам продвинуться вперед» появилась на выставке. М. Б. Греков стал членом АХРР, получил деньги и купил… пианино.
Художник часто просил свою супругу, чтобы она исполняла классическую музыку, когда он работал над своими картинами.
Как вы думаете, ребята, зачем нужна была художнику музыка во время работы?
Правильно, потому, что во все времена классическая музыка давала художникам пищу для творчества, успокаивала и одновременно возбуждала воображение, питала фантазию и рождала художественные образы.
Слайд 4
Перед вами одна из известных работ художника, написанная им в начале 20- тых годов: «Трубачи Первой Конной».
Это кавалеристский духовой оркестр. Обратите внимание на своеобразие духовых инструментов. На переднем плане мы видим, огибающий туловище музыканта, с огромным раструбом, геликон.
Слайд 5
Геликон – духовой инструмент, входящий в басовую группу медных духовых инструментов. Имеет уникальный низкий бархатный тембр. Обладая значительным весом, инструмент сконструирован таким образом, что музыкант находится внутри геликона, что упрощает владение инструментом при движении кавалеристского оркестра шагом.
Слайд 6 («Тачанка»)
А сейчас в исполнении духового оркестра послушайте мелодию «Песни о тачанке» композитора К. Листова. (Исполняет учитель).
Ребята, предлагаю вам самостоятельно исполнить песню, добавив энергии, темпа и колорита движений с помощью музыкальных инструментов ударной группы.
(Учащиеся под руководством учителя исполняют песню К. Листова «Тачанка»).
Итог:
Наш урок я закончу четверостишием из стихотворения
Вадима Семернина «Музыка всюду живёт»
Ветер чуть слышно поёт,
Липа вздыхает у сада…
Чуткая музыка всюду живёт –
В шелесте трав, в шуме дубрав –
Только прислушаться надо!
Звонко струится ручей,
Падает гром с небосвода –
Это мелодией вечной своей
Мир наполняет природа!
Предварительный просмотр:
Музыкально-поэтический час.
Тема
«Мы и музыка»
Чернов Герман Геральдович
учитель музыки
МКОУ «Поселковая СОШ»
2012-2013
учебный год
Оборудование:
синтезатор, мультимедиапроектор, презентация.
Слайд №1. Звучит тихая музыка.
Слайд№2.(читаются слова на фоне музыки):
Что за звуки! Неподвижен, внемлю сладким звукам я:
Забываю вечность, небо, землю, самого себя…
(М.Лермонтов)
Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья. Мы уверены, что сегодня здесь собрались те, кто любит музыку. Музыку любую: классическую, народную, современную.
Ведущий2: Мир музыки… Вы вошли в него, когда только что родились, с первой маминой колыбельной. Мир музыки неисчерпаем. Музыка передаётся от сердца к сердцу и обладает огромной силой воздействия на человека. «Музыка раскрывает мир фантазии, она отвечает на наше извечное, неутолимое стремление к красоте, к идеалу», - писал выдающийся дирижёр XX века Л.Стаковский.
Ведущий 1: Наверное, каждый из вас задавал себе вопрос: !Что такое музыка?». Древние философы утверждали, что музыка – величайшая сила. Она может заставить человека любить и ненавидеть, убивать и прощать. Музыка обладает какой-то особой силой воздействия на человека. Люди знали об этом и не сомневались, что в звуках музыки скрыто волшебство, благодаря которому музыка управляет их действиями и чувства.
Ведущий 2: Итак, что же такое музыка?
Слайд № 3
Звучит песня «Я хочу увидеть музыку» муз.Г.Струве в исполнении вокальной группы девочек.
Слайд №4
Звучит «Вокализ» С.Рахманинова.
На фоне музыки стихотворение «Мир полон звуков» А.Поперечного читает ученица:
Мир полон звуков, мир чуда ждёт.
С листа берёзы капля упадёт
Почти без стука в мягкий плащ травы.
Мир полон звуков и ещё любви.
Мир полон звуков, но безмолвен взгляд.
Пока разлука, клавиши молчат…
Но боль и мука воскресят в тиши…
Мир полон звуков музыки души.
Мир полон звуков, мир чуда ждёт.
Звездою в руки капля упадёт.
Открой, как прежде, ты без стука дверь.
Мир полон звуков любви, поверь.
Нет, это не мистика, это не сон:
Рождается музыка в звоне окон,
И в шелесте ветра, в шагах по утру,
И музыку эту тебе я дарю.
Ведущий 1: Сели ноты на крышу, на провода, так я музыку слышу всегда.
Потому, что музыка начинается с птиц,
С веток. С ветра. С летящих туч.
Чтобы однажды родиться, как звуковой луч.
Всюду, везде, всегда…. Чуткое ухо слышит музыку в голосах, птиц, в каплях дождя, и даже одна единственная капля, скатываясь с ледяной сосульки, ударяясь о лужу талой воды, напевает какой-нибудь музыкальный звук.
Слайд №5
(звучит запись пения птиц)
Ведущий 2: Неужели это музыка?
Ведущий 1: Все эти звуки, конечно, ещё не та музыка, к которой мы привыкли. Но если бы их не было, то не было бы того великого искусства, которое человек назвал музыкой.
Ведущий 2: Ну, конечно, послушайте, какое прекрасное стихотворение написано как раз об этом!
Стихотворение Р.Скучайте «Узнал ли ты меня?» читает ученик:
Вот лето: колокольчики цветут, щебечут птицы, пчёлы мёд несут.
Пурга бушует, снега тишина или капель – гудящая зима.
Вот осень: свет и ясная печаль, и облака – серебряная шаль.
Всё рядом тут – метели и цветы.
А в сердце – доброта, ведь знаешь ты, что если будут правда и любовь,
Земля кружиться сможет вновь и вновь.
И что тебе, как никогда, близка родная, материнская рука…
Всё это сила сделала моя.
И догадался ты, что рядом я.
В твоей слезе, во сне и в смехе - я.
Я – музыка, узнал ли ты меня?
Ведущий 1: Музыка может, как самое лучшее петься, как высокое самое – музыка может звучать!
Слайд №6.
(звучит «Октябрь. Осенняя песня.» П.И.Чайковского)
Ведущий 2: Теперь понятно, что музыку можно услышать всюду. Ну, а что же было дальше? Как человек стал писать музыкальные произведения, похожие на то, которое мы услышали сейчас?
Ведущий1: Основа музыки – мелодия. Человек придумал семь нот.
Слайд №7
Проводится игра «Загадочная гамма». Ведущий читает стихи, а дети ему помогают.
Впереди всех нота …ДО, а за нею на горе машет ручкой нота…РЕ.
Третья нота из семи, безусловно, нота…МИ.
Нарисована графа, а под нею нота…ФА.
В огороде есть фасоль, здесь же в нотах только …СОЛЬ.
Быстро пальцем шевеля, проиграл я ноту…ЛЯ.
У ребят у всех спроси, кто закончит гамму…СИ.
Гамма вся от ДО до ДО – СИ, ЛЯ, СОЛЬ, ФА, МИ, РЕ, ДО.
Ведущий 2: Говорить и петь древние люди начали одновременно. Потом они научились извлекать звуки из различных предметов. Появились первые, примитивные музыкальные инструменты. Но потом их с годами усовершенствовали, инструментов стало больше. Вот об одном музыкальном инструменте мы послушаем сейчас стихотворение.
Слайд №8
Стихотворение Б.Окуджавы «Музыкант» читает ученица:
Музыкант играл на скрипке. Я в глаза ему глядел.
И не то чтоб любопытствовал – я по небу летел.
Я не то, чтобы от скуки – я надеялся понять,
Как умеют эти руки эти звуки извлекать.
Из какой-то деревяшки, из каких-то грубых жил,
Из какой-то там фантазии, которой он служил.
Да ещё ведь надо в душу к нам проникнуть и поджечь,
А что с нею церемониться, чего её беречь?
Счастлив дом, где пенье скрипки наставляет нас на путь.
И вселяет в нас надежды, остальное – как-нибудь.
Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу,
По чьему благословенью я по небу лечу.
Слайд № 9
«Школьная песня» в исполнении вокальной группы девочек.
Стихотворение В.Некляева «Музыка для всех» читает ученица:
И опять играет музыка, для нас она звучит.
Веселится с нами музыка, с нами музыка молчит.
Снова мир наполнен радостью, но в паузах слышна
Грусти тихая мелодия и печали тишина.
Пусть над нами, словно ласточка удача промелькнёт,
И кому-то счастье встретится, а кого-то обойдёт.
Отзовётся на печаль она, откликнется на смех,
Эта светлая мелодия, эта музыка для всех.
Слайд №10
Звучит «Симфония № 40, I часть» В.Моцарта.
Слайд №11
Ведущий 1: Ребята, ответьте мне на несколько вопросов. Кто сочиняет музыку? Каких композиторов вы знаете? Кто исполняет музыку? Какие музыкальные инструменты вы знаете? (ответы детей)
А сейчас, чтобы время шло быстрее, друзья, мы приглашаем вас к загадкам поскорее.
Загадки:
Он по виду – брат баяну, где веселье, там и он.
Я подсказывать не стану, всем знаком…(аккордеон)
Движенье плавные смычка приводят в трепет струны,
Мотив журчит из далека, поёт про ветер лунный.
Как ясен звуков перелив, в них – радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив…
Её названье..(скрипка)
Пять ступенек – лесенка, на ступеньках – песенка (ноты)
Приложил к губам я трубку – полилась по лесу трель,
Инструмент тот очень хрупкий, называется…(свирель)
То толстеет, то худеет, на весь дом голосит. (гармонь)
Сверху кожа, снизу – тоже. А в середине пусто. ( барабан)
Ведущий2: А сейчас блиц-опрос. Я буду задавать вопросы, а вы должны быстро дать ответ.
- На каком инструменте играла Наташа Ростова, героиня романа Л.Толстого «Война и мир»? (Арфа)
- Назовите фамилию русского композитора, который обрёл славу и бессмертие благодаря единственному произведению – знаменитому романсу «Соловей»? (А.Алябьев)
- Какой музыкальный инструмент сочетает в себе фортепиано и гармонь? (Аккордеон)
- Какой музыкальный инструмент используют шаманы для проведения культовых обрядов? (бубен)
- Как называли в средние веку бродячих музыкантов из среды студентов и школяров? (ваганты)
- Как называется комедийная пьеса, в которой диалоги чередуются с куплетами, романсами, танцами и очень близки по жанру к комической опере? (водевиль)
- Под каким псевдонимом А.Пугачёва писала свои первые песни? (БорисГорбонос)
- Кто написал музыку к известному мюзиклу «Бременские музыканты»? (Г.Гладков)
- Как называется музыкальный стиль, завоевавший популярность в 70-е годы, получивший название «музыка для ног, а не для головы»? (диско)
Ведущий 2: Молодцы, я думаю, что вы много нового сегодня узнали. На этом наша встреча заканчивается. Мы надеемся, что музыка будет всегда жить в ваших сердцах!
Спасибо, музыка за то, что ты меня не оставляешь,
Что ты лица не закрываешь, себя не прячешь ни за что.
Ведущий1: Спасибо, музыка, за то, что ты единственное чудо,
Что ты душа, а не причуда, что для кого-то ты ничто.
Ведущий 2: Спасибо, музыка, за то, чего и умным не поделать,
За то спасибо, что никто не знает, что с тобой поделать.
Слайд № 12
Звучит песня Егорова «Дарите музыку друг другу»
Слайд №13
Предварительный просмотр:
Урок музыки
«Что стало бы с музыкой,
если бы не было литературы?»
Тема урока
«Откуда взялись ноты?»
( 5 класс)
Чернов Герман Геральдович,
учитель музыки
МКОУ «Поселковая СОШ»
2012
Цель: познакомить учащихся с историей возникновения нот.
Тип урока: введение в тему «Можно ли увидеть музыку?».
Задачи:
- Ознакомить с понятием «ноты»;
- Формировать умение анализировать, выделять главное, делать выводы;
- Воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру.
Оборудование: фортепиано, телевизор или проектор, компьютер. А также: доска, презентация.
Ход урока:
Вход: звучит песня «Звуки музыки»
I блок.
Немного истории… Вы когда-нибудь задумывались, откуда взялись названия нот? Произошло это около 1000 лет назад, точнее в 986 году. В городе Ареццо в Тоскане, неподалёку от Флоренции жил монах Гвидо. Он был учёный, музыкант и учитель пения. В здешнем монастыре Гвидо обучал певчих исполнению церковных песнопений. Полный «курс обучения» занимал 10 лет. Видимо, порядком намучился Гвидо со своими учениками, втолковывая им премудрости музыкальной грамоты.
До каких пор музыканты будут страдать! –
Решительно произнёс он. –
Мириться с этим более невозможно:
Фальшивые звуки, разнобой, разноголосица.
Сольные партии ещё ничего, но ансамбли!..
Ляпсус за ляпсусом, ошибка за ошибкой.
Сил больше нет никаких…
И он велел выучить своим ученикам молитву – гимн в честь Святого Иоанна. Этот святой покровительствовал всем певцам! Гвидо сочинил новую мелодию молитвы, в которой каждая новая строчка начиналась на ступень выше предыдущей. И каждый первый слог строчки – молитвы стал названием ноты. Так появились известные нам ноты, которые стали записывать в виде закрашенных квадратов на четырёхлинейном нотном стане. Ноту ut впоследствие заменили на do из-за неудобства пения. Приписывается это нововведение Дж.Дони (около 1540 год), который толи назвал её в честь себя, толи в честь Господа (Dominus).Теперь достаточно было записать мелодию нотами, и певчие могли сами прочесть нужную строчку. Время обучения сократилось в пять раз! Вместо десяти лет – два года.
Надо сказать, что монах Гвидо из Ареццо был не первый, кто придумал записывать музыку при помощи знаков. До него в Западной Европе уже существовала система невмов – значков, проставляемых над тексов псалмов, чтобы обозначить подъём или понижение тона песни. На Руси для той же цели употребляли собственную систему «крюков» или «знамён».
Квадратные ноты Гвидо Аретинского, размещаемые на четырёх линиях нотного стана, оказались самой простой и удобной системой записи музыки. Благодаря ей нотная грамота распространилась по всему миру. Музыка покинула пределы церкви и ушла сперв а во дворцы владык и вельмож, а потом в театры, концертные залы и на городские площади, став всеобщим достоянием.
II блок.
Сейчас мы вместе попробуем исполнить песню «До-ре-ми» фрагмент из к/ф «Звуки музыки» Р.Роджерса, русский текст М. Цейтлиной.
ДО – воробушка гнездо.
РЕ – деревья во дворе.
МИ – котенка покорми.
ФА – в лесу кричит сова.
Соль – играет детвора.
Ля – запела вся земля.
Си – поем мы для того,
Чтобы вновь вернуться в До.
http://festival.1september.ru/articles/506224/ ссылка на текст песни
III блок. Ноты на слайде появляются по щелчку!
Попробуйте при помощи нот рассказать сказку.
Выг нуло Солнышко из-за тучки.
Посмот ло вокруг и за яло от радости.
На по нках синеют ва льки, резеда.
Цветут в саду, зеленеют кусты жас на. На огородах чего
Только нет: по доры спеют, , репа и ревень
листья раскинул. Речка за мом плещется. Земля Солнышку
радуется. Вдруг ждик откуда ни возьмись. Застучал, по
дорожке побежал… Стали Солнце и дождик спорить, кто Земле
милее?
Домашнее задание: продолжите сказку.
Выход: звучит песня «Звуки музыки» На слайде «Молодцы» нажать по картинке и зазвучит песня «ДО,РЕ, МИ» из к/ф «Звуки музыки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция одарённости
Рабочую концепцию по одарённости можно использовать для самообразования и подготовки к педсоветам, семинарам и т.д....
Концепция любви в рассказе И.Бунина "Темные аллеи"
Данный урок литературы предназначен для об-ся 9 класса и позволяет не только проанализировать рассказ И.Бунина, но и познакомиться с фактами биографии и мировоззрением писателя....
Концепция любви в рассказе И.Бунина "Темные аллеи"
Данный урок позволяет на только проанализировать рассказ И.Бунина, но и познакомиться с фактами биографии и мировоззрением писателя....
Реализация концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности учителем истории и обществознания.
Духовно-нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу невозв...
"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"
Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...
педагогическая концепция
Формы и методы работы на уроках русского языка как средство расширения и углубления знаний по предмету воспитания любви к слову!...
Концепция эстетического воспитания в школе
В работе представлена концепция общеэстетического воспитания школьников....