Творческий проект «Островок классики»: Детский альбом. П.И. Чайковский
материал по музыке по теме
Это первый этап большого проекта «Островок классической музыки», который знакомит детей с жизнью замечательных композиторов в яркой, театрализованной форме. Этот проект объединил не только музыкантов-исполнителей на различных инструментах, но и танцоров, художников, хоровиков.
Данный «учебный проект» нужно рассматривать как форму взаимодействия учащихся разновозрастных народных инструментальных коллективов с хореографическими коллективами, с обучающимися на художественно-эстетическом отделении. В этом проекте могут участвовать все обучающиеся ДШИ, работы хватит всем. В нем ярко демонстрируется использование форм урочной и внеурочной деятельности учащихся, включающих в себя как коллективное музицирование, так и выполнение самостоятельных творческих работ. Идея этого проекта появилась из-за острой необходимости сделать звучание классической музыки наглядной, интересной, доступной неподготовленному слушателю и самое главное, чтобы активными участниками проекта стали дети. Нам хотелось увлечь этой идеей как можно больше обучающихся.
Некоторые произведения после разучивания становились «концертными» - исполнялись отдельными номерами в различных концертных программах мероприятий школы, учреждений города. Многие из них стали ярким украшением концертов и полюбились слушателями.
А вовлекая учащихся не только в творческий исполнительский, но и исследовательский процесс, преподаватели смогут объединить коллектив в одну творческую команду, что является важным фактором долгого существования дружного творческого коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Описание проекта | 71 КБ |
ФОТООТЧЕТ театрализованного представления «Детский альбом П. И. Чайковского» | 2.98 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Пикалевская детская школа искусств»
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ народного инструментального отделения
«Островок классики.
Детский альбом. П. И. Чайковский»
Руководители проекта:
Бойцова Елена Сергеевна
Скоблова Татьяна Петровна
Творческая группа:
учащиеся народного инструментального отделения
участники хореографического ансамбля « Карусель»
учащиеся художественного отделения
учащиеся хорового отделения
хор «Жемчужинка»
г. Пикалево
2009
Пояснительная записка
В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
Огромная роль в воспитании детей всегда отводилась музыке. Приобщая детей к музыкальному миру, мы способствуем воспитанию у них нравственно-этических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей. Решающую роль в развитии личности играет любая творческая деятельность, в т.ч. коллективное музицирование.
В последние годы произошли изменения в практике образования, стали необходимы новые методы и формы обучения, которые призваны развивать исследовательские навыки учащихся, формировать активную позицию каждого ребенка в рамках сотрудничества и совместного коллективного творчества.
Данный «учебный проект» нужно рассматривать как форму взаимодействия учащихся разновозрастных народных инструментальных коллективов с хореографическими коллективами, с обучающимися на художественно-эстетическом отделении. В этом проекте могут участвовать все обучающиеся ДШИ, работы хватит всем. В нем ярко демонстрируется использование форм урочной и внеурочной деятельности учащихся, включающих в себя как коллективное музицирование, так и выполнение самостоятельных творческих работ. Идея этого проекта появилась из-за острой необходимости сделать звучание классической музыки наглядной, интересной, доступной неподготовленному слушателю и самое главное, чтобы активными участниками проекта стали дети. Нам хотелось увлечь этой идеей как можно больше обучающихся.
Некоторые произведения после разучивания становились «концертными» - исполнялись отдельными номерами в различных концертных программах мероприятий школы, учреждений города. Многие из них стали ярким украшением концертов и полюбились слушателями.
А вовлекая учащихся не только в творческий исполнительский, но и исследовательский процесс, преподаватели смогут объединить коллектив в одну творческую команду, что является важным фактором долгого существования дружного творческого коллектива.
Методический паспорт проекта.
Название проекта: концертная программа «Островок классики».
Руководители проекта:
преподаватель по классу баяна Бойцова Елена Сергеевна,
преподаватель по классу домры Скоблова Татьяна Петровна.
Учебный предмет: Обучающиеся ДШИ.
Участники проекта: Обучающиеся ДШИ, хореографический ансамбль «Карусель», художники ДШИ, преподаватели ДШИ.
Возраст участников: 8-50 лет.
Количество учеников: 58 человек
Тип проекта: творческий
Уровень творчества: исполнительский
По содержанию: межпредметный
Продолжительность работы над проектом: учебный год.
Заказчик проекта: МОУ ДОД «Детская музыкальная школа» г. Пикалево Бокситогорского района Ленинградской области
Актуальность проекта: В рамках уроков музыки в общеобразовательной школе, на уроках музыкальной литературы ДМШ учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством известных композиторов в очень узких рамках, упускаются самые интересные эпизоды жизни музыкантов. У преподавателей ДШИ благодаря проекту появляется уникальная возможность окунуться в атмосферу того времени, увидеть как одевались люди той эпохи, что пели, даже что танцевали и кушать.
Цель проекта - погрузить учащихся в атмосферу сотворчества в удивительную атмосферу того времени, когда творил тот или иной композитор
Задачи:
Образовательные:
– познакомить учащихся с жизнью и творчеством композиторов-классиков.
- расширить музыкальный кругозор учащихся.
Воспитательные:
– воспитывать коммуникативность, артистичность, творческое отношение к исполняемым произведениям.
- активизировать познавательную деятельность; укреплять интерес к классической музыке.
Развивающие:
– развивать исследовательские, творческие и исполнительские навыки;
- активизировать способность учащихся работать индивидуально и в коллективе.
Ресурсное обеспечение проекта:
- нотные сборники; Интернет-ресурсы;
- аудио-, видеокассеты; CD-диски;
- технические средства: музыкальный центр, DVD-проигрыватель, ТВ, компьютер;
- рояль (пианино)
- народные музыкальные инструменты.
- костюмы, декарации.
Методическое сопровождение проекта:
- подборка стихов, загадок о музыке, о музыкальных инструментах;
- рефераты, сообщения об особенностях музыки « Детского альбома» П. И. Чайковского;
- детские рисунки.
Планируемый результат:
- расширение представлений о жизни эпохи П. И. Чайковского;
- вовлечение учащихся в познавательную деятельность;
- объединение обучающихся разных отделений ДШИ в одно театрализованное действие.
Продукт проекта: подготовить театрализованное представление, которое будет исполнено как для родителей и учащихся школы , так и для других детских и взрослых аудиторий учреждений города.
Этапы работы над проектом:
1. Погружение в проект.
2. Организация деятельности.
3. Осуществление деятельности.
4. Презентация результатов.
Работа над проектом.
1.Погружение в проект (подготовительный этап).
Учащиеся инструментального отдела ДШИ выступают на различных концертных площадках, участвуют в концертных программах, конкурсах и т.д. Часто в их репертуар входят классические произведения. Но исполнять такую музыку детям бывает скучно, не интересно и не понятно. Поэтому появилась потребность создания такого проекта, в котором дети- действующие лица эпохи изучаемого композитора. А это значит, им нужно детально изучить как одевались люди того времени, как учились, что танцевали, как развлекались и даже, что кушали.
Обсудив проблему с учащимися, мы решили начать проект « Островок классики» с самой популярной музыки для детей - « Детского альбома» П. И. Чайковского. Многие произведения из этого альбома хорошо знакомы детям.
Вместе с учащимся выбрали название проекта, обсудили задачи и некоторые предложения по достижению конечной цели, возможные варианты работы по проекту, наметили этапы работы.
2.Организация деятельности (поисково-исследовательский этап).
На данном этапе формируются проектные группы учащихся по двум направлениям:
1. выбор музыкального материала для (подбор аудио-, видеоматериалов - произведений в интернете, на аудиокассетах, пластинках и др.) для дальнейшего прослушивания всем коллективом;
2. подготовка сообщений о музыке и музыкальных традициях этого времени (реферат, краткое сообщение).
Право окончательного выбора «музыкального материала для разучивания» руководители проекта оставляют за собой.
Каждая группа занималась сбором информации, обсуждала и анализировала её.
Художники рисовали иллюстрации к пьесам из альбома, хореографы разучивали танцы того времени, учащиеся хорового и инструментального отделения разучивали выбранные руководителями проекта произведения.
А также подбирали стихи и загадки о музыке, о музыкальных инструментах, создавали рисунки к изученному материалу, добывали научную информацию из различных источников – энциклопедия, словари, учебники, интернет-ресурс и др.
3.Осуществление деятельности (практический этап).
После обсуждения найденного материала осуществляется самостоятельная работа учащихся по проектным заданиям (в группах и индивидуально) – подготовка сообщений по намеченным темам. Создаются новые группы, более мелкие по составу и смешанные по возрасту, т.к. нужно охватить период детства, юности и годы зрелого творчества композитора.
Учащиеся выступают с разученными пьесами из «Детского альбома» на различных концертных площадках, чтобы обыграть, вжиться в исполняемые произведения.
На занятиях по специальности, уроках «Слушание музыки» и «Музыкальная литература» проходит прослушивание и обсуждение исполняемых учащимися музыкальных произведений.
На уроках по специальности происходит детальный разбор и разучивание исполняемого произведения из «Детского альбома».
Учащиеся создают рисунки к разучиваемым произведениям.
4. Презентация результатов (заключительный этап).
Театрализованное представление «Островок классики» был подготовлен и стал достойным завершением проекта.
Первыми слушателями представления стали учащиеся ДШИ и их родители, 23 марта - МАО «ТСЦОН» г.Пикалево,6 апреля - учащиеся средней школы№1.
Стены зала, где проходил концерт, украсили рисунками обучающихся художественного отделения ДШИ - это оживило восприятие исполняемых произведений.
Перед зрителями был разыгран настоящий музыкальный костюмированный спектакль. Его главными участниками стали ученики ДШИ и их преподаватели.
Итоги проекта.
Совместное творчество ещё больше сплотило коллектив. В процессе подготовки проекта учащиеся взяли на себя роль «исследователей и лекторов», с удовольствием выступали не только перед своими сверстниками, а так же стали наставниками для младших учащихся ДШИ.
Создание такого яркого театрализованного представления стало первым шагом в многоэтапном и важном для юных музыкантов проекте «Островок классики».
Перспектива развития проекта.
Данное театрализованное представление может быть представлено различным слоям населения города – воспитанникам детских садов, учащимся школ (младшие и средние классы), ветеранам войны и труда, посетителям социального центра и др.
Этот проект рассчитан на много лет т.к. запланировано осветить жизнь многих композиторов и исполнить их самые популярные произведения.
20декабря 2013 года состоится премьера второго этапа проекта «Островок классики». Зрителей ждет увлекательное путешествие в сказочный мир творчества нашего земляка Николая Андреевича Римского-Корсакова.
Список используемой литературы.
1. Айзенштадт С.А. Искусство интерпретации из сб. «Детский альбом»
П.И. Чайковского. Классика XXI век. – М., 2003.
2. Зенкин К. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма. – М.,
1997.
3. Кандинский-Рыбников А., Месропова. О неопубликованной
П.И. Чайковским первой редакции «Детского альбома»: из сб. Научные труды
Московской годсурарственной консерватории им. П.И. Чайковского / Сост.
Л.В. Рощина. – М.: Россельхозакадемия. – 1997. – вып. 11.
4. Малинина И.В. «Детский альбом» и «Времена года» П.И. Чайковского. – М.:
ООО «Престо». – 2003.
5. Полное собрание сочинений П.И. Чайковского. – М. – 1872. – вып. I.
6. Томпакова О. Книга о русской музыки для детей. – М.: Изд. «Музыка». – 1966.
7. Чайковский П.И. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и
переписка. – М., 1962.
8. Чхиквадзе З.И. Воспоминания. Московская Государственная консерватория.
Вопросы истории и теории. – 1991. – вып. 31.
ПРОГРАММА театрализованного представления
«Детский альбом. П. И, Чайковского».
Вступительное слово.
- Утреннее размышление. Хор «Жемчужинка»
- Зимнее утро. Раннева З. Ю. (фортепиано)
- Игра в лошадки. Ряннель Слава (балалайка)
- Мама. Потемкина В. И. ( фортепиано)
- Марш деревянных солдатиков. Левченкова Саша ( домра)
- Болезнь куклы. Закордонская Даша (фортепиано)
- Новая кукла. Свистунова Вероника (фортепиано)
- Танец « Менуэт» Дашкевич Лилия и Миров Даниил
- Русский танец « Во саду ли, в огороде»
- « Вальс».ансамбль скрипачей
- Старинная французская песенка. Ромашова Наталья (фортепиано)
- Камаринская. Иванова Саша (домра)
- Неаполитанская песенка. Никифорова Маша (домра)
- Баба- яга. ОРНИ
- Сладкая греза. ОРНИ
- В церкви. Хор « Жемчужинка»
Заключительное слово.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальная гостинная "Детский альбом" П.И. Чайковский
Сценарий мероприятия на котором дети знакомятся с циклом пьес П.И. Чайковского "Детский альбом"....
Сценарий городского мероприятия для детских садов: «Детский альбом» П.И. Чайковского.
Сценарий предназначен для проведения и ознакомления детей 4-8 летнего возраста с музыкой композитора П. И. Чайковского. Номера были показаны с помощью интеграции предметов, объедененных между со...
Творческий проект «Островок классики»: Детский альбом. П.И. Чайковский
Это первый этап большого проекта «Островок классической музыки», который знакомит детей с жизнью замечательных композиторов в яркой, театрализованной форме. Этот проект объединил не только музыкантов-...
Презентация проекта: "Приобщение детей среднего возраста к музыкальной культуре". Детский альбом П И.Чайковского.
Презентация проекта: "Приобщение детей среднего возраста к музыкальной культуре"....
«Детский альбом» П.И.Чайковского на логоритмических занятиях в детском саду (5-6 лет)
Логоритмика – одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова. (Г. А. Волкова). Эффективное взаимодействие логопеда и музыкального руководителя - это сов...
Презентация к проекту "Слушаем Детский альбом П.И. Чайковского"
Презентация к проекту "Слушаем Детский альбом П.И. Чайковского"...