Пояснительная записка.
Программа по музыке для 5 класса разработана на основе учебника для общеобразовательных учреждений, авторской программы Т.И.Науменко, В.В.Алеева. Рекомендовано министерством образования и науки Российской Федерации 10-е издание, и рассчитано на 35 часов (1 час в неделю).
В содержание предмета входят эстетическое восприятие действительности и музыки, ее научно-теоретическое обоснование и практическая музыкальная деятельность учащихся.
В основу программы положены:
- тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам патриотического, нравственного, трудового, эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности и потребности;
- ярко выражена не только образовательная, но и воспитательная задача, где музыка снова занимает свое достойное место, некогда по праву ей принадлежавшее во всех системах европейского образования;
- лучшие традиции отечественной педагогики и отечественной музыки – внимание к душе человека к его чувствам, воспитание отношения к себе и к окружающему миру, в нацеленности на добрые, светлые, лучшие стороны жизни, которые музыка позволяет нам открыть и увидеть;
- формирование просвещенного заинтересованного слушателя, способного чувствовать и понимать прекрасную музыку любой национальности, готового приобщиться к лучшим музыкальным достижениям человечества.
Задачи и цели.
Образовательные:
- овладение учащимися знаниями элементарных основ теории музыки.
Развивающие:
- развитие у детей музыкальных способностей, эстетического восприятия, музыкального вкуса, эстетического чувства и понимания прекрасного, гармонии;
- научить школьников вопринимать музыку как неотъемлемую часть жизни человека («Без музыки земля – пустой, недостроенный дом, в котором никто не живет»);
- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности (литературой и изобразительным искусством) на основе вновь приобретенных знаний;
- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубоких взаимосвязей между содержанием и формой в музыкальном искусстве).
Воспитательные:
- в духовно-нравственном воспитании через приобщение учащихся к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыке через творческое самовыражения, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве (поэзия о музыке, «музыка рисунок»).
Знания и умения.
Приобретенные теоретические знания рассматриваются как средство для формирования слушательской культуры учащихся.
Учащийся научится:
- наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;
- понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;
- выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.
Учащийся получит возможность научиться:
- принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);
- самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.
Ценностные ориентиры содержания программы заключаются:
- в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
- в формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности;
- в формировании разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития;
- в формировании основ художественного мышления;
- в ориентации на успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие.
Тематическое планирование учебного материала предмета «Музыка»
5 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Контрольные работы |
|
Тема года: «Музыка и другие виды искусства» |
|
|
|
|
1. | Музыка рассказывает обо всём | 1 | - |
|
2. | Древний союз | Истоки | 3 | - |
3. |
| Искусство открывает мир |
|
|
4. |
| Искусства различны, тема едина |
|
|
Часть первая. Музыка и литература |
|
|
|
|
5. | Слово и музыка | Два великих начала искусства | 3 | - |
6. |
| «Стань музыкою, слово!» |
|
|
7. |
| Музыка «дружит» не только с поэзией |
|
|
8. | Урок-обобщение по темам: «Древний союз», «Слово и музыка» | 1 | 1 |
|
9. | Песня | Песня - верный спутник человека | 3 | - |
10. |
| Мир русской песни |
|
|
11. |
| Песни народов мира |
|
|
12. | Романс | Романса трепетные звуки | 2 | - |
13. |
| Мир человеческих чувств |
|
|
14. | Хоровая музыка | Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме | 2 | - |
15. |
| Что может изображать хоровая музыка |
|
|
16. | Урок-обобщение по темам: «Песня», «Романс», «Хоровая музыка» | 1 | 1 |
|
17. | Опера | Самый значительный жанр вокальной музыки | 2 | - |
18. |
| Из чего состоит опера |
|
|
19. | Балет | Единство музыки и танца | 2 | 1 |
20. |
| «Русские сезоны» в Париже |
|
|
21. | Музыка звучит в литературе | Музыкальность слова | 2 | - |
22. |
| Музыкальные сюжеты в литературе |
|
|
23. | Искусство исполнительской интерпретации в музыке | 2 | - |
|
24. |
|
|
|
|
Часть вторая. Музыка и изобразительное искусство |
|
|
|
|
25. | Образы живописи в музыке | Живописность искусства | 2 | - |
26. |
| «Музыка - сестра живописи» |
|
|
27. | Музыкальный портрет | 1 | - |
|
28. | Пейзаж в музыке | Образы природы в творчестве музыкантов | 2 | - |
29. |
| «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов |
|
|
30. | «Музыкальная живопись» сказок и былин | Волшебная красочность музыкальных сказок | 3 | - |
31. |
| Сказочные герои в музыке |
|
|
32. |
| Тема богатырей в музыке |
|
|
33. | Музыка в произведениях изобразительного искусства | Что такое музыкальность в живописи | 1 | 1 |
|
| «Хорошая живопись - это музыка, это мелодия» |
|
|
34-35. | Обобщающий урок по теме года «Музыка и другие виды искусства» | 2 |
|
|
Всего часов | 35 | 4 |
|
|
Календарно-тематическое планирование учебного материала по Музыке для 5 класса 2012-2013 уч.год |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№ | Тема ур. | Кол час | Элементы содержания урока | Требования к уровню подготовки уч-ся | Д.з. | Дата пров. | Прим. |
1 | Музыка рассказывает обо всём. | 1 | Музыкальный материал: С. Рахманинов. Концерт для ф-но с оркестром №3 (слушание). И. Хрисаниди «Родина»; В. Алеев, стихи С. Маршака «Гвоздь и подкова» (пение). Творческое задание: «Письмо Богине Музыке». | Различать характерные признаки видов искусства. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими образами искусства.Исполнять песенные произведения в соответствии с их интонационно-образным содержанием. | | | |
2 | Истоки. | 1 | Музыкальный материал:К. Дебюсси, «Снег танцует»; П. Чайковский. «Июнь. Баркарола» (слушание). Г. Струве, стихи И. Исаковой, «Музыка» (пение).Творческое задание: нарисуй картину на тему «Звучащая природа». | Воспринимать и выявлять внешние связи между звуками природы и звуками музыки. Понимать единство истоков различных видов искусства. Проявлять эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.Исполнять песенные произведения в соответствии с их интонационно-образным содержанием. | | | |
3 | Искусство открывает мир. | 1 | Художественный материал: Музыка М. Таривердиев, стихи Н. Добронравова. Маленький принц (слушание). Литература А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»; X. К. Андерсен. «Соловей».Живопись Н. Ге. Портрет Л. Н. Толстого; И. Репин. Портрет А. Г. Рубинштейна. Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. «Крылатые качели» (пение) Творческое задание: найти или сочинить стихотворение о музыке. | Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Приводить примеры преобразующего влияния музыки. Исполнять музыку, передавая её общий художественный смысл. | | | |
4 | Искусства различны, тема едина. | 1 | Художественный материал: Музыка П. Чайковский. Осенняя песнь»; Р. Шуман, «Первая утрата»; М. Таривердиев «Маленький принц» (слушание). Й. Гайдн, русский текст П. Синявского, «Мы дружим с музыкой» (пение). Литература А. Толстой, «Осень. Осыпается наш бедный сад...» Живопись Творческое задание: составление варианта урока-концерта «Природа в искусстве». | Находить ассоциативные связи между образами музыки, литературы и изобразительного искусства. Выявлять связи между музыкой, литературой и изобразительным искусством на уровне темы. | | | |
5 | Два великих начала искусства. | 1 | Художественный материал: Музыка М. Глинка, стихи А. Пушкина. «Я помню чудное мгновенье...»; Ф. Шуберт, стихи В. Мюллера. «В путь». Из вокального цикла «Прекрасная мельничиха» (слушание). «Веселый мельник», американская народная песня (пение).Живопись Ян Вермеер, «Художник в мастерской»; В. Серов, «Портрет Ф.И. Шаляпина»; В. Тропинин, «Портрет А.С. Пушкина». Творческое задание: импровизация на стихотворение Р. Бёрнса «За полем ржи». | Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой. Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы. | | | |
6 | «Стань музыкою, слово». | 1 | Черты сходства между Музыкальный материал:В. А. Моцарт. Симфония № 40. I часть, фрагмент; П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. III часть, фрагмент (слушание). «Веснянка», украинская народная песня (пение).Творческое задание: импровизация на стихотворение П. Элюара «Музыкант». | Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой. Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов. Рассуждать об общности и различии организации речи в произведениях литературы и музыки. | | | |
7 | Музыка «дружит» не только с поэзией. | 1 | Музыкальный материал:М. Мусоргский, «Кот Матрос», из вокального цикла «Детская» (слушание). «Веселый мельник», «Веснянка» (пение). Творческое задание: д.м.н. стр. 7 | Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы. Проявлять эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Исполнять песенные произведения в соответствии с их интонационно-образным содержанием. | | | |
8 | Заключительный урок по темам: «Древний союз» и «Слово и музыка» | 1 | Повторение пройденных музыкальных произведений за четверть. Пение произведений на выбор учащихся. Тест по пройденным темам. Игра "Угадайка" | Контролировать и оценивать свою деятельность. Координировать свою деятель-ность с деятель-ностью учащихся и учителя, оцени-вать свои возможности в решении творче-ских задач. | | | |
9 | Песня – верный спутник человека. | 1 | Художественный материал: Литература Ю. Нагибин, «Книга детства», фрагмент; В. Астафьев, « Последний поклон», фрагмент.Музыка В. Баснер, стихи М. Матусовского, «С чего начинается Родина?» (слушание).Ю. Тугаринов, стихи Е. Румянцева, «Если другом стала песня» (пение). Творческое задание: д.м.р. стр.8 | Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека (на примере песенного жанра). Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. Сотрудничать со сверстниками в процессе коллективного обсуждения вопросов учебника (учитывать мнения товарищей), развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки. | | | |
10 | Мир русской песни. | 1 | Художественный материал: Музыка русская народная песня «Среди долины ровныя», «Ах ты, степь широкая», «Вечерний звон» (слушание). А. Александров, «Уж ты зимушка-зима» (пение). Живопись И. Шишкин, «Среди долины ровныя»; В. Поленов, «Монастырь над рекой»; И. Левитан, «Вечерний звон». Творческое задание: вокальная импровизация на стих И. Бунина «Листопад». | Изучать специфические черты русской народной музыки и исполнять её отдельные образцы. Осознавать интонаци-онно-образные, жанровые и стилевые основы музыки. Интерпретировать вокальную музыку в коллективной музыкально- творческой деятельности. Рассказывать о народной музыке своего региона. Развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки, договариваться, находить общее решение в коллективной музыкально-творческой деятельности. | | | |
11 | Песни народов мира. | 1 | Музыкальный материал: Польская н.п. «Висла»; Г. Малер, «Похвала знатока»; Ф. Мендельсон, «Песня без слов» №14, фрагмент (слушание).Ю. Тугаринов, стихи Е. Румянцева, «Если другом стала песня»; А. Александров, «Уж ты зимушка-зима» (пение). Творческое задание: составить песенный концерт. | Анализировать и обобщать характер-ные признаки музыкального фольклора отдельных стран мира. Сравнивать и определять музыкаль-ные произведения разных жанров и стилей. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. Развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки, использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска музыкальных произведений к изучаемой теме. | | | |
12 | Романса трепетные звуки. | 1 | Художественный материал:МузыкаМ. Глинка, стихи Н. Кукольника, «Жаворонок» (слушание, пение); Живопись И. Левитан. «Цветущие яблони», «Весна. Большая вода»; И. Грабарь, «Февральская лазурь». | Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей. Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки.Раскрывать особенности музы-кального воплощения поэтических текстов. Развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки, наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства. | | | |
13 | Мир человеческих чувств. | 1 | Музыкальный материал: С. Рахманинов, стихи И. Бунина «Ночь печальна» (слушание).М. Глинка, стихи Н. Кукольника, «Жаворонок» (пение). Творческое задание: д.м.н. стр. 10. | Самостоятельно определять характер-ные свойства камерно-вокальной музыки.Проявлять личностное отноше-ние, эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии.Самостоятельно подбирать сходные произведения литературы (поэзии) к изучаемой музыке.Осознанно и произвольно строить речевое высказывание.Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска произведений искусства к изучаемой теме. | | | |
14 | Народная хоровая музыка. | 1 | Художественный материал:Музыка Р.н.п. «Есть на Волге утёс»; П. Чайковский, «Отче наш»; Н. Римский-Корсаков, «Вхождение в невидимый град» (слушание). Канон «С весёлой песней»; кант XVIII века «Музы согласно» (пение). Живопись К. Юон, «Вид Троицкой лавры»; В. Суриков, «Посещение царевной женского монастыря», И. Билибин, «Преображённый Китеж». | Изучать специфические черты русской народной музыки.Эмоционально воспринимать духовную музыку русских композиторов. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека. Развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки, Формулировать проблему, задавать вопросы, оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства. | | | |
15 | Что может изображать хоровая музыка. | 1 | Музыкальный материал: Г. Свиридов, «Поёт зима» из «Поэмы памяти Сергея Есенина» (слушание). Канон «С весёлой песней» (пение).Творческое задание: подготовить сообщение о деятельности какого-либо известного хорового коллектива. | Находить ассоциатив-ные связи между художественными образами литературы и музыки.Наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем. Наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства. | | | |
16 | Урок-обобщение по темам: «Песня», «Романс», «Хоровая музыка» | 1 | Повторение пройденного музыкального материала. Пение: по выбору учащихся. | Развивать слушательскую культуру. Участвовать в коллективной исполнительской деятельности.Контролировать и оценивать свою деятельность, качество воплощения избранной интерпретации в своём исполнении. | | | |
17 | Самый значительный жанр вокальной музыки | 1 | Художественный материал: Музыка М. Глинка, Увертюра из оперы «Руслан и Людмила»; Н. Римский-Корсаков, Сцена таяния Снегурочки из оперы «Снегурочка (слушание). М. Глинка, финальный хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя» (пение). Живопись А. Головин, «Портрет Ф. Шаляпина в роли Б. Годунова», М. Шишков, «Сады Черномора». Творческое задание: д.м.н. стр.11 | Исследовать значение литературы и изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении. Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожест-венных произведений. | | | |
18 | Из чего состоит опера. | 1 | Художественный материал:Музыка Н. Римский-Корсаков, Сцена таяния Снегурочки из оперы «Снегурочка», «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (слушание). С. Баневич «Пусть будет радость в каждом доме…» финал из оперы «История Кая и Герды» (пение). Живопись А. Васнецов, «Берендеевка», «Снегурочка», Н. Рерих, «Сеча при Керженце».Творческое задание: д.м.н. стр.12 | Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Наблюдать за развитием одного или нескольких образов в музыке. Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в изобразительной деятельности. Самостоятельно решать творческие задачи, осознанно строить речевое высказывание, выделять главное и второстепенное в тексте. | | | |
19 | Единство музыки и танца. | 1 | Художественный материал: Музыка М. Глинка, Мазурка из оперы «Жизнь за царя», II д.; Ф. Шопен, Мазурка ля минор (слушание). Е. Адлер, стихи Л. Дымовой, «Песня менуэта» (пение). Живопись С. Сорин, «Тамара Карсавина в «Шопениане». Творческое задание: д.м.н. стр.13 | Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях.Сравнивать, сопоставлять, работать с текстом учебника, выделять главное и второстепенное,творчески интер-претировать содержание музыкальных произведений в пении, музыкально-ритмическом движении. | | | |
20 | «Русские сезоны» в Париже. | 1 | Художественный материал: МузыкаЕ. Адлер, стихи Л. Дымовой, «Песня менуэта» (пение). Живопись Б. Кустодиев, «Масленица», «Ярмарка»; А. Бенуа, «Петербургские балаганы». Творческое задание: д.м.н. стр.14 | Исследовать значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов.Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. Воспринимать разные по смыслу музыкальные интонации (при прослушивании музыкальных произведений, в исполнении). Импровизировать, передавая в общих чертах характерные интонации заданного музыка-льного образа (танцевальная импровизация). Формулировать своё отношение к изучаемому произведению в невербальной форме, работать с текстом учебника, выделять главное, высказывать собственную точку зрения, творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в изобразительной деятельности. | | | |
21 | Музыкальность слова. | 1 | Художественный материал: МузыкаМ. Яковлев, стихи А. Пушкина, «Зимний вечер» (пение). Литература А. Пушкин, «Зимний вечер»; Н. Гоголь, «Сорочинская ярмарка», фрагмент. | Находить ассоциативные связи между художественными образами литера-туры и музыки.Исследовать значение музыки для воплощения литературных образов. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы.Расширить опыт адекватного восприятия устной речи, развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки, самостоятельно решать творческие задачи. | | | |
22 | Музыкальные сюжеты в литературе. | 1 | Художественный материал:Музыка К. Глюк «Жалоба Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика» (слушание). М. Яковлев, стихи А. Пушкина, «Зимний вечер»; М. Преториус «Вечер» (пение). Литература И. Тургенев, «Певцы. Фрагмент»; «Миф об Орфее». | Исследовать значение музыки для воплощения литературных образов и наоборот.Находить ассоциа-тивные связи между художественными образами музыки и литературы.Анализировать и обобщать многооб-разие Анализировать примеры преобразу-ющего воздействия музыки на человека.связей музыки и литературы. Сотрудничать со сверстниками в процессе испол-нения высоко-художественных произведений,высказывать свои впечатления прослушанных произведениях искусства, оценивать их. | | | |
23 | Искусство исполнительской интерпретации в музыке. | 1 | Знакомство с творчеством выдающихся российских и зарубежных исполнителей: Ф. Шаляпина, Э. Карузо, М. Калласс, С. Рихтера, Д. Ойстраха, Э. Горовица, И. Менухина и др.. Элементарные приёмы создания и аранжировки музыки для электронных инструментов и создание своих первых творческих работ с применением ИК технологий. | Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу интонации.Передавать в музыкально-творческой деятельности общие интонационные черты исполняемой музыки. Воплощать различные по смыслу интонации в творческой деятель-ности. Интерпре-тировать вокальную и инструменталь-ную музыку в коллективной музыкально-творче-ской деятельности. | | | |
24 | Живописность искусства. | 1 | Художественный материал:Музыка С. Прокофьев, «Вариации Феи зимы» из балета «Золушка»; О. Лассо, «Эхо» (слушание). Г. Струве, «Весёлое эхо» (пение).Живопись И.Грабарь, «Иней»; А. Саврасов, «Вид в швейцарских Альпах». Поэзия А. Пушкин, «Вот север, тучи нагоняя...», фрагмент из романа «Евгений Онегин». | Исследовать значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов.Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в исполнении. Высказывать личностно-оценоч-ные суждения о нравственных ценностях и эстетических идеалах, вопло-щённых в шедев-рах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора. | | | |
25 | «Музыка – сестра живописи». | 1 | Художественный материал: Музыка П. Чайковский, Концерт №1 для ф-но с оркестром II ч. (фр-т); М. Мусоргский, «Два еврея, богатый и бедный» (слушание). Г. Струве, «Весёлое эхо»; Е. Поплянова, «Как поёшь?» (пение).Живопись К. Моне, «Стог сена в Живерни»; Э. Дробицкий, «Жизнь и смерть».Творческое задание: д.м.н. 16,17 | Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства.Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством.Рассуждать об общности и различии «планов содержания и выражения» музыки и изобразительного искусства.Понимать специфи-ку деятельности композитора и художника на основе соотнесения средств художест-венной выразитель-ности музыки и живописи. Выражать свои мысли, обосно-вывать собствен-ное мнение, самостоятельно решать творческие задачи, развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки. | | | |
26 | Может ли музыка выразить характер человека? | 1 | Художественный материал:Музыка М. Мусоргский, «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов»; «Гном» из ф-ного цикла «Картинки с выставки» (слушание). Г. Гладков, стихи Ю. Энтина, «Песня о картинах» (пение). Живопись Н. Репин, «Протодьякон». Творческое задание: д.м.н. стр.18-19 | Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. Различать характер-ные признаки видов искусства. Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкальные интонации в процессе слушания музыки. Работать с текстом учебника, выделять главное и второстепенное, высказывать собственную точку зрения, самостоятельно решать творческие задачи. | | | |
27 | Образы природы в творчестве музыкантов. | 1 | Художественный материал: Музыка П. Чайковский, «Апрель. Подснежник»; И. Стравинский, «Поцелуй земли», вступление к балету «Весна священная» (слушание). В. Серебренников, стихи В. Степанова, «Семь моих цветных карандашей» (пение). Живопись В. Борисов-Мусатов, «Весна»; Н. Рерих, «Поцелуй земли». Творческое задание: вокальная импровизация на тему «Природа». | Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства. Самостоятельно подбирать сходные поэтические и живописные произведения к изучаемой теме. Импровизировать, передавая в общих чертах характерные интонации задан-ного музыкального образа (вокально-танцевальная импровизация) Использовать образовательные ресурсы Интернет для поиска художественных произведений к изучаемой теме, сравнивать, анализировать, высказывать собственную точку зрения. | | | |
28 | «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов. | 1 | Художественный материал: Музыка М. Равель, «Игра воды»; К. Дебюсси, «Облака» (слушание). Р.н.п. «Ты река ли моя» (пение). Живопись В. Борисов-Мусатов, «Весна»; Н. Рерих, «Поцелуй земли»; К. Моне, «Река в Аржантее», «Впечатление»; П. Сезанн, «Гора Святой Виктории»; В. Ван Гог, «Море в Сен-Мари»; К. Писсаро, «Красные крыши». Творческое задание: иллюстрации к прослушанным произведения, д.м.н. стр. 20. | Понимать характерные черты музыкального импрессионизма, и называть его основных представителей.Исследовать значение изобрази-тельного искусства для воплощения музыкальных образов.Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.Воспринимать внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством. Самостоятельно создавать алго-ритм деятельности при решении проб-лем творческого характера, работать с текстом учебника, выделять главное и второстепенное, высказывать собственную точку зрения. | | | |
29 | Волшебная красочность музыкальных сказок. | 1 | Художественный материал:Музыка Н. Римский-Корсаков, «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко»; П. Чайковский, Па-де-де из балета «Щелкунчик (слушание). С. Никитин, стихи Ю. Мориц, «Сказка по лесу идёт» (пение). Живопись Б. Анисфельд, Три эскиза костюмов к опере «Садко». Творческое задание: импровизация на тему любимого сказочного героя. | Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства.Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства. Воспринимать музыкальные произведения с точки зрения единства содер-жания и выражения. Понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы. Развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки, импровизиро-вать в соответст-вии со зритель-ным или литературным образом. | | | |
30 | Сказочные герои в музыке. | 1 | . Художественный материал: Музыка И. Стравинский, «Заколдованный сад Кащея» из балета «Жар-птица»; М. Мусоргский, «Избушка на курьих ножках» (слушание). А. Зацепин, стихи Л. Дербенёва, «Волшебник» (пение). Живопись А. Головин, «Кащеево царство»; Л. Бакст, два эскиза костюмов Жар-птицы. Творческое задание: индивидуаль-ная и коллективная танцевальная импровизация по прослушанным произведениям. | Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Рассуждать о яркос-ти и контрастности образов в музыке.Ориентироваться в специфике выразительных средств музыки. Выражать свои мысли, обосно-вывать собствен-ное мнение, самостоятельно создавать алго-ритм деятель-ности при решении проб-лем творческого характера, договариваться, находить общее решение, .сотрудничать со сверстниками. | | | |
31 | Тема богатырей в музыке. | 1 | .Художественный материал: Музыка М. Мусоргский, «Богатырские ворота»из ф-ного цикла «Картинки с выставки»; А. Бородин, СимВ. Васнецов, «Богатыри»; И. Билибин, «Илья Муромец и Соловей-разбойник».фония №2 «Богатырская» I ч. (фр-т) (слушание). Былина о Добрыне Никитиче (пение). Живопись Творческое задание: иллюстрация персонажа любимой музыкальной сказки, д.м.н. стр. 21 | Понимать значение народного творчества в сохранении и развитии общей культуры народа. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, изобразите-льной деятельности.Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека, оценивать музыкальное произведение с позиции красоты и правды. | | | |
32 | Что такое музыкальность в живописи | 1 | Художественный материал: Музыка Ф. Торрес, «Danza Alta» (слушание). В. Высоцкий, «Песня о друге» (пение). Живопись Караваджо, «Люнист»; А. Аппиани, «Парнас»; Т. Ромбо, «Песня»; Э. Дега, «Оркестр оперы»; М. Пепейн, «Придворный бал». | Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством. Анализировать и обобщать много-образие связей между музыкой и изобразительным искусством.Устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и искусства. Самостоятельно подбирать сходные произведения изобразительного искусства к изучаемой теме. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска произведений изобразитель-ного искусства, развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки, | | | |
33 | «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия». | 1 | Художественный материал: Музыка П. Чайковский, Концерт для ф-но с оркестром №1, I ч., фр-т (слушание). В. Высоцкий, «Песня о друге» (пение). Живопись Э. Делакруа, «Портрет Шопена»; И. Репин, «М.И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила», Портрет композитора Модеста Петровича Мусоргского, Портрет А. П. Бородина; В. Серов, Портрет актрисы М. Н. Ермоловой; М. Нестеров, Портрет скульптора В. И. Мухиной; И. Айвазовский, «Наполеон на острове Святой Елены». Д.м.н. стр. 22,23 | Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством. Исследовать значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и изобразительного искусства. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства. Различать характерные признаки музыки и изобразительного искусства. Наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства. | | | |
34 35 | Заключительный урок по теме года «Музыка и другие виды искусства». | 2 | Музыка, литература и живопись обогащают и преобразуют друг друга. Облагораживающее воздействие искусства на душу человека. Нравственные цели искусства. Музыкальный материалБ. Окуджава «Пожелание друзьям» (пение). Концертное исполнение разученных в течение года песен. Сольные выступления отдельных учащихся. | Различать характерные признаки видов искусства. Понимать специи-фику деятельности композитора, поэта и художника. Приводить примеры преобразующего влияния музыки.Владеть специаль-ными музыкаль-ными терминами в пределах изучаемого курса. Приводить примеры преобразующего влияния музыки.Осознавать и рассказывать о влиянии искусства на человека, выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека, оцени-вать музыкальное произведе-ние с позиции красоты и правды. | | | |
Учебно-методическое обеспечение рабочей программы
Стандарты второго поколения
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897).
2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова, 2-е изд. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).
3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).
4. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).
5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др]; под редакцией А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
6. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).
Методические пособия для учителя
1. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования [текст] / Э.Б. Абдкллин. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
2. Алеев, В.В. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений [текст] / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
3. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [текст] / Ю.Б. Алиев. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
4. Алиев, Ю.Б. Пение на уроках музыки [текст] / Ю.Б. Алиев. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
5. Гришанович, Н.Н. Музыка в школе: методическое пособие для учителей [текст] / Н.Н. Гришанович. – Мн.: Юнипресс, 2006.
6. Дмитриева, Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе [текст] / Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
7. Затямина, Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-метод. Пособие [текст] / Т.А. Затямина. – М.: Глобус, 2007.
8. Золина, Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы: методическое пособие [текст] / Л.В. Золина. – М.: Глобус, 2008.
9. Курушина, Т.А. Музыка. 1-6 классы: творческое развитие учащихся: конспекты уроков [текст]/ Т.А. Курушина. – Волгоград: Учитель, 2009.
9. Музыка. Большой энциклопедический словарь [текст] / Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
10. Музыка. 5 класс: система уроков по учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева [текст] / сост. О.П. Власенко. – Волгоград: Учитель, 2012.
11. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы: проект [текст]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
12. Программы для общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-4 кл., 5-8 кл. [текст] / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. - 8-е изд., стереотип. - М.: Дрофа. 2010.
13. Рабочие программы для общеобразовательных учреждений. Искусство. Музыка. 5-9 классы. [текст] / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. - М.: Дрофа, 2012.
13. Смолина, Е.А. Современный урок музыки: творческие приёмы и задания [текст] / Е.А. Смолина. – Ярославль: Академия развития, 2006.
14. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика [текст] / Г.М. Цыпин. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
15. Школяр, Л.В. Музыкальное образование в школе [текст] / Л.В. Школяр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Дополнительная литература для учащихся
1. Владимиров, В.Н. Музыкальная литература [текст] / В.Н. Владимиров, А.И. Лагутин. - М.: Музыка, 1984.
2. Гульянц, Е.И. Детям о музыке [текст] / Е.И. Гульянц. - М.: «Аквариум», 1996.
3. Клёнов, А. Там, где музыка живёт [текст] / А. Клёнов. М.: Педагогика, 1985.
4. Куберский, И.Ю. Энциклопедия для юных музыкантов [текст] / И.Ю. Куберский, Минина Е.В. . – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.
5. Могилевская, С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра [текст] / художник Н. Мищенко. – М.: Дет. лит., 1981.
5. Музыка. Большой энциклопедический словарь [текст] / Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
6. Прохорова, И.А. Зарубежная музыкальная литература [текст] / И.А. Прохорова. – М.: Музыка, 1972.
7. Прохорова, И.А. Советская музыкальная литература [текст] / И.А. Прохорова. – М.: Музыка, 1972.
8. Саймон Генри, У. Сто великих опер и их сюжеты [текст] / Пер. с англ. А. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.
9. Саминг, Д.К. 100 великих композиторов [текст] / Д.К. Саминг. – М.: Вече, 1999.
10. Финкельштейн, Э.И. Музыка от А до Я [текст] / Э.И. Финкельштейн. – СПб: Композитор, 1997.