Образовательная программа "Радость"
рабочая программа по музыке на тему

Снеткова Галина Владимировна

Образовательная программа хоровой студии «Радость» является модифицированной дополнительной образовательной программой художественно-эстетической направленности.

Уровень освоения программы – общекультурный, предполагающий развитие творческих способностей детей, удовлетворение их познавательных интересов в области вокально-хорового искусства, сформированность навыков ансамблевого и хорового пения на уровне практического применения.

Актуальность  программы заключается в предоставлении ребенку возможности реализовать его творческий потенциал через занятия хоровым пением, в  необходимости воспитания у учащихся культуры восприятия музыки, чувства вкуса при выборе музыкального материала для прослушивания и исполнения. Кроме того, в процессе обучения хоровому пению, дети получают коммуникативные навыки, у них развивается чувство коллективизма, ответственности за общее дело.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odod_programma.docx45.04 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 569

НЕВСКОГО РАЙОНА

Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

 

 

 

 

 

 

   

  

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 «Радость»

возраст обучающихся  – 7 -16 лет

срок реализации – 2 года

 

 

 

                            Автор – составитель:

                                                         Снеткова Галина Владимировна,

                                                        педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

Образовательная программа хоровой студии «Радость» является модифицированной дополнительной образовательной программой художественно-эстетической направленности.

Голос  - это  особое богатство,  природный дар, который  дан человеку. Поющий, прежде всего, преображает себя самого: постигает свой внутренний мир, чутко прислушивается к своим и чужим душевным переживаниям. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно пение в полной мере,  как искусство личностное, способствует выявлению индивидуальных задатков и раскрытию творческих способностей. Оно оказывает исключительное влияние на формирование личности ребенка. Этому во многом помогает то обстоятельство, что в пении соединяются воедино музыка и слово. Хоровая студия – это наиболее массовая форма приобщения учащихся к пению, хоровому искусству.

Уровень освоения программы – общекультурный, предполагающий развитие творческих способностей детей, удовлетворение их познавательных интересов в области вокально-хорового искусства, сформированность навыков ансамблевого и хорового пения на уровне практического применения.

Актуальность  программы заключается в предоставлении ребенку возможности реализовать его творческий потенциал через занятия хоровым пением, в  необходимости воспитания у учащихся культуры восприятия музыки, чувства вкуса при выборе музыкального материала для прослушивания и исполнения. Кроме того, в процессе обучения хоровому пению, дети получают коммуникативные навыки, у них развивается чувство коллективизма, ответственности за общее дело.

Цели программы:

Создать условия для развития и реализации творческого потенциала  и музыкальных  способностей  школьников    разных возрастных групп.

Через активную  музыкально-творческую деятельность  сформировать у  учащихся  устойчивый интерес  к пению.

Задачи:

Обучающие:

-  формирование вокальных навыков (звукообразование, дыхание, дикция, артикуляция, однородность звучания регистров), правильной певческой установки;

- научить петь в унисон;

-  формирование общих знаний по музыкальной культуре;

- формирование навыков практического применения знаний и умений, полученных на занятиях, в повседневной деятельности.

Развивающие:

-  развитие музыкальных способностей детей: ладового и гармонического слуха;

-  развитие музыкальной памяти, чувства ритма;

-  развитие навыков сценического поведения;

-  развитие артистичности  и эмоциональности;

-  развитие музыкального и художественного вкуса.

Воспитательные:

-  воспитание  исполнительской  культуры;

- воспитание настойчивости, целеустремленности в преодолении трудностей, ответственности за творческий результат;

-  воспитание коммуникативных качеств.

Отличительная особенность данной программы заключается в том, что она  разработана   для  учащихся общеобразовательной школы, которые сами стремятся  развить свои творческие способности.  При этом   дети  не только разного возраста, но и имеют разные  стартовые способности.

Возраст детей:

Образовательная программа предназначена для учащихся 7-16 лет.

Условия набора:

Для обучения принимаются все дети, желающие петь (без отбора).

Сроки реализации программы:

данная программа рассчитана на два года обучения.

Режим занятий:

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа, из которых 2 часа – по подгруппам (72 часа в год), 2 часа – групповые занятия (72 часа в год). Всего 144 часа 1 год обучения и 144 часа 2 год обучения .

Наполняемость учебных групп:

1 год обучения – 15 человек,

2 год обучения – 12 человек.

Учебные группы формируются с учетом возрастных особенностей учащихся.

Форма занятий:

Основной формой обучения являются учебные занятия (коллективные, групповые и индивидуальные): традиционное, комбинированное, практическое, тренинг по партиям, сводные репетиции, концерт. Предполагаются дополнительные формы занятий: прослушивание аудиозаписей, просмотр видеозаписей, посещение концертов и других музыкальных мероприятий.

Структура построения занятий:

-  вокально-тренировочные упражнения;

-  дыхательные упражнения;

-  упражнения на дикцию и артикуляцию;

-  работа над репертуаром

- беседа, подведение итога занятия.        

Методы обучения на занятиях:

-  словесный – объяснение терминов, новых  понятий;

- наглядный – показ педагогом правильного исполнения, демонстрация фото и           видео материалов;

-  практический – выполнение учащимися практических заданий и упражнений;

-  метод проблемного обучения – поиск выразительных средств для создания художественного образа произведения.

Ожидаемые результаты:

К окончанию обучения по образовательной программе

учащиеся приобретут:

-  навыки правильной певческой установки;

-  навыки хорового пения;

-  знания по музыкальной культуре;

- навык сценических выступлений.

У учащихся разовьются:

- мелодический и гармонический слух;

- музыкальная память;

- голосовой диапазон;

- артистические и эмоциональные качества;

- способность анализировать как свое исполнение, так и исполнение других;

-  коммуникативные умения.

У учащихся воспитаются:

- чувство ответственности;

- целеустремленность при преодолении трудностей;

-  воля и трудолюбие;

- желание практически применять знания и умения, полученные на занятиях, в повседневной деятельности.

Способы определения результативности:

-  текущий контроль: беседа, наблюдения педагога;

- отзывы родителей и детей о содержании и методах обучения, полученных результатах;

-  промежуточный контроль, итоговый контроль по окончании учебного года: контрольные занятия в конце учебных полугодий на усвоение пройденного материала.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

-  участие в концертных программах школы;

-  музыкальные конкурсы;

-  открытые занятия;

-  фестивали.

Учебно-тематический план

(1-й год обучения)

Тема занятий

Часы

Общее кол-во

Теория

Практика

1.

Начальная диагностика

8

2

6

2.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

2

2

--

3.

Вокально-хоровая работа

26

6

20

4.

Основы вокального дыхания

14

4

10

5.

Вокальная дикция и артикуляция

10

2

8

6.

Работа над репертуаром

70

10

60

7.

Творчество композиторов, анализ изучаемых произведений.

4

3

1

8.

Концертно-исполнительская деятельность.

6

1

5

9.

Промежуточная и итоговая аттестация.

4

--

4

Итого

144

30

114

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Начальная диагностика

Теория:

      -  гигиена певческого голоса;

- понятие постановки голоса;

     -  пение как вид музыкально-исполнительской деятельности (понятия – голос, разговорная речь, пение).

Практика:

- индивидуальное прослушивание учащихся с целью определения тембровой окраски голоса, интонационного развития, состояния голосового аппарата.

2. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

Теория:

- знакомство с содержанием обучения;

- беседа по расписанию занятий группы;

- беседа по правилам внутреннего распорядка и технике безопасности в учебном заведении, на занятиях.

3. Вокально-хоровая работа

Теория:

-  понятия: высота звука, регистры, направление движения мелодии;

-  средства музыкальной выразительности: лад, темп, ритм, регистр;

-  понятия: мелодия, аккомпанемент, интонация;

-  понятие – открытый звук, прикрытый звук;

-  гласные и согласные звуки в пении;

- понятия «длинные» и «короткие» звуки;

- понятие «пауза» в музыке.

-  дирижерские жесты – ауфтакт (внимание, вдох), снятие звука (окончание).

Практика:

-  разучивание вокальных упражнений, распевок с текстом и слоговыми сочетаниями;

-  пение с закрытым ртом на сонорном «м»;

-  пение упражнений-распевок на одном дыхании с поступенным движением вверх и вниз на разных гласных звуках, слогах;

-  упражнения на расширение диапазона голоса, правильное звукообразование при пении «широких» и «узких» гласных;

-  дирижерские жесты – ауфтакт (внимание, вдох), снятие звука (окончание);

-  ритмические упражнения.

4. Основы вокального дыхания

Теория:

-  понятие «певческое дыхание»;

- понятие «певческая установка»;

- принципы правильного певческого дыхания.

Практика:

-  выработка правильной  певческой установки;

- упражнения на постепенный расход дыхания;

- выполнение дыхательных упражнений на свободный мягкий вдох через нос для раскрытия головного резонатора.

5. Вокальная дикция и артикуляция

Теория:

- положение артикуляционного аппарата при пении (движение нижней челюстью, форма рта, работа языком при произношении согласных);

- понятие «поднятое небо» (ощущение зевка).

Практика:

-  разучивание речевых упражнений, скороговорок;

-  упражнения на подвижность артикуляционного аппарата, мимических мышц;

- пропевание гласных звуков при правильной артикуляции губ;

- пропевание гласных звуков при сохранении одной позиции гортани.

6. Работа над репертуаром

Теория:

-  понятия: куплет, припев, вступление, отыгрыш;

- средства музыкальной выразительности для передачи характера песни, создания песенного образа.

Практика:

- разучивание песен.

Репертуар подбирается с учетом возрастных особенностей детей, вокальных и интонационных данных группы. Разучиваются песни разнопланового характера – кантиленные и темповые. В течение года учащиеся должны изучить 10-12 песен, уметь анализировать их характер.

Примерный репертуар для 1 года обучения:

р.н.п. «Петушок», Р.Бойко «На лошадке», сл. Н.Соловьевой, муз Г.Струве «Моя Россия», сл. Л. Фадеевой, муз. А.Арутюнова «Первое задание», сл. И.Мазина, муз. Р.Паулса «Выйди, солнышко!», сл. Ю.Яковлева, муз. Е.Ботярова «Песня о дружбе», сл. Ю.Энтина, муз. Г.Гладкова «Песенка друзей», сл. и муз. В.Сорокина «Солнышко и радуга».

7. Творчество композиторов, анализ изучаемых произведений

Теория:

- беседы о хоровом репертуаре, анализ прослушанных и разученных песен;

- информация о творчестве композиторов.

Практика:

- слушание вокальных произведений.

8. Концертно-исполнительская деятельность

Теория:

-  внешний вид во время выступлений: концертный костюм, грим;

-  правила поведения на сцене до выступления и во время выступления.

Практика:

-  выступления на концертах в школе;

- участие в фестивалях песни.

9. Промежуточная и итоговая аттестация

Промежуточная  аттестация проводится в октябре, декабре и марте в форме контрольного занятия, открытого занятия для родителей, концерта.

Итоговая аттестация проводится в мае в форме отчетного концерта.

Ожидаемый результат

К концу 1 года обучения воспитанник  должен:

   знать, понимать:

      - строение артикуляционного аппарата;

      - особенности и возможности певческого голоса;

      - гигиену певческого голоса;

      - понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;

      - понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

-  место дикции в  исполнительской деятельности.

    уметь:

      - правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

      - петь короткие фразы на одном дыхании;

      - в подвижных песнях делать быстрый вдох;

      - петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

      - петь легким звуком, без напряжения;

      - петь выразительно, осмысленно.

Учебно-тематический план

(2-й год обучения)

Тема занятий

Часы

Общее кол-во

Теория

Практика

1.

Диагностика

8

2

6

2.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

2

2

--

3.

Вокально-хоровая работа

26

6

20

4.

Основы вокального дыхания

14

4

10

5.

Вокальная дикция и артикуляция

10

2

8

6.

Работа над репертуаром

70

10

60

7.

Творчество композиторов, анализ изучаемых произведений.

4

3

1

8.

Концертно-исполнительская деятельность.

6

1

5

9.

Промежуточная и итоговая аттестация.

4

--

4

Итого

144

30

114

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Диагностика

Теория:

      -  гигиена певческого голоса;

- понятие постановки голоса.

Практика:

- индивидуальное прослушивание учащихся с целью определения тембровой окраски голоса, интонационного развития, состояния голосового аппарата.

2. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

Теория:

- знакомство с содержанием обучения;

- беседа по расписанию занятий группы;

- беседа по правилам внутреннего распорядка и технике безопасности в учебном заведении, на занятиях.

3. Вокально-хоровая работа

Теория:

-  средства музыкальной выразительности: лад, темп, ритм, регистр;

-  понятия – музыкальная тема, музыкальная фраза;

-  понятия: мелодия, аккомпанемент, интонация;

-  понятие – открытый звук, прикрытый звук;

-  гласные и согласные звуки в пении;

-  дирижерские жесты – ауфтакт (внимание, вдох), снятие звука (окончание);

-  манера исполнения.

Практика:

-  разучивание 2-хголосных вокальных упражнений, распевок;

-  пение упражнений-распевок на одном дыхании на скачки вверх и вниз на разных гласных звуках, слогах;

-  упражнения на исполнение stakkato;

-  упражнения на исполнение legato;

-  упражнения на расширение диапазона голоса, правильное звукообразование при пении;

-  пение в составе вокального ансамбля;

- работа над  высокой певческой позицией, «близкое пение», «купол»;

-  ритмические упражнения с пунктирным ритмом, с синкопой;

- понятие «пунктирный ритм».

4. Основы вокального дыхания

Теория:

-  понятие «цепное дыхание»;

-  закрепление понятий «певческое дыхание», «певческая установка»;

- закрепление принципов правильного певческого дыхания.

Практика:

- упражнения на диафрагмальное  дыхание;

- выработка чувства глубокой опоры дыхания;

- дыхательных упражнений для раскрытия головного резонатора.

5. Вокальная дикция и артикуляция

Теория:

- закрепление правильного положения артикуляционного аппарата при пении (движение нижней челюстью, форма рта, работа языком при произношении согласных);

- понятие «высокая позиция», «близкое пение».

Практика:

-  разучивание речевых упражнений, скороговорок с «неудобным» сочетанием звуков;

-  упражнения на подвижность артикуляционного аппарата, мимических мышц;

- пропевание гласных звуков при правильной артикуляции губ;

- пропевание гласных звуков при сохранении одной позиции гортани.

6. Работа над репертуаром

Теория:

- значение  костюма  для передачи характера песни, создания песенного образа;

-  характеристики голоса при исполнении песен: сила, яркость, полетность, мягкость, гибкость.

Практика:

- разучивание песен.

Репертуар подбирается с учетом возрастных особенностей детей, вокальных и интонационных данных группы. Разучиваются песни разнопланового характера – кантиленные и темповые. В течение года учащиеся должны изучить 10-12 песен, уметь анализировать их характер.

Примерный репертуар для 2 года обучения:

р.н.п. «На лугу зеленешенько», Р.Бойко «Речная прохлада», сл. и муз. Е.Рыбак «Кораблик детства», сл. Ю.Энтина, муз. Е.Крылатова «Ябеда-корябеда», сл. и муз. Г.Вихаревой «Детства страница», сл. и муз. В.Сорокина «Ветераны Победы», сл. Л. Ошанина, муз. А. Островского «Солнечный круг», муз А. Варламова «Пин и Гвин», муз А. Варламова «Раз, два, три».

7. Творчество композиторов, анализ изучаемых произведений

Теория:

- беседы о хоровом репертуаре, анализ прослушанных и разученных песен;

- информация о творчестве композиторов.

Практика:

- слушание вокальных произведений.

8. Концертно-исполнительская деятельность

Теория:

-  правила работы с микрофоном;

-  понятия фонограмма, минусовка;

-  внешний вид во время выступлений: концертный костюм, грим;

-  правила поведения на сцене до выступления и во время выступления.

Практика:

-  выступления на концертах в школе;

- участие в фестивалях песни.

9. Промежуточная и итоговая аттестация

Промежуточная  аттестация проводится в октябре, декабре и марте в форме контрольного занятия, открытого занятия для родителей, концерта.

Итоговая аттестация проводится в мае в форме отчетного концерта.

Ожидаемый результат

К концу 2 года обучения воспитанник  должен:

знать, понимать:

      - дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

     - типы дыхания;

     - поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;

     - реабилитация при простудных заболеваниях;

     - обоснованность сценического образа.

      - жанры вокальной музыки;

     -  произведения различных жанров;

уметь:

      - петь чисто и слаженно в унисон;

      - петь без сопровождения отдельные  попевки и отрывки из песен;

    - петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;

    - исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;

      - правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

      - в подвижных песнях делать быстрый вдох;

      - дать критическую оценку своему исполнению;

      - использовать элементы ритмики и движения под музыку;

      - работать в сценическом образе;

      - принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива.

Материально-техническое обеспечение программы

Для проведения теоретических и практических занятий необходимы:

- учебный кабинет, соответствующий всем нормам СЭС и ППБ и оснащенный музыкальным инструментом (фортепиано), музыкальным центром;

- компьютеры, сканеры, принтеры, ксерокс;

- мультимедийный проектор;

- концертный зал с необходимым техническим оборудованием – микрофоны, микшерный пульт, радиотехническая аппаратура;

- музыкально-дидактический материал;

- нотная библиотека;

- фонотека (электронные аудиозаписи и медиа-продукты, инструментальные фонограммы);

- учебные пособия, электронные учебники;

- канцелярские принадлежности;

- концертные костюмы.

Используемая литература

1. «Сольное пение» -Типовая программа      

2. «Эстрадное пение» - примерная учебная программа для ДМШ и музыкальных отделений  ДШИ. (составитель Г. Палашкина. М., 2002 г);

3. «Чистый голос» - авторская программа Т. Охомуш,  г. Иваново

4. «Развитие голоса. Координация и тренинг» В. Емельянов, Новосибирск, 1991 г.

5. «Вокал в популярной музыке» В.И. Коробка ,Москва 1989 г.

6.  Г. Стулова «Развитие детского голоса в процессе обучения пению». Е. Пиксарская «Вокальный букварь», Москва, 1996 г.

7. «Детский голос» под ред .В. Шацкой. Москва, 1970.

8. «Методика музыкального воспитания»  О. Апраксина, Москва: Просвещение, 1984.

9. «Эстрадное пение» И.Исаева, Москва: Владос, 2005.

10. «Работа с детским хором» К. Птица, Москва: Искусство, 1981.

11. «Сольфеджио» М.Котляревская-Крафт, Ленинград: Музыка,1988.

12. «Элементарная теория музыки» И.Способин, Москва: Музыка,1984.

Список литературы для детей и родителей

1. Эстрадное пение И.Исаева, Москва: Владос, 2005.

2. За роялем без слез Т. Юдовина-Гальперина, СПб: Предприятие Санкт-Петербургского союза художников, 1996.

3. Музыкальная педагогика и исполнительство Л.Баренбойм, Москва: Музыка, 1974.

4. Тайны вокальной речи В.Морозов, Ленинград: Искусство, 1967.

5. Музыка и вся жизнь Т.Юдовина-Гальперина, СПб: Композитор, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.

Презентация "Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения"....

Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, практической деятельности педагога дополнительного образования

Я, педагог дополнительного образования Павлов Юрий Максимович регулярно изучаю и использую в работе современные образовательные технологии, которые делают процесс обучения детей предмету «Колокольный ...