Образовательная программа "Радость"
рабочая программа по музыке на тему
Образовательная программа хоровой студии «Радость» является модифицированной дополнительной образовательной программой художественно-эстетической направленности.
Уровень освоения программы – общекультурный, предполагающий развитие творческих способностей детей, удовлетворение их познавательных интересов в области вокально-хорового искусства, сформированность навыков ансамблевого и хорового пения на уровне практического применения.
Актуальность программы заключается в предоставлении ребенку возможности реализовать его творческий потенциал через занятия хоровым пением, в необходимости воспитания у учащихся культуры восприятия музыки, чувства вкуса при выборе музыкального материала для прослушивания и исполнения. Кроме того, в процессе обучения хоровому пению, дети получают коммуникативные навыки, у них развивается чувство коллективизма, ответственности за общее дело.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odod_programma.docx | 45.04 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 569
НЕВСКОГО РАЙОНА
Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Радость»
возраст обучающихся – 7 -16 лет
срок реализации – 2 года
Автор – составитель:
Снеткова Галина Владимировна,
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа хоровой студии «Радость» является модифицированной дополнительной образовательной программой художественно-эстетической направленности.
Голос - это особое богатство, природный дар, который дан человеку. Поющий, прежде всего, преображает себя самого: постигает свой внутренний мир, чутко прислушивается к своим и чужим душевным переживаниям. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно пение в полной мере, как искусство личностное, способствует выявлению индивидуальных задатков и раскрытию творческих способностей. Оно оказывает исключительное влияние на формирование личности ребенка. Этому во многом помогает то обстоятельство, что в пении соединяются воедино музыка и слово. Хоровая студия – это наиболее массовая форма приобщения учащихся к пению, хоровому искусству.
Уровень освоения программы – общекультурный, предполагающий развитие творческих способностей детей, удовлетворение их познавательных интересов в области вокально-хорового искусства, сформированность навыков ансамблевого и хорового пения на уровне практического применения.
Актуальность программы заключается в предоставлении ребенку возможности реализовать его творческий потенциал через занятия хоровым пением, в необходимости воспитания у учащихся культуры восприятия музыки, чувства вкуса при выборе музыкального материала для прослушивания и исполнения. Кроме того, в процессе обучения хоровому пению, дети получают коммуникативные навыки, у них развивается чувство коллективизма, ответственности за общее дело.
Цели программы:
Создать условия для развития и реализации творческого потенциала и музыкальных способностей школьников разных возрастных групп.
Через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению.
Задачи:
Обучающие:
- формирование вокальных навыков (звукообразование, дыхание, дикция, артикуляция, однородность звучания регистров), правильной певческой установки;
- научить петь в унисон;
- формирование общих знаний по музыкальной культуре;
- формирование навыков практического применения знаний и умений, полученных на занятиях, в повседневной деятельности.
Развивающие:
- развитие музыкальных способностей детей: ладового и гармонического слуха;
- развитие музыкальной памяти, чувства ритма;
- развитие навыков сценического поведения;
- развитие артистичности и эмоциональности;
- развитие музыкального и художественного вкуса.
Воспитательные:
- воспитание исполнительской культуры;
- воспитание настойчивости, целеустремленности в преодолении трудностей, ответственности за творческий результат;
- воспитание коммуникативных качеств.
Отличительная особенность данной программы заключается в том, что она разработана для учащихся общеобразовательной школы, которые сами стремятся развить свои творческие способности. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности.
Возраст детей:
Образовательная программа предназначена для учащихся 7-16 лет.
Условия набора:
Для обучения принимаются все дети, желающие петь (без отбора).
Сроки реализации программы:
данная программа рассчитана на два года обучения.
Режим занятий:
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа, из которых 2 часа – по подгруппам (72 часа в год), 2 часа – групповые занятия (72 часа в год). Всего 144 часа 1 год обучения и 144 часа 2 год обучения .
Наполняемость учебных групп:
1 год обучения – 15 человек,
2 год обучения – 12 человек.
Учебные группы формируются с учетом возрастных особенностей учащихся.
Форма занятий:
Основной формой обучения являются учебные занятия (коллективные, групповые и индивидуальные): традиционное, комбинированное, практическое, тренинг по партиям, сводные репетиции, концерт. Предполагаются дополнительные формы занятий: прослушивание аудиозаписей, просмотр видеозаписей, посещение концертов и других музыкальных мероприятий.
Структура построения занятий:
- вокально-тренировочные упражнения;
- дыхательные упражнения;
- упражнения на дикцию и артикуляцию;
- работа над репертуаром
- беседа, подведение итога занятия.
Методы обучения на занятиях:
- словесный – объяснение терминов, новых понятий;
- наглядный – показ педагогом правильного исполнения, демонстрация фото и видео материалов;
- практический – выполнение учащимися практических заданий и упражнений;
- метод проблемного обучения – поиск выразительных средств для создания художественного образа произведения.
Ожидаемые результаты:
К окончанию обучения по образовательной программе
учащиеся приобретут:
- навыки правильной певческой установки;
- навыки хорового пения;
- знания по музыкальной культуре;
- навык сценических выступлений.
У учащихся разовьются:
- мелодический и гармонический слух;
- музыкальная память;
- голосовой диапазон;
- артистические и эмоциональные качества;
- способность анализировать как свое исполнение, так и исполнение других;
- коммуникативные умения.
У учащихся воспитаются:
- чувство ответственности;
- целеустремленность при преодолении трудностей;
- воля и трудолюбие;
- желание практически применять знания и умения, полученные на занятиях, в повседневной деятельности.
Способы определения результативности:
- текущий контроль: беседа, наблюдения педагога;
- отзывы родителей и детей о содержании и методах обучения, полученных результатах;
- промежуточный контроль, итоговый контроль по окончании учебного года: контрольные занятия в конце учебных полугодий на усвоение пройденного материала.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
- участие в концертных программах школы;
- музыкальные конкурсы;
- открытые занятия;
- фестивали.
Учебно-тематический план
(1-й год обучения)
№ | Тема занятий | Часы | ||
Общее кол-во | Теория | Практика | ||
1. | Начальная диагностика | 8 | 2 | 6 |
2. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 2 | 2 | -- |
3. | Вокально-хоровая работа | 26 | 6 | 20 |
4. | Основы вокального дыхания | 14 | 4 | 10 |
5. | Вокальная дикция и артикуляция | 10 | 2 | 8 |
6. | Работа над репертуаром | 70 | 10 | 60 |
7. | Творчество композиторов, анализ изучаемых произведений. | 4 | 3 | 1 |
8. | Концертно-исполнительская деятельность. | 6 | 1 | 5 |
9. | Промежуточная и итоговая аттестация. | 4 | -- | 4 |
Итого | 144 | 30 | 114 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Начальная диагностика
Теория:
- гигиена певческого голоса;
- понятие постановки голоса;
- пение как вид музыкально-исполнительской деятельности (понятия – голос, разговорная речь, пение).
Практика:
- индивидуальное прослушивание учащихся с целью определения тембровой окраски голоса, интонационного развития, состояния голосового аппарата.
2. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности
Теория:
- знакомство с содержанием обучения;
- беседа по расписанию занятий группы;
- беседа по правилам внутреннего распорядка и технике безопасности в учебном заведении, на занятиях.
3. Вокально-хоровая работа
Теория:
- понятия: высота звука, регистры, направление движения мелодии;
- средства музыкальной выразительности: лад, темп, ритм, регистр;
- понятия: мелодия, аккомпанемент, интонация;
- понятие – открытый звук, прикрытый звук;
- гласные и согласные звуки в пении;
- понятия «длинные» и «короткие» звуки;
- понятие «пауза» в музыке.
- дирижерские жесты – ауфтакт (внимание, вдох), снятие звука (окончание).
Практика:
- разучивание вокальных упражнений, распевок с текстом и слоговыми сочетаниями;
- пение с закрытым ртом на сонорном «м»;
- пение упражнений-распевок на одном дыхании с поступенным движением вверх и вниз на разных гласных звуках, слогах;
- упражнения на расширение диапазона голоса, правильное звукообразование при пении «широких» и «узких» гласных;
- дирижерские жесты – ауфтакт (внимание, вдох), снятие звука (окончание);
- ритмические упражнения.
4. Основы вокального дыхания
Теория:
- понятие «певческое дыхание»;
- понятие «певческая установка»;
- принципы правильного певческого дыхания.
Практика:
- выработка правильной певческой установки;
- упражнения на постепенный расход дыхания;
- выполнение дыхательных упражнений на свободный мягкий вдох через нос для раскрытия головного резонатора.
5. Вокальная дикция и артикуляция
Теория:
- положение артикуляционного аппарата при пении (движение нижней челюстью, форма рта, работа языком при произношении согласных);
- понятие «поднятое небо» (ощущение зевка).
Практика:
- разучивание речевых упражнений, скороговорок;
- упражнения на подвижность артикуляционного аппарата, мимических мышц;
- пропевание гласных звуков при правильной артикуляции губ;
- пропевание гласных звуков при сохранении одной позиции гортани.
6. Работа над репертуаром
Теория:
- понятия: куплет, припев, вступление, отыгрыш;
- средства музыкальной выразительности для передачи характера песни, создания песенного образа.
Практика:
- разучивание песен.
Репертуар подбирается с учетом возрастных особенностей детей, вокальных и интонационных данных группы. Разучиваются песни разнопланового характера – кантиленные и темповые. В течение года учащиеся должны изучить 10-12 песен, уметь анализировать их характер.
Примерный репертуар для 1 года обучения:
р.н.п. «Петушок», Р.Бойко «На лошадке», сл. Н.Соловьевой, муз Г.Струве «Моя Россия», сл. Л. Фадеевой, муз. А.Арутюнова «Первое задание», сл. И.Мазина, муз. Р.Паулса «Выйди, солнышко!», сл. Ю.Яковлева, муз. Е.Ботярова «Песня о дружбе», сл. Ю.Энтина, муз. Г.Гладкова «Песенка друзей», сл. и муз. В.Сорокина «Солнышко и радуга».
7. Творчество композиторов, анализ изучаемых произведений
Теория:
- беседы о хоровом репертуаре, анализ прослушанных и разученных песен;
- информация о творчестве композиторов.
Практика:
- слушание вокальных произведений.
8. Концертно-исполнительская деятельность
Теория:
- внешний вид во время выступлений: концертный костюм, грим;
- правила поведения на сцене до выступления и во время выступления.
Практика:
- выступления на концертах в школе;
- участие в фестивалях песни.
9. Промежуточная и итоговая аттестация
Промежуточная аттестация проводится в октябре, декабре и марте в форме контрольного занятия, открытого занятия для родителей, концерта.
Итоговая аттестация проводится в мае в форме отчетного концерта.
Ожидаемый результат
К концу 1 года обучения воспитанник должен:
знать, понимать:
- строение артикуляционного аппарата;
- особенности и возможности певческого голоса;
- гигиену певческого голоса;
- понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
- понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
- место дикции в исполнительской деятельности.
уметь:
- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
- петь короткие фразы на одном дыхании;
- в подвижных песнях делать быстрый вдох;
- петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
- петь легким звуком, без напряжения;
- петь выразительно, осмысленно.
Учебно-тематический план
(2-й год обучения)
№ | Тема занятий | Часы | ||
Общее кол-во | Теория | Практика | ||
1. | Диагностика | 8 | 2 | 6 |
2. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 2 | 2 | -- |
3. | Вокально-хоровая работа | 26 | 6 | 20 |
4. | Основы вокального дыхания | 14 | 4 | 10 |
5. | Вокальная дикция и артикуляция | 10 | 2 | 8 |
6. | Работа над репертуаром | 70 | 10 | 60 |
7. | Творчество композиторов, анализ изучаемых произведений. | 4 | 3 | 1 |
8. | Концертно-исполнительская деятельность. | 6 | 1 | 5 |
9. | Промежуточная и итоговая аттестация. | 4 | -- | 4 |
Итого | 144 | 30 | 114 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Диагностика
Теория:
- гигиена певческого голоса;
- понятие постановки голоса.
Практика:
- индивидуальное прослушивание учащихся с целью определения тембровой окраски голоса, интонационного развития, состояния голосового аппарата.
2. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности
Теория:
- знакомство с содержанием обучения;
- беседа по расписанию занятий группы;
- беседа по правилам внутреннего распорядка и технике безопасности в учебном заведении, на занятиях.
3. Вокально-хоровая работа
Теория:
- средства музыкальной выразительности: лад, темп, ритм, регистр;
- понятия – музыкальная тема, музыкальная фраза;
- понятия: мелодия, аккомпанемент, интонация;
- понятие – открытый звук, прикрытый звук;
- гласные и согласные звуки в пении;
- дирижерские жесты – ауфтакт (внимание, вдох), снятие звука (окончание);
- манера исполнения.
Практика:
- разучивание 2-хголосных вокальных упражнений, распевок;
- пение упражнений-распевок на одном дыхании на скачки вверх и вниз на разных гласных звуках, слогах;
- упражнения на исполнение stakkato;
- упражнения на исполнение legato;
- упражнения на расширение диапазона голоса, правильное звукообразование при пении;
- пение в составе вокального ансамбля;
- работа над высокой певческой позицией, «близкое пение», «купол»;
- ритмические упражнения с пунктирным ритмом, с синкопой;
- понятие «пунктирный ритм».
4. Основы вокального дыхания
Теория:
- понятие «цепное дыхание»;
- закрепление понятий «певческое дыхание», «певческая установка»;
- закрепление принципов правильного певческого дыхания.
Практика:
- упражнения на диафрагмальное дыхание;
- выработка чувства глубокой опоры дыхания;
- дыхательных упражнений для раскрытия головного резонатора.
5. Вокальная дикция и артикуляция
Теория:
- закрепление правильного положения артикуляционного аппарата при пении (движение нижней челюстью, форма рта, работа языком при произношении согласных);
- понятие «высокая позиция», «близкое пение».
Практика:
- разучивание речевых упражнений, скороговорок с «неудобным» сочетанием звуков;
- упражнения на подвижность артикуляционного аппарата, мимических мышц;
- пропевание гласных звуков при правильной артикуляции губ;
- пропевание гласных звуков при сохранении одной позиции гортани.
6. Работа над репертуаром
Теория:
- значение костюма для передачи характера песни, создания песенного образа;
- характеристики голоса при исполнении песен: сила, яркость, полетность, мягкость, гибкость.
Практика:
- разучивание песен.
Репертуар подбирается с учетом возрастных особенностей детей, вокальных и интонационных данных группы. Разучиваются песни разнопланового характера – кантиленные и темповые. В течение года учащиеся должны изучить 10-12 песен, уметь анализировать их характер.
Примерный репертуар для 2 года обучения:
р.н.п. «На лугу зеленешенько», Р.Бойко «Речная прохлада», сл. и муз. Е.Рыбак «Кораблик детства», сл. Ю.Энтина, муз. Е.Крылатова «Ябеда-корябеда», сл. и муз. Г.Вихаревой «Детства страница», сл. и муз. В.Сорокина «Ветераны Победы», сл. Л. Ошанина, муз. А. Островского «Солнечный круг», муз А. Варламова «Пин и Гвин», муз А. Варламова «Раз, два, три».
7. Творчество композиторов, анализ изучаемых произведений
Теория:
- беседы о хоровом репертуаре, анализ прослушанных и разученных песен;
- информация о творчестве композиторов.
Практика:
- слушание вокальных произведений.
8. Концертно-исполнительская деятельность
Теория:
- правила работы с микрофоном;
- понятия фонограмма, минусовка;
- внешний вид во время выступлений: концертный костюм, грим;
- правила поведения на сцене до выступления и во время выступления.
Практика:
- выступления на концертах в школе;
- участие в фестивалях песни.
9. Промежуточная и итоговая аттестация
Промежуточная аттестация проводится в октябре, декабре и марте в форме контрольного занятия, открытого занятия для родителей, концерта.
Итоговая аттестация проводится в мае в форме отчетного концерта.
Ожидаемый результат
К концу 2 года обучения воспитанник должен:
знать, понимать:
- дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
- типы дыхания;
- поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
- реабилитация при простудных заболеваниях;
- обоснованность сценического образа.
- жанры вокальной музыки;
- произведения различных жанров;
уметь:
- петь чисто и слаженно в унисон;
- петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;
- петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
- исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;
- правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
- в подвижных песнях делать быстрый вдох;
- дать критическую оценку своему исполнению;
- использовать элементы ритмики и движения под музыку;
- работать в сценическом образе;
- принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива.
Материально-техническое обеспечение программы
Для проведения теоретических и практических занятий необходимы:
- учебный кабинет, соответствующий всем нормам СЭС и ППБ и оснащенный музыкальным инструментом (фортепиано), музыкальным центром;
- компьютеры, сканеры, принтеры, ксерокс;
- мультимедийный проектор;
- концертный зал с необходимым техническим оборудованием – микрофоны, микшерный пульт, радиотехническая аппаратура;
- музыкально-дидактический материал;
- нотная библиотека;
- фонотека (электронные аудиозаписи и медиа-продукты, инструментальные фонограммы);
- учебные пособия, электронные учебники;
- канцелярские принадлежности;
- концертные костюмы.
Используемая литература
1. «Сольное пение» -Типовая программа
2. «Эстрадное пение» - примерная учебная программа для ДМШ и музыкальных отделений ДШИ. (составитель Г. Палашкина. М., 2002 г);
3. «Чистый голос» - авторская программа Т. Охомуш, г. Иваново
4. «Развитие голоса. Координация и тренинг» В. Емельянов, Новосибирск, 1991 г.
5. «Вокал в популярной музыке» В.И. Коробка ,Москва 1989 г.
6. Г. Стулова «Развитие детского голоса в процессе обучения пению». Е. Пиксарская «Вокальный букварь», Москва, 1996 г.
7. «Детский голос» под ред .В. Шацкой. Москва, 1970.
8. «Методика музыкального воспитания» О. Апраксина, Москва: Просвещение, 1984.
9. «Эстрадное пение» И.Исаева, Москва: Владос, 2005.
10. «Работа с детским хором» К. Птица, Москва: Искусство, 1981.
11. «Сольфеджио» М.Котляревская-Крафт, Ленинград: Музыка,1988.
12. «Элементарная теория музыки» И.Способин, Москва: Музыка,1984.
Список литературы для детей и родителей
1. Эстрадное пение И.Исаева, Москва: Владос, 2005.
2. За роялем без слез Т. Юдовина-Гальперина, СПб: Предприятие Санкт-Петербургского союза художников, 1996.
3. Музыкальная педагогика и исполнительство Л.Баренбойм, Москва: Музыка, 1974.
4. Тайны вокальной речи В.Морозов, Ленинград: Искусство, 1967.
5. Музыка и вся жизнь Т.Юдовина-Гальперина, СПб: Композитор, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа. ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк».
Образовательная программа. ВСТК«Сибиряк»....
Единая информационная образовательная среда и информационная образовательная среда образовательного учреждения» анализ состава ИОС образовательного учреждения
Таблица анализа состава ИОС образовательного учреждения...
Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.
Презентация "Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения"....
Знакомство с электронными образовательными ресурсами, размещенными на сайтах федерального центра информационных образовательных ресурсов и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
Технологическая карта...
ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - УСЛОВИЕ ВНЕДРЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
Выступление на педагогическом совете 30.08.2012г....
Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, практической деятельности педагога дополнительного образования
Я, педагог дополнительного образования Павлов Юрий Максимович регулярно изучаю и использую в работе современные образовательные технологии, которые делают процесс обучения детей предмету «Колокольный ...