Разработка урока музыки в 7 классе на тему "Что такое музыкальное содержание".
план-конспект урока по музыке (7 класс) по теме

Зайчук Марина Николаевна

Интегрированный урок музыки и литературы по программе Т.И. Науменко, В.В. Алеева. Учащиеся знакомятся с фрагментами романа Л.Н. Толстого "Война и мир" и музыкальным материалом одноименной оперы С.С. Прокофьева, выясняют особенности музыкального и литературного содержания,  а так же их различия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Разработка урока28.57 КБ
Файл Презентация к уроку2.38 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 15

Г. Муром

Зайчук Марина Николаевна

Разработка урока музыки в 7 классе

Тема: «Что такое музыкальное содержание»

Цель урока: Определить особенности музыкального содержания в отличие от литературного на примере фрагментов одноименных произведений  Л. Н. Толстого и С.С. Прокофьева  «Война и мир».

Задачи:

  1. Установить  интонационно-образные связи музыки с литературой.
  2. Проанализировать своеобразие музыкального языка как языка чувств.
  3. Закрепить понятие арии.
  4. Воспитывать нравственно-патриотические чувства на основе приобщения к произведениям искусства.
  5.  Развивать певческие навыки.

Методы: беседа, наглядно-слуховой анализ, сопоставление.

Оборудование: аудиозапись, магнитофон, компьютер, презентация.

Музыкальный материал: Хор «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский» С. С. Прокофьева; ария Кутузова,  «Вальс» из оперы «Война и мир» С.С. Прокофьева; «Осенний бал» Л.Марченко

Дополнительный материал:

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир», репродукция картины  А.Кившенко «Военный совет в Филях».

Ход урока:

  1. Вводная часть.

Звучит хор из кантаты «Александр Невский»

(Слайд)

- Фрагмент какого  известного  вам произведения прозвучал? Кто композитор?

(Слайд)

-Что вы знаете об этом композиторе?

- Как вы думаете, какого содержания  будем слушать сегодня музыку Прокофьева  на уроке? (проблемный вопрос)

  1. Работа по теме урока.

- Прокофьев не раз в своем творчестве обращался к истории государства российского. Речь пойдет об Отечественной войне 1812 года.

(слайд)

- К истории этих военных событий Прокофьев обратился в 1942 году, когда шла Великая Отечественная война.

- Как вы думаете, почему ?

- Кто еще в искусстве  обращался к теме войны 1812 года?

 - Какие произведения вы можете  назвать?

(слайд)

- В основу оперы «Война и мир» С.С. Прокофьев  положил сцены из одноименного романа Л.Н. Толстого.  Этот роман о том, как нашествие французской армии во главе с Наполеоном разрушило мирную жизнь в России, как война всколыхнула весь русский народ, как, отдав неприятелю Москву, великий русский полководец Кутузов спас русскую армию и она, преследуя наполеоновские войска,  победительницей  вошла в Париж. В романе и в опере сцены мира чередуются со сценами войны.

- Мы познакомимся сегодня с некоторыми фрагментами романа и оперы,  разберемся в их содержании и выясним, чем будет отличаться музыкальное содержание от литературного.

- А теперь страницы романа.

(Слайд)

Читают выразительно учащиеся у доски.

«…Москва должна быть оставлена. Войско должно отступить, и надо отдать это приказание. Отдать это страшное приказание казалось ему одно и то же, что отказаться от командования армией…

В просторной избе мужика Андрея Савостьянова в два часа собрался совет. Мужики, бабы и дети большой мужицкой семьи теснились в черной избе через сени. Одна только внучка Андрея, Малаша,  шестилетняя девочка, которой светлейший, приласкав ее, дал за чаем кусок сахара, оставалась на печи в большой избе.  Малаша робко и радостно смотрела с печи на лица, мундиры и кресты генералов, одного за другим входящих в избу и рассаживавшихся в красном углу, на широких лавках под образами. Сам дедушка, как внутренне называла Малаша Кутузова, сидел от них особо, в темном углу за печкой…

Последовало долгое и общее молчание. Все лица нахмурились, и в тишине слышалось сердитое кряхтение и покашливание Кутузова. Все глаза смотрели на него.  Малаша тоже смотрела на дедушку. Она ближе всех была к нему и видела, как лицо его сморщилось: он точно собрался плакать, но это продолжалось недолго.

_ Священную древнюю столицу России! – вдруг заговорил он, сердитым голосом повторяя слова Бенгасена  и этим указывая на фальшивую ноту слов. – Позвольте вам сказать, ваше сиятельство, что вопрос этот не имеет смысла для русского человека...Вопрос, для которого я просил собраться этих господ, это вопрос военный. Вопрос следующий: «Спасение России и армии. Выгоднее ли рисковать потерею армии и Москвы, приняв сражение, или отдать Москву без сражения? Вот на какой вопрос я желаю знать ваше мнение…»

- Господа, я слышал ваши мнения. Некоторые будут не согласны со мной. Но я (он остановился) властью, врученной мне моим государем и Отечеством, я  –приказываю отступление…

Отпустив генералов, Кутузов долго сидел, облокотившись на стол, и думал все о том же страшном вопросе: «Когда же, когда же, наконец, решилось то, что оставлена Москва? Когда было сделано то, что решило вопрос, и кто виноват в этом?»

Беседа

- Каково содержание этой части романа?

- Что описано здесь ? Какие подробности? (место, изба, где собрались Кутузов с генералами, девочка Малаша)

- Что увидела девочка?

- Какой приказ отдал главнокомандующий своим подчиненным?

-  Что было потом? Опишите, о чем думал Кутузов? Что из этого следует, как вы думаете, какие чувства он испытывал?

 А сейчас мы послушаем арию Кутузова  из оперы Прокофьева

(слайд)

- Каким предстает перед вами Кутузов?

Слушание арии Кутозова из оперы: «Война и мир»

- Каково здесь музыкальное содержание?

- Сколько частей, как менялся характер, почему?

-  В какой части появилась тревога, взволнованность?

-  Дала ли нам здесь музыка конкретные описания, как литература?

- Что же мы здесь восприняли, почувствовали? (характер, переживания, оттенки чувств, которые эти события выражают).

 - Дайте определение  арии.  (Ария - описание портрета героя, в котором передается его характер, душевное состояние)

- Дала  ли нам ария полное представление о Кутузове? (Конечно, нет.)

 - В арии воплощен один, но зато важнейший момент его жизни и переломный  момент для хода войны, когда решалась судьба Москвы и вместе с тем ход всей битвы.  Поэтому, арию Кутузова можно назвать «образом Кутузова».

В романе, как и в опере,  сцены войны  чередуются со сценами мира.

(Слайд)

-Еще мы познакомимся с одним эпизодом бала, куда впервые попала одна из героинь романа - Наташа Ростова. Юная, счастливая, нежная и чистая в своей любви к жизни, к своим мечтам о счастье.

Итак, слушаем отрывки из романа.

Читает другая группа учеников  у доски

«…Вдруг все зашевелилось, толпа заговорила, подвинулась, опять раздвинулась, и между двух расступившихся рядов, при звуках заигравшей музыки, вошел государь. За ним шли хозяин и хозяйка. Государь шел быстро, кланяясь направо и налево, как бы стараясь скорее избавиться от той первой минуты встречи. Музыканты играли польский… мужчины стали подходить к дамам и строиться в пары польского..»

«…Больше половины дам имели кавалеров и шли или приготовлялись идти в польский.  Наташа чувствовала, что она оставалась с матерью и Соней в числе меньшей части дам, оттесненных к стене и не взятых в польский. Она стояла, опустив свои тоненькие руки, сдерживая дыхание блестящими испуганными глазами глядела перед собой, с выражением готовности на величайшую радость и на величайшее горе. Ее не занимали ни государь, ни все важные лица, - у ней была одна мысль: «Неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины, которые теперь, кажется, и не видят меня, а ежели смотрят на меня, то смотрят с таким выражением, как будто говорят: «А! это не она, так и нечего смотреть!»

«…Нет, это не может быть! – думала она,- Они должны же знать, как мне хочется танцевать, как я отлично танцую и как им весело будет танцевать со мною».

«…Звуки польского, продолжавшегося довольно долго, уже начали звучать грустно –воспоминанием в ушах Наташи. Ей хотелось плакать. Соня и она стояли одни, как в лесу в той чуждой толпе, никому не интересные и не нужные.»

«…Наконец государь остановился подле своей последней дамы, музыка замолкла, и с хор раздались отчетливые, осторожные и увлекательные мерные звуки вальса. Государь с улыбкой взглянул на залу. Прошла минута – никто еще не начинал. Адъютант-распорядитель подошел к графине Безуховой и пригласил ее. Она, улыбаясь, подняла руку и положила ее, не глядя на него, на плечо адъютанта.  Адъютант уверенно, крепко обняв свою даму, пустился с ней по краю круга, на углу залы подхватил ее левую руку, повернул ее, и из-за все убыстряющихся звуков музыки слышны были только мерные щелчки шпор быстрых и ловких ног адъютанта, и через каждые три такта на повороте как бы вспыхивало, развеваясь, бархатное платье его дамы.  Наташа смотрела на них, и готова была плакать, что не она танцует этот первый тур вальса.»

«..Князь Андрей в своем полковничьем, белом мундире, в чулках и башмаках, оживленный и веселый, стоял в первых рядах круга, недалеко от Ростовых.  Отчаянное, замирающее лицо Наташи бросилось в глаза князю. Он узнал ее, угадал ее чувство, понял, что она была начинающая, и с веселым выражением лица подошел к графине Ростовой.

-Позвольте вас познакомить с моей дочерью,- сказала графиня, краснея. – Я имею удовольствие быть знакомым, ежели графиня помнит меня, -сказал князь Андрей с учтивым и низким поклоном, подходя к Наташе. Он предложил ей тур вальса. То замирающее выражение  лица Наташи, готовое на отчаяние и на восторг, вдруг осветилось счастливой, благодарной, детской улыбкой…»

Беседа

- Какой описывает автор Наташу Ростову?

 - А теперь слушаем Вальс из оперы «Война и мир»

-Совпадет ли впечатление от музыкального образа с литературным?

Слушание  «Вальса» из оперы «Война и мир» С.С. Прокофьева

(слайд)

-  Что услышали? Какие чувства Наташи выразил композитор? (робость, волнение, радостная надежда, нерешительность)

-Что быстрее воздействует на человеческие чувства  - литературное содержание или музыкальное?

Давайте подведем итог, чем отличается музыкальное содержание, в чем его особенность в отличие от литературного  содержания?

(слайд)

Работа с таблицей

- Музыка живет только, пока звучит, и за те минуты, которые отданы ей в распоряжение, она должна успеть многое: захватить, увлечь, потрясти. Как ей это удается? Ей удается это быстрее, чем другим искусствам, потому что она воздействует на человеческие чувства, музыка -собственный  язык человеческих чувств, их выражение в этом мире.

А сейчас мы обратимся еще к одному лирическому вальсу.

(слайд)

Звучит фрагмент песни  «Осенний бал» Л. Марченко

-Конечно, эта песня-вальс «Осенний бал» Л. Марченко.

3. Исполнение песни «Осенний бал» Л. Марченко

-Каково содержание этого вальса? (школьная тема, легкая грусть по уходящему лету, радость от предстоящего школьного бала)

Добиваться легкого, напевного исполнения в темпе вальса, не затягивая.

4. Обобщение.

- Сегодня на уроке мы много говорили о содержании, как литературном, так и музыкальном. Подведем итоги.

-Уточните, чем музыкальное содержание отличается от литературного, назовите особенности музыкального содержания.

Спасибо за урок!

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что такое музыкальное содержание Зайчук Марина Николаевна Учитель музыки МБОУ СОШ № 15 Г. Муром

Слайд 2

Хор «Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский »

Слайд 3

Сергей Сергеевич Прокофьев

Слайд 6

А. Кившенко «Военный совет в Филях» (1880)

Слайд 7

Ария Кутузова из оперы»Война и мир»

Слайд 8

Вальс из оперы «Война и мир»

Слайд 9

Литературное содержание Музыкальное содержание 1. Конкретное, подробное описание 2. самое важное заключено в конкретных деталях и требует достаточного времени Трудно объяснить словами 2. Удается воздействовать непосредственно, намного быстрее на человеческие чувства

Слайд 10

1. Грустная пора, Дождик льет с утра. Но от листьев желтых мир так светел. И в душе твоей С каждым днем теплей, потому что осень ты встретил Припев: 2. Золотистый клен, видно так влюблен, Что рябине красной шепчет сказки. И в густой туман Птичий караван, Лето унесет тепло и краски 3. Мир-огромный зал, Осень правит ба. Так давай сегодня веселиться. Завтра так и знай, Скажем ей : «Прощай!» И она на крыльях птиц умчится. Осенний бал к себе позвал чтоб вспомнить лета мы могли веселья дни. Осенний бал, сверкает зал и пусть закружит в танце нас осенний вальс.

Слайд 11

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока музыки 3 класс

Урок музыки "Повсюду музыка слышна" предназначен для обучающихся 3 класса, разработан по программе "Музыка" авторы Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева....

разработка урока музыки 4 класс тема: "Музыка Италии"

Данная презентация разрпаботана для урока музыки в 4 классе. тема года: "Между музыкой разных народов мира нет границ!", тема урока "Музыка Италии". в ходе урока учащиеся знакомятся с культурой красив...

Владимир Высоцкий (Методическая разработка Урока музыки 8 класс)

Конспект урока. Материал можно использовать для вечера старшеклассников...

Разработка урока музыки 6 класс в соответствии с ФГОС тема "Образы русской народной и духовной музыки"

разработтка открытого урока по музыке 6 класс2 четверть тема урока "Образы русскойнародной и духовной музыки"...

Методическая разработка урока музыки 6 класс «Музыкальный образ»

Методическая разработка урока музыки 6 класс «Музыкальный образ»...

Методическая разработка урока музыки 5 класс "Музыкальная живопись сказок и былин"

Проверка знаний учащихся по разным видам искусства(музыка, литература, ИЗО, кино) на тему богатырей....

Разработка урока музыки, 2 класс "Гимн России"

Разработка урока музыки, 2 класс "Гимн России". Фонограмму музыки к уроку (+ и -) пришлю на электронный адрес любому, кто обратится ко мне :)...