Влияние музыки на психическое и физическое воспитание ребёнка
статья по музыке по теме
Информация для учителей,родителей, как развивать музыкальные способности ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.docx | 27.58 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыка занимает особое,уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой музыкального искусства, и психологическими особенностями ребёнка. Музыку называют "зеркалом души человеческой", "эмоциональным познанием", "моделью человеческих эмоций". Значит,эмоции являются главным содержание музыки, что и делает её одним из самых эффективных средств формирования личности ребёнка в психическом, физическом и социальном плане.
Основы музыкальной культуры ребёнка закладываются, прежде всего, на музыкальных занятиях в детском саду. Учёными доказано, что задолго до рождения ребёнок воспринимает не только голос матери, но и определённые звуки извне. Уже в последние месяцы беременности плод отвечает на резкие звуковые раздражения сильными толчками, и в этот пренотальный (дородовый) период органы чувств ребёнка подвергаются определённой тренировке. Исследования в этой области показали, что развивающийся плод слушает музыку с большим удовольствием и реагирует на пение матери по-разному: слыша спокойную музыку, замирает,а на быструю и весёлую музыку - начинает оживлённо двигаться. Это говорит о том,что именно музыка, музыкальное искусство гораздо ближе младенцу, чем другие виды искусства. Уже немцы и японцы знают, что наши медики первыми в мире при помощи уникальных методик научились "доводить до ума" недоношенных младенцев, детей с родовыми травмами и расстройствами психики. И дело тут совсем не в новых препаратах и таблетках. дело в музыке...
Музыка влияет буквально на всё. И на рост всходов, и на удой коров, и на нашу с вами нервную систему и на физическое состояние - учёные выяснили давно. Но чтобы вот так прямо лечить музыкой младенцев - до этого дело не доходило.
В научном центре здоровья детей РАМН недоношенных детей лечат музыкой. Младенцы, которые дышат неровно, или беспокойно подёргиваются во сне, или вообще не могут заснуть, нуждаются в специальной музыкальной терапии. Например, к кувезу семимесячной крохотульки Лизы подносят самый обыкновенный магнитофон, нажимают кнопку. Из динамиков звучит приятная ритмичная мелодия. На второй минуте музыкального сопровождения дыхание девочки становится заметно ровнее. Она, конечно, продолжает спать. Но её маленькое сердцеявно заработало по-другому. А вот маленький Петя. Он при родах получил травму. И теперь боится всего. Любого шороха, чужого человекаи даже собственных ручек, которыми беспорядочно машет, словно отгоняя свои же страхи. Но как только начинает звучать ег, Петина музыка, он успокаиватся, закрывает перепуганные глазки и засыпает. такие вот чудеса. и они, конечно, требуют пояснений.
Академик РАЕН профессор Галина Викторовна Яцик руководит отделением для недоношенных детей и в последнее время еле успевает отбиваться от иностранцев, жаждущих посмотреть её методики. А что делать, если детей с патологиями и у нас и у них появляется всё больше.
На недоношенного ребёнка сразу обрушивается куча медицинских мероприятий. И здесь медики задумались: нельзя ли заменить сильные препараты чем-то более приятным и безболезненным.? И представьте, на фоне плавания, аромотерапии, массажа и иглоукалывания музыка дала самые не ожиданные результаты. Именно она помогает во много раз уменьшить лекарственную нагрузку на организм новороженного. Потому, как музыка помогает регулировать сразу несколько систем в организме: центральную, нервную, сердечно-сосудистую, дыхательную и даже пищеварительную. То есть, каждому пациенту прописывают свою музыку: свой ритм, совй темп и тональность. В этом вся тонкость музыкотерапии и заключается. Более того, в этом отделении персонал с хорошимим голсами! И работая с малышами, в нужный момент они напевают.
Сейчас в институте созданы три музыкальные программы: успокаивающая, возбуждающая, и смешанная. Успокаивающая - это в основном колыбельные: "Спят усталые игрушки", колыбельная "Светлане" и народные "баю -баюшки-баю", улучшают пульс ребёнка, восстанавливают частоту дыхания, нормализуют работу кишечника. Вялым детям за 20-30 минут до кормления включают ритмичную музыка, марши, песни В. Шаинского.
Возбудимым назначают успокоительные мелодии в минорном ключе. Музыкальный курс длится 7-10 дней. Потом биоритмы детей выравниваются. Противопоказания существуют для детей с судорогами - им вредна роковая музыка.
Более того музыка оказывает влияние и на беременную женщину. Давно доказано, что с 18 недель эмбрион слышит и различает ритмы, мелодии. Поэтому с этого возраста дети слушают музыку вместе с мамой, лучше, если это всё-таки будет что-то спокойнее рока. Что именно? Выбирайте сами. Практика показала, что детям со сбоями ритмов сердца и неровным дыханием очень помогает бойкая музыка типа "Смело товарищи в ногу" и "Интернационал". В этих произведениях важен только ритм, а содержание революционных песен младенцев не беспокоит. В основном используются произведения Чайковского, Бородина, Бетховена, Вивальди, и, конечно, музыка Владимира Викторовича Кирюшина - он специально пишет для беременных мам и недоношенных детей. По словам композитора, на классическую музыку эмбрионы реагируют лучшего всего, мамы - хуже. На народную, мать и дитя реагируют одинаково. Попса больше всего нравится мамочке, а плоду - нет. Ребёнок начинает нервно шевелиться, раздражаться. Ритмичная маршевая музыка по утрам нравится обоим. Эти реакции зафиксировали приборы. Музыка создаёт своеобразный мост между двумя полушариями. И стимулирует выработку гармонов счастья. Композитор В. Кирюшин создал несколько программ для детей с разными пороками развития, и они успешно работают сейчасв Институте педиатрии. С новорожденными всё более или менее нормально. А вот с эмбрионами надо разбираться. И ещё - те беременные женщины, которые слушали музыку композитора В. Кирюшина, рожали намного легче. Если во время родовим включали музыку, то ребёнок появлялся на том произведении, которое ему больше нравилось и с криком именно в той тональности, которая звучала в самый ответственный момент.
Для детей раннего возраста интонационная выразительность музыки, близкая к интонациям человеческого голоса, имеет большое значение. она благотворно влияет на настроение младенца, вызывая, прежде всего чевство удовольствия. Постоянные положительные реакции на музыку влияют на формирование эмоциональной сферы ребёнка.
Музыкальное воздействие на младенца ускоряет многие процессы формирования его организма, психики физического и социального развития. Явное оживление и самые активные двигательные реакции малыша, которые вызываются музыкальными звуками, свидетельствуют о прямой сязи музыки с физическим развитием ребёнка. Гуление, первые звуки, издаваемые младенцем, говорят о влиянии музыки на его речевое развитие. Кроме того, состематические музыкальные занятия с детьми первого года жизни помогут накопить так необходимые им музыкальные впечатления и - главное - опыт восприятия музыки.
Если ваш ребёнок посещает детский сад - это уже гарантия. Ваш ребёнок полноценно общается с музыкой. Но этого ещё недостаточно, необходимо ваше содружество и надо поскорее осваивать свою новую роль. Для этого наберитесь терпения и постарайтесь проводить музыкальные занятия ежедневно. Для первыз занятий вам достаточно 3-5 минут свободного времени. Ваша задача - заинтересовать малыша. И он будет внимательно слушать музыку, ритмично двигаться и подпевать. Само собой, всем этим комплексом музыкальных умений должны обладать и вы. мама и папам, не имеющим специальной подготовки, совсем необязательно обладать яркими вокальными и танцевальными данными. Достаточно уметь петь чисто, правильно интонировать музыкальные мелодии, выразительно выполнять плясовые движения.
бедет просто замечательно, если в вашем репертуаре будут русские народные песни, раздольные и протяжные, нежные и лирические, звонкие и задорные, различные игровые потешки, призывы, заклички. не забудьте заглянуть в домашнюю фотеку. А что там может пригодиться для музыкального развития? Вероятно, самые разнообразные песенки и тенцевальные мелодии - спокойные, плавные и отрывистые, грустные и радостные. В жанрах вальса, польки, марша, современного танца, плясовой. Кстатит сказать, малышей может привлечь и оркестровая музыка, но желательно с каким-нибудь солирующим инструментом.Например, скрипкой, гитарой, флейтой. главное, чтобы мелодии были несложными и понятными, прежде всего вам, а гармонии-простые, без резких диссонансов.
Заниматься с малышом лучше всего в дневное время через 30-40 минут после кормления. Важно, чтобы в комнате было тихо. Когда вы убедитесь, что ребёнок в хорошем настроении и его ничего не отвлекает, можно начинать.
Предлагаются вашего вниманию некоторые показатели музыкальных возможностей детей от рождения до 1 года.Эти данные основаны на психолого-педагогических исследованиях последнего времени, погоут сориентировать вас в организации и проведении домашних музыкальных занятий.
Дети первого месяца жизни никаких специфических реакций на музыку и музыкальные звуки не обнаруживают. Они могут пока только кратко сосредотачиваться на время звучания. Но ребёнок готов воспринимать самые разные звуки, поэтому ваше присутствие, улыбка и приятное пение становятся для него средством эмоционального контакта.
В 2-3 месяца ребёнок реагирует на пение и звук музыкального инструмента комплексом оживления. Он начинает издавать гортанные короткие звуки, двигать ногами и руками. Малыш следит за источником звука, поворачивает голову. Внимательно слушает пение и надолго замирает, а иногда на протяжный звук отвечает гуканьем.
В период от 3 до 6 месяцев дети чаще откликаются на пение взрослого, продолжительно "поют"-гулят почти сразу реагируют на протяжный звук. Они часто улыбаются. Ярко выражая своё удовлетворение, внимательно слушают игру на металлофоне, баянчике, тянутся у ним.
Движения у детей к 6-ти месяцам становятся более разнообразными и энергичными. Некоторые малыши пытаются сблизить руки, имитируя хлопки в ладоши, делают ногами вращательные движения.
От 6 до 9 месяцев выделяются устойчивые специфические реакции - эмоциональныйотклик, длительное внимание. Дети хорошо отличают музыку от шумовых воздействий.Они улыбаются, смеются, вокализируют, машут руками. К 9 месяцам дети уже выговаривают слоги, различают звуки по высоте.
Дети в возрасте 9-12 месяцев радостно откликаются на предложение взрослого попеть, потанцевать. Они кивают головой, подёргивают плечиками, делают "ладушки", пружинят ногами, пытаются притопывать в такт музыке.
Все родители мечтаютразглядеть в собственном ребёнке хотя бы маленький росток будущей талантливой личности. кроме того. вы, наверное, хотите увидеть своего ребёнка добрым, чутким, отзывчивым, понимающим и ценящим красоту в окружающем, человеческих отношениях, физически здорового и ведущего здоровый образ жизни. Эти прерасные качества вам поможет привить музыка и начинать надо с раннего детства.
Какова же дальнейшая динамика психоэмоционального и физического развития ребёнка при активном общении с музыкой?
н втором году жизни при восприятии музыки дети проявляют ярко контрастные эмоции: весёлое оживление или спокойное настроение. Слуховые ощущения более дифференцированы: ребёнок различает высокий и низкий звуки, образно в движениях это может отобразить - "Зайка", "Мишка", громкое или тихое звучание и даже тембровую окраску (играет металллофон или барабан). Рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации; подпевая взрослому, ребёнок повторяет за ним окончания фраз песни. Он овладевает простейшими движениями: хлопает в ладошки, притопывает одной или двумя ногами, кружится под звуки музыки и при этом испытавает огромный восторг и его лицо озаряет улыбка.
На 3-м и 4-м году жизни у детей повышается чувствительность, возможность более точного различения свойств прдметов и явлений, в том числе музыкальных, двигательных, эмоциональных.
Этот период характеризуется стремлением к самостоятельности. У ребёнка появляется желание петь, танцевать. играть в музыкальные и подвижные игры.
Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности. Поисходит период от ситуативной речи к связной,от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат. У ребёнка появляется желание петь, танцевать, играть в музыкальные и подвижные игры. в передаче общего характера движения , при беге и хотьбе ещё нет умения одновременно с музыкой, начинать и заканчивать движения, отмечать метроритмическую пульсацию хотьбы и бега. игры и пляски в этом возрасте предполагают учить детей двигаться по кругу, взявшись за руки, парами. игры под музыку помогают освоить некоторые образно-имитационные движения, передавая музыкально-игровой образ ("зайчики", "котята", "паровоз" и т.д.)
Танцевальные движения также усложняются: надо одновременно хлопать в ладоши и топать ногами, покачиваться с ноги на ногу, полуприседать.
Пятый год жизни характеризуется активной любознательностью детей. Это период вопросов: "почему?", "отчего?". Ребёнок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения. Он наблюдателен, способен определить: музыка весёлая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; в пьесе части ( одна быстрая, а другая медленная), на каком инструменте играют мелодию (рояль, скрипка, баян). Ребёнку понятны требования: как надо спеть песню, как двигаться в спокойном хороводе и как в подвижной пляске.
Голос в этом возрасте приобретает звонкость, подвижность. Певческие интонации становятся более устойчивыми, но требуют постоянной поддержки взрослого. Налаживается вокально-слуховая координация.
Освоение основных видов движений: хотьбы, бега, прыжков даёт возможность детям шире использовать их в играх и танцах. Они стремятся по-своему, не подражая друг-другу, исполнить роль (например, в сюжетной игре), другие проявляют интерес только к одному виду деятельности в зависимости от индивидуальных склонностей и способностей каждого.
Музыкально-ритмические движения - привлекательная для дошкольников деятельность, способствующая развитию их инициаливности и самостоятельности. Художественные движения углубляют представления ребят об окружающем, рассказывают о многих интересных событиях, обогащают, радуют, воспитывая любовь и интерес к музыке. В детском саду мы обращаем внимание на то, что с помощью темпа, динамики и регистра в пьесе можно передать характер медленной поступи медведя, быстрых движений зайчиков. В хороводах , играх подчёркивается необходимлсть обдуманных действий в соответствии с особенностями выразительных музыкальных средств. Дети учатся быстро и легко изменять характер движения: спокойную ходьбы на бег, сильный энергичный шаг на лёгкую поступь и т.п.
Чтобы выразительно двигаться под музыку надо чувствовать, воспринимать её и владеть некоторым запасом движений - основных гимнастических, плясовых, образных, уметь ориентироваться в пространстве, согласованно действовать в коллективе, соблюдая правила. Эта работа систематически ведётся на занятиях.
Шестой и седьмой год жизни характерен тем, что это период подготовки детей к школе . При системном занятии и общении с музыкой дети обладают запасом знаний и самостоятельно могут охарактеризоватьмузыкальное произведение, разобраться в его выразительных средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой. У детей появляется более активная реакция на музыку - стремление эмоционально, образно передать в движениях сюжет игры, действия персонажей. ребята не просто прыгают, "как зайчики", переступают медленно и тяжело, "как медведи". Они должны передать характер действующего лица, его качества (смелость, трусливость, задор, спокойствие и т.д), а также развитие событий, конфликтные или дружеские общения действующих героев.
Значительно расширяется объём движений, особенно танцевальных и гимнастических. И, конечно, обогащается творческая деятельность. Они способны самостоятельно инсценировать игровые песенки, придумывать новые варианты образных движений в играх, комбинировать элементы танцевальных движений, составлять несложные композиции плясок. музыка является побудителем выразительных движений ребёнка, создателем положетельной эмоциональной основы его состояния души.
Хотелось бы ещё упомянуть о том, что в детском саду музыка - непременный спутник утренней гимнастики и физкультурных занятий, так как она способствуе созданию хорошего настроения, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых движений, организует коллектив.
Известно, что звучание музыкальных произведений повышает работоспособность сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается лёгочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений, появляется радостное настроение, всё это способствует формированию положительных взаимоотношений между детьми. Глядя на детей, которые двигаются, невольно задумываешься, отчего, даже самое элементарное движение под музыку, дарит столько радости и удовольствия? Какие такие глубокомысленные цели преследует ребёнок, который в бессознательной радости кружиться под весёлую музыку?
Обратив взор в глубину своих ощущений, взрослый человек вспомнит хотя бы одно мгновение в своей жизни, когда ему молитвенно и благоговейно хотелось произнести: "Спасибо, музыка, за то, что ты есть, что ты иногда становишься прибежищем моей души, утешаешь её в горе и умножаешь её радость. Поэтому я пою, как могу,илипускаюсь в пляс под музыку, хотя совсем не умею танцевать". Эта уникальная человеческая особенность даёт нам возможность понять, насколько всеобщей является потребность выражать себя в возможность понять, насколько всеобщей является потребность выражать себя в звуках музыки, дарованная человеку от рождения. Ведь дарована эта способность каждому, только в разной степени. И дана она с благой целью. Возможно, одна из сокровенных тайн музыки состоит в "гармонизации души", в таинстве самопознаниясвоего внутреннего мира.
Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Ценно для каждого из нас то, что затрагивает лично не только душу, но и тело. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении её связками, мышцами, движением, дыханием.
"Бесконечно богатая информация, заключенная в музыке, считывается не рассудком, а динамическим состоянием тела - соинтонированием, пантомимическим движением", - пишет известный музыковед, профессор В.Медушевский.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Влияние аэробики на психическое и физическое состояние человека"
В статье раскрывается понятие личности человека. Описывается как аэробика влияет на формирование личности. А также, как занятия аэробными упражнениями оказывают влияние на организм человека....
ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ПСИХИКУ РЕБЁНКА
ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ПСИХИКУ РЕБЁНКАКонсультация для родителей по музыкальному воспитанию Музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека. Она влияет на состояние нерв...
Влияние музыки на здоровье и развитие ребёнка
Родителей всегда интересует вопрос: стоит ли обучать ребёнка музыке, на каком уровне, любительском или профессиональном нужна музыкальная деятельность. Изучение музыкальных азов всегда сопровождается ...
Методические рекомендации для родителей - "Влияние музыки на развитие ребёнка"
Часто родители задают вопрос: «Каждого ли ребёнка нужно учить музыке?». На этот счёт у современной музыкальной педагогики нет разногласий. Учить музыке надо всех детей без исключения....
Консультация для родителей "Роль семьи в физическом воспитании ребёнка"
Советы о том, что необходимо делать для физического воспитания ребёнка: соблюдать режим, закаляться...
Презентация Физическое воспитание ребёнка в ДОУ и семье
Презентация для родителей на тему: «Физическое воспитание ребёнка в ДОУ и семье »ПРОБЛЕМА Все родители мечтают, чтобы их дети были здоровыми, умными, добрыми и не для кого, ни ...
Консультация для родителей «Роль семьи в физическом воспитании ребёнка»
Материал содержит информацию о важности физического воспитания для детей и советы о том, как необходимо поддерживать интерес к физической активности у детей...