Конспект и презентация к уроку физики для 9 и 11 классов «Модуль вектора магнитной индукции. Сила Ампера»
методическая разработка по физике (9, 11 класс)
Для актуализации знаний учащимся предлагается выполнить два задания с развёрнутым ответом по рисунку. Презентация содержит слайд с заданиями и слайд с правильными ответами. При изучении нового материала на уроке выясняется, от чего зависит сила, действующая на проводник с током в магнитном поле; даётся определение модуля вектора магнитной индукции; вводится единица измерения этой величины; формулируется и разъясняется закон Ампера; формулируется и разъясняется «правило левой руки» для определения направления силы Ампера, действующей на проводник с током в магнитном поле. Чтобы научиться определять направление силы Ампера по «правилу левой руки» учащимся предлагается выполнить 3 задания по рисункам. Презентация содержит слайд с заданиями и слайд с правильными ответами. Учащимся предлагается решить 2 расчётные задачи по новому материалу. Правильные ответы записаны на слайде и открываются по щелчку на окошко «ответ». Такая анимация позволяет учащимся оценить правильность полученного ответа.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Структура урока Проверка выполнения домашнего задания Записи по новому материалу Закрепление изученного материала Задания по новому материалу
Проверка выполнения домашнего задания (задачник Рымкевич № 831, 832) 831(821). В каком направлении повернётся магнитная стрелка в контуре с током, как показано на рисунке 89? 832(822). Обозначить полюсы источника тока, питающего соленоид, чтобы наблюдалось указанное на рисунке 90 взаимодействие.
Проверка выполнения домашнего задания № 831. Стрелка повернётся перпендикулярно проводам, Северным полюсом от нас, Южным к нам. Об этом явлении свидетельствует опыт Эрстеда. Вокруг проводов возникнет круговое магнитное поле. № 832. Южный полюс магнитной стрелки притягивается к Северному полюсу катушки. Магнитные линии внутри катушки идут влево. Согласно правилу «буравчика» ток течёт против часовой стрелки, то есть справа «+» источника, слева «-». N S + -
Записи по новому материалу Модуль вектора магнитной индукции характеризует величину магнитного поля в данной точке. На проводник с током, помещённый в магнитное поле, действует сила Ампера. Она толкает проводник в направлении, перпендикулярном току и вектору магнитной индукции.
Записи по новому материалу Это выражение называется законом Ампера. Сила Ампера равна произведению модуля силы тока, вектора магнитной индукции, длины отрезка проводника и синуса угла между направлениями векторов магнитной индукции и тока.
Записи по новому материалу Направление силы Ампера определяется по «правилу левой руки»: если левую руку расположить так, чтобы перпендикулярная проводнику составляющая вектора магнитной индукции входила в ладонь, а четыре вытянутых пальца были направлены по направлению тока, то отогнутый на 900 большой палец укажет направление силы, действующей на отрезок проводника.
Выполнение заданий Определите направление силы Ампера, действующей на провод с током в магнитном поле. 1 2 3
Выполнение заданий Определите направление силы Ампера, действующей на провод с током в магнитном поле. 1 2 3 F а направлен к нам F а направлен вниз F а направлен от нас
0,05 Н Задача 1 РымкевичА.П . № 841 С какой силой действует магнитное поле индукцией 10 мТл на проводник, в котором сила тока 50 А, если длина активной части проводника 0,1 м? Линии индукции поля и ток взаимно перпендикулярны. Ответ Следующее задание
15 А Задача 2 Степанова Г.Н. № 1083 На прямой проводник длиной 0,5 метров, расположенный перпендикулярно магнитному полю с индукцией 2∙10 -2 Тл, действует сила 0,15 Н. Найдите силу тока, протекающего в проводнике. Ответ
Домашнее задание § 3, по учебнику Мякишев Г.Я. и др , № 840, 842 по сборнику задач Рымкевич А.П.
Список использованной литературы Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. «Физика, 11 класс, классический курс» – учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе; М.: «Просвещение» Физика. Задачник. 10-11 кл .: Пособие для общеобразовательных учреждений / Рымкевич А.П. – 10-е изд., стереотип. – М.: «Дрофа» Г.Н. Степанова «Сборник задач по физике» для 10 – 11 классов; М.: «Просвещение»
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 12
города Воронежа
Разработка урока физики с презентацией по теме
«Модуль вектора магнитной индукции. Сила Ампера»
для 11класса (базовый уровень изучения предмета)
Подготовила
Ткач Ольга Вячеславовна
учитель физики
МБОУ СОШ № 12 города Воронеж
г. Воронеж
2022
Тема урока: Модуль вектора магнитной индукции. Сила Ампера
Тип урока: Урок изучения нового материала с элементами обобщения ранее изученного.
Цели урока: выяснить, от чего зависит сила, действующая на проводник с током в магнитном поле; дать определение модуля вектора магнитной индукции; ввести единицу измерения этой величины; сформулировать и разъяснить закон Ампера; научиться определять направление силы Ампера по «правилу левой руки».
Структура урока
- Проверка выполнения домашнего задания.
- Изучение нового материала
- Закрепление нового материала
- Решение задач по новому материалу
Ход урока
Организационный момент
Проверка выполнения домашнего задания
Было задано:
учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений авторов Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М.. „Физика, 11 класс, классический курс” – §1, 2
Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразовательных учреждений / Рымкевич А.П. – № 831, 832
Организация этапа урока:
Открыть слайд 3 презентации с условиями № 831, 832 по сборнику задач. Спросить несколько человек, как они выполнили задания. Желательно, что бы варианты ответов оказались разными. Открыть слайд 4 с правильными ответами. Обсудить решение. Отметить для себя, кто из учеников как ответил, что бы в конце урока выставить им оценки.
Постановка цели занятия перед учащимися
Форма проведения может быть любой, в зависимости от уровня подготовленности класса.
Организация восприятия новой информации
Форма проведения может быть любой, в зависимости от уровня подготовленности класса.
Изучение нового материала
Организация этапа урока:
Изложение нового материала в форме лекции с элементами фронтальной беседы с опорой на слайды 5, 6, 7.
Записи по новому материалу:
- Модуль вектора магнитной индукции характеризует величину магнитного поля в данной точке.
- На проводник с током, помещённый в магнитное поле, действует сила Ампера. Она толкает проводник в направлении, перпендикулярном току и вектору магнитной индукции.
Это выражение называется законом Ампера.
Сила Ампера равна произведению модуля силы тока, вектора магнитной индукции, длины отрезка проводника и синуса угла между направлениями векторов магнитной индукции и тока.
Направление силы Ампера определяется по «правилу левой руки»: если левую руку расположить так, чтобы перпендикулярная проводнику составляющая вектора магнитной индукции входила в ладонь, а четыре вытянутых пальца были направлены по направлению тока, то отогнутый на 900 большой палец укажет направление силы, действующей на отрезок проводника.
Закрепление нового материала
Организация этапа урока:
Открыть слайд 8 презентации с заданием. Прочитать и объяснить ученикам содержание задания. Попросить выполнить его письменно самостоятельно в тетрадях. Спросить несколько человек, как они выполнили задания. Желательно, что бы варианты ответов оказались разными. Открыть слайд 9 с правильными ответами. Обсудить решение. Отметить для себя, кто из учеников как ответил, что бы в конце урока выставить им оценки.
Содержание задания:
Определите направление силы Ампера, действующей на провод с током в магнитном поле.
Решение задач по новому материалу
Организация этапа урока:
Вызвать ученика к доске для решения задачи.
Условия задач:
РымкевичА.П. № 841
С какой силой действует магнитное поле индукцией 10 мТл на проводник, в котором сила тока 50 А, если длина активной части проводника 0,1 м? Линии индукции поля и ток взаимно перпендикулярны.
Ответ: 0,05Н
Степанова Г.Н. № 1083
На прямой проводник длиной 0,5 метров, расположенный перпендикулярно магнитному полю с индукцией 2∙10-2 Тл, действует сила 0,15 Н. Найдите силу тока, протекающего в проводнике.
Ответ: 15 А
Домашнее задание:
§ 3, по учебнику Мякишев Г.Я. и др,
№ 840, 842 по сборнику задач Рымкевич А.П.
Подведение итогов урока:
Сформулировать выводы по уроку, объявить оценки.
Рефлексия:
- Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
- Довольны ли вы своей работой на уроке??
Список использованной литературы
- Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. «Физика, 11 класс, классический курс» – учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе ; М.: «Просвещение»
- Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразовательных учреждений / Рымкевич А.П. – 10-е изд., стереотип. – М.: «Дрофа»
- Г.Н. Степанова «Сборник задач по физике» для 10 – 11 классов; М.: «Просвещение»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку физики в 11 классе "Модуль вектора магнитной индукции". Закон Ампера.
Презентация к уроку физики...
Презентация к уроку физики в 7 классе по теме:" Связь между силой тяжести и массой тела".
Презентация к уроку в 7 классе по теме: " Связь между силой тяжести и массой тела"....
Презентация для 11 класса "Модуль вектора магнитной индукции. Сила Ампера."
При базовом изучении физики в 11 классе может быть использована презентация по теме "Модуль вектора магнитной индукции. Сила Ампера". Презентация имеет 4 части: 1 часть активизирует мыслительную деяте...
Магнитное поле. Взаимодействие токов. Вектор магнитной индукции. Сила Ампера
Презентация к уроку "Магнитное поле. Взаимодействие токов. Вектор магнитной индукции. Сила Ампера". Физика- 11 класс...
Презентация к уроку физики в 9 классе по теме "Магнитное поле и его графическое изображение"
Презентация у уроку физики в 9 классе по теме "Магнитное поле и его графическое изображение"...
Презентация к уроку физики в 9 классе по теме "Электромагнитная индукция"
Презентация у уроку физики в 9 классе по теме "Электромагнитная индукция"...
Презентация к уроку физики в 9 классе по теме "Магнитный поток"
Презентация к уроку физики в 9 классе по теме "Магнитный поток"...
- Мне нравится (2)