Урок по искусству 9 класс "Художник и ученый"
методическая разработка по музыке (9 класс) по теме

Борзова Елена Львовна

Материал для проведения открытого урока по искусству в 9 классе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_iskusstva_khudozhnik_i_uchenyi.rar1.56 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к уроку

Урок представлен в номинации «Музыка, искусство, МХК»

Тема урока  «Роль художественного творчества в развитии науки» («Художник и ученый»)

Урок проводился в 9 «Б» классе МБОУ сош №10. В классе двадцать пять обучающихся, из них одиннадцать юношей и четырнадцать девушек. Социальный состав родителей класса  в основном представлен служащими (63% от числа родителей). Двадцать шесть человек (53% родителей)  имеют высшее образование, шестнадцать (34% родителей) – средне – специальное, пять человек (10% родителей) – среднее. Двадцать три ученика воспитываются в полных семьях, один – в семье одинокой матери и один подросток является опекаемым.

Учащиеся проявляют толерантность по отношению друг к другу,  нет ярко – выраженных конфликтов в подростковом коллективе, психологический климат в классе спокойный.

Несмотря на то, что в классе нет отличников,  шестнадцать обучающихся занимаются на «4» и «5», что составляет 64% от количества учеников.  Четверо  занимаются очень слабо (что составляет 16% от количества учеников в классе).

Шестнадцать учащихся класса посещают учреждения дополнительного образования. Четверо обучающихся  в прошлом учебном году успешно закончили ДШИ №3, семеро юношей посещают спортивные школы. Другие учащиеся продолжают обучение в ДШИ №3,  занимаются современными танцами, изобразительным искусством , художественной гимнастикой. Шесть девушек, обучающихся в этом классе, проявляют интерес к вокальному творчеству и  поют в школьном  хоре. Некоторые  юноши тоже выразили свое желание петь в школьном хоре, но в силу недостаточо сформированных голосовых данных, смогут сделать это лишь в следующем учебном году.

Разносторонние интересы, занятость  и загруженность по основным школьным предметам,  не мешают подросткам проявлять  большой интерес к предмету «Искусство». Все обучающиеся  имеют по предмету оценки «5» и «4», что составляет 100% качества обучения.

Урок  по предмету «Искусство» составлен в соответствии с Федеральным образовательным стандартом основного общего образования и учебно – методическим комплексом авторов Г. П. Сергеевой и Е. Д. Критской.

Урок «Художник и ученый» является седьмым уроком во втором разделе курса «Искусство» в 9 классе, обозначенному как  «Искусство предвосхищает будущее». В данном разделе рассматривается взаимосвязь научного прогресса и искусства, возможности предсказаний  сложных исторических коллизий  XX-XXI вв., научных открытий, а также предвосхищение будущих открытий в творчестве художников, писателей и композиторов.

Эпиграфом к уроку стала цитата  «…наука развивалась из поэзии…, в ходе времен обе отлично могут к обоюдной пользе снова дружески встретиться на более высокой ступени» И.-В. Гете («Искусство» Г. П. Сергеева и Е. Д. Критская стр.133). В заключительной части урока учащиеся зачитывают полную без пропусков цитату, дают свою оценку пропущенным в тексте словам.

Цель урока:  Побудить учащихся к эмоционально – ценностному  постижению произведений искусства, вовлечь их в самостоятельную творческую деятельность.

Задачи:

В области формирования личностной культуры:

  • Формировать  эстетические потребности, ценности, чувства;
  • Развивать  способности к преодолению трудностей, целеустремленность в достижении результата;
  • Формировать  способности  к духовному развитию на основе нравственных установок.

В области формирования социальной культуры:

  • Развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогом и  сверстниками;
  •  формировать толерантность и основы культуры  общения.

В области формирования универсальных  познавательных учебных действий:

  • Развитие образного и ассоциативного мышления в процессе творческой деятельности;
  • Осуществлять поиск необходимой информации.

В области формирования предметных учебных действий:

  • Формировать  целостное представление о роли искусства в культурно – историческом процессе развития человечества;
  • Воспитывать художественный вкус;
  • Формировать навыки художественного самообразования.

Тип урока:   урок открытия новых знаний

Оборудование к уроку

  • Учебники «Искусство» Г. П. Сергеева и Е. Д. Критская
  • Интерактивная доска Smart Board  
  • ноутбук.
  • Энциклопедия «Краткая история искусств» Н. А. Дмитриева
  • Советский энциклопедический словарь  под редакцией А. М. Прохорова. Москва «Советская энциклопедия» 1982г.
  • Мультимедийные презентации

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Электронные ресурсы

1.мотивация (5 минут)

приветствие, организационный момент

Вопросы:

-Есть ли связь между миром науки  и искусством?

-Способны ли ученые, люди серьезные и сосредоточенные, оценить и привнести в искусство нечто новое?

- Назовите имена ученых, которые  кроме науки занимались творческой деятельностью

приветствие, проверка готовности к уроку

отвечают на вопросы, рассуждают, предполагают

называют фамилии известных ученых: М. Ломоносов, А. Эйнштейн, Пифагор

предметные

 

2.осмысление учебной задачи     (10 минут)

Организует выход к учебной проблеме

Вопрос:

-Могут ли деятели искусства дать новые знания науке?

демонстрирует презентацию, дополняет ответы учащихся.

Зачитывает эпиграф к уроку: «…наука развивалась из поэзии…, в ходе времен обе отлично могут к обоюдной пользе снова дружески встретиться на более высокой ступени» И.-В. Гете.

 Задание:

-Вспомнить творчество Л. Да Винчи, определить, развитию  каких наук способствовал рисунок «Витрувианский человек».

 

дает задание учащимся  сформулировать тему урока.

пробуют ответить на вопрос

принимают активное участие в обсуждении, делают выводы, что рисунок Л. Да Винчи предопределил принятую в XX в. шкалу пропорций (геометрия, архитектура, живопись)

пробуют сформулировать  тему урока: «Роль художественного творчества в  развитии науки»

личностные

регулятивные

мультимедийная презентация «Художник и ученый»

фрагмент презентации слайд «Витрувианский человек»

3. открытие новых знаний    (20 минут)

знакомит с творчеством П. Н. Филонова(1882-1941г.) и  направлением «аналитическое искусство»,

дает инструкцию учащимся  для самостоятельной работы в группах, отвечает на вопросы

консультирует, оказывает помощь учащимся в выполнении работы.

слушают учителя,  

делятся на 4 группы

выполняют задание

предметные личностные

мультимедийная презентация «П. Н. Филонов»

инструкция и задание  на ЭОР

4. рефлексия  (5 минут)

организует подведение итогов:

- Прочитайте в учебнике полное звучание эпиграфа к уроку (стр. 133).

- В чем состоит важность пропущенных слов?

Домашнее задание: Сделать работу (рисунок, эссе, презентация – по  выбору)  на тему «Формула школы»

участвуют в рефлексии, каждая группа представляет свою работу

подводят итоги урока

личностные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 8 классе "Учение о природных зонах"

Конспект урока по географии в 8 классе по теме "Учение о природных зонах" к учебнику под редакцией А.И. Алексеева "География России. Природа и население. 8 класс". Это урок изучения нового материала с...

Урок-игра-путешествие по теме : "Учение об эволюции органического мира"

Урок разработан  на основе учебника Пономаревой И.Н., Корниловой О.А. По ходу урока ребята побывают  на осровах " Понятий",  окунутся в реку " Микро-макроэволюции", посетят залив "Самос...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

конспект урока изобразительного искусства на тему "«Современное выставочное декоративно-прикладное искусство. Ты сам –мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж»

В ходе урока учащиеся знакомятся с современными формами декоративно-прикладного искусства, с разнообразием матералови техник , учатся понимать отличие современного от искусства традиционного народного...

Урок по теме: «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности» 9 класс

В работе дана подробная информация о роли И. М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского. Данная работа содержит теоретическую часть, наглядный материал, тестовые задания для учеников по закрепле...