Урок по искусству 9 класс "Художник и ученый"
методическая разработка по музыке (9 класс) по теме
Материал для проведения открытого урока по искусству в 9 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_iskusstva_khudozhnik_i_uchenyi.rar | 1.56 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к уроку
Урок представлен в номинации «Музыка, искусство, МХК»
Тема урока «Роль художественного творчества в развитии науки» («Художник и ученый»)
Урок проводился в 9 «Б» классе МБОУ сош №10. В классе двадцать пять обучающихся, из них одиннадцать юношей и четырнадцать девушек. Социальный состав родителей класса в основном представлен служащими (63% от числа родителей). Двадцать шесть человек (53% родителей) имеют высшее образование, шестнадцать (34% родителей) – средне – специальное, пять человек (10% родителей) – среднее. Двадцать три ученика воспитываются в полных семьях, один – в семье одинокой матери и один подросток является опекаемым.
Учащиеся проявляют толерантность по отношению друг к другу, нет ярко – выраженных конфликтов в подростковом коллективе, психологический климат в классе спокойный.
Несмотря на то, что в классе нет отличников, шестнадцать обучающихся занимаются на «4» и «5», что составляет 64% от количества учеников. Четверо занимаются очень слабо (что составляет 16% от количества учеников в классе).
Шестнадцать учащихся класса посещают учреждения дополнительного образования. Четверо обучающихся в прошлом учебном году успешно закончили ДШИ №3, семеро юношей посещают спортивные школы. Другие учащиеся продолжают обучение в ДШИ №3, занимаются современными танцами, изобразительным искусством , художественной гимнастикой. Шесть девушек, обучающихся в этом классе, проявляют интерес к вокальному творчеству и поют в школьном хоре. Некоторые юноши тоже выразили свое желание петь в школьном хоре, но в силу недостаточо сформированных голосовых данных, смогут сделать это лишь в следующем учебном году.
Разносторонние интересы, занятость и загруженность по основным школьным предметам, не мешают подросткам проявлять большой интерес к предмету «Искусство». Все обучающиеся имеют по предмету оценки «5» и «4», что составляет 100% качества обучения.
Урок по предмету «Искусство» составлен в соответствии с Федеральным образовательным стандартом основного общего образования и учебно – методическим комплексом авторов Г. П. Сергеевой и Е. Д. Критской.
Урок «Художник и ученый» является седьмым уроком во втором разделе курса «Искусство» в 9 классе, обозначенному как «Искусство предвосхищает будущее». В данном разделе рассматривается взаимосвязь научного прогресса и искусства, возможности предсказаний сложных исторических коллизий XX-XXI вв., научных открытий, а также предвосхищение будущих открытий в творчестве художников, писателей и композиторов.
Эпиграфом к уроку стала цитата «…наука развивалась из поэзии…, в ходе времен обе отлично могут к обоюдной пользе снова дружески встретиться на более высокой ступени» И.-В. Гете («Искусство» Г. П. Сергеева и Е. Д. Критская стр.133). В заключительной части урока учащиеся зачитывают полную без пропусков цитату, дают свою оценку пропущенным в тексте словам.
Цель урока: Побудить учащихся к эмоционально – ценностному постижению произведений искусства, вовлечь их в самостоятельную творческую деятельность.
Задачи:
В области формирования личностной культуры:
- Формировать эстетические потребности, ценности, чувства;
- Развивать способности к преодолению трудностей, целеустремленность в достижении результата;
- Формировать способности к духовному развитию на основе нравственных установок.
В области формирования социальной культуры:
- Развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогом и сверстниками;
- формировать толерантность и основы культуры общения.
В области формирования универсальных познавательных учебных действий:
- Развитие образного и ассоциативного мышления в процессе творческой деятельности;
- Осуществлять поиск необходимой информации.
В области формирования предметных учебных действий:
- Формировать целостное представление о роли искусства в культурно – историческом процессе развития человечества;
- Воспитывать художественный вкус;
- Формировать навыки художественного самообразования.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Оборудование к уроку
- Учебники «Искусство» Г. П. Сергеева и Е. Д. Критская
- Интерактивная доска Smart Board
- ноутбук.
- Энциклопедия «Краткая история искусств» Н. А. Дмитриева
- Советский энциклопедический словарь под редакцией А. М. Прохорова. Москва «Советская энциклопедия» 1982г.
- Мультимедийные презентации
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | Электронные ресурсы |
1.мотивация (5 минут) | приветствие, организационный момент Вопросы: -Есть ли связь между миром науки и искусством? -Способны ли ученые, люди серьезные и сосредоточенные, оценить и привнести в искусство нечто новое? - Назовите имена ученых, которые кроме науки занимались творческой деятельностью | приветствие, проверка готовности к уроку отвечают на вопросы, рассуждают, предполагают называют фамилии известных ученых: М. Ломоносов, А. Эйнштейн, Пифагор | предметные
| |
2.осмысление учебной задачи (10 минут) | Организует выход к учебной проблеме Вопрос: -Могут ли деятели искусства дать новые знания науке? демонстрирует презентацию, дополняет ответы учащихся. Зачитывает эпиграф к уроку: «…наука развивалась из поэзии…, в ходе времен обе отлично могут к обоюдной пользе снова дружески встретиться на более высокой ступени» И.-В. Гете. Задание: -Вспомнить творчество Л. Да Винчи, определить, развитию каких наук способствовал рисунок «Витрувианский человек».
дает задание учащимся сформулировать тему урока. | пробуют ответить на вопрос принимают активное участие в обсуждении, делают выводы, что рисунок Л. Да Винчи предопределил принятую в XX в. шкалу пропорций (геометрия, архитектура, живопись) пробуют сформулировать тему урока: «Роль художественного творчества в развитии науки» | личностные регулятивные | мультимедийная презентация «Художник и ученый» фрагмент презентации слайд «Витрувианский человек» |
3. открытие новых знаний (20 минут) | знакомит с творчеством П. Н. Филонова(1882-1941г.) и направлением «аналитическое искусство», дает инструкцию учащимся для самостоятельной работы в группах, отвечает на вопросы консультирует, оказывает помощь учащимся в выполнении работы. | слушают учителя, делятся на 4 группы выполняют задание | предметные личностные | мультимедийная презентация «П. Н. Филонов» инструкция и задание на ЭОР |
4. рефлексия (5 минут) | организует подведение итогов: - Прочитайте в учебнике полное звучание эпиграфа к уроку (стр. 133). - В чем состоит важность пропущенных слов? Домашнее задание: Сделать работу (рисунок, эссе, презентация – по выбору) на тему «Формула школы» | участвуют в рефлексии, каждая группа представляет свою работу подводят итоги урока | личностные |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии в 8 классе "Учение о природных зонах"
Конспект урока по географии в 8 классе по теме "Учение о природных зонах" к учебнику под редакцией А.И. Алексеева "География России. Природа и население. 8 класс". Это урок изучения нового материала с...
Урок-игра-путешествие по теме : "Учение об эволюции органического мира"
Урок разработан на основе учебника Пономаревой И.Н., Корниловой О.А. По ходу урока ребята побывают на осровах " Понятий", окунутся в реку " Микро-макроэволюции", посетят залив "Самос...
Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"
Тема «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока: освоение учащимися знания о вк...
Конспект урока по искусству для учеников 8 класса по теме "Как человека реагирует на различные явления в искусстве в жизни и в искусстве"
Урок с приминением сингапутрской методики....
Урок по предмету изобразительное искусство: «ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА», 6 класс Тема урока: Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Конспекты уроков содержат основной материал по некоторым темам для учащихся 6, 7-х классов....
конспект урока изобразительного искусства на тему "«Современное выставочное декоративно-прикладное искусство. Ты сам –мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж»
В ходе урока учащиеся знакомятся с современными формами декоративно-прикладного искусства, с разнообразием матералови техник , учатся понимать отличие современного от искусства традиционного народного...
Урок по теме: «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности» 9 класс
В работе дана подробная информация о роли И. М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского. Данная работа содержит теоретическую часть, наглядный материал, тестовые задания для учеников по закрепле...