Рабочая программа по музыке 7 класс
рабочая программа (музыка, 7 класс) по теме

 Тепсикоева Татьяна Юрьевна

Рабочая программа разработана на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству,  программы «Музыка. 5-8 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Согласно Федеральному базисному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение музыки в 7 классе отводится 1 час в неделю(34 часа).

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ предмета «Искусство (музыка)» в основной школе заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raboochaya_programma_po_muzyke_7_klass.doc107.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

       МКОУ « Погребская средняя общеобразовательная школа»    

Суджанского района Курской области

Рабочая программа

 по

музыке

7 класс

                                                             

Учитель: Кооп Татьяна Юрьевна

с. Погребки

2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству,  программы «Музыка. 5-8 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Согласно Федеральному базисному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение музыки в 7 классе отводится 1 час в неделю(34 часа).

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ предмета «Искусство (музыка)» в основной школе заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

Цели курса:

 –  в углублении идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального воспитания, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности – литературой, изобразительным

искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением;

- в системном погружении в проблематику музыкального содержания;

- в рассмотрении музыкального искусства с точки зрения стилевого подхода, применяемого с учётом научных достижений в области эстетики, литературоведения, музыкознания;

- в обновлённом музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.

Задачи программы:

 – научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- всемерно способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;

- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;

- научить находить взаимодействие между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;

- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание наиболее значимых музыкальных форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве).

- предполагает знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи. Это такие музыкальные жанры, как песня, романс, хоровая музыка,   опера, балет. Данная тема предусматривает изучение музыки в единстве с тем, что ее окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим другим. Кроме того, она призвана научить наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить приметы одного явления в другом и тем самым подтверждать их глубинную взаимосвязь.

    Междисциплинарные взаимодействия осуществляются либо при параллельном освоении материала в рамках указанных предметов, либо «методом подхвата» (один за другим), что способствует более объемному его восприятию и усвоению.

Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:

- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

- метод эмоциональной драматургии;

- метод интонационно-стилевого постижения музыки;

- метод художественного контекста;

- метод создания «композиций»;

- метод междисциплинарных взаимодействий;

- метод проблемного обучения.

При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I – слушание музыки, II – выполнение проблемно-творческих заданий, III – хоровое пение.

Контроль осуществляется в следующих видах:

-  текущий, тематический, итоговый.

Форма контроля:

- самостоятельная работа;

- устный опрос;

- взаимоопрос;

- синквейн;

- цифровой диктант;

- тест;

- хоровое пение;

- индивидуальное пение.

Содержание

Содержание в музыке.(16 ч.)

«Магическая единственность» музыкального произведения. Музыку трудно объяснить словами. Что такое музыкальное содержание? Что такое музыкальное содержание? Музыка, которую необходимо объяснить словами. Музыка, которую необходимо объяснить словами. Когда музыка не нуждается в словах. Когда музыка не нуждается в словах. Обобщение темы.

Лирический образ. Драматический образ. Эпический образ. Музыкальный образ в программной музыке. Музыкальный образ в программной музыке. Музыкальный образ в вокальной музыке. Обобщение темы.

Форма в музыке.(18 ч.)

Сюжеты и герои музыкальной формы. Художественная форма-это ставшее зримым содержание. От целого к деталям. Какой бывает музыкальная композиция. Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах. Двухчастная форма. Трехчастная форма. Вариационная форма. Многомерность образа в форме рондо. Обобщение темы.

Музыка в развитии. Музыкальный порыв. Движение образов и персонажей в оперной драматургии. Диалог искусств "Князь Игорь". Опера "Князь Игорь". Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии. Музыкальная драматургия. Заключительный урок.

        

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела, темы

Всего часов

1

Содержание в музыке.

16

2

Форма в музыке.

18

Итого

34

       Требования к уровню подготовки обучающихся 

 Знать:

- главные особенности содержания и формы музыки, осознание их органического взаимодействия;

- характерные черты музыкального образа в лирике, драме, эпосе;

- развитие музыкального образа;

- музыкальные формы;

- навыки вокально-хоровой деятельности.

Уметь:

-определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражении этого умения в размышлениях о музыке;

- находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений;

- различать художественно-выразительные особенности музыкальных форм (период, двухчастная форма, трёхчастная форма, рондо, вариации);

- проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение двухголосных произведений).

Календарно- тематическое планирование

Тема урока


Основные

Понятия

Слушание музыки

Исполнение

Прогнозируемый результат

ИМО

Примечание

Дата

План

Факт

Содержание в музыке. (16 ч.)

«Магическая единственность» музыкального произведения

Соната

(смысл, тема, эмоции)

Бетховен «Соната №14»

«Дежурный вальс»

Понимать неповторимость музыкальных произведений.

Закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы, портреты композиторов

СД: Энциклопедия классической музыки

Музыку трудно объяснить словами

Интерпретация

Переложение

Ремикс

Аранжировка

Обработка


Бетховен В.Мэй «Соната №14» 1 часть

«Дежурный вальс»

Знать определение терминов, уметь определять в музыке. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы, портреты композиторов

СД: Энциклопедия классической музыки

Что такое музыкальное содержание?

Образ, воображение, изображение, безобразие.

(определение в лит., ИЗО)

Чайковский "Ноябрь"

«Что такое осень?»

Знать особенности содержания в музыке, сравнить понятие «образ» в других видах искусства. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы, портреты композиторов

СД: Энциклопедия классической музыки

Что такое музыкальное содержание?

Содержание

Образ человека

Римский-Корсаков "Шехерезада"

«Что такое осень?»

Знать, что может выразить музыка в человеке. Уметь проанализировать музыкальное произведение.

Фонограммы, портреты композиторов

СД: Энциклопедия классической музыки

Музыка, которую необходимо объяснить словами

образ человека

Скрябин «Этюд№12»

«Фестивальная»

Уметь приводить примеры образа человека в музыке, литературе, ИЗО. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы, портреты композиторов

СД: Шедевры музыки

Музыка, которую необходимо объяснить словами

образ природы

Рахманинов «Прелюдия»

«Фестивальная»

Знать, что может выразить музыка в природе. Уметь проанализировать музыкальное произведение. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы, портреты композиторов

CD/Музыкальные инструменты

Когда музыка не нуждается в словах

образ природы

Римский-Корсаков

«Садко»

«Глобус»

Знать, что может выразить музыка в природе. Уметь проанализировать музыкальное произведение. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы, портреты композиторов

СД: Шедевры музыки

Когда музыка не нуждается в словах

Образы добра и зла

Шуберт «Лесной царь»

«Глобус»

Определять образ. Уметь проанализировать музыкальное произведение. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы, портреты композиторов

СД: Шедевры музыки

Обобщение темы

Музыкальная викторина

Песни по выбору

Повторить и закрепить темы четверти, авторов и названия музыкальных произведений. Закрепить вокально-хоровые навыки.

СД: Энциклопедия классической музыки

Лирический образ

лирический образ

Рахманинов "Прелюдия"

«Все расстояния»

Знать определение и основные признаки лирического образа, уметь определять  и описывать в музыке. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы, портреты композиторов

СД: Шедевры музыки

Драматический образ

драматический образ

Шуберт "Лесной царь"

«Все расстояния»

Знать определение и основные признаки драматического образа, уметь определять  и описывать в музыке. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы, портреты композиторов

СД: Шедевры музыки

Эпический образ

эпический образ

Бородин "Князь Игорь"

«Алые паруса»

Знать определение и основные признаки эпического  образа, уметь определять  и описывать в музыке. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы, портреты композиторов

СД: Соната. Не только классика

Музыкальный образ в программной музыке

программная музыка

цикл

сюита

Григ "Пер Гюнт"

«Алые паруса»

Знать определение и основные признаки  образов в программной музыке,  повторить определение и виды программной музыки.    

Фонограммы, портреты композиторов

СД: Соната. Не только классика

Музыкальный образ в инструментальной музыке

инструментальная музыка

Сен-Санс "Карнавал животных"

«Атланты»

Знать определение и основные признаки  в инструментальной музыке. Повторить определение и виды.

Закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы, портреты композиторов

СД: «К.Сен-Санс. Карнавал животных».

Музыкальный образ в вокальной музыке

вокальная музыка

Бизе «Марш Тореадора»

«Атланты»

«Зима»

Знать определение и основные признаки в вокальной музыке. Повторить определение и виды. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы, портреты композиторов

СД: Соната. Не только классика

Обобщение темы

Музыкальная викторина

Песни по выбору

Повторить и закрепить тему четверти,  уметь определять образы музыкальных произведений и соотносить с иллюстрациями.

СД: Энциклопедия классической музыки


Форма в музыке.(18 ч.)

Сюжеты и герои музыкальной формы

Форма крупная, мелкая

Куплетная форма, виды

Глинка «Венецианская ночь»

«Люди идут по свету»

Понимать, что такое форма в музыке, знать виды форм, уметь определять образное содержание. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы, портреты композиторов

СД: Энциклопедия классической музыки

Художественная форма-это ставшее зримым содержание

духовная музыка

Моцарт "Реквием.

Лакримоза"

«Люди идут по свету»

Повторить определение духовной музыки, уметь описать образ и определить форму музыки. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы, портреты композиторов

От целого к деталям

вокальная музыка

Шуберт "Серенада"

«Гимн Красноярска»

Понимать, что такое форма в музыке,  уметь определять формы  вокальной музыки. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы, портреты композиторов

СД: Энциклопедия классической музыки

Какой бывает музыкальная композиция

композиция в музыке

Моцарт "Свадьба Фигаро"

«Гимн Красноярска»

Знать определение композиции в музыке. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы, портреты композиторов

СД: Шедевры музыки

Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах

одночастная форма

Шопен "Прелюдия"

«Гимн Красноярска»

Знать определение одночастной формы  в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы, портреты композиторов

СД: Шедевры музыки

Двухчастная форма

двухчастная форма

Глинка "Венецианская ночь"

«Экипаж»

Знать определение двухчастной формы  в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы, портреты композиторов

СД: Шедевры музыки

Трехчастная форма

трехчастная форма

Глинка "Я здесь, Инезилья…"

«Экипаж»

Знать определение трехчастной формы  в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы, портреты композиторов

СД: Шедевры музыки

Вариационная форма

вариация

Шостакович «Симфония№7»

«Московские окна»

Знать определение вариационной формы  в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы, портреты композиторов

СД: Шедевры музыки

Многомерность образа в форме рондо

рондо

Бородин "Спящая княжна"

«Московские окна»

Знать определение   формы  рондо в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы, портреты композиторов

СД: Шедевры музыки

Обобщение темы

музыкальная викторина

Песни по выбору

Повторить и закрепить названия и основные признаки форм, авторов и названия музыкальных произведений. Закрепить вокально-хоровые навыки.

СД: Энциклопедия классической музыки

Музыка в развитии

программная музыка

Мусоргский "Старый замок"

«Песня туристов»

Понимать особенности развития музыкальной ткани, уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы, портреты композиторов

СД: «Мусоргский. Картинки с выставки»

Музыкальный порыв

драматургия

Шуман "Порыв"

«Песня туристов»

Понимать особенности развития музыкальной ткани, уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы, портреты композиторов

СД: Шедевры музыки

Движение образов и персонажей в оперной драматургии

образ и персонаж

Глинка Мазурка из оперы "Жизнь за царя"

«Пять ребят»

Понимать особенности развития образов в опере, уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы, портреты композиторов

СД: Шедевры музыки

Диалог искусств

"Князь Игорь"

опера

либретто

Бородин Фрагменты из оперы

«Пять ребят»

Повторить оперную терминологию. Уметь определять движение образов и персонажей на примере музыкального произведения.

Фонограммы, портреты композиторов

СД: Шедевры музыки

Опера "Князь Игорь"

сценарий

пьеса

Бородин Фрагменты из оперы

«Нам нужна одна победа»

Повторить оперную терминологию. Уметь определять движение образов и персонажей на примере музыкального произведения.

Фонограммы, портреты композиторов

СД: Шедевры музыки

Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии

симфония

Моцарт «Симфония №41»

«Нам нужна одна победа»

Понимать особенности развития тем в симфонической драматургии, уметь определять средства музыкальной выразительности.

Фонограммы, портреты композиторов

CD/Музыкальные инструменты

Музыкальная драматургия

драматургия

Прокофьев "Ромео и Джульетта"

«Кораблик детства»

Знать определение музыкальной драматургии, определять образное, сюжетное содержание музыки. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы, портреты композиторов

Заключительный урок

Музыкальная викторина

Песни по выбору

Повторить и закрепить знания тем года. Закрепить вокально – хоровые навыки.

Тестирование

Викторина

СД: Энциклопедия классической музыки

Программно- методическое обеспечение

  1. Программа общеобразовательных учреждений  по музыке для 5 – 8 классов.  В.В.Алеев ( научный руководитель), Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак. М. «Дрофа» 2004 г.

 2. Учебник «Музыка». Т.И.Науменко, В.В.Алеев. 7 класс. М. «Дрофа»

     2004 г.

 3. Рабочая тетрадь - Т. И. Науменко, В. В. Алеев. «Музыка» 7 класс.  

     Дневник музыкальных размышлений. М.  «Дрофа» 2004 г.

Дополнительная литература:

1.Методические рекомендации для учителя. Т.И.Науменко, В.В.Алеев. М. «Дрофа» 2004 г.

  1. Воспитание музыкой. Т.Е.Вендрова, И.В.Пигарёва. М. «Просвещение» 1991 г.
  2. Как рассказывать детям о музыке? Д.Б.Кабалевский. М. «Просвещение» 1989 г.
  3. Серьёзная музыка в школе. К.П.Португалов. М. «Просвещение» 1980 г.
  4. Музыкальное воспитание в школе. О.А.Апраксина. М. «Музыка».
  5. Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо»,    

          2002 г.

       7. Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями.

          «Си ЭТС», 2004 г.

        8. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства.

      «Коминфо», 1999.

       9. Серьёзная музыка в школе. К.П.Португалов. М. «Просвещение» 1980 г.

       10. Музыка. Поурочные планы по учебнику Т. И. Науменко, В. В.  

             Алеева. Волгоград 2008 г. 7 класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П

Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы  «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...

Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...