Рабочая программа по музыке 7 класс
рабочая программа (музыка, 7 класс) по теме
Рабочая программа разработана на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству, программы «Музыка. 5-8 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Согласно Федеральному базисному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение музыки в 7 классе отводится 1 час в неделю(34 часа).
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ предмета «Искусство (музыка)» в основной школе заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raboochaya_programma_po_muzyke_7_klass.doc | 107.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МКОУ « Погребская средняя общеобразовательная школа»
Суджанского района Курской области
Рабочая программа
по
музыке
7 класс
Учитель: Кооп Татьяна Юрьевна
с. Погребки
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству, программы «Музыка. 5-8 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Согласно Федеральному базисному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение музыки в 7 классе отводится 1 час в неделю(34 часа).
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ предмета «Искусство (музыка)» в основной школе заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Цели курса:
– в углублении идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального воспитания, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности – литературой, изобразительным
искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением;
- в системном погружении в проблематику музыкального содержания;
- в рассмотрении музыкального искусства с точки зрения стилевого подхода, применяемого с учётом научных достижений в области эстетики, литературоведения, музыкознания;
- в обновлённом музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.
Задачи программы:
– научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- всемерно способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
- научить находить взаимодействие между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание наиболее значимых музыкальных форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве).
- предполагает знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи. Это такие музыкальные жанры, как песня, романс, хоровая музыка, опера, балет. Данная тема предусматривает изучение музыки в единстве с тем, что ее окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим другим. Кроме того, она призвана научить наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить приметы одного явления в другом и тем самым подтверждать их глубинную взаимосвязь.
Междисциплинарные взаимодействия осуществляются либо при параллельном освоении материала в рамках указанных предметов, либо «методом подхвата» (один за другим), что способствует более объемному его восприятию и усвоению.
Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод создания «композиций»;
- метод междисциплинарных взаимодействий;
- метод проблемного обучения.
При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I – слушание музыки, II – выполнение проблемно-творческих заданий, III – хоровое пение.
Контроль осуществляется в следующих видах:
- текущий, тематический, итоговый.
Форма контроля:
- самостоятельная работа;
- устный опрос;
- взаимоопрос;
- синквейн;
- цифровой диктант;
- тест;
- хоровое пение;
- индивидуальное пение.
Содержание
Содержание в музыке.(16 ч.)
«Магическая единственность» музыкального произведения. Музыку трудно объяснить словами. Что такое музыкальное содержание? Что такое музыкальное содержание? Музыка, которую необходимо объяснить словами. Музыка, которую необходимо объяснить словами. Когда музыка не нуждается в словах. Когда музыка не нуждается в словах. Обобщение темы.
Лирический образ. Драматический образ. Эпический образ. Музыкальный образ в программной музыке. Музыкальный образ в программной музыке. Музыкальный образ в вокальной музыке. Обобщение темы.
Форма в музыке.(18 ч.)
Сюжеты и герои музыкальной формы. Художественная форма-это ставшее зримым содержание. От целого к деталям. Какой бывает музыкальная композиция. Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах. Двухчастная форма. Трехчастная форма. Вариационная форма. Многомерность образа в форме рондо. Обобщение темы.
Музыка в развитии. Музыкальный порыв. Движение образов и персонажей в оперной драматургии. Диалог искусств "Князь Игорь". Опера "Князь Игорь". Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии. Музыкальная драматургия. Заключительный урок.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела, темы | Всего часов |
1 | Содержание в музыке. | 16 |
2 | Форма в музыке. | 18 |
Итого | 34 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
Знать:
- главные особенности содержания и формы музыки, осознание их органического взаимодействия;
- характерные черты музыкального образа в лирике, драме, эпосе;
- развитие музыкального образа;
- музыкальные формы;
- навыки вокально-хоровой деятельности.
Уметь:
-определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражении этого умения в размышлениях о музыке;
- находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений;
- различать художественно-выразительные особенности музыкальных форм (период, двухчастная форма, трёхчастная форма, рондо, вариации);
- проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение двухголосных произведений).
Календарно- тематическое планирование
Тема урока | Основные Понятия | Слушание музыки | Исполнение | Прогнозируемый результат | ИМО | Примечание | Дата | |
План | Факт | |||||||
Содержание в музыке. (16 ч.) | ||||||||
«Магическая единственность» музыкального произведения | Соната (смысл, тема, эмоции) | Бетховен «Соната №14» | Понимать неповторимость музыкальных произведений. Закрепить вокально-хоровые навыки. | Фонограммы, портреты композиторов СД: Энциклопедия классической музыки | ||||
Музыку трудно объяснить словами | Интерпретация Переложение Ремикс Аранжировка Обработка | Бетховен В.Мэй «Соната №14» 1 часть | «Дежурный вальс» | Знать определение терминов, уметь определять в музыке. Закрепить вокально-хоровые навыки. | Фонограммы, портреты композиторов СД: Энциклопедия классической музыки | |||
Что такое музыкальное содержание? | Образ, воображение, изображение, безобразие. (определение в лит., ИЗО) | Чайковский "Ноябрь" | «Что такое осень?» | Знать особенности содержания в музыке, сравнить понятие «образ» в других видах искусства. Закрепить вокально-хоровые навыки. | Фонограммы, портреты композиторов СД: Энциклопедия классической музыки | |||
Что такое музыкальное содержание? | Содержание Образ человека | Римский-Корсаков "Шехерезада" | «Что такое осень?» | Знать, что может выразить музыка в человеке. Уметь проанализировать музыкальное произведение. | Фонограммы, портреты композиторов СД: Энциклопедия классической музыки | |||
Музыка, которую необходимо объяснить словами | образ человека | Скрябин «Этюд№12» | «Фестивальная» | Уметь приводить примеры образа человека в музыке, литературе, ИЗО. Закрепить вокально-хоровые навыки. | Фонограммы, портреты композиторов СД: Шедевры музыки | |||
Музыка, которую необходимо объяснить словами | образ природы | Рахманинов «Прелюдия» | «Фестивальная» | Знать, что может выразить музыка в природе. Уметь проанализировать музыкальное произведение. Закрепить вокально-хоровые навыки. | Фонограммы, портреты композиторов CD/Музыкальные инструменты | |||
Когда музыка не нуждается в словах | образ природы | Римский-Корсаков «Садко» | «Глобус» | Знать, что может выразить музыка в природе. Уметь проанализировать музыкальное произведение. Закрепить вокально-хоровые навыки. | Фонограммы, портреты композиторов СД: Шедевры музыки | |||
Когда музыка не нуждается в словах | Образы добра и зла | Шуберт «Лесной царь» | «Глобус» | Определять образ. Уметь проанализировать музыкальное произведение. Закрепить вокально-хоровые навыки. | Фонограммы, портреты композиторов СД: Шедевры музыки | |||
Обобщение темы | Музыкальная викторина | Песни по выбору | Повторить и закрепить темы четверти, авторов и названия музыкальных произведений. Закрепить вокально-хоровые навыки. | СД: Энциклопедия классической музыки | ||||
Лирический образ | лирический образ | Рахманинов "Прелюдия" | «Все расстояния» | Знать определение и основные признаки лирического образа, уметь определять и описывать в музыке. Закрепить вокально-хоровые навыки. | Фонограммы, портреты композиторов СД: Шедевры музыки | |||
Драматический образ | драматический образ | Шуберт "Лесной царь" | «Все расстояния» | Знать определение и основные признаки драматического образа, уметь определять и описывать в музыке. Закрепить вокально-хоровые навыки. | Фонограммы, портреты композиторов СД: Шедевры музыки | |||
Эпический образ | эпический образ | Бородин "Князь Игорь" | «Алые паруса» | Знать определение и основные признаки эпического образа, уметь определять и описывать в музыке. Закрепить вокально-хоровые навыки. | Фонограммы, портреты композиторов СД: Соната. Не только классика | |||
Музыкальный образ в программной музыке | программная музыка цикл сюита | Григ "Пер Гюнт" | «Алые паруса» | Знать определение и основные признаки образов в программной музыке, повторить определение и виды программной музыки. | Фонограммы, портреты композиторов СД: Соната. Не только классика | |||
Музыкальный образ в инструментальной музыке | инструментальная музыка | Сен-Санс "Карнавал животных" | «Атланты» | Знать определение и основные признаки в инструментальной музыке. Повторить определение и виды. Закрепить вокально-хоровые навыки. | Фонограммы, портреты композиторов СД: «К.Сен-Санс. Карнавал животных». | |||
Музыкальный образ в вокальной музыке | вокальная музыка | Бизе «Марш Тореадора» | «Атланты» «Зима» | Знать определение и основные признаки в вокальной музыке. Повторить определение и виды. Закрепить вокально-хоровые навыки. | Фонограммы, портреты композиторов СД: Соната. Не только классика | |||
Обобщение темы | Музыкальная викторина | Песни по выбору | Повторить и закрепить тему четверти, уметь определять образы музыкальных произведений и соотносить с иллюстрациями. | СД: Энциклопедия классической музыки | ||||
Форма в музыке.(18 ч.) | ||||||||
Сюжеты и герои музыкальной формы | Форма крупная, мелкая Куплетная форма, виды | Глинка «Венецианская ночь» | «Люди идут по свету» | Понимать, что такое форма в музыке, знать виды форм, уметь определять образное содержание. Закрепить вокально-хоровые навыки. | Фонограммы, портреты композиторов СД: Энциклопедия классической музыки | |||
Художественная форма-это ставшее зримым содержание | духовная музыка | Моцарт "Реквием. Лакримоза" | «Люди идут по свету» | Повторить определение духовной музыки, уметь описать образ и определить форму музыки. Закрепить вокально-хоровые навыки. | Фонограммы, портреты композиторов | |||
От целого к деталям | вокальная музыка | Шуберт "Серенада" | «Гимн Красноярска» | Понимать, что такое форма в музыке, уметь определять формы вокальной музыки. Закрепить вокально-хоровые навыки. | Фонограммы, портреты композиторов СД: Энциклопедия классической музыки | |||
Какой бывает музыкальная композиция | композиция в музыке | Моцарт "Свадьба Фигаро" | «Гимн Красноярска» | Знать определение композиции в музыке. Закрепить вокально-хоровые навыки. | Фонограммы, портреты композиторов СД: Шедевры музыки | |||
Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах | одночастная форма | Шопен "Прелюдия" | «Гимн Красноярска» | Знать определение одночастной формы в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки. | Фонограммы, портреты композиторов СД: Шедевры музыки | |||
Двухчастная форма | двухчастная форма | Глинка "Венецианская ночь" | «Экипаж» | Знать определение двухчастной формы в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки. | Фонограммы, портреты композиторов СД: Шедевры музыки | |||
Трехчастная форма | трехчастная форма | Глинка "Я здесь, Инезилья…" | «Экипаж» | Знать определение трехчастной формы в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки. | Фонограммы, портреты композиторов СД: Шедевры музыки | |||
Вариационная форма | вариация | Шостакович «Симфония№7» | «Московские окна» | Знать определение вариационной формы в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки. | Фонограммы, портреты композиторов СД: Шедевры музыки | |||
Многомерность образа в форме рондо | рондо | Бородин "Спящая княжна" | «Московские окна» | Знать определение формы рондо в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки. | Фонограммы, портреты композиторов СД: Шедевры музыки | |||
Обобщение темы | музыкальная викторина | Песни по выбору | Повторить и закрепить названия и основные признаки форм, авторов и названия музыкальных произведений. Закрепить вокально-хоровые навыки. | СД: Энциклопедия классической музыки | ||||
Музыка в развитии | программная музыка | Мусоргский "Старый замок" | «Песня туристов» | Понимать особенности развития музыкальной ткани, уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокально-хоровые навыки. | Фонограммы, портреты композиторов СД: «Мусоргский. Картинки с выставки» | |||
Музыкальный порыв | драматургия | Шуман "Порыв" | «Песня туристов» | Понимать особенности развития музыкальной ткани, уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокально-хоровые навыки. | Фонограммы, портреты композиторов СД: Шедевры музыки | |||
Движение образов и персонажей в оперной драматургии | образ и персонаж | Глинка Мазурка из оперы "Жизнь за царя" | «Пять ребят» | Понимать особенности развития образов в опере, уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокально-хоровые навыки. | Фонограммы, портреты композиторов СД: Шедевры музыки | |||
Диалог искусств "Князь Игорь" | опера либретто | Бородин Фрагменты из оперы | «Пять ребят» | Повторить оперную терминологию. Уметь определять движение образов и персонажей на примере музыкального произведения. | Фонограммы, портреты композиторов СД: Шедевры музыки | |||
Опера "Князь Игорь" | сценарий пьеса | Бородин Фрагменты из оперы | «Нам нужна одна победа» | Повторить оперную терминологию. Уметь определять движение образов и персонажей на примере музыкального произведения. | Фонограммы, портреты композиторов СД: Шедевры музыки | |||
Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии | симфония | Моцарт «Симфония №41» | «Нам нужна одна победа» | Понимать особенности развития тем в симфонической драматургии, уметь определять средства музыкальной выразительности. | Фонограммы, портреты композиторов CD/Музыкальные инструменты | |||
Музыкальная драматургия | драматургия | Прокофьев "Ромео и Джульетта" | «Кораблик детства» | Знать определение музыкальной драматургии, определять образное, сюжетное содержание музыки. Закрепить вокально-хоровые навыки. | Фонограммы, портреты композиторов | |||
Заключительный урок | Музыкальная викторина | Песни по выбору | Повторить и закрепить знания тем года. Закрепить вокально – хоровые навыки. | Тестирование Викторина СД: Энциклопедия классической музыки |
Программно- методическое обеспечение
- Программа общеобразовательных учреждений по музыке для 5 – 8 классов. В.В.Алеев ( научный руководитель), Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак. М. «Дрофа» 2004 г.
2. Учебник «Музыка». Т.И.Науменко, В.В.Алеев. 7 класс. М. «Дрофа»
2004 г.
3. Рабочая тетрадь - Т. И. Науменко, В. В. Алеев. «Музыка» 7 класс.
Дневник музыкальных размышлений. М. «Дрофа» 2004 г.
Дополнительная литература:
1.Методические рекомендации для учителя. Т.И.Науменко, В.В.Алеев. М. «Дрофа» 2004 г.
- Воспитание музыкой. Т.Е.Вендрова, И.В.Пигарёва. М. «Просвещение» 1991 г.
- Как рассказывать детям о музыке? Д.Б.Кабалевский. М. «Просвещение» 1989 г.
- Серьёзная музыка в школе. К.П.Португалов. М. «Просвещение» 1980 г.
- Музыкальное воспитание в школе. О.А.Апраксина. М. «Музыка».
- Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо»,
2002 г.
7. Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями.
«Си ЭТС», 2004 г.
8. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства.
«Коминфо», 1999.
9. Серьёзная музыка в школе. К.П.Португалов. М. «Просвещение» 1980 г.
10. Музыка. Поурочные планы по учебнику Т. И. Науменко, В. В.
Алеева. Волгоград 2008 г. 7 класс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...
Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П
Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...
Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...
Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...