Рабочая программа по музыке 5 класс
рабочая программа по музыке (5 класс) по теме
Рабочая программа разработана на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству, программы «Музыка. 5-8 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Согласно Федеральному базисному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение музыки в 5 классе отводится 1 час в неделю(34 часа).
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ предмета «Искусство (музыка)» в основной школе заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_muzyke_5_klass.docx | 33.42 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МКОУ « Погребская средняя общеобразовательная школа»
Суджанского района Курской области
Рабочая программа
по
музыке
5 класс
Учитель: Кооп Татьяна Юрьевна
с. Погребки
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству, программы «Музыка. 5-8 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Согласно Федеральному базисному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение музыки в 5 классе отводится 1 час в неделю(34 часа).
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ предмета «Искусство (музыка)» в основной школе заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Цели курса:
– в углублении идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального воспитания, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности – литературой, изобразительным
искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением;
- в системном погружении в проблематику музыкального содержания;
- в рассмотрении музыкального искусства с точки зрения стилевого подхода, применяемого с учётом научных достижений в области эстетики, литературоведения, музыкознания;
- в обновлённом музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.
Задачи программы:
– научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- всемерно способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
- научить находить взаимодействие между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание наиболее значимых музыкальных форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве).
- предполагает знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи. Это такие музыкальные жанры, как песня, романс, хоровая музыка, опера, балет. Данная тема предусматривает изучение музыки в единстве с тем, что ее окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим другим. Кроме того, она призвана научить наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить приметы одного явления в другом и тем самым подтверждать их глубинную взаимосвязь.
Междисциплинарные взаимодействия осуществляются либо при параллельном освоении материала в рамках указанных предметов, либо «методом подхвата» (один за другим), что способствует более объемному его восприятию и усвоению.
Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод создания «композиций»;
- метод междисциплинарных взаимодействий;
- метод проблемного обучения.
При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I – слушание музыки, II – выполнение проблемно-творческих заданий, III – хоровое пение.
Контроль осуществляется в следующих видах:
- текущий, тематический, итоговый.
Форма контроля:
- самостоятельная работа;
- устный опрос;
- взаимоопрос;
- синквейн;
- цифровой диктант;
- тест;
- хоровое пение;
- индивидуальное пение.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Знать:
- новые имена композиторов – К. Дебюси и М. Равеля, а также некоторых художественных особенностей музыкального импрессионизма;
- правильное распределение дыхания при исполнении музыкального произведения, использование цепного дыхания;
- музыкальные жанры.
Уметь:
- находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных из учебника для 5 класса, и выражать их в подборе музыкальных стихов, создании музыкальных рисунков;
- определять главные отличительные особенности музыкальных жанров – песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;
- проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение одноголосных произведений с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение a capella в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания).
Календарно- тематическое планирование
Тема урока | Основные Понятия | Слушание музыки | Исполнение | Прогнозируемый результат | ИМО | Примечание | Дата | |
План | Факт | |||||||
Музыка рассказывает обо всем(9ч.) | ||||||||
Музыка рассказывает обо всем | искусство | Таривердиев Маленький принц | "Песня о дружбе" | Знать о роли музыки в жизни человека, знать понятие «искусство» Закрепить вокально-хоровые навыки | Фонограммы, портреты композиторов | |||
Истоки | История развития музыки | Чайковский "Времена года» "Октябрь" | "Песня о дружбе» | Знать, что является источниками вдохновения композиторов Закрепить вокально-хоровые навыки | Фонограммы, портреты композиторов СД: Соната. Не только классика. | |||
Искусство открывает мир | Виды искусств | Шуман "Первая утрата» | "Абсолют" | Знать о роли музыки в семье искусств, повторить виды искусств Закрепить вокально-хоровые навыки | Фонограммы, портреты композиторов СД: Соната. Не только классика. | |||
Искусства различны, тема едина | темы в искусстве | Глинка "Я помню чудное мгновение" | "Абсолют" | Знать основные темы в искусстве, уметь приводить примеры тем природы, родины, любви и т. д. в музыке, литературе, изобразительном искусстве Закрепить вокально-хоровые навыки | Фонограммы, портреты композиторов, иллюстрации тем, стихотворения СД: Соната. Не только классика. | |||
Два великих начала искусства | Слово музыка | Шуберт "В путь» | «А мы поем» | Знать о взаимосвязи музыки и слова Закрепить вокально-хоровые навыки | Фонограммы, портреты композиторов СД: Соната. Не только классика. | |||
Стань музыкою, слово! | цикл | Мусоргский «Детская» | «А мы поем» | Знать о различных жанрах вокальной музыки Закрепить вокально-хоровые навыки | Фонограммы, портреты композиторов СД: Соната. Не только классика. | |||
Музыка «дружит» не только с поэзией | Концерт | Мендельсон «Песня без слов №14» Чайковский «Концерт №1» | «Лесной марш» | Знать понятие «песня без слов» Закрепить вокально-хоровые навыки | Фонограммы, портреты композиторов СД: Энциклопедия классической музыки | |||
Песня – верный спутник человека | Песня романс серенада | песни по выбору Баснер "С чего начинается Родина" | «Лесной марш» | Знать характеристику и виды песен, их отличия от романса и серенады Закрепить вокально-хоровые навыки | Сравнительная таблица | |||
Заключительный урок | закрепление понятий | музыкальная викторина | песни по выбору | Закрепить изученные понятия и вокально-хоровые навыки | тесты | |||
Мир русской песни(7 ч.) | ||||||||
Мир русской песни | Определение типов песен | Р.Н.П. «Ах, ты, степь широкая» «Вечерний звон» | «Не дразните собак» | Знать основные признаки народной песни, виды песен, уметь приводить примеры Закрепить вокально-хоровые навыки | Фонограммы, портреты композиторов | |||
Песни народов мира | примеры песен | «Висла» Малер «Похвала знатока» | «Не дразните собак» | Знать характеристику и отличия народных песен мира Закрепить вокально-хоровые навыки | Фонограммы, портреты композиторов | |||
Романса трепетные звуки | романс | Рахманинов «Ночь печальна» | «На далекой Амазонке» | Знать определение и примеры романса Закрепить вокально-хоровые навыки | Фонограммы, портреты композиторов СД: Энциклопедия классической музыки | |||
Мир человеческих чувств | серенада | Х.Каррерас Серенада | «На далекой Амазонке» | Знать определение и примеры серенады Закрепить вокально-хоровые навыки | Фонограммы, портреты композиторов | |||
Народная хоровая музыка | хор | "Есть на Волге утес" Р.Н.П. | «Песня про пиратов» | Знать о видах хоров и хоровых произведениях, уметь исполнять хоровые песни одноголосно Закрепить вокально-хоровые навыки | Фонограммы, портреты композиторов | |||
Что может изображать хоровая музыка | изобразитель. канон | Чайковский «Отче наш» Свиридов «Поет зима» | «Песня про пиратов» «Снежинка» | Знать о вечной теме в искусстве, уметь различать виды хоровой музыки по темам и жанрам Закрепить вокально-хоровые навыки | Фонограммы, портреты композиторов СД: Энциклопедия классической музыки | |||
Заключительный урок | закрепление | Музыкальная викторина | Песни по выбору | Закрепить понятия. Знать название произведений и композиторов Закрепить вокально-хоровые навыки | викторина | |||
Музыка и живопись(10ч.) | ||||||||
Опера. Самый значительный жанр вокальной музыки. | Опера спектакль либретто увертюра | Глинка «Иван Сусанин» «Мазурка» | «Веселые каникулы» | Знать определение оперы, историей рождения и жанрами оперы Закрепить вокально-хоровые навыки | Фонограммы, портреты композиторов СД: Энциклопедия классической музыки | |||
Из чего состоит опера | Декорация Акт Сцена Ария хор дуэт | Римский-Корсаков "Садко" | «Веселые каникулы» | Знать виды искусства, задействованные при создании оперы, состав действий Закрепить вокально-хоровые навыки | Фонограммы, портреты композиторов СД: Энциклопедия классической музыки | |||
Единство музыки и танца | Балет танец Хореография дивертисмент (Пуанты, пачка, трико) | Чайковский «Щелкунчик» | «Ленинский район» | Знать определение балета, историю создания балета как вида искусства Уметь определять образное содержание балета Закрепить вокально-хоровые навыки | Фонограммы, портреты композиторов СД: «П.И.Чайковский. Щелкунчик» | |||
"Русские сезоны" в Париже | Русская балетная школа | Стравинский "Петрушка" | «Ленинский район» | Знать особенности балетных школ мира, жанры балета Определять характер балетной выразительности Закрепить вокально-хоровые навыки | Фонограммы, портреты композиторов СД: Шедевры музыки | |||
Музыкальность слова | Литературный сюжет | Глюк "Орфей и Эвридика" | «Через две зимы» | Уметь определять значимость музыки в литературном произведении Закрепить вокально-хоровые навыки | Фонограммы, портреты композиторов CD/Музыкальные инструменты | |||
Музыкальные сюжеты в литературе | изобразительность | Волшебный смычок | «Через две зимы» | Уметь определять взаимодополнение музыки и литературы Закрепить вокально-хоровые навыки | Фонограммы, сказки CD/Музыкальные инструменты | |||
Живописность искусства | выразительность | Прокофьев "Золушка" | «Картошка» | Понимать образность искусства на примере музыкального произведения Закрепить вокально-хоровые навыки | Фонограммы, портреты композиторов, иллюстрации, репродукции | |||
«Музыка – сестра живописи» | живопись | Мусоргский "Картинки с выставки" | «Картошка» | Понимать образность искусства на примере музыкального произведения Закрепить вокально-хоровые навыки | Фонограммы, портреты композиторов, иллюстрации, репродукции СД: «Мусоргский. Картинки с выставки» | |||
Может ли музыка выразить характер человека? | Музыкальная выразительность | Мусоргский "Борис Годунов" | Песни по выбору | Научиться сопоставлять произведения живописи и музыки, Понимать значение выражения «музыкальный портрет» Знать о творческом содружестве «Могучая кучка» Закрепить вокально-хоровые навыки | Фонограммы, портреты композиторов, иллюстрации | |||
Пейзаж в музыке | Образ природы | Равель «Игра воды» | Песни по выбору | Уяснить понятие «музыкальный пейзаж», познакомиться с творчеством композиторов-импрессионистов Уметь выразить в рисунке свои музыкальные ощущения Закрепить вокально-хоровые навыки | Фонограммы, портреты композиторов, иллюстрации, репродукции СД: Шедевры музыки | |||
«Музыкальные краски» в произведениях(8ч.) | ||||||||
Волшебная красочность музыкальных сказок | Сказка, былина | Стравинский «Заколдованный сад Кощея» | «Мы – маленькие дети» | Понимать роль музыки и проявление её волшебной силы в сказках Уметь определять и описывать услышанный образ Закрепить вокально-хоровые навыки | Фонограммы, портреты композиторов | |||
Сказочные герои в музыке | балет | Чайковский "Щелкунчик" | «Мы – маленькие дети» | Охарактеризовать персонаж, определяя образ и настроение музыки Закрепить вокально-хоровые навыки | Фонограммы, портреты композиторов СД: «Чайковский. Щелкунчик». | |||
Тема богатырей в музыке | симфония | Бородин Мусоргский | «Дождь пойдет по улице» | Определить общие черты «богатырской» темы Закрепить вокально-хоровые навыки | Фонограммы, портреты композиторов, репродукции | |||
«Хорошая живопись-это музыка, это мелодия» | концерт | Чайковский Концерт для ф-но с оркестром | «Дождь пойдет по улице» | Уяснить понятие «музыкальные краски», уметь приводить примеры образов «музыкальных картин» Закрепить вокально-хоровые навыки | Фонограммы, портреты композиторов, иллюстрации | |||
«Никто не забыт, ничто не забыто» | эпизод | Шостакович "Ленинградская симфония" | «Школьная пора» | Понимать значение музыки в создании героических образов Повторить песни о войне | Фонограммы, портреты композиторов | |||
«Памяти павших будьте достойны» | набат | "Бухенвальдский набат" | «День Победы» | Осознавать способность музыкальных произведений о войне воздействовать на силу духа и волю людей. | Фонограммы, портреты композиторов | |||
Подводим итоги | Подготовка к музыкальной викторине | «Школьная пора» | Закрепить знания понятий и определений Закрепить вокально-хоровые навыки | тестирование | ||||
Заключительный урок | Музыкальная викторина | Песни по выбору | Проверка практических знаний и вокально-хоровых навыков |
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела, темы | Всего часов |
1 | Музыка рассказывает обо всем | 9 |
2 | Мир русской песни | 7 |
3 | Музыка и живопись | 10 |
4 | «Музыкальные краски» в произведениях | 8 |
Итого | 34 |
Содержание
Музыка рассказывает обо всем(9 ч.)
Музыка рассказывает обо всем. Истоки. Искусство открывает мир. Искусства различны, тема едина. Два великих начала искусства. Стань музыкою, слово! Музыка «дружит» не только с поэзией. Песня – верный спутник человека. Заключительный урок.
Мир русской песни(7ч.)
Мир русской песни. Песни народов мира. Романса трепетные звуки. Мир человеческих чувств. Народная хоровая музыка. Что может изображать хоровая музыка. Заключительный урок.
Музыка и живопись(10ч.)
Опера. Самый значительный жанр вокальной музыки. Из чего состоит опера. Единство музыки и танца. "Русские сезоны" в Париже. Музыкальность слова. Музыкальные сюжеты в литературе. Живописность искусства. «Музыка – сестра живописи». Может ли музыка выразить характер человека? Пейзаж в музыке.
«Музыкальные краски» в произведениях(8 ч.)
Волшебная красочность музыкальных сказок. Сказочные герои в музыке. Тема богатырей в музыке. «Хорошая живопись-это музыка, это мелодия». «Никто не забыт, ничто не забыто». «Памяти павших будьте достойны». Подводим итоги. Заключительный урок.
Программно- методическое обеспечение
- Программа общеобразовательных учреждений по музыке для 5 – 8 классов. В.В.Алеев ( научный руководитель), Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак. М. «Дрофа» 2004 г.
- Учебник «Музыка». Т.И.Науменко, В.В.Алеев. 5 класс. М. «Дрофа» 2004 г.
- Рабочая тетрадь - Т. И. Науменко, В. В. Алеев. «Музыка» 5 класс. «Дневник музыкальных наблюдений». М «Дрофа» 2004 г.
Дополнительно:
- Методические рекомендации для учителя. Т.И.Науменко, В.В.Алеев. М. «Дрофа» 2004 г.
- Воспитание музыкой. Т.Е.Вендрова, И.В.Пигарёва. М. «Просвещение» 1991 г.
- Как рассказывать детям о музыке? Д.Б.Кабалевский. М. «Просвещение» 1989 г.
- Серьёзная музыка в школе. К.П.Португалов. М. «Просвещение» 1980 г.
- Музыкальное воспитание в школе. О.А.Апраксина. М. «Музыка».
- Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо»,
2002 г.
7. Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями.
«Си ЭТС», 2004 г.
8. Музыка. Поурочные планы по учебнику Т. И. Науменко, В. В.
Алеева. Волгоград 2008 г. 5 класс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...
Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П
Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...
Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...
Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...