МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Виды работы с использованием музыкально-компьютерных технологий на уроках теоретического курса ДМШ"
методическая разработка

Мамушкина Ольга Ивановна

 

Возможные виды работы с применением компьютерных технологий по предметам теоретического цикла ДМШ в соответствии с типами музыкально-компьютерных программ, а внутри них – в соответствии с методами обучения

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему

«Виды работы с использованием

музыкально-компьютерных технологий

на уроках теоретического курса ДМШ»

Автор -  Мамушкина Ольга Ивановна

Преподаватель теоретических дисциплин

МОУ ДОД «Детская музыкальная школа №2»

г. Подольск, Московской области

       

Бурное развитие информационных технологий в мире в последние десятки лет – неотъемлемая часть современности. Наличие практически в каждом доме, каждой квартире компьютера с выходом во всемирную сеть Интернет говорит о том, что современный человек стремится использовать новые технологии с пользой конкретно для себя, найти в них что-то новое, важное, интересное. Постепенно компьютерные технологии проникают в самые разные области знаний, в частности, и в музыкальное образование и воспитание, становясь их неотъемлемой частью.

И если техническую сторону такого прогресса могут оценить практически все профессионалы – музыканты (ведь речь идёт о возможности записи, хранения и воспроизведения огромного количества полезной  информации), то методическая сторона вопроса остается неоднозначной: возможно ли дать ребенку основы музыкального образования через компьютерные программы, тренажеры, видеоуроки?, каков будет уровень творческого развития ученика при использовании компьютерных технологий? И как может преподаватель специальных музыкальных дисциплин сочетать в себе также и компьютерного специалиста, вынужденного освоить самые различные программы, предназначенные для работы по новому направлению?

Как бы то ни было, но стоит отметить, что современное музыкальное образование уже становится на новый путь развития – обучение с использованием компьютерных технологий. Это доказывают многие учебные заведения нашей страны на разных уровнях музыкального образования, вот уже почти десять лет активно внедряющие в свои структурные подразделения музыкально-компьютерное направление деятельности.

Рассмотрим подробнее возможные варианты использования компьютерных технологий на уровне Детской музыкальной школы, в рамках уроков теоретического курса.

Прежде всего, следует отметить, что использовать компьютер на уроке необходимо грамотно, т.е. целесообразно, методически обоснованно, дозировано, и главное -  подчинено главным целям и задачам обучения в курсе теоретических дисциплин детской музыкальной школы.

Для успешного проведения урока с компьютерной поддержкой можно выделить три основные задачи, которые необходимо решить:

  1. Дидактическая (учебные материалы урока, конкретная обучающая программа и аппаратура);
  2. Методическая (определение методов использования компьютера в преподавании темы, анализ результатов урока и постановка следующей учебной цели);
  3. Организационная (выработка и закрепление у учащихся навыков работы с учебной программой, избегание перегрузки учащихся и нерациональной траты времени).

Я постаралась сгруппировать возможные виды работы с применением компьютерных технологий по предметам теоретического цикла ДМШ в соответствии с типами музыкально-компьютерных программ, а внутри них – в соответствии с методами обучения.

Итак, на уроке музыкальной литературы, а также для подготовки к уроку, в процессе самостоятельной работы учащихся, можно использовать следующие виды работы:

1) с использованием программ для технического оснащения уроков:

  1. в соответствии с методом демонстрации музыки:
  1. прослушивание цифровых аудиозаписей музыкальных произведений;
  1. в соответствии с видеометодом обучения:
  1. просмотр фрагментов цифровых видеофильмов (документальные и художественные фильмы о композиторах, исполнителях, отдельных музыкальных произведениях; фильмы-оперы, мультипликационные фильмы),
  2. просмотр цифровых видеозаписей с исполнением музыкальных произведений (в различных исполнительских вариантах, а также с использованием ассоциативных видеорядов);
  1. в соответствии с наглядным методом иллюстрации:
  1. иллюстрация оцифрованных репродукций картин, компьютерных рисунков, фотографий шедевров мирового искусства, музыкальных  инструментов;
  2. иллюстрация всевозможных схем и таблиц в компьютерном качестве;
  1. в соответствии с методом работы с книгой:
  1. наблюдение по нотам, анализ оцифрованных или изначально компьютерных нотных примеров, сборников, партитур;
  2. подбор, чтение и последующий анализ оцифрованных литературных произведений – источников произведений музыкальных;

2) с использованием обучающих музыкальных программ:

  1. в соответствии с методом программированного обучения:
  1. выполнение заданий тренажёрных компьютерных программ;
  2. выполнение заданий тестовых компьютерных программ (адаптивных программ, программ «блиц-опрос», контрольных программ, викторин);
  1. в соответствии с игровым методом:
  1. выполнение заданий игровых развивающих компьютерных программ (музыкальные кроссворды, ребусы, загадки, игры);
  1. в соответствии с методом проектов:
  1. представление компьютерных презентаций;
  2. представление рефератов, докладов, эссе, подготовленных с помощью компьютерных программ;
  1. в соответствии с исследовательским методом:
  1. запись собственного пения или игры на музыкальном инструменте, в компьютерную программу, изготовление фонограмм для музыкального произведения;
  2. собственное исполнение под цифровые фонограммы музыкальных произведений;
  3. ввод в компьютерную программу, оформление и вывод на печать собственно сочиненного музыкального произведения;
  4. использование MIDI-клавиатуры в качестве тренажёра для исполнения музыкальных произведений;
  5. участие в конкурсных мероприятиях, олимпиадах, представленных в сети Интернет.

3) с использованием справочных музыкальных программ:

  1. в соответствии с методом работы с книгой, а также с привлечением поискового, исследовательского, словесного методов, метода проектов:
  1. работа с цифровым справочным материалом по подготовке указанных выше творческих работ - рефератов, докладов, презентаций (интерактивные музыкальные справочники, энциклопедии, словари; сайты, посвященные жизни и творчеству отдельных композиторов и исполнителей; дополнительные учебные пособия).

На уроке сольфеджио, а также в процессе самостоятельной работы учащихся, можно использовать следующие информационные ресурсы:

1) с использованием программ для технического оснащения уроков:

  1. в соответствии с методом демонстрации музыки:
  1. прослушивание цифровых аудиозаписей музыкальных произведений (например, при изучении новых тональностей, аккордов, интервалов);
  1. в соответствии с видеометодом обучения:
  1. просмотр цифровых видеозаписей с исполнением музыкальных произведений (например, при изучении новых тональностей, аккордов, интервалов);
  1. в соответствии с наглядным методом иллюстрации:
  1. иллюстрация компьютерных рисунков; всевозможных схем и таблиц в компьютерном качестве (в т.ч. подготовленные с помощью компьютерных программ нотные задания, ритмоблоки, отдельные такты для «разрезной» формы диктанта);
  1. в соответствии с методом работы с книгой:
  1. наблюдение по нотам, анализ оцифрованных или изначально компьютерных нотных примеров;

2) с использованием обучающих музыкальных программ:

  1. в соответствии с методом программированного обучения:
  1. выполнение заданий тренажёрных компьютерных программ;
  2. выполнение заданий тестовых компьютерных программ (адаптивных программ, программ «блиц-опрос», контрольных программ, программ «Музыкальный диктант»);
  1. в соответствии с игровым методом:
  1. выполнение заданий игровых развивающих компьютерных программ (музыкальные кроссворды, ребусы, загадки, игры по сольфеджио);
  1. в соответствии с методом проектов:
  1. представление компьютерных презентаций;
  2. представление рефератов, докладов, эссе, подготовленных с помощью компьютерных программ;
  1. в соответствии с исследовательским методом:
  1. запись собственного пения или игры на музыкальном инструменте, в компьютерную программу, изготовление фонограмм для музыкального произведения;
  2. собственное исполнение под цифровые фонограммы музыкальных произведений;
  3. ввод в компьютерную программу, оформление и вывод на печать собственно сочиненного музыкального произведения;
  4. использование MIDI-клавиатуры в качестве тренажёра для исполнения музыкальных произведений, импровизации;
  5. участие в конкурсных мероприятиях, олимпиадах, представленных в сети Интернет.

3) с использованием справочных музыкальных программ:

  1. в соответствии с методом работы с книгой, а также с привлечением поискового, исследовательского, словесного методов, метода проектов:
  1. работа с цифровым справочным материалом по подготовке указанных выше творческих работ - рефератов, докладов, презентаций (интерактивные музыкальные справочники, энциклопедии, словари; дополнительные учебные пособия).

Конечно, подготовка уроков с применением компьютерных технологий  требует от преподавателя таких личностных качеств, как, прежде всего, энтузиазм, стремление сделать уроки яркими, насыщенными, многофункциональными. Конечно же, огромную роль играет профессионализм преподавателя, его умение использовать новые технологии в соответствии с поставленными целями и задачами, оценивая целесообразность и нормы такого применения. Преподаватели, уже использующие компьютерные технологии в своей практике, отмечают, с одной стороны, как много личного времени тратится ими для поиска, систематизации, оформления информации, но с другой стороны -  возрастающий интерес учащихся к предмету, радостное ожидание детьми уроков, успехи на олимпиадах, конкурсах и при поступлении в специальные учебные заведения. И именно эта сторона, я считаю, должна быть основополагающей при принятии решения в пользу применения компьютерных технологий в музыкально-образовательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат: "Использование информационно-компьютерных технологий на уроках теоретического обучения."

Процесс информатизации общества требует скорейшего разрешения многих задач, связанных, прежде всего, с информатизацией образования, с использованием в образовании новых информационных технологий...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МУЗЫКЕ Нескоромная Татьяна Владимировна

Рассмотрено использование музыкально-компьютерных технологий при обучении музыке в общеобразовательной (в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом), музыкальной школах, ст...

Методическая разработка. Методические рекомендации «Использование информационно-коммуникативных технологий на уроке истории как инновационного метода работы с учебным историческим материалом на примере уроков в 7 классе при изучении учебной темы «Внутре

  Содержание методической разработки представляется мне особенно актуальным  в связи с переходом основной школы на концентрическую структуру изучения предмета «История», так как конце...

программа дополнительного образования учащихся «Использование музыкально-компьютерных технологий программы Guitar Pro»

программа дополнительного образования учащихся «Использование музыкально-компьютерных технологий программы Guitar Pro»...

Использование музыкально-компьютерных технологий на уроках фортепиано

Информатика и информационные технологии сегодня затрагивают различные области, в том числе музыкальное творчество и педагогику. Компьютеризация музыкального образования с одной стороны может стимулиро...

Выступление на методическом семинаре по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии с целью повышения качества знаний учащихся»

Материалы выступления на методическом семинаре по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии с целью повышения качества знаний учащихся»....

Курсовая работа слушателя курсов по немецкому языку Колабкиной В.В. на тему:"Использование современных педагогических технологий на уроке немецкого языка как средство формирования коммуникативных компетенций»

В работе  рассказывается: о использовании игровых технологий и метода проектов в учебной деятельности ;приводятся примеры конкретного применения методов и приемов на уроках немецкого языка....