Креативный подход к обучению игре на деревянных ложках.
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему
В данном пособии описаны разработанные мною методы и приемы исполнения музыкальных произведений игровым комплектом, состоящим из 2-х и 3-х деревянных ложек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Медоды и приемы исполнения музыкальных произведений на деревянных ложках | 68 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр внешкольной работы
муниципального образования Динской район
методическая разработка
«Приемы игры на деревянных ложках»
подготовила
педагог дополнительного образования
Даурцова Наталья Петровна
творческое объединение «НАИГРЫШ»
Ст. Динская, Краснодарский край
2012 - 2013 год
Ложки
Кажется, нечего этому слову делать в музыкальном словаре.
Тем не менее, попало оно сюда по праву.
Это – русский народный музыкальный инструмент, похожий, в сущности, на кастаньеты.
Он состоит из двух обычных деревянных ложек. Их ударяют одна о другую выпуклыми сторонами, и получается четкий, звонкий звук.
Раньше к ручкам ложек привязывали маленькие бубенчики, навешивались металлические погремушки. Изготовлялись они из хорошо резонирующего дерева.
Некоторые ударно-шумовые инструменты сопровождали обряды.
К исполнению свадебных величаний в Тульской и Калужской областях присоединялся яркий, тембровый эффект: удары трещоток.
В дальнейшем стали применять деревянные ложки в оркестрах народных инструментов.
А иногда организуют и самостоятельные ансамбли и даже целые оркестры ложкарей.
(Из музыкального словаря.
Автор – Л. Михеева)
Предисловие
Русская инструментальная народная музыка – особая самостоятельная область народного музыкального творчества.
Зарождение русской народной музыки относится к глубокой древности. Период становления русского музыкального искусства начинается со времен Киевской Руси.
У древних восточных славян существовал богатый и разнообразный инструментарий. Об этом говорят данные археологических раскопок, древнерусская литература и памятники изобразительного искусства: книжные миниатюры, иконы, фрески. Установлено, что в Киевской Руси существовали инструменты духовые, струнно-щипковые, смычковые, ударные.
Игра на музыкальных инструментах сопровождала у древних восточных славян и события семейного быта, и массовые народные праздники на открытом воздухе, и военные походы.
Широко использовались инструменты:
- флейта
- дудка
- жалейка
- волынка
- пастушеские трубы
- рожок
- гудок
- гусли
- балалайка
- домра
- лира
- бубен
- барабан
- трещотки
- ложки.
Основными носителями русской народной музыки являлись скоморохи
(народные музыканты, певцы, плясуны).
В конце XVIII и в XIX веке русский народный инструментарий обогащается двумя новыми инструментами: семиструнной гитарой и гармоникой. Большинству произведений на этих двух инструментах присуща аккордово-гармоническая фактура, существенно отличающая их от музыкальных пьес, исполняемых на старинных инструментах.
Ударные, шумовые инструменты, такие как бубны, трещотки, ложки – остаются незаменимыми помощниками для основных музыкальных инструментов.
«Музыка – могучий источник мысли.
Без музыкального воспитания
невозможно полноценное развитие ребенка»
(В.А.Сухомлинский)
И первым отправным моментом в музыкальном восприятии является формирование музыкально-ритмического чувства.
Ритмическая сторона музыки имеет свои особые законы, а ритмический слух человека обладает специфическими свойствами и законами развития. Именно с этой точки зрения исполнительская деятельность детей, и в первую очередь игра в ансамбле, оркестре, рассматривается как наиболее благоприятная среда для развития метроритмического чувства и музыкальных способностей в целом.
Перед нами стоит основная задача:
открыть детям радость общения с миром музыки;
радость совместного творчества;
предоставить каждому ребенку возможность выразить себя.
Необходимо вовлекать детей в любую форму активной музыкальной деятельности (игра в ансамбле, развивающие музыкальные игры, музыкальные викторины, головоломки, кроссворды), помогающие оживить интерес к процессу обучения, а так же дающие возможность проверить уровень усвоения знаний.
Нужно постоянно стремиться к тому, чтобы именно рабочий процесс привлекал детей, а выход на сцену стал бы желанием поделиться этой радостью с другими.
Технология игрового обучения определяет организацию всего учебно-воспитательного процесса.
Самобытность тембровых красок, простота звукоизвлечения, приемы игры на деревянных ложках – делает их незаиенимыми для начального музыкального обучения.
К тому же, знакомство с народными шумовыми инструментами дает возможность детям ближе познакомиться с народным бытом, традициями, историей своего народа.
Обучение игры на ложках ведется по принципу спирали, когда основные темы повторяются из года в год, но на качественно новом уровне, в усложненной форме.
Приемы игры двумя ложками на начальной стадии обучения просты и представляют собой естественные движения: хлопки по ладони, удары по коленям.
Для более понятного представления те или иные ритмические рисунки подразделяются на различные фигуры.
Мысленно рисуем: шалаш, треугольник, квадрат.
Постепенно в процессе обучения ритмические рисунки остаются теми же, но усложняется форма, например:
треугольник – простой (удары по коленям, хлопок вверху), треугольник – усложненный (2 удара по каждому колену, 4 хлопка вверху),треугольник – сложный (удары по коленям с прихлопами, хлопки вверху приемом стряхивания).
Причем, прихлопы и стряхивание так же имеют свои обозначения:
- прихлопы – обозначение «Курочка»
- стряхивание – обозначение «Мука»
В дальнейшем появляются такие обозначения, как:
- морские камушки
- петушок
- соседи
- гусь
- ладушки
- колесо
Основное место будут занимать положения руки:
Замахи. Будут рассматриваться: три основных замаха руки, которые будут применяться в исполняемых пьесах.
Хлопки приобретут своеобразную усложненную форму.
Вариантов исполнения появится множество (на что только может быть способна фантазия педагога).
Удары по коленям так же будут постепенно усложняться, например:
- удары с прихлопами по ногам (вниз, вверх, вкруговую).
- удары приемами «тремоло», «скольжение».
- применение ритма «синкопа».
Обязательно будут вводиться удары двумя ложками: с притопами ног, с определенными замахами руки, с поворотами, с наклонами корпуса, перевалы корпуса в разные стороны.
Большое значение отводится постановке ног, движения ног так же разнообразные: выпад ноги с тянущимся вперед носком, выпад ноги в сторону с прямым носком.
Работа над движениями рук: кисти, локти, кулачки, имитация русского поклона (ладонь).
Работа над движениями головы: повороты, наклоны, имитация прислушивания ухом,
приподнятая голова вверх.
Техника игры тремя ложками предполагает более сложный процесс обучения, чем игра двумя ложками.
Прежде всего, нужно научить правильно держать ложки (две ложки зажимаются между пальцами одной руки, третья находится во второй руке).
Отрабатываются простейшие ритмические «связки», «комбинации».
Особое внимание при изучении игрового комплекта из трех ложек обращено на:
- неустойчивое положение нижней ложки в левой руке, под большим пальцем. При этом необходимо начать работу над основными приемами игры без верхней ложки, зажатой между средним и безымянным пальцами левой руки, все внимание сосредоточить на работе большого пальца.
- общую зажатость левой руки, ограничивающую техничность и ритмичность исполнения. При этом необходимо объяснить ребенку, что именно от него требуется.
Учим легко и свободно сжимать кисть левой руки, дающую возможность ложками ударяться друг о друга. Целесообразно дать возможность почувствовать это движение без ложек.
Без устранения этих недостатков невозможна дальнейшая работа с многообразием ритмических рисунков и приемов игры.
Отрабатываются переходы от двух ложек к трем во время исполнения произведения и наоборот.
Изучение ритмов ложками очень трудоемко, и прежде всего требует:
- усидчивости
- внимания
- терпения
Яркость и разнообразие – основные критерии при отборе репертуара для ансамбля ложкарей.
Но и этих качеств будет недостаточно для полноценного исполнения любых произведений ансамблем, поэтому в концертные номера обязательно включены:
- хореографические движения
- элементы театрализации
Список литературы
- Волков С.Б. Слово о музыке. – Москва: Просвещение, 1991 г.
- Каргин А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе. – Москва: Просвещение, 1999 г.
- Напишников Н.А. Музыкальный момент. – Москва: Просвещение, 1991 г.
- Фрид Г.В. Музыка и молодежь. – Москва: Советский композитор, 1991 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательное занятие "Деревянные ложки"
Данное занятие направлено на приобщение детей к истокам русской народной культуры, возрождению культурных ценностей и развитию их творческих способностей....
Познавательное занятие "Деревянные ложки" презентация
Данное занятие направлено на приобщение детей к истокам русской народной культуры, возрождению культурных ценностей и развитию их творческих способностей....
Экскурсия к конкурсу "История обычных вещей" - "Что за чудо деревянная ложка"
Краткий 20 минутный экскурс в историю деревянной ложки....
Мастер-класс по росписи деревянной ложки к методической разработке "Праздник русской ложки"
Мастер-класс по росписи деревянной ложки к методической разработке "Праздник русской ложки"....
Мастер-класс "Искусство игры на деревянных ложках"
Данный мастер-класс направлен на приобщение к истокам русской народной культуры, возрождению культурных ценностей и развитию творческих способностей....
Методическая разработка занятия " Изучение особенностей декорирования деревянной ложки"для дистанционного обучения.
Занятие предназначено для дистанционного изучения по индивидуальному плану....
: Искусство игры на деревянных ложках
Занятие показывает широкие возможности русской деревянной ложки для интеграции различных видов деятельности обучающихся, их музыкального и всестороннего развития, проявления их творческой ...