: Искусство игры на деревянных ложках
материал

Гилязетдинова Надежда Владимировна

Занятие показывает широкие возможности русской деревянной ложки для интеграции  различных  видов деятельности обучающихся, их музыкального и всестороннего развития, проявления их творческой активности. Развивает музыкальные способности через игру  на музыкальных инструментах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz.docx19.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Искусство игры на деревянных ложках

Цель урока: показать широкие возможности русской деревянной ложки для интеграции  различных  видов деятельности обучающихся, их музыкального и всестороннего развития, проявления их творческой активности. Развивать музыкальные способности через игру  на музыкальных инструментах

Задачи урока.

Обучающие:

 Образовательная: Познакомить с историей создания ложки; дать представление о многообразии видов ложек; закрепить умение определять материал, из которого изготовлен предмет; расширять представления детей о русских традициях. Познакомить учащихся с элементарными приемами игры на ложках.

 Развивающие : -развивать чувство ритма, музыкальную память, развивать четкую координацию ритмических  движений с текстом и музыкой.

Воспитательные:

Воспитывать интерес и уважение к традициям русской народной музыкальной культуры. Воспитывать навыки взаимодействия, самостоятельность, инициативность, артистизм. Воспитывать бережное отношение к музыкальным инструментам, культуру общения со сверстниками.

 Актуальность  заключается в приобщении детей школьного возраста к народной культуре, её традициям. Ансамбль ложкарей может стать первым шагом к познанию русской культуры, к возрождению культурных ценностей. Игра на ложках доступна детям, так как способы и приёмы игры на них просты. Доступность ложек, привлекательность и легкость игры на них в ансамбле приносят детям радость, помогает само раскрыться и само развиться через активную созидательную деятельность. 

Тип урока: передача – усвоение новых знаний.

Форма работы: фронтальная.

Методы обучения: словесный, наглядно-слуховой, практический, частично-поисковый.

Применение педагогических технологий: технологии развивающего обучения, исследовательского обучения.

Средства обучения: русские ложки с хохломской росписью, баян, стул, пюпитр, ноутбук, мультимедийный проектор, презентация по теме.

Используемая литература:

1. Русский детский фольклор. - М.,1987

2.Потешки. Считалки. Небылицы / Сост. .- М.,1989

3. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей. – М.,2001

4. Русская ложка.- СПб.,2006

Вводная беседа.

Ложки - самый простой, самый колоритный и распространенный инструмент русского народа. Кто и когда первый додумался превратить наши обыкновенные столовые ложки в ударный инструмент, сказать теперь совершенно невозможно. Но то, что это и прежде и теперь самый простой, самый колоритный и распространенный инструмент русского народа, - бесспорный факт. Наши расписные деревянные ложки популярны не только у нас, но и за рубежом. Тысячами вывозят их иностранцы к себе домой в качестве сувениров. Легко, красиво, дешево и сразу "два зайца" - старинный предмет быта и он же - музыкальный инструмент. Деревянные ложки и половники можно купить в магазинах, на базарах или вырезать из сухого дерева самим. Есть народные мастера, специализирующиеся на изготовлении именно музыкальных ложек. Их изделия отличаются несколько большей толщиной, а значит, прочностью и большей звучностью; они используют лучшие породы древесины. 

При выборе темы  мною были учтены возрастные особенности детей, а также умственная, физическая и эмоциональная нагрузки. Тип занятия: доминантное.

На организационном этапе для меня  было важно  создать благоприятный психологический настрой на работу.

На вводном этапе для того чтобы детей вывести на цель занятия я использовала несколько способов  работы с информацией, это видео материал и предметный материал – ложки, тем самым замотивировала учащихся и активизировала их познавательный интерес. А так же мы выполнили разминку для того чтобы подготовить опорно-двигательный аппарат к занятию.

 На основном этапе учащиеся  освоили правильную постановку 3-ёх ложек в руках, движения, с помощью которых будет извлекаться звук из ложек. На данном этапе я использовала групповую форму работы, для того чтобы ребята выполнили творческое  задание.

На заключительном этапе мы выполнили комплекс релаксирующих упражнений для снятия мышечного напряжения. Была проведена рефлексия (дети усвоили термин «Ритмический рисунок», научились играть на 3-ёх ложках, дружно работать в группе).

 В музыкальном  занятии  были использованы  следующие группы методов и приемов.

Словесный (беседа).

Наглядный (презентация, музыкальные инструменты).

 Практический (игра на ложках, исполнение песни, игра с  музыкальными инструментами).

 Игровой (использование  музыкально-дидактических  игр).

Как методический прием были  использованы  сюрпризные моменты, такие как «Три шкатулки» , «Превращение маленькой ложки в большую»

Перед проведением занятия была  проведена большая предварительная работа. Музыкальный материал подобран соответственно возрасту, понятен и доступен детям, направлен как на групповое, так и индивидуальное исполнение. Дети с увлечением выполняли все задания. Им было интересно принимать участие в музыкально – дидактических играх, в игре на деревянных ложках в выразительном исполнении песни, повторении ритмических рисунков.

Все части занятий  взаимосвязаны между собой и плавно сменяли друг друга. Дети были очень активными, никто не остался без внимания.

Содержание занятия соответствует поставленной цели и задачам, которые были реализованы в полном объеме.

Характер взаимодействия детей и педагога доверительный, доброжелательный, дети были заинтересованы. Дети показали хорошие знания.

 Считаю, что музыкальное занятие прошло в оптимальном темпе, в доброжелательной   психологической атмосфере, поставленные задачи были мной выполнены на необходимом уровне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное занятие "Деревянные ложки"

Данное занятие направлено на приобщение детей к истокам русской народной культуры, возрождению культурных ценностей и развитию их творческих способностей....

Познавательное занятие "Деревянные ложки" презентация

Данное занятие направлено на приобщение детей к истокам русской народной культуры, возрождению культурных ценностей и развитию их творческих способностей....

Креативный подход к обучению игре на деревянных ложках.

В данном пособии описаны разработанные мною методы и приемы исполнения музыкальных произведений игровым комплектом, состоящим из 2-х и 3-х деревянных ложек....

Экскурсия к конкурсу "История обычных вещей" - "Что за чудо деревянная ложка"

Краткий 20 минутный экскурс в историю деревянной ложки....

Мастер-класс по росписи деревянной ложки к методической разработке "Праздник русской ложки"

Мастер-класс по росписи деревянной ложки к методической разработке "Праздник русской ложки"....

Мастер-класс "Искусство игры на деревянных ложках"

Данный мастер-класс направлен на приобщение к истокам русской народной культуры, возрождению культурных ценностей и развитию творческих способностей....

"Изготовление деревянной ложки" презентация.

Данная презентация может быть использована как для урока технологии так и для занятий дополнительного обучения....