Разбор нового музыкального произведения.
план-конспект занятия по музыке на тему

Этапы работы при разборе нового произведения.

Особенности джазового стиля и работы над ним. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razbor_novogo_muzykalnogo_proizvedeniya_2.doc44.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Разбор нового музыкального произведения

Эрскин Баттерфилд «Три джазовых мотива»

 

Третий год обучения. Михайлычева Мария

Цель

Знакомство с различными направлениями джазовой музыки.

Задачи

Общее представление и эмоциональное восприятие произведения в целом.

Детальный анализ текста.

Разбор текста.

Первый этап

Главная задача создание общего представления и эмоционального восприятия произведения в целом.

Содержание работы:

  1. знакомство с произведением
  2. краткий рассказ о композиторе и времени создания
  3. стиль музыки и манера исполнения произведения
  4. о трех различных характерах
  5. темпы
  6. музыкальная форма

Данный этап проходит в форме беседы. Педагог (Колк О.Н.) исполняет произведение в целом. Возможно исполнение важных отдельных фрагментов. Сведения и знания об авторе произведения ученица может углубить либо через рекомендуемую  педагогом литературу, либо через интернет. Произведение должно вызвать положительную реакцию учащегося, то есть должно «понравиться», вызвать желание самому исполнить это произведение. Не оставить равнодушным. Тогда впоследствии ученица сможет выразить свое отношение и понимание к исполняемой музыке. Для достижения такого результата нужна очень тщательная работа с текстом: исполнение авторских указаний, отработка выразительных элементов. Понимание характера произведения, настроения, музыкальных образов. Ученице следует «выграться», вжиться в текст, слушать и слышать себя.

Второй этап

Главная задача тщательное прочтение текста и его разбор. Очень важно на этом этапе не допустить небрежность, поверхностность.

 Для каждого ученика время прочтения разное. Это зависит от степени музыкального развития и степени одаренности. Немаловажную роль играет мотивация. В данном конкретном случае Маша уже играла джазовые пьесы различных авторов: Д.Брубека, Д. Гиллеспи, М. Невина.   Ей нравится музыка, написанная в джазовом стиле. Выбор данного произведения обусловлен возможностью в небольшой по объему пьесе показать три разных, ярких характера, но объединенных в единое произведение.

Просматриваем текст в целом без игры на инструменте. Проводим устный анализ, что помогает соразмерить технические сложности пьесы с возможностями Марии.

Чтение с инструментом помогает определить строение произведения, динамический план: местную  и главную кульминации. Ученица видит, что на характер музыки влияют: темп, ритм, мелодическая линия. Здесь надо строго следовать воле композитора, не допуская произвольного исполнения. В этой музыке достаточно сложный метроритм и мелодический рисунок.

Учитель:

- играю мелодию

- поем мелодию сольфеджио вместе

- прохлопываем ритмический рисунок вместе

Возникает связь: слышу – вижу – ощущаю. Останавливаюсь на наиболее трудных местах. Не дроблю и не учу по тактам, не разрываю музыкальную фразу, чтобы не потерять ощущения целого.

Третий этап

        Счет вслух!? С одной стороны это традиция, своего рода «священная корова», а с другой стороны – дети, которые очень не любят считать вслух. Постоянный счет  утомляет, мелодия становится вторичной. Я не покушаюсь на  традиции. Ребенок  должен быть знаком со счетом и уметь им пользоваться. Но, мне кажется, счет вслух не очень-то способствует развитию чувства ритма.      

        Можно просчитывать отдельные сложные в ритмическом плане фрагменты во время игры на инструменте. Бывает, приходится прибегать к дирижированию, не к счету вслух, не к тактированию. Такой прием  помогает ярче выразить характер музыки и способствует цельности произведения.

Аппликатура.

Очень важная составляющая при разборе новой пьесы. Причем необходимо сделать это на раннем этапе разбора, так как это способствует более скорой автоматизации игровых движений. Чередование пальцев должно быть естественным. Растяжка пальцев – нормальной. Это дает свободу в исполнении произведения.

Звуковедение.

Хорошо освоенный текст это еще не музыка. Работа над звуком более поздний и более сложный этап. Важно, чтобы каждая фраза была осмыслена. Развивалась, была прослушана. Иногда хорошо усвоенный текст побуждает ученика к торопливости,  недослушиванию, невниманию.  Следует предотвратить возникновение такой ошибки.

Работа над пьесой

Определив форму произведения как трехчастную, мы начали работу над пьесой с центрального мотива, лирический характер которого очень напоминал медленный вальс. Раскидистая фактура, широкое и свободное движение мелодической линии,  темп «модерато», фразировка не вызвали больших трудностей при разборе.

Первый и третий мотивы контрастны средней части. Причудливый пунктирный ритм, очень острый, синкопированный. Поэтому здесь пришлось потратить больше времени на освоение ритмического рисунка в обеих руках, причем отдельно. Только добившись уверенного усвоения, перешли к игре в две руки в медленном темпе. Третий мотив наиболее короткий. Кроме причудливой мелодии с украшениями и скачками в мелодической линии, сложным ритмом, темп этого мотива самый подвижный. Потребовалось время на отработку точного попадания на клавиши после скачков в мелодии, а также точного выполнения ( прослушивания) пауз.

Итак, точное прочтение нотного текста, выполнение штрихов, осмысленная фразировка, слышание гармонической основы – обязательны при разборе любого произведения. Выполнение этих составляющих – гарантия успешного исполнения пьесы. Эта пьеса Маше очень нравилась, с ней она выступала на конкурсе – фестивале «Серебряный ключ» в номинации «Сольное исполнение на фортепиано».

 Оценка ее выступления – диплом  второй степени.

ПРИЛОЖЕНИЕ

№1

План анализа музыкального произведения 

  1. Полное название произведения.
  2. Автор/авторы/, краткие сведения о нем.
  3. Прослушивание произведения.
  4. Темп, размер, ключевые знаки. Встречные знаки. Ритмический рисунок.
  5. Для детей, занимающихся первый год: в каком ключе написаны партии правой и левой руки. В какой октаве звучит мелодия, аккомпанемент.
  6. Повторное прослушивание произведения.
  7. Определение жанра/вида/ произведения.
  8. Для детей, занимающихся первый год: как построена музыка? (Определение формы произведения).
  9. Особенности фактуры /музыкальная ткань/ данной музыки.

10. Определение музыкального стиля.

11. Музыкальный образ.

№2        

Краткие сведения об авторе.

Эрскин Баттерфилд – современный английский джазовый музыкант. Пишет музыку для музыкальных коллективов различного состава. Кроме того, известны его фортепианные пьесы для маленьких музыкантов. Его музыкальный язык интересен и ярок. В достаточно лаконичных по объему произведениях есть много задач, которые интересно решать, как ученику, так и педагогу.

№3

Нотный текст


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельного разбора музыкальных произведений - одно из условий обучения и воспитания интереса к исполнительству

Воспитание творческой самостоятельности всегда было  в центре внимания русской музыкальной педагогики.Рассматривая эту тему, сразу же можно указать на ряд трудностей, которые осложняют работу пре...

Уроки №42-43 Разбор художественного текста. Уроки 44-45.Разбор текста лирического произведения (А.И. Власенков, базовый уровень, 11 кл.)

1.Работа по анализу художественных текстов.2. Работа по анализу лирических произведений.3 Самостоятельная работа....

001. Формирование навыков эмоционально-образного восприятия музыкальных произведений в курсе музыкальной литературы с использованием информационно-коммуникационных технологий (на примере разбора цикла фортепианных пьес «Времена года» П. И. Чайковского)

Семинар для преподавателей культуры, музыки и искусства довузовских образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации «Формирование навыков эмоционально-образного восприятия му...

ПЛАН разбора музыкального произведения chgkopoo.ucoz.ru›images…razbora_proizvedenija.docx

Вариант разбора музыкального произведения (лад, регистр и т. д.)...

В музыку с любовью. Разбор музыкального произведения.

Пгружение в мир музыки посредством радостного восприятия звучащих на занятиях фортепианных и симфонических произведений. Знакомство с основами музыкальной грамоты и простыми музыкальными формами. Разб...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ (ОСВОЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО)

В методической разработке указаны основные этапы работы над музыкальным произведением, разнообразие способов и методов для конкретной задачи музыкальной композиции.Приведенный комплекс методов работы ...

Методическая разработка "План-вопросник разбора музыкальных произведений для сравнительного анализа романсов разных композиторов на одинаковые тексты"

Данная методическая разработка выполнена учителями (преподавателями) ГБОУ школы "Тутти" Островской Я.Е., Орел Ю.А., Фокиной О.О. для проекта в 10-м классе, посвящённого сравнительному анализ...