Статья "Формирование и развитие детского музыкального интонирования"
статья по музыке по теме
В обществе происходит процесс возрождения национального самосознания, народной культуры. Важнейшая роль в воспитании подрастающего поколения и каждой личности на современном этапе развития общества отводится традиционной народной культуре, которая реализовывает связь времён, позволяет приобщить молодое поколение к историческому и культурному наследию своего народа, а также является своеобразным оберегом от идей насилия, жестокости, безнравственности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_intonirovaniya.docx | 25.95 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Средняя образовательная школа №262
Красносельского района Санкт- Петербурга
Методическая работа на тему:
« Формирование и развитие детского музыкального интонирования.
Возрастные группы.»
Исполнитель:
Бурова Н.Н.
учитель музыки
ГБОУ СОШ №262
2014 г.
Введение
В обществе происходит процесс возрождения национального самосознания, народной культуры. Важнейшая роль в воспитании подрастающего поколения и каждой личности на современном этапе развития общества отводится традиционной народной культуре, которая реализовывает связь времён, позволяет приобщить молодое поколение к историческому и культурному наследию своего народа, а также является своеобразным оберегом от идей насилия, жестокости, безнравственности.
Русский народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Гений народа создал свою культуру, самобытную и неповторимую. Именно он оказался создателем и хранителем подлинных, истинных ценностей: языка, поэзии, музыки. Одной из основ этой культуры являются народные песни, и каждая песня – бесценная реликвия. Создателем песни был весь народ, который на протяжении веков, передавая каждую песню из поколения в поколение, оттачивал её своим мастерством и песня становилась живой летописью народной жизни.
Поэтому воспитание молодого поколения через воспитание русской народной культуры, через освоение детского музыкального фольклора представляется вопросом актуальным.
Работа посвящена изучению развития навыков детского фольклорного и народного хорового пения.
Целью работы является рассмотрение формирования и развития музыкального интонирования, вокальных возможностей, творческого мышления, памяти и слуха детей в процессе музыкального воспитания.
Уделяется внимание методам освоения вокальными навыками: дыханием, дикцией, звуковедением, манерой пения, пению без сопровождения. В этих целях предлагается использование детского песенного фольклорного материала.
Становление и развитие музыкальных навыков детей рассматривается с учётом возрастных особенностей.
Формирование и развитие детского музыкального интонирования.
Возрастные группы.
Возрождение и сохранение песенных традиций нации требует воспитание в этих традициях подрастающего поколения. Один из способов – музыкальное воспитание детей. В процессе становления детского музыкального интонирования возраст детей имеет большое значение на всех этапах взросления, потому что происходит развитие памяти, слуха, вокальных возможностей, творческих способностей.
Возрастные группы.
С момента рождения ребёнка начинается его естественное развитие и рост, происходят физиологические и психологические изменения, развиваются органы, ответственные за музыкальные способности. Поэтому возрастное развитие влияет на всё творчество детей и во многом на освоение и исполнение ими песенного фольклора.
Таким образом, чтобы судить о творческих , музыкальных и исполнительских возможностях детей в зависимости от возраста, необходимо рассмотреть как происходит естественное формирование и развитие музыкального интонирования детей по возрастным группам.
Возрастные группы определим следующим образом:
- Младенческий возраст – до 1 года,
- Первое детство - с 1 до 4 лет
- Второе детство – с 4 до 7 лет
- Младший возраст – с 7 до 12 лет
- Средний ( подростковый) возраст – с 12 до 15 лет
- Старший ( юношеский ) возраст – с 15 до 18 лет.
Младенческий возраст
С момента появления на свет ребёнок овладевает своими органами речи. Когда он при этом плачет, кричит – это нормально. Значит его голосообразующий аппарат функционирует. Плач – это не просто бессмысленное звуковыражение ребёнка, а довольно упорядоченное вокализированное построение, которое вырабатывает определённые навыки управления голосом. Такой плач позволяет ребёнку равномерно брать дыхание, смыкать связки и тем самым значительно укреплять голосообразующий аппарат.
Уже в первые недели жизни ребёнок по своему реагирует на слова и песни, которые он слышит от окружающих. Например в ответ на детские ласковые песенки ребёнок отвечает улыбкой, радостным лепетом.
Приблизительно с третьего месяца ребёнок начинает лепетать, гулить, аукать, и это происходит до того времени, когда дети начинают произносить первые слова. Английский психолог Джеймс Селли в
« Очерках по психологии детства» ( М.,1901) высказал мысль о том, что детский лепет скорее является зачатками пения и музыки , чем началом членораздельной речи. Лепетание грудного ребёнка достаточно разнообразно в своём звукоинтонированном выражении. В нём содержится большинство тонов, которые позднее употребляются в музыкальной речи.
Гуление и ауканье – это этап бессловесного мелодизированного интонирования, которое является как бы проверкой и тренировкой голоса во всех регистрах, а также подготовкой голосового и дыхательного аппаратов к произнесению звуковой речи и музыкального языка. На этом этапе ребёнок также пытается проявить первичную потребность пения, как непроизвольного , не контролируемого эмоционального самовыражения (довербальная вокализация), это как бы первая ещё неосознанная попытка музыкального творчества. Вначале ребёнок копирует тембр, затем тон (повышение и понижение голоса, распределение акцентов и ударений), не само членораздельное слово.
Появление сознательной речи у ребёнка знаменует переход к вербальному ( словесному) типу музыкального интонирования. Но, не имея опыта довербального музыкального языка , ребёнок не может овладеть музыкальным языком.
Первое детство.
Большое значение в освоении и музыкального интонирования и
развитии творческого мышления имеет возраст от 1 до 4 лет. В этом возрасте ребёнок начинает произносить слова, понимать их значение.
На смену довербальной вокализации приходит вербальное музыкальное интонирование. Если прислушаться, что произносят маленькие дети, то можно услышать, как певучи многие произносимые ими слова. Они так мелодичны, что поддаются нотной расшифровке. Таких музыкальных импровизаций можно услышать много.
Такое не осознанное пение продолжает развивать голос ребёнка, его слух, память, творческое мышление, но уже на более высоком музыкальном и художественном уровне. Такие попевки уже приобретают упорядоченную форму, стройность и осмыслённость музыкального изложения.
Параллельно с импровизированным музыкальным интонированием
Маленькие дети активно стараются воспроизводить, повторять голосом услышанные ими песни. Больше всего музыкальных впечатлений они получают в общении с родителями, чаще от мамы и бабущки. Первые песни, которые ребенок слышит – это колыбельные песни, потешки и прибаутки, сказки с напевками. Вся фольклорная информация, которую получаю дети в столь раннем возрасте очень важна для воспитания в детях музыкальных и творческих навыков. Именно в самом раннем возрасте закладывается фундамент будущих музыкальных способностей.
Каждый услышанный ребёнком звук не проходят мимо его слуха и запоминаются.
Звуки могут быть любые: речевые и музыкальные. Важно именно в самом раннем возрасте заложить поэтическую и музыкальную информацию в память ребёнка. В раннем возрасте происходит решающая закладка звуковой информации.
Таким образом, становится очень важно, чтобы детям с самого раннего возраста не только исполняли народные песни¸ но и обучали их самих фольклорному интонированию, используя для этого самые простые , лёгкие для запоминания детские песенки. Это заложило бы наиболее прочный фундамент для будущего освоения детьми традиционного песенного фольклора.
Ценностью же всех музыкальных впечатлений первого детства состоит в том, что они практически и психологически подготавливают
Детей к самостоятельному творчеству, к восприятию и исполнению произведений детского фольклорного репертуара , к участию в играх со сверстниками , что является новым этапом в их музыкальном и творческом развитии.
Второе детство.
Примерно с четырёх летнего возраста дети интенсивно начинают общаться со сверстниками, участвуют в играх, перенимают друг от друга и особенно от более старших детей различные песни и припевки. Так формируется собственный репертуар музыкальных произведений , а с ним и новый тип музыкального интонирования. Именно на второе детство приходится начало самостоятельности, приобретения игрового опыта, осмысление своих творческих способностей.
Необычайно богатый и обширный фольклорный репертуар детей состоит из считалок и дразнилок, закличек и приговорок, календарных песен и прибауток. Характерные песни для детей этого периода:
« Дождик! Дождик, перестань!», «Радуга- дуга, не давай дождя!»,
А играют они в такие игры: «У медведя во бору», « Бояре», «Горелки».
Необычны мелодии этих песен, интонируемых детьми. Складываются они из простейших интонаций, которые дети освоили ещё в грудном возрасте и мелодических интонаций песен, что им пели взрослые в колыбельных, потешках, прибаутках. Есть ещё одно обстоятельство, связанное с образованием этих песен. При исследовании возможностей музыкальной памяти детей выяснилось, что дети лучше всего запоминают ряд звуков, который не превышает пяти тонов.И если посмотреть напевы колыбельных , потешек, прибауток,то можно как раз увидеть, что все они , в основном, состоят из пяти тонов. Поэтому они так легко запоминаются и исполняются детьми.
Младший возраст
У детей младшего школьного возраста, от7 до 12 лет, складывается довольно богатый репертуар считалок, дразнилок, игр с игровыми напевами. Интересны типы интонирования для исполнения всех этих
жанров детского фольклора. Так детская разговорная речь сама по себе довольно вокализирована и мелодична, то есть дети чаще скорее поют, чем говорят. Под слова своей обычной речи они как бы подкладывают мелодию.
Что же всё – таки способствует вокализации речи детей? В первую очередь то, что при вокализации речи детям намного легче интонировать слова, правильно произносить и запоминать их. Поэтому помогает акцентуация ,ритм и определённая звукоупорядочность тонов. Вокализации речи близок основной тип детского музыкального интонирования.
Многочисленные записи считалок, дразнилок, закличек, и их анализ указывают на то, что исполнение этих произведений находится на грани между речевым и мелодичным интонированием, слова не поются ,а музыкально проговариваются полуречевым, полупесенным произношением, образуя напевно произносительные формулы. Считалки не поются, а скандируются, заклички - энергично выкрикиваются, приговорки исполняются мелодизированным говорком.
У музыкального и речевого интонирования есть значительные внутренние различия. Так музыкальное интонирование имеет высотную и ритмическую организацию, акцентуацию, опорный уровень, композицию и воспринимается, как упорядоченный завершённый процесс.
Речевое же интонирование не обладает такой системой, оно по своему рисунку свободнее .
Очень важно, чтобы при обучении детей сольному, ансамблевому и хоровому пению в репертуаре всегда были детские песни. Только их исполнение подготавливает детей к фольклорному интонированию.
Тип интонирования, которым исполняются произведения детского музыкального фольклора, развивает голос, тренирует и укрепляет голосовой аппарат, вырабатывает хорошее дыхание, свободное и лёгкое извлечение звука, развивает музыкальную память и слух, делает пение естественным и непринуждённым.
Средний ( подростковый) возраст.
В подростковом возрасте, начиная с 12-13 лет, дети постепенно переходят о т напевно- речевого, мелодико-речитативного фольклорного интонирования к вокально - напевному, приближаясь к музыкальному интонированию, которое существует у взрослых исполнителей. Это связано как со взрослением детей, развитием голосового аппарата, изменением музыкального мышления, так и с появлением в репертуаре новых жанров песенного фольклора. В подростковом возрасте дети постепенно переходят на исполнение некоторых произведений взрослого фольклора. Параллельно с этим меняется и тип интонирования. В репертуаре появляются календарные, хороводные, игровые, плясовые песни, частушки. Эти жанры, мелодическая структура которых близка мелодической структуре напевов детских песен: мелодии их обычно состоят из 5-7 тонов, небольшого объёма и диапазона, с незначительным распеванием слогов, чёткой акцентуацией и опорностью тонов на последних слогонотах, обладают они и ладовой устойчивостью.
Старший (юношеский) возраст.
В юношеском возрасте, в 16-17 лет, во многом уже выявляются музыкальные способности, творческая одарённость; физиологически сформировывается певческое дыхание, голосовой аппарат, утверждается основной тип музыкального интонирования – вокально - напевный.
В сознании исполнителя при интонировании песни возникает не только мелодическая формула, интонационный символ данного произведения ,
но и осмыслённая музыкальная форма напева, мелодический рисунок и образное содержание песни. Поэтому каждый напев песни приобретает чёткую законченную мелодическую структурную оформленность, жанровую определённость. Песня уже не интонируется мелодическим говорком, не скандируется мелодизированным речитативом, а поётся широко и свободно. При этом появляется опорность певческого дыхания, правильная постановка голосового аппарата при звукоизвлечении, развитость музыкального слуха и памяти.
Только при таком интонировании к исполнителю приходит певческое мастерство, собственная манера пения, а напев приобретает характер, колорит, свойственный только той местности, в которой он сложился за многие столетия.
При обучении детей народному пению педагогу нужно обязательно использовать опыт, известный в области детского музыкального интонирования. Только применяя его на практике в работе с детьми,
пользуясь постепенностью перехода от одного типа музыкального интонирования к другому можно достичь творческих успехов и научить детей исполнять традиционные народные песни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методика развития базовых музыкальных способностей ребенка в процессе занятий детского фольклорного ансамбля (на примере детского фольклорного ансамбля «Рябинушка»)»
развитие певческих навыков...
Консультация для родителей "Влияние детского музыкального воспитания на развитие личности".
Как и чем музыкальное воспитание помогает развитию личности в различных областях знаний....
Собственная методическая разработка "Программа развития индивидуальных способностей детей через игровые формы и первоначальные навыки игры на детских музыкальных инструментах".
Развитие музыкальных способностей достигается путем комплексного воздействия всех видов музыкальной деятельности, индивидуального игрового подхода, вариативности путей воздействия. Особенность этой пр...
Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкально - ритмических и творческих способностей учащихся
Игра в оркестре детских шумовых и ударных инструментов способствует развитию музыкально - ритмических и творческих способностей учащихся. Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключе...
Опыт работы "Развитие чувства ритма и музыкальной памяти в процессе экспериментирования при игре на детских музыкальных инструментах"
Опыт работы является результатом 2-хлетнего исследования....
Физкультминутка на уроке музыки как развитие технологии пластического интонирования
Физкультминутка на уроке музыки как развитие технологии пластического интонированияАвтор: Пантелеева Нэлли Викторовна Организация: ГБОУ Школа № 626 СП «Нагорное»...
Возможности игры на детских музыкальных инструментах в музыкальном развитии обучающихся
Музыкально развивать детей, формировать основу их музыкальной культуры благоприятнее всего начинать с детства. Все виды музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагают овладение детьми т...