Капустные посиделки.
методическая разработка по музыке по теме
Разработка внеклассного мероприятия направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа и основана на формирование эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка внеклассного мероприятия. | 20.43 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Разработка внеклассного мероприятия
« Капустные посиделки»
Цель: художественно-эстетическое развитие школьников средствами традиционной народной культуры.
Задачи:
- формировать чувство сопричастности к жизни своего народа, гордости за свою Родину, свой народ, его историю;
- ввести детей в мир русской народной культуры, способствовать принятию ими нравственных ценностей русского народа;
- способствовать осознанию этнической принадлежности и культурной идентичности;
- закрепить знания о традициях празднования дня Сергея-капустника;
- способствовать развитию познавательных интересов, творчества, умения доступно излагать свои мысли;
- развивать навыки хорового пения, музицирования.
- закрепление знаний о русских традициях;
Оформление: убранство русской избы - печь с ухватом, большой стол покрытый вышитой скатертью, на столе капустный пирог, различные блюда из капусты, приготовленные родителями и детьми, посуда из бересты, лавки для гостей. На стене плакаты: «Хлеб да капуста лихого не допустят», «Не красна изба углами, а красна пирогами».
Ведущий:
- Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим к нам на праздник. Без гостей и праздник – не праздник.
(Звучит музыка, гости и дети рассаживаются на стулья)
Много на Руси было праздников. Самые радостные, щедрые были осенью, когда люди, убрав урожай, делали заготовки на долгую зиму. Один из таких праздников отмечался 8 октября – Сергей-капустник.
Ведущая: В этот день хозяйки приглашали девчат на «капустные вечерки» - помочь нарубить капусты на зиму. Отказать хозяйке было нельзя. Это считалось неуважением к старшим. Капустницы, приходя в дом, поздравляли хозяйку с капустой, как с праздником. В этот день щеголяли друг перед другом своими нарядами. Тут и там во дворах и домах раздавался стук да веселый смех. Слышались голоса парней – они не были участниками работы, но приходили для веселья, ждали окончания работы, чтобы в игры поиграть да хороводы поводить. Знаком к началу веселья служила полная кадка квашенины, которую отодвигали в угол для скисания. Пока молодежь веселилась, хозяйки накрывали на стол. Главным угощением на столе был капустный пирог. И у нас сегодня – капустник!
Звучит веселая народная музыка, выходит хозяюшка.
Хозяюшка: К нам наехали капустные вечера
На конях, на соболях, на лисицах, горностаях.
Уж вы, кумушки, голубушки мои,
Вы придите поработать у меня.
Пособите мне капусту порубить,
Пособите-ка её мне усолить.
Дети: Эй, хозяюшка, выходи встречать, работники пришли!
Хозяюшка: (приглашает всех) Просим в избу!
Красному гостю – красное место.
Где потеснее, там веселее.
За хлебом-солью всякая шутка хороша!
Давайте песнями и хороводами славить чудо-овощ!
( Хоровод « Я капустицу полола» )
Хозяюшка: Ах, какие сегодня все нарядные да красивые!
Надевайте-ка фартуки, чтобы красоту такую не испачкать, и айда капусту убирать!
( Игра « Кто быстрее соберет урожай»)
(Двое взрослых берут по мешку, их дети собирают «капусту»( мячи) в мешок. Кто больше?).
Хозяюшка: Солили капусту и с морковью, и с клюквой, и с брусникой. Капуста получалась и вкусная, и красивая. Приятно на стол подать. Что ж , помощники мои, начнем рубить капусту?!
Есть у нас капуста,
Больша-ая капуста. Изображаем размер капусты
Мы капусту режем, режем, Ребром ладони постучать по столу
Мы капусту солим, солим, Показать как солим
Мы капусту трем, трем, Потереть ладошки друг об друга
Мы капусту мнем, мнем. Показать как мнем капусту
Хозяюшка: Хорошо у вас получается капусту рубить. Кто про капусту пословицы знает, пусть говорит — не зевает!
1 ученик: Сентябрь пахнет яблоками, октябрь — капустой.
2 ученик: Ни один рот без капусты не живет.
3 ученик: Без капусты щи не густы.
4 ученик: Капуста не пуста, сама летит в уста
5 ученик: Капусту садить, не разиня рот, ходить
6 ученик: Капуста любит воду да хорошую погоду
7 ученик: «Хлеб да капуста лихого не попустят»
8 ученик: Ельник, березник – чем не дрова,
Хлеб да капуста – чем не еда!
Хозяюшка :
Ну вот, пока пословицы сказывались, дело и сделалось. Недаром говорится, что дело мастера боится.
- Потешьте-ка вы нас , ребятушки,
Веселой прибауткой!
1 ученик: А у нас в Рязани грибы с глазами.
Их едят, а они глядят!
2 ученик: Шла торговка мимо рынка,
Спотыкнулась о корзинку
И упала в яму – бух,
Раздавила сорок мух!
3 ученик: Ты, Назар, ты, Назар,
Поди-ка на базар,
Купи мне сарафан:
Ни долог, ни короток-
Ни в лес ходить, ни зайцев ловить!
Хозяюшка: На Руси уж так идѐт,
Что талантливый народ.
Сам себе и жнец, и швец,
И на дудочке игрец!
Кончил дело – гуляй смело. Эй, девчата – хохотушки, запевай частушки
( Дети поют частушки поочередно).
- Выходи скорей, подружка, мы на публике блеснем.
И задорные частушки про капусту пропоем!
2. Хороша моя капуста, ну, а я-то чем плоха?
Вот сижу теперь на грядке, поджидаю жениха.
3. В огород козла пустил, чтоб капусту сторожил.
Несознательный козел съел капусту и ушел.
- За капусту мы боролись каждый день и каждый час.
Только гусеницы все же победить сумели нас.
- Я капустицу полола, всё боялась не успеть.
Ни травы и ни капусты – любо-дорого смотреть!
- Я соседского мальчишку к себе быстро присушу.
Каждый день по кочерыжке на свидание ношу.
- Положу-ка я в кадушку всю капусту поскорей
буду петь я ей частушки, чтоб хрустела веселей.
Хозяюшка: Да, пели вы умело.
А теперь пора за дело.
Мы по кругу пойдем,
Да капустку завьем!
( Песня « Вейся, капустка» ).
(Дети идут по кругу завивая «капусту». После того, как «капуста завьется», выходит Козёл.)
Козёл: Вот так капуста!
Вот так кочан!
Стоит, наливается, меня дожидается.
Сейчас я тебя съем!
Дети разбегаются, Козел их догоняет.
Хозяюшка: Ребята, давайте поставим плетень, чтобы не пустить Козла в огород. А чтобы плетень был прочным, позовём на помощь взрослых.
( Игра «Плетень».)
Козел: Эх, вы от меня капусту спасаете, а ее уже давно едят!
Дети: Кто?
Козел: Гусеница!
Хозяюшка: Ой, и правда, гусеница – первый враг капусты. Сейчас мы ее
поймаем!
Козел: Да где уж вам без меня. Так и быть помогу!
( Игра «Гусеница»).
(Дети и взрослые встают друг за другом «паровозиком», руки кладут на пояс впереди стоящему. Первым встает Козел, он должен поймать все время уворачивающийся хвост гусеницы.)
Хозяюшка: Что ж, спасибо, Козлик, что капусту нашу не съел, да и от гусениц помог избавиться. Ох, и хороша капустка, да тяжела! Сколько же весит этот кочан?..
( Игра для гостей «Определи вес кочана»).
(Ведущая пускает по кругу кочан капусты и предлагает определить его вес. Тот, кто правильно угадает его вес, получает кочан в качестве приза.)
Хозяюшка: Давайте в «Капусту» играть, чтобы и на следующий год она так же хорошо уродилась.
Игра «Капуста»
Дети становятся в круг. Водящий говорит:
Что за скрип, что за хруст?
Это что ещѐ за куст?
Как же быть без хруста,
Если я …
И указывает на одного из игроков, тот должен сказать «Капуста» и бежать по кругу.
Водящий догоняет. Если «капуста» успела через один круг встать на своѐ место, водящий проигрывает и начинает игру сначала. Если же водящий нагоняет «капусту», то сам становится «капустой» и начинает водить.
Хозяюшка: Музыканты, посмелей, заиграйте веселей!
Гостей сюда мы позовем
и с ними конкурс проведем.
Будем дружно все играть и капустник продолжать!
( Оркестр играет музыку, родители поют частушки.)
Хозяюшка: Вот как музыканты играют, настроенье поднимают.
Раз подняли настроенье, будет песня без сомненья!
( Песня «Лист календаря».)
1 ученик: Что ж, спасибо скажем смело
Тебе, капустка белая, вкусная и спелая!
Ты дождями умывалася,
В триста платьев одевалася.
Будем кушать да хвалить,
Да спасибо говорить!
2 ученик: Как в народе говорится, не красна изба углами, а красна пирогами.
И у нас угощение вкусное,
Пироги румяные капустные
Будем есть и хозяек нахваливать,
Да добавки друг другу подкладывать.
Хозяюшка приглашает всех к праздничному столу.
Итогом праздника явилось праздничное застолье с дегустацией блюд из капусты и обменом собственными рецептами. Владельцев лучших рецептов
ждали необычные призы, которые преподносились с шутками-прибаутками, например:
- выигрыш скорей бери:
здесь морковки ровно три!
- Картофеля пакет дарю, его я и сама люблю.
- Этот приз, ну очень вкусный!
Забирай кочан капустный.
- Тебе завидует весь двор -
ты выиграл помидор!
- Твой приз — не ручка, не тетрадка,
а лучше — это перец сладкий.
- Держи, дружочек, приз твой крепко.
Ведь это сказочная репка.
- Есть его такая мука -
получи головку лука.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивная игра по теме РАСТЕНИЯ СЕМЕЙСТВА КРЕСТОЦВЕТНЫЕ (КАПУСТНЫЕ)
Интерактивная игра для повторения и закрепления знаний о растениях семейства КРЕСТОЦВЕТНЫЕ или КАПУСТНЫЕ ...
"Капустная вечеринка" Фольклорный праздник для детей 7-12 лет.
Познавательно-развлекательное интегрированное занятие - праздник. Проводится осенью. Знакомит с народными традициями, обычаями, культурой. Использованы все формы народного фольклора - пословицы и пого...
Презентация "Капустная вечеринка"
Фото отчет о фольклорном празднике "Капустная вечеринка"....
Конспект урока: "Сведения о капустных овощных растениях"
Конспект урока по сельскохозяйственному труду в 7 классе коррекционной школы 8 вида...
общешкольное мероприятие "Капустные вечёрки"
Даное мероприятие направлено на приобщение к ценностям традиционной народной культуры, нравственное воспитание детей, подростков, организация семейного досуга как средства достижения преемственн...
Биологический диктант. Класс Двудольные. Семейство крестоцветные (капустные). 6 класс.
Эффективность усвоения учащимися учебной информации повышается в случае проведения с ними фронтальных текущих форм контроля. Такой формой контроля является биологический диктант, который целесообразно...
Капустные посиделки
Сценарий фольклорного праздника для детей начальной школы, проводится с целью приобщения к культурным традициям русского народаи уважению к обычаям родного края....