Пути совершенствования урока музыки с помощью информационных технологий.
статья по музыке по теме
Сегодня возникла особая необходимость в людях, самостоятельно мыслящих и самостоятельно действующих, способных адаптироваться к постоянным изменениям, характерным для современного информационного общества.
Именно школа, система общего образования в наибольшей степени становится ответственной за формирование этих мировоззренческих и поведенческих норм, за овладение этими жизненными и профессиональными навыками. В связи с этим пересматриваются методы и приемы педагогического воздействия, творчески перерабатываются тематическое содержание и структуры программ. Ведь педагогический процесс направлен на развитие природного дара человека - совершенствоваться, развивать себя, реализуя свои природные задатки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puti_sovershenstvovaniya_uroka_muzyki_s_pomoshchyu_informacionnyh_tehnologiy.docx | 18.73 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Туровская В.И.
МАОУ «Средняя общеобразовательная
школа №127 с углубленным изучением
отдельных предметов» г. Пермь
учитель музыки.
Пути совершенствования урока музыки с помощью
информационных технологий
Когда я задумываюсь о нелегкой жизненной стезе учителя музыки, то в памяти невольно оживает притча о Сеятеле из Святого Писания. Когда семя – слова Божие – от руки сеятеля падало то при дороге, то на камни или на поле, где его заглушали сорняки, оно не прорастало. И только лишь благодатная, возделанная трудом душа человеческая приняла его, и семя дало плод…
Мы, учителя – подобны сеятелям… Но наш труд заключается в том, чтобы не просто бросить семя. Главное – это подготовить, «возделать почву», разбить камни безразличия, вырвать сорняки будничности и пролить в светлые души детей живительную влагу разума, добра, красоты…
Сегодня возникла особая необходимость в людях, самостоятельно мыслящих и самостоятельно действующих, способных адаптироваться к постоянным изменениям, характерным для современного информационного общества.
Именно школа, система общего образования в наибольшей степени становится ответственной за формирование этих мировоззренческих и поведенческих норм, за овладение этими жизненными и профессиональными навыками. В связи с этим пересматриваются методы и приемы педагогического воздействия, творчески перерабатываются тематическое содержание и структуры программ. Ведь педагогический процесс направлен на развитие природного дара человека - совершенствоваться, развивать себя, реализуя свои природные задатки.
С 2005 года я начала работать по программе «Музыка», авторами которой являются Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Данная программа обеспечена учебно-методическими комплектами для каждого класса. Выпуск этого комплекта осуществляется издательством «Просвещение» с 1998 г. Именно эта программа по предмету «Музыка» составлена в соответствии с основными идеями музыкально-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского и требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по искусству. В программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии массового музыкального образования.
Музыкальное искусство открывается перед ребенком как процесс становления художественного образа через разные формы художественного воплощения (литературные, музыкальные, изобразительные). Идет опора на выявление жизненных связей музыки. В данной программе урок музыки не просто урок развития сенсорных музыкальных способностей, а урок искусства, когда развиваются все психические процессы: восприятие, мышление, память, внимание и, в том числе, музыкальные способности: тембровый слух, чувство ритма, музыкальное мышление и т.д.
В своей работе я имею возможность ввести в изучение тем также компьютерные программы, которые не только позволяют слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, народные промыслы.
Одним из инструментов внедрения информационных технологий является программа Power Point, которую продуктивно и творчески использую в преподавании музыки. В данной программе учителем и учениками составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке уроков музыки. Данная методика подразумевает использование мультимедийного проектора. Презентация позволяет учителю иллюстрировать свой рассказ. Например, при изучении темы «Кантата «Александр Невский» можно использовать видеофрагмент (С.Прокофьев – кантата «Александр Невский»). Для подготовки презентации учитель и ученик должен провести исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника.
На уроках музыки применяются такие формы работы, как подготовка учениками докладов, рефератов, презентаций – индивидуально и группами. Такая работа формирует навыки коллективной деятельности, развивает умение ставить цель и формировать задачи, расширяет музыкальный кругозор. Темы, связанные с изучением музыкальных инструментов, отдельных произведений, выявлением общих художественных принципов, биографий композиторов, экскурсий, получают живой отклик в детской аудитории.
Огромную помощь на уроках музыки дают музыкальные энциклопедии. Большой популярностью у ребят пользуется «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» - одно из самых авторитетных в России мультимедийных энциклопедических изданий. Для проверки знаний учащихся можно использовать раздел Викторина. В этом разделе учащиеся должны не только определить музыкальное произведение, но и указать композитора и его портрет.
Таким образом, использование учебников, видеомагнитофона, музыкальных энциклопедий, компьютера очень удобны не только для усвоения учебного материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребенка, воспитание интереса к музыкальной культуре, формировании духовного мира.
Пройдя весь цикл уроков музыки, учащиеся несомненно приобретут опыт музыкально-творческой деятельности. Ведь слушание музыки дает возможность увидеть музыку в своем воображении. Музыка рисует живые картины, потому что нарисованная картина неподвижна, а музыка – сама живая, она движется. На уроках применяю творческие задания: сочинить мелодию, дать название произведению. Это заставляет учащихся сосредоточиться, осознать самое главное, показать суть музыкального образа, как они его услышали. Такое задание предлагается, как правило, перед прослушиванием незнакомого произведения. Ответы ребят дают представление о степени развития музыкального восприятия.
Применяя новые информационные технологии на уроке музыки, нельзя забывать о том, что это урок общения с искусством. Вот почему так важно не «подменить» его общением с компьютером, не «засушить» урок, не превратить его в технический практикум. Увлеченный новой методикой, учитель должен использовать только те ее открытия, которые помогут раскрыть, развить и реализовать способности ребенка. Есть еще одна опасность, о которой следует сказать. Новая методика не должна противоречить здоровьесберегающим технологиям. Учитель обязан помнить не только о богатейших возможностях видео-метода, но и большой зрительной нагрузке во время урока.
Для того, чтобы изменить деятельность на уроке музыки, в своей работе использую музыкально-пластические движения – музыкальные видео-физминутки. Движение под музыку является дидактически важной частью процесса музыкального воспитания, так как позволяет достаточно эффективно влиять на развитие музыкальных способностей метро-ритмического чувства.
Самым главным в своей педагогической работе считаю вокальную работу. Сама очень люблю петь. Некоторые уроки начинаю с вокальных приветствий. Благодаря этому, дети плавно погружаются в предмет. Я убеждена, что в программе заложено самое главное, что касается вокально-хоровой работы, как любой исполнительской деятельности – это необходимость развивать умение вслушиваться в чужое и собственное исполнение. На уроках музыки использую программу для пения караоке, песенные видео-клипы, минусовки выученных песен (приближенное к оригиналу воссоздание фонограммы, исключая какую-либо партию).
Таким образом, комплексное применение разнообразных технологий и методов способствует:
-- личностному развитию учащихся;
-- повышению интереса школьников к учебным занятиям;
-- росту познавательной активности учащихся в процессе обучения;
-- изменению самооценки учащихся;
-- воспитанию активности и самостоятельности
-- формированию эстетического, эмоционально-целостного
отношения к искусству и жизни.
Не боясь показаться высокопарной, в заключение скажу: для чего мы стали учителями музыки? Для музыкального преображения мира (это слова Пришвина). И программа начинает действовать только тогда, когда мы, во-первых, поверим в себя, а во вторых, проявим профессионализм учителя, который беспокоится прежде всего о том, чтобы развивать человеческую личность средствами музыки, и в этом направлении развивает свое профессиональное мастерство. Ведь учитель музыки имеет особый статус среди школьных учителей. Он призван нести детям культуру своим внешним и внутренним обликом, создавать атмосферу красоты и гармонии. А музыка – один из самых мощных по силе воздействия на чувства человека видов искусства – не терпит к себе пренебрежительного отношения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути совершенствования уроков физики посредством информационно-коммуникативных технологий
Проблема наглядности, демонстрационного оборудования стоявшая, так остро, с помощью внедрения виртуальных лабораторий решается во дно часье. Много слов восхищения как предметник, выражаю вир...
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В современной школе используют различные технологии, включающие активные методы обучения. Одной из таких технологий является кейс-технология. При изучении отдельных разделов курса информатики и информ...
Формирование УУД на уроках информатики с помощью информационных технологий
Информатика как наука и как учебный предмет играет важную роль в процессе формирования универсальных учебных действий. Совокупность формируемых действий на уроках информатики может быть перенесена на ...
Технологическая карта интегрированного урока информатики и литературы "Анализ рассказа А. И. Солженицына с помощью информационных технологий"
В связи с юбилейной датой со дня рождения А. И. Солженицына, выдающегося русского писателя, публициста, общественного деятеля, в школе уделяется большое внимание изучению его жизни и творчества. Урове...
Технологическая карта интегрированного урока информатики и литературы "Анализ рассказа А. И. Солженицына с помощью информационных технологий"
В связи с юбилейной датой со дня рождения А. И. Солженицына, выдающегося русского писателя, публициста, общественного деятеля, в школе уделяется большое внимание изучению его жизни и творчества. Урове...
Проектная работа Тема: «Активизация учебно-познавательной деятельности на уроке ОБЖ с помощью информационно-коммуникационных технологий»
Активизация учебно-познавательной деятельности - едва ли не центральная проблема современной дидактики, а активные методы обучения - основная забота предметно-методических систем. Активизацию познав...
Формирование функциональной грамотности учащихся 7 класса на уроках информатики с помощью информационно-коммуникационных технологий
В данной статье рассматриваются способы формирования функциональной грамотности учащихся 7 класса на уроках информатики с помощью информационно-коммуникационных технологий...