Дж. Гершвин
классный час по музыке по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ДЖ. ГЕРШВИН
( лекция-концерт ко дню рождения композитора)
Нынешний год знаменателен тем, что 26 сентября исполняется 115 лет со дня рождения замечательного американского композитора Джорджа Гершвина.
Всю свою недолгую жизнь, а прожил он всего 38 лет, Джордж Гершвин стремился писать такую музыку, которую сразу же признали бы американской, как музыку Шопена – польской, музыку Грига – норвежской, а музыку Дебюсси – французской.
И судьба оказалась к нему благосклонной. Сегодняшний музыкальный вечер мы посвящаем композитору, творчество которого поистине стало олицетворением Америки. Мы посвящаем его Джорджу Гершвину.
Дж. Гершвин родился в 1898 году в одном из рабочих кварталов Нью-Йорка. Хотя его семья постоянно испытывала материальные затруднения, образованию детей родители уделяли большое внимание. Джорджа определили в коммерческую школу. Но он не завершил её, так как очень рано понял, что его призвание – музыка.
«Я стоял у аркады, слушая игру автоматического
пианино. Это была «Мелодия» Антона Рубинштейна.
Звуки музыки зачаровали меня.»
( Звучит «Мелодия» А.Рубинштейна )
Это первое музыкальное впечатление запомнилось будущему композитору на всю жизнь. Подержанное пианино мать купила для старшего брата – Айры, но занимался на стареньком инструменте Джордж.
Систематического музыкального образования Гершвин так и не получил. Основная школа его – музыка быта, музыка, звучавшая вокруг, разноязыкий фольклор Америки, народные песни, живые танцевальные ритмы, грустные негритянские напевы.
В 15 лет, бросив изучение бухгалтерии в коммерческой школе, Джордж поступил на службу в магазин музыкальной фирмы «Ремик и К». В его функции входило проигрывание в целях рекламы и продажи новинок лёгкой музыки, изданных фирмой.
Часто Гершвин импровизировал на рояле. Эти ранние импровизации поражали удивительным гармоническим чутьём и редким мелодическим даром.
В это же время появляются первые сочинения Гершвина.
«Любимый мой» - так называется одна из популярных мелодий композитора
Когда однажды молодой Гершвин потерял тетрадь с сорока записанными песнями, он сказал:
«Это не беда. Во мне столько мелодий, что не
Хватит жизни, чтобы записать их.» -
Слова, ставшие пророческими.
Гершвину было 18 лет, когда вышла из печати его первая песня. Успех её был так велик, что весь тираж раскупили за два дня. В течение нескольких лет к Гершвину приходит слава популярного композитора.
Во многих американских городах ставились и восторженно принимались публикой оперетты Джорджа Гершвина.
Его песни, простые, легко запоминающиеся, но при этом неповторимые по настроению и мелодике, запела сначала вся Америка, а потом и Европа.
В равной степени как поклонникам лёгких жанров, так и ценителям серьёзной музыки полюбились его фортепианные прелюдии.
Две из них предлагаем вашему вниманию: прелюдии cis-moll и es-moll.
Важную роль в творческом развитии композитора сыграл музыкант Поль Уайтмен, «король джаза», как его называли.
Интересен такой случай. …Однажды, развернув газету «Нью-Йорк трибюн», Гершвин увидел объявление о концерте Уайтмена, в котором, как гласил анонс, должно было исполниться новое крупное произведение Гершвина. Это была для него полная неожиданность. До объявленного вечера оставалось три недели.
«Иначе Вас не расшевелить,- объяснял свой
поступок Уайтмен. – С Вашим талантом Вы сможете
выполнить задачу и в три недели.»
Гершвин долго протестовал, но, наконец, сдался и решил попробовать. Так родилась знаменитая Рапсодия в стиле блюз.
12 февраля 1924 года в нью-йоркском концертном зале «Аэолин-холл» состоялась её премьера. Произведение имело огромный успех. За роялем сидел сам автор, заслуживший высокую оценку Рахманинова, Крейслера, Стоковского, которые присутствовали на премьере. В этом сочинении композитор талантливо сочетал джаз со средствами классической музыки.
«Многие композиторы ходили вокруг джаза, как
коты вокруг миски с горячим супом, ожидая, пока он
немного поостынет и они смогут насладиться пищей
без риска обжечь свои языки… Дж. Гершвину
удалось решить проблему.
Подобно принцу из известной сказки, он взял
Золушку за руку и провозгласил её принцессой,
невзирая на бешенную злобу её завистливых
сестёр…» - так известный симфонический дирижёр
Вальтер Дамрош определил существо того нового, что
пришло в музыкальное искусство с именем Гершвина.
Вскоре, спустя год после премьеры Рапсодии, Гершвин создаёт Концерт для фортепиано с оркестром. Под впечатлением поездки в Европу пишет симфоническую сюиту «Американец в Париже» (1928).
Последние годы жизни были связаны у Гершвина с Голливудом, где он по контракту писал музыку для кинофильмов. Но успел написать только к двум фильмам, так как состояние его здоровья резко ухудшилось, и врачи определили наличие мозговой опухоли.
Нейрохирурги 30-х годов не сумели спасти гениального артиста, и в возрасте 38 лет он ушёл из жизни. В стране был объявлен национальный траур.
Гершвин никогда не был женат и после него не осталось детей. Вся его любовь была отдана музыке. В ней его бессмертие. А национальным памятником композитору, который он сам воздвиг себе ещё при жизни, является его опера «Порги и Бесс», написанная в 1935 году.
Послушайте фрагмент из этой оперы.
«Дж. Гершвин,- говорил Д. Шостакович,-
выдающийся американский композитор. Он не стоял
стороне от жизни, не замыкался «в башню звуков».
О чём рассказывает его музыка? О простых людях,
об их радостях и горестях, об их любви, об их жизни.»
«Порги и Бесс» Гершвин назвал «народной оперой» и имел на это право не только потому, что герои её – негритянские рыбаки, портовые грузчики, уличные разносчики из бедняцкого квартала одного из южных городов США. Главное в том, что музыка этого произведения покоится на прочном фольклорном фундаменте.
Типично негритянский характер с мягкими синкопами, оживляющими спокойное течение мелодии, присущ Колыбельной песне Клары.
( Звучит Колыбельная из оперы «Порги и Бесс» )
Этой изумительной, пожалуй, самой поэтичной и самой популярной мелодией Джорджа Гершвина мы и завершаем наш музыкальный вечер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока-модели в 7 классе по музыке на тему: "Слияние стилей в творчестве Д.Гершвина"
Кончился ХХ век и начался ХХI ! Много произведений искусств накоплено человечеством за это время. Богатейшее наследие в разных стилях и жанрах: и классическое – серьезное искусство и легкое – развлека...
Э. Вилд Этюд на тему Гершвина "Любимый мой"
концертный этюд...
Презентация к уроку "Рапсодия в стиле блюз" Дж. Гершвин
Греческое слово "rhapsodia" означает народная эпическая песнь. Так называли древние греки сказания, которые пели народные певцы - рапсоды. Главы рапсодий исполняли нараспев, аккомпанируя себе на кифар...
Дж. Гершвин "Хлопай в ладоши" (переложение для ансамбля скрипачей в сопровождении фортепиано)
Ноты набраны в нотном редакторе MuseScore....
7 класс. Материал к опере Дж. Гершвин "Порги и Бесс"
Материал к уроку музыки в 7 классе на тему "Порги и Бесс" первая национальная американская опера, в папке презентация и ее содержание (Колыбельная Клары)...
Разработка урока музыки «Джордж Гершвин. Мой народ – американцы...»
Кончился ХХ век и начался ХХI! Много произведений искусств накоплено человечеством за это время. Богатейшее наследие в разных стилях и жанрах: и классическое – серьезное искусство и легкое – развлекат...
Джорж Гершвин Рапсодия в стиле блюз
Презентация...