Рабочая программа по МУЗЫКЕ. 7 клас
рабочая программа по музыке (7 класс) по теме
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1- 4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д. Крицкая, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2010 год). Программа «Музыка» для основной школы (в данном издании 5 – 7 классов) имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской федерации».
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
- Авторская программа «Музыка 5 - 7» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской «Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы. Искусство 8-9 классы»– М. Просвещение, 2010;;
При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, рабочие тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией Г.П Сергеевой, Е.Д.Критской.
Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи:
- развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод создания «композиций»;
- метод перспективы и ретроспективы.
В соответствии учебным планом в 7 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 35 часов (из расчета 1 час в неделю). Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.
Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов. В программе 6 класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Мир образов народной, религиозной, классической и современной музыки. Музыка в семье искусств.
Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.
Контроль осуществляется в следующих видах:
- входной,
- текущий,
- тематический,
- итоговый.
Формы контроля:
При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» 6 класс предпочтительными формами организации учебного предмета считаю: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, наблюдение, самостоятельная работа, тест.
Виды организации учебной деятельности:
- конкурс
- викторина
- самостоятельная работа
- творческая работа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2012-2013_-_7_klass.doc | 350 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 263»
«Рассмотрено» На заседании методического объединения учителей русского языка и литературы Протокол № ___ от «___» июня 2012 года Руководитель методического объединения: ____________ | «Согласовано» заместитель директора по УВР _______________________ от «___»августа 2012 года | «Утверждено» Директор ГБОУ СОШ № 263 _______________________ А.В. Рыдлевский от «___»августа 2012 года |
Рабочая программа
по МУЗЫКЕ
для 7-а, 7-б, 7-в классов
1 час в неделю (всего 35 часов)
Автор - составитель:
учитель Сироткина
Мария Николаевна
г. Санкт-Петербург
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1- 4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д. Крицкая, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2010 год). Программа «Музыка» для основной школы (в данном издании 5 – 7 классов) имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской федерации».
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
- Авторская программа «Музыка 5 - 7» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской «Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы. Искусство 8-9 классы»– М. Просвещение, 2010;;
При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, рабочие тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией Г.П Сергеевой, Е.Д.Критской.
Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи:
- развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод создания «композиций»;
- метод перспективы и ретроспективы.
В соответствии учебным планом в 7 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 35 часов (из расчета 1 час в неделю). Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.
Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов. В программе 6 класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Мир образов народной, религиозной, классической и современной музыки. Музыка в семье искусств.
Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.
Контроль осуществляется в следующих видах:
- входной,
- текущий,
- тематический,
- итоговый.
Формы контроля:
При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» 6 класс предпочтительными формами организации учебного предмета считаю: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, наблюдение, самостоятельная работа, тест.
Виды организации учебной деятельности:
- конкурс
- викторина
- самостоятельная работа
- творческая работа
Контроль уровня обученности.
№ урока | Тема урока | Вид контроля | Форма контроля |
11 | В музыкальном театре. Развитие традиций оперного спектакля. | Текущий - письменный | Тест |
17 | Музыка к драматическому спектаклю. | Текущий - письменный | Тест |
25 | Циклические формы инструментальной музыки. | Текущий - письменный | Тест |
27 | Симфоническая музыка. | Текущий - письменный | Тест |
33 | Музыка народов мира. | Текущий - письменный | Тест |
35 | «Пусть музыка звучит!» | Итоговый - устный | Викторина |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения музыки ученик должен:
Знать/понимать:
- специфику музыки как вида искусства;
- значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
- основные жанры народной и профессиональной музыки;
- основные формы музыки;
- характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
- имена выдающихся композиторов и исполнителей;
Уметь:
- эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
- узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;
- выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);
- выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
- распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
- различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
- размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
- музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:
- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;
- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;
- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;
- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;
- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;
- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;
- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:
- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;
- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;
- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.
Требования к уровню подготовки учащихся основной школы:
- класс
Обучение музыкальному искусству должно обеспечить учащимся возможность:
- понимать роль музыки в жизни человека;
- совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель);
- эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
- понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;
- иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности;
- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации;
- исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
- творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации; ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи;
- использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
- проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);
- выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
- иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом;
- совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.
Содержание программы предмета «Музыка»
7 класс.
Тема I полугодия: «Особенности драматургии сценической музыки» (17 часов)
Музыка как искусство процессуальное – интонационно-временное, для того чтобы быть воспринятой. Требует тех или иных точек опоры. В так называемой чистой музыке (камерной, симфонической) они даются в виде соотношения музыкально-тематического материала. А в сценических произведениях (опере, балете и др.) намечаются последовательным развертыванием сюжета, слов (поэтических идей).
Первое полугодие посвящено выявлению музыкальной драматургии сценической музыки. Вниманию учащихся предлагаются оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки, «Князь Игорь» А.П.Бородина в сопоставлении с современным прочтением «Слова о полку Игореве» в балете Б.И.Тищенко; «Порги и Бесс» Дж. Гершвина, «Кармен» Ж.Бизе в сопоставлении с современной трактовкой музыки в балете «Кармен-сюита» Р.К.Щедрина, а также рок-опера «Иисус Христос –суперзвезда» Э.-Л.Уэббера и музыка к драматическим спектаклям.
Каждое из предлагаемых произведений является новацией в музыкальном искусстве своего времени. Учащиеся должны понять, что эта музыка, к которой надо идти, в отличие от так называемой массовой культуры, которая окружает нас сегодня и которая сама идет к нам.
Тема II полугодия: «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (18 часов)
Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических, театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально-симфонической музыки.
Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.
Учебно-тематический план предмета «Музыка»
(7 класс)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе: |
Контрольные работы. | |||
Тема I полугодия «Особенности драматургии сценической музыки» | 17 | ||
1 | Классика и современность | 1 | |
2 | В музыкальном театре. Опера. | 4 | |
3 | Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. | 1 | |
4 | В музыкальном театре. Балет. | 2 | |
5 | Балет «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы Бизе. | 1 | |
6 | В музыкальном театре. Развитие традиций оперного спектакля. | 2 | 1 |
7 | Героическая тема в русской музыке. | 1 | |
8 | Сюжеты и образы духовной музыки. | 2 | |
9 | Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда». | 2 | |
10 | Музыка к драматическому спектаклю. | 1 | 1 |
Тема II полугодия «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» | 18 | ||
11 | Музыкальная драматургия - развитие музыки. | 2 | |
12 | Камерная инструментальная музыка. | 2 | |
13 | Циклические формы инструментальной музыки. | 4 | 1 |
14 | Симфоническая музыка. | 4 | 1 |
15 | Инструментальный концерт. | 3 | |
16 | Музыка народов мира. | 2 | |
17 | «Пусть музыка звучит!» Проверочная работа по темам года | 1 | 1 |
Итого: | 35 | 5 |
Содержание программы предмета «Музыка» 7 класс (35 ч)
Тема 1 полугодия: « Особенности драматургии сценической музыки »
(17 часов)
Урок 1. Классика и современность. (1ч)
Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. Классика это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают отношение автора к жизни.
Вводный урок. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. Понятия: «классика», «жанр», «классика жанра», «стиль» ( эпохи, национальный, индивидуальный).
Урок 2-5. В музыкальном театре. Опера.
Опера «Иван Сусанин - новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля. «Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария Князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны». (4 ч)
Расширение и углубление знаний учащихся об оперном спектакле, понимание его драматургии на основе взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Формы музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в опере. Глинка – первый русский композитор мирового значения, симфонически - образный тип музыки, идейность оперы: народ – единая великая личность, сплоченная одним чувством, одной волей.
Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками ее героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить учащихся с героическими образами русской истории.
Урок 6. «Опера Ж.Бизе «Кармен». Самая популярная опера в мире.
Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо ». (1 ч)
Опера «Кармен» – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен.
Урок 7-8. «В музыкальном театре. Балет.
Балет Б.И.Тищенко «Ярославна». Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва. (2ч)
Актуализировать знания учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале, раскрыть особенности драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы музыкальной драматургии в балете: классические и характерные танцы, действенные эпизоды, хореографические ансамбли. Основа драматургического развития в балете - идея поиска ответов на вечные вопросы жизни. Значение синтеза различных искусств в балете.
Современное прочтение произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в жанре балета; анализ основных образов балета Б.Тищенко «Ярославна»; сравнение образных сфер балета с образами оперы А.Бородина «Князь Игорь».
Урок 9. «Балет Р.К.Щедрина «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора ».(1ч)
Раскрыть особенности музыкальной драматургии балета Р.Щедрина как симфонического способа прочтения литературного сюжета на основе музыки Ж.Бизе; выяснение вопроса о современности, затронутой в музыке темы любви и свободы. Сопоставление фрагментов оперы и балета, проследить трансформацию тем главных героев в балете. Драматургическая кульминация балета, проблема типов музыкальной драматургии.
Урок 10 - 11. В музыкальном театре. Развитие традиций оперного спектакля.
Мой народ - американцы. Порги и Бесс. Первая американская национальная опера. (2 ч)
Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Легкая и серьезная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).
Урок 12. Героическая тема в русской музыке.
Галерея героических образов. (1ч)
Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки героико-патриотического, эпического характера. Развивать ассоциативно-образное мышление учащихся, актуализация знаний учащихся о том, как историческое прошлое Родины находит отражение в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры; расширение интонационного тезауруса в процессе подбора музыкального (и литературного) ряда к произведениям изобразительного искусства.
Урок 13 - 14. Сюжеты и образы духовной музыки.
Высокая месса. «От страдания к радости». Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени. (2ч)
Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально-драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( на примере «Высокой мессы» И.-С.Баха и «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей отвечают замыслам авторов, в чем их достоинство, а в чем – недостатки в воплощении музыкального образа.
Урок 15 – 16. Рок - опера Э.Л.Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда».
Вечные темы. Главные образы. (2ч)
Знакомство с фрагментами рок-оперы Э.-Л.Уэббера; вопрос о традициях и новаторстве в жанре оперы; драматургия развития и музыкальный язык основных образов рок-оперы. Приемы драматургического развития в опере (повтор, контраст, вариационность). Средства драматургического развития музыкальных образов.
Урок 17. Музыка к драматическому спектаклю.
«Ромео и Джульетта», «Музыканты – извечные маги…». (1ч)
Изучение особенностей музыки к драматическим спектаклям; актуализация жизненно-музыкальных впечатлений учащихся о роли в сценическом действии; выявление контрастности образных сфер театральной музыки; закрепление знаний о взаимодействии
музыки и литературы; понимание выразительности музыкальных характеристик главных героев спектакля или его сюжетных линий.
Тема II полугодия: «Мир образов камерной и симфонической музыки»
(18 часов)
Урок 18-19. «Музыкальная драматургия – развитие музыки».
Два направления музыкальной культуры: духовная и светская музыка. (2ч)
Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание таких приемов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.
Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки.
Урок 20 - 21. Камерная инструментальная музыка.
Этюд, транскрипция. (2ч)
Особенности развития музыки в камерных жанрах (на примере этюдов эпохи романтизма); знакомство с мастерством знаменитых пианистов Европы – Ф.Листа и Ф. Бузони;
Понятие «транскрипция», «интерпретация». Выявить изменения в драматургической концепции сочинения на основе сравнительного анализа оригинала и транскрипции; осмысление черт музыки эпохи романтизма.
Урок 22 – 25. «Циклические формы инструментальной музыки.
Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле А. Шнитке». «Соната. Л.В.Бетховен» Соната №8»,В.А.Моцарт «Соната №11», С.С.Прокофьев «Соната №2» (4 ч)
Особенности формы инструментального концерта, кончерто гроссо; характерные черты стиля композиторов; «полистилистика».
Углубленное знакомство с музыкальным жанром «соната»; особенности сонатной формы: экспозиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов: Л.ван Бетховена, В.А.Моцарта, С.С.Прокофьева.
Урок 26 - 30. Симфоническая музыка.
Симфония №103 («С тремоло литавр») Й.Гайдна. Симфония №40 В.-А.Моцарта». Симфония №103(с тремоло литавр)Й.Гайдна. Симфония №40 В.Моцарта.Симфония №1( «Классическая») С.Прокофьева.Симфония №5 Л.Бетховена, Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта. Симфония №1 В.Калинникова. Картинная галерея. Симфония № 5 П.Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича». «Симфоническая картина «Празднества» К.Дебюсси». (5 ч)
Знакомство с шедеврами русской музыки, понимание формы «сонатное аллегро» на основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках; расширение представлений учащихся об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства.
Образы симфонии, идея; личность художника и судьба композитора через призму музыкального произведения. Черты стиля, особенности симфонизма композиторов. Ощутить современность художественных произведений, посвященных судьбоносным событиям истории страны понять способы создания художественного образа и драматургию его развертывания в контрастном сопоставлении отдельных тем и частей симфонии; сравнить с драматургией музыкально-сценических произведений (оперой Бородина и балетом Тищенко, созданными на основе «Слова о полку Игореве»).
Закрепление представлений учащихся о стиле «импрессионизма»; актуализировать музыкально-слуховые представления о музыке К.Дебюсси; анализ приемов драматургического развития в симфонической картине «Празднества», сравнить музыкальный язык «Празднеств» с другими сочинениями на тему праздника.
Урок 31 - 32. Инструментальный концерт.
Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна. «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина. (2 ч)
Вспомнить знакомые концерты (инструментальные и хоровые), определить их образный строй; дать информацию об истории создания жанра концерта; определить содержание, эмоциональный строй и национальный колорит «Концерта для скрипки и фортепиано» А.Хачатуряна, функции солиста и оркестра, особенности развития образов.
Закрепить представления о жанре рапсодии, симфоджазе, приемах драматургического развития на примере сочинения Дж.Гершвина.
Урок 33 – 34. Музыка народов мира.
Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. (2ч).
Систематизировать жизненно-музыкальный опыт учащихся на основе восприятия и исполнения обработок мелодий разных народов мира; обобщить представления учащихся о выразительных возможностях фольклора в современной музыкальной культуре; познакомить их с известными исполнителями музыки народной традиции. Презентации исследовательских проектов учащихся. Обобщение фактических знаний учащихся, применение и приобретение новых знаний путем самообразования.
Урок 35. «Пусть музыка звучит!».
Список научно-методического обеспечения.
Учебно-методический комплект «Музыка 5-9 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:
- Программа «Музыка 5- 7 классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2010г.
- Методическое пособие для учителя «Музыка 7 класс», М., Просвещение, 2009г.
- «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 6 класс», М., Просвещение, 2005г
- Г.П. Сергеева «Музыка. 7 класс» фонохрестоматия. 2 СD, mp 3, М, Просвещение, 2009 г.
- учебник «Музыка. 7 класс», М., Просвещение, 2008г.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
- Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
- Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
- Нотный архив - http://all-music.boom.ru
- Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
- Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
- Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
- Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»
- Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
- Презентации к урокам:
- Россия, Россия нет слова красивей…
- Вторая жизнь песни
- Всю жизнь несу Родину в душе
- Фольклор в музыке русских композиторов
- Гармонии задумчивый поэт
- Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…
- Опера
- Балет
- Музыка в театре, кино, на телевидении
- Мюзикл
- Что роднит музыку и изобразительное искусство…
- Исторические события в музыке: звать через прошлое в настоящее
- Небесное и земное в звуках и красках
- Дыхание русской песенности
- Звуки скрипки так дивно звучала
- Волшебная палочка дирижера
- Архитектура – застывшая музыка
- Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru
- Цифровой образовательный ресурс - http://collection.cross-edu.ru
- Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)
- Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена.
Список научно-методической литературы.
- Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.
- Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
- Ананьева И.И., Евтух Е.В. Интерактивная доска как новый инструментарий учителя музыки. СПб: СПб АППО, 2010.- 98с.
- Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.
- Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
- Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.
- Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
- Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.
- «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/, М., Аст, 2002г.
- Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
- Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г
- Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
- Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с
- Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.
- Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
- Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
- Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.
- «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред. Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.
- «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов), М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2008г.
- «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
- Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.
- Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.
- Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
- Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007 - 176с.
- Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.
- Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.
- Самигуллина В.М. «Поурочные планы. Музыка 5 класс», Волгоград, Учитель, 2005г
- Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.
- «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
- Сборники песен.
- Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
- «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.
- «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.
- Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.
- Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., Советский композитор, 1991г.
- Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
- Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
№ п/п | Наименование изучаемой темы | Основное содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности | |||||
Тема I полугодия: «Особенности драматургии сценической музыки» | ||||||||
1 | Тема 1: «Классика и современность» Всего часов 1 | |||||||
дата | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания урока | Требования к результатам | Контрольно-оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы | ||
Учащийся научится, будет знать | Вид | Форма | ||||||
1.1 | Тема урока 1.1 «Классика и современность» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | 1 | Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. Классика это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают отношение автора к жизни.
| Знать/ понимать, что такое классическая музыка, Понимать, что по музыкальным пристрастиям, по тому, что нравится или отвергается, можно судить о человеке, его вкусе, уровне культуры. Понимать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. религиозная. Уметь приводить примеры петь под фонограмму с различным аккомпанементом. | Входной текущий | Устный опрос | Презентация к уроку Видео «Битлз» | |
2 | Тема 2: «В музыкальном театре. Опера» Всего часов 4 | |||||||
дата | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания урока | Требования к результатам | Контрольно-оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы | ||
Учащийся научится, будет знать | Вид | Форма | ||||||
2.1 | Тема урока 2.1 «Новая эпоха в русской музыке» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | 1 | Музыкальная драматургия. Конфликт. Этапы сценического действия. Опера и ее составляющее. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере. Народно - эпическая образность в творчестве русских композиторов, народные истоки в русской профессиональной музыке, обращение композиторов к народному фольклору.
| Знать/ понимать, что такое классическая опера. Понимать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений, драматургию музыкальных произведений. Знать имена композиторов, известных исполнителей: Ф.Шаляпин. Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, религиозная. | Текущий | Устный опрос | Фрагменты из опер русских композиторов. Презентация к уроку | |
2.2 | Тема урока 2.2 «Судьба человеческая – судьба народная…» Урок закрепления знаний. | 1 | Углубление знаний об оперном спектакле, знакомство с формами драматургии в опере (ария, песня, каватина, речитатив, ансамбль, хор)
| Знать/ понимать, что такое классическая опера. Понимать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений, драматургию музыкальных произведений. Знать имена композиторов, известных исполнителей: Ф.Шаляпин. Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, религиозная. | Текущий | Устный опрос | Фрагменты из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» Презентация к уроку | |
2.3 | Тема урока 2.3 «Русская эпическая опера» Урок комплексного применения ЗУН. | 1 | Знакомство с русской эпической оперой А. Бородина «Князь Игорь». Драматургия оперы – конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой). Музыкальные образы оперных героев. Обобщение представлений о жанре эпической оперы на примере оперы «Князь Игорь». Освоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками ее героев (сольных - князь Игорь, Ярославна, и хоровых – сцена затмения, половецкие пляски). Опера «Князь Игорь» А. П. Бородина (фрагменты) | Знать/ понимать, что такое классическая музыка, эпическая опера. Понимать принципы драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками героев оперы. Уметь размышлять о музыкальных образах и способах их развития. | Текущий | устный опрос | ||
2.4 | Тема урока 2.4 Опера А.П. Бородина «Князь Игорь» Урок комплексного применения ЗУН. | 1 | Текущий | устный опрос | ||||
3 | Тема 3: «Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире» Всего часов 1 | |||||||
дата | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания урока | Требования к результатам | Контрольно-оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы | ||
Учащийся научится, будет знать | Вид | Форма | ||||||
Тема урока 3.1 Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Урок расширения знаний | 1 | Знакомство с оперой Ж. Бизе «Кармен» - самой популярной оперой в мире. Драматургия оперы – конфликтное противостояние. Знакомство с творчеством французского композитора Ж.Бизе и его шедевром, отличающимся ярким драматизмом содержания. Цель драмы – выражение сложных эмоциональных состояний, событий.
| Знать/ понимать, что такое классическая музыка, опера, балет. Уметь выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов. Опера Ж.Бизе- «Кармен», балет Р.Щедрина - «Кармен-сюита). Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, совершенствовать навыки самообразования при организации культурного досуга. | Текущий | Устный опрос групповая | Презентация к уроку Фрагменты из оперы «Кармен» | ||
4 | Тема 4: «В музыкальном театре. Балет» Всего часов 2 | |||||||
дата | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания урока | Требования к результатам | Контрольно-оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы | ||
Учащийся научится, будет знать | Вид | Форма | ||||||
4.1 | Тема урока 4.1 «В музыкальном театре. Балет» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Балет и его составляющие. Типы танцев в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижера в балете. Современный и классический балетный спектакль. Актуализация знаний о жанре балета, раскрытие особенности драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы драматургии балета (танцы, хореографические ансамбли, действенные эпизоды). Современное прочтение произведения древнерусской литературы « Слово о полку Игореве» в жанре балета. Сравнение образных сфер балета Б.Тищенко и оперы А.Бородина.
| Знать/ понимать, что такое балет, известных исполнителей: М.Плисецкая, Г.Уланова, М.Лиепа, В. Васильев и др. Уметь выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов. (опера А.Бородина « Князь Игорь», балет Б.Тищенко « Ярославна»; Знать имена русских и композиторов: М.Глинка, А.Бородин, Р.Щедрин, Б.Тищенко, | Текущий | Устный опрос | Презентация к уроку | ||
4.2 | Тема урока 4.2 Балет «Ярославна» Б. Тищенко. Урок расширения знаний. | Текущий | Устный опрос | Презентация к уроку | ||||
5 | Тема 5: «Балет «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы Бизе» Всего часов 1 | |||||||
дата | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания урока | Требования к результатам | Контрольно-оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы | ||
Учащийся научится, будет знать | Вид | Форма | ||||||
5.1 | Тема урока 5.1 Р. Щедрин Балет «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Урок расширения знаний. | Знакомство с балетом Р. Щедрина «Кармен - сюита». Новое прочтение литературного сюжета в балете « Кармен - сюита» Р.Щедрина – это симфонический способ прочтения сюжета драмы П.Мериме. сопоставление фрагментов оперы и балета.
| Знать/ понимать: драматургию развития балета, понятие «транскрипция», Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, выявлять средства музыкальной выразительности, выявлять особенности взаимодействия музыки с различными видами искусства | Текущий | Устный опрос | Презентация к уроку | ||
6 | Тема 6: «В музыкальном театре. Развитие традиций оперного спектакля» Всего часов 2 | |||||||
дата | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания урока | Требования к результатам | Контрольно-оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы | ||
Учащийся научится, будет знать | Вид | Форма | ||||||
6.1 6.2 | Тема урока 6.1 Мой народ - американцы. «Порги и Бесс» Первая американская национальная опера. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | 2 | Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Гершвина – создателем американской национальной классики XX век, первооткрывателе симфоджаза. «Порги и Бесс»- первая американская национальная опера. Знакомство с музыкой американского композитора Дж.Гершвина на примере знакомых музыкальных произведений опера «Порги и Бесс». Закрепление понятий блюз, спиричуэл. Новое понятие – симфоджаз. Первая опера в истории музыкального искусства, в которой негритянское население показано с глубоким уважением и сочувствием. Использование композитором народных интонаций. Истоки выразительных средств – блюзы и спиричуэлы, духовные гимны и элементы джаза, трудовые негритянские песни и напевы уличных разносчиков, европейская классическая музыка (оперная и симфоническая).
| Знать, понятия - джаз, симфоджаз, жанры джазовых песнопений, имена зарубежных композиторов: Дж. Гершвин, его оперное искусство. Уметь размышлять о музыкальных образах и способах их развития, совершенствовать умения формулировать свое отношение к художественным произведениям, формулировать свою точку зрения, владеть своим голосом. | Текущий | Текущий – письменный (тест) | Презентация к уроку Фр. из оперы «Порги и Бесс» | |
7 | Тема 7: «Героическая тема в русской музыке» Всего часов 1 | |||||||
дата | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания урока | Требования к результатам | Контрольно-оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы | ||
Учащийся научится, будет знать | Вид | Форма | ||||||
7.1 | Тема урока 7.1 Галерея героических образов. Урок комплексного применения ЗУН. | 1 | Бессмертные произведения русской музыки, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма. Обобщение особенностей драматургии разных жанров музыки героико-патриотического, эпического характера. Отражение исторического прошлого в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры, подбор музыкальных произведений к произведениям изобразительного искусства.
| Знать, что такое классическая музыка, опера, балет, актуализировать музыкальный опыт, знать историческое прошлое своей Родины. Понимать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений, которое находит отражение в художественных образах различных искусств. Знать имена русских: М.Глинка, А.Бородин, С.Рахманинов, П.Чайковский, С.Прокофьев, Р.Щедрин, Б.Тищенко. Уметь размышлять о музыкальных образах и способах их развития. | Текущий | Устный опрос | Презентация к уроку Фр. видео «А. Невский», «Князь Игорь» | |
8 | Тема 8: «Сюжеты и образы духовной музыки» Всего часов 2 | |||||||
дата | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания урока | Требования к результатам | Контрольно-оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы | ||
Учащийся научится, будет знать | Вид | Форма | ||||||
8.1 | Тема урока 8.1 Высокая месса. «От страдания к радости». Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | 1 | Музыка И. С. Баха – язык всех времен и народов. Современные интерпретации сочинений И. С. Баха. Музыкальное зодчество» в России в творчестве С. В. Рахманинова.
| Знать, актуализировать музыкальный опыт, связанный с образами духовной музыки. Понимать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений, драматургию музыкальных произведений духовной музыки, имена русских и композиторов: М.Глинка, С.Рахманинов, П.Чайковский, С.Прокофьев. Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, религиозная. Уметь петь под фонограмму с различным аккомпанементом. Уметь владеть своим голосом. | Текущий | Устный опрос | Презентация к уроку | |
8.2 | Тема урока 8.2 Музыкальное зодчество России. Образы «Вечерни» и «Утрени». Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | 1 | Духовная музыка русских и зарубежных композиторов (литургия, месса, всенощная). Знакомство с вокально - драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( И.Баха и С.Рахманинова).
С.В.Рахманинов (фрагменты) | Текущий | Устный опрос | Презентация к уроку | ||
9 | Тема 9: «Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда» Всего часов 2 | |||||||
дата | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания урока | Требования к результатам | Контрольно-оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы | ||
Учащийся научится, будет знать | Вид | Форма | ||||||
9.1 | Тема урока 9.1 Вечные темы. Комбинированный урок | 1 | Углубление знакомства с рок-оперой Э. Л. Уэббера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы в искусстве. Традиции и новаторство в жанре оперы, драматургия развития и музыкального языка основных образов рок – оперы « Иисус Христос - суперзвезда» Э.-Л.Уэббера. Сравнение классического жанра оперы с современным исполнением. Просмотр эпизодов из фильма.
| Знать, что такое рок - опера, актуализировать музыкальный опыт, связанный с образами духовной музыки. Знать, что сплав традиций и новаторства способствовал возникновению нового жанра – рок-оперы, новых произведений в рок-музыке. Уметь выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов: И.Бах, Э.-Л. Уэббер. | Текущий | Устный опрос | Презентация к уроку Видео рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда» (фрагменты) | |
9.2 | Тема урока 9.2 Главные образы. Урок комплексного применения ЗУН | 1 | Текущий | Устный опрос | Презентация к уроку Видео рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда» (фрагменты) | |||
10 | Тема 10: «Музыка к драматическому спектаклю» Всего часов 1 | |||||||
дата | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания урока | Требования к результатам | Контрольно-оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы | ||
Учащийся научится, будет знать | Вид | Форма | ||||||
10.1 | Тема урока 10.1 Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Знакомство с музыкой А. Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» по произведениям Н. Гоголя. «Гоголь-сюита» - ярчайший образец симфонического театра. Музыкальные образы героев симфонической сюиты. Полистилистика.
| Знать/ понимать: понятия «сюита», «полистилистика», роль музыки в жизни человека Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, выявлять средства музыкальной выразительности, выявлять способы и приемы развития музыкальных образов. | итоговый | Текущий – письменный (тест) | |||
Тема II полугодия: «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» | ||||||||
11 | Тема 11: «Музыкальная драматургия - развитие музыки» Всего часов 2 | |||||||
дата | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания урока | Требования к результатам | Контрольно-оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы | ||
Учащийся научится, будет знать | Вид | Форма | ||||||
11.1 | Тема урока 11.1 Два направления музыкальной культуры. Вводный. Расширение и углубление знаний. Урок-беседа. | Музыкальная драматургия в инструментально-симфонической музыке. Развитие музыкальной культуры во взаимодействии двух направлений: светского и духовного. Музыкальные образы духовной музыки. Музыкальные истоки восточной (православной) и западной (католической) церквей: знаменный распев и хорал. Инструментальная и вокальная светская музыка, камерная музыка. Главное в музыке – развитие. Принципы (способы) музыкального развития: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.
| Знать/ понимать, что термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально- сценических, театральных жанров, но и произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально – симфонической музыки. Уметь сопоставлять различные по жанру и направлениям музыку (русская - зарубежная, светская – духовная, вокальная – инструментальная, исполнительские составы, особенности оркестровки и хорового пения, полифоническое – гомофоническое изложение музыки), высказывать личностное отношение к произведениям. Уметь выявлять содержание и идею произведения, выраженные в сонатной форме. | тематический | устный опрос | Презентация к уроку | ||
11.2 | Тема урока 11.2 Духовная музыка. Светская музыка. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | тематический | устный опрос | Презентация к уроку | ||||
12 | Тема 12: «Камерная инструментальная музыка» Всего часов 2 | |||||||
дата | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания урока | Требования к результатам | Контрольно-оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы | ||
Учащийся научится, будет знать | Вид | Форма | ||||||
12.1 | Тема урока 12.1 «Этюд» Комбинированный урок. | Углубление знаний о музыкальном жанре – этюде. Особенности развития музыки в камерных жанрах - этюдах (эпохи романтизма) на примере творчества Ф.Листа и Ф.Шопена.
| Знать понятие «этюд», «транскрипция» особенности претворения вечных тем искусства и жизни различных жанров и стилей классической музыки. Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки. Понимать особенности развития музыки в камерных жанрах. Знать имена композиторов Ф.Лист, Ф. Бузони. Осмыслить некоторые черты, свойственные музыке эпохи романтизма. | тематический | устный опрос | Презентация к уроку | ||
12.2 | Тема урока 12.2 «Транскрипция» Урок изучения и первичного закрепления знаний. | Углубление знаний о музыкальном жанре – этюде. Особенности развития музыки в камерных жанрах - этюдах (эпохи романтизма) на примере творчества Ф.Листа и Ф.Шопена, С.Рахманинова. Понятие «транскрипция», «интерпритация» на примере творчества М.Глинки и Ф.Шуберта.
| тематический | устный опрос | Презентация к уроку | |||
13 | Тема 13: «Циклические формы инструментальной музыки» Всего часов 4 | |||||||
дата | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания урока | Требования к результатам | Контрольно-оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы | ||
Учащийся научится, будет знать | Вид | Форма | ||||||
13.1 | Тема урока 13.1 «Кончерто гроссо» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | 1 | Углубление знакомства с циклическими формами музыки: инструментальным концертом и сюитой на примере творчества А. Шнитке. Обобщение представлений об особенностях формы инструментального концерта, кончерто гроссо; освоение характерных черт стиля композиторов; закрепление представлений о полистилистике, характерной для современной музыки на примере «Кончерто гроссо №1» и «Сюиты в старинном стиле» А.Шнитке.
А. Шнитке
| Знать- значение терминов –транскрипция, сюита. Уметь сопоставлять различные по жанру и направлениям музыку (русская - зарубежная, светская – духовная, вокальная – инструментальная, исполнительские составы, особенности оркестровки и хорового пения, полифоническое – гомофоническое изложение музыки). Выказывать личностное отношение к произведениям. | текущий | устный опрос | ||
13.2 | Тема урока 13.2 Сюита в старинном стиле. А.Шнитке. Урок закрепления новых знаний. | 1 | тематический | устный опрос рисунок | ||||
13.3 | Тема урока 13.3 Соната № 8 («Патетическая») Л.Бетховен Урок закрепления новых знаний. | 1 | Углубленное знакомство с музыкальным жанром – соната. Знакомство с жанром камерной музыки – соната. Смысл сонаты как самого действенного, драматизированного вида музыкальной драматургии, на примере музыки Л.Бетховена и С.Прокофьева, В.Моцарта. Закрепления понятия сонатная форма.
Соната №2 С. Прокофьева | Знать/понимать закономерности музыкальной драматургии, что они проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства и различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов. Понимать значение терминов соната, выявлять содержание и идею произведения. | текущий | устный опрос рисунок | ||
13.4 | Тема урока 13.4 Соната №11 В.-А.Моцарта. Урок обобщения и систематизации знаний. | 1 | текущий | тест | ||||
14 | Тема 14: «Симфоническая музыка» Всего часов 4 | |||||||
дата | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания урока | Требования к результатам | Контрольно-оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы | ||
Учащийся научится, будет знать | Вид | Форма | ||||||
14.1 | Тема урока 14.1 Симфония № 40 В.Моцарта. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Углубленное знакомство с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов. Мир музыкальных образов симфонической музыки. Закрепление понимания сонатного аллегро на основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках. Знакомство с симфоническим творчеством Й.Гайдна, В.Моцарта, С.Прокофьева, Д.Шостаковича, Л.Бетховена.
| Понимать значение терминов – симфония, сонатная форма, сонатное аллегро на основе драматургического развития музыкальных образов. Понимать закономерности музыкальной драматургии, что они проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства и различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов. Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, определять приемы музыкального развития, выявлять связи в средствах музыки и изобразительного искусства. | тематический | устный опрос беседа | |||
14.2 | Тема урока 14.2 Симфония № 1 («Классическая») С.Прокофьева Урок закрепления новых знаний | Углубленное знакомство с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов. Мир музыкальных образов симфонической музыки. Закрепление понимания сонатного аллегро на основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках. Знакомство с симфоническим творчеством Й.Гайдна, В.Моцарта, С.Прокофьева, Д.Шостаковича, Л.Бетховена.
| тематический | устный опрос беседа | ||||
Тема урока 14.3 Симфония №5 Л.Бетховена Урок закрепления новых знаний | Углубленное знакомство с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов. Мир музыкальных образов симфонической музыки. Закрепление понимания сонатного аллегро на основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках. Знакомство с симфоническим творчеством Й.Гайдна, В.Моцарта, С.Прокофьева, Д.Шостаковича, Л.Бетховена.
| тематический | устный опрос беседа | |||||
14.3 | Тема урока 14.3 Симфония №7 «Ленинградская» Д.Шостаковича Урок закрепления новых знаний | Углубленное знакомство с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов. Мир музыкальных образов симфонической музыки. Закрепление понимания сонатного аллегро на основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках. Знакомство с симфоническим творчеством Й.Гайдна, В.Моцарта, С.Прокофьева, Д.Шостаковича, Л.Бетховена.
| тематический | устный опрос беседа | ||||
14.4 | Тема урока 14.4 Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси. Урок обобщения и систематизации знаний. | Знакомство с симфонической картиной «Празднества» К. Дебюсси. Живописность музыкальных образов симфонической картины. Знакомство с произведением К.Дебюсси «Празднества» закрепляет представление о стиле «импрессионизм»; приемы драматургического развития, сравнение музыки К.Дебюсси с темами праздника в творчестве других композиторов.
| Знать/ понимать: понятия «импрессионизм», «программная музыка», «симфоническая картина». Уметь: анализировать составляющие средства выразительности, определять форму пьесы, проводить интонационно-образный анализ музыки, творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений. | текущий | тест | |||
15 | Тема 15: «Инструментальный концерт» Всего часов 2 | |||||||
дата | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания урока | Требования к результатам | Контрольно-оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы | ||
Учащийся научится, будет знать | Вид | Форма | ||||||
15.1 | Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. Комбинированный | 1 | История создания жанра инструментальный концерт, понятие трехчастная форма, характерная для жанра на примере «Концерта для скрипки с оркестром» А.Хачатуряна. | Понимать значение термина - инструментальный концерт, разновидности концертов, уметь определять их образный строй. Знать историю создания жанра концерт. Уметь: проводить интонационно-образный анализ, определять принципы музыкального развития. | тематический | устный опрос | ||
15.2 | «Рапсодия в стиле блюз» Дж.Гершвина. Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | Углубление знакомства с творчеством американского композитора Дж. Гершвина на примере «Рапсодии в стиле блюз». Симфоджаз. Понятие симфоджаз, закрепление понятий о жанре рапсодии на примере сочинений Дж.Гершвина, приемы развития произведений.
| Знать основы происхождения симфоджазовой музыки; взаимопроникновение легкой и серьезной музыки способствовало появлению нового жанра – симфоджаза. понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей; Уметь: проводить интонационно-образный анализ, выявлять жанровую принадлежность. | текущий | устный опрос | ||
16 | Тема 16: «Музыка народов мира» Всего часов 2 | |||||||
дата | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания урока | Требования к результатам | Контрольно-оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы | ||
Учащийся научится, будет знать | Вид | Форма | ||||||
16.1 | Музыка народов мира Комбинированный урок. | 1 | Систематизировать жизненно - музыкальный опыт учащихся на основе восприятия и исполнения обработок мелодий разных народов; обобщить представления о выразительных возможностях в современной музыкальной культуре. Знакомство с известными исполнителями музыки народной традиции. | Иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом. Совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр. Знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации. | тематический | устный опрос | ||
16.2 | Популярные хиты из мюзиклов и рок - опер. Комбинированный урок | 1 | Слушание и исполнение произведений в жанрах легкой, популярной музыки (мюзикл). Использование современного музыкального языка, исполнителей, музыкальных инструментов | тематический | устный опрос | |||
17 | Тема 17: «Пусть музыка звучит!» Всего часов 1 | |||||||
дата | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания урока | Требования к результатам | Контрольно-оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы | ||
Учащийся научится, будет знать | Вид | Форма | ||||||
17.1 | Проверочная работа по темам года Урок контроля, оценки знаний. | 1 | Итоговый | Тест |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по теме "Крупные природные районы России" 8 клас
Обобщающий урок по теме "Крупные природные районы России". Форма проведения - группопая работа....
Повторительно - обобщающий урок в 7 класе по теме: "Давление твердых тел жидкостей и газов"
Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков в 7 классе по теме:«Давление твердых тел, жидкостей и газов»Этот урок направлен на повторение, закрепление, углубление и систематизацию з...
Урок закрепления знаний в 5 класе по теме "Древний Китай"
Данный урок закрепления знаний по теме "Древний Китай" предполагает использование мультимедийного учебного пособия "Древний мир".Цель урока не только в том, чтобы проверить имеющ...
Презентація до уроку математики в 5 класі "Десяткові дроби, запис, читання, порівняння, округлення"
Використовую для підсумкового уроку по темі "Десяткові дроби"...
Презентація "Додавання і віднімання десяткових дробів. Зимова спартакіада" 5 клас
Підсумковий урок...
Презентація "Трикутник, чотирикутник, їх види" 5 клас
Геометричний матеріал...
РАБОЧАЯПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура» Начальное общее образование 1 - 4 классы
РАБОЧАЯПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура» Начальное общее образование1 - 4 классы...