Рабочая программа по МУЗЫКЕ. 5 класс
рабочая программа по музыке (5 класс) по теме
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д. Крицкая, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2007 год).
При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).
В соответствии с Базисным учебным планом в 5 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 35 часов (из расчета 1 час в неделю). Часы первого полугодия посвящены установлению связей между музыкой и литературой, а второго полугодия – связи музыки и изобразительного искусства. Учащиеся должны почувствовать, что эти три вида искусств не только не отделены друг от друга, но, напротив, связаны многими нитями, и знания одного из них помогает более глубокому восприятию и пониманию остальных.
Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.
Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.
Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи:
- развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Отличительные особенности программы
Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».
Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.
Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.
Межпредметные связи
В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств – литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.
Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда предполагает его рассмотрение в содружестве муз.
Формы контроля:
При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» 5 класс предпочтительными формами организации учебного предмета считаю: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, классные и внеклассные.
Виды организации учебной деятельности:
- экскурсия
- конкурс
- викторина
- самостоятельная работа
- творческая работа
- путешествие
Основные виды контроля при организации контроля работы:
- вводный
- текущий
- итоговый
- индивидуальный
- письменный
Формы контроля:
- наблюдение
- самостоятельная работа
- тест
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2012-2013_-_5_klass.doc | 440.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 263»
«Рассмотрено» На заседании методического объединения учителей русского языка и литературы Протокол № ___ от «___» июня 2012 года Руководитель методического объединения: ____________ | «Согласовано» заместитель директора по УВР _______________________ от «___»августа 2012 года | «Утверждено» Директор ГБОУ СОШ № 263 _______________________ А.В. Рыдлевский от «___»августа 2012 года |
Рабочая программа
по МУЗЫКЕ
для 5-а, 5-б классов
1 час в неделю (всего 35 часов)
Автор - составитель:
учитель Сироткина
Мария Николаевна
г. Санкт-Петербург
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д. Крицкая, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2007 год). При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке). В соответствии с Базисным учебным планом в 5 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 35 часов (из расчета 1 час в неделю). Часы первого полугодия посвящены установлению связей между музыкой и литературой, а второго полугодия – связи музыки и изобразительного искусства. Учащиеся должны почувствовать, что эти три вида искусств не только не отделены друг от друга, но, напротив, связаны многими нитями, и знания одного из них помогает более глубокому восприятию и пониманию остальных. Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности. Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры. Задачи:
Отличительные особенности программы Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся. Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов. Межпредметные связи В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств – литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино. Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда предполагает его рассмотрение в содружестве муз. Формы контроля: При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» 5 класс предпочтительными формами организации учебного предмета считаю: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, классные и внеклассные. Виды организации учебной деятельности:
Основные виды контроля при организации контроля работы:
Формы контроля:
Контроль уровня обученности
Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения музыки ученик должен: Знать/понимать:
Уметь:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:
Требования к уровню подготовки учащихся основной школы 5 класс Обучение музыкальному искусству должно обеспечить учащимся возможность:
Содержание рабочей программы предмета «Музыка» 5 класс В рабочей программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств — литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др,) театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино. Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда предполагает его рассмотрение в содружестве муз, что особенно ярко проявляется на страницах учебника и творческой тетради. Тема года: «Музыка и другие виды искусства» Тема I полугодия: «Музыка и литература» (17 часов) Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это, прежде всего такие жанры, в основе которых лежит поэзия, - песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов. Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из действующих лиц сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенды. Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы. Тема II полугодия: «Музыка и изобразительное искусство» (18 часов) Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Взаимодействие трех искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства – наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства («синтез искусств в храме»), народного творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную музыку. Выявление сходства и различия жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. Учебно-тематический план предмета «Музыка» (5 класс)
Содержание программы предмета «Музыка» 5 класс тема года: «Музыка и другие виды искусства» Тема I полугодия: «Музыка и литература» (17 часов) Урок 1. Что роднит музыку с литературой (1ч) Интонационно - образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства. Выявление многосторонних связей музыки и литературы. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? Поэма, былина, сказка. Песня, романс. Роль музыки в семье искусств, ее влияние на другие искусства. Значение слов в песне. Вокализ. Сходство выразительных средств живописи и музыки: плавные изгибы линий рисунка, перекличка светотени в картине и ладовой окраски в музыке. Интонационно - образная, жанровая, стилевая основы музыки в картинах и мелодиях, музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими искусствами. Интонация как носитель смысла в музыке. Урок 2. Вокальная музыка (1ч) Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной музыки. Образ Отчизны, отношение к родной земле, значение культуры своего народа. Представление о песне как истоке и вершине музыки. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов в вокальной музыке. Песня – верный спутник человека. Урок 3. Вокальная музыка (1ч) Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки). Знакомство с различными жанрами русской народной песни: формирование необходимых вокально-хоровых навыков. Особенности песенных жанров. Календарные песни. Разнохарактерные песенные жанры: трудовые, обрядовые, величальные, торжественные, хвалебные, шуточные, сатирические, игровые, хороводные, лирические песни. Песни - заклички. Взаимосвязь музыкальных, литературных и художественных образов. По содержанию песни делятся на: лирические, сатирические, героические и патриотические. По социальной направленности – на обрядовые, бытовые, колыбельные, о животных и др. Занимаясь хозяйством или собираясь на охоту, изготовляя предметы народного промысла или качая колыбель, лесные ненцы сопровождают свои дела поэтическим языком души, размышляя о счастье, о дружбе, о жизни, выражая пожелания, чтобы сбылись мечты и надежды. Урок 4. Вокальная музыка. Развитие жанров камерной вокальной музыки – романс. Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе. Возможность возрождения песни в новом жанре – романс. Урок 5. Фольклор в музыке русских композиторов (1ч) Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки. Знакомство с произведениями программной инструментальной музыки: симфонической сюитой и симфонической миниатюрой. Вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников (русских народных сказаний, сказок разных народов и др.) Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Урок 6. Фольклор в музыке русских композиторов. Особенности восприятия музыкального фольклора своего народа и других народов мира (1 ч) Обращение композиторов к родному фольклору и к фольклору других народов. Общность и интонационное своеобразие музыкального фольклора народов России и других народов мира, их ярко выраженная национальная самобытность. Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной музыки народов мира. Урок 7. Жанры инструментальной и вокальной музыки (1ч) Развитие жанров светской вокальной и инструментальной музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы. Представление о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола как жанр фортепианной музыки); знакомство с вокальной баркаролой. Выяснение своеобразия и выразительности песни без слов и романса – инструментальной и вокальной баркаролы. Представление учащихся о роли литературы в появлении новых музыкальных жанров и произведений. Превращение песен в симфонические мелодии. Урок 8. Вторая жизнь песни (1ч) Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование. Представление о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки: симфония, концерт, опера, кантата. Современные интерпретации классической музыки. Смысл высказывания М.И. Глинки: “Создает музыку народ, а мы, художники только ее аранжируем”. Раскрытие терминов и осмысление понятий: интерпретация, обработка, трактовка. Урок 9. Всю жизнь мою несу родину в душе…(1ч) Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы. Сопоставление образного содержания музыки, выявление контраста как основной прием развития произведения в целом. Определение средств музыкальной выразительности. Перезвоны. Звучащие картины. Значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов, а также ее национальному своеобразию. Музыка. Природа родной страны, судьба человека… Вдохновение композиторов, поэтов, писателей, их размышления о смысле жизни, о красоте родной земли, о душевной красоте человека и талантливых людях, которыми может по праву гордиться Отечество. Урок 10. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. (1ч) Романтизм в западноевропейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия, этюд. Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – Ф.Шопен. Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли, но и играет в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность человека, оттеняя, углубляя характеры, ситуации, события. Творчество Ф. Шопена как композитора связано с его исполнительской деятельностью. Именно Ф.Шопен утвердил прелюдию как самостоятельный вид творчества, открыл новое направление в развитии жанра этюда, никогда не отделяя техническую сторону исполнения от художественной. Урок 11. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. (1ч) Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками. ( В.Моцарт – Ф.Шопен) Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – В.А. Моцарт и Ф.Шопен. Реквием. Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли, но и играет в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность человека, оттеняя, углубляя, характеры, ситуации, события. Произведения В.Моцарта открывают бесконечное многообразие чувств, полны многогранных реальных характеров. Урок 12. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера (1ч.) Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору. Особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы. Разновидности вокальных и инструментальных жанров, форм внутри оперы - (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а также исполнители (певцы, дирижёр, оркестр). Урок 13. Второе путешествие в музыкальный театр. Балет (1ч) Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы. На основе имеющегося музыкально-слухового опыта учащихся продолжить знакомство с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; с именами лучших отечественных танцоров и хореографов. Балет-искусство синтетическое. В нем воедино переплетены различные виды искусства: литература, инструментально-симфоническая музыка, хореография, (танцоры-солисты, кордебалет- массовые сцены), драматическое и изобразительное искусство (театральное действие, костюмы, декорации). Урок 14. Музыка в театре, кино и на телевидении (1ч) Творчество отечественных композиторов – песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении. Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении. Музыка неотъемлемая часть произведений киноискусства, которое существует на основе синтеза литературы, театра, изобразительного искусства и музыки. Киномузыка – одно из важнейших средств создания экранного образа реального события, которое специально инсценируется или воссоздается средствами мультипликации. Динамика развития кинообраза, быстрая смена действия в кино, короткое дыхание кинематографических фраз, свободное владение пространством и временем получили отражение и в музыке к фильмам. Урок 15. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл (1ч) Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл. Особенности мюзикла, его истоки. Знакомство с мюзиклом “Кошки” Э.-Л. Уэббера, в основе либретто которого лежат стихи Т. Элиота. Жанры внутри самого мюзикла близки оперным номерам. Как и в опере, здесь сочетаются пение и танец, но в отличие от оперы все действующие лица, исполняя вокальные номера, постоянно находятся в движении. Урок 16. Мир композитора. (1ч) Обобщение накопленного жизненно – музыкального опыта учащихся, закрепление представлений о многосторонних связей музыки и литературы на основе выявления специфики и общности этих видов искусства. Тема II полугодия: «Музыка и изобразительное искусство» (18 часов) Урок 17. Что роднит музыку с изобразительным искусством. (1ч) Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (лирические). Взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи Урок 18. Небесное и земное в звуках и красках. (1ч) Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве. Урок 29. Звать через прошлое к настоящему. (1ч) Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героические, эпические)и особенности их драматургического развития (контраст). Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность. Сопоставить произведения живописи и музыки. Музыка изображает душевный мир, переживания своих героев. Урок 20. Звать через прошлое к настоящему. (1ч) Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героико - эпические) и особенности их драматургического развития. Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Сопоставление героико – эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. Песня-плач. Осмысление темы о героических образах в искусстве. Урок 21. Музыкальная живопись и живописная музыка (1ч) Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого. Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов- романтиков. Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Изобразительность. Урок 22. Музыкальная живопись и живописная музыка (1ч) Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого. Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные) и общность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Восприятие, исполнение, сравнение произведений искусства, созданных в жанре пейзажа Ф.Шуберта и С. Рахманинова. Живописная пластика (цвет, линия, характер движения кисти) выражает тончайшие изменения настроений, состояний человеческой души. Изобразительность. Инструментальный квинтет. Урок 23. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. (1ч) Народные истоки русской профессиональной музыки. Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки - на примере произведений отечественных композиторов. Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека. Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколениям русских людей. Урок 24. Звуки скрипки так дивно звучали. (1ч) Осознание музыки как искусства интонации и обобщение на новом уровне триединства «композитор – исполнитель - слушатель»; расширение представлений учащихся о выразительных способностях скрипки, ее создателях и исполнительском мастерстве скрипачей; актуализация жизненно – музыкального опыта учащихся (повторение знакомых музыкальных произведений) Урок 25 Неукротимым духом своим он побеждал зло. (1 ч) Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Постижение гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Великое прошлое родной земли, прекрасные памятники мира, в число которых входят и музыкальные шедевры. Урок 26. Волшебная палочка дирижера. (1ч) Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров. Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер. Урок 27. Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве. (1 ч) Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии. Образный строй в знаменитой симфонии мировой музыкальной культуры-Симфонии №5 Л.Бетховена. Творческий процесс сочинения музыки композитором, особенности её симфонического развития. Урок 28. Архитектура - застывшая музыка. (1ч) Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Выразительные возможности различного склада письма (полифония). Пример музыкального в живописном, музыкальной формы в живописи. Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла. Католические храмы и органная музыка. Урок 29. Полифония в музыке и живописи. (1ч) Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония). Творчество И.С.Баха. Его полифоническая музыка (органная музыка). Общность языка художественных произведений в музыке и живописи. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга. Урок 30. Музыка на мольберте. (1ч) Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Живописная музыка и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса. Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин. Образ моря в искусстве Чюрлениса. Композиция. Форма. Триптих. Соната. Allegro, Andante. Урок 31. Импрессионизм в музыке и живописи. (1ч) Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Знакомство с произведениями К.Дебюсси. Стилевое сходство и различие на примерах произведений русских и зарубежных композиторов. Искусство прошлого и настоящего всегда раскрывает перед слушателями, читателями, зрителями жизнь во всём её многообразии. Главное стремиться понять образы различных искусств, не переставая удивляться чудесам, которые они открывают. Урок 32. О тех, кто уже не придет никогда – помните»... (1ч) Стилевое многообразие музыки 20 века. Богатство музыкальных образов - драматические, героические. Развитие исторической памяти подростков на основе освоения произведений различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины. Музыкальный жанр – Реквием. Урок 33. В каждой мимолетности вижу я миры… (1ч) Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в камерном – инструментальной музыке. Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия Урок 34. Мир композитора. С веком наравне. (1ч) Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов. Урок 35. Заключительный урок – обобщение. (1ч) Обобщение музыкальных и художественных впечатлений, знаний, опыта школьников, опыт исполнительства. Список научно-методического обеспечения. Учебно-методический комплект «Музыка 5-9 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:
MULTIMEDIA – поддержка предмета
Список научно-методической литературы.
|
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование изучаемой темы | Основное содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности | |||||
Тема I полугодия: «Музыка и литература» | ||||||||
1 | Тема 1: «Что роднит музыку с литературой» Всего часов 1 | |||||||
дата | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания урока | Требования к результатам | Контрольно-оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы | ||
Учащийся научится, будет знать | Вид | Форма | ||||||
1.1 | Тема урока 1.1 «Что роднит музыку с литературой» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 1 | Интонационно - образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства. Реальная жизнь – источник сюжетов, тем и образов в музыке и литературе. Интонация – единый стержень музыки и литературы. Музыкальная интонация – язык композитора. Связь музыки и литературы. Общность жанров в музыке и литературе.
М.Глинка, сл. Н.Кукольника,
Г.Струве, сл. Н.Соловьевой;
Фрагменты сюиты Э.Григ. | Знать/понимать: понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них. Уметь: размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее. Узнавать на слух изученные произведения. Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения | входной | устный опрос | Песня - презентация «Моя Россия» | |
2 | Тема 2: «Вокальная музыка» Всего часов 3 | |||||||
Дата | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания урока | Требования к результатам | Контрольно-оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы | ||
Учащийся научится, будет знать | Вид | Форма | ||||||
2.1 | Тема урока 2.1 «Россия, Россия, нет слова красивей…» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 1 | Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной музыки. Жанры вокальной музыки – песня.
П.И. Чайковский, слова А. Плещеева;
С.В. Рахманинов. | Знать/понимать: основные жанры вокальной народной и профессиональной музыки. Уметь: выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства. Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость. | текущий | устный опрос | Модуль «Интонация как носитель смысла в музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий» | |
2.2 | Тема урока 2.2 «Песня русская в березах, песня русская в хлебах…» Комбинированный урок | 1 | Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, лирические песни). Народная песня, ее жанры и особенности. Средства музыкальной выразительности – способы передачи эмоциональных переживаний. Дуэт. Музыкальная форма Русские народные песни:
А. Лядов;
| Знать/понимать: основные жанры народных песен, ее особенности. Уметь: разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического творчества. Распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений. Рассуждать о многообразии музыкального фольклора России. Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении. Обнаруживать, выявлять общность истоков народной и профессиональной музыки. | текущий | устный опрос | Модуль «Разновидности обрядовых песен» Модуль «Особенности русской народной музыкальной культуры» | |
2.3 | Тема урока 2.3 «Здесь мало услышать, здесь вслушаться надо…» Комбинирова-нный урок | 1 | Развитие жанров камерной вокальной музыки – романс. Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе.
А. Варламов, слова М. Лермонтова.
А. Рубинштейн, слова М. Лермонтова | Знать/понимать: основные жанры вокальной профессиональной музыки – романс, определение: камерная музыка. Уметь: проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость. | тематический | устный опрос | Модуль «Вокальная музыка. Романс» | |
3 | Тема 3: «Фольклор в музыке русских композиторов» Всего часов 2 | |||||||
Дата | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания урока | Требования к результатам | Контрольно-оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы | ||
Учащийся научится, будет знать | Вид | Форма | ||||||
3.1 | Тема урока 3.1 «Стучит, гремит Кикимора…» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 1 | Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки. Народные истоки профессиональной музыки. Использование композиторами выразительных свойств народной песенной речи. Народнопоэтические сюжеты и образы в композиторской музыке. Народное сказание. Симфоническая миниатюра. Программная музыка.
Сказание для симфонического оркестра (фрагменты) А. Лядов.
А. Лядов. | Знать/понимать: особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки. Уметь: сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — народная, композиторская. | текущий | Устный опрос | Модуль «Народно-песенные истоки русской профессиональной музыки. Способы обращения композиторов к народной музыке» | |
3.2 | Тема урока 3.2 «Что за прелесть эти сказки…» Урок обобщения и систематизации знаний. | 1 | Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной народной музыки. Использование композиторами выразительных свойств народной песенной речи. Народнопоэтические сюжеты и образы в композиторской музыке. Симфоническая сюита.
Н.А. Римский-Корсаков | Знать/понимать: интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной народной музыки. Уметь: по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая или народная на примере опер русских композиторов | тематический | устный опрос | Модуль «Образцы песенной и инструментальной народной музыки, получившие широкое распространение в музыкальной культуре других народов» | |
4 | Тема 4: «Жанры инструментальной и вокальной музыки» Всего часов 3 | |||||||
Дата | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания урока | Требования к результатам | Контрольно-оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы | ||
Учащийся научится, будет знать | Вид | Форма | ||||||
4.1 | Тема урока 4.1 «Жанры инструментальной и вокальной музыки» Урок закрепления знаний. | 1 | Развитие жанров светской вокальной и инструментальной музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы. Вокализ, Песня без слов, Ария, Романс, Серенада, Баркарола: своеобразие и выразительность, лиричность.
С.В. Рахманинов.
Из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» (фрагмент) Г.В. Свиридов.
П.И. Чайковский.
Из фортепианного цикла «Песни без слов» Ф. Мендельсон. .
Ф. Шуберт, слова Ф. Штольберга, перевод A. Плещеева. | Знать/понимать: жанры светской вокальной и инструментальной музыки: вокализ, песня без слов, романс, серенада. Уметь: выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах. Размышлять о музыке, анализировать, выказывать своё отношение. | текущий | устный опрос | Модуль «Певческие голоса: сопрано, альт, тенор, бас, дискант и другие» | |
5 | Тема 5: «Вторая жизнь песни» Всего часов 2 | |||||||
Дата | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания урока | Требования к результатам | Контрольно-оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы | ||
Учащийся научится, будет знать | Вид | Форма | ||||||
5.1 | Тема урока 5.1 «Живительный родник творчества» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | 1 | Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование. Связи между русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством. Интерпретация, обработка, трактовка.
П.И. Чайковский.
украинская народная песня
Музыка к драме Г.Ибсена (фрагменты) Э. Григ. | Знать/понимать: особенности русской народной музыкальной культуры. Уметь: исследовать интонационно - образную природу музыкального искусства. Проявлять эмоциональный отклик на выразительность и изобразительность в музыке. | итоговый | тест | Модуль «Образцы песенной и инструментальной народной музыки, получившие широкое распространение в музыкальной культуре других народов» | |
6 | Тема 6: «Всю жизнь мою несу родину в душе…» Всего часов 1 | |||||||
Дата | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания урока | Требования к результатам | Контрольно-оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы | ||
Учащийся научится, будет знать | Вид | Форма | ||||||
6.1 | Тема урока 6.1 «Скажи, откуда ты приходишь, красота?» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | 1 | Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы. Язык искусства. Колокольность и песенность – свойства русской музыки. Значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов. Программная симфония. Симфония-действо. Кантата.
По прочтении В.Шукшина. Симфония-действо для солистов, большого хора, гобоя и ударных (фрагменты); B. Гаврилин
Из маленькой кантаты. Г. Свиридов, слова Б. Пастернака.
М.П.Мусоргский;
| Знать/понимать: стилевое многообразие музыки 20 столетия, находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства. Уметь: сопоставлять образное содержание музыкального произведения, выявлять контраст, как основной прием развития произведения, определять средства выразительности, подчеркивающие характер музыкального произведения; размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения; участвовать в коллективной исполнительской деятельности | текущий | устный опрос | презентация «Великий колокольный звон» Модуль «Творчество Георгия Васильевича Свиридова» | |
7 | Тема 7: «Писатели и поэты о музыке и музыкантах» Всего часов 2 | |||||||
Дата | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания урока | Требования к результатам | Контрольно-оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы | ||
Учащийся научится, будет знать | Вид | Форма | ||||||
7.1 | Тема урока 7.1 «Гармонии задумчивый поэт» Комбинирова-нный урок | 1 | Романтизм в западноевропейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия, этюд. Творчество Ф. Шопена как композитора связано с его исполнительской деятельностью. Именно Ф.Шопен утвердил прелюдию как самостоятельный вид творчества, открыл новое направление в развитии жанра этюда, никогда не отделяя техническую сторону исполнения от художественной.
Ф.Шопен
Ф.Шопен | Знать/понимать: понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них. Знать композиторов – романтиков: Ф.Шопен, жанры фортепианной музыки: этюд, ноктюрн, прелюдия. Уметь: размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощении, выявлять связь музыки с другими искусствами, историей, жизнью. Узнавать на слух изученные произведения зарубежной классики. | текущий | устный опрос | Модуль «Творчество Фридерика Шопена» | |
7.2 | Тема урока 7.2 «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!» Комбинирова-нный урок. | 1 | Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками. ( В.Моцарт – Ф.Шопен) Значимость музыкального искусства для творчества поэтов и писателей. Музыка - «главное действующее лицо» рассказов К. Паустовского. Расширение представлений о творчестве В. А. Моцарта. Хор. Оркестр. Жанры вокальной музыки: реквием
В.-А. Моцарт.
В.-А. Моцарт.
Канон. В.-А. Моцарт.
| Знать/понимать: понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них, что музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроений, мыслей, но и играет драматургическую роль, не только в литературе, но и в жизни. Знать жанры музыки: реквием, сюита. Уметь: находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия. | текущий | устный опрос | Модуль «Моцарт. Разговор с миром» | |
8 | Тема 8: «Путешествие в музыкальный театр» Всего часов 4 | |||||||
Дата | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания урока | Требования к результатам | Контрольно-оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы | ||
Учащийся научится, будет знать | Вид | Форма | ||||||
8.1 | Тема урока 8.1 «Первое путешествие в музыкальный театр» Опера. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | 1 | Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору. Особенности жанра оперы. Либретто – литературная основа музыкально-драматического спектакля, в которой кратко излагается сюжет оперы. Синтез искусств в оперном жанре. Разновидность вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы (увертюра, хор, речитатив, ария, ансамбль). Мастера мировой оперной сцены. Музыкальный портрет.
Опера-былина (фрагменты) Н.А.Римский - Корсаков. | Знать/понимать: особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы; знать разновидности вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы: увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль, а также исполнителей: певцы, дирижеры и т.д. Уметь: творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в рисунке, участвовать в коллективной исполнительской деятельности, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. | тематический | устный опрос | Модуль «Музыкально-театральные жанры. Опера» Модуль «Опера Н.А. Римского-Корсакова "Садко". 1898 | |
8.2 | Тема урока 8.2 «Второе путешествие в музыкальный театр» Балет. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | 1 | Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы. Синтез искусств в балетном жанре. Образ танца. Сказочные сюжеты балетного спектакля. Исполнители балета (танцоры-солисты, кордебалет - массовые сцены). Лучшие отечественные танцоры и хореографы.
Балет-феерия (фрагменты). П.И. Чайковский.
Балет (фрагменты). П.И. Чайковский. | Знать/понимать: имена лучших отечественных хореографов, танцоров, особенности балетного жанра, его специфику. Уметь: участвовать в коллективной исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическом интонировании); наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа. | тематический | устный опрос | Модуль «Музыкально-театральные жанры. Балет» Модуль «Балет П.И. Чайковского "Спящая Красавица". «Балет П.И. Чайковского "Щелкунчик" | |
8.3 | Тема урока 8.3 «Музыка в театре, кино, на телевидении» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | 1 | Творчество отечественных композиторов – песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении. Музыка как неотъемлемая часть произведений киноискусства. Киномузыка – важное средство создания экранного образа. Музыкальный фильм.
из к/ф «Цирк» И. Дунаевский.
И. Дунаевский. | Знать/понимать: роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: театре, кино, телевидении. Уметь: участвовать в коллективной исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическом интонировании); участвовать в коллективной исполнительской деятельности. | тематический | устный опрос | Модуль «Музыка в кино. Отечественные кинофильмы 1920-40-х годов» Видео фрагменты из к/ф «Дети капитана Гранта» «Приключения Буратино» | |
8.4 | Тема урока 8.4 «Третье путешествие в музыкальный театр» Мюзикл. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | 1 | Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл. Мюзикл – театр «легкого» стиля. Особенности жанра мюзикла, его истоки.
Мюзикл (фрагменты). Э.-Л. Уэббер.
Из мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерстайна, русский текст М. Подберезского. | Знать/понимать: особенности жанра – мюзикл. Выявления связей музыки с другими искусствами, историей и жизнью. Уметь: творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности. | тематический | устный опрос | Модуль «Музыкально-театральные жанры: оперетта, мюзикл» Видео фрагменты мюзикла «Кошки» | |
9 | Тема 9: «Мир композитора. Всего часов 1 | |||||||
Дата | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания урока | Требования к результатам | Контрольно-оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы | ||
Учащийся научится, будет знать | Вид | Форма | ||||||
9.1 | Тема урока 9.1 «Музыка профессиональных композиторов» Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся» | Обобщение накопленного жизненно - музыкального опыта учащихся, закрепление представлений о взаимодействии музыки и литературы на основе выявления специфики и общности жанров этих видов искусства. | Знать/понимать: взаимодействие музыки и литературы на основе специфики и общности жанров этих видов искусства; знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений. Уметь: передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы. | итоговый | тест | |||
тема II полугодия: «Музыка и изобразительное искусство» | ||||||||
10 | Тема 10: «Что роднит музыку с изобразительным искусством» Всего часов 1 | |||||||
Дата | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания урока | Требования к результатам | Контрольно-оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы | ||
Учащийся научится, будет знать | Вид | Форма | ||||||
10.1 | Тема урока 10.1 «Что роднит музыку с изобразительным искусством?» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | 1 | Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (лирические). Взаимосвязь музыки и изобразительного искусства. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи.
Г. Гладков, стихи Ю. Энтина.
| Знать/понимать: возможные связи музыки и изобразительного искусства. Специфику средств художественной выразительности живописи и музыки. Уметь: вслушиваться в музыку, мысленно представлять живописный образ, а всматриваясь в произведения изобразительного искусства, услышать в своем воображении музыку, эмоционально воспринимать и оценивать разнообразные явления музыкальной культуры. | входной | Устный опрос обучающий | ||
11 | Тема 11: «Небесное и земное в звуках и красках» Всего часов 1 | |||||||
Дата | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания урока | Требования к результатам | Контрольно-оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы | ||
Учащийся научится, будет знать | Вид | Форма | ||||||
11.1 | Тема урока 11.1 «Три вечные струны: молитва, песнь, любовь…» Комбинированный урок. | 1 | Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве. Знаменный распев. Песнопение. Унисон. Пение а капелла. Хор. Солист.
П. Чайковский
С. Рахманинов
Дж. Каччини
Ф. Шуберт | Знать/понимать: интонационно-образную природу духовной музыки, ее жанровое и стилевое многообразие. Уметь: эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; сопоставлять средства музыкальной и художественной выразительности: цвет - тембр, колорит – лад, ритм музыки – ритм изображения, форма – композиция. | текущий | Устный опрос | Модули: «Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт, всенощная, литургия» | |
12 | Тема 12: «Звать через прошлое к настоящему» Всего часов 2 | |||||||
Дата | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания урока | Требования к результатам | Контрольно-оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы | ||
Учащийся научится, будет знать | Вид | Форма | ||||||
12.1 | Тема урока 12.1 «За отчий дом, за русский край…» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 1 | Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героические и эпические) и особенности их драматургического развития (контраст) Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность. Кантата «Александр Невский» С. Прокофьев:
| Знать/понимать: богатство музыкальных образов (героические и эпические) и особенности их драматургического развития (контраст). Жанр вокальной музыки - кантата. Уметь: сопоставлять героико - эпические образы музыки с образами изобразительного искусства; эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание; проявлять творческую инициативу. | текущий | Устный опрос | Модуль «Вокально-инструментальные музыкальные жанры. Оратория, кантата» | |
12.2 | Тема урока 12.2 «Ледовое побоище» Урок закрепления знаний. | 1 | Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героико - эпические) и особенности их драматургического развития. Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Сопоставление героико – эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. Песня-плач. Осмысление темы о героических образах в искусстве. Кантата «Александр Невский» С. Прокофьев:
| Знать/понимать: богатство музыкальных образов (героические и эпические) и особенности их драматургического развития (контраст). Жанр вокальной музыки - кантата. Уметь: сопоставлять героико - эпические образы музыки с образами изобразительного искусства; эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание; проявлять творческую инициативу. | текущий | Устный опрос | Модуль «Творчество Д.Д. Шостаковича» Презентация «Александр Невский» фрагменты из к/ф «Александр Невский» | |
13 | Тема 13: «Музыкальная живопись и живописная музыка» Всего часов 2 | |||||||
Дата | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания урока | Требования к результатам | Контрольно-оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы | ||
Учащийся научится, будет знать | Вид | Форма | ||||||
13.1 | Тема урока 13.1 «И это все весенних дней приметы» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 1 | Общее и особенное в русском и западно – европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого. Общность музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Значение жанра пейзаж в русском искусстве. Выражение любви к родной земле средствами искусства. Образы русской природы в песне, светской музыке, молитве, живописи, литературе. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов- романтиков. Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Изобразительность.
С. Рахманинов, слова К. Бальмонта (из П. Шелли).
С. Рахманинов, слова Ф. Тютчева. | Знать/понимать: выразительные возможности музыки и ее изобразительности, общее и различное в русском и западно – европейском искусстве, различных стилевых направлений. Знать выдающихся русских и зарубежных композиторов: С.Рахманинов, Ф.Шуберт, их творчество. Уметь: сопоставлять зримые образы музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные), общность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений, полу-чивших мировое признание. Узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики. | текущий | Устный опрос | Модуль «Творчество С.В.Рахманинова» «Развитие традиций русской классической музыкальной школы в творчестве С.В.Рахманинова и А.Н. Скрябина» | |
13.2 | Тема урока 13.2 «Фореллен - квинтет» Урок обобщения и систематизации знаний. | 1 | Общее и особенное в русском и западно – европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прощлого. Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные) и общность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Восприятие, исполнение, сравнение произведений искусства, созданных в жанре пейзажа Ф.Шуберта и С. Рахманинова. Живописная пластика (цвет, линия, характер движения кисти) выражает тончайшие изменения настроений, состояний человеческой души. Изобразительность. Инструментальный квинтет. Мелодия. Рисунок. Колорит. Ритм. Композиция. Линия. Палитра чувств. Гармония красок
Ф. Шуберт, русский текст В. Костомарова
| Знать/понимать: выразительные возможности музыки и ее изобразительности, общее и различное в русском и западно – европейском искусстве, различных стилевых направлений. Знать выдающихся русских и зарубежных композиторов: С.Рахманинов, Ф.Шуберт, их творчество. Уметь: сопоставлять зримые образы музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные), общность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание. Узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики. | текущий | Устный опрос | Модуль «Творчество Франца Шуберта» | |
14 | Тема 14: «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве» Всего часов 1 | |||||||
Дата | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания урока | Требования к результатам | Контрольно-оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы | ||
Учащийся научится, будет знать | Вид | Форма | ||||||
14.1 | Тема урока 14.1 «Древний храм златой вершиной блещет ярко….» Комбинированный урок | 1 | Народные истоки русской профессиональной музыки. Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки - на примере произведений отечественных композиторов. Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека. Колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. Гармония. Фреска. Орнамент. Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколениям русских людей.
С. Рахманинов.
С. Рахманинов.
Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты) В. Кикта. | Знать/понимать: Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. Народные истоки русской профессиональной музыки. Характерные черты творчества С.Рахманинова. Композиторы отражают в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям. Уметь: находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения. | текущий | устный опрос | Модуль «Народно-песенные истоки русской профессиональной музыки. Способы обращения композиторов к народной музыке» | |
15 | Тема 15: «Портрет в музыке и изобразительном искусстве» Всего часов 2 | |||||||
Дата | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания урока | Требования к результатам | Контрольно-оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы | ||
Учащийся научится, будет знать | Вид | Форма | ||||||
15.1 | Тема урока 15.1 «Звуки скрипки так дивно звучали» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 1 | Осознание музыки как искусства интонации и обобщение на новом уровне триединства «композитор – исполнитель - слушатель»; расширение представлений учащихся о выразительных способностях скрипки, ее создателях и исполнительском мастерстве скрипачей; актуализация жизненно – музыкального опыта учащихся (повторение знакомых музыкальных произведений)
| Знать/понимать: Осознание музыки как вида искусства интонации на новом уровне триединства «композитор - исполнитель – слушатель». Выразительные возможности скрипки. Знать имена великих скрипичных мастеров, скрипачей. Уметь: сопоставлять произведения скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох, через сравнение различных интерпретаций музыкальных произведений, эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения. Размышлять о музыке, анализировать ее, выражая собственную позицию относительно прослушанной музыки; | тематический | устный опрос | Модуль «Характеристика отдельных инструментов. Скрипка» | |
15.2 | Тема урока 15.2 «Неукротимым духом своим он побеждал зло» Урок обобщения и систематизации знаний. | 1 | Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Осознание музыки как вида искусства интонации на новом уровне триединства «композитор - исполнитель – слушатель». Выразительные возможности скрипки. Скрипичные мастера. Великие скрипачи. Постижение музыкального образа через сравнение различных интерпретаций произведения. Сопоставление произведений скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох, портрет Н.Паганини в музыке и изобразительном искусстве.
Для скрипки соло. Н. Паганини (классические и современные интерпретации).
В. Лютославский.
| Знать/понимать: Осознание музыки как вида искусства интонации на новом уровне триединства «композитор - исполнитель – слушатель». Выразительные возможности скрипки. Знать имена великих скрипичных мастеров, скрипачей. Уметь: сопоставлять произведения скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох, через сравнение различных интерпретаций музыкальных произведений, эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения. Размышлять о музыке, анализировать ее, выражая собственную позицию относительно прослушанной музыки; | тематический | устный опрос | ||
16 | Тема 16: «Роль дирижера в прочтении музыкального произведения» Всего часов 1 | |||||||
Дата | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания урока | Требования к результатам | Контрольно-оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы | ||
Учащийся научится, будет знать | Вид | Форма | ||||||
16.1 | Тема урока 16.1 «Волшебная палочка дирижера» Комбинированный урок. | 1 | Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров. Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер.
Б. Окуджава | Знать/понимать: имена выдающихся дирижеров, их значение в исполнении симфонической музыки, роль групп симфонического оркестра. Уметь: передавать свои музыкальные впечатления в устной форме, размышлять о музыкальном произведении, проявлять навыки вокально – хоровой работы. | текущий | Устный опрос | Модуль «Знаменитые дирижёры» Модуль «Оркестр и его виды» | |
17 | Тема 17: «Образы борьбы и победы в искусстве» Всего часов 1 | |||||||
Дата | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания урока | Требования к результатам | Контрольно-оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы | ||
Учащийся научится, будет знать | Вид | Форма | ||||||
17.1 | Тема урока 17.1 «Образы борьбы и победы в искусстве» Комбинированный урок. | 1 | Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии. Особенности симфонического развития «Симфонии № 5» Л. Бетховена. Эскиз. Этюд. Набросок. Зарисовка.
| Знать/понимать: имена выдающихся дирижеров, их значение в исполнении симфонической музыки, роль групп симфонического оркестра. Сущность музыкального исполнительства как искусства интерпретации. Уметь: личностно-окрашенного эмоционально-образного восприятия и оценки изучаемых произведений отечественных и зарубежных композиторов различных исторических эпох и стилевой принадлежности. | текущий | Устный опрос | Модуль «Творчество Людвига ван Бетховена» Модуль «Бетховен. Становление личности» | |
18 | Тема 18: «Архитектура - застывшая музыка» Всего часов 1 | |||||||
Дата | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания урока | Требования к результатам | Контрольно-оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы | ||
Учащийся научится, будет знать | Вид | Форма | ||||||
Тема урока 18.1 «Храм, как корабль огромный, несется в пучине веков…» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | 1 | Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла. Католические храмы и органная музыка.
| Знать/понимать: принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства, изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; понятие – полифония. Уметь: соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельности. | текущий | Устный опрос обучающий | Модуль «Духовная музыка в синтезе с храмовым искусством в эпоху средневековья» «Влияние западноевропейской музыки на развитие русского музыкального искусства» | ||
19 | Тема 19: «Полифония в музыке и живописи» Всего часов 1 | |||||||
Дата | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания урока | Требования к результатам | Контрольно-оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы | ||
Учащийся научится, будет знать | Вид | Форма | ||||||
19.1 | Тема урока 19.1 «В музыке Баха слышаться мелодии космоса» Урок обобщения и систематизации знаний. | 1 | Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония). Общность языка художественных произведений в музыке и живописи. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга.
М.К. Чюрленис. | Знать/понимать: принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства, изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; понятие – полифония, фуга. Органная музыка. Уметь: соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельности. | текущий | Устный опрос | Модуль «Творчество Иоганна Себастьяна Баха» Модуль «Монодия, гомофония, полифония» | |
20 | Тема 20: «Музыка на мольберте» Всего часов 1 | |||||||
Дата | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания урока | Требования к результатам | Контрольно-оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы | ||
Учащийся научится, будет знать | Вид | Форма | ||||||
20.1 | Тема урока 20.1 «Я полечу в далекие миры, в край вечной красоты…» Комбинированный урок | 1 | Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Живописная музыка и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса. Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин. Образ моря в искусстве Чюрлениса. Композиция. Форма. Триптих. Соната. Allegro, Andante.
М.К. Чюрленис.
М.К. Чюрленис. | Знать/понимать: о связи музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Уметь: сравнивать общность образов в музыке, живописи, литературе, размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, проявлять творческую инициативу. | текущий | Устный опрос обучающий | Диск «Импрессионизм в музыке и живописи» | |
21 | Тема 21: «Звучащие картины» Всего часов 1 | |||||||
Дата | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания урока | Требования к результатам | Контрольно-оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы | ||
Учащийся научится, будет знать | Вид | Форма | ||||||
21.1 | Тема урока 21.1 «Импрессионизм в музыке и живописи» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | 1 | Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Знакомство с произведениями К.Дебюсси. Особенности импрессионизма как художественного стиля. Взаимодействие импрессионизма в музыке и в живописи. Импрессионизм. Прелюдия. Интерпретация. Фортепианная сюита. Джазовые ритмы.
| Знать/понимать: особенности импрессионизма, как художественного стиля, особенности творчества К. Дебюсси. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Уметь: определять характер, настроение и средства выразительности в музыкальном произведении. Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, рисунке. | текущий | устный опрос | Презентация «Импрессионизм в музыке» | |
22 | Тема 22: «О подвигах, о доблести и славе...» Всего часов 1 | |||||||
Дата | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания урока | Требования к результатам | Контрольно-оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы | ||
Учащийся научится, будет знать | Вид | Форма | ||||||
22.1 | Тема урока 22.1 «О тех, кто уже не придет никогда – помните!» Комбинированный урок | 1 | Стилевое многообразие музыки 20 века. Богатство музыкальных образов - драматические, героические. Тема защиты Родины в различных видах искусства. Сопоставление художественных произведений. Реквием. «Реквием» Д. Кабалевский:
Стихи Р. Рождественского. | Знать/понимать: установление взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов; продолжать знакомство с жанром реквиема. Уметь: выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства, участвовать в коллективной исполнительской деятельности. | текущий | устный опрос | Модуль «Защитники Отечества в русском народном эпосе. Былины, историческая песня сказания» | |
23 | Тема 23: «В каждой мимолетности вижу я миры…» Всего часов 1 | |||||||
Дата | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания урока | Требования к результатам | Контрольно-оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы | ||
Учащийся научится, будет знать | Вид | Форма | ||||||
23.1 | Тема урока 23.1 «Музыкальная живопись Мусоргского» Комбинированный урок. | 1 | Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в камерной – инструментальной музыке. Образный мир произведений М. Мусоргского. Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия
М.П. Мусоргский рисунки В.Гартмана
| Знать/понимать: своеобразие музыкальных образов в творчестве русских композиторов С. Прокофьева и М. Мусоргского. Уметь: выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов; выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки. | тематический | устный опрос | Модуль «Картинки с выставки» | |
24 | Тема 24: «Мир композитора» Всего часов 1 | |||||||
Дата | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания урока | Требования к результатам | Контрольно-оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы | ||
Учащийся научится, будет знать | Вид | Форма | ||||||
24.1 | Тема урока 24.1 «С веком наравне» Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | 1 | Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов. Слушание и исполнение произведений по желанию детей. | Знать/понимать: о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов. Знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений. Уметь: владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений. | итоговый | тестирование | ||
25 | Тема 25: «Заключительный урок – обобщение» Всего часов 1 | |||||||
Дата | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания урока | Требования к результатам | Контрольно-оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы | ||
Учащийся научится, будет знать | Вид | Форма | ||||||
25.1 | Тема урока 25.1 Заключительный урок – обобщение Урок обобщения и систематизации знаний. | 1 | Обобщение музыкальных и художественных впечатлений, знаний, опыта школьников, опыт исполнительства. | Знать/понимать: понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.); Уметь: передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров. | итоговый |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...
Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П
Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...
Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...
Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...