Рабочая программа по музыке, 6 класс.
рабочая программа по музыке (6 класс) по теме

Диденко Ирина Александровна

 

Программа разработана на основе программы   Музыка 1-7 классы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Москва «Просвещение»2009 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_klass.doc328.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Согласовано

Заместитель директора по УМР

______________Т.Н.Колкова

«  » августа 2012г.

Календарно-тематическое планирование

На 2012-2013 учебный год

По предмету: музыка

Количество часов: всего 34ч; в неделю: 1 ч.

Класс_______6__________________________

Уровень: базовый

Учитель: Диденко Ирина Александровна

Планирование составлено на основе рабочей программы учителя

Диденко И.А. по предмету «Музыка»_____6 класс_______________

утверждённой решением педагогического совета:

протокол №  от «» августа 2012 года.

                                                                       

                                                                                                             

                                                                                                         

                                                                                                           

                                                                                     

Курганинский район


        

                    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение



      Средняя  общеобразовательная школа  №12  ст.Михайловской

_____________________________________________________________  

                        наименование  образовательного учреждения



                                                                   Утверждено

                                                                 

                                                                                                              решением педсовета

.                                                         протокол №  от..    2012.   г

                                                                                                                  Председатель педсовета

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

                                                        _______________Н.П.Ополева 

                                                                подпись директора ОУ                  Ф.И.О.          

                                                                                                       

                                                                                                       






        Рабочая программа

 

По предмету(курсу и т.д.) __музыка____________________________________________

Класс_____6_______________________________________________________________

Уровень__базовый__________________________________________________________________

Учитель____ Диденко Ирина Александровна_____________________________________


Программа разработана на основе программы   Музыка 1-7 классы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Москва «Просвещение»2009 год

        реквизиты  (издательства, год)













                                                            Пояснительная записка.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д. Крицкая, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2007 год). Программа «Музыка» для основной школы (в данном издании 5 – 7 классов) имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской федерации».

Исходными документами для составления данной рабочей      программы являются:

  1. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
  2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
  3. Авторская программа «Музыка 5 - 7» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской «Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы. Искусство 8-9 классы»– М. Просвещение, 2007;;

При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, рабочие тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией  Г.П Сергеевой, Е.Д.Критской.


Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.


Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

        Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:

  1. метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
  2. метод эмоциональной драматургии;
  3. метод интонационно-стилевого постижения музыки;
  4. метод художественного контекста;
  5. метод создания «композиций»;
  6. метод перспективы и ретроспективы.         

В соответствии учебным планом в 6 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 35 часов (из расчета 1 час в неделю).  Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.

       Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов. В программе 6 класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Мир образов народной, религиозной, классической и современной музыки. Музыка в семье искусств.

Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира. Но так как сами авторы программы не   

_________________________________________________________________________

регламентируют жесткого разделения музыкального материала на учебные темы и уроки:


. Данная программа

не подразумевает жестко регламентированного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития  учащихся каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных занятий. Творческий подход учителя музыки к данной программе — залог успеха его музыкально-педагогической деятельности»*, в календарно-тематическом планировании внесена корректировка и перераспределение часов на изучение разделов и тем, а именно:

добавлен 1 час на изучение темы «Авторская песня» и «Джаз-искусство 20 века», так как  эти темы имеют  объемный материал для изучения и слушания музыкального материала,  за счет темы «Мир музыкального театра»-2 часа вместо 3 часов.



         Контроль осуществляется в следующих видах:

- входной, текущий, тематический, итоговый.

         Формы контроля:

При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» 6 класс предпочтительными формами организации учебного предмета считаю: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, наблюдение, самостоятельная работа, тест.

       Виды организации учебной деятельности:

- конкурс

- викторина

- самостоятельная работ                  








«


-

             

        

Учебно-тематический     план    предмета  «Музыка»   (6 класс)


        

№ п/п

Тема

           Количество часов



Государственная программа

Рабочая программа

I

Мир образов вокальной и инструментальной музыки

17ч

16 ч

1

Удивительный мир музыкальных образов

1

1

2

Образы романсов песен русских композиторов

5

4

3

Образы песен зарубежных композиторов

2

2

4

Образы русской народной и духовной музыки

4

4

5

Образ духовной музыки западной европы

3

3






6

Авторская песня: прошлое и настоящее

1

1

7

Джаз- искусство XX века

1

1

II

Мир образов камерной и симфонической музыки

18

18

1

Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки

5

5

2

Образы симфонической музыки.

2

2

3

Симфоническое развитие музыкальных образов

2

2

4

Программная увертюра

4

4

5

Мир музыкального театра

3

3

6

Образы киномузыки

2

2


Итого

35

34


Содержание программы

          В программе VI класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ — живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. Интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Мир образов народной, религиозной, классической и современной музыки. Музыка в семье искусств.

Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (16ч)

Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.

Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.

Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX века (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).

Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Примерный перечень музыкального материала

Красный сарафан. А. Варламов, слова Н. Цыганова.          \

Гори,  гори, моя звезда. П. Булахов, слова В. Чуевского.

Калитка. А. Обухов, слова А. Будищева.

Колокольчик. А. Гурилев, слова И. Макарова.

Я помню чудное мгновенье. М. Глинка, слова А. Пушкина.

Вальс-фантазия. М. Глинка.

Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой.

Здесь хорошо. С. Рахманинов слова Г. Галиной.

Матушка, что во поле пыльно. Русская народная песня.

Матушка, что во поле пыльно. М. Матвеев, слова народные.

 На море утушка купалася. Русская народная свадебная песня.

Плывет лебедушка. Хор из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.

Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.

Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.

Песня венецианского гондольера (№ 6). Ф. Мендельсон.  

Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.

Песни гостей. Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.

Серенада. Ф. Шуберт, слова Л. Рельштаба, перевод Н. Огарева.

Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Плещеева.

Фореллен-квинтет (4-я часть). Ф. Шуберт.

Жаворонок. М. Глинка — М. Балакирев.

Лесной царь. Ф. Шуберт, слова В. Гёте, русский текст В. Жуковского.

Огромное небо. О. Фельдман, стихи Р. Рождественского.

Шестопсалмие (знаменный распев)

 Свете тихий. Гимн (киевский распев).

Да исправится молитва моя. П. Чесноков.

Не отвержи мене  во  время старости.  Духовный  концерт (фрагмент). М. Березовский.

Концерт № 3 для фортепиано с оркестром (1-я часть). С. Рахманинов.

Русские народные инструментальные наигрыши. Во кузнице; Комара женить мы будем.  Русские народные песни.

Во кузнице. Хор из 2-го действия оперы «В бурю». Т. Хренников.

Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

Фрески Софии Киевской (фрагменты). В. Кикта.

Перезвоны.  По прочтении В.  Шукшина. Симфония-действо (фрагменты). В. Гаврилин.

Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.

Веска, слова народные;

Осень, слова С. Есенина. Из вокального цикла «Времена года». В. Гаврилин.

В горнице. И. Морозов, слова Н. Рубцова.

Молитва Франсуа Виньона, Слова и музыка Б. Окуджавы.

Будь со мною (Молитва). Е. Крылатов, слова Ю. Энтина.

В минуту скорбную сию. Слова и музыка иеромонаха Романа.

Органная токката и фуга ре минор (классические и современные интерпретации). И.-С. Бах.

Хоралы № 2, 4. Из «Рождественской оратории». И.-С. Бах.

Stabat mater (фрагменты № 1 и № 13). Д. Перголези:

Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт.

Кармина Бурана. Мирские песнопения. Сочинение для солистов, хора, оркестра и для представления на сцене. К. Орф.

Гаудеамус. Международный студенческий гимн.

Из вагантов. Из вокального цикла «По волне моей памяти». Д. Тухманов, русский текст Л. Гинзбурга.

Россия. Д. Тухманов, слова М. Ножкина.

Глобус. М. Светлов, слова М. Львовского.

Песенка об открытой, двери. Слова и музыка Б. Окуджавы.

Нам нужна одна победа. Из художественного фильма «Белорусский вокзал». Слова и музыка Б. Окуджавы.

Как прекрасен этот мир.  Д. Тухманов, слова В. Харитонова.

Я не люблю. Слова и музыка В. Высоцкого.

Милая моя (Солнышко лесное). Слова и музыка Ю. Визбора.

Диалог у новогодней елки. С. Никитин, слова Ю. Левитанского.

Атланты. Слова и музыка А. Городницкого.

Снег. Слова и музыка А. Городницкого.

Пока горит свеча. Слова и музыка А. Макаревича.

Вечер бродит. Слова и музыка А. Якушевой.

Мы свечи зажжем. С. Ведерников, слова И. Денисовой.

Сережка ольховая. Е. Крылатов, слова Е. Евтушенко.

Багульник, В. Шаинский, слова И. Морозова.

Песенка на память. М. Минков, слова П. Синявского.

Бог осушит слезы. Спиричуэл и др.

Город Нью-Йорк. Блюз и др.

Любимый мой. Дж.  Гершвин, слова А.  Гершвина, русский текст Т. Сикорской.

Любовь вошла. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, перевод С. Болотина и Т. Сикорской.

Спасибо, музыка; Старый рояль. Из художественного фильма «Мы из джаза». М. Минков, слова Д. Иванова.

Караван. Д. Эллингтон.

Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.

Острый ритм; Хлопай в такт. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина.


Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (18 ч)


Жизнь — единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.

Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др.

Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.).

Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера,  киномузыка.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.      


Примерный перечень музыкального материала

Прелюдия № 24. Баллада № 1. Ф. Шопен.

Баллада о гитаре и трубе. Я. Френкель, слова Ю. Левитанского.

Ноктюрны. П. Чайковский.

Ноктюрны. Ф. Шопен.

Ноктюрн. Из Квартета № 2. А. Бородин.

Вопрос, оставшийся без ответа («Космический пейзаж). Пьеса для камерного оркестра. Ч. Айвз.

Мозаика. Пьеса для синтезатора. Э. Артемьев.

Прелюдии. М. Чюрленис.

Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель» (фрагменты). Г. Свиридов.

Побудь со мной. Н. Зубов, слова NN. .

Вот мнится тройка удалая. Русская народная песня, слова Ф. Глинки.

Времена года. Цикл концертов для оркестра и скрипки соло (фрагменты). А. Вивальди.

Итальянский концерт (фрагменты). И.-С. Бах.

Симфония № 4 (2-я часть). П. Чайковский.

Симфония №2 («Богатырская») (1-я часть). А. Бородин.

Симфония № 3 («Героическая») (4-я часть). Л. Бетховен.

Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка.

Ave, verum. B.-A Моцарт.

Моцартиана. Оркестровая сюита № 4 (3-я часть). П. Чайковский.

Эгмонт, Увертюра. Л. Бетховен.

Скорбь и радость. Канон. Л. Бетховен.

Ромео и Джульетта. Увертюра-фантазия (фрагменты). П. Чайковский.

 Ромео и Джульетта. Балет (фрагменты). С. Прокофьев.

Ромео и Джульетта.  Музыкальные зарисовки  (сюита) для большого симфонического оркестра. Д. Кабалевский. Вестсайдская история. Мюзикл (фрагменты). Л. Бернстайн.

Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк.

Орфей и Эвридика. Рок-опера. А. Журбин, слова Ю. Димитрина.

Слова любви. Из художественного фильма «Ромео и Джульетта». Н. Рота, русский текст Л. Дербенева, обработка Г. Подберезского.

Увертюра (фрагменты); Песенка о веселом ветре. Из художественного фильма «Дети капитана Гранта». И. Дунаевский.

Мгновения. Из телевизионного фильма «Семнадцать мгновений весны». М. Таривердиев, слова Р. Рождественского. Звуки музыки; Эдельвейс. Из художественного фильма-мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерсона, русский текст М. Подберезского.

Родного неба милый свет. Е. Голубева, слова В. Жуковского.

Моя звезда. А Суханов, слова И. Анненского.

Мир сверху. Слова и музыка А. Дольского.

Осенний бал. Слова и музыка Л. Марченко.



,




Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения музыки ученик должен:

Знать/понимать:

  1. специфику музыки как вида искусства;
  2. значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
  3. основные жанры народной и профессиональной музыки;
  4. основные формы музыки;
  5. характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
  6. виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
  7. имена выдающихся композиторов и исполнителей;

Уметь:

  1. эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
  2. узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;
  3. выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);
  4. выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
  5. распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
  6. различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
  2. размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
  3. музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

Общеучебные  умения, навыки  и  способы  деятельности.

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:

- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;

- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;

- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.

       Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:

- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.


Требования  к  уровню  подготовки  учащихся  основной  школы

6 класс

Обучение музыкальному искусству должно обеспечить учащимся возможность:

  1. понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
  2. иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;
  3. знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;
  4. уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная;
  5. владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;
  6. анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
  7. раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
  8. развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
  9. совершенствовать умения и навыки самообразования.

ков.






        Список научно-методического обеспечения.


Учебно-методический комплект «Музыка 5-9 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:

  1. Программа «Музыка 5- 7классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2007г.
  2. Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 классы», М., Просвещение, 2005г.
  3. «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка.  6 класс», М., Просвещение, 2005г
  4. фонохрестоматия для 6 класса (6 аудио кассет)
  5. Г.П. Сергеева «Музыка. 6 класс» фонохрестоматия. 2 СD, mp 3, М,Просвещение, 2009 г.
  6. учебник «Музыка. 6 класс», М.,  Просвещение, 2006г.

«Творческая тетрадь «Музыка. 6 класс» М., Просвещение, 2006 г.




                               











Список научно-методической литературы.

  1. «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов).,М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2008г.
  2. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
  3. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
  4. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
  5. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.
  6. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.
  7. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
  8. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
  9. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.



  10. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
  11. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
  12. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.
  13. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
  14. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
  15. Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.
  16. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
  17. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
  18. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
  19. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
  20. В ович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.
  21. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.
  22. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г
  23. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.

23.Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.

  1. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.
  2. Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.
  3. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/, М., Аст, 2002г.
  4. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.
  5. «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.
  6.  «Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 – 2009г.
  7. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.
  8. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.
  9. «Пионерский музыкальный клуб» выпуск №№15,20-24.
  10. Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., Советский композитор, 1991г.
  11. Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.
  12. Самигуллина В.М. «Поурочные планы. Музыка 6 класс», Волгоград, Учитель, 2005г
  13. Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.
  14. Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.
  15. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
  16. Песенные сборники.
  17. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007 - 176с.
  18.  Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением.  М.: Глобус, 2008.- 176с

Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.



                                                                                 

обсуждено                согласовано

На заседании МО             заместитель директора _______

Пртокол № 1 от 2 .08.2012г                                     Т.Н.Колкова 2 .08.2012  

РуководительМО__________        

        Е.В.Мерзликина



№ урока

Тема урока

Тип урока

Элемент содержания

Количество часов

Дата проведения

Домашнее задание

Оборудование урока

план

факт

1

Удивительный мир музыка-льных образов.

Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке и инструментальной музыке.

Определение музыкального образа. Специфика вокальной и инструментальной музыки. Лирические образы русских романсов и песен. Многообразный мир эмоциональных чувств в лирическом романсе. Единство музыкальной и поэтической речи в романсе.

  1. Гори, гори, моя звезда. П. Булахов, слова В. Чуевского.
  2. Калитка. А. Обухов, слова А. Будищева.
  3. Колокольчик. А. Гурилев, слова И. Макарова.
  4. Россия. Д. Тухманов, слова М. Ножкина.

1

Творческая тетрадь стр.4-5

Модуль:

Разнообразие музыкальных образов в вокальной и вокально-инструментальной музыке

2

Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс.

Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке. Развитие жанров светской музыки – романс.

Жанр песни-романса. Песня-диалог. Инструментальная обработка романса..

  1. Красный сарафан. А. Варламов, слова Н. Цыганова
  2. Матушка, что во поле пыльно, русская народная песня.
  3. Матушка, что во поле пыльно. М. Матвеев, слова народные.
  4. Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.
  5. Жаворонок. М. Глинка — М. Балакирев.

1

Творческая тетрадь стр.6-7

Модуль:

Русский романс XIX века


Вокальная музыка. Романс

3

Два музыка-льных посвя-щения. Портрет в музыке и живописи. Кар-тинная галерея. 

Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы - М.И. Глинка. Исполнение музыки как искусство интерпретации.

Музыкальный портрет. Единство содержания и формы. Приемы развития музыкального образа. Особенности музыкальной формы. Сравнение исполнительских трактовок.

  1. Д. Тухманов Д., сл. М.Ножкина «Россия».
  2. М.Глинка, ст. А.С.Пушкина. «Я помню чудное мгновенье».
  3. М. Глинка. «Вальс-фантазия».  
  4. «Вальс» из балета П.И.Чайковского «Спящая красавица»
  5. «Вальс» из балета С.С.Прокофьева «Золушка».

1

Творческая тетрадь с.8-9

Модуль:

Творчество Михаила Ивановича Глинки

Закрепить полученные знания

4

«Уноси мое сердце в звенящую даль…».

.

Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы – С.В.Рахманинов.

Лирические образы романсов С.В.Рахманинова. Мелодические особенности музыкального языка С.В.Рахманинова. Выразительность и изобра-зительность в музыке.

  1. С.В.Рахманинов, сл.Е.Бекетовой. «Сирень».
  2. С.В.Рахманинов, сл. Г.Галиной. «Здесь хорошо».
  3. С.В.Рахманинов «Островок».
  4. Ю.Визбор «Лесное солнышко».

1

Творческая  тетрадь с.10-12

Модуль:

Творчество Сергея Васильевича Рахманинова

5

Музыкальный образ и мас-терство испол-нителя.

Выдающиеся российские исполнители: Ф.И.Шаляпин.

Творчество Ф.И.Шаляпина. Выразительные тембровые и регистровые возможности голоса Ф.И.Шаляпина. Артистизм и талант Ф.И. Шаляпина.

  1. М.И.Глинка «Рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и Людмила» в исполнении Ф. Шаляпина.
  2. М.И.Глинка «Ария Сусанина» из оперы «Иван Сусанин».
  3. Н.А.Римский-Корсаков «Песня варяжского гостя» из оперы «Садко».
  4. Ю.Визбор «Лесное солнышко».

Творческая тетрадь с.14-15

Модуль:

Знаменитые исполнители-вокалисты.


Знаменитые исполнители-вокалистки.

6

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве ком-позиторов.

Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни). Народные истоки русской профессиональной музыки.

Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня-диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов (на примере одной из опер по выбору учителя).

  1. РНП «Матушка, что во поле пыльно».
  2. М.Матвеев «Матушка, что во поле пыльно». М.П.Мусоргский. Хор  «Плывёт, лебёдушка» из оперы  «Хованщина».
  3. М.И.Глинка. Хор «Разгулялися, разливалися» из оперы «Иван Сусанин».
  4. М.И.Глинка. «Романс Антониды» из оперы «Иван Сусанин».
  5. А.Морозов, сл. Н.Рубцова «В горнице».

1

 Творческая тетрадь с.16-17

Модуль:

Народно-песенные истоки русской профессиональной музыки. Способы обращения композиторов к народной музыке


Свадебный обряд Древней Руси

7

Образы песен зарубежных ком-позиторов. Ис-кусство прекра-сного пения.

Творчество выдающихся композиторов прошлого. Знакомство с творчеством выдающихся русских и зарубежных исполнителей.

Знакомство с вокальным искусством прекрасного пения бельканто. Музыкальные образы песен Ф.Шуберта. Развитие музыкального образа от интонации до сюжетной сцены.

  1. М.И.Глинка Венецианская ночь в исп. Н.Дорлиак
  2. Ф.Шуберт «Форель».
  3. Ф.Шуберт 4 часть «Фореллен-квинтете».
  4. Ф.Шуберт Серенада (№4 из вок.ц Лебединая песня) Исп И.Козловский.
  5. Ф.Шуберт Серенада (№4 из вок.ц Лебединая песня) на нем яз исп. Г. Прей
  6. А.Морозов, сл. Н.Рубцова «В горнице».

1

 Закрепить полученный знания

Модуль:

Творчество Франца Шуберта


Знаменитые исполнители-вокалисты.


Знаменитые исполнители-вокалистки

8

Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь».

Романтизм в западноевропейской музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов.

Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие баллады. Артистизм и мастерство исполнителя.

  1. Ф.Шуберт. Баллада «Лесной царь» в исполнении Д. Фишер-Дискау на немецком языке.
  2. Ф.Шуберт. Баллада «Лесной царь» в исполнении Б.Гмыря.
  3. В. Шаинский «Багульник»

 1

Творческая тетрадь с.18-19

Модуль:

Творчество Франца Шуберта

9

Образы русской народной и духовной музы-ки. Народное искусство Древ-ней Руси.

Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья: знаменный распев как музыкально-звуковой символ Древней Руси.

Особенности развития русского музыкального фольклора. Составление ритмической партитуры для инструментовки русской народной песни, инструментальное музицирование.

  1. «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова
  2. «Во кузнице», «Как под яблонькой», «Былинные наигрыши»
  3. Киевский распев «Свете тихий»
  4. П.Г.Чесноков «Да исправится молитва моя»

1

Творческая тетрадь с.20

Модуль:

Обращение композиторов к национальному фольклору и к фольклору других народов

10

Образы русской народной и духовной музы-ки. Духовный концерт.

 

Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт..

Характерные особенности духовной музыки. Основные жанры религиозно-духовной культуры – Всенощная и Литургия. Знаменный распев как основа русской духовной музыки. Жанр хорового концерта. Полифоническое изложение материала.

  1. М.Березовский. Духовный концерт «Не отвержи мене во время старости» 1часть.
  2. Б.Окуджава «Молитва»

1

Творческая тетрадь с 26-27

Модуль:

Духовная музыка в синтезе с храмовым искусством в эпоху средневековья  

11

«Фрески Софии Киевской». В.Г.Кикта

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.

Духовные сюжеты и образы в современной музыке. Особенности современной трактовки.

Фрагменты из концертной симфонии В.Кикта «Фрески Софии Киевской»:

  1.  «№3.  Орнамент»;
  2. «№6. Борьба ряженых»;
  3.  «№7. Музыкант».
  4. Б.Окуджава «Молитва»

1

 Творческая тетрадь с.22-25

12

Симфония «Перезвоны» В.Гаврилина Молитва.

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.

Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.

  1. В. Гаврилин «Весна» и «Осень» из вокального цикла «Времена года».
  2. В. Гаврилин. Фрагменты из симфонии-действа «Перезвоны»: «Вечерняя музыка»; «Весело на душе»; «Молитва»; «№2. Смерть разбойника»; « №4. Ерунда»; «№8. Ти-ри-ри».
  3. Песня иеромонаха Романа «В минуту трудную сию…»
  4. Б.Окуджава «Молитва»

1

Закрепить полученные знания

13

Образы духовной музыки Западной Европы. Небес-ное и земное в музыке Баха. По-лифония. Фуга. Хорал.

Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека).

Характерные особенности музыкального языка И.С.Баха. Выразительные возможности органа. Особенности развития музыки в полифонии. Полифонический 2-частный цикл: токката и фуга, прелюдия и фуга. Современная рок-обработка музыки И.С.Баха.

  1. И.С.Бах «Токката» ре минор.
  2. И.С.Бах «Токката» ре минор в рок-обработке.
  3. И.С.Бах. Хорал «Проснитесь, голос к вам взывает».
  4. И.С.Бах. «Рождественская оратория  №2» Хорал.
  5. И.С.Бах «Рождественская оратория  №4» Хорал.
  6. А.Городницкий «Атланты»

1

Закрепить полученный знания

Модуль:

Западноевропейская музыка эпохи Возрождения

14

1

Закрепить полученные знания

Модуль:

Западноевропейская музыка эпохи Барокко.


Духовная музыка в синтезе храмовых искусств.

15

Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бура-на».

.

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия (К.Орф), особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.

Образы скорби и печали в духовной музыке. Закрепление вокально-инструментальных жанров кантаты и реквиема. Полифонический и гомофонный тип изложения музыкального материала. Контраст музыкальных образов.

Фрагменты из кантаты Дж.Перголези «Стабат матер»:

  1. «№1. Стабат матер долороза»
  2. «№13. Амен».
  3. В.А.Моцарт «Реквием»: «№1ч. Реквием атернам»

Фрагменты из сценической кантаты К.Орфа «Кармина Бурана»: « №1. О, Фортуна!»:

  1. « №2. Оплакиваю раны, нанесённые мне судьбой»
  2. «№5. Тая, исчезает снег»
  3. «№8. Купец, продай мне краску»; «№20
  4. Приходите, приходи»
  5. «№21. На неверных весах моей души».
  6. А.Городницкий «Атланты»

1

 Оформление афиши концерта, его программы, эскизов декораций к воображаемому действию

Презентация Духовная музыка.

16

Авторская музы-ка: прошлое и настоящее.    

Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства :бардовская песня .

Жанры и особенности авторской песни. Исполнители авторской песни – барды. Выдающиеся отечественные исполнители авторской песни. История становления авторской песни. Жанр сатирической песни.

  1. Д.Тухманов «Из вагантов» - из вокальной рок-сюиты «По волне моей памяти».  
  2. «Гаудеамус»  - Международный студенческий гимн.
  3. А.Городницкий «Снег»;

 1

Творческая тетрадь с.30-31

Презентация: «Бардовская песня»

17

Джаз – искусство 20 века.     

  

Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: джаз -

спиричуэл, блюз.

Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Определение джаза. Истоки джаза (спиричуэл, блюз). Импровизационность джазовой музыки. Джазовые обработки.

  1. Спиричуэл «Бог осушит мои слёзы»
  2. Спиричуэл «Вернёмся с Иисусом».
  3. Блюз «Сегодня я пою блюз».
  4. Дж.Гершвин. «Любимый мой».
  5. И.Миллс-Д.Эллингтон «Караван» в исп. джаз-оркестра п/у Д.Эллингтона.
  6. И.Миллс-Д.Эллингтон «Караван» в исп.джаз-оркестра п/у Л.Утёсова.
  7. М.Минков «Старый рояль».
  8. У.Хьюстон  «Я всегда буду тебя любить».

1

Творческая тетрадь с.32-33

Модуль:

Джаз.Истоки.

18

Вечные темы искусства и жизни.

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд..

Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Характерные черты музыкального стиля Ф.Шопена. Закрепление жанра ноктюрна. Программная и не программная музыка.

  1. Ф.Шопен. «Этюд № 12».
  2. Ф Шопен. «Прелюдия №24» ре минор.
  3. Я.Френкель, сл. Ю.Левитанского «Баллада о гитаре и трубе».

1

Творческая тетрадь с.34-35

Модуль: Разнообразие музыкальных образов в камерно- инструментальной музыке.

19

. Образы каме-рной музыки. 

Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная.

Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития  в музыке. Разнообразие жанров камерной музыки..

  1. Ф.Шопен «Баллада №1» соль минор.
  2. Я.Френкель, сл. Ю.Левитанского «Баллада о гитаре и трубе».

1

Творческая тетрадь с.36-39

20

  Ночной пейзаж   Инструменталь-ная баллада.    

Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная – инструментальная баллада, ноктюрн. Сравнительная характе-ристика особенностей восприятия мира композиторами.

Особенности жанра инструментальной баллады. Ф.Шопен – создатель жанра инструментальной баллады. Разнообразие музыкальных образов в одном произведении. Расширение представлений о жанре ноктюрна. Особенности претворения образа-пейзажа.

  1. Ф.Шопен «Ноктюрн» фа минор.
  2. П.Чайковский «Ноктюрн» до-диез минор.
  3. А.П.Бородин «Ноктюрн» из «Квартета №2». Я.Френкель, сл. Ю.Левитанского «Баллада о гитаре и трубе».

1

Творческая тетрадь с.40-41

Модуль:

«Жанры инструментальной музыки»

21

Инструменталь-ный концерт. «Итальянский концерт».

Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Новый круг образов, отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявления

Зарождение и развитие жанра инструментального концерта. Разновидности и структура концерта. Инструментальный концерт эпохи барокко. Программная музыка. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-пейзаж.

 А.Вивальди «Весна» из цикла «Времена года»:

  1. А. Вивальди  «Зима» из цикла «Времена года».
  2. А. Вивальди «Весна» 1часть из цикла «Времена года» в аранжировке джаз-оркестра Р.Фола.
  3. А. Вивальди «Зима» 2 часть из цикла «Времена года» в аранжировке джаз-оркестра Р.Фола.
  4. И.С. Бах «Итальянский концерт».
  5. О.Митяев «Как здорово».

1

Твореская тетрадь с.48-49

Презентация

«Вивальди.Времена года»

22

«Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?» Картинная галерея.

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия.

Образ-пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке.  Контраст образных сфер. Моделирование ситуации восприятия не программного произведения. Выразительные возможности электромузыкального инструмента. Выразительность и изобразительность в музыке.

  1. Ч.Айвз «Космический пейзаж».
  2. Э. Артемьев «Мозаика».
  3. О.Митяев «Как здорово».

1

Творческая тетрадь с.42-43

Диск:

Музыкальные инструменты.

23

Образы сим-фонической му-зыки «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина.

.

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.  Творчество выдающихся композиторов прошлого и современности: Г.Свиридов.

Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке.

Фрагменты музыкальных иллюстраций к повести Пушкина  «Тройка» Г.Свиридова «Метель»: 

  1. «Тройка»; «Вальс»; «Весна и осень»; «Романс»; «Пастораль»; «Военный марш»; «Венчание».
  2. Н.Зубов. «Не уходи».
  3. О.Митяев «Как здорово

1

Творческая тетрадь с.44-45

Модуль:

Творчество Г.Свиридова.

24

1

Творческая тетрадь с.46-47

25

Симфоническое развитие музы-кальных образов. «В печали весел, а в веселье печален».  Связь времен.

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки. 

Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского.  Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний. Интерпретация и обра-ботка классической музыки.

  1. В. А. Моцарт «Симфония № 40».
  2. В.А.Моцарт «Авэ верум».
  3. П И.Чайковский «Моцартиана»,   оркестровая сюита №4.
  4. Е.Крылатов, сл.Е.Евтушенко «Ольховая сережка».

1

Самостоятельная письменная работа:ответы на вопросы учебника(с 131)

Модуль:

«Моцарт»

26

1

Закрепить полученные знания

Модуль:

Разнообразие музыкальных образов в симфонической и камерно-инструментальной музыке. Практика.

27

Программная увертюра. Увер-тюра «Эгмонт».

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки: увертюра. Классицизм в западноевропейской музыке.

Жанр программной увертюры. Воплощение литерату-рного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил.

Л.Бетховен. Увертюра «Эгмонт».

 Е.Крылатов, сл.Е.Евтушенко «Ольховая сережка».

1

Творческая тетрадь с.54-55

Модуль:

Бетховен. Становление личности.

28

1

Закрепить полученные знания

Модуль:

Бетховен. Зрелые годы.

29

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»

Богатство музыкальных образов  и особенности их драматургического развития контраст, конфликт) в вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыке.

Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды.

  1. П.И. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».
  2. Н.Рота, сл. Л.Дербенева «Слова любви» из к/ф «Ромео и Джульетта».

1

Творческая тетрадь с.56-57

Модуль:

Ромео и Джульетта. Трагедия В.Шекспира,увертюра-фантазия П.Чайковского и балет С.Прокофьева.

30

1


Закрепить полученные знания

31

Мир музы-

кального театра.

Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства:  мюзикл, рок-опера.

 Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов.

Фрагменты балета С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта»: ( на выбор учителя)

  1. «Вступление»
  2. «Улица просыпается»
  3. «Патер Лоренцо»
  4. «Монтекки и Капулетти (Танец     рыцарей)»; «Гибель Тибальда»; «Приказ Герцога»; «Похороны и смерть Джульетты».
  5. Фрагменты из оперы К Глюка «Орфей и Эвридика»: «Хор пастухов и пастушек»; ария Орфея «Потерял я Эвридику».

Фрагменты из рок-оперы А.Журбина «Орфей и Эвридика»: ( на выбор учителя)

  1. «Песня Орфея»;
  2. «Дуэт Орфея и Эвридики»;
  3. песня Орфея «Не срывай его, золотой цветок…»; баллада Фортуны
  4. «Все несчастливцы, как один…»;
  5. сцена Орфея и Харона;
  6. речитатив и баллада Харона «Орфей, дай мне руку…»; ария Орфея «Потерял я Эвридику»


1














Закрепитьполученные знания        

Модуль:

«Литературные образы в балете. Русские балеты 20 века»

32

Мир музыкального театра

1

Закрепить полученные знания

33

Образы кино-музыки.

Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Творчество отечественных композиторов-песенников - И.О. Дунаевский.

Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле.  Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.  Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов. Тестирование по темам года.

(на выбор учителя)

И.Дунаевский Музыка из к/ф «Дети капитана Гранта»:

  1. «Увертюра»
  2. «Песенка о капитане»
  3. песенка Роберта «Спой нам, ветер».
  4. М. Таривердиев. «Мгновения» из к/ф «Семнадцать мгновений весны»
  5. Н. Рота. Тема любви из к/ф «Ромео и Джульетта»
  6. К.Армстронг  Музыка из к/ф «Ромео и Джульетта»: «Песня Джульетты»; хор; дуэт Ромео и Джульетты; сцена на балконе.
  7. Е.Дога. Вальс из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»

Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки.Слушание  музыкальных фрагментов. Игра  «Угадай мелодию».

1          

Закрепить полученные знания

Модуль:

«Музыка в кино 20-40 годы.Отечественные фильмы»

«Музыка в кино. Нино Рота»

34

Образы кино-музыки. Обоб-щающий урок.

1

Модуль:

«Музыка как вид искусства»

Фрагменты из мюзикла «Вестсайдская история»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П

Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы  «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...

Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...