Рабочая программа по музыке, 5 класс.
рабочая программа по музыке (5 класс) на тему
Программа разработана на основе программы Музыка 1-7 классы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Москва «Просвещение»2009 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass.doc | 278.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Курганинский район
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №12 ст.Михайловской
_____________________________________________________________
наименование образовательного учреждения
Утверждено
решением педсовета
. протокол № _1_ от_ августа 2012г
Председатель педсовета
_______________Н.П.Ополева
подпись директора ОУ Ф.И.О.
Рабочая программа
По предмету(курсу и т.д.) __музыка____________________________________________
Класс_____5________________________________________________________________
Уровень__базовый__________________________________________________________________
Учитель____ Диденко Ирина Александровна_____________________________________
Программа разработана на основе программы Музыка 1-7 классы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Москва «Просвещение»2009 год
реквизиты (издательства, год)
Согласовано
Заместитель директора по УМР
______________Т.Н. Колкова
« » августа 2012г.
Календарно-тематическое планирование
На 2012-2013 учебный год
По предмету: музыка
Количество часов: всего 34ч; в неделю: 1 ч.
Класс____5_____________________________
Уровень: базовый
Учитель: Диденко Ирина Александровна
Планирование составлено на основе рабочей программы учителя
Диденко И.А. по предмету «Музыка»____5 класс________________
утверждённой решением педагогического совета:
протокол №1 от « » августа 2012 года.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ п/п | Тема урока Тип урока | Содержание темы | Количество часов | Дата проведения | Домашнее задание | Оборудование урока | |
План | Факт | ||||||
1 | Что роднит музыку с литературой. | Интонационно - образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства. Реальная жизнь – источник сюжетов, тем и образов в музыке и литературе. Интонация – единый стержень музыки и литературы. Музыкальная интонация – язык композитора. Связь музыки и литературы. Общность жанров в музыке и литературе.
| 1 | Закрепление полученных знаний | Песня - презентация «Моя Россия» Модуль «Музыка как вид искусства Модуль «Интона-ционно-об-разная, жан-ровая и сти-левая основы музыкального искусства»» | ||
2 | Вокальная музыка. н.р.к.Песни кубанского казачества | Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной музыки. Жанры вокальной музыки – песня.
| 3 | Творческая тетрадь, с.4-5. | Модуль «Интонация как носитель смысла в музы-ке.Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий» | ||
3 | Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, лирические песни). Народная песня, ее жанры и особенности. Средства музыкальной выразительности – способы передачи эмоциональных переживаний. Дуэт. Музыкальная форма Русские народные песни:
| Творческая тетрадь, с.18-21. | Модуль «Разновидности обрядовых песен» Модуль «Особенности русской наро-дной музы-кальной куль-туры» | ||||
4 | Вокальная музыка. | Развитие жанров камерной вокальной музыки – романс. Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе.
| Творческая тетрадь с.14-17. Запись названий известных народных песен, любимых в семье. | Модуль «Вокальная музыка. Романс» | |||
5 | Фольклор в музыке русских композиторов. | Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки. Народные истоки профессиональной музыки. Использование композиторами выразительных свойств народной песенной речи. Народно-поэтические сюжеты и образы в композиторской музыке. Народное сказание. Симфоническая миниатюра. Программная музыка.
| 2 | Рисунок героя из народной сказки « Кикимора», запомнившегося больше всего | Модуль «Народно-песе-нные истоки русской про-фессиональной музыки. Способы обра-щения ком-позиторов к народной му-зыке» | ||
6 | Фольклор в музыке русских композиторов. н.р.к. Особен-ности воспри-ятия музы-кального фоль-клора своего на-рода и других народов мира. . | Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной народной музыки. Использование композиторами выразительных свойств народной песенной речи. Народно-поэтические сюжеты и образы в композиторской музыке. Симфоническая сюита.
| Сочинение небольшой сказки в восточном стиле | Модуль «Образцы песенной и инструментальной народной музыки, полу-чившие широ-кое расспрос-транение в музыкальной культуре дру-гих народов» | |||
7 | Жанры инструментальной и вокальной музыки | Развитие жанров светской вокальной и инструментальной музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы. Вокализ, Песня без слов, Ария, Романс, Серенада, Баркарола: своеобразие и выразительность, лиричность.
фортепианного цикла «Песни без слов». Ф. Мендельсон. .
| 1 | Закрепить полученные знания | Модуль «Певческие голоса:сопрано, альт, тенор, бас, дискант и другие» | ||
8 | Вторая жизнь песни. | Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование. Связи между русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством. Интерпретация, обработка, трактовка.
| .2 | Закрепить полученные знания | Модуль «Образцы песенной и инструментальной народной музыки, полу-чившие широ-кое распро-странение в музыкальной культуре дру-гих народов» | ||
9 | Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: создание музыки в народном стиле. Связь между музыкой русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством, отражающим жизнь, труд, быт русского народа.
| Закрепить полученные знания | Модуль «Оперы Н.А. Римского-Кор-сакова "Снегу-рочка" (1882) и "Сказка о Царе Салтане" (1900)» Модуль «Обращение композиторов к национальному фольклору и к фольклору дру-гих народов» | ||||
10 | Всю жизнь мою несу родину в душе… . | Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы. Язык искусства. Колокольность и песенность – свойства русской музыки. Значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов. Программная симфония. Симфония-действо. Кантата.
| 1 | Творческая тетрадь с. 26-33 Подбор произведений, близких по настроению музыке и картине | презентация «Великий колокольный звон» Модуль «Творчество Георгия Васильевича Свиридова» | ||
11 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах. . | Романтизм в западно – европейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия, этюд. Творчество Ф. Шопена как композитора связано с его исполнительской деятельностью. Именно Ф.Шопен утвердил прелюдию как самостоятельный вид творчества, открыл новое направление в развитии жанра этюда, никогда не отделяя техническую сторону исполнения от художественной.
| 3 | Чтение в творческой тетради Сказки Г.Цыферова «Тайна запечного сверчка» | Модуль «Творчество Фридерика Шопена» | ||
12 | Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками. ( В.Моцарт – Ф.Шопен) Значимость музыкального искусства для творчества поэтов и писателей. Музыка - «главное действующее лицо» рассказов К. Паустовского. Расширение представлений о творчестве В. А. Моцарта. Хор. Оркестр. Жанры вокальной музыки: реквием
| Чтение в творческой тетради Сказки Г.Цыферова «Тайна запечного сверчка» | Модуль «Моцарт. Разговор с ми-ром» | ||||
13 | Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. | Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору. Особенности жанра оперы. Либретто – литературная основа музыкально-драматического спектакля, в которой кратко излагается сюжет оперы. Синтез искусств в оперном жанре. Разновидность вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы (увертюра, хор, речитатив, ария, ансамбль). Мастера мировой оперной сцены. Музыкальный портрет.
Н. Римский-Корсаков. | 1 | Творческая тетрадь с.44-49 | Модуль «Музыкально-театральные жанры.Опера» Модуль «Опера Н.А. Римского-Корсакова "Садко". 1898 | ||
14 | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. | Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы. Синтез искусств в балетном жанре. Образ танца. Сказочные сюжеты балетного спектакля. Исполнители балета (танцоры-солисты, кордебалет - массовые сцены). Лучшие отечественные танцоры и хореографы.
| 1 | Устный контроль. Интонационно-образный анализ фрагментов из балета | Модуль «Музыкально-театральные жанры.Балет» Модуль «Балет П.И. Чайковского "Спящая Красавица". «Балет П.И. Чайковского "Щелкунчик" | ||
15 | Музыка в театре, кино, на телевидении. | Творчество отечественных композиторов – песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении. Музыка как неотъемлемая часть произведений киноискусства. Киномузыка – важное средство создания экранного образа. Музыкальный фильм.
| Слушание музыки. Хоровое пение. Беседа по теме занятия | Модуль «Музыка в кино. Оте-чественные кинофильмы 1920-40-х годов» Видео фраг-менты из к/ф «Дети капи-тана Гранта» «Приключения Буратино» | |||
16 | Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. | Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл. Мюзикл – театр «легкого» стиля. Особенности жанра мюзикла, его истоки.
| Хоровое пение. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ | Модуль «Музыкально-театральные жанры: опе-ретта, мюзикл» Видео фраг-менты мюзикла «Кошки» | |||
17 | Мир композитора. | Знакомство с творчеством региональных композиторов. Литература обогащает искусство музыки. Нерасторжимая связь музыки со словом проявляется во всех видах вокальной музыки, фольклоре, операх, балетах, в инструментальной музыке, где использованы мелодии песен. Обобщение жизненно-музыкального опыта учащихся, закрепление представлений о взаимодействии музыки и литературы на основе выявления специфики и общности жанров этих видов искусства. Выявление многосторонних связей музыки и литературы. Музыка Кубанских композиторов. Понаморенко и его песенное творчество. | Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль. | Модуль «Снегурочка. Пьеса-сказка А.Н. Остров-ского и опера Н.А. Римского-Корсакова» | |||
18 | Что роднит музыку с изобразительным искусством. | Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (лирические). Взаимосвязь музыки и изобразительного искусства. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи.
| .1 | Закрепить полученные знания | |||
19 | Небесное и земное в звуках и красках. | Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве. Знаменный распев. Песнопение. Унисон. Пение а капелла. Хор. Солист.
| 1 | Творческая тетардь с.54-57 | Модули: «Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт, всенощная, литургия» | ||
20 | Звать через прошлое к настоящему. . | Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героические и эпические)и особенности их драматургического развития (контраст) Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность. Кантата «Александр Невский» С. Прокофьев:
| 2 | Творческая тетрадь с.58-61 | Модуль «Вокально-инструментальные музыкальные жанры. Оратория, кантата» | ||
21 | Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героико - эпические) и особенности их драматургического развития. Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Сопоставление героико – эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. Песня-плач. Осмысление темы о героических образах в искусстве. Кантата «Александр Невский» С. Прокофьев:
| Модуль «Творчество Д.Д. Шоста-ковича» Презентация «Алек-сандр Невский» фрагменты из к/ф «Алек-сандр Невский» | |||||
22 | Музыкальная живопись и живописная музыка. | Общее и особенное в русском и западно – европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прощлого. Общность музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Значение жанра пейзаж в русском искусстве. Выражение любви к родной земле средствами искусства. Образы русской природы в песне, светской музыке, молитве, живописи, литературе. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов- романтиков. Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Изобразительность.
| . 2 | Творческая тетрадь с.62-63 | Модуль «Творчество С.В.Рахманинова» «Развитие традиций русс-кой класс-сической музы-кальной школы в творчестве С.В.Рахманинова и А.Н. Скрябина» | ||
23 | Общее и особенное в русском и западно – европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прощлого. Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные) и обшность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Восприятие, исполнение, сравнение произведений искусства, созданных в жанре пейзажа Ф.Шуберта и С. Рахманинова. Живописная пластика (цвет, линия, характер движения кисти) выражает тончайшие изменения настроений, состояний человеческой души. Изобразительность. Инструментальный квинтет. Мелодия. Рисунок. Колорит. Ритм. Композиция. Линия. Палитра чувств. Гармония красок
| Творческая тетрадь с.64-65 | Модуль «Творчество Франца Шу-берта» | ||||
24 | Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. | Народные истоки русской профессиональной музыки. Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки - на примере произведений отечественных композиторов. Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека. Колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. Гармония. Фреска. Орнамент. Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколениям русских людей.
| 1 | Творческая тетрадь с.37-39 | Модуль «Народно-песенные ис-токи русской профессиональной музыки. Способы об-ращения ком-позиторов к народной му-зыке» | ||
25 | Портрет в музыке и изобразительном искусстве. . | Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Осознание музыки как вида искусства интонации на новом уровне триединства «композитор - исполнитель – слушатель». Выразительные возможности скрипки. Скрипичные мастера. Великие скрипачи. Постижение музыкального образа через сравнение различных интерпретаций произведения. Сопоставление произ-ведений скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох, портрет Н.Паганини в музыке и изобразительном искусстве.
| 1 | Творческая тетрадь с.72-73 34-35 | Модуль «Характеристика отдельных инструментов. Скрипка» | ||
26 | Волшебная палочка дирижера. . | Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров. Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер.
| 1 | Творческая тетрадь с.74-77 Поиск ключевых слов и выражений об особом. Значении дирижёра из фрагмента А.Кленова | Модуль «Знаменитые дирижёры» Модуль «Оркестр и его виды» | ||
27 | Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве. | Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии. Особенности симфонического развития «Симфонии № 5» Л. Бетховена. Эскиз. Этюд. Набросок. Зарисовка.
| 1 | Творческая тетрадь с.66-67 | Модуль «Творчество Людвига ван Бетховена» Модуль «Бетховен. Становление личности» | ||
28 | Застывшая музыка. . | Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла. Католические храмы и органная музыка.
| 1 | Закрепить полученные знания | Модуль «Духовная музыка в син-тезе с храмо-вым искус-ством в эпоху средневековья» «Влияние западноевропейской музыки на развитие русского музы-кального иску-сства» | ||
29 | Полифония в музыке и живописи. . | Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония). Общность языка художественных произведений в музыке и живописи. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга.
| 1 | Закрепить полученные знания | Модуль «Творчество Иоганна Себастьяна Баха» Модуль «Монодия, гомофония, полифония» | ||
30 | Музыка на мольберте. | Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Живописная музыка и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса. Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин. Образ моря в искусстве Чюрлениса. Композиция. Форма. Триптих. Соната. Allegro, Andante.
| 1 | Закрепить полученные знания | Диск «Импрессионизм в музыке и живописи» | ||
31 | Импрессионизм в музыке и живописи. | Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Знакомство с произведениями К.Дебюсси. Особенности импрессионизма как художественного стиля. Взаимодействие импрессионизма в музыке и в живописи. Импрессионизм. Прелюдия. Интерпретация. Фортепианная сюита. Джазовые ритмы.
| 1 | Закрепить полученные знания | Презентация «Импрессионизм в музыке» | ||
32 | О подвигах, о доблести и славе... | Стилевое многообразие музыки 20 века. Богатство музыкальных образов - драма-тические, героические. Тема защиты Родины в различных видах искусства. Сопоставление художественных произведений. Реквием. «Реквием» Д. Кабалевский:
| 1 | Творческая тетрадь 34-35 | Модуль «Защитники Отечества в русском народном эпосе. Былины, историческая песня сказания» | ||
33 | В каждой мимолетности вижу я миры… . | Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в камерном – инструментальной музыке. Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия
- «Избушка на курьих ножках», -«Балет невылупившихся птенцов» (классические и современные интерпретации) рисунки В.Гартмана. | 1 | Закрепить полученные знания | Модуль «Картинки с выставки» | ||
34 | Мир композитора. С веком наравне. | Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов. Слушание и исполнение произведений по желанию детей | 1 | Повторить выученные песни |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...
Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П
Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...
Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...
Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...