Открытый урок - Италия
методическая разработка по музыке на тему
Рресурс содержит конспект и презентацию к уроку музыки "Музыкальное путешествие по Италии" в 4 классе. Урок создан в рамках программы Д. Кабалевского. Учащиеся знакомятся с богатейшей музыкальной культурой Италии через народные песни, танцы и произведения композиторов-классиков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok-italiya.rar | 2.96 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
гимназия №1 г. Липецка
Урок музыки в 4 классе.
Учитель
Пономарева Ольга Николаевна.
2008 год
Тема четверти: «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых
границ»
Тема урока: «Музыкальное путешествие по Италии»
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: углубление темы четверти.
Форма урока: путешествие.
Цель урока: знакомство с музыкальной культурой итальянского народа.
Задачи: 1. Развивать интерес учащихся к культуре других народов.
2. Формировать мировоззрение младших школьников, расширить их кругозор, показать, что язык музыки – интернационален.
3. Выявить мелодические и ритмические особенности итальянской народной музыки.
4. Развивать навыки хорового пения, сольфеджирования, умение анализировать музыкальное произведение.
Методы: словесный (рассказ учителя),
наглядный (презентация, применение ИКТ),
практический (исполнение, слушание, анализ),
проблемный,
метод сравнения.
Художественные методы: образно-игрового вхождения в музыку,
«сочинение сочиненного».
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, синтезатор, музыкальный центр,
нотная хрестоматия, диски с записями, бубны, дидактический материал (карточки, таблицы элементов музыкальной речи, словарь музыкальных эмоций, «символы-сердечки» из цветной бумаги), карта Италии.
Ход урока.
Вход учащихся.
Звучит музыка Дж. Верди из оперы «Набукко» «Ты прекрасна, о Родина наша!» в обработке Д. Ласта.
Учитель: Здоровается с детьми на итальянском языке.
- Вы обратили внимание на музыку, которая звучала, когда вы входили в класс и на мое необычное приветствие?
- Что вас удивило?
Дети: Язык незнакомый, музыка красивая.
Учитель: Как звучала речь и музыка?
Дети: Нежно, красиво, выразительно.
Учитель: Звучала музыка итальянского композитора Дж. Верди.
На Родину этого великого композитора мы с вами отправимся путешествовать.
Слайд 1 Тема: «Музыкальное путешествие по Италии»
Цель: Знакомство с музыкальной культурой итальянского народа.
Слайд 2 Карта Италии, маршрут путешествия.
Рассказ учителя о географическом положении Италии.
Учитель: Мы побываем с вами в знаменитых итальянских городах: Риме,
Флоренции, Неаполе, Венеции.
Услышим прекрасную итальянскую музыку, ритмы народных танцев и звучание народных инструментов.
Слайд 3 Домашнее задание.
Учитель обращает внимание учащихся на домашнее задание: описать и красочно оформить свои впечатления о путешествии.
Учитель: Что нужно взять с собой в далекое путешествие?
Хорошее настроение и желание узнать много интересного.
Слайд 4 Рим – столица Италии.
Был основан вVIIIl до н. э., когда-то вечный
город был столицей Римской империи. С тех времен остался Колизей, на арене которого проходили гладиаторские бои. В Риме много храмов и дворцов XVI – XVII в. (Собор св. Петра, площадь Соборная, Ватикан)
Слайд 5 Флоренция.
Следующий в нашем маршруте – один из древнейших
и красивейших городов страны. Здесь жили и работали великие люди: астроном Галилей, поэт Данте, художники Л. да Винчи, Микеланджело, Рафаэль. Флоренция - город-музей.
В дни народных гуляний, праздников на улицах городов можно встретить итальянцев, одетых в национальные костюмы.
Слайд 6 Итальянский народный костюм.
Учитель: У каждого народа есть свои национальные особенности.
Особенность итальянского народа: музыкальность, темперамент,
быстрая речь, сопровождающаяся жестикуляцией.
- Как вы думаете, темперамент народа может отразиться в танце?
- Каким вы себе представляете итальянский народный танец?
Слайд 7 Тарантелла.
Учитель: Мы познакомимся с итальянским танцем – Тарантелла.
Этот знойный, стремительный танец со счетом 6/8 родился на юге Италии, в городе Таранто. Отсюда его название. Существует легенда о том, что оно произошло от слова «тарантул», потому что характер танца будто бы напоминает движения человека, испуганного видом страшного паука тарантула.
Танец сопровождается игрой на итальянских народных инструментах: мандолине и тамбурине.
Учитель: Прохлопайте ритмичный рисунок танца. Во время звучания
музыки акцентируйте игрой на бубне и щелчками пальцев сильные доли.
Слушание тарантеллы, участие в ритмическом сопровождении.
Учитель: Мыс вами движемся дальше, и наш путь лежит в г. Неаполь.
Слайд 8 Неаполь.
Учитель: Лазурное голубое небо, горы, море. От такой красоты поет сердце
любого итальянца. Неслучайно неаполитанские песни знамениты на весь мир.
- Что за прекрасная мелодия слышна издалека?
Звучит запись песни «Санта - Лючия» в исполнении Э. Карузо.
Учитель: Прозвучала неаполитанская песня «Санта - Лючия»
- Чем запомнилась вам эта музыка?
Дети: Красивая, нежная, плавная, поэтичная.
Учитель: Вы обратили внимание на мягкий, волшебно звучащий голос
исполнителя? Мы с вами услышали голос великого итальянского певца – тенора Э. Карузо.
Слайд 9 Портреты: Паваротти, Карузо.
Италия всегда славилась своими певцами и музыкантами. Вам так же должны быть известны имена великих теноров Л. Паваротти, П. Доминго и других.
Учитель: Вам хотелось бы соприкоснуться с этим шедевром итальянской музыки?
Слайд 10 Текст песни.
Разучивание песни:
1) Учитель дает настройку на тональность соль-мажор, учащиеся определяют лад, голосоведение, разучивают мелодию по нотной записи (карточки).
- Обратить внимание учащихся на фразировку, мягкое опевание.
- Исполнение 1-2 го куплетов.
Учитель: Ребята, я думаю, что итальянская музыка не оставила вас равнодушными.
Культура итальянского народа всегда притягивала к себе многих русских композиторов и музыкантов.
М.И. Глинка и Чайковский в разное время так же побывали в Италии, восхищались её музыкой, живописью. Записывали народные песни, сочиняли свои мелодии в духе этих народных песен.
Есть и у Глинки одно из самых красивых итальянских сочинений – романс «Венецианская ночь».
Слайд 11 Венеция – удивительный город на севере Италии.
Он расположен на 118 островах, разделенных каналами. В воде каналов отражаются старинные дворцы и храмы, украшенные великолепными росписями. Каждый год в феврале в Венеции проходят знаменитые венецианские карнавалы. Передвигаются по улицам – каналам на лодках – гондолах, а лодочников называют гондольерами. Среди гондольеров много хороших певцов, они поют прекрасные песни «баркаролы» (от слова «барка» - лодка). Их сразу можно узнать среди итальянских песен: они рождались на воде под мерные взмахи весла и плеск волн.
Учитель: Давайте немного пофантазируем и представим себя плывущими
в лодке по венецианским каналам:
-Какая баркарола могла бы родиться в вашей душе и сердце?
-Как бы она звучала? Расскажите, используя словарь эмоций и таблицу элементов музыкальной речи.
Учитель: Давайте послушаем, как звучит музыка, написанная в духе
баркаролы великим русским композитором М.И. Глинкой. Он предстаёт здесь мастером музыкального пейзажа.
Слайд 12 Романс «Венецианская ночь», портрет М.И. Глинки.
Звучит запись романса.
Учитель: - Какой получилась венецианская ночь у М.И. Глинки?
- Что музыка помогла увидеть?
Учащиеся: отмечают характер музыки, её «пейзажность», элементы музыкальной речи, обращают внимание на необычное звучание хора без сопровождения –
a capella.
Учитель: - Чем близка русскому композитору М.И. Глинке итальянская музыка?
Дети: Плавностью, выразительностью, мелодичностью, поэтичностью.
Учитель: - Вот и подошло к концу наше музыкальное путешествие по Италии.
- С чем удалось познакомиться, что особенно запомнилось?
Учащиеся (вывод):
Мы познакомились с музыкальной культурой и достопримечательностями Италии.
Несмотря на расстояния, музыка итальянского народа стала нам ближе и понятней, для музыки не существует границ.
Учитель: Я благодарю вас за внимание и работу на уроке. «Грациа» - спасибо!
Ребята, у путешественников есть такая традиция: если хочешь вернуться в те места, где ты побывал – брось в море или реку монету. Если вам понравилось наше путешествие по Италии, и вы захотите когда-нибудь побывать в этой стране – прикрепите ваше «сердечко» к карте Италии.
Слайд 13. Вид Италии и портрет Д. Верди.
Учитель: И вновь зазвучит музыка Дж. Верди, который очень любил свою Родину, свою прекрасную Италию!
Дети под музыку выходят к доске, прикрепляют «сердечки» к карте Италии.
Учитель: Бу’она фортуна! Арривэдэрчи! (Успехов! До свидания!)
Выход учащихся из класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок "Италия - страна-музей, мозаика пейзажей"
Разработка урока для 10 класса, которая содержит разнообразные формы работы на уроке при защите информационного проекта и дополнительные материалы к ним....
Технологическая карта открытого урока истории по теме «Культура Раннего Возрождения в Италии».
......
презентация к уроку "Италия - колыбель мирового искусства" 4 класс
Данная презентация предворяет изучение темы "Музыкальная Италия". С помощью приёмов образного мышления, ассоциативных сравнений, перевода обучающихся в паралельную с музыкой модальность (природа, архи...
Презентация к уроку "Италия в период диктатуры Муссолини"
Презентация содержит материал, который отражает последствия Первой мировой войны для Италии, причины роста популярности фашизма и прихода фашистов к власти, происхождение слова - фашизм, особенности ф...
Открытый урок «Рождественское путешествие в Италию»
Конспект урока «Рождественское путешествие в Италию» с использованием ИКТ....
5 класс Открытый урок (урок 50) Технологическая карта урока Тема: "Завоевание Римом Италии"
Данный урок предназначен для реализации программы 5 класса по Всеобщей истории (ФГОС). Урок соответствует нормам ФГОС. Занятие проводится на основе презентации "Завоевание Римом Италии&quo...
Интегрированный урок. Италия-Россия. Чтобы помнить! В рамках школьного проекта "The Italian Influence on the Art and Architecture of Saint-Petersburg "
Урок проводился для учащихся 10-11 классов Италии и России в ГБОУ СОШ № 422 Кронштадтского района С-Пб. в 2017 году...