Открытый урок - Италия
методическая разработка по музыке на тему

Рресурс содержит конспект и презентацию к уроку музыки "Музыкальное путешествие по Италии" в 4 классе. Урок создан в рамках программы Д. Кабалевского. Учащиеся знакомятся с богатейшей музыкальной культурой Италии через народные песни, танцы и произведения композиторов-классиков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok-italiya.rar2.96 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

гимназия №1 г. Липецка

Урок музыки в 4 классе.

 

Учитель

Пономарева Ольга Николаевна.

2008 год

Тема четверти: «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых

границ»

Тема урока: «Музыкальное путешествие по Италии»

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: углубление темы четверти.

Форма урока: путешествие.

Цель урока: знакомство с музыкальной культурой итальянского народа.

Задачи: 1. Развивать  интерес учащихся к культуре других народов.

2. Формировать мировоззрение младших школьников, расширить их кругозор, показать, что язык музыки – интернационален.

3. Выявить мелодические и ритмические особенности итальянской народной музыки.

4. Развивать  навыки  хорового пения, сольфеджирования, умение анализировать музыкальное произведение.

Методы: словесный (рассказ учителя),

наглядный (презентация, применение ИКТ),

практический (исполнение, слушание, анализ),

проблемный,

метод сравнения.

Художественные методы: образно-игрового вхождения в музыку,

«сочинение сочиненного».

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, синтезатор, музыкальный центр,

нотная хрестоматия, диски с записями, бубны,  дидактический материал (карточки, таблицы элементов музыкальной речи, словарь музыкальных эмоций,  «символы-сердечки» из цветной бумаги), карта Италии.

Ход урока.

Вход учащихся.

 Звучит музыка Дж. Верди  из оперы  «Набукко»  «Ты прекрасна, о Родина наша!» в обработке Д. Ласта.

Учитель: Здоровается с детьми на итальянском языке.

- Вы обратили внимание на музыку, которая звучала, когда вы входили в класс и на мое необычное приветствие?

- Что вас удивило?

Дети:       Язык незнакомый, музыка красивая.

Учитель: Как звучала речь и музыка?

Дети:        Нежно, красиво, выразительно.

Учитель: Звучала музыка итальянского композитора Дж. Верди.

На Родину этого великого композитора мы с вами отправимся путешествовать.

Слайд 1  Тема:   «Музыкальное путешествие по  Италии»

Цель:  Знакомство с музыкальной культурой итальянского народа.

Слайд 2   Карта Италии,  маршрут путешествия.

Рассказ учителя о географическом положении Италии.

Учитель: Мы побываем с вами в знаменитых итальянских городах: Риме,

 Флоренции, Неаполе, Венеции.

Услышим прекрасную итальянскую музыку, ритмы народных танцев и звучание народных инструментов.

Слайд 3  Домашнее задание.

Учитель обращает внимание учащихся на домашнее задание: описать и красочно оформить свои впечатления о путешествии.

Учитель: Что нужно взять с собой в далекое путешествие?

Хорошее настроение и желание узнать много интересного.

Слайд 4  Рим – столица Италии.

 Был основан вVIIIl до н. э., когда-то вечный

город был столицей Римской империи. С тех времен остался Колизей, на арене которого проходили гладиаторские бои. В Риме много храмов и дворцов XVI – XVII в. (Собор св. Петра, площадь Соборная, Ватикан)

Слайд 5  Флоренция. 

Следующий в нашем маршруте – один из древнейших

 и красивейших городов страны. Здесь жили и работали великие люди: астроном Галилей, поэт Данте, художники Л. да Винчи, Микеланджело, Рафаэль. Флоренция  -  город-музей.

В дни народных гуляний, праздников на улицах городов можно встретить итальянцев, одетых в национальные костюмы.

 

Слайд 6  Итальянский народный костюм.

Учитель: У каждого народа есть свои национальные особенности.

Особенность  итальянского народа: музыкальность, темперамент,

быстрая речь, сопровождающаяся жестикуляцией.

- Как вы думаете, темперамент народа может отразиться в танце?

- Каким вы себе представляете итальянский народный танец?

Слайд 7  Тарантелла.

Учитель: Мы познакомимся с итальянским танцем – Тарантелла.

Этот знойный, стремительный танец со счетом 6/8 родился на юге Италии, в городе Таранто. Отсюда его название. Существует легенда о том, что оно произошло от слова «тарантул», потому что характер танца будто бы напоминает движения человека, испуганного видом страшного паука тарантула.

Танец сопровождается игрой на итальянских  народных инструментах: мандолине и тамбурине.

Учитель: Прохлопайте ритмичный рисунок танца. Во время звучания

музыки акцентируйте игрой на бубне и  щелчками пальцев сильные доли.

Слушание тарантеллы, участие в ритмическом сопровождении.

Учитель: Мыс вами движемся дальше, и наш путь лежит в г. Неаполь.

Слайд 8  Неаполь.

Учитель: Лазурное голубое небо, горы, море. От такой красоты поет сердце

 любого итальянца. Неслучайно неаполитанские песни знамениты на весь мир.

- Что за прекрасная мелодия слышна издалека?

 Звучит запись песни  «Санта - Лючия» в исполнении Э. Карузо.

 

Учитель: Прозвучала неаполитанская песня «Санта - Лючия»

- Чем запомнилась вам эта музыка?

Дети:        Красивая, нежная, плавная, поэтичная.

Учитель: Вы обратили внимание на мягкий, волшебно звучащий голос  

исполнителя? Мы с вами услышали голос великого итальянского певца – тенора Э. Карузо.

Слайд 9  Портреты: Паваротти, Карузо. 

Италия всегда славилась своими певцами и музыкантами. Вам так же должны быть известны имена великих теноров Л. Паваротти, П. Доминго и других.  

Учитель: Вам хотелось бы соприкоснуться с этим шедевром итальянской музыки?

Слайд 10 Текст песни.

Разучивание песни:

1) Учитель дает настройку на тональность соль-мажор, учащиеся определяют лад, голосоведение, разучивают мелодию по нотной записи (карточки).

  1. Обратить внимание учащихся на фразировку, мягкое опевание.
  2. Исполнение 1-2 го куплетов.

Учитель: Ребята, я думаю, что итальянская музыка не оставила вас равнодушными.

Культура итальянского народа всегда притягивала к себе многих русских композиторов и музыкантов.

М.И. Глинка и Чайковский в разное время так же побывали в Италии, восхищались её музыкой, живописью. Записывали народные песни, сочиняли свои мелодии в духе этих народных песен.

Есть и у Глинки одно из самых красивых итальянских сочинений – романс «Венецианская ночь».

Слайд 11  Венеция – удивительный город на севере Италии.

Он расположен на 118 островах, разделенных каналами. В воде каналов отражаются старинные дворцы и храмы, украшенные великолепными росписями. Каждый год в феврале в Венеции проходят знаменитые венецианские карнавалы. Передвигаются по улицам – каналам на лодках – гондолах, а лодочников называют гондольерами. Среди гондольеров много хороших певцов, они поют прекрасные песни «баркаролы» (от слова «барка» - лодка). Их сразу можно узнать среди итальянских песен: они рождались на воде под мерные взмахи весла и плеск волн.

Учитель: Давайте немного пофантазируем и представим себя плывущими

в лодке по венецианским каналам:

-Какая баркарола могла бы родиться в вашей душе и сердце?

-Как бы она звучала? Расскажите, используя словарь эмоций и таблицу элементов музыкальной речи.

Учитель: Давайте послушаем, как звучит музыка, написанная в духе

баркаролы великим русским композитором М.И. Глинкой. Он предстаёт здесь мастером музыкального пейзажа.

 Слайд 12 Романс «Венецианская ночь», портрет  М.И. Глинки.

Звучит запись романса.

Учитель: - Какой получилась венецианская ночь у М.И. Глинки?

- Что музыка помогла увидеть?

Учащиеся: отмечают характер музыки, её «пейзажность»,  элементы музыкальной речи, обращают внимание на необычное звучание хора без сопровождения –

a capella.

 Учитель:  - Чем близка русскому композитору М.И. Глинке итальянская музыка?

Дети:        Плавностью, выразительностью, мелодичностью, поэтичностью.

Учитель:  - Вот и подошло к концу наше музыкальное путешествие по Италии.

- С чем удалось познакомиться, что особенно запомнилось?

Учащиеся (вывод):    

Мы познакомились с музыкальной культурой и достопримечательностями Италии.

Несмотря на расстояния, музыка итальянского народа стала нам ближе и понятней, для музыки не существует границ.

Учитель: Я благодарю вас за внимание и работу на уроке.  «Грациа» - спасибо!

Ребята, у путешественников есть такая традиция: если хочешь вернуться в те места, где ты побывал – брось в море или реку монету. Если вам понравилось наше путешествие по Италии, и вы захотите когда-нибудь побывать в этой стране – прикрепите ваше «сердечко» к карте Италии.

Слайд 13.  Вид Италии и портрет Д. Верди.

Учитель: И вновь зазвучит музыка Дж. Верди, который очень любил свою Родину, свою прекрасную Италию! 

                 

Дети под музыку выходят к доске, прикрепляют «сердечки» к карте                       Италии.

Учитель: Бу’она фортуна!  Арривэдэрчи!  (Успехов! До свидания!)

Выход учащихся из класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок "Италия - страна-музей, мозаика пейзажей"

Разработка урока для 10 класса,  которая содержит разнообразные формы работы на уроке при защите информационного проекта и дополнительные материалы к ним....

презентация к уроку "Италия - колыбель мирового искусства" 4 класс

Данная презентация предворяет изучение темы "Музыкальная Италия". С помощью приёмов образного мышления, ассоциативных сравнений, перевода обучающихся в паралельную с музыкой модальность (природа, архи...

Презентация к уроку "Италия в период диктатуры Муссолини"

Презентация содержит материал, который отражает последствия Первой мировой войны для Италии, причины роста популярности фашизма и прихода фашистов к власти, происхождение слова - фашизм, особенности ф...

Открытый урок «Рождественское путешествие в Италию»

Конспект урока «Рождественское путешествие в Италию» с использованием ИКТ....

5 класс Открытый урок (урок 50) Технологическая карта урока Тема: "Завоевание Римом Италии"

Данный урок предназначен для реализации программы 5 класса по Всеобщей истории (ФГОС). Урок соответствует нормам ФГОС. Занятие проводится на основе презентации "Завоевание Римом Италии&quo...

Интегрированный урок. Италия-Россия. Чтобы помнить! В рамках школьного проекта "The Italian Influence on the Art and Architecture of Saint-Petersburg "

Урок проводился для учащихся 10-11 классов Италии и России в ГБОУ СОШ № 422 Кронштадтского района С-Пб. в 2017 году...