программа кружка "Школа вокала"
рабочая программа по музыке (6 класс) по теме
программа по дополнительному образованию для учащихся 5-6 классов в средней школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
solnoe_estradnoe_penie_2.doc | 121 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение
«Вырубовская средняя общеобразовательная школа»
Никифоровского района
Тамбовской области
Утверждена на заседании
педагогического совета
протокол заседания №
от « » 2009г.
Директор школы:
____________(Вавкин П.К.)
Образовательная программа дополнительного образования детей
« ШКОЛА ВОКАЛА»
( Для детей среднего и старшего школьного возраста.
Срок реализации 1 год.)
Составитель: Перепечина
Надежда Васильевна –
педагог дополнительного
образования.
д. Вырубово
2009 г.
Пояснительная записка.
Вокальному воспитанию придаётся особо важное значение, т.к. пение является одним из самых доступных и естественных видов творческой деятельности и именно здесь закладываются первые навыки индивидуального труда: умение творчески подходить к постановке и решению задач, воспитывается организованность, ответственность, добросовестность и умение работать как индивидуально (самостоятельно), так и в коллективе, что играет немаловажную роль в процессе социализации и выработке позитивных личностных качеств ребёнка. Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения курса сольного эстрадного пения дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют свой кругозор.
Программа предусматривает как групповое обучение (пение в дуэтах, трио, ансамблях) для всех обучающихся, так и индивидуальное обучение талантливых детей.
Особенностью данной программы является ориентация на сформированную мотивацию детей заниматься пением. Принцип построения учебного процесса предусматривает проведение конкурсного отбора и работу с детьми, обладающими музыкальными и вокальными способностями. Данная программа учитывает индивидуальные возможности детей и позволяет прокладывать индивидуальную трассу её прохождения.
Существует много подобных программ направленных на обучение детей вокалу, однако, каждая программа, по-своему индивидуальна и интересна.
Цель программы – художественно – эстетическое воспитание и духовное развитие, раскрытие индивидуальных возможностей личности ребёнка в целом и его вокальных способностях в частности, оказание помощи в профессиональной ориентации и адаптации его в современных условиях жизни, воспитание певческой и общемузыкальной культуры учащихся.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать у детей вокальные навыки (правильное и естественное звукоизвлечение, певческое дыхание, чёткую дикцию);
- сформировать навыки выразительного исполнения народной, современной отечественной и эстрадной вокальной музыки;
- обучить детей основным приёмам сценического движения, актёрского мастерства;
- познакомить с основами физиологии голосового аппарата;
- познакомить с жанрами вокальной музыки;
- научить основам музыкальной и вокальной грамотности.
Развивающие:
- содействовать развитию фантазии детей;
- развивать активность и самостоятельность воспитанников;
- способствовать развитию творческой деятельности, самообразования;
- содействовать развитию вокальных возможностей детей;
- содействовать развитию артикуляции и дикции;
Воспитательные:
- содействовать воспитанию самостоятельности и чувства коллективизма, само-и-взаимоконтроля;
- содействовать формированию общей культуры личности ребёнка, способной адаптироваться в современном обществе;
- содействовать воспитанию эстетического вкуса, трудолюбия, терпения.
Ожидаемые результаты:
В конце обучения дети должны
знать:
- строение голосового аппарата;
- музыкальные термины: темп, ритм, тембр, дикция, динамические оттенки, лад, мелодия;
- основы музыкальной грамоты в пределах программы;
- правильное положение корпуса во время пения;
- дирижёрские жесты («вступление», «дыхание», «начало звукоизвлечения и его окончание»).
Уметь:
- исполнять образцы народной и современной вокальной музыки;
- петь мягкой атакой звука;
- обращаться с техническими средствами;
- правильно артикулировать;
- чисто интонировать;
- проникаться настроением песни и передавать его в своём исполнении
Данная программа «Школа вокала» составлена с учётом психологических и физиологических особенностей учащихся 10 – 15 лет и рассчитана на 72 часа.
Срок реализации 1 год.
Основной формой обучения являются групповые и индивидуальные занятия, периодичность их проведения 2 раза в неделю по 1 часу.
Итогом реализации данной программы является тестирование и отчётный концерт.
Учебно – тематический план.
№ | Раздел, темы | Количество теории | Количество практики | Всего часов |
1. | Введение в программу. | 0,5 | 0,5 | 1 |
2. | Музыкальная грамота. | 5 | 15 | 20 |
3. | Вокально-хоровая работа. | 8 | 18 | 26
|
4. | Песенное творчество. | 6 | 17 | 23 |
5. | Итоговое занятие. | 0,5 | 1,5 | 2 |
Всего: | 20 | 52 | 72 |
Содержание программы.
1. Введение в программу – 1 час.
Теория – создать эмоциональный настрой учащихся для занятий вокалом, рассказать о правилах пения, провести викторину «Как зарождалась музыка?».
Практика – определить уровень музыкальных способностей воспитанников, провести начальную диагностику, обсудить репертуар.
2. Музыкальная грамота – 20 часов.
Тема 1. Длительность нот.
Теория – дать объяснение понятию «музыкальный звук», его свойствах,
видах нот: целые, половинные, четвертные.
Практика – освоить правильное написание длительностей нот в нотной
тетради;
освоить музыкальный счёт нот;
исполнить упражнения с различными длительностями нот –
от целой до четвертной.
Тема 2. Паузы.
Теория – познакомить со знаками молчания в музыке, видами пауз:
целая, половинная, четвертная.
Практика – освоить навыки написания пауз, работая в нотной тетради;
освоить счёт пауз;
исполнение музыкальных упражнений по данной теме.
Тема 3. Ключи.
Теория – рассказать о нотных ключах в музыке и их видах;
Практика – освоить написание музыкальных ключей: скрипичный,
басовый в нотной тетради;
исполнить музыкальные упражнения в разных голосовых
регистрах.
Тема 4 . Синкопа.
Теория – объяснить термин «синкопа», «синкопированный ритм».
Практика – исполнить музыкальные упражнения с синкопированным
ритмом;
музыкальный счёт в «синкопе».
Тема 5. Альтерация.
Теория – познакомить с ключевыми и случайными знаками альтерации:
диез, бемоль, бекар.
Практика – освоить написание знаков альтерации в нотной тетради;
исполнить упражнения со знаками альтерации.
Тема 6. Трезвучия.
Теория – дать представление о главных трезвучиях лада и их видах.
Практика – исполнить упражнения основанных на минорных и
мажорных трезвучиях.
Тема 7. Обобщающее занятие.
Теория – проверить знания терминологии по разделу.
Практика - выполнить тестовые задания.
3. Вокально-хоровая работа - 26 часов.
Тема 1. Дыхание.
Теория – познакомить с особенностями певческого дыхания, моментами
вдоха и выдоха;
взаимосвязь певческой установки, дыхания и
качества звучания голоса.
Практика – освоение навыка певческого дыхания, выполнение
упражнений на распределение дыхания.
Тема 2. Звукообразование.
Теория – дать определение понятию «звук», как взаимодействие дыхания,
голосовых связок и резонатора ;
познакомить с правилами звукообразования, видами атак.
Практика – формировать напевный, лёгкий звук, выполнение
упражнений легато, нон легато, стаккато.
Тема 3. Дикция и артикуляция.
Теория - познакомить с основными правилами вокальной речи, строением
артикуляционного аппарата;
доказать зависимость качества певческого звука от чёткости
произносимого текста и степени связанности звуков
Практика - овладеть приёмом утрирования согласных, выполнение
упражнений на качество произносимых согласных, гласных.
Тема 4. Ладовое чувство.
Теория – познакомить с понятием «лад» и его видами: мажор, минор.
Практика – научить распознавать мажорный и минорный лад, определять
на слух особенность их звучания и исполнения.
Тема 5. Динамические оттенки.
Теория – познакомить с подвижными и неподвижными нюансами,
системой обозначения динамических оттенков;
охрана детского голоса.
Практика – работать над устранением форсированного звука;
исполнение упражнений с различными нюансами;
исполнение песен с применением различных
динамических оттенков.
Тема 6. Обобщающее занятие.
Теория - проверить знания терминологии по разделу.
Практика - выполнить тестовые задания, упражнения,
исполнить песни.
4. Песенное творчество – 23 часа.
Теория – познакомить со средствами художественной
выразительности: мелодия, форма произведения, ритм, темп;
значение средств выразительности и исполнительской
техники в достижении результатов;
разучивание музыкальных произведений.
Практика – освоение исполнительских средств выразительности:
ритмичности, эмоциональности;
этапы работы над песней: показ песни, разучивание нотного
и литературного текста, фразировки, преодоление
вокальных, интонационных, ритмических трудностей;
навыки работы с микрофоном.
5. Итоговое занятие – 2 часа.
Теория – провести тестирование, разгадывание кроссворда для
определении уровня освоения программного материала
воспитанниками.
Практика – составление программы, выбор ведущих и солистов,
оформление зала, репетиция;
отчётный концерт.
Методические указания.
Выбор способов педагогического воздействия зависит от психофизических способностей каждой возрастной группы обучающихся.
Формы занятий: групповые, индивидуальные, репетиционные.
Педагогические методы: словесные (беседа, рассказ, диалог, лекция);
наглядные (иллюстрация, показ, демонстрация);
практические ( упражнения).
Стимулирующие методы обучения: игра, звукоимитация, дискуссия, разъяснение, поощрение.
Методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля: устный и письменный контроль, тестовые задания, викторина.
Дидактический материал: речевые упражнения, скороговорки, вокализы, распевки.
Форма оценки качества реализации программы.
За период обучения учащиеся получают определённый объём знаний, умений и навыков, качество которых проверяется ежегодно. Для этой цели проводятся контрольные мероприятия: конкурсные и репетиционные прослушивания, участие в концертах, фестивалях, конкурсах. Итоговая аттестация проводится в форме концерта для родителей и педагогов.
Методическое обеспечение.
№ | Наименование раздела | Формы занятий | Методы, приёмы | Дидактический материал, техническое обеспечение | Формы подведения итогов |
1. | Введение | Беседа, игра | Словесный, наглядный, социологический, репродуктивный, викторина. | Баян, музыкальный центр. | Диагностическое анкетирование. |
2. | Музыкальная грамота | Практическое и теоретическое занятие | Словесный, наглядный, практический. | Комплект дидактических карточек, таблицы, ребусы, баян. | Собеседование, тестирование. |
3. | Вокально-хоровая работа | Беседа, практическое занятие, репетиции | Словесный, наглядно-слуховой, организационный, практический. | Баян, музыкальный центр, плакаты, таблицы. | Устный опрос, тестирование, контрольное занятие (исполнение песни, упражнения). |
4. | Песенное творчество | Беседа, разучивание песен, репетиции | Словесный, наглядно-слуховой, организационный, практический. | Дидактическая игра, баян, музыкальный центр, шумовые инструменты, таблицы. | Творческое задание, практический контроль (исполнение песни, упражнения) |
5. | Итоговое занятие | Обобщающее занятие | Словесный, практический, организационный.
| Комплект дидактических карточек, плакаты, кроссворд, музыкальный центр, баян. | Тестирование, концерт. |
Список литературы.
- Артоболевская А.А. Первые встречи с искусством. – М.: Просвещение, 1995 г.
- Арнхейм Р.А. Искусство и визуальное восприятие. – М.: Прогресс, 1974 г.
- Выготский Л.С. Гимнастика чувств. – М.: Просвещение, 1985 г.
- Журавлёв А.П. Звук и смысл. – Просвещение, 1991 г.
- Литературно-музыкальный альмонах «Молодёжная эстрада» Ретро-шлягер. – М.: «Молодая гвардия» 1999г. – с. 51 – 65.
- Литературно-музыкальный альмонах «Молодёжная эстрада» Современные хиты. - М.: «Молодая гвардия» 1997г. – с. 82 – 108.
- Литературно-музыкальный альмонах «Молодёжная эстрада» Песни для детей. - М.: «Молодая гвардия»2000г. – с.69 – 111.
- Михайлов М.К. Этюды о стиле в музыке. – М.: Музыка, 1990.
- Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. – М.: Музыка, 1988.
- Песенник для детей «Буратино». – Ленинград «Советский композитор» 1991г.
- Попов В. Методика музыкального воспитания. – М.: Музыка, 1990. – 206 с.
- Сборник «Хиты для всех. Мелодии и тексты». – М.: «Музыка»2000г. – 53 с.
- Сборник «Жемчужины российской эстрады». – М.: «Союз» 2000г. – 28 с.
- Способин И. В. Элементарная теория музыки. – М.: издательство «Музыка», 1973.
- Энциклопедия для юных музыкантов / авторы-составители
И.Ю. Кутерский, Е. В. Минина; оформл. «Диамант». – СПб.:
ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996. – 576 с.
Учебно – тематический план.
№ | Раздел, темы | Количество теории | Количество практики | Всего часов |
1. | Введение в программу. | 0,5 | 0,5 | 1 |
2. | Музыкальная грамота. | 11 | 21 | 32 |
3. | Вокально-хоровая работа. | 8 | 18 | 26
|
4. | Песенное творчество. | 2 | 10 | 12 |
5. | Итоговое занятие. | 0,5 | 0,5 | 1 |
Всего: | 21 | 51 | 72 |
Календарно-тематический план
№ | Раздел, темы | Всего часов | Дата | |
1. | Введение в программу. | 1 |
| |
2. | Музыкальная грамота. | 20 | ||
1. | Длительность нот. | 6 | ||
2. | Паузы. | 4 | ||
3. | Ключи. | 3 | ||
4. | Синкопа. | 4 | ||
5. | Альтерация. | 8 | ||
6. | Трезвучия. | 6 | ||
7. | Обобщающее занятие. | 1 | ||
3. | Вокально-хоровая работа. | 26 | ||
1. | Звукообразование. | 5 | ||
2. | Дыхание. | 3 | ||
3. | Дикция и артикуляция. | 6 | ||
4. | Ладовое чувство. | 6 | ||
5. 6. | Динамические оттенки. | 5 | ||
Обобщающее занятие. | 1 | |||
4. | Песенное творчество. | 23 |
| |
1. | Введение. | 1 |
| |
2. | Мелодия. | 3 | ||
3. | Форма произведения. | 8 | ||
4. | Ритм. | 5 | ||
5. | Темп. | 6 | ||
5. | Итоговое занятие. | 2 |
|
|
Всего: | 72 |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа обучения Вокал
Программа обучения эстрадно-джазовому вокалу, состоящая из трех этапов и расчитанная на 3 учебных года...
Программа кружка "Вокал"
Данная программа ставит своей задачей изучение основ искусства сольного пения и дальнейшее развитие искусства сольного пения, создана с целью обеспечения наиболее полной реализации творческих во...
Программа "эстрадный вокал" (5-6 лет обучения)
Программа обучения эстрадно-джазовому вокалу ставит своей целью дать возможность ученикам получить основы вокального и...
программа "Эстрадный вокал"
Программа дополнительного образования «Эстрадный вокал» 5 - 9 классов (от 11 лет) Сроки реализации - 5 лет. Программа «Эстрадный вокал» имеет художест...
Образовательная программа «Эстрадный вокал»
Целью работы студии эстрадного пения является воспитание нравственно развитого ребенка через музыку, способного выступить на профессиональном уровне, находящегося в состоянии творческого развития.Для ...
Программа "Эстрадный вокал "Серпантин" начальная"
Данная программа имеет художественную направленность, предназначена для учащихся 7-18 лет, рассчитана на два года обучения.В основе программы лежит система воспитания детского и подросткового певческо...