Образовательная программа «Эстрадный вокал»
рабочая программа на тему
Целью работы студии эстрадного пения является воспитание нравственно развитого ребенка через музыку, способного выступить на профессиональном уровне, находящегося в состоянии творческого развития.
Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:
• раскрытие творческих способностей ребенка
• возбуждение познавательного интереса, расширение горизонта познания
• освоение основ, а затем мастерства искусства эстрадного пения
• знакомство, обучение профессиональным навыкам, понятиям
• помощь ребенку в процессе самопознания и саморазвития
• развитие интеллекта, сценической культурыЦелью работы студии эстрадного пения является воспитание нравственно развитого ребенка через музыку, способного выступить на профессиональном уровне, находящегося в состоянии творческого развития.
Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:
• раскрытие творческих способностей ребенка
• возбуждение познавательного интереса, расширение горизонта познания
• освоение основ, а затем мастерства искусства эстрадного пения
• знакомство, обучение профессиональным навыкам, понятиям
• помощь ребенку в процессе самопознания и саморазвития
• развитие интеллекта, сценической культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа «Эстрадный вокал» | 25.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная программа «Эстрадный вокал»
Одобрена и утверждена улусным управлением образования, отделом культуры
Составитель: Макарова Любовь Юрьевна, руководитель студии «Эстрадный вокал» Сыланской средней авторской школы имени профессора Г.П.Башарина Чурапчинского улуса РС(Я)
Авторская программа составлена в 2006 г для занятий по эстрадному вокалу с детьми от 5 до 16 лет. В ней разъясняются цели, задачи, содержание занятий, указаны предполагаемые результаты.
Цели и задачи
Целью работы студии эстрадного пения является воспитание нравственно развитого ребенка через музыку, способного выступить на профессиональном уровне, находящегося в состоянии творческого развития.
Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:
- раскрытие творческих способностей ребенка
- возбуждение познавательного интереса, расширение горизонта познания
- освоение основ, а затем мастерства искусства эстрадного пения
- знакомство, обучение профессиональным навыкам, понятиям
- помощь ребенку в процессе самопознания и саморазвития
- развитие интеллекта, сценической культуры
Условия осуществления программы
- Приглашать в студию детей с выраженными певческими, актерскими, музыкальными способностями, готовых к напряженному индивидуальному графику занятий.
- Сформировать коллектив педагогов-профессионалов, хорошо знающих психологию детей, четко выполняющих цели и задачи студии.
- Обеспечить учебную дисциплину на занятиях, репетициях.
- Создать соответствующую материально-техническую базу для работы студии.
- Постоянно искать возможность для концертной деятельности студии.
- Наличие в студии традиций, сплачивающих коллектив: праздники, творческие вечера, отдыхи на природе, посещения театров и музеев.
- Организованная работа коллектива родителей.
Пояснительная записка.
Специфика и новизна данной программы заключается в особенностях современного эстрадного искусства, где исполнитель существует в постоянном синтезе музыки и слова, актерской игры и танца, где он должен в совершенстве владеть своим голосом, дыханием, телом. Даже профессионалам трудно органично сочетать музыку, чувства, движения.
Данная программа рассматривает занятия с ребенком начиная с 5-6 лет, когда он более восприимчив к окружающему миру. Далее с заложенным музыкальным фундаментом ребенок проходит всю программу до окончания школы.
Программа рассчитана со следующими возрастными группами:
- младшая группа (дошкольная)
- средняя группа (начальные классы)
- старшая группа (средние, старшие классы)
- взрослая группа (студенты, молодежь)
Следует обратить внимание на «спиральную» структуру построения программы и практических занятий. При занятиях в вокальном жанре темы, методы периодически повторяются в каждом круге, но вновь откладываясь в памяти уже на более высоком уровне и в широком понимании.
Программа включает следующие разделы:
- Вокал
- Выбор репертуара
- Сценическое движение (пластика, сценическая культура)
- Танцевально-хореографические умения.
Помимо этого придается огромное значение нравственному становлению личности ребенка. Так, как в эстрадном вокальном жанре преобладает сольное исполнение, то большая часть программы кроме групповых занятий состоит из индивидуальных заняий. Также программа предусматривает занятия с желающими по индивидуальному графику. Программа рассчитана примерно на 5 лет, так как достижения цели зависит от многих факторов. Занятия проводятся по 2-5 часов в неделю в зависимости от возраста ребенка. Из-за того, что программа растянута во времени, она требует постоянной корректировки.
Предполагаемые результаты.
В результате занятий в студии дети должны обладать следующими умениями и навыками:
- уметь обнаруживать внутренние помехи и зажимы на пути к созданию и воплощению образа,
- включать в работу весь психофизический аппарат,
- овладеть дыхательными упражнениями и уметь продуктивно выполнять их,
- знать скороговорки и уметь четко произносить их в темпе, заданном педагогом,
- уметь выполнять дыхательные и речевые упражнения, усложненные физической нагрузкой,
- обнаруживать и самостоятельно снимать мышечные зажимы, препятствующие раскрытию звукового канала,
- производить действенный анализ текста,
- создавать песенный образ,
- знать индивидуальные особенности своего тела и уметь использовать свои достоинства,
- выработать систему личного, индивидуального разминочного тренинга,
- привести себя в течение 15 минут в состояние максимальной работоспособности,
- владеть навыками самопроизвольной концентрации и расслабления,
- создание танцевальной композиции под заданную песню ,
- подбор музыкального материала к номеру, концерту по ассоциативному признаку,
- самостоятельная подготовка реквизита, костюмов и бутафории к репетиции, к концерту и перевозке,
- выступление на профессиональной сцене конкурсов, фестивалей разного уровня,
- поступление выпускников в различные учебные заведения,
- нравственное становление личности ребенка,
- развитие интеллекта и сценической культуры ребенка,
Использованная литература
1. Т.М. Орлова, СИ. Бекина. Учите детей петь. Москва «Просвещение»
1987 г.
- Поляков А. Возвысьте голос. Статья. Журнал «Смена»
- Горюнова Л. На пути к педагогике искусства. Музыка в школе. Москва. Просвещение 1988 г
- Щетинин М. ...Вырастить уникальное в каждом. Музыка в школе. Москва «Просвещение»
- Бекина СИ , Ломова Т.П, Соковнина Е.Н. Музыка и движение. Москва «Просвещение» 1983
- Бекина СИ , Ломова Т.П, Соковнина Е.Н. Музыка и движение. Москва «Просвещение» 1984
- Милорадов И. Болезни горла. ЗАО «Весь» Санкт-Петербург. 1999
- Федорова Г.Г Обучение детей тойуку. Якутск. 1993
9. Кох. Основы сценического движения. Л.: "Искусство", 1970
Ю.Абдулин Э. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе.-Москва. 1993 П.Апраксина О. Методика музыкального воспитания в школе. Москва 1993.
Принципы и формы, методы обучения по программе
Программа предполагает реализацию следующих принципов.
Принцип всестороннего развития. Обучение пению не должно замыкаться только на привитии певческих навыков и развитии голоса. Следует решать задачи воспитания и общего развития детей. Общение с музыкальным искусством – мощный воспитательный и развивающий фактор, и в процессе обучения важен подбор содержательного, высокохудожественного репертуара, духовно возвышающего и обогащающего каждого воспитанника. И чем больше хорошей музыки он будет слушать, тем отчетливее может провести грань между посредственным исполнением и высокохудожественным произведением.
Принцип сознательности предполагает формирование сознательного отношения к певческой деятельности, сознательного освоения знаний, умений и навыков в пении. Задача педагога – научить ребенка сознательно контролировать собственное звучание, определять его достоинства и недостатки.
Принцип посильной трудности. Продолжительность первых занятий будет зависеть от концентрации внимания ребенка. В то же время, воспитанник должен осознавать, что пение – это труд, что усидчивость и воля являются гарантией успеха в творческой деятельности.
Принцип систематичности и последовательности проявляется в постепенном усложнении певческого репертуара и вокальных упражнений.
Принцип единства художественного и технического развития голоса. Задача технического развития голоса должна быть полностью подчинена художественным целям. В работе над художественным образом в исполняемых произведениях уже с первых упражнений рекомендуется вводить для воспитанника различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивленно и т.д. Выполняется двойная задача: в упражнение вносится разнообразие – развивается мимика, эмоциональная отзывчивость поющего.
Методы вокальной педагогики в программе.
Концентрический метод, основоположником которого является русский композитор и вокальный педагог М.И. Глинка. На первом этапе обучения начинать вокальную работу целесообразнее с более простых способов звукообразования: с натуральных регистров, при этом не допускать напряжения в голосе, усталости, силу голоса соизмерять с индивидуальными и возрастными возможностями ребенка.
Объяснительно-иллюстративный метод включает в себя традиционные методы: объяснение и показ профессионального вокального звучания. Показ звучания дает возможность использовать природную способность детей к подражанию и вести вокальное обучение естественным путем.
Фонетический метод – специальный метод вокального обучения, выраженный в воздействии фонем на звучание певческого голоса и работу голосового аппарата. При пении необходимо каждому воспитаннику добиваться легкости, полетности, звонкости звучания, вырабатывать кантилену глухих согласных, не допуская при этом мышечных зажимов и напряжений.
Применяем методических приемов, направленных на поддержку интереса детей к певческой деятельности, осознанное и эмоциональное выразительное исполнение:
- прием вслушивания в показ преподавателя и анализ услышанного. Выразительное исполнение песен вызывает у детей эмоциональный отклик. Они могут охарактеризовать песню в целом;
- прием инсценирования песни. Исполнение любой песни предполагает мини-спектакль, и здесь важным моментом является эмоциональная отзывчивость и выразительное исполнение песни с элементами театрализации именно на ранних этапах обучения;
- прием произношения текста песни активным шепотом на крепком выдохе вызывает ощущение опоры на дыхание, активизирует дыхательную мускулатуру.
- декламация текстов песен. Выразительное чтение текстов является одним из способов создания в воображении детей ярких и живых образов (прием развития образного мышления).
Таким образом, методические приемы способствуют формированию слухового восприятия, творческим проявлениям детей, развитию воображения.
Для определения направлений и форм индивидуальной работы с детьми используются некоторые виды контроля как одного из способов отслеживания динамики творческого роста воспитанников.
Предварительный контроль проводится в первые дни обучения и имеет своей целью выявление исходного уровня подготовки воспитанников.
Формы контроля:
- собеседование – выявляются интересы и творческий уровень детей;
- прослушивание – выявляются музыкальные данные ребенка: музыкальная память, музыкальный слух, ритм; вокальные данные ребенка – тембр, диапазон, четкость произношения.
Текущий контроль определяет степень усвоения детьми музыкального материала, эмоционально-оценочное отношение к произведениям, уровень подготовленности воспитанников к занятиям, их заинтересованность в усвоении материала.
Форма контроля:
- индивидуальный план воспитанника, в котором фиксируются стартовые возможности, творческая результативность в течение года, вокальный репертуар, краткая характеристика воспитанника на конец года и рекомендации на следующий год.
Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний, ориентации воспитанников на дальнейшее обучение.
Форма контроля:
- отчетный концерт в конце года, который способствует развитию музыкальных способностей детей, демонстрирует творческий рост, являлся видом поощрения и стимулирования воспитанников.
Самоконтроль воспитанника выражается в самодисциплине, четкой организации выполнения домашнего задания, ответственности перед выступлением.
Используемые формы, методы, приемы организации музыкально-эстетической деятельности позволили создать благоприятные условия для развития эстетического вкуса, эстетической культуры воспитанников, обогатить процесс эстетического воспитания в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа "Эстрадно-джазовый вокал"
Образовательная программа "Эстрадно-джазовый вокал" для педагогов дополнительного образования. Программа расчитана на 3 года обучения....
Методическая разработка занятия в образовательном объединении «Эстрадный Вокал»- «Распевание, как подготовка к работе над репертуаром»
Занятие проводится по образовательной программе «Вокал» 1 года обучения. Данное учебное занятие предназначено для последовательного формирования певческих и исполнительских нав...
Образовательная программа "Эстрадный вокал"
программа...
Рецензия на образовательную программу "Эстрадный вокал"
рецензия на программу...
Образовательная программа "Эстрадный вокал"
В системе художественно-эстетического воспитания вокальное пение занимает важное место и является одним из самых доступных, распространенных, активных и полезных видов исполнительской деятельности....
Конспект занятия «Работа над ансамблем. Пение многоголосных упражнений, канонов» в образовательном объединении «Эстрадный вокал»
Конспект занятия «Работа над ансамблем. Пение многоголосных упражнений, канонов» в образовательном объединении «Эстрадный вокал»...
Дополнительная образовательная программа "Эстрадный вокал" (стартовая ступень)
Образовательная программа используется как первая (стартовая) ступень обучения вокалу детей в возрасте 6-10 лет и предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм органи...