Рабочая программа по музыке
рабочая программа по музыке (7 класс) по теме
Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка». (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2006 год). При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по музыке, 7 класс, пояснительная записка. | 46 КБ |
календарно - поурочное планирование в 7 классе | 157.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка». (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2006 год). При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации. В связи с отсутствием учебников будет частично привлекаться учебно-методические комплекты других авторов (Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. «Музыка» 6 класс; Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. «Музыка» 6 класс) и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
- 3-е издание авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2006год;
- утвержденный приказом Министерства образования и науки России от 14.12.2006 №321 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
- требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
В программе 7 класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Приоритетным направлением содержания рабочей программы по-прежнему остается русская и татарская музыкальная культура, фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции. Современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.
Содержательный стержень курса «Образ музыки». Вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях различных жанров. Художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки. Связь с жизнью.
Особенности музыкальной драматургии и развитие музыкальных образов в произведениях различных жанров – песне, опере, балете, мюзикле, рок – опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. Жанровые и стилистические особенности музыкального языка. Единство содержания и формы музыкальных произведений. Стиль как отражение мироощущения композитора. Стили музыкального творчества и исполнения, присущие разным эпохам.
Раздел 1. « Образ музыки» (17 ч)
Стиль как отражение эпохи, национального характера. Индивидуальности композитора: Россия – Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов. Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально – драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена и др.
Приемы симфонического развития образов.
Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.
Раздел 2. « Музыкальная драматургия» (18 ч)
Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме, симфонической сюите, сонатно – симфоническом цикле. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.
Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.
Вторая жизнь классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных образов.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод перспективы и ретроспективы;
- метод проектов.
В 7 классе продолжается работа учащихся над исследовательской проектной деятельностью. Современный проект учащихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Исследовательские проекты являются культурологическими по своему содержанию и межпредметными по типу, так как в них интегрируются несколько предметов. Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Жизнь дает для песни образы и звуки»; «Музыкальная культура родного края»; «Классика на мобильных телефонах»; «Есть ли у симфонии будущее?»; «Музыкальный театр: прошлое и настоящее»; «Камерная музыка: стили, жанры, исполнители»; «Музыка народов мира: красота и гармония».
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
Обучение музыкальному искусству в 7 классе должно обеспечить учащимся возможность:
- совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор – исполнитель – слушатель);
- знать основные жанры народной, профессионально, религиозной и современной музыки;
- понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров;
- эмоционально – образно воспринимать и оценивать музыкальные сочинения различных жанров и стилей;
- творчески интерпретировать содержание музыкального произведения, используя приемы пластического интонирования, музыкально – ритмического движения, импровизации.
- осуществлять сравнительные интерпретации музыкальных сочинений;
- выявлять особенности построения музыкально – драматического спектакля на основе взаимодействия музыки с другими видами искусства;
- использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
- совершенствовать умения и навыки самообразования.
Список литературы:
Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. – М., 1993.
Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка: Очерки. – Л., 1983.
Выготский Л.С. Психология искусства. – Минск, 1998.
Исаева Л.А., Курченко И.В., Чижикова В.П. Учитель музыки: пути профессионального становления. – Саратов, 2007.
Затямина Т.А. Современный урок музыки. – М.: Глобус, 2007.
Кабалевский Д.Д. Про трех китов и про многое другое. – М.: Детская литература, 1972.
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Методическое пособие. Музыка 5.- М.: Просвещение, 2006.
Кошмина И.В. Духовная музыка в школе. В 2 кн. – М., 2001.
Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учеб. – метод. Пособие. – М., 2001.
Рапацкая Л.А. Русская художественная культура: Учеб. пособие. – М., 1998.
Смолина Е.А. Творческие приемы и задания на уроках музыки. – Ярославль, 2006.
Предварительный просмотр:
Календарно-поурочный план 7 класс.
Тема первого полугодия: « Образ музыки»
1 четверть
№ | Тема урока Кол-во часов | Тип урока, технологии | Элементы содержания образования | Вид контроля | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дата проведения урока | ||
план | факт | прим. | ||||||
1. | Удивитель- ный мир музыкальных образов. 1 час. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| Определение музыкального образа. Жизнь – источник музыки. Специфика вокальной и инструментальной музыки. Многообразный мир эмоциональных чувств в музыке Ф.Шопена. Ф.Шопен – ноктюрн. Л.Кулибина - «Планета людей»
| входной текущий устный | Знать/понимать: роль музыки в жизни общества, связь музыки с жизнью. Уметь: размышлять о музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее. Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения | |||
2. | Образ сказки. 1 час. | Комбинированный урок. Презента ция, НРК. | Сказочный образ в музыке Ф.Яруллина, балете «Шурале». Использование национального фольклора в профессиональной музыке. Мировое признание балета, история создания. Ф.Яруллин – увертюра, тема Шурале, танец огня из балета «Шурале» Л.Кулибина - «Планета людей» | текущий устный | Знать/понимать: жанры танцевальной профессиональной музыки, татарских композиторов. Уметь: выявлять общее и особенное между прослушанными произведениями разных композиторов. Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость. | |||
3. | Драматический образ. 1 час. | Комбинированный урок.
| Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие баллады. Артистизм и мастерство исполнителя. Ф.Шуберт - баллада «Лесной царь». «Зачем остывать костру» | текущий, устный опрос | Знать/понимать: особенности баллады, возможности человеческого голоса. Уметь: Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам в прослушанной музыке. | |||
4. | Образ покоя. 1 час. | Комбинированный урок.
| Выражение чувств, мыслей в музыке. Изображение покоя через спокойную, безмятежную музыку, подбор средств музыкальной выразительности. С.Рахманинов «Островок» «Зачем остывать костру» | текущий, устный, групповой | Знать/понимать: выразительные средства музыки, тембровые особенности муз. инструментов. Уметь: проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость. | |||
5. | Образ движения. 1 час. | Комбинированный урок | Изобразительность музыки. Выразительные средства для создания образа движения: темп, ритм, оркестр. Н.А.Римский – Корсаков – «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» «Зачем остывать костру» | текущий, устный, группо- вой опрос. | Знать/понимать: Уметь: сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю. | |||
6. | Образ движения 1 час. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Особенности творчества М.Равеля. Импрессионизм в музыке, впечатление. Эффект приближения в музыке «Болеро». Испанские мотивы мелодики, ритма. М.Равель – «Болеро»
| текущий, устный опрос | Знать/понимать: импрессионизм, интонационное своеобразие музыкального языка М.Равеля; Уметь: по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений какому – либо композитору. | |||
7. | Образ борьбы. Л.Бетховен. 1 час. | Урок закрепления нового материала. | Стилистические особенности музыкального языка Л.Бетховена. Воплощение жизненного девиза Л.Бетховена «От тьмы – к свету, через борьбу – к победе!» в его героической музыке. Сила воздействия музыки Л.Бетховена. Л. Бетховен «Менуэт» из «Сонаты №20» Л. Бетховен «Симфония №5», экспозиция 1 части «Алые паруса» | текущий, устный опрос | Знать/понимать: произведения Л.Бетховена, историю создания. Уметь: Размышлять о глубине музыкального произведения, анализировать, выказывать своё отношение к ней. | |||
8. | Романтический образ. 1 час. | Урок обобщения и систематизации знаний | Небесное и земное в музыке К.Дебюсси. Впечатление – основа импрессионизма. Особенности построения мелодии, созвучий, пауз. Любовная лирика в музыке Л. Бетховена. Музыка – отражение жизни человека, его настроения, страданий, порывов. К.Дебюсси – «Лунный свет» «Алые паруса» | текущий тестовая работа. | Знать/понимать: композиторов – импрессионистов; особенности музыкального языка импрессионизма. Уметь: Проявлять эмоциональный отклик на выразительность и изобразительность в музыке. | |||
9. | Музыкальный образ. 1 час. | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Музыкальный образ – это воплощённая в музыке жизнь, хотя бы её частица. Песни и музыкальные произведения по выбору учителя и учащихся | тематический, муз. угадайка. | Знать/понимать: что в каждом произведении заложена мысль, идея композитора, важно уметь понимать её. Уметь: наблюдать за развитием музыки, выявлять средства музыкальной выразительности. |
Тема первого полугодия: « Образ музыки »
2 четверть
№ | Тема урока. Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания образования | Вид контроля | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дата проведения урока | ||
план | факт | прим | ||||||
1 | Образ борьбы в вокальной и инструментальной музыке. 1 час. | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Тематика песен. Отражение в песнях душевного мира человека, средства выразительности, подчеркивающие характер музыкального произведения. А.Александров «Священная война» Л.Бетховен – увертюра «Эгмонт» А.Новиков – «Дороги» | текущий, устный | Знать/понимать: интонационно-образную природу песни, ее жанровое и стилевое многообразие. Уметь: сопоставлять образное содержание муз. произведения, выявлять контраст, как основной прием развития произведения, размышлять о знакомом муз. произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения. | |||
2 | Образ врага, войны. 1 час. | Комбинированный урок | История создания произведения. Определение образа в инструментальной музыке. Развитие музыки, выражающееся в усилении динамики, ускорении темпа, разработке темы. Д.Шостакович – симфония №7 «Ленинградская», тема нашествия. А.Новиков – «Дороги» | текущий, устный опрос. | Знать/понимать: принцип построения симфонии, симфонический оркестр. Уметь: определять на слух количество и смену частей, изменения содержания, инструментария. | |||
3 | Образ танца. 1 час. | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Выражение чувств в пластике движений. Танцевальная музыка, предназначенная для слушания. Танец и танцевальность. Ф.Шопен – «Вальс – минутка», «Большой блестящий вальс»
| текущий, устный опрос, групповой опрос. | Знать/понимать: понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них. Уметь: находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; | |||
4 | Образ жизненной энергии в муз. И.С.Баха 1 час. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Стилистические особенности музыкального языка И.С.Баха. Выразительные возможности органа. Особенности развития музыки в полифонии. Полифонический 2-частный цикл: токката и фуга, прелюдия и фуга. Современная рок-обработка музыки И.С.Баха.
| тематический, тест | Знать/понимать: особенности полифонической музыки, полифония, фуга, орган; зарубежных композиторов 18 века; Уметь: творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в рисунке, участвовать в коллективной исполнительской деятельности, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. | |||
5 | Образ игры 1 час. | Урок изучения и закрепления новых знаний. Презентация. | Комические персонажи в инструментальной музыке. Музыкальная характеристика забавной игрушки, основного героя уличных спектаклей бродячих артистов Петрушки. И.Стравинский – балет «Петрушка» - фрагменты. М.Леонидов - «В последний час декабря» | текущий, устный опрос, групповой опрос. | Знать/понимать: имена отечественных композиторов. Уметь: наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств, в создании единого образа, участвовать в коллективной исполнительской деятельности. | |||
6 | Новогодний, сказочный образ. 1 час. | Комбинированный урок. Урок формирований совершенствования знаний.
| Роль музыки в жизни человека и ее влияние на мысли, чувства, настроение людей. Новогодняя сказка в музыке. П.Чайковский – балет «Щелкунчик» - фрагменты. М.Леонидов - «В последний час декабря» | текущий, устный опрос, групповой опрос. | Знать/понимать: возможности музыки в характеристике образов, исторических событий. Уметь: участвовать в коллективном обсуждении музыкального произведения, исполнительской деятельности | |||
7 | Обобщение пройденного. 1 час. | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся | Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов вокальной и инструментальной музыки. Слушание музыки по выбору учащихся. | итоговый | Знать/понимать: знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений. Выявлять связь музыки с другими искусствами, историей и жизнью. Уметь: передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы. |
Тема второго полугодия: « Музыкальная драматургия »
3 четверть
№ | Тема урока Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания образования | Вид контроля | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дата проведения урока | ||
план | факт | прим. | ||||||
1 | Муз.драма тургия. 1 час | Урок изучения и закрепления новых знаний. Презентация. | Определение понятия музыкальная драматургия, принцип построения музыкальных произведений. М.И.Глинка – основоположник русской классической музыки. Воплощение в музыке сказочных образов. Характерные черты музыкального языка М.И.Глинки. Увертюра к опере «Руслан и Людмила» «Надежда» | входной текущий | Знать/понимать: принцип построения музыкальных произведений простой и крупной формы, взаимосвязь образов. Уметь: вслушиваться в музыку, мысленно представлять образ, эмоционально воспринимать и оценивать разнообразные явления музыкальной культуры. | |||
2 | Муз.драма тургия сказочнойоперы. 1 час | Комбинированный урок. Презентация. | Постижение музыкального образа как единства правды и красоты. Многообразие музыкальных образов в произведениях крупной формы. Выразительные возможности симфонического оркестра. Особенности показа положительных и отрицательных образов в увертюре. М.И.Глинка – опера «Руслан и Людмила», ария Руслана, Людмилы, рондо Фарлафа. «Надежда» | текущий, устный, групповой опрос | Знать/понимать значение творчества М.И,Глинки в становлении русской классической школы Уметь: эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; сопоставлять средства музыкальной выразительности. | |||
3 | Муз.драма тургия трагичес кой оперы. 1 час | Комбинированный урок. Презентация. | Единство замысла и формы в трагедийных оперных произведениях. Воплощение образов героев в музыкальных темах увертюры. Особенности драматургии трагических произведений. Ж.Бизе «Кармен» увертюра, ария Кармен. Ю.Визбор «Домбайский вальс» | текущий, устный опрос | Знать/понимать: богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития, творчество Ж.Бизе. Уметь: эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание. | |||
4 | Муз.драма тургия сюиты. «Кармен-сюита» 1 час | Урок обобщения и систематизации знаний.
| Образное содержание программной музыки. Вторая жизнь оперы «Кармен». Знакомство с драматургией танцевальной сюиты. Интонационно-образный анализ на основе метода «тождества и контраста». Р.Щедрин - фрагменты из «Кармен - сюиты » Ю.Визбор «Домбайский вальс» | текущий, групповой опрос
| Знать/понимать: богатство музыкаль ных образов, особенности их драматургического развития (контраст). Уметь: сопоставлять драматические образы музыки с образами литературного и изобразительного искусства; эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; | |||
5 | Муз.драма тургия программного произведе ния 1 час | Урок изучения и закрепления новых знаний | Образное содержание программной музыки. Восточные темы в музыке русского композитора Н.А.Римский-Корсакова. Композитор – сказочник. Н.А.Римский-Корсаков - сюита «Шехеразада» - тема моря, Шехеразады, Шахрияра в развитии. Л.Кулибина – «У обелиска» | текущий, устный опрос | Знать/понимать: богатство музыкальных образов, особенности их драматургического развития (контраст). Уметь: сопоставлять образы музыки с образами литературного и изобразительного искусства; эмоционально-образно воспринимать и характеризовать темы главных героев. | |||
6 | Муз.драма тургия национального балета. 1 час | Комбинированный урок. Презентация | Особенности развития татарского музыкального фольклора в балете. Образы древних легенд в музыке Ф.Яруллина. Воплощение главной идеи сказок - добра и зла - в музыке. Средства музыкальной выразительности, возможности симфонического оркестра в описании Шурале. Ф.Яруллин – балет «Шурале», выход и тема Шурале, заключительная сцена балета. Л.Кулибина – «У обелиска» | текущий, групповой опрос | Знать/понимать: выразительные возможности музыки и ее изобразительности, различных стилевых направлений. Знать выдающихся татарских композиторов. Уметь: сопоставлять различные образы, их музыкальную характеристику в балете татарского композитора Ф.Яруллина. | |||
7 | Муз.драма тургия балета П.И.Чайковского 1 час | Урок изучения и закрепления новых знаний. Презентация | Сила музыкального воплощения тем добра и зла и ее правдивое отображение в музыке П.Чайковского. Образы древних легенд в музыке балета. Музыкальная характеристика темы лебедей. П.Чайковский «Лебединое озеро» В.Миляев - «Весеннее танго» | текущий, устный группо вой опрос | Знать/понимать: выразительные и изобразительные возможности музыки, произведения П.И.Чайковского. Уметь: сопоставлять произведения однородной тематики через сравнение различных интерпретаций музыкальных произведений. | |||
8 | Муз.драма тургия балета С.Прокофьева 1 час | Комбинированный урок. | Особенности музыкальной драматургии балета. Воплощение в музыке С.Прокофьева духа времени и пульса жизни. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов. Стилистические особенности музыкального языка С.Прокофьева. Прокофьев – фрагменты из балета «Золушка» В.Миляев - «Весеннее танго» | текущий, письменный опрос Тест №1 | Знать/понимать: отражение жизни в сказочных образах, композиторов 20 века. Уметь: образно мыслить, находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства; высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения. | |||
9 | Муз.драма тургия балета С.Прокофьева 1 час | Комбинированный урок. Презентация | Особенности музыкальной драматургии трагедийного балета. Сила музыкального образа в единстве правды и красоты. С.Прокофьев – балет «Ромео и Джульетта» - фрагменты. | тематический. Виктори на | Знать/понимать: Знать имена советских композиторов 20 века, их произведения. Уметь: Размышлять о музыке, анализировать ее, выражая собственную позицию относительно прослушанной музыки. | |||
10 | Муз.драма тургия 1 час | Урок обобщения и систематизации знаний. Урок - концерт | Повторение пройденного. Слушание музыкальных произведений по выбору учащихся.
| тематический | Знать/понимать: понятие музыкальная драматургия, принцип построения музыкальных произведений различных жанров. Уметь: эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения. отечественных и зарубежных композиторов различных исторических эпох и стилевой принадлежности. |
Тема второго полугодия: « Музыкальная драматургия »
4 четверть
№ | Тема урока. Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания образования | Вид контроля | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дата проведения урока | ||
план | факт | прим. | ||||||
1 | Драматургия симфоничес ких произведений 1 час | Урок изучения и закрепления новых знаний. Презентация
| Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Характерные черты музыкального стиля П.Чайковского. П.И.Чайковский – симфония №6, ч.1 «Мы желаем счастья вам» | входной, устный опрос. | Знать/понимать: принцип построения симфонических произведений, сонатное аллегро. Уметь: различать на слух темы различных образов, ведущие инструменты оркестра. | |||
2 | Драматургия симфоничес ких произведений Л.Бетховен симф. №5 1 час | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Взаимодействие образов в инструментальной музыке. Характерные черты музыкального стиля Л.Бетховена. Л.Бетховен симфония №5 «Мы желаем счастья вам» «Нам нужна одна победа» | текущий, устный, групповой опрос | Знать/понимать: принцип построения симфонических произведений, сонатное аллегро. Уметь: различать главную и побочную темы, разработку; участвовать в коллективной исполнительской деятельности. | |||
3 | Драматургия симфоничес ких произведений Д.Шостакович симф. №7 «Ленинградская» 1 час | Урок обобщения и систематизации знаний. | Особенности подачи военной тематики в симфонической музыке. Д.Шостакович симфония №7 «Ленинградская», ч.1 Обработка Б.Гребенщикова - Л.Квинт «Здравствуй, мир» | текущий, устный | Знать/понимать: способ подачи военной тематики в симфонической музыке. Уметь: выявлять общее и особенное между прослушанными произведениями, участвовать в коллективной исполнительской деятельности. | |||
4 | Муз.драма тургия программного произведе ния 1 час | Комбинированный урок. Презентация | Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки: увертюра. П.И.Чайковский – увертюра – фантазия «Ромео и Джульетта» Обработка Б.Гребенщикова - Л.Квинт «Здравствуй, мир» | текущий, устный опрос | Знать/понимать: выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Уметь: определять характер, настроение и средства выразительности в музыкальном произведении. Передавать настроение музыки в пении. | |||
5 | Муз.драма тургия программного произведе ния 1 час | Комбинированный урок. Презентация | Особенности трактовки сказочной и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки: Н.А.Римский – Корсаков «Шехеразада» - фрагменты, Л.Квинт «Здравствуй, мир» | текущий, устный опрос | Знать/понимать: выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Уметь: определять характер, настроение и средства выразительности в музыкальном произведении. Передавать настроение музыки в пении. | |||
6 | Драматургия концерта. 1 час | Комбинированный урок. | Жанр инструментального концерта. Воплощение жанра инструментального концерта в музыке композиторов XX века. Д.Б. Кабалевский «Концерт №3» для фортепиано с оркестром А.Шнитке «Concerto grosso №1» для двух скрипок, клавесина, фортепиано и струнных Ю.Визбор - «Милая моя» | текущий, устный, группо вой | Знать/понимать: жанр – концерт, принцип построения концерта. Уметь: слышать переход тем из одной партии в другую; размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения. | |||
7 | Драматургия камерного произв. 1 час | Комбинированный урок. | Особенность творчества М. Огиньского, национальные мотивы, тема Родины, смешение чувств и образов в музыке. Ю.Визбор - «Милая моя» | текущий, устный группо вой | Знать/понимать: камерные произведения, камерный оркестр, ансамбль. Уметь: выявлять особенности танцевальной музыки; выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки. | |||
8 | Музыкальная драматургия 1 час | Контрольный урок | Повторение пройденного. Взаимодействие образов в их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов. | Тематический, самостоятельная работа по теме «Музыкальная драматургия» | Знать/понимать: о взаимодействии образов в одном произведении. Уметь: владеть навыками музицирования: исполнение песен. | |||
9. | Музыкальная драматургия 1 час | (Урок-концерт.) Презентация | Обобщение пройденного. Гармония красоты и правды в жизни и музыке. Влияние музыки на жизнь людей. Концерт по заявкам учащихся. | итоговый | Знать/понимать: знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений. Уметь: передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...
Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П
Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...
Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...