Рабочая программа по музыке
рабочая программа по музыке (6 класс) по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 15 п. Березайка»
«Согласовано» Руководитель МО Протокол № ___ от «____»____________2012 г. | «Принято» На заседании педагогического совета Протокол № ___ от«____»____________2012 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ № 15 п. Березайка» _____________ Приказ № ___ от «___» ____2012 г. |
Рабочая программа по музыке
6 класс
2012 – 2013 учебный год
Составитель: Павлова Н.С.
2012 г.
Пояснительная записка
Целью уроков музыки в 6 классе является расширение представлений учащихся о жизненном содержании музыки, о преобразующей роли музыки в жизни человека, в жизни общества. В процессе этого учебного года учащимся предстоит решить проблему: какое воздействие оказывает музыка на жизнь человека, на его поведение и деятельность, на его мысли, чувства, переживания. Причем две стороны вопроса о связи музыки с жизнью – «жизнь рождает музыку» и «музыка воздействует на жизнь» - должны решаться в неразрывном единстве.
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.
Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства.
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.
Учебно-тематический план программы по музыке для 6 класса
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Разучивание песни |
I четверть«Преобразующая сила музыки» | 9 час. | ||
1. | Преобразующая сила музыки Музыка и настроение | 1 ч. | Е. Крылатова. «Школьные годы» |
2. | Разное воздействие музыки на людей | 1 ч. | Е. Крылатова. «Школьные годы» |
3. | Задушевность лирической интонации музыки. Тема счастья в музыке П.И. Чайковского | 1 ч. | «Песня о дружбе» |
4. | Музыка приносит человеку утешение и опору | 1 ч. | «Осень» |
5. | Музыка с человеком в горе и радости Песни в борьбе за мир | 1 ч. | Русская народная песня |
6. | Музыка - оружие в борьбе за свободу | 1 ч | «Школьная песня» |
7. | Сила героической интонации | 1 ч. | «С чего начинается Родина» |
8. | Человек – это звучит гордо | 1 ч. | «Ты человек» |
9. | Музыка помогает человеку в трудную минуту | 1 ч. | «Родная сторона» |
II четверть «Преобразующая сила музыки» | 7 час. | ||
10. | Воздействие музыки на общество в переломные моменты истории | 1 ч. | Гимн России |
11. | Взволнованные интонации искусства | 1 ч. | «Эх, зима» |
12. | Взволнованные интонации искусства | 1 ч. | «Колокола» |
13. | Сатирические интонации в музыке | 1 ч. | Народные частушки |
14. | Сатирические интонации в музыке | 1 ч. | Народные частушки |
15. | Музыка Рождества | 1 ч. | «Тихая ночь» |
16. | Преобразующая сила в музыке | 1 ч. | Полонез Ф. Шопена |
III четверть«В чем сила музыки» | 10 час. | ||
17. | Красота и правда в искусстве и в жизни | 1 ч. | «Баллада о солдате» |
18. | Красота и правда музыки о героях ВОВ | 1 ч. | «Баллада о солдате» |
19. | Красота и правда музыки И. С. Баха | 1 ч. | «Баллада о солдате» |
20 | Красота и правда шутливой музыки | 1 ч. | «Планета детства» |
21. | Красота природы и правда отображения её в музыке | 1 ч. | «Ты слышишь море» |
22 | Сила нравственной красоты человека в музыке | 1 ч. | «Ты слышишь море» |
23. | В чём сила музыки В.А.Моцарта | Серенада | |
24. | Разнообразие красоты и выразительности в музыке | 1 ч. | «Время, вперед» |
25. | Разнообразие красоты и выразительности в музыке | 1 ч. | «Прекрасное далёко» |
26 | Обобщающий урок по теме «В чем сила музыки» | 1 ч. |
|
IVчетверть «В чем сила музыки» | 8 час. | ||
28. | Красота и правда музыки о детях Роль изобразительности в музыке | 1 ч. | «Сказки гуляют по свету» |
29. | Правдивое единство народного и композиторского – красота музыки Мастерство исполнителя | 1 ч. | «Хорошо, что есть каникулы» |
30. | Единство содержания и формы – красота музыки Сила музыки П.И. Чайковского | 1 ч. | «Московские окна» |
31. | Красота и правда «легкой» и «серьёзной» музыки Музыка – гимн жизни | 1 ч. | «Верность» |
32. | «Никто не забыт, ничто не забыто» Военная тематика в музыке | 1 ч. | «Ехал я из Берлина»»Песни о солдате» |
33. | Жизненная сила музыки П.И.Чайковского | 1 ч. | «Дорога добра» |
34. | Гармония красоты и правды в жизни и музыке Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах | 1 ч. | «Малиновый звон» |
35. | Обобщающий урок по теме «В чем сила музыки» | 1 ч. | |
За учебный год: | 35ч. |
Календарно-тематический план программы по музыке для 6 класса
№ | Дата | Дата | Тема урока | Основное содержание урока | Музыкальный материал урока |
I четверть «Преобразующая сила музыки» | |||||
1. | Преобразующая сила музыки Музыка и настроение | Жизнь – источник музыки. Эмоциональное воздействие музыки. Роль музыки в жизни человека и ее влияние на мысли, чувства, настроение людей. | Р.н.п. «Матушка, что во поле пыльно?» Ж. Брель «Вальс о вальсе» Е. Крылатова.«Школьные годы» | ||
2. | Разное воздействие музыки на людей Особенности музыкального стиля П.И. Чайковского и Ф. Шопена | Жанровые особенности вальса. Сравнение стилистических особенностей музыкального языка П.И. Чайковского и Ф. Шопена. И.Штраус – король вальса. Разные воплощения жанра вальса. | Р.н.п. «Зеленая рощица» П.И. Чайковский «Вальс» фа минор Ф. Шопен «Вальс №14» ми минор Е. Крылатова. «Школьные годы» | ||
3. | Задушевность лирической интонации музыки. Тема счастья в музыке П.И. Чайковского | Музыка – «утешение и опора» человека. Воздействие музыки на человека, его характер, отношение к жизни. Стилист. музыкального языка П.И. Чайковского | П.И. Чайковский «Симфония №6», побочная тема 1 части Р.н.п. «Зеленая рощица» «Песня о дружбе» | ||
4. | Музыка приносит человеку утешение и опору | Характерные особенности русской народной музыки. Воздействие русской народной музыки через простоту и задушевность интонации. Роль песни в жизни человека. | «Народные музыкальные инструменты Руси», «Осень» | ||
5. | Музыка с человеком в горе и радости Песни в борьбе за мир | Роль музыки в борьбе за свободу. Характерные черты патриотических песен. Тема войны в современном музыкальном искусстве. | С. Прокофьев. Опера «Повесть о настоящем человеке», сцена из 5 картины В. Егоров «Облака», А. Розембаум «А может, не было войны?», Высоцкий В. «Песня о друге». Современные песни о войне. | ||
6. | Музыка - оружие в борьбе за свободу Героическая музыка Л. Бетховена | Стилистические особенности музыкального языка Л.Бетховена. Воплощение жизненного девиза Л.Бетховена «От тьмы – к свету, через борьбу – к победе!» в его героической музыке. Сила воздействия музыки Л.Бетховена. | М. Теодаракис «На побережье тайном», «Я - фронт» Л.Бетховен. Канон «Прошу вас всем хором гамму пропеть» Л. Бетховен «Менуэт» из «Сонаты №20» Л. Бетховен «Соната №7», экспозиция. Л. Бетховен «Симфония №5», экспозиция 1 части | ||
7. | Сила героической интонации Сила музыки И.С. Баха | Стилистические особенности музыкального языка И.С.Баха. Жанровое многообразие произведений И.С.Баха. Полифонические особенности развития музыки в фуге. Великая жизненная сила музыки И.С.Баха. | 1 часть 5-й симфонии Л. Бетховена «С чего начинается Родина» | ||
8. | Человек – это звучит гордо Особенности полифонии и гомофонии | Отличительные черты гомофонного и полифонического склада. | И.С. Бах «Весенняя песня» «Ты человек» | ||
9. | Музыка помогает человеку в трудную минуту | Роль музыки в жизни человека и ее влияние на мысли, чувства, настроение людей. | Песни и музыкальные произведения по выбору учителя и учащихся «Родная сторона» | ||
II четверть «Преобразующая сила музыки» | |||||
1. | Воздействие музыки на общество в переломные моменты истории | Показать как песня проявляла себя в переломные моменты истории | Гимн России | ||
2. | Взволнованные интонации искусства | Как в музыкальных произведениях отразилась напряжение дореволюционного времени | «Эх, зима» | ||
3. | Взволнованные интонации искусства | Как в музыкальных произведениях отразилась напряжение дореволюционного времени | Этюд №12 для фортепиано А. Скрябина «Колокола» | ||
4. | Сатирические интонации в музыке | Сила сатиры в музыке | Народные частушки | ||
5. | Сатирические интонации в музыке | Сила сатиры в музыке Сила сатиры в искусстве. Специфические особенности сатирического изображения в музыке. Музыкальные характеристики Звездочета, Петушка, царя Додона, Шемаханской царицы и т.д. Исторические параллели с событиями первой русской революции. | Народные частушки | ||
6. | Музыка Рождества | Роль духовной, народной, композиторской музыки в праздновании Рождества Христова. Роль музыки в жизни человека и ее влияние на мысли, чувства, настроение людей | Международный рождественский гимн – Ф.Грубер «Тихая ночь».
| ||
7. | Преобразующая сила в музыке | Обобщение 1 полугодия | Полонез Ф. Шопена | ||
III четверть «В чем сила музыки» | |||||
1. | Красота и правда в искусстве и в жизни | Постижение музыкального образа как единства правды и красоты. М.И.Глинка – основоположник русской классической музыки. Воплощение в музыке темы народного патриотизма. Характерные черты музыкального языка М.И.Глинки. Ария – музыкальная характеристика главного героя. | М.И. Глинка. Ария Сусанина, хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин» В. Соловьев-Седой «Баллада о солдате» | ||
2. | Красота и правда музыки о героях ВОВ | Точно найденные слова и музыка помогли поэту рассказать о подвиге солдат в годы ВОВ | В. Соловьев-Седой «Баллада о солдате» | ||
3. | Красота и правда музыки И. С. Баха Сила музыки И.С. Баха | Жизненная сила музыки И.С.Баха. Характерные особенности музыкального языка И.С.Баха. Многообразие музыкальных образов И.С.Баха. Выразительные возможности органа. Особенности развития музыки в полифонии и гомофонии. Инструментальные обработки музыкальных произведений И.С.Баха. | В. Соловьев-Седой «Баллада о солдате» И.С. Бах «Шутка» | ||
4. | Красота и правда шутливой музыки Юмор в жизни и музыке | Единство замысла и формы в музыкальных шутливых произведениях. Танцевально-маршевая основа «Сюиты» И.Стравинского. Характерные особенности музыкального языка И.Стравинского. Воплощение музыкальных образов в пластических импровизациях. | И. Стравинский «Сюита №2»: «Марш», «Вальс», «Полька», «Галоп». Д.Б. Кабалевский «Чудо-музыка». А.Журбин «Планета детства». | ||
5. | Красота природы и правда отображения её в музыке Музыка природы | Сила музыкального воплощения природы и ее правдивое отображение в музыкальных произведениях. Особенности развития русского музыкального фольклора в операх русских композиторов | С. Намин «Мы желаем счастья вам» Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка»: «Третья песня Леля», «Ария Снегурочки», «Сцена таяния Снегурочки». А. Зацепин, сл. Пляцковского «Ты слышишь, море»
| ||
6 | Сила нравственной красоты человека в музыке | Сила музыки Н.А. Римского Корсакова в единстве жизненной красоты и мастерства композитора | А. Зацепин, сл. Пляцковского «Ты слышишь, море» | ||
7. | В чём сила музыки В.А.Моцарта | Музыка Моцарта очищает и поднимает её до идеалов совершенства | Рондо. Серенада. | ||
8. | Разнообразие красоты и выразительности в музыке | Красота музыки, созвучной нашему времени | Г. Свиридов «Время, вперед!» О. Хромушин, сл. Куклина «Сколько нас!» | ||
9. | Разнообразие красоты и выразительности в музыке | Красота музыки, созвучной нашему времени | Г. Свиридов «Время, вперед!» «Прекрасное далёко» | ||
10. | Обобщающий урок по теме «В чем сила музыки» | Сила музыкального образа в единстве правды и красоты. | Песни музыкальных произведений по выбору Защита проектов по теме «Вечные темы жизни в классическом музыкальном искусстве прошлого и настоящего» | ||
IV четверть «В чем сила музыки» | |||||
1. | Красота и правда музыки о детях Роль изобразительности в музыке | Образное содержание программной музыки. Стилистические особенности музыкального языка С.С.Прокофьева. Жанр сюиты. | С. Прокофьев. Сюита «Зимний костер», 1 часть » «Сказки гуляют по свету» | ||
2. | Правдивое единство народного и композиторского – красота музыки Мастерство исполнителя | Творчество Ф.И.Шаляпина. Выразительные тембровые и регистровые возможности голоса Ф.И.Шаляпина. Артистизм и талант Ф.И.Шаляпина. Л.В. Собинов – «золотой тенор России». Многогранность таланта Собинова Л.В. Творческий стиль певца. | Львов-Компанеец «Хорошо, что есть каникулы» Каватина Берендея из оперы Римского-Корсакова Н.А. «Снегурочка». | ||
3. | Единство содержания и формы – красота музыки Сила музыки П.И. Чайковского | Жанр инструментального концерта. Воплощение народной песни в музыке композиторов. Международный конкурс молодых пианистов имени П.И.Чайковского. | П.И. Чайковский «Я ли в поле, да не травушка была» Украинская народная песня «Веснянка».
| ||
4. | Красота и правда «легкой» и «серьёзной» музыки Музыка – гимн жизни | Красота музыки в единстве содержания и формы. Воплощение образов природы в музыке С.В.Рахманинова. Определение и характерные особенности романса. Исполнительская интерпретация романса. Музыкальная викторина на знание произведений С.В.Рахманинова. | Т. Хренников, сл. Матусовского «Московские окна» С.В. Рахманинов «Весенние воды» С.В. Рахманинов «Концерт №2» для фортепиано с оркестром, 1 часть Е. Дубравин «Верность» | ||
5. | «Никто не забыт, ничто не забыто» Военная тематика в музыке | Песни военных лет. Проектные задания «Истории военных песен». | Д. Тухманов, сл. В. Харитонова «День Победы» «В землянке» (сл. А.Суркова, муз. К. Листова), «Темная ночь» (сл.В. Агатова, муз. Н.Богословского), «Священная война» (муз. А.Александрова, сл. В.Лебедева-Кумача), «Смуглянка» (муз. А. Новикова, сл. Я. Шведова). «Ехал я из Берлина» | ||
6. | Жизненная сила музыки П.И.Чайковского Воплощение русских обрядов в музыке | Воплощение народных истоков в музыке современных композиторов. Лирические образы свадебных обрядовых песен. Воплощение свадебного обряда в музыке современных композиторов. Единство русского песенного склада и композиторской песни. Жанр хорового концерта. | В. Салманов «Лебедушка», фрагмент 4 части хорового концерта В. Мартынов «Лебединая верность» «Дорога добра" | ||
7. | Гармония красоты и правды в жизни и музыке Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах | Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов. | Фрагменты из оперы К Глюка «Орфей и Эвридика»: «Мелодия»; ария Орфея «Потерял я Эвридику». . «Малиновый звон» | ||
8. | Обобщающий урок | « В чём сила музыки» | Концерт по заявкам учащихся |
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
Знать/понимать:
- роль музыки в жизни общества;
- воздействие музыки на жизнь человека, его характер, его отношение к жизни;
- жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
- приемы развития образов музыкальных произведений;
- характерные особенности духовной и современной музыки;
- имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений (Баха И.С., Моцарта В.А, Бетховена Л., Шопена Ф., Глинки М.И., Чайковского П.И., Рахманинова С.В., Стравинского И., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В.);
Уметь:
- определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, религиозная, современная;
- владеть навыками: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных произведений;
- анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
- раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
- развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...
Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П
Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...
Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...