Роль и место уроков музыки в формировании ключевых компетенций гимназистов
методическая разработка по музыке по теме
Ключевые компетенции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_i_mesto_urokov_muzyki_v_formirovanii_klyuchevyh_kompetenciy_gimnazistov.doc | 34 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Роль и место уроков музыки в формировании ключевых компетенций гимназистов
Немаловажную роль в системе воспитания занимает музыкальное образование, так как нравственно-эстетическое воспитание школьников является важной стороной развития личности и воспитания.
Главная цель компетентностного подхода в преподавании музыки заключается в области воспитания духовного мира школьников, развития их эмоционально-чувственной сферы, образного мышления и способности оценивать окружающий мир по законам красоты.
Впервые в примерных программах выделены ключевые компетенции. Приоритетами для учебного предмета по музыке на этапе основного общего образования являются: эмоционально-ценностная компетентность, познавательная компетентность, информационно-коммуникативная компетентность, рефлексивная компетентность. Рассмотрим каждое из этих понятий подробнее.
Эмоционально-ценностная компетентность
Эмоционально-ценностная компетентность — личностное, эмоционально-прочувствованное общение с произведениями искусства, осуществляемое в различных видах музыкальной деятельности под руководством учителя.
Интерес к музыке основывается на способности восприятия интонационно-образного содержания музыкальных произведений. В начальной школе дети учатся воспринимать народную, классическую и современную музыку классического направления.
Восприятию музыки помогают следующие приемы:
- привлечение текстов (книги, учебники)
- привлечение репродукций картин
- рисование на темы прослушанной музыки
- ритмическое сопровождение.
Познавательная компетентность
Познавательная компетентность — наблюдение, выявление интонационно-жанровой основы изучаемых музыкальных произведений, их стилевых особенностей; моделирование художественно-творческого процесса в слушательской, исполнительской деятельности, импровизации и сочинении музыки; поиск и выделение значимых связей и отношений между частями музыкального целого; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация произведений музыкального искусства по одному или нескольким предложенным основаниям; поиск оригинальных решений и самостоятельное выполнение учебно-творческих задач.
Образовательный процесс направлен на развитие творчески активной личности учащихся. На своих уроках я стремлюсь пробудить у детей их творческие способности, воспитывать у ребенка инициативность и способность к самостоятельным творческим действиям в области оценки музыки, ее исполнения и доступного импровизирования.
Сейчас я приведу примеры творческих игр, направленных на развитие самостоятельных действий детей.
- Музыкальная игра «Я – композитор»;
- Музыкальные инструменты своими руками;
-Дирижер оркестра;
- Конкурс лучший дирижер.
Информационно-коммуникативная компетентность
Информационно-коммуникативная компетентность — адекватное восприятие и переживание эмоционально-смыслового содержания музыки; освоение знаний о музыкальном искусстве, музыкальной культуре; воплощение своего личностно-ценностного отношения к музыке и музыкальной деятельности в процессе коллективного музицирования; умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, полилоге (овладение интонационной выразительностью речи); использование различных источников информации.
На своих уроках я стараюсь использовать разнообразные задания: сообщения фактов из жизни и творчества композиторов, музыкантов; определение на слух характерных особенностей разных стилей искусства; создание видеороликов; сравнительный анализ различных стилей музыки; сочинение авторских песен; видеорепортажи о композиторах.
Рефлексивная компетентность
Рефлексивная компетентность – оценивание процесса и результата собственной музыкальной деятельности и деятельности других учащихся с позиции приобретаемого опыта эмоционально-ценностных отношений, осваиваемых музыкальных знаний, умений и навыков, опыта учебной музыкально-творческой деятельности; осознанное определение сферы своих музыкальных интересов и возможностей.
Способствовать рефлексивной компетентности гимназистов может проектная деятельность - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием такой деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Результаты проектно-творческих заданий разнообразны: эссе, сочинение-размышление о музыкальном произведении, собственная мелодия, коллаж, презентация, видеоролик.
Сейчас мы с вами посмотрим фрагмент проектной деятельности учащихся 6 классов.
Таким образом, главная цель компетентностного подхода в преподавании музыки заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника.
Список использованных Интернет - источников
http://www.lexed.ru/standart/02/02/18.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ на уроках естествознания для формирования ключевых компетенций обучающихся, воспитанников
Слайд 1. Все, что сейчас происходит в обществе, как в зеркале отражается в школе. Какой должна быть школа, образование, учитель? каким должно быть образование?Современный урок невозможен без использов...
Проект «Роль диалога на уроке истории в формировании коммуникативной компетенции учащихся».
Данный проект поможет активизировать деятельность учащихся на уроке, развивать их речь и логическое мышление....
Роль урока в формировании ключевых компетенций гимназистов
доклад на педсовете...
Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках физики, для формирования ключевых компетенций обучающихся.
Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках физики, для формирования ключевых компетенций обучающихся....
Доклад на педсовете по теме "Роль урока в формировании ключевых компетенций гимназистов"
Доклад на педсовете по теме "Роль урока в формировании ключевых компетенций гимназистов"...
Исследовательская деятельность на уроке как технология формирования ключевых компетенций при работе с одарёнными детьми.
Мастер-класс знакомит с технологией формирования ключевых компетенций в исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии. Основная задача - раскрыть особенности технологии фо...
«Роль и место уроков музыки в формировании ключевых компетенций учащихся»
Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования....