«Песенное дыхание». Истоки происхождения песни»
план-конспект урока по музыке по теме
Цель: Роль народной песни в жизни народа и в становлении его характера.
Задачи:
Воспитательные-воспитать любовь к русской народной песне.
Обучающие-обучать вокально-хоровым навыкам,обучать бережно относиться к народному творчествую
Развивающие-развивать речь,память,кругозор об истоках происхождения песни.
Универсальные учебные действия: Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека.
Оборудование: Фортепиано, магнитофон, фонотека, пособие «Искусство слышать».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pigaleva_l.a._1_klass_o_rozhdenii_pesni.docx | 159.09 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
29.09.2011 г.
Автор: Пигалева Людмила Александровна
Место работы: МБОУ СОШ №22 г. Краснодар
Должность: учитель музыки
№ 6 урок 1 класс
1 четверть
Тема: «Песенное дыхание». Истоки происхождения песни»
Цель: Роль народной песни в жизни народа и в становлении его характера.
Задачи:
Воспитательные-воспитать любовь к русской народной песне.
Обучающие-обучать вокально-хоровым навыкам,обучать бережно относиться к народному творчествую
Развивающие-развивать речь,память,кругозор об истоках происхождения песни.
Универсальные учебные действия: Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека.
Оборудование: Фортепиано, магнитофон, фонотека, пособие «Искусство слышать».
Ход урока:
1.Организация урока:
А.Вход под музыку «На зелёном лугу» русская народная песня.
Б.Музыкальное приветствие.
В.Изучение нового материала.
Задачи:понять и осознать откуда зародились истоки песни.Выйти на тему урока.
У:мы вошли в класс звучала песня,она народная или композиторская?
Дети:эта песня народная ,русского народа.
У: Что такое песня? Песня – это самый популярный жанр вокально-инструментальной музыки. Как можно назвать тему урока?
Дети: Истоки происхождения песни.
У:Песни делятся на две категории: народные и композиторские песни. Главное отличие этих двух видов в том, что в композиторской песне мы можем назвать авторов поэтического и музыкального текстов. Народной песни песонифицированного автора нет. Ее создателем является коллективный творец – народ. А народная песня нужна людям?
Дети: да,она нужна людям.
У:вы правы.Песня нужна людям, и в этом причина ее тысячелетнего существования. В народной песне отражается жизнь людей: их труд, мысли, настроения, чувства, умения и познания. Народная песня нужна людям как вид искусства, создающий красоту своеобразными выразительными средствами: музыкальными, динамическими, ритмичными и слышимыми. Этими средствами она служит человеку в жизни, помогая в труде и праздниках, в горе и радости. Так что же заложило начало т песни?
Дети:сама природа.
У:Музыкальные образы народной песни всегда эмоциональны, заразительны, увлекательны. Это все вместе определяет особую поэтику народной песни. Есть связь с природой и народным музыкально-поэтическим складом любого национального искусства.?
Дети:да,есть связь.
У:Народные песни слагались веками, они помогали крестьянам в работе, их пели во время обрядов, праздников и траурных дней. Изначально, песни служили для сопровождения свадьбы, похорон, рождения ребенка, уборки урожая. Со временем назначение песни изменилось.
У: когда люди сочиняли песни?
Дети: Люди сочиняли и пели песни, когда им было весело или грустно, когда они работали или отдыхали. Любой человек мог изменить слова или мелодию песни в зависимости от его желания. Народная песня передавалась из поколения в поколение, переносилась из города в город бродячими музыкантами, поэтому за несколько лет она могла изменяться несколько раз.
У: Простые крестьяне могли записывать песни
Дети:Простые крестьяне не могли записать ни слов, ни музыки, поэтому песни запоминали наизусть.
У: на какие две группы делится народная песня?
Дети:Народные песни делятся на две группы. Они бывают обрядовыми и необрядовыми.
У: что значит обрядовые песни?
Дети: Обрядовые песни сопровождают определенные ритуалы: свадебные песни, песни, исполняющиеся при рождении ребенка, песни, сопровождающие земледельческие обряды.
У: что такое необрядовые песни?
Дети: Необрядовые песни – это песни, которые поют на вечерках, на беседах. Они не сопровождают обряды.
У: какое основное назначение народной песни?
Дети: Основное назначение народной песни – выражать разнообразные эмоции, переживания народа.
У: какова тематика народной песни?
Дети: Тематика народных песен весьма разнообразна.
У: основное место в песенном фольклоре занимают исторические песни, где повествуется о важных исторических событиях и действуют реальные исторические персонажи. К народному песенному творчеству относится также жанр частушки, который появился относительно недавно. Частушка сформировалась в сельской местности на основе лирической песни немногим более 100 лет назад. До этого частушек не было. Интересно, что первые частушки исполняли исключительно парни. Они были, конечно же, о любви.
У: что характерно для композиторской песни?
Дети:Композиторская песня – это профессиональное вокально-инструментальное сочинение. В отличие от народной песни, композиторская доходит до нас в первозданном виде, даже если она была написана 100-200-300 лет назад. Композиторы писали музыку на стихи профессиональных поэтов, поэтому, композиторскую песню еще называют «профессиональной песней».
У: какое настроение выражает песня «На зелёном лугу»?
Дети: весёлое.радостное.
У: что хочется делать под такую музыку?
Дети: танцевать и петь.(вокально- хоровая работа)-исполнение песни.
Обобщение Народные песни исполняются как сольно, так и хором. Многоголосие каждого народа, гармония народных песен уникальна. С музыкальной точки зрения народно-песенное творчество характеризуется строгой каноничностью и замкнутостью. Существуют образцы народной музыки, которые передаются из поколения в поколение.
2. «Вместе весело шагать» В.Шаинский
Задачи: определить к каким песням относится эта песня-народная или композиторская? Обрядовая
или не обрядовая.
У: эта песня народная или композиторская?
Дети:это композиторская песня.
У:кто написал эту песню?
Дети:В.Шаинский.
У: о чём эта песня?
Дети:о любви к Родине,к её просторам.
У: какик жанры использует композитор?
Дети:песню и марш.
(исполнение песни)
3.
4.Итог урока: песня берёт истоки в древности. Основное назначение народной песни – выражать разнообразные эмоции, переживания народа.
5.Д/задание-учить слова песни «На зелёном лугу».
6.Выход из класса под песню «Вместе весело шагать» В.Шаинского.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник народных песен "ПОЁТ РОДНАЯ ПЕСНЯ". Песни из репертуара образцового ансамбля "Родная песня" ЦДОД "ПОИСК" г. Нефтеюганск составитель-педагог дополнительного образования Москвитина Галина Владимировна
Сборник песен для солистов и ансамблей народной песни. Сборник иллюстрирован фотографиями из архива ансамбля "РОДНАЯ ПЕСНЯ"....
Конспект урока по музыке в 1 классе по теме: "Человек танцующий.Истоки происхождения танца"
Формирование музыкальной культуры школьников, как важной части культуры школьников, познакомить с жанром танца....
Конспект урока по музыке в 1 классе по теме: "Песенное дыхание. Истоки происхождения песни"
Знакомство с жанром "песня", создание условий для погружения в атмосферу народной и композиторской песни....
Истоки зарождения песен карачаевского народа
Разработка урока музыки по привитию любви к народной национальной культуры народов КЧР....
урок-экскурсия "Дыхание русской песенности" 5 класс "Музыка" и 11 класс "Церковное пение"
Урок-экскурсия "Дыхание русской песенности", тип урока: комбинированный, нестандартный. Самостоятельная работа учащихся в применении новых знаний по предметам "Музыка"(5 класс) и ...
Конспект урока по музыке в 1 классе по теме : Песенное дыхание. Истоки происхождения песни"
Цель урока: знакомство с жанром «песня» создание условий для погружения в атмосферу народной и композиторской песни.Задачи: -выявить жанровое начало песни как способ передачи сос...
Конспект урока по музыке в 1 классе по теме : "Человек танцующий. Истоки происхождения танца"".
Урок 5Тема урока: «Человек танцующий». Истоки происхождения танца.Цель: формирование музыкальной культуры школьников как важной части духовной культуры; познакомить с жанром танца.За...