«Песенное дыхание». Истоки происхождения песни»
план-конспект урока по музыке по теме

Людмила Александровна Пигалева

 

Цель: Роль народной песни в жизни народа и в становлении его характера.

Задачи:

Воспитательные-воспитать любовь к русской народной песне.

Обучающие-обучать вокально-хоровым  навыкам,обучать бережно относиться к народному творчествую

Развивающие-развивать речь,память,кругозор об истоках происхождения песни.

Универсальные учебные действия: Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека.

 Оборудование: Фортепиано, магнитофон, фонотека, пособие «Искусство слышать».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pigaleva_l.a._1_klass_o_rozhdenii_pesni.docx159.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

29.09.2011 г.

Автор:  Пигалева Людмила Александровна

Место работы: МБОУ СОШ №22 г. Краснодар

Должность: учитель музыки 

№ 6 урок 1 класс

1 четверть

Тема: «Песенное дыхание». Истоки происхождения песни»

Цель: Роль народной песни в жизни народа и в становлении его характера.

Задачи:

Воспитательные-воспитать любовь к русской народной песне.

Обучающие-обучать вокально-хоровым  навыкам,обучать бережно относиться к народному творчествую

Развивающие-развивать речь,память,кругозор об истоках происхождения песни.

Универсальные учебные действия: Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека.

 Оборудование: Фортепиано, магнитофон, фонотека, пособие «Искусство слышать».

Ход урока:

1.Организация урока:

А.Вход под музыку «На зелёном лугу» русская народная песня.

Б.Музыкальное приветствие.

В.Изучение нового материала.

Задачи:понять и осознать  откуда зародились истоки песни.Выйти  на тему  урока.

У:мы вошли в класс звучала песня,она народная или  композиторская?

Дети:эта песня народная ,русского народа.

У: Что такое песня? Песня – это самый популярный жанр вокально-инструментальной музыки. Как можно назвать тему урока?

Дети: Истоки происхождения песни.

У:Песни делятся на две категории: народные и композиторские песни. Главное отличие этих двух видов в том, что в композиторской песне мы можем назвать авторов поэтического и музыкального текстов. Народной песни песонифицированного автора нет. Ее создателем является коллективный творец – народ. А народная песня нужна людям?

Дети: да,она нужна людям.

 У:вы правы.Песня нужна людям, и в этом причина ее тысячелетнего существования. В народной песне отражается жизнь людей: их труд, мысли, настроения, чувства, умения и познания. Народная песня нужна людям как вид искусства, создающий красоту своеобразными выразительными средствами: музыкальными, динамическими, ритмичными и слышимыми. Этими средствами она служит человеку в жизни, помогая в труде и праздниках, в горе и радости. Так что же  заложило начало т песни?

Дети:сама природа.

У:Музыкальные образы народной песни всегда эмоциональны, заразительны, увлекательны. Это все вместе определяет особую поэтику народной песни. Есть связь с природой и народным музыкально-поэтическим складом любого национального искусства.?

Дети:да,есть связь.

 У:Народные песни слагались веками, они помогали крестьянам в работе, их пели во время обрядов, праздников и траурных дней. Изначально, песни служили для сопровождения свадьбы, похорон, рождения ребенка, уборки урожая. Со временем назначение песни изменилось.

У: когда люди сочиняли песни?

Дети: Люди сочиняли и пели песни, когда им было весело или грустно, когда они работали или отдыхали. Любой человек мог изменить слова или мелодию песни в зависимости от его желания. Народная песня передавалась из поколения в поколение, переносилась из города в город бродячими музыкантами, поэтому за несколько лет она могла изменяться несколько раз.

У: Простые крестьяне могли записывать песни

Дети:Простые крестьяне не могли записать ни слов, ни музыки, поэтому песни запоминали наизусть.

У: на какие две группы делится  народная песня?

Дети:Народные песни делятся на две группы. Они бывают обрядовыми и необрядовыми.

У: что значит обрядовые песни?

Дети: Обрядовые песни сопровождают определенные ритуалы: свадебные песни, песни, исполняющиеся при рождении ребенка, песни, сопровождающие земледельческие обряды.

У: что такое необрядовые песни?

Дети: Необрядовые песни – это песни, которые поют на вечерках, на беседах. Они не сопровождают обряды.

У: какое основное  назначение народной песни?

Дети:  Основное назначение народной песни – выражать разнообразные эмоции, переживания народа.

У: какова тематика народной песни?

Дети: Тематика народных песен весьма разнообразна.

У: основное  место в песенном фольклоре занимают исторические песни, где повествуется о важных исторических событиях и действуют реальные исторические персонажи. К народному песенному творчеству относится также жанр частушки, который появился относительно недавно. Частушка сформировалась в сельской местности на основе лирической песни немногим более 100 лет назад. До этого частушек не было. Интересно, что первые частушки исполняли исключительно парни. Они были, конечно же, о любви.

У: что характерно для  композиторской песни?

Дети:Композиторская песня – это профессиональное вокально-инструментальное сочинение. В отличие от народной песни, композиторская доходит до нас в первозданном виде, даже если она была написана 100-200-300 лет назад. Композиторы писали музыку на стихи профессиональных поэтов, поэтому, композиторскую песню еще называют «профессиональной песней».

У: какое  настроение выражает песня «На зелёном лугу»?

Дети: весёлое.радостное.

У: что хочется делать под такую музыку?

Дети: танцевать и петь.(вокально- хоровая работа)-исполнение песни.

Обобщение Народные песни исполняются  как сольно, так и хором. Многоголосие каждого народа, гармония народных песен уникальна. С музыкальной точки зрения народно-песенное творчество характеризуется строгой каноничностью и замкнутостью. Существуют образцы народной музыки, которые передаются из поколения в поколение.

2. «Вместе весело шагать» В.Шаинский

Задачи: определить к каким песням относится эта песня-народная или композиторская? Обрядовая

или не обрядовая.

У: эта песня народная или композиторская?

Дети:это композиторская песня.

У:кто написал эту песню?

Дети:В.Шаинский.

У: о чём эта песня?

Дети:о любви к Родине,к её просторам.

У: какик жанры использует композитор?

Дети:песню и марш.

 (исполнение песни)

3.

4.Итог урока: песня  берёт истоки в древности. Основное назначение народной песни – выражать разнообразные эмоции, переживания народа.

5.Д/задание-учить слова песни «На зелёном  лугу».        

6.Выход  из класса под песню «Вместе весело шагать» В.Шаинского.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по музыке в 1 классе по теме: "Человек танцующий.Истоки происхождения танца"

Формирование музыкальной культуры школьников, как важной части культуры школьников, познакомить с жанром танца....

Конспект урока по музыке в 1 классе по теме: "Песенное дыхание. Истоки происхождения песни"

Знакомство с жанром "песня", создание условий для погружения в атмосферу народной и композиторской песни....

Истоки зарождения песен карачаевского народа

Разработка урока музыки по привитию любви к народной национальной культуры народов КЧР....

урок-экскурсия "Дыхание русской песенности" 5 класс "Музыка" и 11 класс "Церковное пение"

Урок-экскурсия "Дыхание русской песенности", тип урока: комбинированный, нестандартный. Самостоятельная работа учащихся в применении новых знаний по предметам "Музыка"(5 класс) и ...

Конспект урока по музыке в 1 классе по теме : Песенное дыхание. Истоки происхождения песни"

Цель урока: знакомство с жанром «песня» создание условий для погружения в атмосферу народной и композиторской песни.Задачи: -выявить жанровое начало песни как способ передачи сос...

Конспект урока по музыке в 1 классе по теме : "Человек танцующий. Истоки происхождения танца"".

Урок 5Тема урока: «Человек танцующий».  Истоки происхождения танца.Цель: формирование музыкальной культуры школьников как важной части духовной культуры; познакомить с жанром танца.За...