Литературно-музыкальная композиция
классный час по музыке (7 класс) на тему

Коряковская Татьяна Владимировна

Хронология жизни Пушкина с использованием музыки, написанной на его произведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pushkin.docx18.15 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-литературная композиция на тему «Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу»

6 июня 2012 года весь мир отметил 213 лет со дня рождения великого русского поэта А.С.Пушкина. Наш урок посвящен ему: его жизни, творчеству, произведениям. А слова «Не разлучимы  В России музыка, живопись, поэзия, проза» подскажут нам, почему мы будем обращаться и  к музыке.

                Мы чтить тебя привыкли с юных лет,

                И дорог нам твой образ благородный,

                Ты рано смолк, но в памяти народной

                Ты не умрешь, возлюбленный поэт.(Плещеев)

Учащиеся объясняют смысл этих слов.

Идет рассказ детей о жизни и творчестве поэта.

Летним днем 6 июня 1799 года в Москве, в известной семье Пушкиных родился сын, которого назвали Александром. Мальчик рос  толстоватым, малоподвижным, и его дядюшка, поэт Василий Львович, говаривал  :«Экой ленивец!»

Неповоротливый мальчик подрастал в шалостях. То и дело бил он маленький посуду, и Надежда Осиповна, случалось, в гневе наказывала его. Никто не решался остановить вспыльчивую барыню : ни дядя, ни отец малыша. Только няня Арина Родионовна прижимала к себе мальчика : «Ничего…Пойдемте, Александр Сергеевич, я вам сказку расскажу, добрую, легкую.

Пушкин немало строчек посвятил няне, говоря о ней с нежностью, теплотой и любовью. Вот хотя бы такие строчки: «Наша ветхая лачужка и печальна, и темна,

                                    Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна?»

Так и хочется спеть эти строчки…(песня «Зимний вечер»)

Проследим дальше за ходом жизни Пушкина.(фон Шопен «Вальс до-диез минор»)

Когда Пушкину исполнилось 12 лет, в его жизни началась новая пора – Лицей. Так называлось только что открывшаяся школа в Царском селе под Петербургом. Лицей разместился в пристройке царского дворца.

В Лицее Пушкин нашел друзей, которые горячо полюбили поэта и оценили его таланты.

Шесть лет, проведенные в Лицее, навсегда остались для Пушкина самыми светлыми:

                                     Куда бы нас ни бросила чужбина,

                                     И счастие куда б ни повело,

                                     Все те же мы, нам целый мир чужбина,

                                     Отечество нам Царское Село.

Окончив  лицей  Пушкин поселился в Петербурге.  В это  время он закончил  начатую еще в лицее поэму « Руслан и Людмила» (чтении пролога)

Это произведение также было положено на музыку, как и многие произведения  Пушкина (слушание и разбор увертюры М.И.Глинки к опере «Руслан и Людмила»)

Столичная жизнь с ее театрами, балами, литературными обществами захватила поэта. Он встречается с молодыми офицерами, вступает с ними в горячие споры о том, как добиться свободы. Вольнолюбивые стихи Пушкина, насмешливые эпиграммы на царя и его  приближенных расходились по всему Петербургу. Дошли они и до царя. И царь решил: «Пушкина надобно сослать в Сибирь…»

Но поэта сослали не в Сибирь, а в Кишинев…

Кишинев в те годы был глухой провинцией. Над одноэтажными домиками мрачно возвышался острог. Здание было сложено из огромных серых камней, узкие окна выходили во двор, где ,прикованные цепями к столбам, сидели два орла. Могучие птицы не могли улететь, но они не становились ручными. Гордо смотрели они на людей круглыми желтыми глазами и величественно принимали пищу. Несколько раз Пушкин заходил в острог, чтобы поговорить с арестантами. Поэт всей душой разделял их мечту о свободе. Так родилось стихотворение «Узник». Его полюбили не только просвещенные читатели, но и простые люди: стихотворение стало народной песней.

И сам народ сочинил музыку(Песня «Узник»)

В  1830 году осенью Пушкин поехал в село Болдино для приведения в порядок хозяйственных дел перед  женитьбой… За три месяца он создал в Болдине большое количество произведений. Среди них и  «Повести  Белкина»

Показ иллюстрации к повести «Метель»

Это произведение вдохновляло многих людей. Георгий Свиридов написал музыку к кинофильму «Метель». Слушая сейчас эту музыку, подумайте , какую картину из этой повести она изображает (ответы детей)

Многие произведения Пушкина посвящены  прекрасному чувству-любви. Для поэта любовь - одно из самых  сильных человеческих чувств и самое естественное проявление человеческих отношений.

Одно из стихотворений вы знаете. Оно называется «Я помню чудное мгновенье…»

Это стихотворение посвящено Анне Павловне Керн. Впервые поэт встретился с ней в 1819 году и был очарован. Вторая встреча произошла через шесть лет. Тогда-то в 1825г. И было написано стихотворение «Я помню чудное мгновенье»

Русский композитор М.И.Глинка написал замечательный романс на это стихотворение(романс «Я помню чудное мгновенье»)

К  сожалению  последние годы были тяжелыми в  жизни Пушкина. Светское общество не могло простить поэту его гениальности. Вокруг имени ходили сплетни, клеветнические наветы. Цензура преследовала его.

Все это привело к кровавой развязке.

Пушкин решил положить конец оскорблявшим его и его жену посланиям. Он считал, что причиной сплетен является молодой француз Дантес.

Первую дуэль друзьям Пушкина удалось предотвратить. Но клеветнические письма не прекратились.

И дуэль состоялась 24 января 1837 года.

29 января поэт умер. Его смерть потрясла все общество (муз. фон Моцарт «Лакримоза» из «Реквиема»

Судьба поэта, его творчество волнуют нас до сих пор. Даже в тяжелые годы войны, во время бомбежек люди старались спасти творения великого поэта.

         Вера Инбер «Пушкин жив»

От бомбы  дрогнули в огне

Стропила мирной комнатушки,

А человек стоял в окне,

А человек взывал: «Ко мне!

Тут книги у меня. Тут Пушкин!»

Ему кричали: «Выходи!»-

Но книг оставить не хотел он

И крепко прижимал к груди

Он томик полуобгорелый.

Когда ж произошел обвал

И рухнул человек при этом,

То и тогда он прижимал

К груди создание поэта.

В больнице долго он без сил

Лежал, как мертвый, на подушке.

И первое, что он спросил, Придя в сознание: «А Пушкин?»

И голос друга, поспешив,

Ему ответил : «Пушкин Жив.»

В заключении звучит романс Невядовского « Пушкинские горы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Военной песни негасимый свет..."

Материал может быть использован к Дню защитника Отечества или 9 Мая...

Литературно-музыкальная композиция к Дню Победы

Литературно-музыкальная композиция в сопровождении презентации. Достаточно важный момент в представлении - это перестроения. Доступна и интересна любой возрастной группе учащихся....

Литературно-музыкальная композиция "Память сердца"

Всё дальше и дальше уходит от нас в глубь прошлого Великая Отечественная война. Всё меньше её живых свидетелей и участников. Придёт время - и мы будем узнавать о событиях и людях военных лет только из...

Литературно-музыкальная композиция "Человек поднялся в небо"

Литературно-музыкальная композиция "Человек поднялся  в небо" разработана в рамках проведения недели, посвященной  Дню космонавтики....

Презентация литературно-музыкальной композиции "Романса трепетные звуки" (Век нынешний и два минувших)

Презентация литературно-музыкальной композиции может быть использован во внеурочной работе с учащимися среднего и старшего возраста...

Методическая разработка «Сорок черный год» (литературно-музыкальная историческая композиция)

История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становится патриотизм к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям, что воплощалось в стремлени...