презентация "Певцы войны"
план-конспект урока по музыке (7 класс) по теме

Матвеева Маргарита Геннадьевна

Презентация к уроку музыки в 7 классе из серии "Мы помним.! Мы гордимся!"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Мы помним! Мы гордимся! » Певцы войны Урок музыки 7 класс Матвеевой Маргариты Геннадьевны

Слайд 2

«Кто сказал, что надо бросить песню на войне?»

Слайд 3

Лидия Русланова (19 -1973 г.г.)

Слайд 4

„ ...Валенки, валенки Эх, неподшиты стаpеньки...“

Слайд 5

Клавдия Шульженко (1906-1984 г.г.) « …Синенький, скромный платочек Падал с опущенных плеч...“

Слайд 6

Марк Бернес ( 1911-1969 г.г.)

Слайд 7

Эдит Пиаф

Слайд 8

Ансамбль песни и пляски Российской Армии им. А.А. Александрова „ ...Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат...“

Слайд 9

Народный хор им. Пятницкого

Слайд 10

„ Как родная меня мать провожала...“



Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки

 в 7 классе из серии

«Мы помним. Мы гордимся»

посвящённый Дню Победы

«Певцы войны»

Цель урока: Познакомить с великими певцами и их творчеством.

Задачи:

Образовательная - познакомить с  великими певцами и музыкальными произведениями военных лет.

Развивающая – развивать музыкальный слух.

Воспитательная - воспитывать чувство уважения к истории страны.

Учитель музыки высшей категории

Матвеева Маргарита Геннадьевна

Тверская область ЗАТО Озёрный

2012 год

Эпиграф:

Кто сказал, что надо бросить

Песню на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне.

В. Лебедев-Кумач (1943).

"Там, где переходы и завалы,

Рваная колючка на столбах,

Умирали наши запевалы

С недопетой песней на губах."

М. Дудин

Учитель:

Этот урок  проводим накануне празднования великого дня Победы. Неся вахту памяти о тех страшных днях, мы хотим рассказать о бойцах, которые своим творчеством давали надежду  на скорую  победу. Фронтовые театральные коллективы в действующей армии сразу заняли свои места.

Ведущая роль в деле создания фронтовых бригад, а затем и фронтовых театров принадлежала Всероссийскому театральному обществу (ВТО). 21 июня 1941 артисты Малого театра во главе с Н.А.Анненковым играли шефский концерт в красноармейском гарнизоне под Ковелем, где 22-го уже шли бои, и актеры, продолжая работу в войсках, стали фактически передвижной фронтовой бригадой. Деятельностью фронтовых бригад руководил штаб, созданный в Москве при Центральном Доме работников искусств (ЦДРИ). К работе фронтовых бригад предъявлялись требования в духе военного времени: мобильность, готовность и способность выступать в непосредственной близости к передовой, играть везде – на палубах военных кораблей, под открытым небом, на аэродромах, в землянках, в блиндажах, на вокзалах, в агитпунктах, в медсанбатах, на лесных полянах, в оврагах. Всего работало около 4 тысяч фронтовых бригад. Во фронтовых бригад принимали участие 42 тысячи актеров, многие выступали на фронтах по 300 раз. Вначале фронтовые театры и бригады не имели специального оборудования. Позже у них появились грузовики с откидными бортами, грим, костюмы, реквизит.В репертуаре были и многоактные пьесы, их сокращали, чтобы действие не длилось более полутора часов:

Фронтовые театры, обосновавшиеся в прифронтовой полосе, были менее оперативны.

Фронтовыми театрами становились и театральные коллективы городов, в которые пришла война. Огромной популярностью пользовались фронтовые театры и концертные бригады. Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, что убить ее невозможно. Тишину прифронтового леса нарушали не только артиллерийский обстрел врага, но и восхищенные аплодисменты восторженных зрителей, вызывая на сцену вновь и вновь своих любимых исполнителей: Лидию Русланову, Леонида Утесова, Клавдию Шульженко.

Хорошая песня всегда была верным помощником бойца. С песней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминал родных и близких. Многие фронтовики до сих пор помнят видавший виды окопный патефон, на котором они слушали любимые песни под аккомпанемент артиллерийской каннады. читывая это обстоятельство, было принято решение возобновить на Апрелевском заводе прерванное войной производство грампластинок.

Начиная с октября 1942 года из-под пресса предприятия пошли на фронт грампластинки вместе с боеприпасами, пушками и танками. Они несли песню, которая была так нужна бойцу, в каждый блиндаж, в каждую землянку, в каждый окоп. Вместе с другими песнями, рожденными в это тяжкое время, воевал с врагом и «Синий платочек», записанный на граммофонную пластинку в ноябре 1942 года. годы Великой Отечественной войны не ослабевал интерес и к настоящему искусству. Артисты драматических и музыкальных театров, филармоний и концертных групп вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом

Огромной популярностью пользовались фронтовые театры и концертные бригады. Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, что убить ее невозможно. Тишину прифронтового леса нарушали не только артиллерийский обстрел врага, но и восхищенные аплодисменты восторженных зрителей, вызывая на сцену вновь и вновь своих любимых исполнителей: Лидию Русланову, Леонида Утесова, Клавдию Шульженко.  В одной из песен, популярных в годы войны, были такие слова:

 Кто сказал, что надо бросить Песни на войне?

 После боя сердце просит

 Музыки вдвойне!

Они несли песню, которая была так нужна бойцу, в каждый блиндаж, в каждую землянку, более 60 лет отделяют нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую отечественную войну, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей Родины. В сердцах людей она жива, потому что до сих пор еще не залечены её раны, не иссякла боль, не забыты те, кто отдал жизнь за великую Победу, живут среди нас ветераны войны.Жить, работать, воевать, побеждать врага помогали нашему на фронте и в тылу песни, созданные в те грозные годы.

“ Когда говорят пушки, молчат музы”– гласит поговорка. Но поэзия воюющего народа опровергла её. С первых дней войны появились десятки новых песен, большинство из которых сразу же “ушли на фронт”. Песни распространялись очень быстро, передавались из уст в уста, перелетали через линию фронта, проникали в глубокий тыл врага, в партизанские отряды.

 Есть среди песен Великой Отечественной войны такие, которые сыграли особенно большую роль в жизни народа. Некоторые из них имеют к тому же интересную историю своего появления на свет. О песнях, ставших памятниками военных лет, об их авторах, об истории их создания мы поведем наш рассказ. Сколько замечательных песен пелось в те суровые годы!

И слова тех честных песен звали

За отчизну биться до конца,

И от песен слезы застывали

Каплями смертельного свинца.

На экране – документальные фотографии о первых днях войны. Включается запись песни “Священная война” в исполнении Краснознаменного ансамбля Советской Армии имени А.Александрова.

Для одних война стала далеким воспоминанием, для других – историей. Но и сегодня ни взрослый, ни ребенок не остается равнодушным, когда услышит по радио “главную песню Великой Отечественной войны”, написанную в первые дни войны поэтом В. Лебедевым-Кумачом и композитором А.Александровым. “Священная война”– это “песня-воин, песня-полководец, песня-пророк”. Её слова были опубликованы в газете “Известия” через два дня после начала войны, 24 июня 1941 года. А 27 июня песня была впервые исполнена на Белорусском вокзале, с которого уходили на фронт военные эшелоны.

 Ветеран Краснознаменного имени Александрова ансамбля песни и пляски Советской Армии, участник премьеры песни на Белорусском вокзале Ю.А. Емельянов вспоминает: “В зале ожидания был сколочен из свежесрубленных досок помост – своеобразная эстрада для нашего выступления. Поднялись мы на это возвышение, и у нас невольно зародилось сомнение: можно ли выступать в такой обстановке? В зале шум, резкие команды, звуки радио… Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает…

С первых же тактов мы почувствовали. Что песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет. В зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах волнение, слезы, и это передалось нам – исполнителям. И у нас у всех тоже стояли слезы в глазах.

Песня утихла, но бойцы потребовали повторение. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пели мы “Священную войну”.

Мы посвящаем этот урок музыки певцам войны, артистам, чьими голосами говорила и пела эпоха.

                         

                           Презентация « Певцы войны» (комментарии о певцах готовили и рассказывали учащиеся)

1………………………………. Лидия Русланова

Девочка запела лет с шести. Первым ее слушателем была мама, которая рано умерла. Кормить Лиду и ее младших брата и сестру стало нечем, и сирота стала петь за подаяние. Хождение с сумой продолжалось , пока на талантливую девочку не обратила внимание одна вдова-чиновница. Сжалившись над сиротками, она определила всех троих детей по разным приютам. Так семилетняя Русланова попала в саратовский приют, где окончила три класса церковноприходской школы. Регенту, который вел в приюте уроки пения, голосок Лиды понравился, и он взял девочку в церковный хор. Это было ее музыкальное образование. В церковном хоре Лида Русланова очень быстро стала солисткой. Девочку приходили слушать в кафедральный собор со всего города. «Идем сегодня на Сироту! Уж больно хорошо поет!» - говорили в Саратове о маленькой знаменитости.В 16 лет она пела в опере.Русланова на сцену любила выходить в подлинно русских костюмах и украшениях

Вершиной творческого и человеческого подвига Лидии Андреевны Руслановой стали годы войны, сначала финской, а затем Великой Отечественной. Во время финской войны Лидия Андреевна Русланова в составе концертной бригады выехала на фронт. Это было зимой 1940 года. Постоянно принимая стрептоцид, чтобы от простуды не потерять голос, Лидия Андреевна не пропустила ни одного концерта. А за двадцать восемь дней концертная бригада дала более ста концертов!

Слава «гвардии певицы» Руслановой прошла вместе с ней по всем фронтам Великой Отечественной войны и долетела до Бранденбургских ворот. Уже в первые недели 1941 года Лидия Андреевна удивила всех знакомых, вернувшись на несколько дней в Москву, как и некоторые мужчины-артисты, в военной форме. Она участвовала в самой первой фронтовой бригаде, пела перед бойцами и командирами на передовой с начала до конца войны. Многочисленные репортажи, фотографии и кадры военной кинохроники сохранили для нас облик Руслановой. Под артиллерийским обстрелом Лидия Андреевна стоит на лесной поляне или кузове грузовика в ярком национальном костюме. Вокруг сотни солдат с оживленными восхищенными лицами.

Активная концертная деятельность певицы в годы войны была отмечена правительственными наградами. В 1942 году певице присвоили звание заслуженной артистки РСФСР.

И вот - долгожданная победа. Последний военный концерт. На самом знаменитом в своей жизни концерте - у Бранденбургских ворот - Лидия Андреевна Русланова спела и свои знаменитые «Валенки». Песню пришлось повторить несколько раз. И каждый раз ее исполнение сопровождалось восторженным «ура» и оглушительными аплодисментами. Еще бы! Солдаты, штурмовавшие Берлин, хорошо помнили, сколько верст пришлось «отмахать» от заснеженного Подмосковья до столицы фашистского рейха в валенках, о которых пела Русланова - «не подшиты, стареньки».

Эта песня вошла в репертуар Руслановой на всю жизнь, став своеобразной визитной карточкой певицы... Первый концерт в захваченном Берлине продолжался до глубокой ночи. Весть о нем разнеслась мгновенно, и в течение нескольких часов к рейхстагу прибывали все новые и новые бойцы и командиры. Прославленный маршал подошел к актрисе, снял с груди боевой орден и отдал его певице в знак большого признания.

День 2 мая 1945 года, когда состоялся этот неповторимый концерт, Лидия Андреевна запомнила навсегда, а снимок, запечатлевший ее поющей на ступенях рейхстага в окружении воинов-победителей, хранила всю жизнь.

Звучит песня «Валенки»

2………………………… Клавдия Шульженко

Клавдия Ивановна Шульженко родилась 24 (11) марта 1906 года в Харькове.

Брала уроки вокала у профессора Харьковской консерватории Н.Л.Чемизова. В 1923 году начала работать в Харьковском драматическом В 1939 году Шульженко стала лауреатом Первого Всесоюзного конкурса артистов эстрады.

Объявление о начале войны застало певицу на гастролях в Ереване. Добровольно вступив в ряды действующей армии, Шульженко стала солисткой фронтового джаз-ансамбля. За первый год ленинградской блокады дала 500 концертов. В конце 1941 года в репертуаре певицы появилась песня "Синий платочек", ставшая одной из самых популярных песен военного времени. Участвовала в съемках фильма «Концерт фронту», в 1943 году представила программу «Города-герои».

В 1945 году Клавдии Шульженко было присвоено звание заслуженной артистки республики. С лета 1945 года певица стала выступать сольно

В 1965 году выступила на первом фестивале советской эстрадной песни.

В 1971 году Клавдии Ивановне Шульженко было присвоено звание Народной артистки СССР.

С конца 70-х годов прекращает выступления с сольными программами, принимает участие в сборных концертах. Одной из самых популярных песен ее репертуара в эти годы стала песня "Вальс о вальсе" Э.Колмановского и Е.Евтушенко.

Умерла Клавдия Ивановна 17 июля 1984 года в Москве.

          Исп песня» Синий платочек»

Весной 1940 года в московском театре «Эрмитаж» проходили гастроли, известного польского оркестра Генриха Гольда «Голубой джаз». Пианист джаз играл  написанную им во время недавних гастролей в Днепропетровске. Присутствовавший на концерте поэт и драматург Я.М. Галицкий обратил внимание; на эту яркую, очень напевную мелодию и тут же в зале, записал в своем блокноте возникший в его поэтическом воображении текст:

Синенький, скромный платочек

Падал с опущенных плеч.

Ты говорила, Что не забудешь

Ласковых, радостных встреч...

Встретившись после концерта с Ежи Петерсбурским в гостинице, поэт показал ему свои черновые наброски. Было решено, что песня, пожалуй, получится, но текст следует дополнить еще несколькими куплетами. Через несколько дней она была полностью готова. Новая песня, названная авторами «Синий платочек», сразу понравилась москвичам. С этого дня она обязательно исполнялась в каждом концерте оркестра Генриха Гольда. Вскоре «Синий платочек» стал широко известен и его включили в свой репертуар такие мастера песенной эстрады, как Лидия Русланова, Изабелла Юрьева, Вадим Козин, Екатерина Юровская. В том же 1940 году песня была дважды записана на граммофонную пластинку в исполнении И.Д. Юрьевой и Е.И. Юровской.

 Клавдию Ивановну Шульженко «Синий платочек» не взволновал. Она вспоминала: «Синий платочек» в том, довоенном, варианте мне понравился – легкий, мелодичный вальс, очень простой и сразу запоминающийся, походил чем-то на городской романс, на песни городских окраин, как их называли. Но текст его меня не заинтересовал: показался рядовым, банальным». Так и не попал «Синий платочек» в довоенный репертуар Клавдии Ивановны.

Было это 9 апреля 1942 года. К утру текст был готов. «Мне сразу понравились простые, берущие за душу слова, – вспоминала К. И. Шульженко. – В них было много правды. У каждого из защитников нашей Родины, у каждого воина есть одна, родная женщина, самая любимая, близкая и дорогая, за горе, страдание, лишения, за разлуку с которой он будет мстить врагу... И вскоре я уже пела фронтовой «Синий платочек» для своих слушателей. С тех пор песня эта навсегда осталась в моем репертуаре».

3. … Марк Наумович Бернес

Родился в городе Нежин (ныне райцентр в Черниговской области Украины

Юношей Марк поступил в харьковский музыкальный театр «Миссури» Н. Н. Синельникова, избрав сценическое имя Бернес. В 1929 окончил театральные курсы в Харькове.

С 1935 года снимался в киноИгра актёра отличалась обаянием и мягким юмором. Большую популярность Марку Бернесу принесли роли в фильмах о Войне. В фильме «Два бойца», он с поразительной задушевностью и простотой спел песню «Тёмная ночь» (музыка Н. Богословского, слова В. АгатоваПочтовая марка России из серии «Популярные певцы российской эстрады», посвящённая Марку Бернесу, 1999,

Первый публичный концерт Марка Бернеса состоялся в Свердловске в Доме офицеров 30 декабря 1943 года, после чего последовало концертное турне по Уралу. В Москве начал выступать с конца 1940-х годов, сначала на вечерах в Домах творческой интеллигенции.. Продолжая сниматься в кино, всё больше внимания Бернес уделял эстраде, которая давала ему широкий простор для реализации собственных замыслов. Стал принимать активное участие в создании репертуара. Предъявлял высокие требования и к музыке, и к стихам, долго и придирчиво работал с поэтами и композиторами. Из 82 песен репертуара Бернеса более 40 создано по его заказу или с его прямым участием.

Марк Наумович Бернес умер 16 августа 1969 года от рака лёгких.

Звучит песня «Тёмная ночь»

История создания всенародно любимой песни «Темная ночь» очень интересна. В 1943 году, во время работы над знаменитым кинофильмом «Два бойца» у режиссера Леонида Лукова не получалось снять эпизод написания солдатом письма. Расстроенному из-за множества безуспешных попыток режиссеру неожиданно пришла мысль, что украшением сцены могла бы стать песня, передающая чувства бойца в момент написания письма родным. Не теряя ни минуты, Леонид Луков поспешил к композитору Никите Богословскому. Поддержав идею Лукова, Никита Владимирович уже через 40 минут предложил другу мелодию. После этого оба приехали к поэту Владимиру Агатову, который, в свою очередь, за пару-тройку часов написал легендарное стихотворение. Так, на музыку Никиты Богословского и слова Владимирам Агатова, благодаря идее Леонида Лукова, была создана любимая и поныне песня «Темная ночь». Спетая исполнителем роли главного героя Марком Бернесом, «Темная ночь» навсегда осталась в памяти советского народа. Кстати, после записи песни, сцена написания письма в землянке была удачно снята с первого дубля. Но и на этом история создания песни не заканчивается. Первая матрица пластинки пострадала от… слез работницы завода, которая не смогла сдержать чувств при прослушивании песни в исполнении Ивана Козловского. Так что в свет «Темная ночь» вышла только со второй матрицы.

4………………………Эдит Пиаф

"Я живу только на сцене... Я всегда буду петь, а в тот день, когда перестану – умру».

 Земляки ценили и личное мужество Пиаф, выступавшей во время войны в Германии перед французскими военнопленными, чтобы после концерта вместе с автографами передать им все необходимое для побега, и ее милосердие — она устраивала концерты в пользу семей погибших. В период оккупации Эдит Пиаф выступала в лагерях для военнопленных на территории Германии, фотографировалась с немецкими офицерами и с французскими военнопленными «на память», а потом в Париже по этим фотографиям изготавливали поддельные документы для солдат, бежавших из лагеря.

Однажды, Чарли Чаплин сказал, что Эдит Пиаф в своем творчестве, т. е. в песне, делала то же, что и он в кинематографе. И это правда. Во время войны Эдит Пиаф выступала в лагерях для французских военнопленных. В одном лагере военнопленные всегда были рады увидеть свою соотечественницу, тем более знаменитую певицу.

Эдит Пиаф внезапно выразила желание сфотографироваться с ними. Немецкие власти не смогли отказать знаменитой певице. Эдит сфотографировалась среди ста двадцати пленных и попросила карточку на память. В Париже фотография была отдана в подпольную мастерскую, где тщательнейшим образом проделали следующие работы: лицо каждого пленного пересняли на отдельную карточку, увеличили и приклеили к фальшивому удостоверению личности.

Проходит некоторое время, и она обращается к немецким властям с просьбой разрешить ей снова побывать в этом лагере. Она получает разрешение. И вместе со своей секретаршей, в чемодане с двойным дном прячет сто двадцать удостоверений личности, а затем тайком провозит их в лагерь. Что произошло дальше?

Каждому из ста двадцати пленных, под видом раздачи автографов, она раздавала фальшивые документы. Пленным оставалось только поставить подпись и бежать при первом удобном случае.

Кого-то она увезла из лагеря под видом музыкантов из оркестра, с их фальшивыми удостоверениями… Их было сто двадцать, и все они благодаря Эдит Пиаф получили долгожданную свободу. Уже потом, много лет спустя они приходили иногда во время концертов, чтобы обнять ее, чтобы поплакать вместе.

Исп. Песня

Перевод

 Нет жизнь, не грустна

И счастье существует

Достаточно, было бы протянуть руку

Ты нашёл бы друзей….

1960 год

5. Ансамбль песни и пляски им. А. А. Александрова..

Творчество Дважды Краснознаменный Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова — крупнейший военный художественный коллектив. Днём его рождения считается на 12 октября 1928 года — день, когда состоялось первое выступление коллектива в составе 12 человек в Центральном доме Красной Армии. Уже к середине 30-х годов численность Ансамбля выросла до 300 человек, а его известность вышла далеко за пределы СССР.      

     В 1978 году Ансамбль получил наивысшую профессиональную аттестацию — в свое 50-летие он стал академическим.      

     Организатором и первым музыкальным руководителем был профессор Московской консерватории им. П.И.Чайковского, народный артист СССР, композитор, генерал-майор А.В.Александров, возглавлявший ансамбль на протяжении 18 лет.      

     За всю историю коллектива 126 "александровцев" были удостоены почетных творческих званий.      

     Хор признан одним из лучших мужских хоров мира. Он соединяет стройность и чистоту звучания академической капеллы с яркой эмоциональностью и непосредственностью, присущими народному исполнительству, демонстрирует высокое вокальное мастерство. Танцевальная группа ансамбля с честью удерживает завоеванные александровцами высоты хореографического искусства. Успех работы хора, солистов и танцевальной группы во многом зависит от гибкого и стройного в своем звучании оркестра, который уникален по своему составу. В нем удачно сочетаются русские народные инструменты — домры, балалайки, баяны с деревянными и медными духовыми инструментами.      

     В годы Великой Отечественной Войны ансамбль полным составом и бригадами выступил в действующей армии более 1500 раз. Краснознаменцы проехали с концертами по всей России, побывали с гастролями более чем в 70-ти странах Европы, Азии, Африки и Америки, и везде их выступления пользовались поистине триумфальным успехом.      

     В репертуаре ансамбля более 2-х тысяч произведений. Это песни отечественных композиторов, народные песни и танцы, солдатские пляски, духовная музыка, классические произведения русских и зарубежных композиторов.      

     Деятельность ансамбля положила начало созданию и развитию коллективов нового типа — Ансамблей песни и пляски. По его образцу возникли многие Ансамбли песни и пляски военных округов, флотов и групп войск, причем не только у нас в стране, но и за рубежом.

Хор был одним из немногих коллективов, принимавших участие в праздновании великой Победы 9 мая 1945 г. на Красной площади.

Исп. песню «Соловьи»

песне «Соловьи», написанной на исходе военного лихолетья, сурово и просто и вместе с тем очень задушевно высказано то, что было на душе у каждого солдата в дни, когда Победа была уже близка, но война еще не окончена.

В одной из давних радиопередач автор стихов, на которые написана песня «Соловьи», замечательный советский поэт Алексей Иванович Фатьянов (1919—1959), в шинели рядового прошагавший трудными военными дорогами, рассказывал:

«Помню фронт. В большой зеленой роще мы, солдаты, после только что затихшего боя лежим, отряхиваясь от крупинок засыпавшей нас земли, и вдруг слышим: вслед за растаявшим вдали рокотом вражеских самолетов, во все горло, как бы утверждая жизнь, защелкал соловей!

И это вошло в песню «Пришла и к нам на фронт весна» (таким было первоначальное название “Соловьев”. —  Ю. Б.}.

 Автор песни говорил: ….герои моих песен были рядом со мной, и я стал писать о скромных, мужественных, справедливых советских солдатах:

Узнавшие горе. Хлебнувшие горя.

В огне не сгорели. В боях уцелели.

Никто не расскажет смешнее историй,

И песен никто не споет веселее.

Ну что ж, что гремят бесконечные залпы?

Взлетает гармошка, сверкая резьбою.

И, слушая песню, никто не сказал бы,

Что час лишь, как парни вернулись из боя…»

В архиве поэта сохранился черновик стихотворения «Пришла и к нам на фронт весна», датированный 1942 годом. В каких только фронтовых переделках не побывал этот исчерканный фатьяновской рукой листочек!

Поначалу поэт сам придумал мелодию к своим стихам. Собственно говоря, так часто бывало, когда Фатьянов сочинял свои песни. Природа щедро одарила его, в том числе и мелодическим даром. Алексей Иванович неплохо пел, и потому друзья – однонолчане не упускали случая попросить его не только прочитать, но и напеть сложенные им стихи и песни.

«Там он себя хорошо показал и был одним из первых, кто вступил в город, за что получил медаль «За отвагу» и краткосрочный отпуск, — вспоминал друг и соавтор поэта по многим песням композитор В. П. Соловьев-Седой, — и вот тогда-то он привез мне оттуда и вручил слова двух песен, которые я, надо сказать, написал в один день. Это были “Соловьи” и “Ничего не говорила”.

Так было и в случае с «Соловьями». Фатьянов не только прочитал Соловьеву-Седому свои стихи, но и напел придуманную им самим мелодию, ставшую основой припева песни.

Чтобы песня пошла в народ, чтобы полюбили ее и запомнили, она должна быть не просто исполнена, а спета сердцем, спета душой. В этом отношении «Соловьям» очень повезло: песню впервые исполнил замечательный певец, с голоса которого запомнились, полюбились людям многие песни, — Георгий Павлович Виноградов. Его исполнение «Соловьев» вместе с Краснознаменным ансамблем в далеком  1945 году было да, пожалуй, и по сей день остается, непревзойденным образцом проникновения в творческий замысел авторов.

Секрет успеха этой песни, думается, очень точно объяснил прославленный полководец Великой Отечественной войны Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков. В канун 25-летия Победы над фашистской Германией на просьбу корреспондента «Комсомольской правды» Василия Пескова назвать любимую песню, он ответил: «Мои вкусы, я думаю, не расходятся со вкусом многих людей: «Вставай, страна огромная!», «Дороги», «Соловьи

Прозвучав сорок с лишним лет назад, “Соловьи” стали одной из любимых и знаменитых песен военной поры.

6……………………… Народный хор им. Пятницкого.

Отметил своё 100- летие. Это самобытный, неповторимый, зажигательный ансамбль. Организован в 1911 году собирателем и  исполнителем Митрофаном Пятницким из крестьян Воронежской, Рязанякой, Смоленской губернии. Среди солистов 48 лауреатов Всероссийских и международных конкурсов. Сейчас 15 человек на место конкурс.

Исп. песня «Провожала меня мать во солдаты»

Заключение. Учащиеся читают стихи.

Это бессмертные песни! Потому что в них отразилась большая душа народа!»

Пусть былое ворвется в беседы…

Хоть оно порастает быльем,

Каждый год, накануне Победы,

Мы солдатские песни поем.

Не случайно совсем, не впервые,

До поры отложивши дела,

Соберутся твои рядовые

У накрытого другом стола.

Снова песню военную грянув,

Словно новый возьмут перевал.

Тут и выйдет Алеша Фатьянов,

Запевала из всех запевал…

Не его ли в глухом чернолесье

Надрывались всю ночь соловьи?

Не его ли широкие песни

Были самые наши.

Свои.

Меж солдат уживались бывалых,

Пробирались по топям болот,

Согревали на кратких привалах,

Шли в рядах марширующих рот.

Ничего, что сегодня мы седы,

Мы упрямо стоим на своем:

Каждый год, накануне Победы,

Те Прекрасные песни

Поем!..

Рекомендации к применению: прослушав песню можно проанализировать  произведения, спеть хором, группой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно - музыкальная композиция "У войны не женское лицо?!" (судьба женщин в годы Великой Отечественной войны)

Мероприятие посвящено женщинам, которые воевали на земле и в небе в годы Второй мировой войны, солдатским матерям. Есть информация о Прасковье Еремеевне Володичкиной, потерявшей на фронте 9 сыновей, о...

Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)

Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)В условиях современного школьного образования историческая дисциплина стала предметом повышенного обществ...

Русско-турецкие войны конца XVIII века. Кубань в Русско-турецких войнах

Подробный конспект урока.(размещается только в папке с конкурсным материалом) Организационная информацияТема урока Русско - турецкие войны конца XVIII века.Кубань в русско-турецких войнахПре...

Проект «Роль мультимедиа в процессе обучения истории второй мировой войны студентов технических специальностей. Хроники Советско-Японской войны 1945 года.

В кн.Вестник Дальневосточной государственной научной библиотеки № 2 (47) Хабаровск, 2010.Изучение истории Великой отечественной войны в процессе обучения играет важную роль в патриотическом воспитании...

Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей...

Олимпиада по истории для 9 классов "Забытая война", посвященная 100-летию начала Первой мировой войны (Конкурс "Забытая война")

Олимпиада по истории для 9 классов«Забытая война», посвященная 100-летию  начала Первой мировой войны                        ...